Тест на определение сплоченности группы. Методика на определение индекса групповой сплоченности К. Сишора: «Психометрический тест К.Э. Сишора» материал на тему. Групповая сплоченность Сишора

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?

    Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

    Участвую в большинстве видов деятельности (4)

    Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

    Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

    Живу и существую отдельно от нее (1)

    Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другой класс, если бы представилась такая возможность?

    Да, очень хотел бы перейти (1)

    Скорее перешел бы, чем остался (2)

    Не вижу никакой разницы (3)

    Скорее всего остался бы в своем классе (4)

    Очень хотел бы остаться в своем классе (5)

    Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашего класса?

    Хуже, чем в большинстве классов (1)

    Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

    Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

    Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

    Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

    Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

    Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

    Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

    Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

    15, 1 баллов и выше - высокая;

    11, 6 - 15 балла - выше средней;

    7 - 11,5 - средняя;

    4 - 6,9 - ниже средней;

    4 и ниже - низкая.

    5) Диагностическая методика “Загадай желания”

    Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”

    Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу:

    Материальные (вещи, игрушки и т.п.);

    Нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);

    Познавательные (научиться чему-то, стать кем-то);

    Разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

8) Графический тест “Я – позиция”

На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.

) Тест “Пьедестал”

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

Притча о духовной пустоте...

Печально доброта шагала по дороге, Её из сердца выгнала душа. Взывала:- не нужны мне слёзы и тревоги, Ведь жизнь без них, легка и хороша. Пойми, сказала, времена, тревожные и злые, Мне не к лицу, сентиментальность, грусть. К чему растрачивать тепло, на действия благие, Бери Любовь и Веру в дальний путь. И я с тобой:- сказало сострадание, От лжи и алчности меня изводит страх. Ведь со времён созданья мироздания, Я у Любви играло на губах. Сердце покинули они, послушавшись напутствия, А чёрствость хохотала им вослед. Холодное и мрачное вползло туда бесчувствие, Закрыло равнодушьем БОЖИЙ свет. Пустилась *во все тяжкие*, душа опустошённая, Забыв про Совесть, отметая Честь. Без покаянья серая, пред БОГОМ непрощённая, В ней завелись предательство и спесь. *Бал правило* стяжательство, царила вседозволенность, А мир казался призрачно хорош. Как только сердце глупое, в зазнайстве успокоилось, Беда всадила в душу острый нож. Из раны кровь холодная, хлестала неприкаянно, Но нечем врачевать кругом враги. И вот осипшим голосом душа кричит отчаянно, Любовь, Надежда Вера помоги… Добро призыв услышало, шепнуло покаяние, Целящий, хлынул слёз живых поток. Прощение и искренность не знают расстояния, Если надёжно выучен *урок*. * * * От комы зла очистившись, душа едва поправилась, Не оскверняйте пустотой сердца. Любовь храните с верою, простое жизни правило, Чтоб избежать *нелепого* конца.

Ведь, как сказал один мудрец «Познай себя – и ты познаешь мир».

Кто в этом черно-белом мире я?

В какой из птиц живёт душа моя?

Быть может, сломано крыло

И уж летать мне не дано?

Возможно чувствую себя я одинокой?

А может, с кем-то я пою вдвоем,

Иль наслаждаюсь я свободою широкой,

Или забочусь о гнезде своем?

Вот чудо в каждой птице - я!

Как многогранна жизнь моя.

Групповая сплоченность – параметр демонстрирующий уровень интегрированности группы или коллектива людей. Коэффициент групповой сплоченности в социометрии можно выявить, если провести большой объем работ по подсчёту данных в социометрической матрице, и затем выделить показатели групповой сплоченности и разобщенности. Но если вы думаете, что просчитать индекс групповой сплоченности возможно только с помощью сложных и длительных в обработке и интерпретации методик, то вы ошибаетесь. Намного проще сделать это при помощи методики состоящей всего из 5 вопросов, которую мы рассмотрим и научимся использовать далее.

Групповая сплоченность Сишора

В начале прошлого века в психологии начали активно разрабатываться методы позволяющие выявлять внутриколлективный климат, скрытые разногласия и т.д. для их устранения в дальнейшем. Было выявлено, что на способность каждого человека вливаться в коллектив влияют несколько групп факторов:

  • факторы среды;
  • личностные факторы;
  • факторы команды;
  • факторы руководства.

Определение групповой сплоченности Сишора играет огромную роль в уже сформировавшихся коллективах, которые на протяжении длительного времени не могут наладить межличностные отношения.

Данная методика не только позволяет в ещё большей степени сплотить коллектив с помощью выявления в нем «не прижившихся» его членов, но и как результат повысить эффективности его работы и общий уровень прибыльности предприятия.

Диагностика групповой сплоченности

Итак, перед вами 5 вопросов, на каждый из которых есть несколько вариантов ответа. Выберете для вас наиболее подходящий. Не стоит забывать, что в ходе опроса баллы ставить не нужно.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

  • чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
  • участвую в большинстве видов деятельности (4).
  • участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
  • не чувствую, что являюсь членом группы (2).
  • Живу и существую отдельно от нее (1).
  • не знаю, затрудняюсь ответить (1).

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  • да, очень хотел бы перейти (1).
  • скорее перешел бы, чем остался (2).
  • не вижу никакой разницы (3).
  • скорее всего остался бы в своей группе (4).
  • очень хотел бы остаться в своей группе (5).
  • не знаю, трудно сказать (1).

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

  • хуже, чем в большинстве классов (1).
  • не знаю, трудно сказать (1).

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

  • лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • не знаю. (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

  • лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  • не знаю (1).

«Определение индекса групповой сплоченности Сишора»

Код испытуемого

Андрей У.

Владимир П.

Каролина И.

Лариса Б.

Наталия К.

Никита С.

Вычисляем индекс групповой сплоченности

Где S - сумма баллов всей группы, п - число членов группы.

.

Анализ данных, полученных по методике на определение индекса групповой сплоченности Сишора, свидетельствует о том, что сплоченность группы находится на уровне выше среднего.

Можно сказать, что у группы высокая степень интеграции. Скорее всего, группу отличает устойчивость и единство межличностных взаимоотношений и взаимодействий. С большой долей вероятности можно сказать, что состояние межличностных отношений характеризуется стабильностью и преемственностью.

Большинство членов группы стараются справедливо относиться друг
к другу. Скорее всего, в трудных случаях большинство членов группы объединяются, поддерживают друг друга, хотя могут возникать растерянность, ссоры, взаимные обвинения.

Интерпретация данных по методике

«Изучение психологического климата в группе»

испытуемого

Оценки левой стороны во всех вопросах (А)

Оценки правой стороны во всех вопросах (В)

Разница А-В (С)

Андрей У.

Владимир П.

Каролина И.

Лариса Б.

Наталия К.

Никита С.

Рассчитываем среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

, где N - число членов группы.

.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

,

где п (Сi–) - количество людей, оценивающих климат коллектива как

неблагоприятный, N - число членов группы.

Р = 8,3 %.

Анализ данных, полученных по методике, направленной на изучение психологического климата в группе, свидетельствует о том, что климат
в группе неустойчиво благоприятен. Можно сказать, что в целом в группе преобладает доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии, хотя в группе могут возникать конфликты в отношениях, антипатии.

Скорее всего, отношения в группе неоднозначны. Несмотря на относительно благоприятную обстановку в группе, с большой долей вероятности можно сказать, что в группе возникают конфликты, в отношениях друг к другу могут проявляться равнодушие, зависть, злорадство.

Можно сказать, что членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. Однако, возможно, в коллективе существуют группировки, которые время от времени конфликтуют между собой.

В случае возникновения трудной ситуации, скорее всего, в группе происходит единение, но возможно, что отдельные члены проявляют безразличие, пассивность, враждебность друг к другу.

Коммуникативный тренинг

Первое занятие. Знакомство: вербальное и невербальное общение

Цель занятия: создание условий для свободного быстрого знакомства участников, принятие принципов работы группы, знакомство с вербальными и невербальными видами общения.

А) Вводная часть

Упражнение «Мое имя»

Цель: знакомство участников группы.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Все участники располагаются по кругу, и им предлагается представиться: назвать свое имя, рассказать, нравится ли оно, и сказать, каким именем ему хотелось бы, чтобы его называли
в группе.

Вопросы для обсуждения: Как ты считаешь, почему многие недовольны своим именем? Ты бы хотел, чтобы тебя называли полным именем?

Упражнение «Имя - качество»

Цель: знакомство участников группы.

Необходимое время: 5 минут.

Вспомогательные материалы: небольшой мячик.

Процедура проведения. Один из участников, держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Например, «Дима - деловой, Марина - миролюбивая». Затем мяч перекидывается другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, ведущему нужно вовремя поддержать участника, оказать ему помощь и привлечь для этого других членов группы. После завершения этого упражнения можно провести обсуждение.

Вопросы для обсуждения: Что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Б) Основная часть занятия

Упражнение «Зеркало»

Цель: выделение невербальных элементов общения.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения. Группа разбивается на пары «ведущий - зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения: Какими способами мы общаемся?

Упражнение «Совместный счет»

Цель: развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную.

Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т. п.), следует похвалить их за находчивость, но попросить попытаться решить эту задачу без предварительной договоренности.

Вопросы для обсуждения: в чем причина того, что такое на первый взгляд простое задание не очень-то легко выполнить? А что можно сделать, чтобы выполнить его было легче?

Упражнение «Разговор через стекло»

Цель: знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных навыков общения.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения. Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера
не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.

Вопросы для обсуждения: Поняли ли вы друг друга? Смогли ли договориться? Как вам это удалось?

Упражнение «Шарады»

Цель: отработка навыков использования невербальных элементов общения. Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Один из участников изображает мимикой
и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

Вопросы для обсуждения: Какие трудности вызвало это упражнение? Что было сложнее изображать или угадывать фразу?

Упражнение «Контакт глазами»

Цель: совершенствование умений эффективного общения, коммуникативных навыков.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участникам предлагается ходить по комнате
и смотреть в глаза друг другу, запоминая их цвет, а потом (спустя 2 минуты) надо будет всем построиться по цвету глаз - от самых темных до самых светлых.

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, выполняя задание? Вы знали до этого точно, какого цвета глаза у ваших друзей?

В) Заключительная часть занятия

Упражнение «Наши руки»

Цель: закрепление умений эффективного общения.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Ведущий встает, протягивает вперед руку
и говорит, например: «Мне очень приятно было работать с вами!». Затем поднимается один из участников, говорит в ответ: «Спасибо, всем спасибо», и кладет свою руку на руку тренера. Таким же образом поступают
и другие участники.

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали в процессе выполнения этого задания?

После того, как речи сказаны, тренер говорит всем «до свидания»,
и группа расходится.

Рефлексия занятия: группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о занятии, отмечают особенно понравившиеся моменты, вносят пожелания в проведении последующих занятий.

Документ

Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: Сборник научных статей / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии , где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

Результаты социометрии. Обработка данных

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица) . Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Иванов +1 +2 +3 -1
2 Петров +1 +3 +2
3 Сидоров -1 +1 +2 +3
4 Данилова +2 +1 +3
5 Александрова +2 +1 +3 -3 -2
6 Адаменко
7 Петренко +1 +3
8 Козаченко +1 +3 +2
9 Яковлева +2 +1 +3 -1
10 Шумская +2 +1 +3 -1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма

Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма

Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий . Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

I-члена группы определяется по формуле:

где С i — социометрический статус i-члена, R + и R - — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

J-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R j — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности .

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? R j (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

:

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, А ij + — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Литература:

1. Методы психологической диагностики. - М., 1993
2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990

С помощью социометрии можно достаточно точно определить положение (статус) человека, его место в неформальной «табели о рангах». Социальный статус личности в группе и состояние самой группы зависят от неявных эмоциональных связей и отношений людей, таких как симпатия, антипатия или относительное безразличие. Эмоциональные предпочтения людей распределяются неравномерно: в любой группе на немногих ее членов («звезд») приходится большая часть положительных выборов, в то время как большинство членов группы выбирается редко и оказывается в положении «эмоционально обездоленных».

В «звезды» попадают члены группы, получившие максимальное количество выборов (max ±2). Члены группы, получившие по результатам социометрии большое или среднее количество выборов, относятся к категории «предпочитаемых»; те, кого выбирали редко, - к «принятым»; те, кого не выбрали ни разу, - к «изолированным». Члены группы, получившие только отклонения, попадают в категорию «отверженных». В таком случае речь может идти о неприятии данного человека группой либо о том, что он себя никак не проявляет, избегает контактов с коллегами.

Взаимные выборы показывают наличие дружеских, приятельских отношений. Взаимные отклонения практически однозначно указывают на наличие конфликта. Как выяснили исследователи, распределение предпочтений в группах достаточно стандартно: в группе из 30 человек в «звезды» попадает не более трех-четырех, в «предпочитаемые» и «принятые» - по 10-12. В «изолированных» может оказаться до пяти человек, а «отверженные» встречаются не в каждой группе.

При желании можно провести подробный анализ данных. Исследователи рекомендуют рассчитывать специальные индексы, наиболее используемые из них на практике - индекс социометрического статуса индивида в группе (S) и индекс групповой сплоченности (Сn). Если перед эйчаром не стоит цель провести фундаментальные научные исследования, то индекс социометрического статуса рассчитывать не обязательно, достаточно определить суммарные значения выборов и отклонений по каждому члену группы. Это «менее научно», но более практично - показателем, по которому сравниваются между собой позиции всех членов группы (и основанием для ранжирования) является именно количество выборов/отклонений.

Использовать индекс групповой сплоченности полезно для сравнения результатов по двум (и более) группам. В таких случаях он может рассматриваться в качестве единицы измерения.

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i - выбираемый, j - он же выбирающий, ij - совмещение ролей.

где С i - социометрический статус i-члена, R + и R - - полученные i-членом выборы, Z - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N - число членов группы.

Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

где Ej - эмоциональная экспансивность j-члена, R j - сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности .

3. Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag - экспансивность группы, N - число членов группы? R j (+,-) - сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

4. Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:

где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов, А ij + - число положительных взаимных связей в группе N - число членов группы.

5. Для членов группы особое значение имеет не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением. Его можно рассчитать с помощью коэффициента удовлетворенности (Куд):

Если Куд = 0 при высоком значении социометрического статуса, это свидетельствует о том, что человек вынужден взаимодействовать не с теми, с кем ему хотелось бы.

В результате проведения социометрии можно оценить место каждого человека в группе и уровень благополучия взаимоотношений в группе в целом. Уровень благополучия считается:

    высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» и «отверженных»;

    средним, если эти показатели равны;

    низким, если «звезд» и «предпочитаемых» меньше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» и «отверженных».

6. Кроме того, по полученным данным можно определить степень сплоченности коллектива. Его можно рассчитать с помощью коэффициента сплоченности (Кс):

Где Ксм - коэффициент совместимости,

К+ - количество взаимных положительных выборов,

К- - количество взаимных отрицательных выборов,

n - число членов группы.

8. Важными условиями эффективности группы являются ее сплоченность (характеризующаяся прочностью, единством и устойчивостью межличностных взаимодействий) и согласованность - сработанность, слаженность (характеризующаяся успешностью совместной деятельности и субъективной удовлетворенностью членов группы).

Коэффициент групповой сплоченности (Кгс) определяется как разница между коэффициентами группового единства (Кге) и групповой разобщенности (Кгр) по формуле:

Кгс = Кге - Кгр

Для расчета коэффициента группового единства используется формула:

где Кгр - коэффициент групповой разобщенности,

СК- - - количество взаимных отрицательных выборов,

n (n - 1) - общее число взаимных выборов.

9. индекс интегрированности группы - результат деления количества позитивных выборов на общее число всех выборов, сделанных всеми членами группы;

10. индекс взаимных симпатий (V(+)гр) - результат деления количества всех взаимных позитивных выборов на число членов группы;

11. индекс взаимных антипатий (V(-)гр) - результат деления количества всех взаимных негативных выборов на число членов группы;

12. индекс конфликтности группы (Iкгр), который рассчитывается по формуле:

Iкгр = (∑V(-)гр + ∑(-)гр) / n

где Iкгр - индекс конфликтности группы,

∑V(-)гр - количество взаимных негативных выборов всех членов группы,

∑(-)гр - количество односторонних негативных выборов в группе,

n - число членов группы.

13. индекс отношения человека к группе - разница между числом выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений;

14. индекс отношения группы к человеку - разница между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений;

15. индекс взаимной приязни - количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы;

16. индекс взаимной неприязни - количество полученных взаимных отклонений (коэффициент неприязни, проявляемой в отношениях между данным человеком и другими членами группы).

Индексы отношения человека к группе и отношения группы к человеку могут иметь как положительные, так и отрицательные значения. Индексы взаимной приязни и неприязни человека также можно перевести в «векторные» показатели: если они окажутся выше среднего значения по группе, то им приписывается знак «+» (при взаимных выборах) или знак «-» (при взаимных отклонениях). Графическое изображение полученных индексов называется персональным социометрическим профилем. Например, профиль вида (+ + + +) свидетельствует о том, что положение данного человека в группе благополучно во всех отношениях, а профиль вида (- - - -) говорит о явном неблагополучии. Варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различных подгруппах.

Примеры расчета некоторых индексов.

На приведенном ниже примере рассчитаем некоторые индексы. В частности, для Иванова (№1) индекс отношения человека к группе (индекс 13) равен: 3 положительных выбора – 1 отрицательный выбор. Итого равно 2.

Для него же индекс отношения группы к человеку равен: 4 положительных выбора (по вертикали) – 1 отрицательный выбор. Итого: этот индекс будет равен 3. Данный индекс у Шумской (№10) будет равен -3 (минус три).

Для Иванова индекс 15 (индекс взаимной приязни) равен 3, поскольку все три выбора оказываются взаимны (с № 2,5,8). Отрицательный выбор здесь не учитывается.

Для того же Иванова индекс 16 (индекс взаимной неприязни) равен 0, поскольку единственный отрицательный выбор, сделанный данным человеком (с № 10), оказывается не взаимным. Положительные выборы здесь не учитываются.

Данилова

Александрова

Адаменко

Петренко

Козаченко

Яковлева

Кол-во выборов

Кол-во баллов

Общая сумма

Рассчитаем индекс конфликтности группы (индекс №12). Количество взаимных негативных выборов равно 1 (у Яковлевой и Шумской). Количество односторонних негативных выборов в группе – 4. Итого:

Iкгр = (1+4) / 10 = 0.5

Данный индекс имеет свои пределы: от 0 до K*(n - 1) / n,

где K– количество разрешенных отрицательных выборов,

(n - 1) – количество людей, против которых испытуемый может сделать отрицательный выбор,

n – общее количество испытуемых.

Рассчитаем верхний предел: 3*(10-1) / 10 = 2.7

Социометрия и референтометрия

Результаты социометрического опроса позволяют руководителям лучше понимать причины поведения людей в группе, а значит, и более квалифицированно управлять, эффективно влиять на сотрудников. Задачи рабочей группы, требования к ее формальной структуре и функциям определяются целями деятельности организации, в то же время процессы и феномены группообразования имеют собственные закономерности, которые во многом влияют на эффективность группы. Становление и развитие рабочей группы - это динамический процесс, проходящий по определенным этапам, или стадиям. Условно они называются «формирование» (Forming), «брожение» (Storming), «нормирование» (Norming) и «деятельность» (Performing) (рис. 1).

Рисунок 1. Стадии становления группы

Стадия I - формирование группы - характеризуется высокой степенью неопределенности целей, структуры и лидерства. Члены группы ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров, присматриваются друг к другу, формулируют свои позиции, пробуют разные модели поведения. Преобладает индивидуальное исполнение работ, при этом сотрудники ориентируются на формальные нормы и требования (рабочие и дисциплинарные); межличностные отношения только начинают формироваться.

Стадия II - брожение - отмечается проявлениями внутригруппового конфликта. Происходит столкновение позиций, вскрываются проблемы, открывается несовпадение основных индивидуальных ценностей. Члены группы сопротивляются групповому контролю, но в результате такой борьбы происходит распределение зон ответственности. Решения, как правило, принимаются на основе мнения большинства. Через серию конфликтов в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства. Основная часть энергии расходуется на установление и развитие коммуникаций и решение межличностных проблем.

Стадия III - нормирование - выработка и согласование внутригрупповых правил деятельности, норм «правильного» поведения, общих ценностных ориентаций и дружеских отношений. Роли, функции и ответственность каждого четко определены, проявляются взаимопомощь, взаимоподдержка и взаимозаменяемость. На этом этапе группа выступает как целостное образование, внутренняя атмосфера в ней значительно улучшается, формируется внутригрупповая идентификация и «чувство локтя». Группа самостоятельно ищет пути разрешения внутренних конфликтов.

Стадия IV - деятельность - то, ради чего, собственно, и создается группа. На этой стадии завершается ее становление: структура предельно функциональна и принята всеми; члены группы ориентированы на достижение общегрупповых целей (принимают их как собственные), сама совместная работа становится основой существования группы. Ее члены признают индивидуальные различия как ценность; атмосфера становится теплой, каждый человек чувствует поддержку всей группы и гордится тем, что является ее частью. Необходимость в строгом контроле действий со стороны руководителя уменьшается, он заменяется коллективным контролем самой группы, при этом сочетаются высокая личная ответственность за конечный результат деятельности и коллективная ответственность за каждого члена группы. Внутреннее взаимодействие в группе характеризуется открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей деятельности, соперничество уступает место кооперации. На этом этапе развития можно говорить о превращении группы в команду, которая не только эффективно работает, но и удовлетворяет потребности в самоуважении и саморазвитии каждого своего члена.

Признаками высокого уровня организации группы (кроме общих, таких как качество, скорость и характер выполнения работ) являются:

    возникновение в процессе работы «органа самоуправления», координирующего работу всех членов группы и определенной структуры их соподчинения;

    четкое распределение обязанностей между членами группы;

    выработка плана совместных действий и выполнение его в процессе работы;

    отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений;

    строгая (и добровольно поддерживаемая) исполнительская дисциплина;

    высокая согласованность действий, взаимозаменяемость членов группы;

    демонстрация единства мнений по существенным вопросам на всех этапах работы;

    высокая активность всех участников;

    проявление инициативы и творчества в процессе работы.

Эффективно управлять рабочей группой можно в том случае, если руководитель и члены группы понимают, на какой стадии развития она находится, и учитывают особенности этого этапа. В реальной жизни выделить описанные стадии в «чистом виде» удается редко (чаще в критических случаях). Как правило, несколько процессов происходят параллельно или даже разнонаправлено. В то же время стадиальный подход позволяет увидеть общую схему и динамику развития группы, помогает лучше понять возникающие в ней проблемы. Этапы группообразования могут быть выделены лишь условно - в реальной жизни они тесно переплетены с другими групповыми феноменами, такими как лидерство, групповая сплоченность, групповое давление на индивида, принятие групповых решений и т. д.

С «самозарождающимися» группами руководители сталкиваются редко, чаше им приходится решать проблемы, связанные с обновлением состава давно существующих групп и изменением их задач. Нередко уход неформального лидера провоцирует серьезные конфликты, отбрасывает группу далеко назад. Появление новичка в сформированной группе тоже зачастую осложняется, поскольку связано с принятием/ непринятием им сложившихся групповых норм, сопротивлением коллективному давлению и т. д. Часто новый член не соглашается с отведенной ему ролью; даже внешне смирившись и следуя требованиям группы, он прибегает к «защитным» формам поведения:

    замыкается в себе, демонстрирует безразличие к целям группы, отсутствие вовлеченности, углубленность в собственные проблемы;

    проявляет повышенный критицизм по отношению к деятельности руководителя, отдельных членов группы или группы в целом;

    проявляет формализм: ведет себя подчеркнуто вежливо, строго следует должностным инструкциям и запретам;

    пытается выказывать подобострастие или панибратство, вести себя инфантильно, капризничать;

    пытается продемонстрировать несерьезное отношение к работе;

    навязчиво форсирует «установление отношений»: излишне словоохотлив, вызывает членов группы на разговоры, настойчиво выпытывает «секреты», рассказывает о собственных переживаниях и т. д.

Подобные формы поведения новичка можно отнести к «патологическому» протеканию процесса адаптации, но они могут проявиться и у других членов группы (на разных стадиях), поэтому руководитель должен уметь вовремя замечать отклонения и правильно на них реагировать. (Выжидательная позиция - все само уладится - как правило, оказывается неэффективной.)

Прогрессивное развитие группы не означает, что параллельно по нарастающей повышается ее эффективность. Группы могут регрессировать относительно предыдущей стадии, дробиться; при этом сотрудничество в группе резко уменьшается, появляются клики - объединения индивидов, лишь формально связанные с целями группы. Между кликами возникает конкуренция, начинается борьба за власть, в результате резко снижается эффективность общей работы. Такие формы «организационной патологии», приносящие огромные убытки в результате снижения производительности труда и качества продукции, на практике встречаются довольно часто. Если группе не удается преодолеть дезинтеграционные процессы, она распадается, но если группа находит в себе силы преодолеть кризис (как правило, необходима помощь мудрого руководителя), развитие возобновляется.

Общие взгляды членов группы, их позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим рабочим проблемам и по отношению к событиям окружающего мира, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Выделяют официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего от руководителей) коллективное мнение. Зачастую именно неофициальное мнение коллектива в наибольшей степени влияет на другие социально-психологические процессы в данной группе.

Как отдельный феномен исследователи выделяют коллективное настроение - обобщенные эмоциональные реакции членов группы на рабочую ситуацию, внутригрупповые взаимоотношения, события «внешнего» (по отношению к группе) мира. Это эмоционально окрашенные реакции и переживания определенной интенсивности и напряженности, от которых зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям. Коллективное настроение отличается большой силой, импульсивностью, динамичностью и «заразительностью». Оно существенно влияет на эффективность деятельности группы (плохое настроение снижает эффективность работы в группе в полтора раза) и во многом определяет удовлетворенность «качеством» групповой жизни, хотя не всегда поддается рациональному управлению.

Не менее важное влияние на успешность работы группы оказывают традиции. Они представляют собой относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью для каждого или большинства членов группы. Выделяют служебные, профессиональные, социальные, спортивные и прочие традиции. Эмоционально привлекательные традиции становятся устойчивыми формами группового поведения, своего рода «групповой памятью», основой для формирования групповой идентичности; они поддерживаются и развиваются самими членами группы. Для руководителя важно, чтобы традиции стимулировали развитие группы, способствовали повышению ответственности и дисциплины ее членов. Разрушение или утрата значимых традиций существенно затрудняют развитие группы - так же как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.

Возможность влиять на коллективное мнение, настроение и традиции группы является действенным инструментом управления. Поскольку любая группа - это сложно устроенный и во многом самоорганизующийся объект управления, то эффективнее оказывать влияние на группу в целом - через неформальных лидеров и «лидеров мнения» (самых информированных и авторитетных членов группы).

В отличие от формального руководителя, лидер не назначается, он занимает руководящую позицию с открытого или скрытого согласия группы. Лидером выбирают человека, который обладает опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересован в делах группы, общителен и привлекателен. Выделяют несколько типов лидеров:

    лидер-организатор может принимать на себя ответственность, быстро и четко распределять задания, оперативно принимать решения, обеспечивать контроль; он ведет группу к цели, активно взаимодействует со всеми ее членами, пользуется влиянием и авторитетом;

    лидер-инициатор способен выдвигать новые идеи и предложения, проявлять инициативу, увлекать собственным примером;

Высокий интеллект, подготовка или опыт являются лишь предпосылкой для лидерства, но решающее значение имеют личностные качества, такие как склонность к доминированию, умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, предлагать решения, способность разговаривать на языке, понятном всем членам группы. Очень часто выбор группой лидера и степень его «влиятельности» определяется ситуацией.

Особенно важно выявлять «скрытых», «теневых» лидеров. Недооценка их потенциала, отсутствие возможности использовать энергию и неформальную (но очень реальную) власть над людьми в «мирных» целях, на благо группы чреваты неприятностями. Это может привести к тому, что они станут «антилидерами», деструкторами, начнут реализовывать свои личные цели в ущерб как групповым, так и целям компании в целом. «Формальный» (по должности) руководитель должен стремиться к конструктивному сотрудничеству с неформальными лидерами, предоставлять им дополнительные полномочия, повышать авторитет, опираясь при этом на их сильные стороны - организаторские качества, инновационный потенциал, коммуникативную компетентность.

В психологии выделяется понятие референтной группы - круга значимых людей, мнения которых являются определяющими для человека и с которыми он соотносит свои оценки, действия и поступки (контактируя и непосредственно, и мысленно). Определение «референтного круга» весьма важно в плане сбора информации о значимых для данного работника отношениях. Референтный статус (предпочтительность) человека для других членов группы устанавливается с помощью специальной методики - референтометрии, которую можно отнести к числу наиболее известных разновидностей социометрического метода.

Выделяют внутригрупповой и внешнегрупповой варианты проведения референтометрии. При внутригрупповой референтометрии проводится расчет референтного статуса каждого члена группы, при внешнегрупповой - ранжирование. Метод референтометрии позволяет выделить наиболее значимых для человека членов группы, на мнение которых он ориентируется при принятии важных решений. Мера референтности (предпочтительности) членов группы для испытуемого определяется косвенно, через проявление интереса к их позиции по существенно важным вопросам.

Процедура референтометрии проводится в два этапа.

1. Сначала выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Для этого испытуемому предлагается заполнить оценочный бланк (например, приведенный в приложении) - по одному экземпляру на каждого из членов группы (то есть каждый испытуемый заполняет n-количество бланков по числу членов группы). Фамилия испытуемого заранее указывается в каждом бланке. Существуют различные варианты вопросов для инструкции: можно предложить такую же формулировку, как и при проведении социометрического опроса либо попросить дать оценку профессиональных качеств каждого из членов группы по ряду критериев и т. п. Затраты времени при проведении опроса зависят от размеров группы и числа критериев в оценочном бланке.

2. Далее каждый испытуемый указывает фамилии трех членов группы, чьи бланки со «своими» оценками он хотел бы увидеть. Таким образом, определяются члены группы, позиция которых представляет наибольший интерес для остальных.

Практически границы выбора находятся в диапазоне от 0 до 3 (главное - не более трех). Встречаются варианты, когда кто-либо из членов группы не указывает никаких фамилий - демонстративно игнорирует мнение коллег. Такое поведение может объясняться разными причинами. Точнее их помогут выявить данные социометрии.

К примеру, если человек демонстрирует безразличие к мнению о нем других членов группы, это может свидетельствовать о противопоставлении им себя группе в конфликте (открытом или скрытом) или о его психологической несовместимости с группой. Проблемы могут быть связаны со сложностями взаимоотношений разных поколений (при большой разнице в возрасте между членами группы), с несовпадением уровней профессионализма (при наличии «новичков» и «стариков»), с неприятием отдельными членами группы общегрупповых ценностей, с личными особенностями людей (такими как замкнутость, обидчивость, повышенная конфликтность) и др.

Впоследствии бланки действительно можно показать членам группы, принявшим участие в опросе, мотивируя это тем, что именно так и должна развиваться слаженная команда, в которой оценки каждого важны для развития всех членов группы.

Для удобства обработки - по аналогии с проведением анализа результатов социометрического опроса - полученные данные (выборы) заносятся в матрицу. Для повышения наглядности полученных результатов можно построить референтограмму-мишень, которая позволяет увидеть референтный статус отдельных членов группы и картину распределения референтных групп.

На практике удобно использовать матрицы, включающие результаты расчета и социометрического, и референтного статуса каждого члена группы. Если при проведении обоих опросов использовался одинаковый лимит возможных выборов (в нашем случае - три), то оценочные шкалы будут близки, что обеспечит наглядность сравнения результатов.

В качестве примера приведем результаты социометрического и референтометрического исследований в группе сотрудников одного отдела (шесть человек). Полученные данные представлены в сводной таблице.

Таблица 4. Сводная таблица результатов

социометрического и референтометрического исследований

Испытуемый

Социометрический

Референтометрический

В этом исследовании социометрический статус члена группы (также как и референтометрический) определялся количеством выборов, по его результатам для наглядности можно построить диаграмму, как это показано на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнение результатов социометрического и референтометрического исследований

Процедура проведения референтометрии, позволяющая человеку ознакомиться с позицией, высказанной значимым (референтным) для него членом группы, побуждает испытуемого проявить высокую избирательность. Выбранные в такой ситуации члены группы и составляют референтную группу данного человека.

При социометрическом подходе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии, а при референтометрическом - компетентность в какой-либо области, поэтому социометрические и референтометрические данные могут не совпадать. «Звезд» выбирают, как правило, по эмоциональным предпочтениям, а референтометрический статус человек получает на основе оценок своих деловых, интеллектуальных или волевых качеств, профессиональных знаний и умений, информированности и т. п.

К примеру, референтометрические показатели свидетельствуют о высокой оценке и признании членами группы сотрудника Z как компетентного специалиста, в то же время показатели его социометрического статуса в группе - средние (или даже соответствуют уровню «отверженных»). При детальном рассмотрении может оказаться, что этот сотрудник является «серым кардиналом», поэтому большинство членов группы понимают его роль в принятии групповых решений, но не принимают методов, которыми он реализует свои «властные» возможности. Данные, полученные с помощью социометрии и референтометрии, в совокупности дают более объемную и точную информацию о реальной роли человека в группе, позволяют выявить мотивы выборов и предпочтений в группе.

Важность вдумчивой интерпретации результатов, полученных с помощью формализованных методов, можно проиллюстрировать на следующем примере. Директор поставил задачу выяснить причины сложной конфликтной ситуации в одном из подразделений компании. Результаты социометрии показали, что отношение всех подчиненных к недавно назначенному руководителю было резко отрицательным (он получил только отклонения). Безусловно, отсутствие авторитета у подчиненных - факт негативный, и, казалось бы, «естественное» решение должно было состоять в скорейшей замене руководителя, который не умеет работать с коллективом.

В то же время референтометрический статус руководителя как квалифицированного специалиста оказался достаточно высоким. А вот трудовая дисциплина в компании оставляла желать много лучшего. Рабочие привыкли к тому, что систематические хищения материалов не вскрывались и не наказывались, предыдущее руководство «закрывало глаза» на эти факты. Новый руководитель был человеком принципиальным и хотел пресечь воровство в подразделении: грозил, объявлял выговоры, штрафовал (в общем, «всем мешал и портил отношения»).

Рассмотрение ситуации с учетом дополнительных фактов позволило увидеть ее в совершенно другом свете и, соответственно, принять более эффективное решение.

    Изучение и описание истории развития группы, преемственности взаимоотношений при реорганизации; сохранение или изменение стиля управления при смене руководителей.

    Общая оценка психологического климата, выявление групповых ценностей, норм, мнений, настроений, традиций.

    Изучение взаимоотношений по горизонтали - между членами группы (личные избирательные отношения - от симпатии и дружбы до неприязни и враждебности), выявление микрогрупп (группировок), определение социометрического статуса отдельных членов группы. (Неплохо, если каждый член группы входит в какую-либо группировку, группировки сотрудничают друг с другом, между ними нет явной враждебности.) Изучение групповых лидеров, выявление типов лидерства в группе, описание отношений между лидером и формальным руководителем (передается ли ему часть полномочий). Изучение причин конфликтов и изоляции («отверженности») отдельных членов группы. Распознавание референтных групп, лидеров мнений и основных каналов распространения информации и влияния в группе.

    Изучение взаимоотношений по вертикали - между членами группы и руководителем (формальные отношения власти). Выявление преобладающего стиля руководства группой, определение соответствия стиля руководства уровню развития группы, возможностей усиления влияния руководителя через работу с неформальными лидерами группы и лидерами мнений.

    Обучение руководителей групп, развитие у них основных управленческих навыков («Школа линейного менеджера»).

Социометрические и референтометрические результаты нуждаются в профессиональной интерпретации. Их полезно дополнить данными, полученными с помощью других методов, таких как анализ документации, наблюдение, структурированное интервью, экспертный опрос, тестирование и др. Несмотря на сложность и громоздкость, социометрический метод на сегодня является очень оперативным и эффективным способом выявления скрытой системы межличностных отношений в коллективе.

Наверное, никто не сомневается в том, что эффективная деятельность рабочих групп - важное условие успеха любой компании. Даже если все сотрудники занимаются сугубо индивидуальной деятельностью (к примеру, в ювелирной мастерской), психологический микроклимат, особенности взаимоотношений заметно влияют на общие результаты.

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что все данные, полученные с помощью социометрии, носят относительный характер: они показывают распределение влияния, отношений и популярности внутри данной группы. Поэтому все характеристики - «лидер», «предпочитаемый», «принятый», «изолированный», «отверженный» - имеют смысл только по отношению к данной группе. В другой группе (формальной или неформальной) человек может занимать иную позицию, иногда диаметрально противоположную. «Звезда» в бригаде строителей может оказаться «изолированным» в группе активистов профкома, а в группе любителей футбола - «предпочитаемым» и т. п. «Звезд» или «отверженных» вообще, вне определенной группы - не бывает.