Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по демонстрируемым действиям, картинке, по предметным картинкам, связанным между собой по смыслу

Тема. Составление предложений по сюжетной картинке.

Цель. Закрепить правила записи предложения.

Задачи: - учить составлению предложений по сюжетной картинке, совершенствовать умение составлять предложения;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, умения соотносить написанное с картинкой; умение работать в парах;

Корригировать мышление на основе упражнений в отгадывании загадок и подборе обобщающих слов, при работе по карточкам;

Воспитывать положительную мотивацию, усидчивость.

Ход урока.

I . Орг. момент.

1. Посадка, проверка готовности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!

2. Психологический настрой.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

3. Мотивация.

Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи)

Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно писать и говорить)

Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы)

Как вы должны работать на уроке?

- (Хором) На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «5».

Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.

Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки.

Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 – 8 баллов – оценку «4», меньше 6 баллов – оценку «3».

Сегодня на уроке работать будем все вместе, в парах и самостоятельно.

II . АОЗ

1. Повторительно – обобщающая беседа.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?(предложение)

Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)

Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)

Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)

Из чего состоит предложение? (Из слов)

Чем отличается набор слов от предложения? (в предложении мы рассказываем о предметах)

Как правильно оформляется предложение на письме? (первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Королевству Предложения, где нас будут поджидать разные интересные задания, которые записаны на табличках.

2. Проверка домашнего задания.

А чтобы отправиться в путешествие мы должны проверить домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (записать предложение, подходящее к рисунку, подчеркнуть начало и конец предложения.)

Откройте тетради, проверим домашнее задание. Приготовьте сигнальные карточки.

Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)

Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)

3. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Составление предложений по сюжетной картинке.»

Сегодня на уроке мы закрепим правило записи предложения, будем учиться составлять предложения по сюжетной картинке.

III . Закрепление изученного материала.

Подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

крепко сжать кулаки

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

1. Запись числа в тетрадь.

Какое сегодня число?

Сколько нужно строчек отступить вниз, чтобы записать число? (2)

Сколько пальчиков от края? (4)

2. Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите, в королевстве Предложения растёт яблоня, и на ней табличка с заданием для вас. Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву, в которой нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла.

Что это за буква? (о)

Какая это буква? (гласная)

Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные)

Прописная это какая буква? (большая)

А строчная это… (маленькая)

На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «О о»

Посмотрите, как правильно пишется эта буква.

Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.

На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «О о».

Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)

Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)

3. Словарная работа.

Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная(Собака.)

Какая буква пропущена? (безударная гласная о)

Словарную работу будем писать на доске и в тетрадях. Как будем писать в тетрадях? (одну строчку вниз, 2 пальчика от края, начну писать с большой буквы)

На доске запишет Денис.

На какой слог падает ударение? (на второй ба)

Какую букву нужно запомнить? (безударную трудную гласную о)

А когда собака гуляла по двору, она услышала чей-то голос. Попробуйте угадать.

На доске запишет Аня, остальные в тетрадях.

Ребята, что даёт нам корова? (молоко)

Какая буква пропущена? (безударная трудная гласная о)

На доске запишет Стас, остальные в тетрадях.

Ребята, на какие две группы можно разделить эти слова? (Собака и корова- домашние животные, молоко - продукт)

Что мы сейчас делали?

Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок)

А сейчас немного отдохнём, и физминутку проведём.

Физминутка.

Быстро все ребята встали

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И ногами постучали

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились

Вправо – влево 10 раз

Отдохнул уставший класс.

Тихо сядет первый ряд, ёще тише второй ряд и тише всех третий ряд.

4. Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами возвращаемся в королевство, и читаем следующую табличку: «работа по учебнику».

Откройте учебники на стр. 157, найдите упр.4

Рассмотрите рисунки. Кто нарисован на первом рисунке? (девочка с котёнком и щенком)

Что она с ними делает? (держит на руках)

Кто нарисован на втором рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (лакают молоко)

Кто изображён на третьем рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (бегают за бабочками)

Составим рассказ. Начало каждого предложения написано под рисунком. Первое предложение составит Данил. Следующее предложение – Паша. И последнее предложение Стас Исаков.

Запишем наш рассказ в тетрадь. Писать будем аккуратно, не выходя за строчку. Давайте вспомним, как правильно оформляется предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.)

Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 4.»

На следующей строчке 2 пальца от края, и первое предложение на доске запишет Денис, остальные в тетрадях.

Второе предложение запишите самостоятельно. Какое предложение запишет Юля? - А Денис, Анияз, Стас запишут ещё и третье предложение. Какое ещё предложение запишет Анияз.

Закончили. Давайте проверять. Начинает читать Юля.

Как написала первое слово? (с большой буквы)

Что поставила в конце предложения? (точку)

Следующее предложение читает Анияз.

Как записал предложение? (первое слово с большой буквы, в конце поставил точку)

Что вы сейчас делали? (записывали предложения)

Что составляли из предложений? (рассказ)

5. Работа по карточкам.

Ребята, посмотрите, табличка с каким задание у нас ещё есть? (работа по карточкам)

Работать будете в парах. В нашем королевстве Предложения живут домашние животные. (слайд)

У вас на столе конверт, в котором лежат карточки со словами. Вам нужно составить предложения из этих слов об этих домашних животных.

Возьмите конверт, приступайте к работе.

(Петух сидит на заборе. Собака лает на коз. Козы едят капусту. Утята плавают в пруду. Курица с цыплятами клюют зерно. Лошадь и жеребёнок пасутся на лугу.)

Начинаем проверять. Какое предложение получилось у Кати с Данилом?

Как определили порядок слов в предложении? (первое слово с большой буквы, в конце предложения точка)

Какие предложения у Дениса с Юлей?

(читают по порядку все остальные)

О ком все эти предложения? (о домашних животных)

1. Объяснение домашнего задания.

Ребята, сложите карточки обратно в конверт. Дома запишите эти предложения в тетрадь, подчеркнёте начало и конец предложения.

С чем мы сейчас работали? (с карточкой)

Какое задание выполняли? (составляли предложение)

IV . Итог.

2. Подведение итога.

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. А вернуться в класс мы сможем, если повторим тему нашего урока.

Какая тема нашего урока? (Составление предложений по сюжетной картинке)

Чему учились на уроке? (составлять предложения по картинке)

Как правильно оформлять предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам)

3. Оценивание.

- Стас, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?

Юля, кто сегодня на уроке был активнее?

Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали.

Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3».

4. Рефлексия.

Ребята, закончите предложение

Сегодня на уроке

я научился…

я похвалил бы себя за...

мне было интересно...

Урок окончен. Всем спасибо.

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения


Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял ».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

Физпауза. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши курочки в окно -

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А наш Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Развитие связной речи

Назовите свое любимое животное и расскажите, почему вы его любите.

Рассказы-рассуждения детей.

Пение знакомых песенок о домашних животных

14. Знакомство с буквой к

Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился И к другому прислонился.

Л. Леонова

Чтение слогов ка, ку, ки.

Итог занятия.

Тема «Звук и буква о»

ЕДЕМ В ОТПУСК К БАБУШКЕ ОЛЕ И ДЕДУШКЕ ОСИПУ

Материал. Фигурки (дедушка и бабушка), картинки (дом, кот, кони, овцы, коровы, ослик, окунь, сом, помидоры, укроп, картошка, фасоль, горох, облако), Звуковые домики, символ звука о.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика


Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!

Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

Сообщение темы занятия

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова.) Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук о.) Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком о, познакомимся с буквой о.

3. Характеристика звука о. Повторение гласных звуков
Что происходит с губами, когда вы произносите звук о? (Губы

вытягиваются в трубочку. Округляются.) Спойте звук о. Намотайте ниточку на клубок. Звук о поется, тянется. Какой это звук? (Гласный звук.) В каком замке поселился звук о? (В Красном.) Какие гласные звуки вы знаете?

Произношение гласных звуков с одновременным движением пальцев: а - указательный и средний пальцы правой руки соединяются указательным пальцем левой; у - поднимаются указательный и средний пальцы; о - делается колечко.

Развитие слуховой памяти и просодии

Послушайте стихотворение о гласных звуках:

Гласные песенку звонкую тянут - и-и-и.

Могут заплакать - о-о-о и застонать - у-у-у-у-

Могут качать в колыбели Аленку - а-а-а.

Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ay! Ay!»

Легко летят они в высоту - а-и-о-у!

Повторение детьми звукового ряда - а-о-у-и.

Какой звук исчез из ряда а-у-и?

5. Произношение звука о в словах. Выделение звука о
из середины слов

Выставляются фигурки дедушки и бабушки. Это - бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в этих словах? (Звук о.) А вот их дом. Есть ли звук о в слове дом? Где слышится звук о в слове дом? (В середине слова.) В вашем Звуковом домике звук о займет среднее окошко. Дом бабушки Оли и дедушки Осипа стоял у озера. Где стоял их дом? (У озера.) Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень.) Отпуск у нас будет... (осенью). Повторите слова со звуком о. (Отпуск, отдых, осень, озеро.) Где вы произносили звук о в этих словах? (В начале слова.)


Садимся в поезд, едем к дедушке... (Осипу) и бабушке... (Оле). Паровоз, паровоз, все вагончики повез. Вот и приехали. Поздоровайтесь: «Добрый день!» Кто сидит на крылечке дома? (Кот.) «Разбросайте» звуки слова кот. Изменится ли место звука о в Звуковом домике? Объясните, почему не изменится. Кого мы увидели во дворе? (Ослика.) На лужайке ходят... (козы, овцы, кони, коровы). Повторите слова, в которых звук о слышится в середине. В каких словах звук о стоит на первом месте? (Овцы, ослик.)

6. Развитие фонематических представлений
Бабушка Оля послала нас в огород. Она просит принести

овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (Горох, картошка, фасоль, укроп, помидоры.) Бабушка приготовила нам угощение, угадайте какое? Из фруктов сварила... (компот). Из муки испекла... (торт, пирожные, пирог). Дедушка Осип очень любит кофе. Какой первый звук в слове кофе? (Звук к.) Какой звук слышится после звука к? (Звук о.) Который по счету звук о? (Второй.)

Физминутка

Покажите бабушке Оле и дедушке Осипу, как мы умеем изображать овощи.

Игра-пантомима «Толстячки-худышки».

Изобразите ворчливый горох.

Ох, ох, ох! - разворчался горох. -

Ох и трудно жить в стручке,

Если дверца на крючке.

Дедушка Осип спрашивает, сможете ли вы показать, как убирают овощи?

Дети имитируют уборку разных овощей.

Падежное управление

А сейчас дедушка Осип приглашает нас на рыбалку. Где водится рыба? (В озере.) Куда мы пришли? (К озеру.) Посмотрите, какие большие волны. Покажите руками, как они перекатываются. Есть ли звук о в слове волны? Где вы его произносили? Где плещутся волны? (На озере.) Я вижу большого окуня. Кого вы увидели? (Окуня.) Забрасывайте удочки. Тащим, тащим - вытащили. Это... (сом). Где услышали звук о? (В середине слова.) Пора возвращаться к бабушке Оле. Идем по дорожке. Посмотрите на небо. Что плывет над нами? (Облако.) Облако большое, нежно-голубое. Повторите слова со звуком о. (Облако, большое, голубое.)


Работа над предложением

Расскажем бабушке Оле, где мы были и что видели. Я начну предложение, а вы заканчивайте. Мы подошли... (к озеру). Над нами проплывало... (голубое облако). На озере мы поймали... (окуня). Большая рыба... (сом) чуть не утащила нас в (озеро). На озере плескались огромные... (волны).

Воспроизведение предложения по одному слову. Анализ предложения «Мы поймали окуня». Игра «Живые слова».

10. Знакомство с буквой о

Выставляется Красный замок, в котором уже находится буква о.

Какая новая буква появилась в замке? На что она похожа? (На колесо, на баранку.)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

Е. Тарлапан

Чтение слогов ко, то и слова кот. Изменение слова путем перестановки букв: ток - кот.

Итог занятия

Какую новую букву вы узнали? Сколько гласных звуков вы знаете? Попрощайтесь с бабушкой Олей и дедушкой Осипом. Скажите им спасибо.

Тема «Звуки н, н" и буква «»

ТРИ ПОРОСЕНКА

Материал. Игрушки (три поросенка - Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, волчонок, щенок, львенок, жеребенок, верблюжонок); изображения домиков (соломенный, деревянный, кирпичный); цветовые символы звуков, разрезная азбука, палочки.

Ход занятия

Оргмомент

Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»: «...Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь...»

Чья это песенка? (Песенка трех поросят.) Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.) Изобразите сердитого волка. А сейчас изобразите, как страшно было поросятам. Покажите, как


они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.

Сообщение темы занятия

Сегодня сочиним свою сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и будем изучать звуки н, н".

3. Характеристика звуков н, н" по артикуляционным и акустическим признакам

Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Обозначение звуков н, н" цветовыми символами.

В каком замке будет жить звук н? (В Синем замке.) Звук н" поселим в... (Зеленый замок.)

4. Произношение звуков н, н" в слогах
Задания даются от имени поросят.

Догадайтесь, какой слог лишний в этих рядах: на-но-ма, ну-на-но-мы, на-но-ну-ни.

Анализ слогов на, ну, ни.

5. Выделение гласных звуков из середины слов
Скажите Наф-Нафу, какой гласный звук есть в его кличке.

(Гласный а.) А в кличке Нуф-Нуф? (Звук у.) Какие это звуки? (Гласные звуки.)

6. Произношение звуков н, н" в словах и словосочетаниях
Сегодня у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа день рождения.

Какой звук вы услышали в словах день, Ниф? (Звук н".) Что послали поросята своим друзьям? (Приглашения.) Кто к ним пришел?

Выставляются игрушки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок.

Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук н.)

Показывается игрушка-волчонок.

Кого они не пригласили? (Волчонка.) Он решил им «насолить». Как вы понимаете это слово?

Рассуждения детей.

Направился Волчонок к поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, куда дальше идти - направо, налево или напрямик.

Показ детьми направлений.

Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке, а сам побежал напрямик. Повторите слова со звуком н. (Длинной тропинке, напрямик, направо, налево.)

Перед детьми вывешивается схема, уточняется слово напрямик.


Подбежал Волчонок к домику Нуф-Нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных.) Значит, домик... (деревянный). У Ниф-Нифа домик из соломы, значит, он... (соломенный). У Наф-Нафа домик... (кирпичный).

7. Произношение звуков н, н" в предложениях. Составление предложений по заданным словам

Что хотел сделать Волчонок? Как проучили Волчонка друзья Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа? Ответы детей.

Составьте предложения со словами пустился, набросился, наутек, незваный гость, проказничать, прогнали.

Дети составляют предложения с названными словами.

Физминутка

Дети танцуют под музыку В. Шаинского из мультфильма «Три поросенка».

9. Усвоение предлога на в составе предложений. Подбор антонимов

Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф пригласили гостей к столу. Где стояли тарелки? (На полке, на столе.) Где сидели гости? (На скамейке, на стуле.) Ниф-Ниф предлагает гостям и нам игру «Скажи наоборот». Под... (на), высоко... (низко), направо... (налево), вверх... (вниз), день... (ночь), верх... (низ), верхний... (нижний), вперед... (назад).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение - это единица письменной речи.

Какие типичные ошибки совершают дети?

1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.

3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.

4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.

5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.

6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.

Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.

Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.

Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?

Это можно сделать с помощью серии упражнений.

Исключение лишнего слова

Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.

  1. У Нади и слоны Димы папы - водолазы.
  2. На дне зоопарк океана звезда.
  3. Полез Денис дрова на забор.
  4. По рекам водный плывут суда.
  5. Папа Тимы река работает на заводе.
  6. Мы были в скакала парке.
  7. Белка брала баранки у осина нас из рук.
  8. Белые бараны били в зубры барабаны.
  9. В парке растут липы, сосны, компот , осины.
  10. Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

  1. В небе блестит…
  2. Дети нарисовали...
  3. У Тимы умелые…
  4. После обеда Лида сама моет…
  5. Покраснел Денис, как…
  6. В субботу мы были…
  7. У бобров острые, как бритва, ...
  8. У бобров на болоте из стволов осины…
  9. Кот Барсик клубок…
  10. С ветки на ветку скакала...

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения

Задание: Составь из данных слов предложение.

  1. И, Слава, капитаном, вырастит, станет.
  2. Краску, в, лапу, кот, окунул.
  3. Салат, Полина, лук, вырастила, укроп.
  4. Трактористом, и, Виктор, станет, вырастет.
  5. Клава, утром, встала, рано.
  6. С, Клава, мылом, руки, вымыла.
  7. Зоопарк, мы, посетим, скоро.
  8. Разные, в, звери, зоопарке.
  9. Ивановна, новые, рассказала, Нина, нам, сказки.
  10. Субботу, в, были, мы, в, цирке.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить

Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.

  1. Сестра, налил, брат, молоко.
  2. Зоопарк, видели, зебра, мы.
  3. Белка, дети, в, парк, видели.
  4. Лес, в, грибы, мы, собирали.
  5. На, реки, рыбаки, берег, сидели.
  6. На, бобры, плотина, построили, река.
  7. В, были, мы, суббота, библиотека.
  8. Бересклет, окраина, лес, на, вырос.
  9. За, река, водопад, поворот.
  10. Волга, в, плывут, Москва, по, суда.

Исправление ошибок согласования, управления

Задание: Исправь ошибки.

  1. Маша вышли на опушку и увидели кукушку.
  2. На опушке дети слепила снежную бабу.
  3. Утром шли снег, Миша и Женя катался на лыжах.
  4. Девочки нашего класса занимается спортом.
  5. Наколола Жучка нос и отбежал на свое место.
  6. Монтажники выполняет важную работу.
  7. Солнышко вышла из-за туч.
  8. На полке лежит учебники и тетради.
  9. Маша принесла рыбки для нашего аквариума.
  10. На лесная полянке краснели земляника.

Поиск границ предложений в тексте

Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.

К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет

Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное - запастись терпением.

Людмила Костина
Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов. Обучение грамоте в старшей группе

Составление предложений по «живой модели».

Многозначность слов.

(старшая группа)

Задачи

Закрепление знания о предложении, упражнение в умении находить короткие предложения в знакомом тексте.

Формирование умения составлять предложения по «живой модели».

Формирование понимания многозначности слов.

Воспитание речевого внимания.

Развитие творческого воображения.

Материалы и оборудование : настольный театр «Курочка ряба», мишка (мягкая игрушка, карточки (заготовки) по количеству детей, цветные карандаши.

Непосредственно образовательная деятельность

Здравствуйте ребята, я думаю вы все любите сказки, а особенно когда вам её показывают. Я предлагаю вам посмотреть и внимательно послушать настольный театр «Курочка ряба».

А теперь присаживайтесь все за столы, давайте вместе найдём короткие предложения в тексте, которые состоят из 2 и 3 слов, и графически запишем эти предложения в тетрадь, а я буду записывать на доске.

Какие все молодцы, всё правильно сделали, а сейчас давайте будем составлять предложения по «живой модели», посмотрите это мишка, скажите мне, пожалуйста, какой он (косолапый, плюшевый). А сейчас я выберу, кто из вас будет «мишка», кто - «косолапый». А вы будете моделировать предложения:

Косолапый мишка.

Мишка косолапый.

Теперь мы добавим действия «сидит» или «лежит».

Мишка косолапый сидит.

Косолапый мишка сидит.

Сидит косолапый мишка.

Я думаю вы устали, давай немножко отдохнём!

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развёл -

Ключик, видно, не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Вот мы и отдохнули и теперь с новыми силами будем беседовать и играть. Давайте сейчас поговорим о словах и об их значениях.

Смотрите, как много вокруг нас различных предметов и каждому дано название, и он выражено определённым словом (стол, стул, шкаф, игрушка). Но есть слова, которые называют несколько предметов. Послушайте стихотворение

Д. Лукича «Ключ».

Много разных есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Скажите, какие бывают ключи? (дети отвечают). Правильно. Одно слово «ключ» обозначает много разных предметов, имеет много значений. Это слово многозначное.

Теперь приготовьте мне свои пальчики, мы с ними тоже немножко поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик - самый сильный,

самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит посередине.

Этот пальчик безымянный -

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

Вот и пальчики наши отдохнули и могут приступить к работе. Мы с вами поиграем в «Волшебные карточки», я сейчас раздам вам карточки, в каждой карточке изображена какая-либо деталь, вам необходимо будет дорисовать картинку и раскрасить (квадрат, треугольник, прямоугольник, флажок).

Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали, что вам больше всего запомнилось (ответы детей). Вы сегодня хорошо старались, мне очень понравилось как вы внимательно слушали. Спасибо большое за внимание.

Публикации по теме:

Проведение утренней гимнастики в режиме дня детского сада занимает 5 - 15 минут в зависимости от возраста детей. Она оказывает существенное.

Дифференциация звуков [ч]-[т’]». Дидактическая игра «Магазин». Составление предложений с глаголом «хотеть» Ход занятия. 1. Оргмомент: сядет тот кто назовёт первый звук в слове (чайка,Чебурашка,чудо,тень,тина.) 2. Какие звуки вы сейчас назвали?.

Конспект открытой НОД по развитию речи средняя «Б» группа Тема «Составление описательных рассказов по игрушке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» комбинированного вида КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ.

Задачи: Воспитывать желание составлять рассказ по картинке. Учить детей составлять рассказ по картинке, включая в него наиболее точные слова.

Конспект занятия по математике «Ритм (поиск и составление закономерностей)» (средняя группа, дети пяти лет) Тема: Ритм (поиск и составление закономерностей) Цель: Сформировать представление о ритме (закономерности, умение в простейших случаях.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа из личного опыта» разновозрастная группа от 4 до 6 лет Программное содержание. Развивать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное; включать в повествование.