Соединительная буква о пишется после. Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов

Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)

Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)

Цель:

1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)

Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово

Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.

Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний (Слайд 4)

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Веселые стихи

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )

III. Новый материал

Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

1. Исследовательская работа

Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.

А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.

Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)

Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).

Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?

(Слайд 6)

А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.

Какие слова называются сложными?

Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?

Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)

IV. Закрепление полученных знаний

Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.

Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.

1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)

Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.

2. Словарная работа (Слайд 9)

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)

Уровень «5»

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Уровень «4»

«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.

4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)

Уровень «5»

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

Уровень «4» (Слайд 10)

«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.

Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.

5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)

Любая профессиональная деятельность требует от человека:

  • Человек, который любит труд.
  • Человек, который любит знания.
  • Люди, которые помогают взаимно.
  • Человек, который стремится к цели.

6. Подбери антоним (Слайд 13)

Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)

7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)

1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.

9. Работа с карточками. Проверь себя

10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)

Уровень «5»

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

1)___________________________

2)______________________

3)___________________________

4)______________________

5)___________________________

6)_______________________

Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.

Уровень «4»

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.

Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)

V. Рефлексия

Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Что нового вы узнали?

Достигли ли мы цели урока?

Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)

  • Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
  • Упражнение № 168.
  • Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
  • Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.

Литература

  1. Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
  2. Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
  3. В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
  4. Русский язык. Первое сентября.
  5. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.

Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е, о?

    Перечислять всем обычные повседневные слова не интересно, поэтому приведу не просто примеры, а слова, выдуманные, например, поэтом Маяковским. Некоторые из них успешно вошли в наш с Вами язык.

    Итак, соединительная буква О:

    • голоштанный
    • дрыгоножество (поясню - это о Кшесинской, тогда смысл слова сразу станет ясен)
    • задолицая (в контексте со словом полиция, очень удачно, не правда ли?)
    • крикогубый
    • златоустейший

    Соединительная Е:

    • сердцелюдый

    Многие писатели придумывали собственные слова, но большинство таких слов у Маяковского - рождены в муках, выстраданы, они придают эмоциональность и экспрессивность его произведениям.

    Однако не могу не упомянуть еще одно слово. Его придумал Салтыков-Щедрин. Очень подходящее для нашего времени - благоглупость .

    Слово птицЕлов образовано от птица и ловить;

    Слово лесОзаготовка образовано от лес и заготовка;

    Слово морозОстойкий образовано от мороз и стойкий;

    Слово овощЕхранилище образовано от овощ и хранилище;

    Слово листОпад образовано от лист и падать;

    Слово землЕтрясение образовано от земля и трясение;

    Слово дымОход образовано от дым и ходить;

    Слово языкОзнание образовано от язык и знание;

    Слово лесОстепь образовано от лес и степь;

    Слово ледОход образовано от лед и ходить;

    Слово рыбОлов образовано от рыба и ловить;

    Слово птицЕфабрика образовано от птица и фабрика.

    Слова с соединительной гласной -о-:

    латиноамериканский, североморской, западноуральский, тмноволосый, свекловод, коротковолосый, беломраморный, вертолет, газопровод, чугунолитейщик, механосборочный, сернокислый, низкосортный, паровоз, восточнославянский, чернобровый, островерхий, бледнолицый, узкоглазый, лесостепной, водопроводчик, хлеборезка, сенозаготовка, соковыжималка, законодатель, самооценка, газобаллон.

    Слова с соединительной гласной -е-:

    жизнелюбие, кровенаполнение, нефтепровод, землеройка, землечерпалка, дальневосточный, дружелюбный, грязелечебница, пылесборник, кашеварить, овощевод, тысячерублевка, синеглазый, древнерусский, тысячелетие, землетрясение, картофелеуборочный, сталевар, коневод, камнедробилка.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    1. КашЕ вар (каша + варить)
    2. ПтицЕ лов (птица + ловить)
    3. ПешЕ ход (пеший + ходить)
    4. ДождЕ мер (дождь + мерить)
    5. ПылЕ сос (пыль + всасывать)
    6. ПтицЕ лов (птица + ловить)
    7. ПтицЕ фабрика (птица + фабрика)
    8. НефтЕ провод (нефть + проводить)
    9. ОвощЕ хранилище (овощ + хранить)
    10. ПутЕ шествие (путь + шествовать)

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    1. СамО вар (сам + варить)
    2. ВодО пад (вода + падать)
    3. ЛедО кол (лд + колоть)
    4. ЯзыкО вед (язык + ведать)
    5. СнегО пад (снег + падать)
    6. ВертО лт (вертикально + летать)
    7. СтеклО рез (стекло + резать)
    8. БетонО мешалка (бетон + мешать)
    9. ЗверО лов (зверь + ловить)
    10. ДомО сед (дома + сидеть)
  • птицелов

    мясорубка

    хлебопечь

    картофелечистка

    кораблекрушение

    перелесок

    мышеловка

    домохозяйка

    самосвал

    снегопад

    цветовод

    скалолаз

    водоворот

    головокружение

    бетономешалка

    каменоломня

    Солнцестояние, домостроение, садоводческий, ранозаживляющее, болеутоляющее, кораблестроение, человеколюбие, благодарность, краеугольный, пылесос, взаимопонимание, законопослушный, видеоролик, самозабвенный.

    Гласная буква Е соединяет такие сложные слова:

    птицелов,

    цветопередача,

    телепередача,

    телемост,

    птицефабрика,

    вездеход,

    солнцестояние,

    кофеварка,

    землетрясение,

    царедворец.

    А соединительная гласная буква О есть в словах:

    железобетонный,

    железнодорожный,

    пароварка,

    свиноферма,

    книгоноша,

    газосварка,

    сахарозаменитель.

    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е:

    • мышеловка;
    • мореплаватель;
    • пешеход;
    • грязелечение;
    • пылесос;
    • овощехранилище;
    • сталевар;
    • кораблекрушение;
    • нефтепровод;
    • птицелов;
    • птицефабрика;
    • землемер.

    • свежемороженый;
    • кашевар;
    • птицелов.

    Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными о:

    • скороход;
    • самовар;
    • атомоход;
    • снегоочиститель;
    • самолет
    • кубометр;
    • звездопад;
    • новостройка;
    • короед;
    • трудолюбие;
    • водопровод
    • лесозаготовка;
    • однофамильцы;
    • взаимопомощь;
    • вертолет
    • электрополотер.

    На самом деле слов, которые образуется из двух простых с помощью соединительных гласных очень много. Выбирайте практически любое простое, обозначающее объект и прибавляйте к нему слово, обозначающее действие, и вы получите из него сложное.

  • Слова с двумя корнями с соединительной гласной -е,-о, встречаются в сложных именах существительных. Такие слова пишутся слитно.

    Например- пароход,электросварка, водохранилище.Здесь соединительная гласная -о.

    Она пишется после основ на твердый согласный.Сюда же можно отнести слова

    Соединительная гласная -е.Пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение,земледелие, метеосводка и т. д.)

    Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о.Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер,(хотя даль).Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная Е (примеры слов):

    вездЕход,

    вездЕсущий,

    камнЕломня,

    солнцЕстояние.

    Соединительная гласная О (примеры слов):

    фотОаппарат,

    автОколонна,

    бетонОмешалка,

    светОдиод,

    электрОпила,

    тестОмешалка,

    В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый .

    Соединительная гласная О

    После основ на твердый согласный (кроме ж , ш и ц ) пишется буква о , например: миро воззрение, вольно любивый .

    В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о , например: басно писец, крово обращение .

    Соединительная гласная Е

    После основ на мягкий согласный, на й , на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е , например: море плаватель, крае ведение, пеше ход, птице водство, сине глазый, больше крылый .

    В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление .

    Примечание

    Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я , поэтому пишутся с буквой и .

    Сложные слова с числительными

    Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти летка (пяти лет), одиннадцати метровый (одиннадцати метров), сорока минутный (сорока минут).

    Числительные сто и девяносто , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие , девяностолетие .

    С буквой о пишется и слово сороко ножка .

    Числительное тысяча , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е , например: тысяче летие .

    (6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

    Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

    Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

    Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

    Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

    Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

    Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

    Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

    Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

    Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

    Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

    (Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

    Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
    Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
    Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
    Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
    Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
    Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

    Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

    Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

    Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

    Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

    кашЕвар (каша + варить)

    птицЕлов (птица + ловить)

    пешЕход (пеший + ходить)

    дождЕмер (дождь + мерить)

    пылЕсос (пыль + всасывать)

    птицЕфабрика (птица + фабрика)

    нефтЕпровод (нефть + проводить)

    овощЕхранилище (овощ + хранить)

    путЕшествие (путь + шествовать)

    мышЕловка

    морЕплаватель

    грязЕлечение

    сталЕвар

    кораблЕкрушение

    землЕмер

    свежЕмороженый

    вездЕход

    вездЕсущий

    солнцЕстояние

    Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

    самОвар (сам + варить)

    водОпад (вода + падать)

    ледОкол (лёд + колоть)

    языкОвед (язык + ведать)

    снегОпад (снег + падать)

    вертОлёт (вертикально + летать)

    стеклОрез (стекло + резать)

    бетонОмешалка (бетон + мешать)

    зверОлов (зверь + ловить)

    домОсед (дома + сидеть)

    фотОаппарат

    автОколонна

    светОдиод

    электрОпила

    тестОмешалка

    Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

    В начале иноязычных слов, если произносится ё , пишется йо , например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).

    IX. Правописание сложных слов

    § 41. Соединительные гласные о и е

    В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например:домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .

    В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

    § 42. Сложные слова без соединительной гласной

    Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).

    В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.:семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

    Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.

    Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.

    С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний словасумасшедший, умалишённый и т. п.

    В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

    Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .

    Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.),суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).

    Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами