Сколько частей в симфонии 40 моцарта. Шедевры классики. Симфония Моцарта соль минор. Моцарт. Жизнь и мастерство гения

Это произведение настолько всем хорошо известно, что если просто написать "парарам парарам парарарам", то каждый, наверное, догадается о чем пойдет речь и какая музыка будет звучать...

В симфоническом наследии Моцарта есть своя вершина. Это знаменитая триада 1788 г. В предельно краткий срок великий художник создает грандиозный цикл, достойно венчающий его симфонический путь. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 25 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты гениального „Юпитера".
В созвездии трех симфоний соль-минорная занимает особое место. Слегка подернутая дымкой меланхолии, она по своему романтическому настроению стоит особняком в творчестве Моцарта.

Начало первой части симфонии № 40 соль-минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало визитной карточкой Моцарта.

Как и другие его инструментальные произведения, симфония № 40 тесно соприкасается с эстетикой театра. Темы симфонии словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.

Michel-Barthelemy Ollivier. MOZART GIVING A CONCERT IN THE "SALON DES QUATRE-GLACES AU PALAIS DUTEMPLE" IN THE COURT OF THE PRINCE DE CONTI


Моцарт. Симфония № 40, соль минор, К. 550

The Chamber Orchestra of Europe
Conductor - Nicolaus Harnoncourt

Symphony No. 40 in G minor, K. 550

I. Molto allegro

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.


Гравюра XVIII века


II. Andante

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Альты с их своеобразным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Моцарт в своей венской квартире


III. Menuetto. Allegretto - Trio

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Инструментальный ансамбль. По репродукции акварели Л.Кармонтелли.


IV. Finale: Allegro assai

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.


Л. Михеева

Состав оркестра: флейта, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, струнные.

История создания

Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как и предшествующая , Сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от пред­шествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль-минорная симфония - трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством - гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней - ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.

Музыка

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия - главная партия сонатного аллегро - родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию - главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема - порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема - снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это - лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Третья часть - менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала - напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

Тема: “Моцарт В. А. Симфония № 40”
Цель урока:
Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей, обогащение представления учащихся о творчестве В. А. Моцарта,

Задачи урока:

Образовательные:

определение особенностей творчества В. А. Моцарта;

ознакомление с симфоническим творчеством композитора;

анализ музыкального произведения;

совершенствование навыков вокально-хорового пения.

Развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

формирование музыкально-эстетического вкуса;

активизация умения следить за развитием музыкального образа.

Воспитательные:

формирование культуры слушания музыкального произведения;

привитие интереса к музыкальному наследию В. А. Моцарта;

обогащение духовного мира учащихся.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Форма урока: урок-монография.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: словари эстетических эмоций, ноутбук.

Ход урока

Эпиграф: … Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь,

Я знаю, я. (“Моцарт и Сальери” А. С. Пушкин)

I. Организационный момент

Приветствие.

Метод: «Поздоровайся глазами»

Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем хорошего настроения, хорошего урока и успешности в творческом проявлении. Послушаем, как «звучит тишина», что происходит вокруг нас. А потом также внимательно послушаем, о чём хотел рассказать в своей музыке композитор.

II. Вступительная часть

Прежде чем мы обратимся к теме нашего урока, выполним тесты. У каждой группы на столе лежат листы с вопросами по пройденной теме.

Ответы учащихся.

1. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня на уроке прозвучит музыка всемирно известного композитора. А фамилию этого композитора мы узнаем, если вы будете мне помогать своими вопросами.

Кто этот композитор? Игра «Данетка»

2. Представление темы и цели урока

Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Об австрийском композиторе В. Моцарте)

И так мы определили тему нашего урока. А назовем мы его так:

«Моцарт В. А. Симфония № 40 »

Это слова знаменитого русского поэта А.С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» Сегодня на уроке мы поговорим о музыке Моцарта, о его симфонии № 40.

III. Основная часть

1. Сообщение учителя

- Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской и духовной музыки.

Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее. Мы с вами уже знакомились с биографией Моцарта. Сегодня на уроке речь пойдет о симфоническом творчестве композитора.

Но так как эпиграфом нашего урока являются слова Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери» я хотела бы остановиться на их отношениях.

А поможет мне….наш историк Алена

2. Сообщение учащегося - историка. После смерти Моцарта поползли слухи, что его из зависти отравил Сальери. Говорили, что перед смертью Сальери признался в отравлении. Однако он умирал в психиатрической больнице, и ни врачи, ни санитары не слышали никакого признания, посторонних к нему не пускали. Известное высказывание Пушкина, убежденного в совершении преступления, основано только на слухах. Пушкин писал, что Сальери завидует Моцарту, но ему нечего было завидовать- он считался первым композитором Вены, был обеспеченным материально, в то время как Моцарт бедствовал и жил в нищете. И оперы Сальери шли на сцене Венского театра одна за другой, тогда как у Моцарта все складывалось значительно более сложно .

3. Сообщение учащегося - искусствоведа

Моцартом написано более 40 симфоний. При жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта изменилась неузнаваемо. Композитор является создателем жанра лирико-драматической симфонии. Язык симфоний Моцарта ближе всего к его оперной музыке. Темы симфоний мелодически выразительны, часто они связаны с мелодиями опер Моцарта, также в них слышны интонации бытовой народной музыки Австрии.

4. Сообщение учащегося- музыковеда

Три последние симфонии являются самыми знаменитыми. Они считаются шедеврами и их часто исполняют во всех странах мира. Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Это был пик творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил композитора. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них, симфония №40, которую мы сегодня услышим, была с успехом исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.

5. Сообщение учителя

Симфония № 40 – одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей .

2. Работа над темой урока.

    Работа в группах. (Дети слушают фрагменты каждой части симфонии)

Первая группа заполняет план анализа 1 части симфонии

Вторая группа заполняет план анализа 2 части симфонии.

Третья заполняет план анализа 3 части симфонии.

План анализа музыкального произведения

1.Какой жанр?____________________________________________________

2.Какие чувства передаются в музыке?______________________________

3) Испытал ли ты их или просто зарегистрировал?_____________________

4. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.__________________________________________________________

б) Характер._____________________________________________________

в) Темп._________________________________________________________

г) Динамика._____________________________________________________

5. Какой инструмент играл?_________________________________________

1 ч. - Музыка затрагивает искренние, глубокие чувства человеческой души. Первая часть симфонии не имеет вступления. Главная тема носит взволнованный характер, но вместе с тем отличается певучестью и задумчивостью. Побочная тема более спокойная, изящная, изысканная.

2 ч.- Как после бури наступает затишье, так после взволнованно прозвучавшей 1 части звучит светлая, умиротворенная, задумчивая, напевно-ласковая музыка. Основные темы дополняют друг друга. Все голоса оркестра поют, и пение это, как бы излучает теплый солнечный свет

3. -третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру,под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки

3. Релаксация

ФИЗМИНУТК А «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Учитель: С каким шедевром изобразительного ис-ва можно сравнить 40-ю симфонию?

4. Работа с учебником

Моцарт и Леонардо да Винчи… Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да Винчи. «Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе с тем страстное и чувственное в этом удивительном портрете.» Каждое слово как будто о музыке Моцарта!

IV . Этап закрепления

1. Работа в группах

1 группа

Задание: выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке.

Божественная

Задушевная

Летящая

Задумчивая

Грустная

Прекрасная

Человечная

Светлая

2 группа

Задание: Выберите из высказываний великих людей о музыке слова, которые

характеризуют музыку Моцарта.

Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. Максим Горький

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)

3 группа

Задание: Составить синквейн к слову Моцарт

VI. Итог урока

Сегодня вы прослушали симфонию № 40 В. Моцарта

Что же мы можем сказать о музыке великого гения?

В чем сила музыки Моцарта? (Она объединяет, настраивает людей на одни чувства и эмоции)

2. Учитель: Откуда же композитор черпал такое вдохновение?

(Источником вдохновения является жизнь)

Я согласна с вами, что сила музыки Моцарта не только в музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правде.

Учитель. Симфония № 40 обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.

Отрывок из трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»

«Ты, Моцарт, Бог… !»

VII. Песня Булата Окуджава «Песенка о Моцарте» - исполнение




Вольфганг Амадей Моцарт продемонстрировал свои музыкальные навыки в очень раннем возрасте, первые сочинения он написал, когда ему было пять, а когда ему было шесть, он уже давал выступления перед императорским двором. Вольфганг Амадей Моцарт, невзирая на свой совсем юный возраст, принимал участие во всех концертах, являясь гвоздем программы.


История создания симфонии 40 Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как и предшествующая, Сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от предшествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль- минорная симфония трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с «Неоконченной» симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.


Музыка симфонии 40 Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия главная партия сонатного аллегро родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога.


Симфония 40 написана целиком в стиле композитора, легко, свободно, с довольно сложной средней частью. Исполнять ее можно как на фортепиано, так и в оркестре - в последнем варианте, конечно, она звучит так, как ее задумал Моцарт - симфония 40, как и прочие, должна исполняться оркестром.



Среди современных ей симфоний g-moll-ная выделяется очень резко, прежде всего - чувством тоски и беспокойства, господствующим во всех ее частях. Возможно, сегодня грусть 40-й симфонии Моцарта не воспринимается как трагедия, но в XVIII века трудно найти более скорбное произведение. Иногда 40-ю симфонию называют «вертеровской» , проводя параллель с романом Гёте «Страдания молодого Вертера».

1 часть

Уже начало симфонии захватывает тревогой и смятением, когда без всякой вступительной подготовки возникает главная тема I части, звучащая как исповедь. Моменты личностные, интимные господствуют и в дальнейшем развитии симфонии g-moll , вот почему ее нередко считают предшественницей будущего романтического стиля. Поставив личные переживания человека в центр действия, 40-я симфония Моцарта утвердила новый тип лирико-драматической симфонии , получивший развитие у композиторов-романтиков.

В сонатной форме I части и главная, и побочная темы одинаково лиричны, ни одна, ни другая изначально не содержат «волевых» элементов (кварто-квинтовых интонаций, унисонных ходов, пунктированных ритмов и т.д.). Главная тема опирается на «мотивы вздоха» и широкие секстовые скачки. Учащенный ритмический пульс подчеркивает ее беспокойное волнение. Побочная тема (B-dur) более спокойна и поэтична, однако это спокойствие скоро рассеивается: в побочную тему вторгается материал главной партии (резко неустойчивые, плотные аккорды в синкопированном ритме и нарастающей динамике). Такой прием - «прорыв в побочной» - служит драматизации музыкального образа. Волевые наступательные мотивы появляются только в конце главной темы и в связующей партии, где возникает ритмически четкое движение по звукам аккордов.

Начало разработки отмечено резким тональным сдвигом из B-dur в далекий fis-moll - общий колорит внезапно темнеет. Минорные краски подчеркиваются почти на всем протяжении этой разработки. Другая отличительная черта - монотематический характер: все внимание сосредоточено исключительно на главной теме. Она то блуждает по далеким тональностям (в основном по квинтовому кругу), то дробится на мотивы, утрачивая свой первоначальный облик. При этом главная тема предстает то мрачной, горестно-исступленной (в первом разделе разработки), то проникается безысходной скорбью (во втором разделе).

Реприза обширнее экспозиции, в основном, за счет связующей партии, которая разрослась почти вдвое. В ее теме акцентируется действенная мятежность. Тем резче становится сопоставление связующей темы с побочной, которая погружаются в минор. Оминоривание мажорных тем в репризе - черта, свойственная именно моцартовским сонатным формам.

2 часть

II часть - лирическое Andante (Es-dur, сонатная форма). В драматургии цикла это момент эмоциональной передышки. Однако за внешним душевным равновесием в Andante тоже ощущается внутреннее беспокойство. Фактура главной темы поначалу имитационна. Это сразу придает музыке некоторую суровость, подчеркнутую настойчивыми повторами звуков и относительно низким регистром. Тихая, нежная побочная тема (B-dur) отличается камерностью звучания. С главной темой ее объединяют легкие, «порхающие» мотивы 32х. Однако, как и в I части симфонии, просветление, вносимое побочной темой, оказывается временным. В самом начале разработки прорывается волнение и тревога. Главная тема утрачивает свою спокойную повествовательность, ее фразы становятся напряженными, восклицательными (квартовый затакт сменяется малосекундовым). Непрерывно меняются тональности. Очень широко развивается мотив 32х, приобретающий драматическую активность. И хотя репризное проведение тем отмечено чувством умиротворения, в целом это Andante не позволяет слушателю расслабиться и отдохнуть.

3 часть

Менуэт (g-moll, сложная 3-х ч. форма) также не является здесь развлекательным жанровым интермеццо. Под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки, неквадратные и несимметричные построения, уверенное восходящее движение по устойчивым звукам лада, нервная и взрывчатая динамика (сильные акценты на слабых долях, диссонантные задержания) - всё подчеркивает необычный и небытовой характер менуэта. Только в трио (G-dur) возникает нежный женственный образ, напоминающий о галантных нравах XVIII столетия. Но он не получает развития в дальнейшем содержании симфонии.

Финал

В классической музыке финал, как правило, проще по форме и легче по содержанию, чем первая часть: его роль - «снятие» всех конфликтов (если произведение драматического склада). Финал симфонии № 40 (g-moll, сонатная форма) к этим случаям не относится. В нем с первой до последней ноты господствует тревожное настроение. Правда, главная тема отличается ярко выраженной танцевальностью, но непевучий характер мелодии, резкие контрасты звучности, стремительность движения придают ей внутренний драматизм.

Соотношение тем экспозиции - примерно такое же, как в первой части симфонии, и судьба побочной темы оказывается столь же печальной: после бурной разработки она лишается мажорной окраски и в репризе проходит в g-moll. Разработочный раздел финала по драматической напряженности не только не уступает первой части, но даже превосходит ее.

Итак, основное содержание симфонии - это трагическое осознание несовершенства мира. Жизненные конфликты воспринимаются как неразрешимые. Напряженные поиски ясности, гармонии - безрезультатны.

Этим, очевидно, объясняется отсутствие в партитуре таких инструментов, как трубы и литавры.