Скачать презентацию история 16 веков. Презентация «Русская культура XVI века. Известные труды, напечатанные в XVI в













1 из 12

Презентация на тему: Русская культура 16 века

№ слайда 1

Описание слайда:

Русская культура 16 века. Ничего нет лучше, крашеМилой родины твоей.Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым,Слава нашей стороне,Слава русской старине! Н. Кончаловская

№ слайда 2

Описание слайда:

Особенности развития русской культуры XVIв. Развитие культуры России XVIв., как и во все времена,была не толькообусловлена социальным,экономическим,и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составнойчастью исторического развития в целом.Культура,не обособленная грань об-щественной жизни,а одно из её прояв-лений,теснейшим образом связанных совсеми другими.Уровень и характер раз-вития культуры зависит от общего уровнясоциально-экономического развития общества,так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культур-ного наследия.Рубеж XV - XVI вв.- перелом в исто-рическом развитии русских земель.Яв-ления характерные этому времени ока-зали прямое воздействие на духовнуюжизнь России,на развитие ее культуры,предопределили характер и направлениеисторико-культурного процесса.

№ слайда 3

Описание слайда:

Русская культура XVI века. Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 - 1564 гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными ("Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги.

№ слайда 4

Описание слайда:

Сказание о князьях Владимирских" - произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров.Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники - Курбский и Иван IV. 1564 г. - Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании.Регламентация русской жизни. "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены.

№ слайда 5

Описание слайда:

Архитектура XVI в. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. - "городовых дел мастер" Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений "Белого города" длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. - в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы). 1554 - 1561 гг. - архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани.

Книгопечатание в Москве. Жесткая регламентация. Живопись. Средние века. Различия в книгах. Направление иконописи. Беглая манера письма. Мотив Страшного Суда. Церковь Вознесения. Прикладное искусство. Особенности иконы. Повести о прихождении Стефана Батория. Федор Конь. Воинская повесть. Деревянно-земляная крепость. Макарий. Архитектура. Средства казны. Традиционные пятиглавые храмы. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.

«Культура русского Средневековья» - Основные этапы развития средневековой русской культуры. Мифологическая школа. Восточнославянское язычество. Самобытность культурно-исторического пути России. Христианство. Леший. Рационально-критическое направление. Культурная динамика. Миф в архаические времена. Очерки по истории русской культуры. Святилища. Древнерусский пантеон. Единое общественно-политическое и культурное пространство. Русская культура.

«Русская культура 14-16 веков» - Особенности развития русской культуры. Полуустав. Особенности развития русской культуры в ХIV-ХVI веках. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством. Создание единого государства вызвала новый культурный взлёт России. Центрами книжности были монастыри. Просвещение. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Постепенное преодоление культурной разобщённости. Возникновение российского книгопечатания.

«Культура Руси 14-16 века» - Спасо-Преображенский собор. Быт. Одежда. Зодчество. Стена и башня Московского Кремля. Успенский собор. Собор Василия Блаженного. Героическая и «житийная» темы. Феофан Грек. Жилища. Церковь Вознесения в Селе Коломенском. Летописание XVв. Житие Александра Невского. Культура и быт Московского государства в XIV-XVIвв. Посуда. Основные направления. Живопись. Благовещенский собор. Софийский собор в Новгороде.

«Письменность и книгопечатание» - Книгопечатание в Европе. Пальмовые листья. Изобретатель бумаги. Берёза. Рукописные книги. Папирус. Книгопечатание. Печатные книги. Древнерусский учебник математики. Иоганн Гутенберг. Иван Фёдоров. Человек пошел на охоту. Первые печатные книги. Древние новгородцы. Клинопись. Глиняные таблички. Букварь Кариона Истомина. Дерево. Древние люди. Теперь буду много читать. Возникновение письменности. Изобретение книгопечатания.

«Культура России 16 века» - Цель. Отражение политики Ивана IV в культуре. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный. Внешняя политика Ивана IV. Вокруг главной, Покровской церкви, были построены церкви. Внутреннее убранство собора. Внутреннее убранство. Культура России XVI века. Рака с мощами святого Василия Блаженного. Походы на Казань. Убранство собора. Смысловая нагрузка Собора Василия Блаженного.

Культура Руси XVI века

Развитие русской культуры

Культура этого времени тесно связана с историческими событиями в стране. XVI век для Руси стал временем образования и централизации власти в Московском княжестве. В основном, именно там начинает бурно развиваться архитектура.

Архитектура

В основе архитектуры Руси лежит шатровый стиль. О происхождении шатров точной информации нет. Они пришли на смену крестово-купольным постройкам и церквям.

Крупнейшие здания в шатровом стиле, построенные в XVI в.:

Храм Вознесения в Коломенском. Он характеризуется удивительным архитектурным декором и узорами.

Собор Василия Блаженного. Его построил зодчий Бармой.

Другие известные постройки на Руси этого времени:

Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили.

Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.

Архангельский собор Кремля. В этой постройке соединились традиционные формы и венецианский стиль.

Благовещенский собор Московского Кремля. Этот собор - истинно русская постройка, с традиционными особенностями и чертами.

Живопись.

Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.

Помимо иконописания, художники могли писать на своих полотнах изображения храмов, соборов и церквей. Наиболее известные картины этого времени:

«Рождественский собор Ферапонтова монастыря».

«Собор Богородицы»,

«Покров Богородицы».

Литература

Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры:

Повести (« Повесть о Дракуле»)

Беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском)

Рассказы.

Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.

Книгопечатание.

XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является « Апостол». Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.

Известные труды, напечатанные в XVI в.:

« Апостол»

«Букварь с грамматикой»

Челобитные Ивану грозному от Ивана Пересветова.

Домострой и др.

В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора дьяков в Московском княжестве.



Особенности развития русской культуры XVIв. Развитие культуры России XVIв., как и во все времена,была не только обусловлена социальным,экономическим, и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составной частью исторического развития в целом. Культура,не обособленная грань об- щественной жизни,а одно из её прояв- лений,теснейшим образом связанных со всеми другими.Уровень и характер раз- вития культуры зависит от общего уровня социально-экономического развития общест ва,так и в определённой степени от пре дыдущих традиций и накопления культур- ного наследия. Рубеж XV - XVI вв.- перелом в исто- рическом развитии русских земель.Яв- ления характерные этому времени ока- зали прямое воздействие на духовную жизнь России,на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.


Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными ("Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25- Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги. Русская культура XVI века.


Произведение, в котором подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров. Переписка князя А.М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношении монарха и подданых вели яростный спор талантливые и политические противники - Курбский и Иван IV г. - Иван IV получил послание князя Курбского из-за рубежа (Литвы), обвиняющее его в тирании. Регламентация русской жизни. "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены. Сказание о князьях Владимирских" "


На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Конец XVI в. - "городовых дел мастер" Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений "Белого города" длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего бульварного кольца). Конь построил также Кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова монастыря в Москве и Пафнутьева (в Боровске) монастыря. Последние годы XVI в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая треть XVI в. - в каменное зодчество проникает из деревянного шаровой стиль. Шедевр этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (в черте Москвы) гг. - архитектор Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, что на рву, в честь взятия Казани. Архитектура XVI в.


В это время в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Лучшие его росписи сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае. Вторая половина XVI в. - появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства. Живопись.


Наименее известная и до сих пор во многом загадочная страница в истории русского средневекового искусства. Не много сохранилось икон, происходящих из Твери и ее окрестностей. Они довольно разнообразны по стилю и относятся главным образом к позднему периоду самостоятельности тверской культуры. Кроме того, некоторые иконы неизвестного происхождения могут быть предположительно отнесены к искусству Твери на основании их стилистической близости к достоверным тверским произведениям. Поэтому сейчас можно лишь в общих чертах представить основные этапы в развитии тверской живописи. Живопись древней Твери

Фольклор
—«Сказка о Борме и Ярыжке»
—«Сказание о Вавилонском царстве»
Грамотность
—Учебники
—Словари
—Грамматика.
—В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных.
Книгопечатание
— Иван Фёдоров
—(родился между 1510 и 1530 гoдами, умер в 1583).
—1564 - изобретение книгопечатания.

Первые книги
—Апостол - 1564 (богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов»)
—Часослов - 1565.
—Первый букварь 1574.
Московский Апостол

—В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Иван Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась.
Наука
—Пасхалии - таблицы с указание дат Пасхи.
—Географические знания получали по писцовым, межевым, посольским землям.
—Исторические знания отражены в хроногрофах.
—Появляются руководства по солеварению.

Литература
—Летописание - Никоновская летопись (середина 16 века)
—Историко - литературные произведения.
—Публицистика.
Лицево́й летопи́сный свод
—(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 40—60-х годах XVI века (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».
—Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

Митрополит Макарий - «Четьи Минеи».
—Сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, начиная с сентября, включающий в себя жития святых на каждый день.
Домострой (Сильвестр)
—Сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Публицистика
—Сказания о князьях владимирских.
—Переписка Грозного с А. Курбским.
—Сочинения И. Пересвета.
—Сочинения Матвея Башкина.
—Сочинения Фёдора Косого.
—Сочинения Фёдора Карпова.
Матвей Башкин
—Церковные обряды не нужны.
—Отрицал иконы. Тайну исповеди.
—Считал,что холопство против христианской веры:
— (У меня, что было кабал полных (документов на полное холопство, то есеми всё изодрал)
Фёдор Косой
—Отрицал христианскую символику, так как крест - орудие казни Христа.
—Выступал за равенство народа.
Фёдор Карпов
—Общество и государство должны строиться на соблюдении закона.
—Правитель долен нести закон и правду.
—Сетовал по поводу падения нравов.
Архитектура.
—Шатровый стиль: восьмерик на крестообразном основании.
—Самое знаменитое сооружение церковь Вознесения в Коломенском.
Церковь Вознесения в Коломенском (1532)
—Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же бываша прежде всего на Руси.
—Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.
Покровский собор на рву (Василия Блаженного).
—Годы строительства (1555-1561).
—Основатель - Иван 4.
—Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов)
—Архитекторы- Барма и Постник.
Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.
—каменные стены и башни Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров)
— мощные городские стены Смоленска (1596—1602);

Смоленский Кремль
Андрей Чохов (около 1545 — 1629)
—выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.
—Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586).
Царь Пушка
—Средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году
—Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.