Скачать презентацию на тему иван александрович гончаров. Презентация на тему "иван александрович гончаров". Личная жизнь Гончарова

Исполнитель алгоритма

Слайдов: 8 Слов: 170 Звуков: 1 Эффектов: 2

Понятие алгоритма. Слово «алгоритм» происходит от латинского написания имени арабского математика аль-Хорезми (Algorithmi). Аль-Хорезми впервые описал правила выполнения четырёх арифметических действий. Алгоритм – это точное и понятное предписание исполнителю. Алгоритм - совершить последовательность действий над заданными объектами. Исполнитель алгоритма – человек или устройство, умеющий выполнять определённый набор действий. Исполнитель является средством реализации алгоритма. Исполнителя характеризуют: Среда – это обстановка, в которой работает исполнитель. Исполнителя характеризуют: Система команд исполнителя – набор понятных исполнителю команд. - Алгоритм.ppt

Теория алгоритмов

Слайдов: 20 Слов: 890 Звуков: 0 Эффектов: 18

Алгоритмы. Последовательность действий. Исполнитель. Свойства алгоритма. Уборка мусора. Способы описания алгоритма. Составь алгоритм сбора портфеля. Пройди по заданному стрелками пути. Алгоритм приготовления любого блюда. Волк. Лодка. Первый берег. Виды алгоритмов. Произведение произвольных чисел. Алгоритм. Алгоритм перехода. Шаги алгоритма. Алгоритм работы автомата. Переправа. Способ. - Теория алгоритмов.ppt

Алгоритм и его свойства

Слайдов: 28 Слов: 717 Звуков: 0 Эффектов: 93

Алгоритмы. Алгоритмический язык. Что такое алгоритм. Налить в чайник воду. Последовательность команд. Последовательность шагов. Последовательность действий. Способы представления алгоритмов. Правила изображения блок-схемы. Мачеха. Однозначность. Конечность. Единственность толкования правил. Результативность. Понятность. Массовость. Линейные алгоритмы. Линейный алгоритм. Соберись в школу. Алгоритм посадки дерева. Графический редактор. Этапы работы. Геометрические фигуры. Последовательность шагов в решении задачи. - Алгоритм и его свойства.ppt

Определение и свойства алгоритма

Слайдов: 23 Слов: 666 Звуков: 0 Эффектов: 46

Алгоритм. Определения алгоритма. Свойства алгоритмов. Дискретность. Понятность. Определенность. Массовость. Конечность. Результативность. Примеры свойств. Инструкция. Ларец. Отец. Каша. Мышка. Исполнитель. Исполнитель алгоритма. Характеристика исполнителя. Типы алгоритмов. Способы описания алгоритма. Запись последовательности команд. Графическое представление алгоритма. - Определение и свойства алгоритма.ppt

Основы алгоритмов

Слайдов: 23 Слов: 1205 Звуков: 0 Эффектов: 24

Алгоритмы: основные понятия. Алгоритмом называют точное предписание. Свойства алгоритма. Основные способы записи алгоритмов. Этапы разработки и анализа алгоритмов. Базовые структуры данных. Важные типы задач. Основы анализа эффективности алгоритмов. Измерение времени выполнения алгоритма. Порядок роста. Приближенные значения функций, важных для анализа алгоритмов. Эффективность алгоритма в разных случаях. Асимптотические обозначения. Строгое определение. «Омега». «Тэта». Свойства обозначений. Использование пределов для сравнения порядка роста двух функций. Примеры. Основные классы эффективности. - Основы алгоритмов.ppt

Информатика «Понятие алгоритма»

Слайдов: 15 Слов: 325 Звуков: 0 Эффектов: 45

Что такое алгоритм. Компьютер. Как может использоваться компьютер. Куда может быть встроен компьютер. Может ли компьютер самостоятельно решить задачу. Огромное количество задач разной сложности. Мачеха. Алгоритм. Разрабатывать алгоритмы может только человек. Материал для любознательных. Практическое задание. Этапы работы. Конечная последовательность шагов. - Информатика «Понятие алгоритма».ppt

Понятие алгоритма и его свойства

Слайдов: 24 Слов: 967 Звуков: 0 Эффектов: 0

Алгоритм и его свойства. Понятие алгоритма. Алгоритм – описание последовательности действий. Каждый алгоритм создаётся в расчёте на выполнение конкретного исполнителя. Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия. Создание алгоритма для решения задач какого-либо типа. Алгоритмический способ деятельности человека. Свойства алгоритмов. Что получится в результате выполнения этого алгоритма. Шахматная доска 2х2. Выделение прямоугольной области. Шахматная доска 4х4. Конструирование объёмных фигур. Создай композицию. Последовательность действий. Какой из названных документов является алгоритмом. - Понятие алгоритма и его свойства.ppt

Алгоритмический язык

Слайдов: 32 Слов: 3109 Звуков: 0 Эффектов: 25

Алгоритм. Предписание исполнителю. Среда; элементарные действия. Основные свойства алгоритмов. Формы представления алгоритмов. Алгоритм нахождения наибольшего общего делителя. Графическое представление. Псевдокод. Основные служебные слова. Общий вид алгоритма. Часть алгоритма. Оператор присваивания. Пример записи алгоритма. Следование. Ветвление. Школьный алгоритмический язык. Язык блок-схем. Цикл. Какие понятия используют алгоритмические языки. Имена. Выpажения. Вычисления часто употребляемых функций. Таблица стандартных функций. Константы. Арифметические выражения. Примеры записи арифметических выражений. - Алгоритмический язык.ppt

Алгоритм и алгоритмизация

Слайдов: 36 Слов: 974 Звуков: 0 Эффектов: 88

Алгоритм. Исполнитель. Правила. Формы записи алгоритмов. Словесная форма записи. Блок-схема. Программа. Виды алгоритмов. Команды. Линейный алгоритм. Почисть ковер. Алгоритм с ветвлением. Ветвление. Алгоритм с повторением. Повторение. Алгоритмы в нашей жизни. Мармелад из чёрной смородины. Алгоритмы в пословицах. Алгоритмы в песнях. Алгоритмы в русских народных сказках. Курочка. Сказка. Эпизод с речкой. Эпизод с яблоней. Эпизод с печкой. Дети убежали от Бабы-Яги. Испекла бабка колобок. Команды выполняются одна за одной. Выполняется либо одна либо другая последовательность. - Алгоритм и алгоритмизация.ppt

Построение алгоритмов

Слайдов: 12 Слов: 679 Звуков: 0 Эффектов: 70

Алгоритмы. Способ. Исполнитель алгоритма. Исполнитель. Подробное описание последовательности арифметических и логических действий. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Средства и правила построения блок-схем. Соединители. Язык проектирования программ. Система, способная выполнить действия. Темы для исследования. - Построение алгоритмов.ppt

Составление алгоритмов

Слайдов: 19 Слов: 519 Звуков: 0 Эффектов: 78

Информатика. Новые понятия. Действия учащихся. Алгоритм. Ввод информации. Свойства алгоритма. Условие. Серия. Команды. Примеры. Вскипяти воду. Разбери фасоль. Представление. Действие. Выполни задание по алгоритму. Собери урожай. Алгоритм перехода через дорогу. - Составление алгоритмов.ppt

Выполнение алгоритмов

Слайдов: 24 Слов: 1383 Звуков: 0 Эффектов: 178

Выполнение алгоритмов для исполнителя. Система команд исполнителя. Снизу свободно. Слева свободно. Система команд. Сверху свободно. Поиск алгоритма минимальной длины. Калькулятор. Обратный ход. Робот действует на клетчатой доске. Нарисуем. Команды. Сдвиг влево. Код команды. Действие. Тип «строка». Поезд. Длина. Материалы. - Выполнение алгоритмов.ppt

Исполнители алгоритмов

Слайдов: 15 Слов: 494 Звуков: 0 Эффектов: 86

Расшифруйте ребус. Исполнители алгоритмов. Произведи расчет. Диктант. Критерии оценок. Среда обитания. Примеры исполнителей вокруг нас. Исполнитель. Составьте алгоритм. Вычислитель. Работаем за компьютером. - Исполнители алгоритмов.ppt

Графический исполнитель

Слайдов: 13 Слов: 359 Звуков: 0 Эффектов: 54

Графический учебный исполнитель. Обстановка. Среда графического исполнителя. Два режима. Система команд. Работа в программном режиме. Программное управление. Язык программирования. Длина вертикального и горизонтального отрезков. Программа буквы. Команды. - Графический исполнитель.ppt

Алгоритм и его формальное исполнение

Слайдов: 22 Слов: 1167 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основы алгоритмизации. Алгоритм и его свойства. В качестве объекта возьмем текст. Алгоритмы состоят из отдельных команд. Алгоритм должен быть понятен. Запись алгоритма. Начальное состояние объекта. Формальное выполнение алгоритма. Редактирование текста. Формальная модель. Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов. Развитие языков программирования. Программы писались на машинном языке. Процедурные языки. Бейсик. Этапы разработки программы. Выбор или разработка алгоритма решения задачи. Проектирование «сверху вниз». Кодирование. Получение результата. Публикация или передача заказчику результата работы. - Алгоритм и его формальное исполнение.ppt

Алгоритмы

Слайдов: 38 Слов: 1169 Звуков: 0 Эффектов: 43

«Алгоритмы в нашей жизни». Проблема. Формирование алгоритмического мышления. Содержание. Практическая часть. Результаты исследования Заключение. Цель исследования: Задачи исследования: Применять классификацию алгоритмов при изучении информатики. Объект исследования: «Алгоритмизация», как способ развития логического мышления. Предмет исследования: «Алгоритмизация» в Информатике, как способ классификации алгоритмов окружающего мира. Немного о происхождении. Алгоритм. Характеристика исполнителя. Исполнитель алгоритма. Среда обитания исполнителя. Элементарные действия. Система команд исполнителя. - Алгоритмы.ppt

Алгоритм уроки

Слайдов: 14 Слов: 369 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема урока «АЛГОРИТМЫ». Пароход упёрся в берег. Капитан кричит: Вперёд! Как такому ротозею Доверяют пароход? А л г о р и т м. В жизни мы постоянно выполняем разные алгоритмы. Составляем распорядок дня, чтобы многое успеть. Понятие алгоритма – одно из фундаментальных в информатике. Примеры алгоритмов. Соблюдаем правила дорожного движения при переходе через улицу. Исполнители алгоритмов. Алгоритм составляется с учетом исполнителя. Исполнителем может быть человек, автомат, компьютер. Линейный. Команды такого алгоритма выполняются последовательно сверху вниз. Например, нахождение произведения четырех чисел. - Алгоритм уроки.ppt

Алгоритм действий

Слайдов: 18 Слов: 341 Звуков: 0 Эффектов: 86

Алгоритмы. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Научное определение понятия алгоритма дал А.Черч в 1930 году. В школьном курсе информатики вы будете пользоваться следующим определением: Алгоритм. Дискретность. Массовость. Конечность. Результативность. Детерминированность. Свойства алгоритма. Дискретность: Каждое действие в отдельности и алгоритм должны иметь возможность завершения. В алгоритме не должно быть ошибок. Описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Линейный. Циклический. В зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. - Алгоритм действий.ppt

Что такое алгоритм

Слайдов: 18 Слов: 688 Звуков: 0 Эффектов: 0

Элементы теоретического программирования. Что такое алгоритм? Класс однотипных задач называют общей задачей При подстановке вместо параметров конкретных значений получаем частную задачу. Алгоритм. 1. Точное предписание. 2. Понятное предписание. 3. Действие. И можно назвать еще тысячи разновидностей действий. 4. Решить любую задачу. Что означает «решить любую задачу» из данного класса однотипных задач? Получение результата за конечное число шагов составляет свойство результативности алгоритма. А всякое такое множество обладает свойством дискретности. Поэтому и говорят, что алгоритм обладает свойством дискретности или дискретной структурой. - Что такое алгоритм.ppt

Команда алгоритма

Слайдов: 7 Слов: 179 Звуков: 0 Эффектов: 9

Свойства алгоритма. 1.Точность. Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. 2.Понятность. Линейный алгоритм. Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется … Команда 1. Команда 2. Команда n. Разветвляющийся алгоритм. Серия 1. Серия 2. Условие. Циклический алгоритм. Алгоритм, в котором серия команд выполняется многократно называется… Серия. Запись блок-схем в ms worde. - Команда алгоритма.ppt

Алгоритмы действий

Слайдов: 7 Слов: 405 Звуков: 0 Эффектов: 30

Алгоритмы в нашей жизни. Что получим в результате? Зажечь газ. Поставить чайник на огонь. Налить воду в чайник. Дождаться пока вскипит. Выключить газ. Чтобы выполнить некоторое дело, вы сначала продумываете по­следовательность действий. Что такое алгоритм? Любой алгоритм можно изобразить графически или описать словами. И словесный, и графический алгоритмы должны быть понятны исполнителю. Составление алгоритма работы особенно важно при работе на компьютере. Откуда произошло слово «алгоритм». При переводе на латынь имя автора писали так: Algorithmi [алгоритми]. Подведём итог урока. - Алгоритмы действий.ppt

Информатика 5 класс Алгоритм

Слайдов: 7 Слов: 184 Звуков: 0 Эффектов: 22

Алгоритмы в нашей жизни. Лабораторная работа. Начальный курс. Ответьте на вопросы: Какое новое понятие мы изучили? Алгоритм Что такое алгоритм? Описание последовательности действий. Как можно изобразить алгоритм? Описать словами или изобразить последовательность действий в виде картинок. Как необходимо описать алгоритм? Как необходимо выполнять алгоритм? Строго соблюдая последовательность действий. Повторим способы записи алгоритмов. Любой алгоритм можно изобразить графически или описать словами. Графический алгоритм. Устно составьте словесное описание графического алгоритма. - Информатика 5 класс Алгоритм.ppt

Алгоритмы в информатике

Слайдов: 17 Слов: 404 Звуков: 1 Эффектов: 83

Типы алгоритмов. Алгоритмы можно описать: словесно; таблично; с помощью программы; графически. Стандартные графические объекты блок-схем. Указание на начало и конец алгоритма. Организация ввода и вывода данных. Выполнение действий или группы действий. Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от выполнения условия. Использование вспомогательных алгоритмов. Виды алгоритмов. Линейный. Разветвляющийся. Циклический. Линейный алгоритм. Линейный алгоритм встречаем в сказке Шарля Перро «Красная Шапочка». Действие1. Действие2. Действие N. Вывод результата. Ввод исходных данных. - Алгоритмы в информатике.ppt

Свойства алгоритма

Слайдов: 22 Слов: 289 Звуков: 0 Эффектов: 0

План урока. Проверка домашнего задания Новый материал «Алгоритмы» Решение задач Тестирование. Алгоритм «высеивания» простых чисел (Решето Эратосфена). Тестирование. « Определение и свойства алгоритмов». Любая последовательность действий является алгоритмом. Строгая последовательность конечного числа действий является алгоритмом. Алгоритм должен обязательно выполнятся за конкретное (определенное) число шагов. Для любых задач можно разработать алгоритм. Алгоритмизация – обязательный этап для решения задачи с использованием компьютера. Свойство «дискретность» указывает на возможность разбиения алгоритма на отдельные шаги. - Свойства алгоритма.ppt

Свойства и виды алгоритмов

Слайдов: 9 Слов: 305 Звуков: 0 Эффектов: 0

Виды алгоритмов. Свойства алгоритмов: Графический способ описания алгоритма (блок-схема). Начало, конец алгоритма. Условие выполнения действия. Выполняемое действие. Последовательность выполнения действий. Линейный алгоритм. Неполная форма разветвленного алгоритма. Полная форма разветвленного алгоритма. Циклическая алгоритмическая конструкция, в которой условие поставлено в начале цикла. Циклическая алгоритмическая конструкция, в которой условие поставлено в конце цикла. - Свойства и виды алгоритмов.ppt

Понятие алгоритма

Слайдов: 9 Слов: 149 Звуков: 10 Эффектов: 29

Формализация понятия алгоритма. Алгоритм (лат. algorithmi – аль Хорезми – ср. азиатский математик IX в.,). Алгоритм всегда рассчитан на исполнение неразмышляющим исполнителем – формальное выполнение алгоритма. Существуют задачи для которых составить формальный алгоритм практически невозможно. Свойства алгоритмов. Дискретность Детерминированность Результативность Массовость. Определение алгоритма является интуитивным понятием, а не строго математическим. Необходимость уточнения понятия алгоритма. Построить алгоритмы не удавалось, возникло понятие алгоритмически неразрешимой задачи. - Понятие алгоритма.ppt

Алгоритм основные понятия

Слайдов: 40 Слов: 6786 Звуков: 0 Эффектов: 9

Алгоритмы: основные понятия, примеры практической разработки. Интуитивное понятие алгоритма. Входные данные для задач одного типа. Вычислитель, пользующийся алгоритмом решения задачи данного типа. Результат. Ключевые понятия. Исполнитель, который не понимает цели алгоритма, называется формальным исполнителем. Команды такого алгоритма выполняются в естественной последовательности, если не оговорено противного. Порядок выполнения действий указывается стрелками. Написание алгоритмов с помощью блок-схем регламентируется ГОСТом. Алгоритмы линейной структуры: действия выполняются последовательно одно за другим. - Алгоритм основные понятия.ppt

Алгоритм как модель деятельности

Слайдов: 12 Слов: 640 Звуков: 0 Эффектов: 40

Алгоритм как модель деятельности. Что такое алгоритмическая модель. Но всякий план или описание есть информационная модель. Следовательно: Алгоритм является информационной моделью деятельности исполнителя. Алгоритмическая модель: Определение цели (постановка задач). Построение плана - алгоритма. Работа исполнителя. Получение результата. Модель работы исполнителя. Составляя алгоритм, нельзя выходить за рамки СКИ. Язык программирования – формализированный язык описания алгоритмов. Пример алгоритмической модели. Трассировка алгоритма – модель работы процессора. Выполняя ручную трассировку, человек моделирует работу процессора. - Алгоритм как модель деятельности.ppsx

Основы алгоритмизации

Слайдов: 11 Слов: 286 Звуков: 0 Эффектов: 73

Основы алгоритмизации. Определение Способы описания Типы алгоритмов. Здесь можно прочитать основное о алгоритмах. Алгоритм - конечная последовательность команд исполнителю. Словесная форма записи - алгоритм записан словами и предназначен для человека. Программа Сумма Описание а,в,с:Целый Конец_описания а:=5 в:=9 с:=а+в Вывод (‘сумма= ‘, с) Конец_Программы. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Алгоритм с повторением. - Основы алгоритмизации.ppt

Выполнение алгоритмов компьютером

Слайдов: 12 Слов: 208 Звуков: 0 Эффектов: 67

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Основные вопросы: Формальный исполнитель Алгоритм и программа Особенности выполнения программы. Формальный исполнитель. Данные. Программа. Решение. Результат. Алгоритмы и программы. Исполнитель. Команда. Система Команд Исполнителя(СКИ). Состав команд ЯМК предложил Джон фон Нейман в 1946г. Компьютер. Ски. Язык Машинных Команд (ЯМК). Каждая команда-директива для процессора на выполнение определённого действия. Устройство ввода. Устройство вывода. Процессор. Оперативная память. Этапы выполнения программы. - Выполнение алгоритмов компьютером.ppt

Задания по теме алгоритмы

Слайдов: 25 Слов: 798 Звуков: 0 Эффектов: 17

1. Выбрать команду Файл? Сохранить как. 2. В открывшемся окне выбрать нужную папку. 3. В поле «Имя» указать имя файла. 4. Нажать кнопку «Сохранить». Алгоритмы. Из истории. В переводе любое правило начиналось словами: «Алгоризми сказал». Алгоритм отправки СМС. По шагам. Последовательно. Понятно. Приводит к цели. Алгоритм. Разработать алгоритм может только человек! Составьте алгоритм сбора портфеля. 1. Посмотреть расписание. 2. Выложить из портфеля все лишнее. 3. Положить учебники и тетради согласно расписанию. 4. Проверить пенал. 5. Положить дневник. Перед Вами задачи, для которых нужно составить алгоритм. -

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» (три знаменитых романа Гончарова на «О») годаСимбирскекупеческому сословию «Обыкновенной истории» «Обломове»«Обрыве»


Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал: «Мать наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, под её управлением и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.»


Образование Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. А десяти лет от роду был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. пансионатеМоскву Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал: «Первым прямым учителем в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта» Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает:гуманитетаКарамзинДержавиным ДмитриевымОзеровымХерасковымПушкин«Евгением Онегиным» «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках!» Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.Московского университета августе1831 годаэкзаменов Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной след в истории русской литературы.БелинскийГерценОгарёвСтанкевичЛермонтовТургеневАксаков


Жизнь после университета Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.1834 годауниверситет Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Новая встреча с ним окончательно укрепила эту решительность. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову- писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.университетаМоскваСанкт-ПетербургПетербург В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Александровича Майкова Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет:Николая Александровича МайковаАполлона Валериана Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства.


Начало творчества Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский:40-е годы Только когда Белинский регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и проч., тогда и взгляд на этих героев пера (Лермонтова и Гоголя) стал определённее и строже. Явилась сознательная критика...В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни». Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В «романе» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведенииЛермонтова Гоголя1847 годаромане1847


Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада» В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат Паллада». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Англия, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Ликейские острова, Филиппины, обратный путь через Сибирь главные вехи этого путешествия. Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно.1852 годафрегате«Паллада»ПутятинаСеверной АмерикеАляскиРоссииЯпонией«Фрегат Паллада»Англия мыс Доброй НадеждыЯваСингапурГонконгЯпонияКитайЛикейские островаФилиппиныСибирь Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» () своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной. Между тем, Гончаров вернулся в департамент министерства финансов и продолжал исправно исполнять свои чиновничьи обязанности, к которым никак не лежала душа. Вскоре, однако, наступила перемена в его жизни. Он получил место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако, в глазах многих писателей эта должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензоре в прогрессивных слоях общества было тогда далеко не лестным. Его воспринимали как представителя ненавистной власти, как гонителя вольной мысли. Образ тупого и жестокого цензора был как-то заклеймён ещё И. А. Пушкиным в «Послании к цензору»:13 февраля1855 года1858 году XIX векацензораИ. А. Пушкиным «О варвар! Кто из нас, владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной секиры?» Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться своей должностью и в начале 1860 года вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба решительно мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов».1860 года«Обломов»


Расцвет творчества Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность члена совета по делам печати снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма» Гончаров защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию. Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв».1859 годуобломовщинаОбрыв1862 годаНекрасованигилизмаматериализма социализмакоммунизма 1867 года


Расцвет творчества К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним долго (двадцать лет) и неутолимо. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу:апатию1868 году «Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета». В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого Обломов, для третьего Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.




«Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.депрессииП. В. АнненковуВолгеэтюдыМильон терзаний Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе» годавоспаления легких Александро-Невской лавры1956 годунекрологеОстровскомуСалтыкову


Пути, которые не выбирал Обломов. Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание сильного таланта". Она увидела в нем "произведение русской жизни, знамение времени". Так была определена исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие "Обломова" как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет. В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление обломовщина.


Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами романа читатель видел еще великое множество Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: "Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... Есть... "Обломовщина", отвечает наш герой. Царство крепостной России вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда основа всех поступков и образа действий Обломова. Да и не только его одного.


Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его жизнь. Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, выросшие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян. Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хозяйство по-новому, покапиталистически. За короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предпринимательской деятельности.


Представим себе другой вариант. Обломов "пробуждается" ото сна сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и "уходит в революцию". Быть может, он станет видным революционером. Его революционная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Россия. Но это все фантазии... Изменить роман Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех событий, он отражал то время, в котором жил. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно. До настоящего времени роман Гончарова "Обломов" сохранил свое обаяние как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма


Роман И. А. Гончарова "Обрыв" И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму изданию романа "Обрыв", напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том, что "никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами: "Обыкновенной историей", "Обломовым" и "Обрывом"! " Действительно, критики-современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и другие рассматривали каждый роман по отдельности, а не как единое целое. Иван Александрович сокрушался: "Всё молодое и свежее поколение жадно отозвалось на зов времени и приложило свои дарования и силы к злобе и работе дня". Однако в защиту критиков можно сказать то, что их концепция, как сказали бы мы сейчас, концепция "шестидесятников" с пожеланиями быстрых и радикальных политических и культурных преобразований не отвечала программе "Лучше поздно, чем никогда" "месье де Лень" с его мечтами о стабильности и некоторой приземлённости: "Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и всё, что к ней прирастало". Охватить более чем тридцатилетний период написания, по Гончарову, одного романа "шестидесятникам" было более чем сложно. Попробуем доказать верность первого приведённого высказывания Гончарова, сравнив между собой три великих романа: найдем в них общее.


Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом, так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, "капитальны", поэтому их успех "невременен", то есть, не связан с конкретными историческими событиями. В то же время темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х - 80-х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные темы тех лет: отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций власти и народа и т. д. - актуальны в России во все времена. Талант истинного провидца помог Гончарову уловить настроение времени. Критик Чуйко обращает внимание на своеобразие исторического контекста в творчестве художника: "эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести к одному окончательному синтезу всю историческую, государственную и общественную жизнь своего времени". Эти слова были сказаны об "Обрыве" - мне кажется, что их можно отнести и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь - по идее Ю. В. Лебедева: "Если "Обыкновенная история" - фундамент храма, "Обломов" - стены и своды его, то "Обрыв" - замок свода и купол с крестом, устремленным к небу".


Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Грачах в "Обыкновенной истории" (кстати, грачи - это первые птицы, прилетающие ранней весной - название деревни первого романа выбрано неслучайно), в Обломовке в "Обломове" (это название образовано от фамилии помещика - единственный случай в трилогии), в Малиновке в "Обрыве", - везде милые матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно вспомнить образ Арины Власьевны в "Отцах и детях" И.С. Тургенева). Но не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это - умиление. И "теплый угол" в "Обыкновенной истории", и "благословенный уголок" в "Обломове", и "эдем" в "Обрыве" мыслятся как укрытие от неудач, проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и соответствовать темпу общества. Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь "отправной точкой" к следующим этапам развития "Героя", живёт и прожигает жизнь в городе


Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова". Во-первых, эта "увертюра" появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное название которого было "Обломовка". Во-вторых, "Сон Обломова" показателен как художественный и психологический приём. Эта глава позже была помещена в середину произведения и явилась переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один период жизни другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу романа то сильнее, то слабее прослеживается тема Обломовки - определенного образа действительности и мыслей. К тому же его грёза - это сон- предсказание: недаром смерть Обломова настигла именно в тиши и спокойствии. Если рассматривать "Сон..." с психологической точки зрения, можно прийти к тому, что он является архетипом. Принимая форму сна Обломовка принимает форму условности: пространство и время в ней не линейные, а циклические. Сам "заповедный" край обнесён высокими горами, а люди в нём живут счастливо, не болеют и чуть ли не умирают. Используя приём архетипа, Гончаров полно раскрывает подсознательную сущность своего героя.


С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Молодой Адуев бессознательно отворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв в "землю обетованную" - в столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт счастливо, "так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе". Райский - наиболее противоречивый персонаж - на протяжении всего романа не раз меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам: впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив творческих сил: "Какие виды кругом - каждое окно в доме - рама своей особенной картины!" ; после долгой разлуки он "не без смущения" ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся ему как одна картина "в тесной, определенной раме, в которой приютился человек", а через некоторое время "Райский почти не чувствует, что живёт", потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке). Как видим, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров, "составляют одно лицо, наследственно перерождающееся..." А трилогия - "одно огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи - старой жизни, сна и пробуждения".


Роман «Обыкновенная история» (1847) Роман «Обыкновенная история» (1847) рассматривается подчас лишь как подступ к более сложным и многоплановым последующим двум. Тем более, что несколько схематичное построение романа облегчает подобную задачу: несложно увидеть в нем исходный чертеж для будущего полнокровного создания «Обломова». Но если же взглянуть на «Обыкновенную историю» как на завязь, из которой развилась вся романистика, как сгусток творческой энергии, что придал импульс всему творчеству Гончарова, то именно этот роман потребует самого пристального рассмотрения. В «Обыкновенной истории» уже проявились все предпочтения Гончарова в выборе традиций, жанра, сюжета, героя и соответственно всех других элементов романа, при этом предпочтения столь определенные, что хотя они и претерпели в дальнейшем изменения, но не в той степени, чтоб изменилось само существо сделанного выбора. Одновременно в первом романе уже дала о себе знать не только свобода творческого выбора, но и его «несвобода», сказалась зависимость от рекомендаций, выдвигаемых временной ситуацией и авторитетами в искусстве.


При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы обычно выдвигались на первый план злободневные аспекты его произведений (за счет всех других). К примеру, в «Обыкновенной истории» только по прошествии десятилетий была акцентирована (на фоне привязанности романа к его эпохе) глубинная тема универсального характера. В романе «изображен вечно присущий человечеству разлад между идеализмом и практичностью, однако в явлениях, подмеченных в русской жизни», воспроизводится «двойственное течение жизни, столь же правдивое, как и бессмертные образы Сервантеса» (отсылка к упоминанию «Дон Кихота» в цитированном выше письме). В романе Гончарова была увидена такая «обыкновенная история», которая, повторяясь во все века, выражалась «в его (Гончарова) время в своеобразных формах русской общественной жизни». Контекст десятилетия справедливо был расширен до контекста веков.


Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей очевидностью, прежде всего, в судьбе главного героя. Александр Адуев юный провинциал 30-х годов, усвоивший характер чувств и манеру поведения популярных персонажей современной ему литературы (преромантической и романтической). Подражательность, вошедшая в само нутро молодого человека, определяет неестественность поведения, натужность речей, легко поддающихся осмеянию. Одновременно это «обыкновенный здоровый юноша, лишь находящийся в романтической стадии своего развития». «Книжная одежда» спадает с Александра по мере взросления вместе с наивностью и экзальтацией молодости. Так создается своего рода перемежающаяся двойная «подсветка» в гончаровском тексте: он прочитывается и как психологическое повествование о норме жизни в эпоху юности, и как комическая история заблуждений мечтательного русского провинциала конкретной эпохи. Но поскольку юность всегда склонна к предпочтению мечты трезвой реальности и везде легко рядится в «чужие платья», психологическая цельность гончаровского «человека на все времена» не подрывается всерьез уступкой конкретной «злобе дня».


Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно присущих человечеству» или обнаружение «своеобразных форм русской общественной жизни», в которые эти приметы облачились), остается предметом дискуссии до сей поры. Правда, сама тональность дискуссий коренным образом меняется. Утверждается, к примеру, что в романе «немногое связано с определенным моментом современной Гончарову социальной истории. Но, когда оно входит в роман, то служит только иллюстрацией основополагающих проблем человеческого существования или еще в большей мере стимулом, чтобы попытаться войти с ними в соприкосновение»

Cлайд 1

Иван Александрович Гончаров 1812 – 1891г.г. МОУ Отрадненская СОШ г.Ульяновска. Учитель Горбунова Л.А.

Cлайд 2

Как классику, ему, несомненно, обеспечено прочное место в русской литературе. Огромный и правдивый талант его обогатил наше воображение бессмертными типами, выходящими далеко из рамок его времени… В.Г.Короленко.

Cлайд 3

Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в семье зажиточного купца, неоднократно избиравшегося городским головой. Дом, в котором родился И.А.Гончаров (Симбирск 19 века) Современный вид

Cлайд 4

В пятидесятилетнем возрасте бездетный Александр Иванович, овдовев, женился вторым браком на матери будущего писателя, девятнадцатилетней Авдотье Матвеевне Шахториной, тоже из купеческого звания. Она подарила мужу четверых детей. «Наша мать была умница. Она была решительнее умнее всех женщин, каких я знаю,» – писал И.А.Гончаров.

Cлайд 5

Когда Ивану было семь лет, отец умер. Воспитателем сирот стал их крестный отец - помещик Николай Николаевич Трегубов, отставной моряк и надворный советник. Старый холостяк, он обожал детей и оставил о себе у писателя самые нежные воспоминания. Это был человек "редкой, возвышенной души, природного благородства и вместе добрейшего, прекрасного сердца".

Cлайд 6

Начальное обучение Иван Гончаров получил в частном пансионе священника отца Федора (Троицкого). Там пристрастился к чтению: Державин, Жуковский, Тасс, Стерн, богословские сочинения, книги о путешествиях... В 1822 году Авдотья Матвеевна, надеясь, что сын пойдет по стопам отца, определила его в Московское коммерческое училище. Промаявшись там восемь лет, Иван уговорил мать написать прошение о его увольнении. «Мы кисли там 8 лет, 8 лучших лет без дела», - писал И.А.Гончаров. Московское коммерческое училище

Cлайд 7

В 1831 году поступил на словесное отделение Московского университета. В следующем году состоялась его первая публикация в журнале "Телескоп" - перевод нескольких глав из романа Эжена Сю "Атар-Гюль". В одно время с ним в университете учились Герцен, Огарев, Белинский, Лермонтов, и кажется странным, что он остался с ними незнаком. Впрочем, по его словам, учился он "патриархально и просто: ходили в университет, как к источнику за водой, запасались знанием, кто как мог...".

Cлайд 8

После окончания университета Гончаров вернулся в Симбирск, попробовал служить секретарем канцелярии у губернатора. Но дома и в городе было всё по-старому: тихо, сонно, лениво. Глядя на это затишье, он понял, что жизнь в родном городе не даёт «никакого простора и пищи уму, никакого живого интереса для свежих, молодых сил».

Cлайд 9

Не найдя соответствующей своим интересам среды, через год уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство финансов переводчиком. В свободное время он много писал - "без всякой практической цели", потом бесчисленными черновиками топил печь, испытывая болезненные сомнения в своем даре. Позже он заметит: "...литератору, если он претендует не на дилетантизм... а на серьезное значение, надо положить на это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!" Петербург середины 19 века. Невский проспект.

Cлайд 10

Подрабатывая уроками, Гончаров попал в дом известного академика живописи Николая Аполлоновича Майкова. Иван Александрович учит русской словесности и латыни его детей, среди которых были будущие поэт Аполлон Майков и критик Валериан Майков. В доме Майковых образовался своеобразный художественный салон, и молодой преподаватель, неожиданно обнаруживший большую начитанность и талант рассказчика, стал в нем едва ли не законодателем литературного вкуса. Н.А.Майков А.Н.Майков В.Н.Майков

Cлайд 11

Судя по всему, Гончаров долго сомневался в себе как в писателе. Уверенность в своих силах Иван Гончаров обрел благодаря знакомству с Белинским, которого очень высоко ценил как критика. В 1845 году "с ужасным волнением" передал на суд критику роман «Обыкновенная история». Белинский "был в восторге от нового таланта" и тут же предложил рукопись опубликовать. Роман вышел в 1847 году в самом популярном журнале того времени "Современник"

Cлайд 12

В своем романе Гончаров никого не обличал, он просто показал молодого дворянина Александра Адуева, провинциала, приехавшего в Петербург с тетрадкой стихов, локоном возлюбленной и смутными мечтами о славе, которого столичная жизнь "успокоила" выгодной женитьбой и чиновничьей карьерой. Действительно - обыкновенная история.

Cлайд 13

В 1849 году Гончаров напечатал в «иллюстрированном альманахе», разосланном в виде премии подписчикам журнала «Современник», небольшой отрывок ещё не законченного нового романа «Обломов». Он назвал этот отрывок «Сон Обломова». Но весь роман читателям пришлось ждать ещё десять лет.

Cлайд 14

Неожиданно писатель соглашается на должность секретаря при адмирале Е.В. Путятине и 7 октября 1852 года вместе с ним отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Он побывал в Англии, Японии, "набил целый портфель путевыми записками". Очерки о путешествии публиковал в различных журналах, а позже выпустил отдельной книгой под названием "Фрегат "Паллада" (1858), которая была встречена с большим интересом.

Cлайд 15

Вернувшись в Петербург, Иван Александрович продолжил службу в Департаменте столоначальником. В набросках у него уже были два романа - "Обломов" и "Обрыв", но работа над ними почти не продвигалась. Спасти писателя "от канцеляризма, в котором он погибает", взялся литератор и цензор А.В. Никитенко. С его помощью в 1855 году Гончаров поступил на должность цензора в Петербургский цензурный комитет.

Cлайд 16

Литературная работа наконец стронулась с места вследствие удивительных, прямо скажем, событий. Летом 1857 года Гончаров уезжает "на воды" в Мариенбад и там влюбляется. В то время русскому писателю исполнилось сорок пять лет, он был закоренелый холостяк, а тут вдруг: «Едва выпью свои три кружки и избегаю весь Мариенбад с шести до девяти часов, едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней...» Кто же "она", возбудившая столь сильные чувства в апатичном литераторе?

Cлайд 17

С Елизаветой Васильевной Толстой Гончаров познакомился в доме Майковых еще в бытность свою учителем. Тогда он пожелал четырнадцатилетней Лизоньке в ее альбоме "святой и безмятежной будущности", подписавшись - де Лень. Через десять лет, в 1855 году, он снова встретился с ней у Майковых, между ними завязалась "дружба". Писатель водил ее в театры, посылал ей книги и журналы, просвещал в вопросах искусства, в ответ она давала ему читать свои дневники, он говорил ей, что их отношения похожи на историю Пигмалиона и Галатеи... Елизавете Васильевне русская литература обязана замечательным образом Ольги Ильинской

Cлайд 18

В Мариенбаде за 7 недель был завершён роман «Обломов». В окончательной редакции "Обломов" был опубликован в 1859 году, и его успех превзошёл ожидания автора. И.С. Тургенев пророчески заметил: "Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова". Л.Н. Толстой писал: "Обломов - капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз..." В России тех лет не было ни одного самого заштатного городка, где бы не читали, не хвалили "Обломова" и не спорили о нем.

Cлайд 19

Следующие десять лет ушли у Гончарова на завершение романа "Обрыв". Он вышел в журнале "Вестник Европы" в 1869 году, а в 1870-м - отдельным изданием. Произведение, затронувшее такие новые явления в российской жизни, как нигилизм и эмансипация женщины, вызвало бурные споры в критике и не менее бурную популярность у читателей. "За очередной книжкой "Вестника Европы", где печатался роман, "посланные от подписчиков" ходили с раннего утра, как в булочную, толпами", - вспоминал современник. "Обрыв" остался последним художественным произведением великого романиста.

Cлайд 20

В 1870 году Сергей Михайлович Третьяков заказал портрет Гончарова художнику Крамскому для своей галереи. Писатель отказался: "...Я не сознаю за собой такой важной заслуги в литературе, чтобы она заслуживала портрета, хотя и счастлив простодушно от всякого знака внимания, оказанного моему дарованию (умеренному)... Во всей литературной плеяде от Белинского, Тургенева, графов Льва и Алексея Толстых, Островского, Писемского, Григоровича, Некрасова - может быть - и я имею некоторую долю значения, но взятый отдельно и в оригинале и на портрете я буду представлять неважную фигуру..." Гончарову было отпущено Богом еще двадцать лет жизни, но в печати он почти не выступал, по своей врожденной скромности считая себя устаревшим и забытым писателем. Только через четыре года Третьякову удалось его уговорить.

Cлайд 21

Иван Александрович так и не завел семьи. Когда в 1878 году умер его слуга Карл Трейгут, оставив вдову с тремя малолетними детьми, писатель взял на себя заботу о них - эти дети были обязаны ему и воспитанием, и образованием. За несколько лет до смерти Гончаров печатно обратился ко всем своим адресатам с просьбой уничтожить имеющиеся у них письма и сам сжег значительную часть своего архива. Только благодаря потомкам Карла Трейгута, бережно сохранившим до наших дней личные вещи писателя и при их участии в 1982 году в Ульяновске (Симбирске) был открыт литературно-мемориальный музей Гончарова. Семья Трейгут