Техника игры на деревянных ложках. Игра дошкольников на деревянных ложках. Техника исполнения игры на трёх ложках

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей Ленинского района.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Техника обучения игре на ложках»

Составитель: Ковалёва Т.Н.

Педагог дополнительного

г.Нижний Новгород

Ковалёва Татьяна Николаевна – педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель ансамбля ложкарей «Былина». Р.т. 240-09-59.

2.Краткая аннотация.

Она предусматривает создание условий для формирований интереса учащихся к творческой деятельности, к русскому народному творчеству и для информирования учащихся через приобщение их к творческой и общественной деятельности по изучению народных традиций.

Разработка составлена на основе многолетнего опыта работы с ансамблем ложкарей. Общения с другими руководителями ансамблей ложкарей.

3. Пояснительная записка.

Благодаря реализации моей программы «Зареченские ложкари» на 2007-2014 годы, в Центре дополнительного образования, участвуя в реализации программы, обучающиеся получают дополнительные знания по развитию традиций народного творчества Нижегородского края и России в Целом, получают навыки игры на ложках, музыкальных народных инструментах; (Балалайка, свирель, жалейка, колокольчики, ксилофон, кугиклы, свистульки) и инструментах самоделках (Топор, стиральная доска, коса)

Главной целью методической разработки является:

Оказание помощи руководителям ансамблей ложкарей.

Так как при создании ансамблей подобного типа не всегда хватает времени на поиск необходимой дополнительной информации, для того, чтобы научить детей правильно исполнять ритмические рисунки на ложках. Методическая рекомендация позволяет педагогу использовать предложенную информацию для игры в ансамбле ложкарей.

Кроме того, она будет способствовать развитию мотивации воспитанников к более углублённому изучению русского народного творчества, созданию профессионального коллектива, который в дальнейшем будет принимать участие в различных концертах, фестивалях и конкурсах.


В этом пособии я поделюсь тем практическим опытом, который я накопила за семнадцать лет работы с ансамблем ложкарей. Я описала множество приемов игры на двух и трех ложках, которые я использую на занятиях со своим коллективом. Но вам не обязательно точно копировать все эти движения. Каждый начинающий педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Не бойтесь экспериментировать. Сочиняйте, выдумывайте. Соединяйте звучание ложек с другими шумовыми и музыкальными инструментами. Находите интересные движения рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках. Всегда пытайтесь найти свое лицо.

Репертуар ансамбля ложкарей очень тесно связан с русской народной музыкой. Именно русская музыка всегда притягивала своей удалью, широтой, размахом и одновременно душевной теплотой и вдумчивой мелодией. И когда за дело возьмется человек, который по настоящему болеет за свое дело, понимает и ценит русскую музыку, то этойлюбовью он всегда сможет зажечь душу ребенка. Главное, никогда не быть равнодушным.

4. Рекомендации по обучению игре на ложках.
Обучение игре на ложках особенно привлекательно для юных музыкантов. Оно не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх, четырёх и большем количестве ложек).

В процессе знакомства с ложками и другими шумовыми инструментами, которые используются в ансамблях ложкарей, дети;

* Узнают об истории их создания.

* Изучают исполнительские особенности (в том числе технические) возможности каждого инструмента.

* Познают как образуется звук.

* Узнают свойства звука (неопределённая или определённа высота, динамические возможности и т.д.)

* Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.)

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координация движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ.
Начиная создавать ансамбль ложкарей, я всегда пользовалась правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному. Поэтому обучение на двух ложках я поделила на два этапа.
1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

Если ребенок маленький, то ему трудно удержать в маленькой

ручке сразу две ложки, и поэтому целесообразно начинать обучение


детей, дав ложку в каждую ручку. Так ребенок быстрей усваивает все
приемы, которые ему предлагает педагог, легче передать ритмические рисунки, которые он изучает на уроке.

1 этап.

* Удар "шапочками" перед грудью.
* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.
* Удар "шапочками" по ножкам стула, на котором сидит ребенок
* Удар "шапочками" по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.
* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по « корешку" левой ложки. При этом "шапочка"" левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

* Переменный удар по внешней стороне шапочки" и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне "шапочки" более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.

* Ударяя "шапочки" друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложкутоварища.

*Приём «Игра с соседями» - Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.

* Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;


* Прием "Ножницы ". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

* Приём «Скольжение» - это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются вправую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя то по внутренней стороне, то по внешней стороне кисти.

* Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.

* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

* Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

* Приём «Дуга» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.

*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник.

* Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

*Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.

*Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.

* Прием «Восьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается как бы восьмерка.

* Прием «Трещотка » самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

* Приём «Усложнённая трещотка ». Поочередный удар то по правому, то по левому колену. Можно добавить левую руку, то есть ложки от колена отскакивают вверх и ударяются о ладонь левой руки.

* Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло».

* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.
* Прием «Маятник » Это удары ложки об ложку, напоминающие движение маятника. Ложки двигаются вправо и влево. Движение рук повторяет и корпус.
* Приём «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
* Приём «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
* Приём «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ТРЁХ ЛОЖКАХ.
Самый сложный прием, это игра на трех ложках. Но к нему надо приступать только тогда, когда ребенок овладел игрой на двух ложках. Из практического опыта, этот прием всегда дается трудно и проходит, три – четыре месяца, прежде чем ребенок точно выполнит требование педагога. Первая ложка вкладывается в ладошку, углублением вниз, между большим и указательным пальцами левой руки. Большим пальцем ложка плотно прижимается к ладошке, в том месте, где соединяется вместе "корешок" и "шапочка".Вторая ложка кладется между указательным и средним пальцем, углублением вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и вкладываются в углубление ложки, а мизинец с обратной, округлой стороны крепко прижимает ложку к трем этим пальцам. Корешки находятся в положении "от себя".

На первых занятиях самое главное; удержать ложки в нужном положении, и медленно сгибая кисть левой руки, попытаться добиться удар «шапочек» ложек. Главное, чтобы ребенок не потерял первоначальный интерес к занятиям, так как у многих ложки еще долго будут выскальзывать из рук. Здесь опять пойдет обучение от простого к сложному.

* Пием « Тремоло». Ложка к правой руке очень быстро скользит по «шапочкам» ложек левой руки, создавая при этом непрерывный звук «тремоло».

*Прием «Шапочки, корешки». Скольжение ложкой, которая находится в правой руке, по «шапочкам» и «корешкам» ложек в левой руке. При этом кисть левой поворачивается ладошкой вверх и вниз.

* Еще один прием скольжения . Ложки в левой руке не соединяются, то есть кисть разжата. Одновременно с ударом правой ложки, кисть левой руки резко сжимается («шапочки» ложек ударяют друг о дружку, и получается тройной удар)

* "Сложный рисунок". Этот прием нужно разучивать только после того, как ложки крепко удерживаются в левой руке, и когда при сжатии кисти левой руки, четко слышен хлопок "шапочки" о «шапочку».

1. Одновременно с ударом ложки в правой руке по ""шапочкам" ложек в левой руке сжимается кисть и происходит "удар «шапочек» друг о дружку.

2. Кисть левой руки резко разжимается и ложка правой руки ударяет «шапочку» первой ложки.

3. Кисть левой руки сжимается и происходит удар "шапочек".

4. Кисть левой руки опять разжимается и ложка правой руки ударяет о «шапочку» второй ложки.

5. Удар правой рукой с одновременным закрыванием «шапочек» в левой руке получается примерно такой рисунок.
* Приём « Колокольчик» Две ложки в левой руке приподняты шапочками вниз. 3-я ложка между шапочками.

* Приём « Маленькая лошадка»

у – у – х

* Приём « Большая лошадка»

у – у – у – у – х

* Приём « Барабанчик маленький»

у – у – х у – х

* Приём « Барабанчик большой»

у – у – х у – х у – х у – х

* Приём «Гармошечка» (Руки разводятся как меха)

*Приём «Мельница» Руки двигаются перед грудью вверх и вниз, одновременно ударяя « шапочками».

*Приём «Вращение» Размашистым движением ложка в правой руке ударяет о шапочки ложек в левой руке сначала снизу. Второй вариант – удар сверху.

Ритмический рисунок можно выбрать, по желанию руководителя, совершенно разнообразный. Всегда можно использовать различные движения, которые были описаны выше заменив две ложки на три ложки, еще раз повторяюсь, помните. что у фантазии границ нет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №9 «Колокольчик»

Мастер – класс:

«Игра на музыкальных деревянных ложках»

Музыкальный руководитель:

Стаканова Татьяна Васильевна

г. Лобня

2012г.

Музыкальные инструменты делятся на шумовые («ритмические») ударные, «мелодические» ударные, духовые, струнные щипковые, электромузыкальные , пневматические язычковые инструменты . Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском оркестре могут быть использованы все традиционные ударно – шумовые инструменты: треугольники, барабаны, бубны, тарелки, маракасы, бубенцы, пандейра (румба), коробочки, клавесы, трещотки, детские погремушки и ложки.

Маракасы - один из древнейших ударно-шумовых инструментов. На родине, в Латинской Америке, их изготовляли из высушенных плодов тыквы или плели из прутьев в форме небольшого шара с ручкой и наполняли мелкими камешками. У нас их делают из дерева и наполняют камешками или дробью. Маракасы хоть и не велики, но для малышей тяжеловаты, поэтому вместо них на занятиях можно использовать детские погремушки. Самым маленьким исполнителям надо объяснить, что погремушка – это тот же маракас, только детский (иначе некоторые дети отказываются на них играть).

Бубенцы – это небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.

Трещотки, кастаньеты. Видов трещоток много, и любой из них применим в детском оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Трещотка издавна известна как русский национальный инструмент. Один из видов её представляет собой набор деревянных пластин, укрепленных на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным для детей инструментом является трещотка - кастаньеты. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с двух сторон при помощи шнурка крепятся деревянные пластинки с выдолбленными резонаторами. Хлопки ударяющихся при покачивании пластинок напоминают звучание и трещотки и кастаньет.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук треугольника – высокий, чистый, прозрачный – вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон по центру, чаще всего по горизонтальной. Тонкая палочка даёт более высокий звук, толстая – более низкий. Для получения коротких ударов звук гасят прикосновением пальцев. Быстрым чередованием ударов по двум сторонам (обычно в верхнем углу) достигается эффект тремоло, украшающий звучание ансамбля. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, сделанной в форме буквы Г и имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент, представляющий собой деревянный (реже металлический) корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены, дают не очень сильный звук, который не утомляет слух.

Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан и бонго.

Малый эстрадный барабан интересен тем, что за счёт вибрации струн, укреплённых на ободе у нижней мембраны. Он при ударе издаёт характерный призвук. Если этот эффект не нужен, то специальной ручкой можно отвести струны от мембраны.

Бонго – пара скреплённых между собой продолговатой цилиндрической формы барабанов, обтянутых с одной стороны кожей и установленных на специальной подставке. Их своеобразный тембр вносит разнообразие в звучание группы ударных.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана приходилась несколько ниже пояса исполнителя. В таком виде их можно использовать при ходьбе и в играх. Плоскость барабана, установленного на подставке, должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя. А подвешенного на ремне - в противоположную сторону.

Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками (чаще всего на бонго или цилиндрических барабанах). Держат палочки указательным и большим пальцами обеих рук, остальные пальцы согнуты без напряжения.

Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары – акценты и последовательности ударов, подчёркивающие различные ритмические рисунки. Удары производят двумя руками или поочерёдно левой и правой по центру мембраны барабана или по ободу.

Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с надетыми на них колокольчиками. Прежде чем дать в руки ребёнку такой «концертный», «взрослый» бубен, на предварительных групповых и индивидуальных занятиях лучше использовать детский вариант этого инструмента – он меньше и легче. Один из них представляет собой деревянную дугу, в которую вмонтированы парные тарелочки. На бубне обычно играют стоя.

Основные приёмы игры:

1) Встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или, если нужно тихое звучание колокольчиков, покачивая, будто сеют муку через сито);

2) Удары правой рукой по мембране (бубен держат вертикально левой рукой за обод или продев несколько пальцев в специальное отверстие, сделанное на ободе);

3) Удары пальцами обеих рук (при исполнении быстрых ритмических рисунков в песнях и танцах народов Востока). Инструмент при этом держат двумя руками вертикально.

Большое значение имеет место удара и его сила, влияющая на тембр и силу звука. Удары можно производить раскрытой ладонью, мягкой (нижней) частью ладони, плоскими и полусогнутыми пальцами (подушечками пальцев), кулачком; можно чередовать удары кулачка и пальцев, ладони и пальцев.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный ударный инструмент. Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. Ещё в 18 в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Для оркестра используются музыкальные деревянные ложки, изготовленные из берёзы или клёна. Обычные ложки делаются из липы, но это хрупкое дерево, да и звук у липы очень слабый.

Игра на на ложках исправляет кривой детский почерк. Лечит малышей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности, а также других «болезней», которые могут перейти в хронические. А лекарство – это игра на ложках! У детей развивается мелкая моторика рук, и, как следствие, решаются многие проблемы.

Держат ложки за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Либо, положив одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создав, таким образом своеобразный резонатор), ударяют по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт. Стучать ручками и «щеками» в кулачках. Палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочерёдно играть на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные, «лошадка», «барабанщик» игра на трёх ложках и др.

Динамика регулируется силой удара. Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны. Используется всего два – три приёма игры. Это те «кирпичики», из которых ребёнок с помощью наставника сможет построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования и развития детей.

Дерзайте! Развивайте детей, используя исконно русские и авторские шумовые инструменты. И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.

План мастер – класса

игры на музыкальных деревянных ложках

  1. Информационное сообщение о музыкальных ложках и многочисленных шумовых инструментах, их нагляднаядемонстрация.
  2. Подробный обучающий курс игры на музыкальных деревянных ложках, а именно:

а ) постановка исполнительского аппарата (обучение тому, как правильно держать ложки).

б ) знакомство и обучение технике элементарных приёмов игры на ложках.

в ) импровизация.

г) создание музыкального произведения.

д) шумовой оркестр

Пособия и материалы для проведения мастер – класса

  1. Музыкальные деревянные ложки (по количеству присутствующих)
  2. Шумовые («ритмические») ударные инструменты (маракасы, погремушки, бубенцы, пандейра (румба), трещотки, кастаньеты, треугольник, барабан, бубен.
  3. Альбом –« паспорт» русских народных инструментов.
  4. Музыкальные диски: «Русские народные инструменты» и «Русские народные наигрыши».

Литература

  1. «Детский оркестр» - С. Бублей
  2. «В мире музыкальных инструментов» - С. Газарян
  3. «Фольклор – музыка – театр» - С.И.Мерзлякова

Игры - упражнения с музыкальными инструментами для детей младшей группы

Крючкова Светлана Николаевна,музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 127 «Северная сказка» г. Петрозаводск
Назначение: материал рассчитан на детей 3-4 лет (2 младшая группа), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Игры-упражнения с музыкальными инструментами можно включить как фрагмент в развлечение, или в любое занятие с детьми.
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи:
-обучать приемам игры на музыкальных инструментах
-развивать творческое воображение
-развивать ритмический слух

«Утром солнышко проснется»

(упражнение с ложками)

Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).

Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.

(дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга.На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)

Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли.

Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках


Ведущий:

1. Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.

Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2. Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.


Ударяют ложкой о ложку перед собой

3. Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

4. Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5. С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.

Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают

Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.

"Музыканты".

(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки)
Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей


1. Петя-петушок идет.
Он корзиночку несет.
А в корзиночке игрушки,
Озорные погремушки.

Погремушки позвенят,
Всех вокруг повеселят.
(под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)


2. К нам лисичка прибежала,
Палочки нам показала.
Мы к лисичке подойдем,
В руки палочки возьмем.

Палочками ударяем,
Очень весело играем.

(стучим под музыку палочками)


3. В гости курочка пришла,
Маракасы принесла,
К курочке мы подойдем,
Маракасы мы возьмем.

Маракасы мы возьмем,
Дружно ими потрясем.

(под музыку трясем маракасами - можно использовать большие яйца от киндер-сюрпризов, наполнив их крупой)

Музыканты хороши,
Все играли от души.
Приготовьте все ладошки,
Нам похлопайте немножко.

ВЕРА ЗИНОВЬЕВА
Обучение дошкольников игре на деревянных ложках

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ

Зиновьева Вера Васильевна музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка»

поселок Троицкий Губкинского района, Белгородской области.

В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве ударного инструмента. В русских печатных изданиях встречаются описания ложек и приемов игры на них. Самый доступный ударный инструмент – деревянные ложки (2-5 ложек) . Почти в каждом городе России есть ансамбль «ложкарей » . Прикоснуться к экзотике в духе русской старины решили и мы. В нашем детском саду есть детский ансамбль ложкарей «Русский сувенир» , который существует с 1999года.

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки . Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника . Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений : динамических, темповых, тембровых. Приемы игры на ложках быстро осваиваются , ложки имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей. проводится в игровой форме, но организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях и индивидуально (3-7минут, так и на кружковой работе.

Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы (1,5-3г) . Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку , ее части : у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой» . Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними. Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное : капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в дверь теремка. При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению . В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках : «прямые удары» , игра ручками ложек и «щечками» , зажатыми в кулачках. Желательно создать у детей радостное настроение от общения с музыкой : так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки ; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма.

Во второй младшей группе знакомим детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняем, что извлекается звук ударом одной ложки о другую ). Играя приемом «прямые удары» , дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара, Ан-дрю-ша – 3 удара) . Ударяя ручкой ложки о «щечку» другой ложки , изображают, как капает дождь в песне «Дождик» р. н. п. (2 удара - «кап-кап» , а в конце песни пошел сильный дождь (играют ручками ложек) . Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата - рук. Итак, исполняя песенку «Петушок» , дети хлопают ладошками ритмический рисунок и, только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно отмечают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Например, дидактическая игра «Пальчики и ручки» - тихое и громкое звучание (тихо - постукивают ручками ложек, громко – «щечками» ). На данном примере дети учатся играть с изменением динамики. Незаменимым методическим пособием при обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры с использованием фланелеграфа. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 1-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки» , «У кота-воркота» - дети учатся правильно реагировать на текст - движениями, а так же следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Я на горку шла» р. н. м. подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках : «Ложки бей , бей, бей. Ложки бей веселей . Щечкой ложечки ударь – и еще сильней» - такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание.

В средней группе добавляются приемы игры на двух ложках : ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа ; прием игры «шофер» .

Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам – пропедевтическим тренировкам, так укрепляется исполнительский аппарат – руки. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках . Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру, затем вводятся другие приемы игры - «скользящие» , «ручкой ложки о «щечку» . Таким образом, создается интересный аккомпанемент.

Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук. Например, рассматривая иллюстрацию песенки «Я иду с флажками» Е. Тиличеевой, поем и хлопаем ритмический рисунок, подводим детей к выводу, что звуки бывают долгие и короткие. При сопоставлении долгих звуков - «прямые удары» и коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для игры в ансамбле.

С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод - по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив. Песня «Паровоз» З. Компанейца : дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными метроритмическими движениями : притопы, хлопки, ритмичная ходьба, танцевальные движения. Под фоновое звучание русских народных мелодий, экспромтом играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках . Такие тренинги вырабатываем навыки у детей слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру - игру ансамблем. У детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость в виде игры на ложках .

В старшей группе большинство детей не испытывают трудностей в коллективной игре на ложках , с такими детьми продолжаем обучение игре на ложках более углубленно в кружковой работе. Музыкальным руководителем разработана модифицированная программа «Занятия с детьми в ансамбле ложкарей » . Сначала проводим с детьми беседы об истории деревянной ложки , ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей . Знакомим детей с определенными правилами поведения в работе ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей, знакомим с дирижерским жестом.

В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках : «прямые удары» , «тремоло» , «хлопок» , «маятник» , «литавры» , «туки, туки» или «копытца» , «солнышко» , «шофер» , «тик-так» или «скольжение» . Все эти приемы игры варьируются во время игры в парах. Процесс разучивания приемов игры на ложках начинается со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Движения исполнительского аппарата при игре разными приемами имеют свою индивидуальную специфику, так как разминка позволяет подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать мышечные ощущения, развить координацию движений. Таким образом, вырабатываются определенные навыки исполнительских задач, согласовываются движения, закрепляются сенсорно-моторные ощущения. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие, как : «Прогулка» , «Кто подошел к теремку?» , «На бабушкином дворе» , «Музыкальный поезд» , «Лесенка» , «Эхо» . Используем карточки с ритмическими рисунками, потешки, дразнилки, просто словосочетания, песенки, предусмотренные «Программой» . Мелодии этих песен строятся на одном-двух звуках, поэтому в пении детям не представляется особых трудностей, важно правильно передавать ритмический рисунок. Дети поют песенку, передают ее ритмический рисунок в хлопках и схематично выкладывают его на фланелеграфе, затем по схеме играют всеми приемами. На знакомых упражнениях отрабатываем правильное звукоизвлечение разными приемами игры на ложках и запоминаем положение рук и ног, вырабатываются у детей реакция, внимание, ответственность.

Итак, от индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиямигре аккомпанемента русских народных и программных песен полным составом – ансамблем. В игре «Веселый оркестр» дети придумывают и исполняют свои собственные ритмические аккомпанементы к знакомым песням. Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением (по инициативе детей) других ударно-шумовых инструментов : бубен, трещотки, треугольник, коробочки, колокольчики. В старшей группе дети играют ритмический рисунок музыкального произведения, соблюдая общую динамику, темп, включаются сольное исполнение или переклички (солисты своевременно по дирижерскому жесту вступают и заканчивают игру) . Такие импровизации – собственное творчество способствуют детям познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память. Стимулирует работу детей выступление ансамбля ложкарей на концертах , утренниках, развлечениях.

В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?

Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе с изучением музыкальной грамоты, знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения, с понятием партитура. Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, развитию творческих и исполнительских способностей у детей. Дети знакомятся с музыкальными терминами, понимают дирижерский жест. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививаются любовь к русской народной музыке. Применяются разнообразные методические приемы : слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, работа с фланелеграфом, музыкально-дидактические игры, тренинги, мониторинги.

Дети знакомятся с приемами игры : «мячики» или «хлопушка» , «малая и большая дробь» , «лягушка» или «кастаньетки» .Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируются в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание каждого приема игры начинаем с пропедевтической разминки, упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений исполнительского аппарата. Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков (форте – пиано, крещендо - диминуэндо, изменение последовательностей ритмических рисунков, с применением различных музыкальных и ударно-шумовых инструментов, комбинирование различных изменений (одновременно темпа и ритмического рисунка или динамики) . Уделяется особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям. Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также предоставляется возможность детям соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая, своим речевым аппаратом подкрепляет и координирует движения рук, что помогает ему более быстро выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные упражнения – игры : «Кто быстрее» , «Кто лучше сыграет» , «Контрасты» . С приобретением необходимых навыков игры на ложках , дети задействуют для произведения ударов практически любую часть своего тела и товарища, а также создают дополнительные звучащие точки : ложки привязываются к рукам, ногам, закладываются за пояс.

Чтобы равномерно распределить нагрузку, исполнить произведение ритмично и красиво, надо правильно выбрать и проанализировать музыкальный репертуар. Основные требования к репертуару – это идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. При выборе музыкального произведения учитываем, как оно помогает решению воспитательских задач, расширению детских представлений, углублению чувств, что оно вносит в усвоение исполнительских навыков, и какова степень трудности его исполнения, отвечает ли оно интересам и потребностям детей. Большое значение имеют особенности музыкального языка : небольшие музыкальные фразы, несложный ритм, умеренные темп и динамика. Подобрав репертуар для игры ансамблем, слушаем с детьми и внимательно анализируем. Руководствуясь методическим пособием Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» , для наглядности, большей доступности и подсказки детям составлена схема анализа музыкальных произведений. Дети с помощью схемы легко определяют, какой звучал оркестр, инструменты, жанр, структуру строения (части или куплеты, музыкальные фразы и предложения) и прочие средства музыкальной выразительности. Такой глубокий анализ обеспечивает взаимопонимание в работе над ритмическим аккомпанементом. Отрабатываем игру по партиям, работаем индивидуально. Затем соединяем все партии и работаем над темпом, динамикой и ансамблем звучания произведения (добиваемся сыгранности, выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий).

Дети знакомятся с разновидностями музыкальных оркестров, получают теоретические знания об их составах, слушают их звучание, со звучанием русских народных инструментов. Знакомятся с предметами быта, которые народ использовал в качестве ударных инструментов (коса, пила, рубель, ухват и т. д.) . По возможности и по желанию дети импровизируют на некоторых из них. Полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти детей, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Игра в ансамбле ложкарей формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает их применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни, дети организуют концерты в кругу семьи. Последним этапом работы ансамбля – это выступление перед публикой : концерты, развлечения, родительские собрания, выездные концерты, конкурсы. Естественно, при такой работе широко используется музыкальный фольклор, на его примере привлекаем наших воспитанников к мысли о таких понятиях, как добро, дружба, любовь к природе, к малой родине, к России.

Список литературы

1. Веретенников, И. И. Белгородские карагоды. -Белгород :Издательство Везелица, 1993.-114с.

2. Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России. -М., 1991. -126с.

3. Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. -Белгород. ,1998.

4. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. -М.: Просвещение., 1990. -108с.

5. Науменко, Г. М. Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть. –М., 1995. -186 с.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие. Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.