Урок по литературному чтению в первом классе
Тема урока: Э. Шим «Брат и младшая сестра»
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В . Донниковой ; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; развивать эстетическую восприимчивость ребенка .
Задачи :
Р азвивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.
- Познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
- Развитие речевой деятельности, обогащение словарного запаса.
- Воспитание лучших нравственных качеств личности на примере литературных героев.
Подвести к выводу о функции рассказа : образовательная, воспитательная, развлекательная.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Донниковой «Канавка» . Но начнём мы урок с речевой разминки.
Чтение скороговорки.
Рыл крот огород,
Подо рвом прорыл проход,
Ровно выровнял проход
На соседний огород.
Подготовка школьников к восприятию литературного произведения
2.2 Чтение учителем рассказа.
Брат и младшая сестра
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
Что ж ты, Саня….Маленькая Варя больше тебя набрала!
Еще бы! - отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая - то больше набрала!
Еще бы! - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет…
Идем обратно, у Вапи ягод больше, у Саньки – меньше.
Встречается бабушка.
Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина – то высоко растет!
Высоко, - соглашается Санька.
Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
Еще бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!
Учитель задает вопросы по рассказу.
Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?
Понравилось ли тебе, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?
3. Рефлексия.
Понравился ли вам сегодняшний урок?
Перед вами 3 флажка разного цвета. Выберите флажок нужного вам цвета.
Красного - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
Синий - если не понравилось на уроке.
Жёлтый - если не определились.
Прикрепите свои флажки на доску.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Конспект урока по чтению
Лялина Галина Анатольевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОКУ VIII вида школы-интерната № 4 г.Ижевска
Тема: «Урок доброты» по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Оборудование: плакаты с пословицами: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро»; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета «Добра», рисунки кота Леопольда, запись песни «Если добрый ты», магнитофон; сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты; таблички со словами, обозначающими «зло».
Ход урока.
1. Организоционный момент.
Уч-ль: Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И дарить его людям.
(С. Островой)
2. Вступительная беседа.
Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок – урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
3. Ознакомление с темой.
Уч-ль: И так, что такое добро? Где вы его встречали? (Ученики отвечают)
Уч-ль: Да, это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа, Добро – это когда люди помогают друг другу. Добрый человек – это тот, кто
Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Любит природу и бережёт её.
Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.
Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой – дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь. Пожелай человеку добра в пути. Добрым словом ты также поможешь.
Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Ученики отвечают)
Уч-ль: Это нечто противоположное добру. Например: несчастье, беда, война, плохое, дурное.
Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.
Уч-ль:
Контакт. Есть контакт.
Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.
Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планете «Добра». Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ученики отвечают)
Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышам? (Ученики отвечают: «Ребята, давайте жить дружно»)
Уч-ль: Жить дружно – это хорошо или плохо? Дружба – это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете «Добра».
Дети показывают сценку по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».
4. Беседа по содержанию рассказа.
Уч-ль: Почему Саня подсыпал сестренке в кузовок землянику, грибы, малину? Каким был мальчик? Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот рассказ? (Дети отвечают). А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.
Ключ на старт. Есть ключ на старт.
Контакт. Есть контакт.
Включить мотор. Есть включить мотор.
Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.
Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова вы знаете? (Дети отвечают).
Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». (Пословица на доске).
Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы учеников). Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.
Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха – ха – ха! Я начинаю.
Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.
Б-Я: ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.
Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
Ученики играют.
Б-Я: ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дал невпроворот.
Баба Яга уходит.
Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу подарить вам блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.
Фея уходит.
5. Физминутка.
6. Продолжение темы.
Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, несчастье, беда, злость, дурное). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром» (дети называют добрый поступок и кладут свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).
7. Коллективное составление аппликации.
Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: « Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ученик наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, даревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Уч-ль: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Ответы учеников).
Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам еще раз, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Выступление учеников.
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Но как бы нас жизнь, ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником.
Ну-ка попробуй,
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
8. Итог урока.
Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в «Тетрадь добрых дел». Постепенно она превратиться в «Книгу добрых дел» ведь делать добро – это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых нарисованы добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.
Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы учеников). Ну, а теперь я предлагаю вам послушать песню кота Леопольда «Если добрый ты». Кто знает слова этой песенки – подпевайте.
Цели: познакомить с произведением Э. Шима, с его жизнью и творчеством; учить давать характеристику героев произведения; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; Развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты : учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, давать характеристику героев произведения; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет Э. Шима, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Рассмотрите иллюстрации, которые вы принесли. Расскажите о том, что вы изобразили.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Младший брат
У меня родился брат.
Я, конечно, очень рад.
Только этот братик
Не встает с кровати.
Как не будешь тут сердит?
Днем мой брат все время спит,
Плачет среди ночи,
А играть не хочет!
В доме все теперь вверх дном.
Все заботятся о нем.
Даже мне для брата
Быть примером надо.
Я стараюсь, я готов!
Только брат не знает слов.
Говорит лишь «мама»,
Да и то так странно!
Время медленно идет.
Долго братик мой растет.
Но уже я знаю —
В нем души не чаю!
Я его не тороплю!
Я его и так люблю!
Он такой хороший!
Он немножко на меня...
На меня похожий!
Т. Бокова
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте с замедлением.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как бы вы озаглавили это стихотворение?
— Расскажите о своих братьях и сестрах. Сколько им лет, какие у вас взаимоотношения? (Рассказы детей.)
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 48. Прочитайте имя автора, рассказ которого будем сегодня читать. (Эдуард Шим.)
— Знакомы ли вы с его произведениями?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Э.Ю, Шима.)
Материал для учителя
Эдуард Юрьевич Шим (1930—2006) — русский писатель, драматург. Родился в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «...Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофер». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 г. работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 гг. служил в армии. В 1959 г. принят в Союз писателей СССР, вскоре переселился в Москву.
Начав печататься с 1949 г., Эдуард Шим писал преимущественно для детей и преимущественно о природе, но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»),
Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).
Среди его рассказов и повестей для взрослых: «Ночь в конце месяца», «Ваня песенки поет», «Когда погаснет» и др.
Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.
— Сегодня мы будем работать над рассказом «Брат и младшая сестра». Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
(Учитель читает рассказ.)
— Какие чувства вы испытали, прослушав этот рассказ?
VI. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте начало рассказа.
— Найдите объяснение слова «кузовок». (Кузовок — маленькая корзинка.)
— Над чем посмеивалась бабушка в первый раз?
— Что ответил на это Санька?
— Что собирали они во второй раз? (Грибы.)
— Как Санька объяснил в этот раз, почему у него меньше грибов?
— Кто пошел в лес в третий раз? Что собирали дети?
— Что на этот раз ответил Санька?
— Понравился вам его ответ? Почему?
— Объясните главную мысль рассказа.
— Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова, которые нужно читать за автора.
— Есть ли среди ваших друзей или знакомых такой человек, как Санька? Расскажите о нем.
— Объясните смысл пословиц.
Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
VIII. Рефлексия
Цели и задачи
— развивать ответственность, желание заботиться о младших, альтруизм.
Предварительная работа
Подготовка детьми инсценировки рассказа В. Голявкина «Моя работа», составление рассказов о младших членах семьи, подготовка развлечения для малышей (в командах).
Ход классного часа
Чтение и обсуждение рассказа «Маленькая сестра» С. Аксакова
Учитель . Послушайте рассказ С. Аксакова «Маленькая сестра» и подумайте, о ком мы сегодня будем говорить с вами на занятии.
Маленькую сестрицу мою я очень любил. Мне постоянно хотелось ее видеть; мне все казалось, что ей холодно, что она голодна. Я хотел ее одеть своим платьицем и кормить ее своим кушаньем. Я забавлял ее разными игрушками и картинками.
Игрушки у нас были самые простые: небольшие гладкие шарики или кусочки дерева. Мы называли их гурочками, я строил из них клетки, а моя подруга любила их разрушать, махнув своей ручонкой...
Вопросы для обсуждения:
— Какое чувство вызывает у вас этот рассказ?
— Есть ли у вас младшие братишки и сестренки?
— Как вы к ним относитесь?
— Почему надо относиться к младшим братишкам и сестренкам по-отечески?
Практическая работа «Мой брат, моя сестра»
Учитель . Я вам предлагаю нарисовать портреты своих младших братишек и сестренок и рассказать о них.
Дети выполняют задание.
Учитель . Чей рассказ вам особенно понравился? Почему?
Чтение и обсуждение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра»
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядывает да посмеивается:
— Что же ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!
— Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
— Что же ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая Варя-то больше набрала.
В третий раз отправляются Саня и Варя в лес. Малину собирать. И я с ними пошел.
И вдруг вижу, как Санька незаметно для Вари подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет...
Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки меньше.
Встречает бабушка.
— Что же ты, Саня? Малина-то высоко растет!
— Высоко, — соглашается Саня.
— Так тебе дотянуться легче, а Варя опять больше набрала!
— Еще бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница! За ней не угонишься!
Инсценирование и обсуждение рассказа В. Голявкина «Моя работа»
Старший брат мастерил приемник. А младший ходил вокруг и мешал.
— И я хочу работать, — просил он.
— Вот пристал, — сказал старший брат. — На тебе молоток и гвозди.
Младший нашел кусок фанеры и приступил к работе.
Тук-тук-тук — вся фанера в дырках. Даже вся табуретка в дырках. Даже в пальцах чуть-чуть не сделал дырку!
— Ну-ка, — сказал старший брат, — дай сюда. — И прибил фанерку к приемнику.
— Вот и все, — сказал старший брат, — готов приемник.
Младший вышел во двор и привел ребят.
— Это я сделал. Моя работа!
— Весь приемник сделал?
— Не весь, конечно, но главную часть. Без нее приемник бы не работал.
Старший брат снисходительно улыбался.
Вопросы для обсуждения:
— Как повел себя старший брат во время работы?
— Почему старший брат не стал спорить с младшим?
— А вы как поступаете в таких ситуациях?
Ребенок.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!..
И ты обернулся
Ретивым конем —
Галопом сестренка
Помчалась на нем!
С. Погореловский
Работа в командах
Каждая команда показывает какое-то развлечение для малышей. Это может быть, например, песенка-потешка:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому — не дала:
Ты дров не рубил,
Воды не носил,
Уходи со двора!
Это также может быть подвижная игра (например «Прятки») или инсценировка сказки (например «Репки»),
Подведение итогов
Учитель. Послушайте одну историю.
Жили-были брат и сестра. Хоть они и приходились друг другу близкими родственниками и жили в одном городе, но были совершенно чужими людьми. У каждого была своя жизнь. Однажды встретились они на лесной тропинке. Сестра равнодушно посмотрела на брата, тот — на нее, и оба разошлись, как будто были незнакомы. Брат шел и ни о чем не думал, как вдруг сзади блеснула молния, и грянул страшный гром — разразилась буря. У брата внезапно защемило в груди, и он бросился в ту сторону, куда ушла сестра. Он нашел ее, окруженную лесным пожаром. Огонь подбирался все ближе и ближе. Брат бросился сквозь пламя, подхватил сестру и вынес ее из огненного круга. Сестра была без сознания. Брат испугался, что она умрет, и впервые за много лет ему стало одиноко. Но тут сестра открыла глаза и, заплакав, прижалась к брату. Между ними не было больше стены непонимания, и в их домах навсегда поселился мир, доброта и забота друг о друге. Каждый понял, что есть на земле человек, жизнь которого дороже его собственной. Ведь только заботясь о чужом счастье, мы находим и свое.
Я вам желаю, чтобы у вас с вашими братишками и сестренками всегда был мир и взаимопонимание, ведь вы для них самый близкий человек, пример для подражания.