Староместская площадь часы. Пражские куранты или “Орлой”. История строительства и усовершенствований

Прага славится многими достопримечательностями. В том числе и старейшими в мире часами, которые все ещё работают. Средневековые часы, установленные на башне, уже несколько столетий вызывают особый интерес. Взглянув на часы можно определить не только точное время в Праге, но и вавилонское, старочешское и звездное время, а также фазы Луны и зодиакальное созвездие. Есть даже календарный циферблат, который определяет будние и выходные дни, а также религиозные праздники. Пражские куранты Орлой – это невероятное достижение средневековой астрологии.

Туристы приезжают в Прагу и обязательно приходят на Староместскую площадь, чтобы посмотреть на фигурки, которые оживают и выходят из часов. Это действо происходит каждый час, а по праздникам здесь устраивают настоящее световое шоу. Все представления выполняются в средневековом стиле, и это создает невероятную атмосферу на площади. Часы на Староместской площади постоянно собирают возле себя толпу людей, поэтому наблюдать за всем можно даже с кафе. Но нужно учитывать то, что меню здесь дорогое по сравнению с остальными районами Праги. Многие туристы и местные жители не в первый раз наблюдают за работой часов, но каждый раз театральное представление у них вызывает неподдельный интерес.

В 1338 году Старый город получил право на сооружение собственной ратуши. Было куплено здание на центральной площади, а позже достроили башню. Главным украшением башни стали астрономические часы, но за ними не было должного ухода. На замену были построены механические и астрологические часы Орлой. С XV века начинается история пражских курантов. Часы в Праге были настолько хорошо изготовлены мастером Микулашем из Кадани по проекту известного математика и астронома Шинделя, что сейчас являются самыми старыми работающими часами.

Но современный вид часов был изготовлен не сразу, а постепенно разными мастерами. Например, силуэт Смерти добавили только через 80 лет после установления часов. Часы чинили множество раз и усовершенствовали, ведь местная власть не всегда заботилась за их состоянием.

А в XVIII веке часы даже хотели выбросить из-за того, что не могли найти подходящего мастера, который бы взялся за ремонт часов. В конце XIX века художник расписал часы, и добавили еще один предмет – петуха.

Во время войны в ратушу попал снаряд, все фигурки сгорели вместе с деревянным циферблатом. Но часы не выбросили, а наладили и оставили историческим достоянием пражской культуры. Мастера по восстановлению часов провели настолько кропотливую работу, что многие детали смогли полностью восстановить. Весь механизм остался таким, как задумал создатель, а изменения внесены только в художественное оформление часов. Теперь за часами внимательно следят и проводят необходимый ремонт, ведь пражские куранты уже навсегда останутся в истории Праги. Да и как будет Староместская площадь без толпы туристов?

Астрономический циферблат символизирует геоцентрическую систему мира (хотя уже доказано обратное), но все равно данные точные. И это скорее служит подтверждением того, что общество постоянно развивает, наука становится более продвинутой, но время не останавливается, как в XV веке, так и в XXI.

Легенда Орлой

Вместе с широкой популярностью пражские часы окутывают тайны и легенды. А Орлой считается одной из наиболее таинственных и мистических достопримечательностей столицы Чехии – Праги. И это не удивительно, ведь в средневековье наука не была настолько развита, чтобы мастера могли создать настолько качественные и правильные астрономические часы. А тем более, которые будут работать до нашего времени. Поэтому чешский народ домыслил возможный исход. По легендам Орлой прекратит свою работу только тогда, когда государство пойдет в упадок или перед войной, которая приведет к деградации нации. Чехи ассоциируют часы с собственной историей, поэтому трепетно к ним относятся. Это совпадение или загадка все еще остается неразгаданным. Часы ломаются в тот момент, когда в Чехии сложный период.

Еще со времен средневековья Орлой наделяют злой силой. Народ XV века можно понять, ведь во время строительства были задействованы алхимики, астрологи, ученые и пророки. И именно эту категорию людей боялись и наделяли злыми силами. Простой человек того времени не понимал, как часы могут давать столько точных данных без помощи посторонних сил. Но даже сейчас это вызывает споры, ведь часы показывают не только время, но и дают информацию об астрономическом цикле, положении Солнца и Луны. Сам же ученый, который разрабатывал часы, говорит, что каждый видит и понимает столько, сколько может. И ему другого понимания не нужно.

Также существуют легенды о том, что часы являются символом глаза Дьявола, который ведет отсчет к концу света. Ходили легенды, что каждый, кто взглянет в этот глаз – обречен. Поэтому некоторые церковные деятели боялись даже взглянуть на Орлой. Но это лишь легенды, были люди с университетов, которые понимали больше, чем точное время.

Есть еще одна легенда, которая связана с любым человеком, который навредит часам. Этих людей ждет безумие и проклятие. Многие подчеркивают, что даже благие изменения внешнего вида повлекут серьезные последствия. После того, как художник разрисовал циферблат, его родственники утверждали, что у него начали появляться признаки душевной болезни. Ходят легенды, что на последней стадии болезни художник ходил вокруг Орлой со свечей. Это лишь легенды, но неизменным остается ценность астрологических часов Орлой в Праге.

Еще одним интересным фактом есть то, что вокруг циферблата 12 животных. Вверху располагается лев. В мифологии это защитник и символ доблести. За ним следуют другие защитники или спутники, а затем злые силы и в самом низу лицо с олицетворением Дьявола. И вместе с этим миром на часах отображены люди. Здесь и Скряга, и Маг, и Скелет, и Турок. Люди не хотели оскорбить ни чувства злых сил, ни живых людей. Поэтому здесь отображены все.

Скульптура архангелов оберегает пражские куранты Орлой от негативного воздействия, ведь это может повлиять на всю Чехию. Люди в средневековье боялись часов на ратуше и приписывали им мистические знаки, а сейчас чехи боятся потерять свой символ.

Театральное представление

На площади с 8:00 до 20:00 пражские куранты на Староместской площади начинают свое постоянное театральное представление, которое покорило сердца нескольких поколений людей. Основная тематика, которая разыгрывается, – средневековая история.

Начало представления

Звонит колокол скульптуры Смерти и поочередно апостолы начинают появляться в специальных окошках. Последним в окошке появляется Христос. После того, как главные персонажи действа появились перед зрителями, начинается новое действо сбоку от астрономических часов и календарного циферблата. Начинают появляться новые герои, которые характерны только для чешских астрономических часов. Затем в действие вступает Смерть. Она переворачивает песочные часы и подает сигнал Турку. Он с выраженным возмущением пытается противостоять Смерти. В этот момент Скряга достает свой кошелек и перебрасывает, чтобы ощутить монеты. И появляется главный символ наказания грешников – ангел с мечом. Представление заканчивается под крик петуха.

Некоторые туристы приходят сюда в поисках тайного смысла, другие – чтобы насладиться ярким представлением. К сожалению, театральное представление уже потеряло тот сакральный смысл, который был изначально заложен, но туристов это не останавливает. Сейчас это яркое представление с участием средневековых фигур и огромной пражской площади. Поэтому популярность пражских курантов не падает, а наоборот растет. Ведь астрологическим часам постоянно сбывается все больше и больше лет.

Адрес на карте

  • Staroměstské náměstí

Как добраться?

Пражские куранты находятся на Староместской площади.

Добраться до площади можно несколькими вариантами:

  • на метро до станции Staroměstská или Náměstí Republiky;
  • трамваем до любой из остановок: Náměstí Republiky, Dlouhá třída, Jindřišská, Staroměstská, Právnická fakulta.

Также добраться можно пешком или на такси, ведь площадь находится в центре Старой части города.

Время работы

Орлой работает ежедневно, но бой курантов можно услышать только в промежутке с 9:00 до 23:00. Особенно захватывающее представление по праздникам.

Здравствуйте, друзья! Часы Орлой в Праге заслуживают того, чтобы о них рассказать детально. Знаменитые куранты Чехии обошли по продолжительности своего существования все подобные часовые механизмы мира. Созданные в начале XV века, они до сих пор функционируют и показывают центрально-европейское время, а также старочешское и вавилонское.

Но зрители торопятся к Пражскому Орлою вовсе не за тем, чтобы сориентироваться по времени. Астрономические часы уникальны. Они одновременно являются произведением искусств, научно-историческим объектом и развлечением для посетителей , где они и находятся.

Логичнее будет, прежде чем пуститься в подробные описания, предоставить возможность взглянуть непосредственно на куранты, их действие, и на те многочисленные , среди которых они находятся. Коротенькое видео позволит быстро окунуться в гущу событий:

А теперь можно остановиться и на некоторых деталях — кто причастен к астрономическим часам, какие символы их окружают, и чем они знамениты:

  1. Как появился Пражский Орлой
  2. Астрономический диск и определение времени
  3. Символические образы курантов

Кто и когда создал Pražský orloj

Первые куранты на появились еще в конце XIV века, когда Вацлав IV распорядился установить на готической башне ударный механизм, издающий сигналы по прошествии часа.

Прошло еще немного времени, и в 1410 году ратушную башню оборудовали удивительными астрономическими часами.

Создал Орлой мастер часовых дел Микулаш из Кадани, руководствуясь расчетами и чертежами математика и астронома Яна Шинделя.

Мастером Ганушем называли пражского часовщика Яна Руже, который имел непосредственное отношение к курантам ратуши, однако несколько позднее. Мастер Гануш еще и не родился к тому времени, когда Орлой уже не только исправно отбивал временные интервалы, но и завоевал европейскую известность.

Новые факты относительно автора Пражского Орлоя открылись недавно – после 1980 года. Вот так история может водить нас за нос… Пражане веками считали, что Гануш создал куранты, и передавали из уст в уста предания о том, как жестокие городские советники приказали ослепить мастера, чтобы он не смог повторить свое изобретение. К счастью, данная изощренная средневековая жестокость оказалась только легендой.

Зато отыскался документ, который зафиксировал щедрое вознаграждение изобретателю Пражских курантов Микулашу из Кадани. Мастеру предоставили дом у Гавельских ворот и 3000 пражских грошей, что по тем временам было необычайно крупной суммой. Более того, было назначено ежегодное жалование размером 600 грошей и предоставлены гарантии на собственность – по сути, защищены авторские права.

Астрономический диск и как определить обычное время

Долгое время Орлой состоял только из одного диска – астрономического. Собственно и создавали механизм для нужд астрологии, а не для того чтобы сообщать жителям время. Астрономический диск — это специальная движущаяся карта неба, с помощью которой можно определить положение Солнца, Луны, а также их расположение относительно зодиакальных созвездий.

Представляете, вся эта махина движется, демонстрирует массу сведений, а мы — современные жители, — смотрим на этот диск и даже не знаем, как понять, который час))) Но сейчас разберемся.

Точно по центру изображена Земля. Верхняя часть диска соответствует дневному времени – она голубоватого цвета. А темный круг в нижней части – это ночь. Между днем и ночью обозначены сумерки оранжевым цветом. На всю эту картину наложено кольцо, на котором изображены знаки зодиака, но кольцо к определению времени отношения не имеет.

Настоящее время указывает стрелка с символом Солнца и золотой Рукой. Загвоздка только в том, что указывает эта рука одновременно на три числовые шкалы. И где же нужная нам? По краю диска расположены числа в виде неких «загогулин» — это старочешское время. Интересно, что в этой системе координат сутки заканчивались с наступлением сумерек.

Следующие цифровые символы в римском обозначении, размещенные также по кругу, – это и есть европейское время. Теперь вы без труда можете определить, во сколько я запечатлела астрономический диск на фото.

Там еще есть и арабские цифры – они идут ниже римских и изображены слабее. Арабские цифры позволяют определить вавилонское время. К нему же относится и та сетка из золотистых кривых линий, расходящихся от центра диска. К счастью, оно нам ни к чему, и нет потребности углубляться в эти средневековые показатели.

Что еще хочется добавить по части установки астрономических часов, так это упомянуть о заслуге архитектора Петра Парлержа, который создал каменную пристройку к ратуше, где поместили куранты. Каменная отделка вокруг астрономического диска – так же его работа.

Повторюсь, определение времени является чуть ли не побочной функцией Орлоя. Главное – отслеживать движение небесных тел. И на астрономическом диске символы Солнца и Луны перемещаются не только по кругу, но и вдоль по стрелке. Диск с зодиаком также движется… Из всего этого знатоки считывали информацию. А вот минуты в средневековье определять не пытались. Жителей того времени такие мелочи не интересовали.

В 1490 году Орлой дополнили еще одним диском. На диске помещался календарь, включающий все 365 дней в виде делений по ободу диска. Появление календаря как раз и соотносят с деятельностью мастера Гануша.

Каждый вечер календарный диск вручную поворачивали на одно деление, и такая практика была до 1566 года. С тех пор движение календарной доски механизировано.

Привлекательный календарный диск, который наблюдаем сейчас мы, появился гораздо позднее. В середине XIX века часы нуждались в капитальном ремонте. Был объявлен на это благовидное дело сбор денег среди населения Чехии. Было собрано 4 265 золотых. А лучший пражский художник того времени Йозеф Манес за скромное вознаграждение взялся за оформление календарного диска. И хотя мы видим сегодня только воссозданную копию, она близка к оригиналу:

Манес изобразил в центре диска герб Праги, а вокруг него оригинальные знаки зодиака. 12 золотистых дисков с изображениями, которые расположены по кругу, составляют серию картин «Двенадцать месяцев». Каждая картина представляет особенности средневековой сельской жизни в период определенного месяца. Обозначение дней, как и в более ранних версиях, расположено на внешнем кольце диска. Где же увидеть, какой сегодня день? Смотрите на метку с золотой чертой в верхней точке календаря. Там указано и число, и день недели.

Символические образы курантов

Большой интерес вызывают фигуры, установленные по обе стороны от астрономического и календарного диска. Скульптуры возле верхнего диска, как вы заметили во время просмотра видео, приводятся в движение во время боя курантов. Считается, что данные образы олицетворяют 4 порока, хотя это мнение вызывает вопросы.

Справа расположены Скелет и Турок. Скелет символизирует смерть, напоминает о ее неизбежности. Можно ли отнести эту аллегорию к порокам? Данный образ появился на курантах первым, еще в XVI веке.

Размещение фигуры в тюрбане рядом со Скелетом еще более загадочно. Чехия в средние века частенько использовала образ Турка в негативном контексте. Так, к примеру, появился сюжет «ворон, выклевывающий глаз турку» на гербе рода Шварценберг. Возможно, и в данном случае образ Турка обозначает порочные особенности.

Слева от астрономического диска находятся более понятные образы. Здесь установлены аллегории скупости и тщеславия:

Тщеславие всматривается в зеркало, Скупость потряхивает мешочком с деньгами. Однако в трактовке и этих образов существуют разногласия. Предполагают, что крайним слева установлен Маг, изучающий невидимые миры, что ассоциируется с познанием, а не пороком.

Ниже, у календарного диска располагаются слева Философ и Архангел Михаил, а справа – Астроном и Летописец.

Эти образы Pražský orloj всегда на виду. Но если вы посмотрели видео, то обратили внимание на шествие апостолов, которое происходит во время мини-представления курантов. Окошки над астрономическим диском с обеих сторон от скульптуры Ангела открываются и перед нами проходят 12 учеников Христа. А завершается все действо возгласом золотого Петуха.

Появление фигурок апостолов связывают с реконструкцией курантов в 1659 году. Фигуры сделаны из древесины, поэтому их несколько раз приходилось восстанавливать. Нынешнюю компанию апостолов создал скульптор Войтех Сухарда.

Последним из образов был установлен на свое место Петух. Пражане впервые услышали его 31 декабря 1882 года.

В завершение хочу сказать, что Пражский Орлой – это объект-загадка. Впрочем, это не удивляет. Астрономические часы и создавались с целью отображать информацию, понятную далеко не каждому. И столь длительный век у них, что без загадок и легенд не обошлось. Предполагаю, друзья, что многие из вас слышали нечто интересное о Пражских курантах. Если так, расскажите и нам.

Ваш euro-проводник Татьяна

Краткое описание Орлоя

Орлой включает два циферблата - и . Астрономический циферблат показывает четыре часовых измерения (старочешское, центральноевропейское, планетарное, звёздное) и указывает зодиакальное расположение Солнца и Луны. Календарный циферблат содержит цисиоян (месяцеслов), изображает знаки Зодиака и цикл фресок на тему чешской сельской жизни в эпоху Средневековья.

Каждый час, с 9:00 до 23:00, в окнах Орлоя проходит процессия апостолов. В это время перед достопримечательностью особенно многолюдно. По праздникам (в вечернее время) устраивают световое шоу.

Орлой (Пражские куранты) богато украшен декоративными элементами и символами, наделёнными глубоким смыслом. Главные скульптурные фигуры - Тщеславие и Скупость, Скелет и Турок, Летописец и архангел Михаил, Астроном и Философ.


История создания Орлоя

В последние часы Второй мировой войны Орлой получил сильные повреждения в результате артиллерийского обстрела Староместской ратуши фашистами. Их целью было уничтожение башни ратуши, где находился передатчик чешского радио, которое призывало горожан оказывать любую возможную помощь Пражскому восстанию.

В настоящее время Пражские куранты на 75% состоят из старых первоначальных деталей. Механизм устройства также остаётся прежним (за исключением небольших усовершенствований). Серьёзные изменения вносились лишь в художественное оформление и декор.

Верхняя часть Орлоя


Согласно средневековому распространённому мнению, любая постройка подвергается негативному воздействию сверхъестественных сил, поэтому у Орлоя множество охранных декоративных элементов. На конусообразной крыше расположены два василиска . Василиск - опасное мифическое животное с телом змеи, птичьим клювом и крыльями, от его взгляда может окаменеть всё живое. Оба василиска выполняют ещё и роль водостоков.

Следующий «охранник» Пражских курантов - петух , олицетворяет бдительность и боевой дух (готовность к бою); своим кукареканьем он возвещает о рассвете и распугивает демонов ночи. Петух присутствует почти на всех средневековых масштабных постройках, его всегда устанавливают наверху, часто он служит флюгером.

Под петухом находится ангел - лучшая из возможных защит. Считается, что это самая первая скульптура на Староместских часах. Слева и справа от ангела расположены окна, в которых происходит .

Астрономический (верхний) циферблат представляет собой часовой механизм и астролябию одновременно. Если говорить точнее, циферблат является производной от распространённой в то время планисферической астролябии, которую приводит в движение часовой механизм. Циферблат изображает область движения Солнца - он основан на проекции небосвода с Северного полюса на плоскость экватора. Минутные стрелки отсутствуют.

Астрономический циферблат показывает четыре часовых измерения (старочешское, центральноевропейское, планетарное, звёздное).


С внешней стороны циферблат опоясан тёмно-синим кольцом (диаметром 300 см) с арабскими числами, который показывает старочешское время. Числа выполнены популярным в XV веке швабахерским шрифтом в готическом стиле. Часовой стрелкой служит указатель с золотой рукой, минутная стрелка отсутствует. До наступления эпохи технического прогресса Прага жила именно по старочешскому местному времени. Отсчёт суток начинается с заходом Солнца. О наступлении солнечного полудня столичных жителей извещал выстрел из пушки.

В техническом плане тёмно-синее кольцо с арабскими числами для старочешского времени является отдельным элементом относительно цельной конструкции астрономического циферблата. Это объясняется тем, что время захода Солнца меняется на протяжении года (после зимнего солнцестояния заход Солнца происходит с каждым днём всё раньше, а после летнего солнцестояния - позже) и как результат, круг со старочешским временем двигается вперёд или назад относительно основной части циферблата.


По внешнему краю неподвижного циферблата (диаметром 260 см) расположены римские цифры, показывающие центральноевропейское время. В отличие от обычных часов, здесь два набора цифр от I до XII. Часовой стрелкой также служит указатель с золотой рукой (как и для старочешского времени), минутная стрелка отсутствует.

Центральноевропейское время - продукт современной эпохи глобализации. На Орлое ему предшествовало немецкое время, которое было введено в чешских землях Фердинандом I в 1547 году.


Важно! В Чехии, как и в других европейских странах, принято переводить часы на летнее время. Однако время на Орлое не переводят, в результате чего летом оно показывает на один час раньше. При этом другие часы на Староместской башне переводят в соответствии с летним временем.

Следующим элементом астрономического циферблата выступают опять арабские цифры, хотя в этот раз их только 12. Они обозначают световой день планетарного времени, которое издавна использовалось в целях астрологии, астромагии и алхимии. Стрелкой служит указатель с символом Солнца. В секторе цифры «1» можно увидеть надпись на латыни ORTUS (восход), а в секторе цифры «12» - OCCASUS (закат). Под ними находятся надписи AURORA (заря) и CREPUSCULUM (сумерки), которые вместе с тёмно-синим кругом в нижней половине циферблата обозначают ночной период планетарного времени.


Система планетарного времени сводится к существованию планетарных суток, начинающихся в момент восхода Солнца. Так как восход Солнца различен для разных географических мест, каждое место на Земле ведёт собственный отсчёт наступления планетарных суток. Период от восхода до захода Солнца делится на 12 равных между собой интервалов, называемых дневными планетарными часами, а период от захода до следующего восхода - на 12 ночных планетарных часов.

Дневные и ночные планетарные часы всегда отличаются по длительности - они равны 1/12 длительности дня и ночи соответственно. Равными они бывают только во время весеннего и осеннего равноденствий, когда продолжительность дня и ночи одинакова.

В планетарном времени не только дни недели, но и каждый час суток «управляются» семью небесными телами Солнечной системы на основе халдейского ряда: Сатурн - Юпитер - Марс - Солнце - Венера - Меркурий - Луна. Каждая планета имеет постоянные свойства и переменные особенности.

Заметка. Халдейский ряд также имеет прямое отношение к названиям дней недели в современном английском языке. Например, Sunday означает день Солнца, Monday - день Луны (Moonday), Saturday - день Сатурна.

Практическое применение планетарного времени в астрологии, астромагии и алхимии довольно простое - владея знаниями о планете, которая «управляет» планетарными сутками, а также о планете, которая «управляет» конкретным планетарным часом, вы можете определить наиболее подходящий момент для принятия важных решений и осуществления значимых действий в жизни, чтобы достичь большего успеха, лучших результатов или избежать неприятных последствий. Например, даже собирать целебные и магические травы необходимо в определённый планетарный час, так как энергия правящей планеты проявляется сильнее в её час, из-за чего целебные свойства растения будут сильнее.

Заметка. Планетарное время также называют вавилонским (по месту его происхождения).

Указателем служит стрелка со звёздочкой, однако шкала из цифр для звёздного времени отсутствует.


Звёздное время - применяемый в астрономии счёт времени, в котором продолжительность суток принята равной периоду обращения Земли вокруг своей оси относительно системы неподвижных звёзд. Звёздное время измеряется часовым углом точки весеннего равноденствия в месте наблюдения. Взаимное положение Солнца и точки весеннего равноденствия в течение года непрерывно меняются. Двигаясь по эклиптике, Солнце за сутки смещается относительно точки весеннего равноденствия почти на один градус. Вследствие этого звёздные сутки короче солнечных на 3 мин 56 секунд, их начало в течение года приходится на различное время дня и ночи.

Практический пример. В полночь 1 января звёздное время для Праги приблизительно равно 06:40 и каждые полмесяца оно увеличивается на один час. В полночь 22 сентября звёздное время равняется 00:00, а в полночь 20 марта - 12:00.

В центре циферблата находится планета Земля, вокруг которой вращается кольцо Зодиака с указателями Солнца и Луны, показывающие, в каком зодиакальном созвездии находятся эти небесные тела. На кольцо Зодиака нанесены символы зодиакальных знаков.

Внешний круг кольца Зодиака разделён на 72 ячейки, каждый зодиакальный знак имеет шесть ячеек, одна ячейка обозначает пять дней. Таким образом, глядя на кольцо Зодиака, можно определить ориентировочную календарную дату. В каждый зодиакальный знак Солнце вступает около 20-ого или 21-ого числа календарного месяца. Кольцо Зодиака обращается вокруг оси астрономического циферблата, делая полный оборот за один год.


Указатель Солнца

Указатель с символом Солнца выполнен из позолоченной жести и движется на одном рычаге с часовой стрелкой (указатель с золотой рукой). Однако в отличие от часовой стрелки, ось вращения указателя Солнца (и указателя Луны) закреплена не в геометрическом центре циферблата, а в геометрическом центре зодиакального кольца. Указатель с символом Солнца является одним из самых информативных указателей Орлоя и показывает:

  • время суток (заря, восход, день, закат, сумерки, ночь);
  • высоту Солнца в кульминации над горизонтом;
  • положение Солнца среди знаков Зодиака;
  • ориентировочную дату календаря;
  • время по планетарному (вавилонскому) времени.

Когда указатель Солнца достигает одного из двух концентрических кругов на циферблате, которые изображают Северный и Южный тропики, он меняет направление движения, так же, как и в природе на небосводе.

Указатель Луны

Указатель с символом Луны отображает фазы и положение Луны на небосводе относительно Солнца. Сам символ Луны представляет собой полый шарик диаметром 13 см, состоящий из двух половин - чёрной и серебряной. Внутри расположен скрытый механизм, который поворачивает корпус шара. В результате, в зависимости от фазы Луны шарик поворачивается разными сторонами:

  • новолуние (чёрный шарик);
  • первая четверть (чёрно-серебряный шарик);
  • полнолуние (серебряный шарик);
  • последняя четверть (серебряно-черный шарик).

Корпус шарика совершает один оборот вокруг своей оси за синодический месяц (промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны) - 29,5 суток. Указатель Луны, так же как и указатель Солнца, обращается вокруг оси астрономического циферблата, но несколько медленнее.

Статуи по сторонам Астрономического циферблата

Тщеславие . Изображает фигуру, рассматривающую себя в зеркале. Напомним, герой Аль Пачино в фильме «Адвокат Дьявола» произносит известную фразу - «определённо, тщеславие мой самый любимый из грехов». Также есть версия, что эта фигура изображает мага, который с помощью зеркала заглядывает в потусторонний мир.

Скупость . Изображает фигуру скряги, который трясёт мешочком с деньгами и машет палкой вокруг себя. Есть версия, что изначально эта фигура изображала ростовщика еврейского происхождения, но его вид изменили, стараясь быть политкорректными.

Скелет . Следует воспринимать не как символ смерти, а как напоминание о мимолётности мирских забот и необходимости задуматься о новой и лучшей жизни в духовной сфере. Атрибуты Скелета, колокольчик и песочные часы, подчёркивают memento mori (помни, что смертен).

Турок . Символ греха и наслаждений. Или, возможно, напоминание о длительной турецкой угрозе для Австрийской империи, в составе которой находились чешские земли.

Декоративное оформление Астрономического циферблата

Астрономический циферблат опоясывает круговая галерея (из камня), изображающая разнообразных животных. Каждый из них наделён символическим значением, кроме того, многие продолжают защитную линию из василиска, петуха, ангелов и апостолов.

  • На вершине круговой галереи отдыхает лев . В мифологии и символике он всегда имеет значение царя и защитника. Лев вызывает уважение и является символом доблести в равном и честном бою;
  • Рядом со львом расположена собака . Она была первым одомашненным животным, символизирует верность и бдительность. В легендах собака сторожит клады. На рыцарских надгробиях собака у ног символизирует естественную смерть;
  • Фигура со змеиным телом и острой конусообразной шапочкой, которая напоминает фригийский колпак - символ свободы античного Рима . Передавая такой колпак рабу, хозяин даровал ему свободу. Возможно, строители Орлоя задумали такую фигуру как символ очищения и совершенства, превращение ползучей нечистой змеи (символа низких, грешных и дьявольских существ) в свободного человека;
  • Кошка - спутник магов и чародеев, а также символ независимости, дешёвой и фальшивой ласковости, ехидства;
  • Жаба - христианский символ греха и еретиков. Жабы пребывают в грязи (во лжи) и квакают неправду или хвастаются;
  • Ёжик - ночное животное, считается защитником домашнего счастья, но в характере преобладает жадность, агрессивность и гнев;
  • Спящий нетопырь - символ трансформированного дьявола, который пьёт кровь и умеет превращаться в других животных;
  • Лики дьявола в форме жутких рельефных человеческих лиц или звериных морд.

В 1490 году мастер Гануш (настоящее имя - Ян из Руже) создал календарный (нижний) циферблат. Его первоначальная работа не сохранилась, в наше время туристы наблюдают циферблат, который спроектировал поэт и пражский архивариус Карел Яромир Эрбен в середине XIX века на основе гравюр первой половины XVII века. Художественные работы выполнил известный живописец Йозеф Манес , представитель романтического течения. Понимая историческую ценность проекта, он согласился на очень скромный гонорар, а также проигнорировал суеверие, что человек, внёсший в Орлой (Староместские часы) существенные изменения, не проживёт долгую жизнь.


Вклад Йозефа Манеса

В 1865–1866 году Йозеф Манес выполнил роспись календарного циферблата, изобразив чешскую сельскую жизнь в эпоху Средневековья. Он существенно отклонился от прежнего оформления циферблата, в котором доминировала городская тематика. Во время работы живописец постоянно сталкивался с возражениями и замечаниями чиновников, его периодически критиковали за медлительность и отступление от прежнего художественного оформления.

Придирки и выяснения отношений мешали работе и оказывали негативное влияние на психическое состояние Йозефа Манеса, который к этому времени уже был нездоров. При этом он не хотел отказываться от своего художественного видения. Бургомистр постоянно торопил живописца, поскольку открытие Пражских курантов уже было назначено на 1 января 1866 года. В результате, к этой дате календарный циферблат был ещё не готов, и куранты были запущены без него. Полностью работа была завершена в мае, однако открытие отложили из-за Семинедельной войны. Торжественное мероприятие состоялось 18 августа 1866 года, но на открытии не было автора - уже больного Йозефа Манеса. Следующие несколько лет жизни художник испытывал физические боли, депрессию и душевные страдания. В 1871 году он умер.

Описание календарного циферблата

В центре календарного циферблата расположен герб Праги времён короля Владислава II Ягеллона. Вокруг герба находятся знаки Зодиака, которые Йозеф Манес выразил человеческими персонажами, а не в привычных анималистических образах. Затем следует цикл медальонов «12 месяцев», они изображают сюжеты чешской сельской жизни эпохи позднего Средневековья. Последний элемент календарного циферблата - внешний медный диск, разделённый на 365 ячеек, с указанием дней календарного года. Оба диска вращаются по часовой стрелке, совершая полный оборот за один год. Сверху над циферблатом свисает указатель текущего дня.

В последствии, чтобы уберечь шедевр Манеса от разрушительного воздействия погоды, календарный циферблат перенесли в Столичную галерею Праги , а для Орлоя сделали копию. По иронии судьбы автор копии Эмануэль Лишка добился большей оплаты, чем Йозеф Манес получил за оригинал.

  • Водолей . Атлетическая фигура мужчины в зелёном одеянии, держащего сосуд с текущей из него водой - символом жизни.
  • Рыбы . Ангелочек играет с двумя дельфинами.
  • Овен . Овен изображен миролюбивым, по густой мягкой шерсти его поглаживает ангелочек.
  • Телец . Мастерское изображение фигуры быка, выражающего дикую силу.

  • Близнецы . Пара целующихся малышей парят в воздухе, но это не ангелы, у них нет крыльев.
  • Рак . Пик лета, пора летнего солнцестояния. Ангелочек, обхватив рака, тянет его к себе.
  • Лев . Широко расставивший лапы, с грозно разинутой пастью, лев внушает страх, но смеющегося мальчика он совсем не пугает.
  • Дева . Йозеф Манес написал здесь полуобнаженной свою любимую модель, держащую серп, цветок и пучок колосьев, как аллегорию месяца августа.

  • Весы . Грациозная девушка, её грудь приоткрыта, из-за чего сам знак весов уходит на второй план.
  • Скорпион . Ангелочек, с серьёзным выражением лица, держит скорпиона за хвост, предупреждая о том, насколько опасным может быть укол ядовитым жалом.
  • Стрелец . Атлетическая мужская фигура, легко натягивающая тетиву, является как и Водолей, воплощением славянского героя.
  • Козерог . Как и дети с других картинок, не боящиеся быка и льва, этот малыш, хоть и выглядит испуганно, держит буйного козерога за верёвки.

Главное украшение диска - цикл художественных медальонов «12 месяцев», которые изображают сюжеты чешской сельской жизни эпохи позднего Средневековья.

Январь . Встреча нового года и символы разных этапов человеческой жизни отображены в шести персонажах разного возраста. Старец в плаще - символ уходящего года. С надеждой и любовью он смотрит на будущее, на дитя - символ нового года и новой жизни. Юноша в чёрном плаще символизирует взросление, а молодая мать - возраст, когда человек принимает на себя ответственность за сохранение рода. Человек с усами на заднем плане является символом зрелого возраста. Старуха в белом платке на голове символизирует последний период жизни.

Февраль . Холодно, и хозяин возвращается домой с дровами. Усевшись у огня, он греет замёрзшие ноги. Его жена в зелёном полушубке и красном платке, плотно повязанном вокруг головы, приносит охапку хвороста, чтобы подбросить в огонь.

Март . Приходит время полевых работ. Молодой крестьянин пашет на двух волах, запряженных в деревянный плуг. Наступает весеннее равноденствие, земля пробуждается, и начинает припекать солнце.


Апрель . Основные работы на поле закончены и нужно позаботиться о саде. Землепашец привязывает к колу молодое деревце, чтобы его не сломал ветер. За отцом наблюдают его дети, держащие в руках букетики первых весенних цветов.

Май . Месяц любви. У цветущего куста девушка с распущенными волосами собирает цветы в букет. Один цветок она протягивает юноше, чтобы тот прицепил его к своей шляпе.

Июнь . Месяц сенокоса. На широкой равнине с холмами на горизонте крестьянин косит траву. На голове у него шляпа, спасающая от жгучего солнца. За ним девушка в платке ворошит скошенную траву.

Июль . Доминанта сцены - золотое поле спелой пшеницы, закрывающее горизонт. Две скромно одетые женщины, которые жнут пшеницу серпами, делают передышку, когда мальчик приносит им кувшин воды.


Август . Сюжет с чешским пейзажем и амбаром. Двое крестьян цепами обмолачивают колосья, им помогает женщина в платке, разбирающая снопы на току.

Сентябрь . Один крестьянин сеет озимые зерновые, другой - боронит пашню. Оба одеты в облегающие штаны и рубахи с широкими рукавами.

Октябрь . Изображена влюблённая пара, собирающая виноград, знакомая нам уже по маю месяцу.

Ноябрь . Закончились полевые работы, нужно готовиться к приближающейся зиме. Вся семья отправляется в лес заготавливать дрова.

Декабрь . Месяц забоя скота и изобильных застолий. Мясник готовится к разделке туши свиньи. Рядом стоит хозяйка, а за ней горожанин в шубе, предвкушающий сытное угощение.


Внешний медный диск и цисиоян

Диск разделён на 365 ячеек, в которых записан цисиоян (лат. cisiojan) - стихотворный слоговый календарь, где упомянуты дни праздников христианских святых. Каждый день помечен первым слогом имени соответствующего святого, а промежутки между этими слогами заполнены произвольными слогами так, чтобы в месяце формировалась осмысленная фраза. Например, «по снегу Варвара с Николаем шла, ночью Люсия лён пряла, апостол Фома поведал, родился Господь Христос». Если проводить сравнение, чешский цисиоян - аналог православного месяцеслова (святцы).

Статуи по сторонам Календарного циферблата

Летописец . Фигура держит в руках перо и свиток бумаги, символизирует средневекового хрониста.

Архангел Михаил - глава святого воинства ангелов. Символизирует наказание для грешников. Известен тем, что в бою одержал победу в бою над сатаной (в виде дракона), которого низверг с неба на землю. Архангел Михаил изображён со своими традиционными атрибутами - крыльями за спиной, щитом, жезлом и огненным мечом.

Астроном . Изображен с подзорной трубой. Есть версия, что эта фигура может символизировать мореплавателя и/или первооткрывателя.

Философ . Несмотря на название, фигура скорее всего олицетворяет мыслителей и учёных личностей в целом, нежели намеренно выделяет философов из общего числа деятелей науки.

Декоративное оформление Календарного циферблата

Циферблат окаймляет виноградная лоза , но только ствол растения, без листьев и плодов. Виноградная лоза была первым растением, посаженным Ноем после потопа. По этой причине она является одним из древнейших символов спасения, возрождения и жизненной силы. Вероятно, ствол виноградной лозы без листьев и плодов символизирует чешский народ, который в XVII веке оказался на грани потери национальной идентичности (под влиянием германизации в Австрийской империи). Известно, что виноградная лоза Орлоя (Староместские часы) имеет более позднее происхождение, чем бóльшая часть декора.

Справа от циферблата расположены птица-феникс, собака и обезьяна . Все трое обращены друг к другу и как бы ведут беседу. Огненную птицу почитали все цивилизации, как символ круговорота обновлений, возрождения и вечности. Собака, наиболее близкое человеку животное, олицетворяет такие добрые качества как верность, бдительность, привязанность, искренность и послушание. Обезьяна рассматривается негативно, как карикатура на человека и воплощение многих пороков, например, коварство, хитрость, непристойное поведение, любовь к роскоши и даже ересь. Однако есть и другое значение. С эпохи Нового времени обезьяна служит символом искусства, в частности живописи и скульптуры. Работа художника и скульптора считалась по сути имитацией природы, и стала связываться с животным, известным своими способностями подражать. В то время даже был популярным афоризм «Искусство - обезьяна природы».


Внизу из-под календарного циферблата «выглядывают» две фигуры каменщиков . Одежда указывает на их разное социальное положение; возможно, это мастер и подмастерье - один без другого не построили бы ни одного строения. В тёмном углу с западной стороны циферблата находится сова . В эпоху Античности она была символом мудрости и атрибутом философов, но в христианстве, как животное, ведущее ночной образ жизни, сова начала ассоциироваться с пребыванием во тьме, стала символом нечисти и колдовства.

Каждый час, с 9:00 до 23:00, Пражские куранты (Староместские часы) разыгрывают скромное театральное представление. Под звон колокольчика Скелета в двух верхних окнах попарно появляются фигуры 12 апостолов. Каждый апостол держит в руках свой традиционный атрибут или символ своих страстей. Апостолы шествуют в следующей последовательности (соответственно, в левом и правом окне):

  • св. Фаддей (с палицей) и св. Филипп (с крестом);
  • св. Фома (с копьём) и св. Павел (с мечом и книгой);
  • св. Иоанн Богослов (с чашей и змеёй) и св. Симон Зилот (с пилой);
  • св. Варнава (со свитком и камнем в руке) и св. Варфоломей (с ножом и куском кожи);
  • св. Иаков Алфеев (с палкой и книгой) и св. Пётр (с ключом);
  • св. Андрей (с косым крестом) и св. Левий Матфей (с топором).

Ниже, по сторонам астрономического и календарного циферблатов, приходят в движение остальные персонажи Орлоя. Скелет переворачивает песочные часы и кивает Турку, тот в ответ отрицательно качает головой. В это же время Скряга встряхивает кошелёк. Архангел с карающим мечом символизирует наказание для грешников. Представление оканчивается криком петуха.

график работы

Прийти посмотреть на Орлой можно круглосуточно, но самое интересное - бой курантов и движение фигурок - происходит только каждый час с 9:00 до 23:00.

билет

туристический портал Праги

Пражские астрономические часы, Пражские куранты или Пражский Орлой (Pražský orloj) – средневековые астрономические часы, расположенные в Праге. Орлой установлен в южной стене здания Староместского муниципалитета на Староместской площади и является любимой достопримечательностью пражан.

Орлой состоит из трех главных компонентов:

  1. астрономические диски, представляющие положение Солнца и Луны в небе и показывающие различные астрономические подробности;
  2. «Ход Апостолов» с механическими фигурками апостолов и других персонажей, приводящимися в движение каждый час;
  3. календарный циферблат с медальонами, представляющими месяцы.

Каждый час приводятся в движение четыре фигуры, располагающиеся по обе стороны часов. Каждая из них представляет четыре вещи, которые презираются. Смерть (ежечасно напоминает о бренности бытия) отбивает время. Тут же Тщеславие (представленное фигурой, держащей зеркало), Жадность (фигура с кошельком) и наконец, турок (символизирует непреходящую опасность, которую Османская империя представляла для империи Габсбургов на протяжении веков). Также показываются фигуры апостолов в дверных проемах поверх часов, все двенадцать выходят в полдень.

Каждый час с 9 утра до 9 вечера на астрономических часах происходит представление, и каждый раз рядом с ратушей за 15 минут до конца часа собирается толпа туристов, чтобы увидеть это. Скелет дергает за веревочку и 12 апостолов появляются в окошечке. Святой Петр сжимает в руках ключ, Святой Матей грозит зрителям топором, святой Павел держит книгу, святой Ян с кубком, святой Якуб с веретеном, святой Шимон появляется в окошке с пилой, святой Томаш держит копье, святые Ондржей и Филипп держат в руках крест, святой Бартоломей мнет кожу, святой Барнабаш появляется со свитком, а святой Тадеаш сжимает под мышкой папку с бумагами.

Скелет смотрит на турка, который никогда не соглашается и лишь качает головой. Скряга демонстрирует зрителям свой толстый кошелек, а фигурка тщеславного человека любуется своим отражением в зеркале. После того, как апостолы скрываются в окошках, кричит петух, оповещая о начале нового часа.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ В ПРАГЕ

Самые старые части Орлоя, механические часы и астрономические диски, относятся ко времени 1410 года и были сделаны часовщиком Микулашем из Кадана и Яном Шинделом, профессором математики и астрономии Карлова Университета. Пражский Орлой был одними из многих сложных астрономических часов, разработанных и построенных в 14 и 15 веках, вскоре после изобретения механических часов. Другие экземпляры были построены в Норидже, Ст-Олбансе, Уэллсе, Лунде, Страсбурге и Падуе.

Позже, по-видимому, около 1490 года, были добавлены календарные диски, и фасад часов был украшен готическими фигурками.

В 1552 году часы были восстановлены часовым мастером Яном Таборским.

Орлой останавливался много раз после 1552 года, и много раз восстанавливался. В 17 веке были добавлены движущиеся фигурки.

В 1778 году у властей города Прага не нашлось денег на ремонт этой достопримечательности и было принято решение разобрать их на металлолом, но часовщик Ян Ландесбергер предложил сделать ремонт пражских курантов за свой счет, так как стремился сохранить уникальный механизм для потомков. Но астрономический календарь так и не привели в движение. История с попыткой разобрать эту достопримечательность Праги повторилась в 1861 году и тогда часовщик Людвик Хайнц вместе с Ченеком Данекем и Ромуальдом Божекем организовали сбор средств на реконструкцию. Тогда же Ромуальд Божек сделал хронометр, который по сей день управляет часами и отстает лишь на полминуты за неделю, а это отличный результат! После ремонта и модернизации механизма в 1866 году астрономические часы снова заработали, причем в том виде, как мы их знаем сегодня. С того года и по сей день ремонтом Пражских курантов занимается фирма “Хайнц”.

Орлой перенес тяжелое повреждение 7 мая, и особенно 8 мая 1945 года, всего за несколько часов до того, как немецкие войска капитулировали в Праге перед приближением Красной Армии. Немцы направили зажигательный огонь нескольких бронетранспортеров и зенитного орудия на юго-западную сторону Староместской площади, чтобы заставить замолчать радиовещание, начатое 5 мая Национальным комитетом. Холл и соседние здания горели вместе с деревянными фигурами на Орлое и календарным циферблатом, сделанным Йозефом Манесом. Механизм был восстановлен, и Орлой заработал снова в 1948 году, но только в результате значительных усилий. Резчик по дереву Войтех Сухарда изготовил копии фигурок, которые радуют нас по сей день. Оставшиеся фигурки можно увидеть в музее города Праги.

В 2010 году часы отметили свой 600 летний юбилей!

Существует множество мифов о строительстве Орлоя. В течение долгого времени предполагалось, что Орлой был построен в 1490 году часовым мастером Яном Руже (также называемого Ханушем) и его помощником Якубом Чехом. В другой мифической истории рассказывается о том, что часовщика Хануша якобы ослепили по приказу членов Пражского совета, чтобы не дать ему построить другие подобные часы.

Как не странно, ходит и другая история, мол ослепили не Гануша, а Яна Шинделя, а в Чешском мультфильме, о легендах старой Праги вообще говорится, что создал часы Гануш, а помогал ему его студент. В общем смысл один – кого-то из их двоих ослепили и он остановил часы, а именно кого, в разных источниках – написано по-разному. Саму легенду об ослеплении пражского часовщика продумал чешский писатель-историк Алоис Йирасек, а как было в действительности, никто не знает, но жители верят в легенду и с удовольствием рассказывают ее приезжим туристам.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ В ПРАГЕ?

Астрономические диски представляют собой форму механической астролябии, устройства, используемого в средневековой астрономии. Можно считать, что Орлой представляет собой примитивный планетарий, показывающий текущее состояние вселенной .

У астрономических дисков на фоне неподвижной Земли и неба, вращаются четыре главных движущихся компонента: зодиакальное кольцо, внешнее кольцо вращения, изображение, представляющее Солнце, и изображение, представляющее Луну.

Фон представляет Землю и локальный вид неба. Синий круг непосредственно в центре представляет Землю, и синий цвет вверху — часть неба, которая находится выше горизонта. Красные и черные области обозначают части неба ниже горизонта. В дневное время солнце передвигается по синей части фона, а ночью по черной части. В течение рассвета или сумерек, механическое солнце перемещается по красной части фона.

На восточной (левой) части горизонта написано aurora (рассвет по латыни) и ortus (восход). На западной (правой) части — occasus (закат), и crepusculum (сумерки).

Золотые римские числа на внешнем краю синего круга являются шкалой времени обычного 24-часового дня и указывают время по местному Пражскому времени, или Центрально-европейскому времени. Кривые золотые линии, делящие синюю часть дисков на 12 частей, являются маркерами неравных часов. Эти часы определены как 1/12 времени между восходом солнца и закатом, и изменяются по мере того, как дни становятся длиннее или короче в течение года.

В большом черном внешнем круге лежит другой подвижный круг, отмеченный знаками Зодиака, который указывает местоположение солнца на эклиптике. Знаки располагаются в порядке против часовой стрелки.

Смещение круга Зодиака возникает в результате использования стереографической проекции плана эклиптики, использующего Северный полюс как базу проекции. Это обычно отмечается в астрономических часах данного периода.

Маленькая золотая звезда показывает положение весеннего равноденствия, и сидерическое время можно прочесть на шкале с золотыми римскими числами.

На внешнем краю часов золотые швабахские цифры располагаются на черном фоне. Эти числа указывают Старое чешское время (или итальянские часы), измеряемые начиная с 1 от заката. Это кольцо перемещается в течение года, чтобы совпасть со временем заката.

Золотое Солнце перемещается по зодиакальному кругу, показывая его положение на эклиптике. Солнце соединено со стрелкой золотой рукой, и вместе они показывают время тремя различными способами:

Положение золотой руки относительно Римских цифр на фоне указывает местное Пражское время.

Положение солнца относительно кривых золотых линий указывает время в неравные часы.

Положение золотой руки на внешнем кольце указывает, сколько часов прошло после заката по Старому чешскому времени.

Кроме того, расстояние Солнца от центра дисков показывает время восхода и заката солнца.

Движение Луны по эклиптике показано так же, как и у Солнца, но скорость намного больше. Полупосеребренная лунная сфера также показывает лунную фазу.

ПРАЖСКИЙ ОРЛОЙ НА ФОТО








Знаменитые на весь мир пражские куранты, или астрономические часы - один из символов и, безусловно, гордость Праги. Созданные в самом начале 15 века пражские куранты, или, как называют их сами чехи, орлой (Pražský orloj или Staroměstský orloj) - старейшие в мире, все еще работающие, астрономические часы.

Пражский орлой расположен на южной стороне ратуши на и состоит из трех частей: в верхней части астрономических часов каждый час проходит представление движущихся фигур двенадцати апостолов, в центре расположен астрономический циферблат, а под ним - календарный циферблат. Пражские куранты - это настоящее чудо техники, они точно указывают время, дату, день недели, астрономические циклы, положение Солнца, фазы Луны и праздники христианского календаря.

Немного истории

Самая старая часть пражских курантов - астрономический циферблат и механические часы. Они были созданы в самом начале 15 века часовщиком Микулашем из Кадани и математиком-астрономом Яном Шинделем, а скульптурные декоративные элементы были выполнены мастерами знаменитого чешского архитектора Петра Парлержа, работавшего над строительством таких знаменитых пражских достопримечательностей, как и . Первоначально пражские куранты работали не очень хорошо, часто ломались и подолгу бывали в нерабочем состоянии. В конце 15 века они были отремонтированы часовым мастером Яном Руже, более известным как мастер Гануш. Он же добавил к пражским курантам нижний циферблат и первую движущуюся фигуру. Очевидно, поэтому именно его и считали создателем курантов почти пять следующих столетий.

После смерти мастера Гануша и его помощника из-за отсутствия опытных смотрителей пражские куранты неоднократно останавливались и ремонтировались. В середине 17 века, во время очередного ремонта, к астрономическим часам была добавлена система вращения Луны, демонстрирующая ее фазы, и дополнительные деревянные движущиеся фигуры.

В 18 веке, находясь в критическом состоянии, пражские куранты практически не работали, и в конце столетия, во время перестройки , их собирались уничтожить. Знаменитая во всем мире пражская достопримечательность была спасена служащими пражского . Они добились ремонта и смогли частично восстановить работу часов. Тогда же в верхней части астрономических часов появились двенадцать фигур апостолов. Полный ремонт пражских курантов провели только во второй половине 19 века: были восстановлены все части механизма, установлен хронометр, расписан нижний циферблат и добавлена фигура петуха.

Однако во Вторую мировую войну пражским курантам был нанесен, пожалуй, самый серьезный за их многовековую историю ущерб. 8 мая 1945 года здание Староместской ратуши, в башне которой тогда был размещен радиопередатчик восставших пражан, было обстреляно немецкими войсками. Вспыхнувший пожар нанес огромный ущерб и ратуше, и астрономическим часам - фигуры двенадцати апостолов и нижний циферблат были полностью уничтожены, а астрономический циферблат сильно поврежден. К счастью, за три последующих года талантливые мастера смогли восстановить пражские куранты. Они отреставрировали часовой механизм и снова запустили его, создали новые фигуры и циферблаты, и в наши дни пражские куранты на ¾ состоят из первоначальных деталей.

Световое шоу на фасаде Староместской ратуши,
посвященное 600-летию пражских курантов

Исследователи считают, что фигура каменного ангела, находящаяся в верхней части курантов, и резные каменные изображения, расположенные вокруг астрономического циферблата - работа скульпторов из мастерской Петра Парлержа, остальной же декор пражских курантов появился значительно позже. Скульптуры, украшающие пражские куранты, создавались на протяжении нескольких веков, они реставрировались и изготавливались заново, и теперь в них невозможно увидеть общий замысел. Однако кое-что все-таки можно интерпретировать точно с большой долей вероятности.

По средневековым представлениям любое строение необходимо было защищать от влияния неблагоприятных сверхъестественных сил, украшая его различными охранными элементами. На пражских курантах охранные функции выполняют василиски, петух и ангел. Два василиска, разместившиеся на покатой крыше астрономических часов - мифические существа со змеиным телом, птичьим клювом и крыльями способны взглядом превратить в камень и человека, и животное. Еще один «оберег», находящийся под самой крышей пражских курантов - позолоченный петух, символ смелости, ведь именно с первым криком петуха исчезают темные силы, царствующие ночью. Но главный борец с темными силами и, в то же время, самая старая статуя астрономических часов - каменный ангел в верхней части пражского орлоя.

Астрономический циферблат - астролябия, приводимая в движение часовым механизмом. По цветному астрономическому циферблату, который изображает Землю и небо, перемещаются кольцо со знаками зодиака, внешнее кольцо с арабскими числами, кольцо с римскими числами, указатели с символами Солнца и Луны, а также пара часовых стрелок с золотой рукой и золотой звездочкой на концах. Диаметр астрономического циферблата - более двух с половиной метров.

Как определить по пражским курантам современное время? Обратите внимание на внешний край астрономического циферблата, на нем располагаются золотые римские цифры, они-то и показывают современное центральноевропейское время. Однако, в отличие от обычных часов, на пражских курантах есть две последовательности римских цифр от I до XII, поэтому стрелка с золотой рукой, указывающая современное время, делает за сутки только один оборот вокруг циферблата. И еще на астрономических часах нет минутной стрелки.

По краю астрономического циферблата расположены каменные скульптуры вымышленных и реальных существ. Считается, что этот резной каменный декор тоже был создан в мастерской Петра Парлержа. Каждое из существ этого декора несет свой смысл, и у некоторых из них есть защитные функции. Вы увидите здесь льва, собаку, кошку, жабу, горгулий, лешего и даже дьявола. К сожалению, не все изображения полностью сохранились до наших дней, и некоторые из них не могут быть точно идентифицированы.

С двух сторон от астрономического циферблата пражских курантов находятся движущиеся аллегорические фигуры. Самая левая фигура - Тщеславие, оно рассматривает свое отражение в зеркале. По другой трактовке эта фигура изображает мага, смотрящего через зеркало за границы мира ощущений. Вторая слева фигура с мешочком денег в руке - олицетворение Скупости. Первая фигура справа - скелет человека, это - Смерть, держащая в руках колокольчик и песочные часы. Скелет - самая первая движущаяся фигура пражских курантов, она появилась здесь еще в 15 веке и иллюстрирует популярный в Средние века сюжет о тленности всего сущего. Крайняя фигура справа - мужчина в тюрбане, держащий в руке музыкальный инструмент. Обычно его называют Турком, он считается символом греха наслаждения и земных удовольствий. Однако точно интерпретировать все эти фигуры проблематично, поскольку они появились на пражских курантах в разное время.

Изначально у пражских курантов был только один циферблат - астрономический. Второй, календарный циферблат, появился на в конце 15 века. Он - нижний в астрономических часах и позволяет определить текущую дату, день недели, нерабочие дни и дни христианских праздников.

Первоначальный календарь, к сожалению, не сохранился. Тот вариант циферблата, который мы видим с вами сегодня, был спроектирован во время реконструкции астрономических часов во второй половине 19 века на основе сохранившейся копии, датируемой серединой 17 столетия. Календарь был расписан художником Йозефом Манесом, поэтому его довольно часто называют циферблатом Манеса. Однако во время работы Манес значительно отклонился от первоначального художественного оформления циферблата, мастер хотел изобразить на календаре средневековую чешскую сельскую жизнь и, несмотря на критику и протесты, не стал отказываться от своего замысла. Очень скоро после завершения Манесом работ выяснилось, что роспись сильно подвержена влиянию погодных условий, и было принято решение оригинал календарного циферблата курантов хранить в Национальной галерее, а на Староместской ратуше разместить копию. Именно этот циферблат сгорел в мае 1945 года, и сейчас на пражских курантах мы с вами видим еще одну копию календаря.

Диаметр календарного циферблата превышает два метра. Календарь пражских курантов составлен из нескольких дисков: в центре внутреннего позолоченного неподвижного диска - герб Праги времен короля Владислава II, вокруг герба расположен еще один позолоченный диск со знаками Зодиака и серия из двенадцати круглых медальонов-картин. На них изображены двенадцать месяцев со сценами сельской жизни и соответствующими событиям календарного года. Например, в январе - рождение ребенка, символизирующее наступление нового года, а в октябре – сбор винограда. Следующий диск - медный, он разделен на 365 секторов, соответственно дням года. На самом верху календарного циферблата есть крохотная стрелочка, показывающая текущий день. Также на медном диске размещены названия христианских праздников и имена важнейших святых, надписи нерабочих дней выполнены красным цветом. Раньше смотритель пражских курантов вручную поворачивал диски каждый день на одно деление. В наши дни все диски, кроме центрального, вращаясь по часовой стрелке, самостоятельно совершают полный оборот за год.

Календарный циферблат пражских курантов, как и астрономический, декорирован четырьмя аллегорическими фигурами: слева - Философ с пером и свитком и Архангел Михаил с крыльями, щитом, жезлом и мечом, справа - Астроном с подзорной трубой в руке и Летописец с книгой.

Представление движущихся фигур

Каждый час на пражских курантах проходит настоящее средневековое представление, собирающее и завораживающее толпы туристов. В расположенных по обеим сторонам от каменного ангела небольших окошках, во время боя курантов, попарно появляются фигуры двенадцати апостолов, поочередно сменяющих друг друга. Каждый из апостолов держит в руках свой традиционный атрибут или символ своих страстей. Фигуры, украшающие астрономический циферблат пражских курантов, во время движения апостолов тоже начинают двигаться: фигура Тщеславия поворачивает голову из стороны в сторону и смотрит на себя в зеркало, фигура Скупости потряхивает мешочек с деньгами, фигура Смерти кивает головой, переворачивает песочные часы и звонит колокольчиком, а фигура Турка отрицательно мотает головой. Заканчивается представление криком петуха, и куранты отбивают очередной час.

Легенды пражских курантов

Конечно же, о пражских курантах существуют легенды. Самый любимый персонаж этих легенд - фигура Смерти, украшающая астрономический циферблат. Говорят, что если чешскому государству предстоят тяжелые времена, то Смерть кивком головы обязательно подаст знак. Еще говорят, что каждый год в день своей казни, 21 июня, призраки, казненных в 17 веке на участников , приходят в полночь к пражским курантам и проверяют точность их хода: если часы идут верно – паны остаются спокойны за свою родину, если же орлой неисправен или идет неточно, призраки возвращаются к месту своего покоя опечаленные.

Но, пожалуй, самое важное поверье о пражских курантах заключается в том, что если часы на остановятся, то Чехию постигнут большие беды. Чтобы такого не произошло, за работой пражских курантов следит экспертный совет лучших часовщиков Праги, и еженедельно проводится профилактический осмотр.

Как добраться:

Staroměstské náměstí, 1/4, Praha 1. Ближайшая станция - Staroměstská (зеленая ветка). Ближайшая остановка (№17 и №18) с тем же названием — Staroměstská.

Координаты GPS : 50.086956N, 14.420639E