Сара вон. Прозвища Сары Воэн

Sarah Vaughan (23.03.1924 - 03.04.1990)

Леонард Фэзер:
" Я слышал вокалистку со спонтанностью Эллы Фицджеральд, с душой Ариты Франклин, с теплотой Пегги Ли, с фразировкой Кармен МакРэй. И все это было у Сары Воэн. "

Сара Вон (Sarah Vaughan, прозвище - Sassy, 27 марта 1924 - 3 апреля 1990) - одна из величайших джазовых вокалисток 20-го века, наряду с Billie Holiday и Ella Fitzgerald. Неоднократно подчеркивала, что на нее сильнейшее влияние оказали импровизации Charlie Parker и Dizzy Gillespie. Обладала диапазоном в три октавы, считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа.
Звезда Воэн взошла в 1942 году. На протяжении последующих трех лет она работала в бигбэндах, затем приступила к сольной карьере. Аккомпанировали ей, как правило, три пианиста. Начиная с 1950-х, наряду с классическим джазовым репертуаром записывала популярные шлягеры (напр., «Send in the Clowns»), которые выпускались отдельными синглами и принесли ей широкое признание за пределами мира джаза. В 1980-е гг. Воэн даже возражала, когда её называли джазовой певицей: она считала, что её диапазон шире.
С годами голос Воэн становился глубже, а исполнительский стиль усложнялся, балансируя на грани изысканности и манерности. Свой уникальный голос она считала своеобразным музыкальным инструментом - слова исполняемых песен и их значение играли для неё подчинённую роль. Вокальные экзерсисы Воэн зачастую строились на быстром, но плавном скольжении между октавами (glissando).
Училась играть на фортепиано, работала органисткой в церкви, пела в хоре. В 1943 выиграла вокальный конкурс в гарлемском театре Apollo, и Билли Экстайн, входивший в жюри конкурса, порекомендовал ее Эрлу Хайнзу. В 1943–44 была в оркестре Хайнза второй пианисткой и участницей вокального трио. Через некоторое время Экстайн «забрал» ее в свой бэнд, организовал первые записи (с Тони Скоттом, Диком Уэллсом, Диззи Гиллеспи, Тэдди Уилсоном и другими). В 1945–46 пела в оркестре Джона Кирби, после чего решила выступать на сцене с трио. В 1947 вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла, ставшим на многие годы ее менеджером. Лучшие ранние записи: Mean To Me (1945), Body And Soul (1946), Once In A While (1947), Ain’t Misbehavin’ (1950), East Of The Sun (1950). После 1955 в основном выступала в клубах, на сцене появлялась редко, в 1967–72 почти не пела. Зато в последующие годы посетила более 60 стран, принимая участие в самых разных проектах - от концертов в небольших джаз-клубах до выступлений с симфоническими оркестрами в огромных залах. В 1972 записала альбом с музыкой Мишеля Леграна (Sarah Vaughan - Michel Legrand) с оркестром, которым дирижировал автор. Благодаря записям с различными составами - оркестрами и хорами - вокалистке удалось добиться успеха и вне джаза. Однако джазовые музыканты с удовольствием приглашали ее в свои программы. После триумфального выступления в Карнеги-холле (1979) совершила ряд гастрольных поездок с оркестром Каунта Бэйси, с Джо Пассом, Стэнли Террентайном. В 1978 стала почетным доктором школы Беркли в Бостоне.Удостоена премий журналов Down Beat, Metronome, Esquire.
Выдающаяся певица пала жертвой своего пристрастия к курению: она умерла в 66 лет от рака лёгких.

Сара Вон (Sarah Vaughan, прозвище - Sassy, 27 марта 1924 - 3 апреля 1990) - одна из величайших джазовых вокалисток 20-го века, наряду с и . Неоднократно подчеркивала, что на нее сильнейшее влияние оказали импровизации и . Обладала диапазоном в три октавы, считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа. Когда-то критик Леонард Фэзер написал о ней: «Я слышал вокалистку со спонтанностью с душой , с теплотой , с фразировкой . И все это было у Сары Воэн».

Звезда Воэн взошла в 1942 году. На протяжении последующих трех лет она работала в бигбэндах, затем приступила к сольной карьере. Аккомпанировали ей, как правило, три пианиста. Начиная с 1950-х, наряду с классическим джазовым репертуаром записывала популярные шлягеры (напр., «Send in the Clowns»), которые выпускались отдельными синглами и принесли ей широкое признание за пределами мира джаза. В 1980-е гг. Воэн даже возражала, когда её называли джазовой певицей: она считала, что её диапазон шире. Выдающаяся певица пала жертвой своего пристрастия к курению: она умерла в 66 лет от рака лёгких.

С годами голос Воэн становился глубже, а исполнительский стиль усложнялся, балансируя на грани изысканности и манерности. Свой уникальный голос она считала своеобразным музыкальным инструментом - слова исполняемых песен и их значение играли для неё подчинённую роль. Вокальные экзерсисы Воэн зачастую строились на быстром, но плавном скольжении между октавами (glissando).

Училась играть на фортепиано, работала органисткой в церкви, пела в хоре. В 1943 выиграла вокальный конкурс в гарлемском театре Apollo, и Билли Экстайн, входивший в жюри конкурса, порекомендовал ее Эрлу Хайнзу. В 1943–44 была в оркестре Хайнза второй пианисткой и участницей вокального трио. Через некоторое время Экстайн «забрал» ее в свой бэнд, организовал первые записи (с Тони Скоттом, Диком Уэллсом, Диззи Гиллеспи, Тэдди Уилсоном и другими). В 1945–46 пела в оркестре Джона Кирби, после чего решила выступать на сцене с трио. В 1947 вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла, ставшим на многие годы ее менеджером. Лучшие ранние записи: Mean To Me (1945), Body And Soul (1946), Once In A While (1947), Ain’t Misbehavin’ (1950), East Of The Sun (1950). После 1955 в основном выступала в клубах, на сцене появлялась редко, в 1967–72 почти не пела (как язвительно замечено в одном из справочников, «долго подыскивала мужей и менеджеров»). Зато в последующие годы посетила более 60 стран, принимая участие в самых разных проектах - от концертов в небольших джаз-клубах до выступлений с симфоническими оркестрами в огромных залах. В 1972 записала альбом с музыкой Мишеля Леграна (Sarah Vaughan - Michel Legrand) с оркестром, которым дирижировал автор. Благодаря записям с различными составами - оркестрами и хорами - вокалистке удалось добиться успеха и вне джаза. Однако джазовые музыканты с удовольствием приглашали ее в свои программы. После триумфального выступления в Карнеги-холле (1979) совершила ряд гастрольных поездок с оркестром Каунта Бэйси, с Джо Пассом, Стэнли Террентайном. В 1978 стала почетным доктором школы Беркли в Бостоне.

Джазовая вокалистка Сара Воэн вошла в историю как лучшая исполнительница бибопа, ее вокал отличался манерностью и глиссандо. Она выступала с лучшими представителями нового направления в джазе, а ее звездный час произошел на концерте .

Сара Воэн – биография

Сара Воэн родилась в 1924 году в очень религиозной семье. Ее отец был плотником, а мать – прачкой, в свободное время она пела в церкви. В 7 лет там же стала солисткой и маленькая Сара, которая также училась играть на фортепиано. Вскоре молодую девушку захватила современная музыка, она стала тайком от родителей выступать с джаз-бэндами.

Сара Воэн играет Дюку Эллингтону и Билли Экстайну, 1950 год

Звездным часом молодой певицы стал конкурс талантов в театре Аполлона в Гарлеме, где многие афро-американские музыкальные легенды сделали свое имя. Сара выиграла тот конкурс, получила 10 долларов и стала ждать приглашения. По условиям ей должны были позвонить и пригласить на концерт в клубе. Только через год она дождалась звонка, который изменил всю ее жизнь. Сару пригласили выступить на разогреве у уже достаточно известной Эллы Фицджеральд. О том концерте ходят легенды, которые стали анекдотами. Но однозначно молодая певица ошеломила всех, двери на большую сцену ей были открыты.

После сотрудничества с вокалистом Билли Экстайном в оркестре Эрла Хайнза, Сара присоединилась к новому проекту Экстайна в 1944 году. В бэнде играли и , которые ратовали за новый джаз – бибоп. Воэн вдохновилась новым стилем и в 1945 году выходит песня Lover Man, которую она сделала с Паркером и Гиллеспи.

Уже будучи занятой сольной карьерой, Сара часто воссоединялась с коллегами по тем, первым группам Экстайна.

Прозвища Сары Воэн

Сару Воэн называли Sassy и матрос

Но также у Воэн было прозвище «Божественная»

Первое прозвище Sassy – нахалка, Сара получила за свое поведение на сцене. В бытность работы в оркестре Билли Экстайна Сара получила еще кличку – матрос. Якобы она крепко выражалась, используя гарлемовский жаргон похлеще любого матроса. Но такие прозвища давали певице близкие друзья, коллеги музыканты. Критики звали ее «Божественная». Часто говорят, что для Эллы Фицджеральд пение было радостью, для Билли Холидей – утопить горе, а для Сары Воэн – это нирвана.


Живые выступления Сары Воэн всегда пользовались успехом

Хиты Сары Воэн

На пике карьеры Сара Воэн занималась больше популярной музыкой на лейбле Mercury Records. Но самыми запоминающимися ее композициями стали песни, выпущенные на джазовом лейбле EmArcy Whatever Lola Wants (1955), Misty (1957) и Broken-Hearted Melody (1959).

Образ Сары Воэн

Даже когда интерес к джазу стал спадать, на живые выступления Сары Воэн собирались полные залы. На сцене она всегда была раскрепощена и эмоциональна.

Чем старше становилась певица, тем изысканней, на грани манерности, становилось ее исполнение. К тексту Сара часто относилась как к вспомогательному материалу, главной была музыка, а голос был одним из инструментов.

Она обладала большим диапазоном, около 3 октав, часто использовала такие приемы как глиссандо, вибрато. Кроме того, Сара отлично владела техникой скэта. За образец вокала Сара взяла манеру игры на саксофоне .

Историк джаза Элайна М. Хейс считает, что Сара не стала хорошей пианисткой потому что «фортепиано, с его фиксированным шагом и строгим соблюдением половины и целых шагов, просто не может производить микротоны, нюансы, которые вскоре стали визитной карточкой ее вокального стиля».

Личная жизнь

Личная жизнь певицы сложилась не очень удачно. Она 4 раза была замужем, удочерила ребенка. Существует мнение, что она всегда выбирала «не тех мужчин», все время тянулась в жестоким тиранам. Первый муж Джордж Тредвел мечтал полностью изменить ее внешность, в 1958 году она вышла замуж за Клайда Б. Аткинса, оскорбительного шарлатана, который играл на ее деньги.

"Божественная" Сара Вон, получившая это прозвище за необычайную красоту своего голоса, была и остается одной из самых выдающихся джазовых певиц всех времен. Одной из первых она начала петь в манере боп-скэт. Обладая уникальным по тембру и широте диапазона голосом, Сэсси (Sassy), как звали ее многие, в совершенстве владела блюзовой интонацией, свингом и офф-битом. Кроме своего прославленного джазового вокала Сара прославилась исполнением в сонг-стиле - джазовых интерпретациях популярных лирических песен и шлягеров. Обладая диапазоном голоса в три октавы, Вон считалась самой лучшей вокалисткой периода бибопа. Победительница "Грэмми", обладатель премий журналов "Down Beat", "Metronome" и "EsquireСара", Вон записала при жизни множество десятков альбомов и огромное количество раз появилась в записях других музыкантов.

Сара Вон (Sarah Lois Vaughan) родилась в 1924 году в Ньюарке, штат Нью-Джерси (Newark, New Jersey), США. Отец ее, Эсбери "Джейк" Вон (Asbury "Jake" Vaughan), плотник по профессии, играл на пианино и гитаре; матушка, Ада Вон (Ada Vaughan), была прачкой, а в свободное время пела в местном церковном хоре. В Ньюарк ее родители перебрались во время Первой мировой войны из штата Вирджиния (Virginia). Сара была единственным их ребенком, а позже, в 60-х, родители ее удочерили некую Донну (Donna), дочь знакомой Сары.

Родители ее были людьми глубоко религиозными, и маленькая Сара много времени проводила в церкви New Mount Zion Baptist Church; она пела в церкви, а с 7 лет начала брать уроки фортепиано; позже ее частенько приглашали аккомпанировать.

Уже тогда современная музыка стала ее главным увлечением – по радио Сара слушала и узнавала новых музыкантов и группы, а, кроме того, ее так и тянуло на концертные площадки и в клубы. Со временем она и сама стала потихоньку, скрываясь от родителей, выступать в ночных клубах Ньюарка вроде "Piccadilly Club". Вскоре ее увлечение захватило Сару настолько, что она забросила учебу (училась она тогда в Newark Arts High School) и целиком посвятила себя музыке. Это было время, когда в знаменитом театре Apollo Theater в Гарлеме (Harlem) уже зазвучал джаз и начали выступать биг-бэнды. Их музыка настолько притягивала юную Сару, что противостоять этому она попросту не могла.

Есть мнение, что Саре Вон не пришлось долго и трудно карабкаться по крутому склону на пути к своей известности – она лишь оказалась в "нужное время в нужном месте". Есть, впрочем, и мнение, что лишь настоящий талант умеет заставить эти самые "время и место" работать на себя. Итак, этим "местом" оказался для Сары тот самый Apollo Theater в Гарлеме. В один из вечеров было объявлено, что представление уже тогда знаменитой Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) будет предварено некой "певичкой из Ньюарка", Сарой Вон. Шел 1942 год – это и было время, когда звезда Сары Вон прочно и надолго взошла на джазовый небосклон. На нее обратили тогда внимание все – от официантов клуба до самой Фитцджеральд. Многие попросту не поверили тогда своим ушам – ее пение было чем-то новым, не существовавшим прежде, до Сары! Дальнейшая ее судьба была предрешена; правда, до сих пор остается загадкой – кто же все-таки "протолкнул" Сару именно тогда, в 1942-м. По разным источником, ее "открывателем" мог быть Эрл Хайнз (Earl Hines), руководитель оркестра, и Билли Экстайн (Billy Eckstine), прекрасный певец, баритон (также работавший в оркестре Хайнза), который в тот вечер также пришел послушать Фитцджеральд. Известно лишь, что тогда, независимо от того, по рекомендации ли Экстайна, либо без нее, Хайнз оказался самым быстрым и немедленно нанял Сару на работу в свой оркестр.

На протяжении довольно недолгого Вон проработала в оркестре Хайнза, а также и в других коллективах.

В конце 1943 года она оставила оркестр Хайнза; в 1944 году, Билли Экстайн собрал собственный оркестр вместе с Диззи Гилеспи (Dizzy Gillespie), и она перешла к нему; в тот период она неоднократно выступала дуэтом с Билли; эта пара записала немало джазовых композиций, ставших классическими.

Известно, что Сара работала и в комбо Джона Керби (John Kirby), Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и в других прославленных джазовых коллективах.

Лучшие дня

Дискография Сары Вон настолько обширна, что, вне всякого сомнения, заслуживает отдельной статьи, однако, даже далекому от джаза человеку знакомы такие названия, как "I"ll Wait and Pray", "If You Could See Me Now", "Don"t Blame Me", "Everything I Have is Yours", "Body and Soul", "That Lucky Old Sun", "Thinking of You" и многие, многие другие.

В 50-х Вон работала под знаком "Mercury Records", записав такие хиты, как "Make Yourself Comfortable", "How Important Can It Be", "The Banana Boat Song", "Misty".

В 1946 году Сара вышла замуж за трубача Джорджа Тредуэлла (George Treadwell), с которым прожила до 1958-го года. Вторым ее супругом стал Клайд Аткинс (Clyde Atkins) – с 1958 по 1961 год. Уэймон Рид (Waymon Reed) был в 1978-1981-м ее третьим мужем. Известно, что Сара Вон так и не смогла родить собственных детей – в 1961-м она усыновила девочку по имени Дебра (Debra Lois), которая впоследствии стала актрисой, известной под именем Пэрис Вон (Paris Vaughan).

Известно и то, что жизнь певицы была полна парадоксов, и, несмотря на то, что многие ее друзья отзывались о ней прекрасно, была она, как и многие гениальные люди, полна "своих тараканов". Впрочем, личная жизнь настолько большой певицы меркнет в свете ее блестящей музыкальной деятельности.

С годами голос Вон становился глубже, а стиль - витиеватее и сложнее. Сама же Сара свой уникальный голос считала в некотором роде просто музыкальным инструментом – известно, что тексты песен никогда не играли для неё важной роли, оставляя главное музыке.

К сожалению, здоровье Сары пошатнулось в конце 80-х годов; ей пришлось отменить многие концерты. Позже был поставлен и диагноз – рак легких. Сколько могла, певица боролась с грозной болезнью, но после, устав, попросила отвезти ее домой, где она и скончалась. Произошло это 3 апреля 1990 года, всего за неделю до ее 60-летия. Похоронена Сара Вон на кладбище Glendale Cemetery в Блумфилде, штат Нью-Джерси (Bloomfield, New Jersey).