Сетон томпсон библиография. Эрнест Сетон-Томпсон: биография и литературная деятельность. Личная жизнь Эрнест Сетон-Томпсон

Э. Сетон-Томпсон

Чинк был уже таким большим щенком, что считал себя замечательной взрослой собакой - и правда замечательным он был, но совсем не таким, каким воображал. Он не был ни свиреп, ни даже внушителен с виду, не отличался ни силой, ни быстротой, но зато был одним из самых шумливых, добродушных и глупых щенков, какие когда-либо грызли сапоги своего хозяина. Его хозяином был Билл Обри, старый горец, живший в то время под горой Гарнет, в Йеллоустонском парке. Это очень тихий уголок, далеко в стороне от путей, излюбленных путешественниками. И то место, где Билл поставил свою палатку, можно было бы признать одним из самых уединенных человеческих обиталищ, если бы не мохнатый, вечно неугомонный щенок Чинк.

Чинк никогда не оставался спокойным хотя бы в течение пяти минут. Он охотно исполнял все, что ему велели, кроме одного: сидеть спокойно. Он постоянно пытался проделывать самые нелепые и невозможные штуки, а когда брался за что-нибудь обыкновенное и легкое, неизменно портил все дело какой-нибудь выходкой. Однажды, например, он провел целое утро в напрасных попытках вскарабкаться на высокую прямую сосну, в ветвях которой он увидел белку.

В течение нескольких недель самой заветной мечтой Чинка было поймать суслика.

Суслики во множестве жили вокруг палатки Билла. Эти маленькие животные имеют обыкновение усаживаться на задние лапы, выпрямившись и плотно сложив передние лапки на груди, благодаря чему издали их можно принять за колышки. Вечером, когда нам надо было привязать лошадей, мы нередко направлялись к какому-нибудь суслику, и ошибка выяснялась только после того, как суслик исчезал в норе с задорным писком.

Чинк в первый же день своего прибытия в долину решил непременно поймать суслика. Как это за ним водилось, он сразу же натворил много разных глупостей. Еще за четверть мили до суслика он припадал к земле и полз на брюхе от кочки до кочки не меньше ста шагов. Но скоро его возбуждение достигало такой степени, что он, не стерпев, вскакивал на ноги, шел напрямик к суслику, который уже сидел возле норы, отлично понимая, что происходит. Через минуту Чинк бросался бежать, и именно тогда, когда ему следовало красться, он забывал всякую осторожность и с лаем бросался на врага. Суслик сидел неподвижно до самого последнего момента, затем, внезапно пискнув, нырял в нору, бросив задними лапками целую горсть песку прямо в открытую пасть Чинка.

День за днем проходили в таких бесплодных попытках. Однако Чинк не унывал, уверенный в том, что настойчивостью он своего добьется. Так оно и случилось.

В один прекрасный день он долго и тщательно подкрадывался к очень большому суслику, проделал все свои нелепые штуки, завершив их яростной атакой, и действительно схватил свою жертву - только на этот раз оказалось, что он охотился за деревянным колышком. Собака отлично понимает, что значит очутиться в дураках. Всякому, кто в этом сомневается, следовало бы посмотреть на Чинка, когда он в тот день смущенно прятался позади палатки, подальше от посторонних глаз.

Но эта неудача ненадолго охладила Чинка, который был от природы наделен не только пылкостью, но и порядочным упрямством. Ничто не могло лишить его бодрости. Он любил всегда двигаться, всегда что-нибудь делать. Каждый проезжающий фургон, каждый всадник, каждый пасущийся теленок подвергался его преследованию, а если ему на глаза попадалась кошка, с соседнего сторожевого поста, он считал своим священным долгом перед солдатами, перед ней и перед самим собой гнать ее домой как можно скорее. Он готов был по двадцать раз на день бегать за старой шляпой, которую Билл обыкновенно забрасывал в осиное гнездо, командуя ему: «Принеси!»

Понадобилось много времени, для того чтобы бесчисленные неприятности научили его умерять свой пыл. Но мало-помалу Чинк понял, что у фургонов есть длинные кнуты и большие злые собаки, что у лошадей на ногах есть зубы, что у телят есть матери, чьи головы снабжены крепкими дубинками, что кошка может оказаться скунсом, а осы - вовсе не бабочки. Да, на это понадобилось время, но в конце концов он усвоил все, что следует знать каждой собаке. И постепенно в нем стало развиваться зерно - пока еще маленькое, но живое зернышко собачьего здравого смысла.

Все нелепые промахи Чинка были словно воссоединены в нечто единое, и его характер обрел целостность и силу после промаха, увенчавшего их все, - после его стычки с большим койотом. Этот койот жил недалеко от нашего лагеря и, по-видимому, как и прочие дикие обитатели Йеллоустонского парка, прекрасно понимал, что находится под защитой закона, который запрещал здесь стрелять, охотиться и ставить ловушки или как-нибудь иначе вредить животным. К тому же он жил как раз в той части парка, где был расположен сторожевой пост и солдаты зорко следили за соблюдением закона.

Убежденный в своей безнаказанности, койот каждую ночь бродил вокруг лагеря в поисках отбросов. Сначала я находил только его следы, показывавшие, что он несколько раз обходил лагерь, но не решался подойти ближе. Потом он начал распевать свою заунывную песню тотчас после захода солнца или при первых проблесках утра. И, наконец, я начал находить его четкие следы около мусорного ведра, куда каждое утро выходил посмотреть, какие животные побывали там в течение ночи. Осмелев еще больше, он стал иногда подходить к лагерю даже днем, сначала робко, затем с возрастающей самоуверенностью; наконец, он не только посещал нас каждую ночь, но и целыми днями держался поблизости от лагеря и то пробирался к палаткам, чтобы украсть что-нибудь съедобное, то восседал на виду у всех на соседнем пригорке.

Однажды утром, когда он таким образом сидел шагах в пяти - десяти от лагеря, один из нашей компании в шутку сказал Чинку: «Чинк, ты видишь этого койота, который смеется над тобой? Пойди прогони его!»

Чинк всегда исполнял то, что ему говорили. Желая отличиться, он бросился в погоню за койотом, который пустился наутек.

Это было великолепное состязание в беге на протяжении четверти мили, но оно и в сравнение не шло с тем, которое началось, когда койот повернул и бросился на своего преследователя. Чинк сразу сообразил, что ему несдобровать, и во всю прыть пустился к лагерю. Но койот бегал быстрее и скоро настиг щенка. Куснув его в один бок, потом в другой, он всем своим видом выразил полное удовольствие.

Чинк с визгом и воем мчался что было мочи, а его мучитель преследовал его без передышки до самого лагеря. Стыдно сказать, но мы смеялись над бедным псом заодно с койотом, и Чинк так и не дождался сочувствия. Еще одного такого опыта, только в меньших размерах, оказалось вполне достаточно для Чинка: с тех пор он решил оставить койота в покое.

Но зато сам койот нашел себе приятное развлечение. Теперь он каждый день слонялся около лагеря, великолепно зная, что никто не осмелится в него стрелять. К тому же замки всех наших ружей были опечатаны правительственным агентом, а кругом всюду была охрана.

Койот следил за Чинком и выискивал возможность его помучить. Щенок знал теперь, что стоит ему отойти на сто шагов от лагеря, койот окажется тут как тут и начнет кусать и гнать его назад до самой палатки хозяина.

Это продолжалось изо дня в день, и наконец жизнь Чинка превратилась в сплошное мучение. Он больше уже не смел отходить один на пятьдесят шагов от палатки. И даже когда он сопровождал нас во время наших поездок по окрестностям, этот нахальный и злобный койот следовал за нами по пятам, выжидая случая поиздеваться над бедным Чинком, и портил ему все удовольствие прогулки.

Билл Обри перенес свою палатку на милю от нас выше по течению реки, и койот почти перестал посещать наш лагерь, так как переселился на такое же расстояние вверх по течению. Как всякий хулиган, не встречающий противодействия, он становился день ото дня нахальнее, и Чинк постоянно испытывал величайший страх, над которым его хозяин только подсмеивался.

Свой переезд Обри объяснил необходимостью отыскать лучшее пастбище для лошади, но вскоре выяснилось, что он просто искал одиночества, чтобы без помехи распить бутылку водки, которую где-то раздобыл. А так как одна бутылка не могла его удовлетворить, то на другой же день он оседлал коня и, сказав: «Чинк, охраняй палатку!» - ускакал через горы к ближайшему кабаку. И Чинк послушно остался, свернувшись клубочком у входа в палатку.

При всей своей щенячьей глупости Чинк был сторожевым псом, и его хозяин знал, что он будет исправно исполнять свои обязанности по мере сил.

Во второй половине этого дня один проезжавший мимо горец остановился, по обычаю, на некотором расстоянии от палатки и крикнул:

Послушай, Билл! Эй, Билл!

Но, не получив ответа, он направился к палатке и был встречен Чинком самым подобающим образом: шерсть его ощетинилась, он рычал, как взрослая собака. Горец понял, в чем дело, и отправился своей дорогой.

Э́рнест Се́тон-То́мпсон (англ. Ernest Thompson Seton , урождённый Ernest Evan Thompson - Э́рнест Э́ван То́мпсон ; в литературе часто встречается вариант Эрнест Томпсон Сетон) - канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Один из основателей движения скаутов в США. Поскольку Соединённые Штаты играли в жизни Сетона почти столь же значительную роль, что и Канада, его по праву можно назвать также американским писателем.

Эрнест Эван Томпсон родился в британском городе Саут-Шилдс. Его отец, Сетон, происходил из старинного английского дворянского рода. Когда Эрнесту было шесть лет, семья переехала в Канаду. Юный Эрнест часто уходил в лес чтобы изучать и рисовать животных, главным образом чтобы избегать своего склонного к насилию отца. Позже, в результате отчуждения между ними он изменил свое имя на Эрнест Томпсон-Сетон (или вернее Томпсон Ситон) В 1879 г. Эрнест окончил Торонтский колледж искусств.
Первое литературное произведение Сетона-Томпсона, «Жизнь лугового тетерева», было опубликовано в 1883 г. Известность в США и Канаде писателю принесли сборники «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901), а также 8-томный труд «Жизнь диких зверей» (1925-1927). Иллюстрации к своим рассказам и повестям Сетон весьма искусно рисовал сам - его рисунки отличаются точностью и выразительностью. С 1890 по 1896 г. Сетон изучал изобразительное искусство в Париже.
Не будучи поклонником городской жизни, Сетон подолгу жил в лесах и прериях. Написал около 40 книг, главным образом о животных. Несколько книг посвятил быту и фольклору индейцев и эскимосов. Темы индейского быта и жизни на природе, среди диких животных, соединились в увлекательной и познавательной автобиографической книге «Маленькие дикари». Сетон также опубликовал книги «Биография гризли» (1900), «Береста» (1902), «Книга о лесе» (1912) и др.
В 1906 г. писатель познакомился с лордом Баден-Пауэллом, основателем движения бой-скаутов. Вместе они активно пропагандировали идеологию жизни в гармонии с природой.
Сетон стал одним из зачинателей литературного жанра произведений о животных; он оказал мощное влияние на многих писателей-анималистов.
В 1896 году Сетон-Томпсон женился на Грейс Галлатин. 23 января 1904 года родилась их единственная дочь Энн. Позже она прославилась под именем Ани Ситон (Anya Seton), как автор бестселлеров на историческую и биографическую темы. В 1935 году Грейс и Эрнест развелись, и вскоре он женился на Джулии М. Батри, которая также занималась литературной деятельностью (сама и в соавторстве с мужем). У них не было своих детей, но в 1938 году они удочерили семилетнюю девочку - Бьюлу(Ди)Сетон, (в замужестве Ди Сетон-Барбер). В 1972 году её посетили советские журналисты Василий Песков и Борис Стрельников и эту встречу они описали в своей книге «Земля за океаном». Аня Ситон скончалась в 1990 году, а Ди Сетон-Барбер - в 2006.
Эрнест Сетон-Томпсон скончался 23 октября 1946 г. в американском городе Санта-Фе (штат Нью-Мексико). Его тело было кремировано и урна с прахом четырнадцать лет хранилась в доме. В 1960 году, в столетнюю годовщину рождения писателя его дочь Ди и внук Ситон Коттьер (сын Ани) поднялись в небо на самолете и развеяли прах над холмами Ситон-Вилледж (Seton Village).

(1860-1946) американский писатель и натуралист

Есть такие писатели, которые не создали крупных произведений и тем не менее оказали огромное влияние на развитие литературы. К их числу и относится Эрнест Сетон-Томпсон. Его заслуга состоит в том, что он одним из первых правдиво описал мир и повадки диких животных. Именно от него в литературе берет начало анималистический жанр.

Несмотря на то, что Эрнест Сетон-Томпсон считается американским писателем, родился он далеко от Америки, в маленьком английском городке Саутшилде. Его отец был преуспевающим судовладельцем. Однако в тот год, когда Эрнесту исполнилось пять лет, его дела пошатнулись, и он решил искать счастья за океаном.

Первые годы родители Эрнеста Сетона-Томпсона прожили на ферме неподалеку от города Линдсея. Это время навсегда запомнилось Эрнесту как самое счастливое из всех его детских лет. Мальчик впервые оказался среди дикой природы и все свободное время проводил в полях и лесах, хотя, конечно, он не остался неучем. За эти годы он научился писать и читать и даже начал ходить в школу.

В 1870 году жизнь семьи Томпсонов круто изменилась. Они переехали в Канаду и поселились в Торонто. Там отец начал работать в городском управлении, определив детей в школу. Переезд в город не изменил отношения Эрнеста к природе. Каждую свободную минуту он стремился провести за городом или в парке. В одном из укромных уголков парка мальчик построил себе хижину, в которой проводил все свободные часы. Эта маленькая хижина стала его вторым домом. Он подружился с животными, подкармливал бродячих собак и кошек, наблюдал за их жизнью и повадками. Позже впечатления детства отразятся в его повести «Королевская аналостанка», в которой писатель рассказал историю обыкновенной кошки.

Городская жизнь не пошла мальчику на пользу: через пять лет его здоровье сильно ухудшилось, и врачи посоветовали отправить Эрнеста на природу. Родители написали новым владельцам их фермы, и те согласились, чтобы Эрнест приехал к ним жить, поселив его вместе со своими детьми. Интересная жизнь на ферме впоследствии была описана Томпсоном в книге «Маленькие дикари».

Вернувшись через год домой в город, Эрнест Сетон-Томпсон продолжил учебу в школе и вскоре закончил ее с похвальным листом. Однако переутомление отразилось на его здоровье. Он снова заболел и вместо того, чтобы поступать в университет, опять отправился на ферму. Но на этот раз дикая природа и чистый воздух не помогли ему. Состояние здоровья Эрнеста настолько ухудшилось, что он был вынужден вернуться в город для серьезного лечения.

После выздоровления юноша стал брать уроки у художника, поскольку к тому времени твердо решил поступать в художественную школу. Уже после первого курса Эрнест получил золотую медаль, которая позволила ему поехать в Лондон для совершенствования мастерства. Там Томпсон поступил в Королевскую школу живописи и скульптуры при Королевской академии художеств. Он учился хорошо и вскоре стал одним из лучших студентов академии. В те же годы у Эрнеста произошло и другое знаменательное событие. Его рисунки увидел директор Британского музея, и они настолько потрясли его, что он выдал юноше пожизненное удостоверение для посещения всех хранилищ и библиотеки музея, чтобы тот мог рисовать животных.

В это время у Томпсона и пробудился интерес к орнитологии. Он стал много читать о птицах, изучил все их виды, перерисовывал картинки, рисовал их по памяти и с натуры. Однако непрерывные занятия и полуголодное существование снова пошатнули его и без того слабое здоровье. И врачи опять посоветовали ему прекратить учебу и вернуться домой, в Канаду. Эрнесту там было не на что жить, поэтому приходилось браться за любую работу, чтобы только заработать деньги. Но больше всего он любил делать рисунки для поздравительных открыток.

Вскоре здоровье Томпсона поправилось, и он переселяется на ферму, которая принадлежала его брату. Именно там Эрнест Сетон-Томпсон встретился с героями своих произведений. На ферме он написал свою первую книгу «Иллюстрированное описание птиц Манитобы». Выход этой книги стал настоящим событием в научном мире.

Томпсон познакомился с крупнейшими американскими учеными и получил заказ на выполнение рисунков для энциклопедического словаря по зоологии. За этим последовали фундаментальная энциклопедия «Определитель птиц Америки» и книга «Млекопитающие Манитобы».

Занимаясь иллюстрациями, Сетон-Томпсон находил время и для того, чтобы писать большие картины. На полученные деньги он отправился в Европу и выставил в Париже на большом художественном салоне свою картину «Спящий волк», которая была восторженно принята критикой. Томпсона ожидала здесь известность и слава, тем более что до него мало кто из художников брался за изображение дикой природы и диких животных. Но он не остался в Европе и вскоре вернулся в США.

В 1893 году Сетон-Томпсон выставил несколько картин на международной выставке в Чикаго. Увидев их, президент США Теодор Рузвельт пожелал встретиться с художником и заказал ему портрет волка-вожака. Сейчас эта картина экспонируется в галерее имени Теодора Рузвельта.

В том же году к Томпсону обратился крупнейший американский издатель Скрибнер. Он предложил художнику издать книгу его рассказов с собственными рисунками. Успех первой книги Томпсона «Мои дикие друзья» превзошел все ожидания. Она была не только несколько раз переиздана, но и почти сразу же переведена на иностранные языки.

Теперь к Томпсону пришли известность и достаток. Он покупает виллу неподалеку от города Санта-Фе, где поселяется со своей приемной дочерью Ди. Туда Эрнест Сетон-Томпсон перевозит свою обширную библиотеку, а также своеобразный зоологический музей: фотографии, зарисовки зверей и птиц, чучела, образцы шкурок и птичьих яиц.

По материалам своих коллекций он публикует вначале книгу «Жизнь северных зверей», а затем фундаментальную энциклопедию «Жизнь диких зверей». За первую из них Эрнест Сетон-Томпсон получает высшую награду американских натуралистов - золотую «Медаль Костра», а за вторую - золотую медаль «Эллиотт», высшую награду Америки за научный труд.

На своей вилле писатель безвыездно прожил несколько десятилетий и скончался в 1946 году.

Эрнест Сетон-Томпсон родился (1860-1946) в Англии, в небольшом городке Саус-Шільдсе. Но он не был англичанином по происхождению. Его предки были выходцами из Шотландии. Предания о славном прошлом любовно хранились в семье, как и о охотничьи успехи многих их членов, которые принадлежали к старинному роду, особенно про лорда Сетона, страстного охотника, который убил в том же XVIII веке последнего волка на Британских островах. Много лет спустя, став известным писателем, Сетон-Томпсон восстановил старинный фамилия рода, сохранив на некоторое время двойную фамилию, под которым он и утвердился как писатель в мировой литературе.

Как человек раВНОсторонне одаренный, он рассказал о своей жизни в написанной им на склоне лет книге «Тропа художника-натуралиста» (1941), в русском переводе «Моя жизнь».

Отец будущего писателя был состоятельным человеком, владельцем около десяти судов, которые перевозили товар во все концы мира. Многочисленная семья - в ней было четырнадцать детей (четверо из них умерли в раннем возрасте) - жила в достатке. Сетон-Томпсон был самым младшим, десятым ребенком. Уже в раннем возрасте он проникся любовью к животным. Хоть бы как горько он плакал, стоило только ему сказать: «Смотри, птичка!» или показать какую-то букашку, чтобы он замолчал. Зимой, как он вспоминал, мать, бывало, окутывая его в одеяло, говорила, чтобы он возомнил себя деревцем. Войдя в этот образ, мальчик, не шелохнувшись, часами просиживал около стены. Также любил слушать сказки, такие, как «Красная Шапочка» и «Волк и семеро козлят», но его симпатии были всегда на стороне волка.

Правдиво описывает писатель эпизод кровавой расправы, в которой он и сам участвовал, над соседскими курами, которые заблудились на их участок. Позже появился и страх и стыд за то, что совершил. Пожалуй, именно после этого события писатель начал задумываться о тяжелых и нередко драматические взаимоотношения между человеком и природой, о необходимости защищать ее от человеческих желаний, которые вредят природе.

В первые годы детства Сетона-Томпсона дела отца ухудшились, и, когда мальчику исполнилось шесть лет, вся семья переехала в поисках счастья в Канаду. Сначала они обосновались в городе Линдсей, в провинции Онтарио, а четыре года назад переехали в Торонто, тогда небольшой городок, окруженный лесами.

Этот переезд в Канаду определил дальнейшую судьбу писателя. Мальчик оказался в совершенно непривычных для него условиях. Ему открылся новый мир лесов, где было много раВНОобразных животных и птиц.

Юному Эрнесту больше всего запомнилось, как руками родителей и братьев был возведен первый дом, в строительстве которого и он, малыш, тоже принимал участие. Также он запомнил дальнюю дорогу до школы, когда он как-то почти не замерз. Запомнил, как на его глазах брата подстрелили первого оленя, и свои чувства: желание попасть в него, а затем чувство боли при виде животного, которая погибла на глазах.

Все свое свободное время парень всегда проводил в полях, лесах, наблюдая за жизнью животных и птиц. Уже к окончанию школы он знал, что станет натуралистом. Но отец был против, потому что эта профессия не давала возможности заработать много денег. Он считал, что лучше учиться на художника, рисуя своих любимых животных. Поэтому он начал рисовать. Учил его местный мастер. Юноша вступает в местной художественной школы, где получает золотую медаль.

В 1879 году Эрнест едет в Лондон поступать в Королевскую Академию Искусств. Но только в следующем году он был зачислен и получил возможность пройти семилетний курс обучения. Самой большой радостью для него тогда было посещение зоопарка, где он просиживал целыми днями, делая эскизы животных. Но проучился он в академии недолго. Постоянная потребность в деньгах, голодание надорвали его силы, и он вынужден был вернуться домой в 1882 году.

Сетон-Томпсон поселился в Манитобе и вернулся к своему любимому делу - наблюдение за животными. В это время он пишет и публикует много статей о животных, а в 1886 году выходит его первая книга «Млекопитающие Манитобы» после которой вскоре и появился ряд изданий научного характера.

В 1898 году Сетон-Томпсон издал книгу «Животные, которых я знал» (в русском переводе «Мои дикие друзья»), которая заставила заговорить о нем как о писателе, который вновь открыл для человека мир животных. Вслед за ней появились такие книги, как: «Судьба гонимых» (1901), «Животные-герои» (1905), «Дикие животные у себя дома», что только о нем укрепили это впечатление.

Главные герои Сетона-Томпсона - не только одного, двух, а нескольких десятков книг - животные. Иногда домашние, но в основном дикие, лесные, которых современным людям, как правило, приходилось видеть только в зоопарке, в маленькой и неудобной клетке.

Сетон-Томпсон описывает их жизнь на свободе, где они появляются во всей своей красе, ни в чем не уступая человеку, а преимущественно превосходя ее, со своим особым характером, привычками, со своим неповторимым характером, с единственной в своем роде судьбой, капризные повороты которой захватывают не менее чем интриги приключенческого романа.

В историях, которые рассказывает писатель, есть много необычного. Его герои - виннипегский волк, пес Бинго, который спас хозяина от верной гибели; мудрый вожак стаи волков Лобо, который легко разгадывает все уловки охотников, и его подруга Бланка; койот Тито; кролик Джек и многие другие одаренные будто чрезвычайными качествами, однако сами рассказы поражают прежде всего своей реалистичностью. Это «непридуманные истории». Писатель говорит лишь о том, что видел, в чем сам принимал участие. Но и видение, и его участие - особые. Окружающий мир он видел глазами натуралиста не просто залюбленого в природу, не растроганного человека, тщательно изучает ее во всех проявлениях, которая пытается постичь ее тайны, подходит к ней с научной объективностью.

Сетон-Томпсон тщательно изучил привычки самых раВНОобразных животных и птиц. Когда он писал о животных, читатели были поражены наблюдательностью автора. Обо всем Томпсон писал так, будто сам был когда-вороном, лисой, медведем. В деталях знал быт животных, знал, как они выводят свое потомство, как находят пищу, и к каким хитростям прибегают, чтобы обмануть своих врагов. И это неслучайно, ведь он был ученым и десятки лет провел, наблюдая за многими животными канадских лесов. Все увиденное он заносил в свой дневник натуралиста, которым пользовался, когда начинал писать свои произведения, где «олюднював» своих животных. К тому же писатель прекрасно рисовал. Как правило, он сам иллюстрировал свои книги и оставил тысячи картинок с натуры.

Но животные были не единственным увлечением Сетона-Томпсона. Другой его страстью были индейцы, их быт, их «лесная наука»: Писатель глубоко восхищался тем, как индейцы, чья жизнь проходила в лесах, среди дикой природы, умели читать ее, как открытую книгу, проникая во все ее тайны. Изучению их жизни он посвятил много лет.

Это все нашло отражение в книгах Сетона-Томпсона, которые были не менее известны, чем его рассказы о животных. Среди этих книг были: «Берестяной свиток индейцев» (1907), «Книга лесной науки и индейских премудростей» (1912), «Учебник лешего» (1912), «Евангелие червоношкірого» (1938). До книжек про индейцев относят также и книгу «Рольф в лесах» (1911).

«Лобо»

Главным героем этого рассказа является огромный вожак стаи серых волков - Лобо, который опустошал долину Куррумпо в течение многих лет. Его громогласный рев, хорошо известное всем пастухам, пугало весь населенный край северной части Новой Мексики. Хорошо известна была также его малочисленная стая, в которой была и волчица Бланка, подруга Лобо, которая совершала набеги на стада коров и отары овец не только ради нужды, а ради развлечения, съедая при этом только отборные куски мяса молодых телок. Благодаря своему вожакові эти волки были неуловимы: они никогда не попадали в ловушки, не ели мяса дохлятину и словно насмехались над всеми хитростями, что их пытались применить скотоводы и охотники. У рассказчика этой истории, бывшего охотника на волков, вожак вызвал чувство уважения за свой острый ум, находчивость и изобретательность. Но герой прибыл на ранчо с целью помочь фермерам в борьбе с этой яростной стаей. Много неудач постигло его, прежде чем он понял, на какой крючок можно подцепить верховода. Во время этих поисков мы вместе с автором имеем возможность благодаря его натуралистическим описаниям представить себе скалистые горы, где прятались волки, фермерские усадьбы, картины расправ над овцами и т.д. Рассказчик хорошо изучил нрав вожака и, как сообразительный охотник, понял его слабое место (как одиночка он был непобедимым и мог погибнуть только из-за неосторожности товарища, которому доверял). Блестящий план сработал отлично, приманкой послужила Бланка, и Лобо, ища ее, таки попал в ловушку. Но гибель этого гигантского волка - настоящая трагедия. Предательство друзей, презрение к тем, кто победил, тоска по погибшей возлюбленной и, наконец, достойная смерть вызывают неподдельный сожалению до этого хищного зверя.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

«Тропа художника-натуралиста», «Моя жизнь», «Мои дикие друзья», «Судьба гонимых», «Животные-герои», «Дикие животные у себя дома», «Берестяной свиток индейцев», «Книга лесной науки и индийских премудростей», «Учебник лешего», «Евангелие червоношкірого», «Рольф в лесах».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Рассказы о животных. - М.,1966;

2. Моя жизнь. Животные-герои. Судьба гонимых. Мои дикие друзья. - М.,1982.

Эрнест Сетон – Томпсон родился 14 августа 1860 в Саут-Шилдс (графство Дарем, Англия), но через 6 лет его семья переехала в Канаду. Отец занимался фермерством, их семья была большая, и впечатлительный мальчик часто играл с братьями в лесу. Животные, птицы, индейцы и охота – вот что с детства привлекало будущего писателя.
Сетон – Томпсон был не только интересным писателем, но и художником. До 1896 года он изучал изобразительное искусство в Лондоне, Париже, Нью – Йорке, после того как в 19 лет уже закончил коллежд искусств в Торонто. Рисунки Сетон – Томпсона на полях книг передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. Героями Сетона – Томпсона были самые разные животные, и он их всех любил. Писатель не боялся рисовать жизнь лесов, гор, степей такой, какая она есть, со всеми её жестокостями. Нередко его животные – герои погибают в конце рассказа. Но такова правда жизни, смерть героев Сетона – Томпсона тонет в общем потоке жизни и не оставляет ощущения безысходности.
Эрнест был очень способным. В шесть лет он прочёл первую строчку в газете и начал вырезать из дерева птиц и зверей. Эрнест был не только способным, но и упорным мальчиком. Увидев в магазине книгу «Птицы Канады», он решил купить её во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги, Эрнест продал своих кроликов, перенёс дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и целый месяц соревновался с братом в рубке дров, зарабатывая недостающие центы.
И вот желанная книга в руках. Он много путешествовал, охотился и написал около сорока книг, в том числе восьмитомный труд «Жизнь диких зверей».
Томпсон вёл насыщенную, можно сказать, бродяжью жизнь, он кочевал по прерии, никогда не мог долго жить в крупных городах – его неизбежно тянуло к канадским и американским охотникам, фермерам, индейцам, а главное – к животным. В Канаде он получил должность «государственного натуралиста», что дало ему возможность с головой отдаться изучению животных. Сетоном – Томпсоном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды, - золотой медали "Элиот".
Стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, Сетон – Томпсон организовал в Канаде "Лигу лесоведения", целью которой было изучение молодёжью родной природы и охрана животных. Сетон – Томпсон создавал настоящие биографии животных, ставил их рядом с людьми в своих произведениях, люди и животные были у Сетона – Томпсона партнёрами, друзьями. Писатель был убеждён, что каждое животное – драгоценное наследие, которое люди не вправе уничтожать и мучить. Всю жизнь им владела неутолимая страсть разгадывать все тайны и загадки в жизни птиц и зверей, страсть рассказывать об этих тайнах людям и передавать красоту животных в рисунках и вырезанных из дерева фигурках.
Умер Сетон в Санта-Фе (шт. Нью-Мексико) 23 октября 1946.