Шим Сказки, найденные в траве. Э. Шим Сказки, найденные в траве III. Речевая разминка

Урок по литературному чтению в первом классе

Тема урока: Э. Шим «Брат и младшая сестра»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В . Донниковой ; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; развивать эстетическую восприимчивость ребенка .

Задачи :

Р азвивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.

- Познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя.

- Развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

- Развитие речевой деятельности, обогащение словарного запаса.

- Воспитание лучших нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Подвести к выводу о функции рассказа : образовательная, воспитательная, развлекательная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Донниковой «Канавка» . Но начнём мы урок с речевой разминки.

Речевая разминка.

Чтение скороговорки.

Рыл крот огород,

Подо рвом прорыл проход,

Ровно выровнял проход

На соседний огород.

    Подготовка школьников к восприятию литературного произведения

2.2 Чтение учителем рассказа.

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня….Маленькая Варя больше тебя набрала!

Еще бы! - отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая - то больше набрала!

Еще бы! - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет…

Идем обратно, у Вапи ягод больше, у Саньки – меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина – то высоко растет!

Высоко, - соглашается Санька.

Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Еще бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

    1. Учитель задает вопросы по рассказу.

    Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

    Понравилось ли тебе, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?

3. Рефлексия.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Перед вами 3 флажка разного цвета. Выберите флажок нужного вам цвета.

Красного - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.

Синий - если не понравилось на уроке.

Жёлтый - если не определились.

Прикрепите свои флажки на доску.

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

по теме:

«Дружба»

(модуль «Основы светской этики»)

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Быкова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ ЦО № 951, СВАО

Москва 2012

Тема урока: «Дружба».

Цель урока: раскрытие понятий «друг», «дружба», определение значения дружбы в жизни каждого человека.

Задачи урока: показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и сверстниками; воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей на материалах литературных произведений.

Оборудование: мультимедиа, художественная литература, фотовыстовка.

  1. Организационный момент.

На доске записано незаконченное высказываниеФрансуа де Ларошфуко:

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - это... .

  1. Актуализация знаний.

Я предлагаю вам просмотреть замечательный мультфильм М. Лубяникова «Тимка и Димка».

Из сюжета этого мультфильма вы и узнаете тему нашего урока. Смотрите внимательно.

Просмотр учащимися мультфильма М. Лубяникова «Тимка и Димка».

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? О дружбе.

Что или кто вам помог догадаться? Медвежонок, который был лентяем, и подводил Котёнка, который всё за него делал. Но в конце мультфильма Медвежонок осознаёт свои плохие поступки и извиняется перед Котёнком, который его прощает и не держит на него зла. Так поступают только настоящие друзья!

Значит какого слова не хватает в высказывании Франсуа де Ларошфуко? Дружба.

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - это дружба .

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, доброте, отзывчивости, понимании – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, т.е. стать настоящим человеком.

  1. Изучение новых понятий и способов действия.

Продолжите предложение: Друг – это тот, кто …»

Друг и приятель – одно и тоже значение? Чем отличаются?

Вы много рассуждали, доказывали, кто такой друг. Давайте посмотрим, как толкуется слово «друг» в словаре Даля.

«Друг» произошло от слова «другой», которое означает «такой же, как я», «равный мне», «ближний», «всякий человек другому человеку». Самый первоначальный смысл этого слова говорит о том, что все люди должны быть друзьями друг другу, иначе говоря, дружить и любить друг друга.

Какие слова из песенки, прослушанной в мультфильмеМ. Лубяникова «Тимка и Димка» вам помогли с определением настоящего «друг»?

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит.

Вот, что значит

Настоящий, верный друг.

Какие ассоциации у вас вызывают со словом «дружба»? Ответы детей.

Действительно дружба - это когда в вашей жизни есть человек, который вам очень дорог и на которого вы всегда можете положиться как на себя самого. Друг никогда не бросит в трудную минуту. Дружба - это святое!

Дружба это самое дорогое что есть у человека! Если нашёл верного друга, это ещё не значит что вы друзья,нужно ещё самому быть таким же верным.И не важно что об этом думают другие,главное лишь то, что он для вас значит.

Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 32, найдите второй абзац и прочитайте.

Работа в группах.

Предлагаю вам с соседом по парте записать ваше понимание слова «дружба».

Дружба:

А теперь каждый прочитает как вы понимаете слово «дружба».

Рассмотрите иллюстрацию внизу на с. 32.

Представьте себя героями этих сюжетов. Что вы ощущаете? Ответы детей.

Прочитайте текст на с. 33.

Что нового вы узнали из прочитанного текста?

О каких чертах дружбы вы прочитали? Вы будете называть, а я записывать на доске.

Рассмотрите иллюстрацию верху с. 33.

Что вы можете о ней сказать?

С кем дружит мальчик?

Что вам подсказало, что они друзья?

Какое настроение у мальчика и собаки?

Что отчётливо выраженно на их лицах? Улыбка.

Улыбка – признак добра, любви, дружбы.

Не случайно в песне поётся:

«Дружба начинается с улыбки».

  1. Физкульминутка.
  2. Формирование умений и навыков.

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

Санька и его младшая сестричка Варя идут по лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что же ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и собрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая-то больше набрала!

Ещё бы! – отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала!

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыпает…

Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше.

Встречает бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растет!

Высоко, - соглашается Санька.

Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

Вопросы:

Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

Понравилось ли вам, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?

В. Осеева «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы:

Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

Почему покраснели Маша и Таня?

И. Туричин «Дружба»

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.

Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и промчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята.

Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

Я – Васин друг! Мы – друзья! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиком. Подбежал к нему Сережа.

Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

И меня примите.

Не примем, - сказал Сережа.

Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты вчера говорил!

То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы:

Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом, Борю?

Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

Молодцы! Так какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Дружба – это забота о друге, и готовность придти на помощь ничего не требуя в замен.

  1. Домашнее задание.

Поднимите руку те, у кого из вас есть настоящий друг?

Дома, вам надо будет вспомнить ситуацию, которая произошла с вами и вашим другом, и записать её в виде сочинения.

  1. Итог урока.

Кому понравился наш урок? Почему?

Какую роль играет дружба в жизни человека?

Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке в жизни?

Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека. А самым полезным и правильным правилом для общения между людьми, а тем более для друзей, должно быть следующее: Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, то есть делай другому только то, что хотели бы получить сами.

Спасибо всем за урок.


Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.

Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.

А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!

Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!

Но луна почему-то не притягивает бабочек.

Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?

Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.

А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.

Стукаются о стекло.

Падают в воду.

ЖАРКО В ВОДЕ

Солнце прогрело воду в речной заводи.

Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.

Лежат на воде листья кувшинок.

Не шелохнутся.

Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки - плотвички и верхоплавки.

Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.

Эй, неужели и вам жарко?

И нам жарко!

ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился!

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:

Вот тебе!.. Вот тебе!..

За что? - спрашивает бабушка.

А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

Да разве, - говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

И крапиве?

И крапиве.

Я не буду кланяться да спасибо говорить!

И зря... Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю - тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята... Да и ты, вояка, тоже!

Почему я обрадуюсь?

Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

А каких?

Пальчики оближешь!

РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА

В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда - они на работе.

В магазине очередь из мальчишек и девчонок.

И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.

Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.

А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.

Тоже хозяев дожидаетесь?

Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные...

Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником - водой не разольёшь!

Даже в магазин вместе ходят.

Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?

Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!

КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ

Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.

Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.

Ох, работа!.. Замучишься.

А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!

Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.

Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.

Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.

Да не простым дождиком, а керосиновым.

Ай, погибнет морковка!

Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.

Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины зелёные перья торчат над полем. Веселёхоньки!

Может, керосиновый запах у морковки останется?

Нет. И запах выветрится.

Вот секрет так секрет!

Побегу скорей, бабушке расскажу.

Не было дождей, не было, и вдруг ливень накатил. Да ещё какой!

Сплошной стеною вода. Соседних домов не видать.

И шум, как будто тысячи людей в ладоши хлопают!

Бьют струи по дороге, месят землю, стреляют грязными брызгами. Несутся ручьи коричневые...

Размыло дорогу: где канаву прогрызло, где яму провертело, где песку нанесло...

Но под деревьями ливень слабей. Его удары принимают на себя листья и ветки.

Но в траве не стреляют грязные брызги.

Трава держит корешками землю, не даёт её размывать и уносить.

Пронёсся ливень.

Дорога изрыта. На неё смотреть страшно - грязь по колено.

А под деревьями уже нет воды, и трава приподнимается, отряхивается.

Только зеленей и чище сделалась.

Победили грозный ливень маленькие листочки, тоненькие травинки.

СКОЛЬКО ЖИВЕТ ПЧЕЛА

Лежу в траве. Прямо передо мной - лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю - цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

Правда ведь, пчела?

Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

Нет, ты живи! Долго живи!

Не дано мне долгой-то жизни... Вот сёстры мои, которые осенью родятся, до будущей весны доживут.

А я летом родилась. Работаю много. Видишь - крылышки обтрепались, шёрстка повытерлась.

И сколько же тебе жизни отпущено?

Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что ж ты, Саня... - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растёт!

Высоко, - соглашается Санька.

Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

КТО САЖАЕТ ПОДСОЛНУХИ

Прямо под окнами нашего дома подсолнухи цветут. Высокие-высокие! И головы у них будто в новеньких соломенных шляпах.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Русский язык: Слова, обозначающие предмет. (Имя существительное).

Литература: С. Махотин “Жук”.

  • Э.Шим “Брат и младшая сестра”.
  • 1. Продолжить работу над распознаванием имен существительных (и.с.) среди других частей речи; учить правильно задавать вопрос к и.с. в зависимости от категории: одушевленности – неодушевленности.

    2. Дать понятие расстановки знаков препинания (запятой) при перечислении слов; доказать ее необходимость на письме.

    3. Развивать внимание, логическое мышление, пространственное воображение, орфографическую зоркость; выразительные средства речи.

    4. На примере художественных произведений воспитывать чуткое и сердечное отношение к окружающим людям.

    Ход урока

    1.Организация класса.

    1.1.Сядете тогда, когда назову одушевленное имя существительное: говорю, пишу, книга, летит, красивая, жук.

    1.2.Оформление тетрадей.

    (Напоминаю, что слово “классная” пишется с двумя буквами С, это слово из словаря, а написание таких слов мы запоминаем, так как они не поддаются проверке).

    2.Сообщение темы.

    • Сегодня на уроке продолжаем работать в новом разделе:

    “Красив тот, кто красиво поступает”.

    • На уроке будем читать произведения из этого раздела, а также говорить о словах, обозначающих предмет, то есть об И.С.
    • Посмотрите, что главное на уроке.

    2.1.Главное на уроке.

    1.Уметь находить и распознавать имена существительные.

    2.Запомнить вопросы, на которые отвечает И.С.

    3.Научиться ставить запятые при перечислении между словами.

    2.2.Минутка чистописания.

    • Вы сели правильно на слово “жук”. Докажите, что это одушевленное И.С.
    • Произнесем слово, назовем первый звук.
    • Покажите, как жужжит жук (ж-ж-ж). Дайте характеристику данному звуку. (ж- согласный, всегда твердый, парный, звонкий – ш).
    • На кого похожа буква? (На жука).
    • Запишем: Жж жу жи уж жж жук (с комментированием).

    3.Работа над темой урока.

    3.1.Закрепление знаний об И.С.

  • Верно ли я скажу, что к неодушевленным И.С . относятся все, кроме людей, животных, насекомых, птиц?
  • Приведите свои примеры И.С.
  • 3.2.Работа над стихотворением

    С.Махотина “Жук”.

    Первичное чтение учителем.

    • Понравилось стихотворение? Что особенно понравилось?
    • Как поступил мальчик? Можно ли его поступок назвать красивым?
    1. Повторное самостоятельное чтение учениками с заданием:
    • Доказать словами из текста, что мальчик поступил красиво.
    1. Выборочное чтение.
    • Согласны ли вы с поговоркой: “Красив тот, кто красиво поступает”?
    • Какие слова, записанные на доске, помогают охарактеризовать мальчика?

    (Запись на доске.)

    Любопытный (т.с. мелочный интерес ко всему, даже несущественным подробностям).

    Любознательный (т.с. склонный к приобретению новых знаний).

    Сердечный (т.с. задушевный, добрый, искренний).

    Равнодушный (т.с. безразличный к людям, окружающим).

    4.Физ. минутка.

    На лужайке, на ромашке
    Жук летал в цветной рубашке.
    Жу- жу-жу, жу-жу-жу.
    Я с ромашками дружу.
    Тихо по ветру качаюсь,
    Низко- низко наклоняюсь.

    5. Продолжение работы над темой урока.

    5.1.А желаете ли вы больше узнать об этом жуке? (Чтение сказки о майском жуке из книги А. Зотова “Лесная мозаика”. Картинка с майским жуком).

    5.2. Подготовка к выразительному чтению целыми словами, проговаривая окончания и делая нужные паузы, а также обращая внимания на знаки препинания, и подчеркнуть слова в тексте с буквой Ж.

    5.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.

    5.4. Запись слов в тетрадь с комментированием с буквой Ж:

    Жук, жука, даже, живет, жует, расскажу.

    5.5. Теория.

    При перечислении в устной речи делаем паузы между словами, а в письменной - ставим запятую. Запомните! Это главное, что мы должны были узнать сегодня на уроке.

    1.Организация класса.

    • Сядете, когда услышите неодушевленное И.С.: светит, красивый, мальчик, лес.
    • Расскажите все о слове “лес ”, используя таблицу рассуждения.
    • Приведите свои примеры.

    2.Продолжение темы урока.

    2.1. Игра “Воображения”.

    Лето, лето,

    Ай, да лето!

    Лето красное идет

    И подарки несет! (картинка о лете)

  • Представьте себе, что вы находитесь летом в роще или в лесу. Идете по лесной тропинке, а вас окружают деревья, вы слышите их шелест листьев, как будто они вас приветствуют и приглашают в гости.
  • Какие деревья встретились на вашем пути?
  • 2.2. С.10, упр. 7.

    а) Деревья: дуб, ольха, береза, рябина, осина.

    • О каком знаке препинания необходимо помнить при записи слов? Почему? (Проверьте).
    • Кто сможет прочитать слово, которое получилось из первых букв названий деревьев? (Добро).
    • Поставьте к нему вопрос. Какое И.С.?
    • Не удивляйтесь, есть в русском языке И.С., которые обозначают чувства людей: зависть, горе, любовь, счастье…
    • Можно сказать, что если человек приносит людям добро, то он красиво поступает?
    • Писатель В.Гюго говорил: “Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность”.
    • Давайте разберемся, чьи голоса вошли в состав лесного оркестра?
    • Отгадайте загадки и запишите названия птиц. (Отгадку произносят хором).

    Птицы: сова, кукушка, дятел, соловей.

    Птицей я слыву бессонной
    Все ловлю мышей… Я одна
    Сберегла за лето
    Тонну золотистого зерна. (Сова).
    Строить гнезда не люблю я…
    И как с юга прилечу,
    То не раскрывая клюва
    Громче всех в лесу кричу. (Кукушка ).
    Пробудившись ранней ранью
    Дело сразу нахожу:
    Громко клювом барабаню,
    Всех зверей и птиц бужу. (Дятел).
    Про какую птицу говорят:
    “Играет на волшебной дудочке”? (Соловей ).
    (Картинка соловей).

  • Почему так говорят?
  • 2.3. Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте сказку. (Чтение сказки о соловье из книги А. Зотова “Лесная мозаика”).

  • Так почему говорят про соловья, что он играет на волшебной дудочке?
  • 2.4. С. 11, упр. 8.

    • Списываем, проговаривая орфографически по слогам. (Взаимопроверка).
    • Какие слова подчеркнули? Почему?

    2.5. Составление “родословного гнезда” со словом “соловей”:

    • соловей
    • соловушка
    • соловейчик
    • соловейко
    • соловьенок
    • соловьиная
    • Докажите, что данные слова родственники.
    • Найдите “лишнее” слово. (Соловьиная ). Докажите.

    3.Физ. минутка.

    Ваня шел, шел, шел.

    Белый гриб нашел.

    Раз- грибок, два- грибок,

    Положил он в кузовок.

    4.Чтение нового произведения. (С.11-12).

    4.1.Наше путешествие по летнему лесу продолжается. И что?!

    • Кот к нам идет на встречу? (Мальчик и маленькая девочка).
    • Подойдем поближе. Оказывается, это брат и младшая сестра из рассказа Эдуарда Юрьевича Шима.

    4.2. Чтение рассказа Э.Шима “Брат и младшая сестра”.

    • Понравился рассказ? Что особенно понравилось?
    • Что вы можете сказать об отношении Саньки к младшей сестренке?
    • Можно ли назвать его поступок красивым?
    • Да, ребята, не зря говорят: “Красив тот, кто красиво поступает”.

    4.3.Повторное чтение с заданием:

    • Отметьте карандашом те абзацы, в которых рассказывается, как Санька каждый раз помогал своей сестренке?
    • У кого из вас есть младшая сестренка или братик?
    • Помогаете ли вы им? В чем и как?
    • Значит, вы как поступаете? Почему?
    1. Словарная работа.
    • С чем ходят в лес по ягоды и грибы?
    • Чем отличается кузовок от корзинки? (Картинки).

    Т. С. Кузовок – короб, сплетенный из лыка или бересты.

    Корзина – плетеное изделие для переноски из веток ивы.

    Лукошко - небольшая корзинка из лубка или прутьев.

    • Права ли я буду, если скажу, что эти слова обозначают один предмет, но разные по написанию?
    • Такие слова в русском языке называются синонимами.
    1. Резерв. С. 13, упр.10.
    • Мы продолжаем гулять по лесу. Но мы немножко заблудились. Что делать?
    • Сейчас будем записывать слова по рядам, а чтобы правильно поставить ударение, вам надо слово позвать на одном дыхании.

    (Анализ слов при проверке).

    7.Домашнее задание.

    Р.я.- С. 13, упр. 11.(Набрать кузовок ягод).

    Литер. – С.11, 12, чтение по ролям.

    8.Итог урока.

    • Итак, ребята, прочитаем, что было главное на уроке?
    • У каждого на столе карточки с предметами. Встаньте те, у кого И.С. одушевленное, а потом – неодушевленное.
    • Расскажите все, что вы знаете об И.С., используя таблицу рассуждения. Что ставим при перечислении между словами?

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.