Сочинение по картине Федора Васильева «Болото в лесу. Федор Васильев. Болото в лесу. Осень. Описание картины. Шедевры русской живописи Описание картины ф васильева болото в лесу

Над своей известной картиной «Болото в лесу. Осень» знаменитый пейзажист Федор Алексеевич Васильев работал с 1871 по 1873 год. Вынужденно, из-за тяжелой болезни, художник жил и творил на чужбине. Именно благодаря этому столько чувств и эмоций ему удалось вложить в созданный образ родных северных мест. В этот период отчаянной тоски по дому мастер настолько глубоко уходит в работу, что порой жертвует так необходимым ему отдыхом. На это нелегкое для творца время пришлось рождение настоящего прощального признания в любви дикой и неприветливой, но

По-матерински ласковой северной природе – пейзаж «Болото в лесу. Осень».

Дикое болотистое местечко, заросшее причудливыми травами всех осенних оттенков. Низкие прохладные тучи, прозрачный воздух и застывшая тишина. На переднем плане живыми пятнами застыли белые цапли. Лес и топи кажутся слишком яркими под небом, которое готово пролиться дождем. В верхней левой части полотна будто парит воздушная белая вата облаков. Кажется, что именно оттуда изливает свой удивительный, нетипичный для осенних пейзажей свет, хмурое небо. И этот свет оживляет северные цвета и дарит ощущение едва уловимой радости. Терпеливо

И смиренно лес встречает осень. Молодой художник, очевидно, выразил этим надежду на то, что и его разлука с поразительно близкой ему родной природой, завершится долгожданной встречей.

Цветовая палитра холста легка, гармонична и не перегружена. Визуальная и смысловая контрастность отличает эту работу Васильева не только от пейзажей художников – современников, но и от полотен, созданных им самим. Где по внутреннему ощущению должно быть пасмурно и грустно, там светло, ярко и благостно. Вероятно, это обратило на себя внимание известного мастера живописи и прославленного художественного критика Ивана Николаевича Крамского. Он назвал эту работу гениальной, несмотря на то, что, по его мнению, местами она «не хороша», местами «не вполне хороша», а местами откровенно «плоха».

Гениальность пейзажа в его непревзойденной самобытности, отсутствии даже намека на подражание всем известным мастерам, техникам и школам. Васильевское «Болото в лесу» обособлено от массового течения изобразительного искусства. Но для тех, кто приходит полюбоваться этой необычной картиной, важно совсем другое: ощущение легкости и предчувствие радости, пусть и немного омраченное ожиданием. Такие чувства передает зрителю полотно, принадлежащее кисти мастера-пейзажиста Ф.А.Васильева «Болото в лесу. Осень».

Познакомиться с этим произведением можно в Государственном Русском Музее г. Санкт-Петербурга.

Федор Васильев. Болото в лесу. Осень.
1871-1873. Холст, масло. 81 x 111,5.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Зимой 1870 г. художник сильно простудился, и у него обнаружилось сильное заболевание легких. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез.

Находясь на лечении в Крыму, он тоскует по северу. Реальным для художника в завершающий период творчества становится возвращение к работе над русскими темами, чаще упоминавшимися им в письмах под общими названиями "болото большое" и "болото маленькое".

"В настоящем случае я желаю изобразить утро над болотистым местом, - пишет он Крамскому 27 декабря 1871 г. - (Впрочем, не думайте, что это настоящее болото - нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления). О болото, болото! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!"

Он пишет "Мокрый луг". Далее следуют другие пейзажи, в которых он пытается воспроизвести свое видение "настоящего болота". Последней работой, косвенно связанной с темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина "Болото в лесу. Осень", о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме. В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы. И по мотиву, и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями.

При общей неоконченности картины трудно сказать что-либо определенное о самой ее живописи. Ее главной особенностью на данном этапе является широкое письмо и стремление выразить и сохранить в картине звучание чистого цвета.

Воспоминания о далекой родине, щемящая тоска и тяжкие предчувствия сквозят в этом незатейливом мотиве: пасмурное небо, контрастируя с буйным золотом листвы и перекликаясь с пожухлым тростником и болотистой почвой, умиротворяется ощущением покоя и тонкого, нездешнего света вечности.

Фёдор Александрович Васильев «Болото в лесу. Осень», 1872

Русский Музей, Санкт-Петербург

В 1871 году только что достигший творческой зрелости и едва вступивший в третье десятилетие своей жизни Васильев заболел туберкулезом. Он был вынужден покинуть Петербург и уехать на Украину в село Хотень, а затем в Крым, откуда ему уже не суждено было вернуться. Живя в Ялте, он испытывал большие жизненные трудности. Небольшой ссуды Общества поощрения художников не хватало на содержание семьи и расходы, которых требовала работа над картинами. Велика была его тоска по дорогим ему северным лесам и болотам с их ни с чем не сравнимой свежестью и простором, родным и близким ему. И мастер продолжал работать над картинами среднерусской природы, используя сохранившиеся этюды и свою необыкновенно цепкую память. Так были созданы «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Утро». Одним из последних было полотно «Болото в лесу. Осень», начатое в 1872 и принадлежащее к самым замечательным русским пейзажам 70-х годов XIX столетия. В цветовом решении картины, в самой системе живописи с применением широкого динамичного мазка Васильев значительно опередил общий уровень и возможности искусства своего времени, предвосхитив достижения отечественной живописи 1890-х годов.

Незадолго до своей кончины писал И. Крамскому: «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?». Изобразив осенние деревья на фоне темно-сизой тучи, художник заставил с необычайной силой гореть медно-золотистые кроны пышнолиственных дубов, поддержав этот звенящий цветовой акцент сложным аккомпанементом оттенков желтого и красного в березовых и осиновых рощах дальнего плана. Воспоминания о прекрасном осеннем убранстве русских лесов Васильев сочетал с наблюдениями, сделанными им в крымских горах, расцвеченных по осени необычайно яркими и свежими цветными пятнами. Застывшие в предвечерней тишине осенние дубы как бы светятся в теплых лучах клонящегося к вечеру солнца. Недвижные, какие-то загадочные силуэты болотных птиц среди зеленой и ржаво-красной растительности вносят в общее настроение ноту таинственности, задумчивости и грусти, очень типичную для последних картин Васильева. Свойственная ему романтичность образного строя получила здесь преимущественно элегическое звучание. Живопись картины свободна и выразительна в каждом мазке, будучи предельно точной и продуманной в многочисленных нюансах. О своих впечатлениях о картине И. Крамской писал автору: «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще… не вполне хорошо, … но это – гениально».

Это только часть стихотворения. Чтобы узнать каким настроением проникнуто описание осени у Майкова, я вам прочитаю это стихотворение целиком, а вы внимательно послушайте и скажите, правильно ли мы определили настроение этого стихотворения?

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

Какие картины представили?

Каким настроением проникнуто описание осени у Майкова?

Меняется ли настроение в конце стихотворения?

Сожалеет ли поэт, что пришла осень?

Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

Обратите внимание, что в этом стихотворении встречаются эпитеты. Найдем их.

Лист (какой?) золотой

А сейчас прочитаем второе стихотворение. Кто его автор?

Что вы знаете о Сергее Александровиче Есенине?

- Сергей Александрович Есенин – поэт, который жил в конце 19 – начале 20 века. Родился в крестьянской семье, воспитывали его дедушка с бабушкой. Стихи Сергей Есенин начал писать рано, толчки давала к этому бабушка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их начал писать, подражая частушкам. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина, а вы попробуйте с закрытыми глазами представить картины природы, которые рисует поэт.

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

Какие картины природы вы представили?

Какое настроение вы уловили?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Попробуйте передать настроение при чтении, которое создает это стихотворение.

Обратите внимание, что в этом стихотворении есть сравнение. Найдите его. Вам поможет слово-подсказка словно.

Почему С.Есенин сравнивает кружащуюся золотую листву с легкой стаей бабочек?