Типы певческих голосов. Тенор - это какой голос? Что такое голос тенор

Драматический тенор, наиболее крепкий из высоких мужских голосов, тембр этого голоса зачастую бывает жестким, стальным, звучание обычно "лазерное" прямое. Обычно это самые мощные по звучанию голоса. Также стоит добавить, что настоящий драматический тенор, зверь довольно редкий, а уж такие тенора, что их голоса напоминают стенобитные тараны, вообще рождаются раз в столетие.

Марио Дель Монако (1915-1982), по многим свидетельствам, обладал наиболее сильным, темным по тебру голосом, близкому уже к баритону, по глубине звучания. Монако не пел почти лирических партий, кроме Рудольфа из "Богемы" Пуччини и Альфредо из "Травиаты" Верди. Коронной его партией была роль Отелло в одноименной опере Верди. В этой партии голос Монако звучал максимально свободно, со всей свойственной ему мощью.

Dio mi potevi "Otello" Verdi
Тут Монако позволяет себе показать весь динамический диапзон своего голоса, от сравнительно легкого и тихого звучания, до громового форте в конце. Стоит обратить внимание на четкость переходов между нотами, на объем голоса, на его "прямоту" в хорошем смысле этого слова.


Di quella Pira "Trovatore" (Трубадур) Верди.
Знаменитая "Стретта Манрико" в которой Марио совершенно свободно заходит в верхнее До, столь же свободно он пропевает все, довольно неудобные короткие ноты в этой арии, все звучит выверено и четко, но с ощущением, того, что певец идет на пределе возможностей, что было вовсе не так. Таких певцов как Марио Дель Монако также называли tenore di forza.

Che gelida manina "Богема" Пуччини. В это арии Монако очень старается звучать лирические, что у него почти получается. Но в кульминации, на верхнем До, природа его голоса берет свое.

Франко Корелли (1921-2003): Был возможно единственным, кто мог поспорить с Монако в плане мощи звучания. Голос его был был более светлым, мягким, при необходимости Корелли мог заставить его звучать почти лирически. Кроме великолепных вокальных данных, Франко был обладателем глубочайщей музыкальной, и не только музыкальной, культуры. Корелли стал легендой при жизни. Что интересно, несмотря на громовой голос Франко не пел Отелло (тут причиной, как он сам признавался было то, что эта партия казалась ему излишне нервной, тяжелой психологически), а одной из любимых партий у Корелли был Рудольф из "Богемы", получавшийся у него намного лучше чем у Монако, да и у многих лирико-драматических и лирических теноров. Также одной из удивительных вокальных способностей Корелли было плавное деминуэндо (постепенное уменьшение громкости звука) на высоких нотах, от громового форте до легкого пиано.

Ah, si ben mio. Di quella pira! "Трубадур"
Несмотря на то, что Монако прекрасно исполнял эту партию, по моему мнению Корелли поет её сильнее, эмоциональнее, тоньше.

Che gelida manina "Богема".
Партия Рудольфа, как уже упоминалось выше, была одной из любимейших у Корелли.
Несмотря на мощь и объем голоса, он поет все максимально лирически, хотя природу никуда не деть, большой голос это большой голос.

Celeste Aida "Aida" Verdi.
Упомянув Корелли нельзя не коснуться его великолепных деминуэндо. В конце романса Радамеса "Милая Аида" Корелли на верхнем Си делает плавное деминуендо, от форте до еле слышимого пиано, при этом голос не уходит на пиано в фальцет.

Аурелиано Пертиле (1885-1952): Обладая большим, звучным, драматическим голосом, Аурелиано Пертиле пел почти весь репертуар тенора, от Отелло до Артуро из "Пуритан" (правда последнюю партию он был вынужден петь на тон ниже, чем написано у композитора).
Тембр Пертиле специфичен, современники называли его квакающим тенором, за резкий, иногда даже будто бы неприятный голос. Но прекрасная техника, музыкальность, буквально математическая выверенность в исполнении, заставляют забыть о каких-то неприятных тембральных оттенках. Обычно после прослушивания нескольких вещей, создается впечатление, что у Аурелиано был голос с благороднейшим звучанием тембра.

Dio mi potevi "Otello" Verdi.
В этом произведении, в соответствии с традициями Пертиле поет мощно, но иногда уходит в легкое звучание, в лирических местах.

Di quella pira "Trovatore"
Тут очень хорошо слышен тембр Пертиле, а также слышна его четкость, продуманность каждой фразы, впечатляют свободные и мощные верхние ноты, насыщенные тембром.

Mein Lieber Schwan "Лоэнгрин" Рихард Вагнер.
В партии Лоэнгрина, Пертиле поет очень мягко, лирически, на пиано, но иногда выходит и на форте, кажущееся еще более мощным, из-за предшествующего ему пиано.

В хоре выделяют четыре основные хоровые партии (голоса):

СОПРАНО (женский высокий) - S (Soprano)

АЛЬТ (женский низкий) - A (Alt, Alto)

ТЕНОР (мужской высокий) - T (Tenor)

БАС (мужской низкий) - B (Bass)

В свою очередь каждый из этих голосов может делиться еще на несколько, тогда это уже будет называться дивизи (divisi) - см. раздел Хоровые термины. И называться они будут, например, первые сопрано и вторые сопрано, первые басы и вторые басы и т.д.

Женские (сверху вниз): колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, меццо-сопрано, контральто)

Мужские (сверху вниз): тенор, баритон, бас. Каждый из них может иметь разновидности.

Ниже мы рассмотрим каждый из голосов в отдельности. Для каждого бужет также голоса указан диапазон звучания. Т.к. этот вопрос интересует многих артистов хора, то мы вынесли эти данные еще и в отдельную таблицу. Но при этом хочется обратить внимание, что эти диапазоны применимы больше для профессиональных певцов-исполнителей, нежели чем для любителей.

В нашем терминологическом словарике мы позволили себе привести не все значения слов. Мы рассматриваем значения слова только со стороны вокального или хорового смысла (так например слово Альт может означать и Смычковый инструмент семейства скрипок - вот такие значения слов мы нескромно позволили себе опустить)

Итак, наш небольшой терминологический путеводитель по голосам. Термины располагаются по алфавиту.

АЛЬТ (лат. altus - высокий; в ср.-век. музыке исполнялся выше тенора, ведущего основной напев) -

1) Партия в хоре или анс., сост. из низких детских или средних и низких жен. голосов (меццо-сопрано - первые альты, контральто - вторые альты); диапазон от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше - очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. - ми-бемоль (ми) 2-й окт.

БАРИТОН (греч. - тяжелозвучный) - Средний по высоте муж. голос; диапазон ля-бемоль (соль) больш. окт. - ля-бемоль 1-й окт.; переходная регистров. нота ре-диез (ре) 1-й окт.

Различают Баритон лирический (по легкости звука приближающийся к тенору) и драматический (по широте и мощности близкий басу), с промежуточными оттенками между ними.

В хоре баритоны входят в партию первых басов; диапазон соль большой октавы - фа 1-й октавы (выше очень редко, преимущ. в унисон с тенорами)

БАС (итал. basso - низкий) -

Различают Басы высокий (кантанте - певучий), центральный и профундо (глубокий) - низкий (их еще называют Басы-октависты. Особая, редко встречающаяся, разновидность самого низкого баса; название Октависты обычно применяется к хоровым певцам (в сольном пении - бас-профундо). Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы). Октависты чаще всего применяется в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов состоит в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять Октавистов при пении оснований мажорных трезвучий). Применять Октавистов следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произв.)

2) Партия в хоре или вок. ансамбле; составляется из баритонов и собственно басов; диапазон (без октавистов) фа большой октавы (ниже редко) - фа 1-й окт., наиболее употребительные соль большой октавы - ре (ми-бемоль) 1-й октавы. Применение октавистов расширяет диапазон басовой партии на октаву вниз. Басовая партия - гармонич. фундамент хора, отсюда необходимость ее интонац. устойчивости и звучности. В то же время она должна обладать подвижностью, гибкостью в динамич. отношении, что благоприятно и для чистоты интонирования.

ДИСКАНТ (от лат. dis - приставка, означающая расчленение, cantus - пение) -

2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая высокими детскими голосами.

КОЛОРАТУРА (от лат. coloro - окрашиваю) - быстрые виртуозные пассажи (гаммы, арпеджии) и мелизмы, украшающие вокальную партию. Колоратура часто применялась в старинной хоровой музыке (начиная с эпохи Возрождения), у Баха, Генделя, в рус. церк. концерте XVIII в. В современных хоровых сочинениях иногда используется как изобразительный прием. Колоратура - также способность голоса к движению (отсюда термин - колоратурное сопрано). Виртуозная подвижность любого хорового голоса (в т. ч. и баса) желательна в каждом квалифицированном хоре; она помогает выработке легкости звучания, точности интонирования.

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto - низкий женский голос; диапазон от фа малой октавы (ниже - редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2. Переходные ноты ми1 (фа1), до-диез2 (ре)2; в хоре - партия вторых альтов. Иногда используется в унисон с тенорами как своеобразная вокальная краска или для поддержки высоких теноровых нот; т. к. при этом меняется тембр теноровой партии, последнее не может служить правилом, а скорее - исключением.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo - средний) - средний женский голос. Диапазон ля мал. окт. - ля2 (выше редко). Различают высокое (лирическое) Меццо-сопрано, по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто. Переходные регистровые ноты фа-диез1 (фа1) - ре-диез2 (ре2). В хоре Меццо-сопрано составляют партию 1-х альтов, в 3-голосном жен. хоре, в зависимости от конкретн. условий, включаются в партию 2-го или 3-го голоса.

МИКСТ (от лат. mixtus - смешанный) - регистр певческого голоса, переходный между грудным и головным (фальцет) регистрами; характерен большей мягкостью, легкостью по сравнению с грудным регистром и большей насыщенностью, звучностью, чем фальцет. В хорошо поставленном голосе необходимо смешение основных регистров (грудного и головного) на всем диапазоне, причем по направлению вверх увеличивается головное звучание. В Миксте у мужского голоса преобладает грудной характер звучания, у женского - головной. Роль Микста особенно важна у мужских голосов хора; в частности, у теноров звуки 1-й октавы должны быть микстовыми.

СОПРАНО (от итал. sopra - над, выше) -

1) Самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки. Имеется 3 основные разновидности Сопрано: драматическое (характерное полнотой и силой звучания), лирическое (более мягкое) и колоратурное (отличается подвижностью, способностью к высоким нотам, ярко выраженным вибрато; в хоре не находит применения). Существуют также промежуточные виды (лирико-драматическое и лирико-колоратурное). Переходные регистровые ноты ми1 - фа1 и фа2 (фа-диез2).

2) Самая высокая партия в хоре или вок. ансамбле, состоящая из лирических (первые Сопрано) и драматических (вторые Сопрано) голосов; диапазон до1 (ниже редко) - до3, наиболее употребляемые ре1 - соль2 (ля2).

Сопрановая партия - важнейшая в хоре, поскольку (в гомофонно-гармонич. музыке) ей чаще всего поручается мелодия; отсюда необходимость ее динамич. гибкости, подвижности, красоты тембра.

ТЕНОР (итал., от лат. teneo - держу) -

2) Высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы - до2; переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) фа - фа-диез1. Нотируется в скрипичном ключе (октавой выше действительного звучания), в басовом и теноровом ключах.

Основные разновидности Т.: лирический (tenore di grazia), драматический (tenore di forza), а также средний между ними - меццо-характерный - и редкий Тенор-альтино (с развитым верхним регистром - выше до2). В хоре Тенора лирические и альтино составляют первую партию, остальные - вторую. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.

ФАЛЬЦЕТ (от итал. falso - ложный), фистула - один из регистров мужского певческого голоса (верхний), в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного; голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, в результате чего Фальцет звучит слабо, бесцветно. В сольном пении Фальцет упортебляется изредка как своеобразная краска. В хоровом пении Фальцет применяется при разучивании высоких нот, на PP, при задавании дирижером тона. Некоторst тенора, исполняя предельно высокие ноты, пользуются "озвученным" Фальцетом, приближающимся к миксту: такие голоса для хора очень полезны. Умение пользоваться Фальцетом для певцов (ради "экономии голоса") и для дирижера обязательно.

Таблица диапазонов певческих голосов:

Хоровые голоса:
Голос Диапазон
Колоратурное сопрано до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3)
Лирическое сопрано
Драматическое сопрано до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 - соль2 (ля2)
Меццо-сопрано ля мал. окт. - ля2 (выше редко)
Контральто от фа мал. окт. (ниже - редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2
Лирический тенор до мал. окт. - до2
Драматический тенор до мал. окт. - до2
Тенор-альтино тенор с развитым верхним регистром - выше до2
Баритон ля-бемоль (соль) больш. окт. - ля-бемоль 1-й окт.
Бас фа больш. окт. - фа 1-й окт.
Бас-профундо поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы)

Подборка и компоновка материалов подготовлена Федотовой Т.А.

Были использованы следующие издания: Романовский Н.В. Хоровой словарь. Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов

— самый высокий мужской голос; по звучанию его можно сравнить с тембром виолончели, удвоенной кларнетом, и, может быть, фаготом, по мере усиления драматических нот оттенков голоса.
Объем голоса от до малой октавы (иногда си большой октавы) до до2; у тенора-альтино до до-диез2—ре2. Судя по арии с хором Собииина «Что нам метель» из-«Ивана Сусанина» (IV д.), в которой встречается и ре-бемоль2, очевидно, раньше драматические тенора имели эти ноты в своем объёме, «Рабочей серединой» можно считать отрезок от ми—фа малой октавы до фа-диез— соль первой октавы.
Нижний отрезок тенора-альтино и лирического тенора также звучит слабо и невыразительно, как и у колоратурного и лирико-колоратурного сопрано; в пиано, при легком сопровождении, звучит удовлетворительно. Более высокие ноты звучат все светлее, ярче и безмятежнее, становясь похожими на альт (отсюда — альтино), сохраняя, однако, легкость, приятность и нежность и приобретая некоторую мужественность. Этим двум голосам свойственна большая подвижность. Хотя они довольно легко справляются с колоратурной техникой, но не в такой степени, как соответствующие им женские голоса,
Лирический тенор нередко называют тенором «ди грация» и это добавление дает ясное представление об этом голосе.

Драматический тенор или, как его раньше называли, тенор «ди форца» (тенор силы), или героический, также свидетельствует об определенных свойствах, а главным образом о все увеличивающейся силе голоса, его мощи, мужественности, решительности. Чтобы представить себе его тембр, к прежнему «сплаву» из виолончели, фагота, нужно добавить валторну, а, может быть, и трубу.
Это драматически-героическое звучание усиливается по направлению к верху; вместе с тем па верхнем отрезке чувствуется и некоторая напряженность.
Лирико-драматический тенор — промежуточный между лирическим и драматическим, но в зависимости от субъективных исполнительских данных, приближающийся то к первому, то ко второму. Мы уже говорили выше о том, что драматические голоса встречаются все реже и реже и что их репертуар ведут лирико-драматические голоса. Это явление наблюдается и среди теноров. Лирико-драматический тенор имеет те же, в общем, свойства, что и лирико-драматическое сопрано.
Упомянем еще о характерном теноре, неизменном участнике всех спектаклей, исполняющем роли второго плана. Однако, среди них есть и очень заметные. Характерный тенор может быть и лирическим, и драматическим, но, главное, он за пределы «рабочей середины» не выходит. Он должен работать па таком небольшом, сравнительно, среднем отрезке, чтобы любой динамический оттенок, любое характерное звучание, например, чрезмерная угодливость, или наоборот, угрожающий шепот, а, может быть, крик — все это было легко исполнимо. Такова, например, драматическая роль Шуиского («Борис Годунов»), комическая Винокура («Майская ночь»).
Свойства характерных голосов, а таковыми могут быть и женские, и мужские, выявляются в процессе исполнительской практики, реже в начале, чаще тогда, когда певец уже владеет мастерством исполнения, но его вокальные возможности подвергаются возрастным изменениям. В театральной практике нет еще терминов «характерное сопрано, меццо-сопрано или баритон», хотя партии такие есть, например, Домна Сабурова («Царская невеста») или Свояченица («Майская ночь»).однако характерный тенор и характерный бас уже cyществуют.
Специфической особенностью мужских голосов является так называемый фальцетный звук, очень похожий своим тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуки выше ля-бемоль второй октавы. Для нотации этого способа употребляется, надписываемое над соответствующими нотами слово «фальцет», (что означает фистула, под этим названием этот звук и известен в народе). Звук этот можно почти всегда услышать при исполнении, например, арии «О, дай мне забвенье, родная» («Дубровский») и каватины «Медленно день угасал» («Князь Игорь»). В обоих случаях тенор последний слог в слове «приди» (которым оканчивается и ария Дубровского и каватина Владимира Игоревича) берет фальцетом.
Существует и еще прием пения, присущий всем мужским голосам, это пение «меццо-воче», т. е. вполголоса. Его можно сравнить с засурдиненным звучанием струнных или медных (отчетливо слышится форте, но оно звучит как бы в отдалении, приглушенно). Женским голосам это почти не свойственно.

Для легких теноров, а иногда и для лирико-драматического, также создаются произведения в виде вокализов, т. е. без слов.
Образы, воплощаемые тенором очень разнообразны: от молодых героев до почтенных старых людей. Причем характерно то, что партии самых высоких мужских голосов — теноров-альтиио и теноров — нередко предназначаются старикам (например, певец Баян, царь Берендей, Звездочет, Юродивый, и т.д.), но чаще всего — это молодые любовники.
Репертуар лирико-драматических и драматических теноров почти одинаков (из-за редкого появления драматических голосов, о чем мы уже говорили в разделе о драматическом сопрано).
Говоря о все уменьшающемся притоке сильных, мощных драматических голосов — чаще всего в категориях сопрано, тенора, баса — мы не связываем это обстоятельство с вокальной школой, хотя отдельные просчеты в этой области и возможны. Причиной этого являются, вероятно, какие-то физиологические изменения в человеческом организме, зависящие от изменений окружающих его условий. Возможно, что имеет место и другая причина, о которой не раз говорилось и писалось, а именно: в школах не только общеобразовательных, но даже музыкальных, до сих пор нет правильного музыкального воспитания, а, следовательно, нет учета, нет отбора голосов, нет и их «выращивания».
Делаем это отступление, как оговорку, чтобы, прослушивая соответствующие произведения, студенты учитывали, что партию драматического тенора поет, возможно, и лирико-драматический тенор.
Тенор-альтино, лирический легкий и крепкий тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Альмавива, каватина «Скоро восток золотою» (I д.)—Россини, «Севильский цирюльник».
Леопольд, партия — Галеви, «Жидовка».
Герцог, баллада «Та иль эта» (I д.); песенка «Сердце красавицы» (IV д.)—Верди, «Риголетто».
Надир, романс «В сияньи ночи лунной» (I д.) — Бизе, «Искатели жемчуга».
Фауст, каватина «Привет тебе, приют невинный» (ПГ д.) — Гуно, «Фауст».
Ромео, каватина «Солнце, взойди скорей» (I д., 2 к.) — Гуно, «Ромео и Джульетта».
Вертер, ария «О, не буди меня» — Массне, «Вертер».
Арлекин, серенада «О Коломбина» (2 к.)—Леонкавалло, «Паяцы».
Лоэнгрин, рассказ «В краю чужом, в далеком горнем царстве» (Ш д., 2 к.)—Вагнер, «Лоэнгрин».
Рудольф, ариозо «Совсем замерзла ручка» (I д.)—Пуччини, «Богема».
Баян, песня «Есть пустынный край» (I д.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Юродивый, песня-присказка «Месяц едет, котенок плачет»; плач «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» (IV д., 3 к.) — Мусоргский, «Борис Годунов».
Грицько, думка «Зачем ты, сердце, рыдаешь и стонешь» (I д.) — Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Звездочет, обращение к царю Додону «Славен будь, великий царь» (I д.)—Римский-Корсаков, «Сказка о золотом петушке».
Берендей, каватина «Полна, полна чудес» (II д,)—Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Индийский гость, песня «Не счесть алмазов» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Левко, песня «Солнышко низко» (I д.); ариозо и песня «Спи, моя красавица» (III д.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Владимир Игоревич, каватина «Медленно день угасал» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Синодал, ариозо «Обернувшись соколом» (I д., 3" к.) — Рубинштейн, «Демон».
Владимир, романс «О, дай мне забвенье, родная» (I д., 2 к.) — Направник, «Дубровский».
Ленский, ария «Куда, куда вы удалились» (II д., 4 к.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Молодой цыган, песня «Взгляни, под отдаленным сводом» — Рахманинов, «Алеко».
Алеша Попович, 2-я песенка «Расцветали в поле цветики» (I д,) — Гречанинов, «Добрыня Никитич»,
Салават Юлаев, партия — Коваль, «Емельяи Пугачев».
Задрипанный мужичонка, песня «У меня была кума» (финал 6-й к.)—Шостакович, «Катерина Измайлова».
Купчик, романс «Сам не знаю, почему» (IV д.) — Хренников, «Мать».
В симфонической литературе имеется и интересный образец партии первого тенора соло (теиор-альтино) — Третья симфония (I и IV части) Книппера.
В приведенном списке только в партии Звездочета автором указано, что она исполняется тенором-альтино. Однако и партия Задрипанного мужичонки впервые исполнялась тенором-альтино (все ее построение и характер подтверждают правильность этого). И, конечно, только тенор-альтиио может исполнить партию первого тенора соло в Третьей симфонии Книппера. Остальные партии — и Берендея, и графа Альмавивы, и Юродивого, и Салавата, и Индийского гостя, и Баяна, и Арлекина и ряд других также могут быть хорошо исполнены тенором-альтино.

В каватине Альмавивы можно блеснуть и вставным до и колоратурой вставных каденций.
Лирико-драматический и драматический тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Рауль, романс «Вся прелесть в ней» (I д.), дуэт Валентины н Рауля (IV д.)—Мейербер, «Гугеноты».
Васко да Гама, ария «О, чудный край» (IV д.)—Мейербер, «Африканка».
Манрико, песня «Вечно один с тоскою» (I д., 2 к.); ария «Когда пред алтарем» (III д., 2 к.); кабаллетта «Нет не удастся дерзким злодеям» (И1 д., 2 к.) — Верди, «Трубадур».
Радамес, романс «Милая Аида» (I д.)—Верди, «Аида».
Отелло, ариозо «С вами прощаюсь навсегда, воспоминанья» (II д.); монолог «Боже, ты мог дать мне позор» (III д.); монолог «Я не страшен, хоть и вооруженный» (IV д.)—Верди, «Отелло».
Самсон, партия — Сен-Санс, «Самсон и Далила».
Хозе, ария «Видишь, как свято сохраняю цветок» (II д.) —Визе, «Кармен».
Еник, ариозо «Как можно верить» (И д.) — Сметана, «Проданная невеста».
Йонтек, думка «Меж горами ветер воет» (IV д.) — Монюшко, «Галька».
Зигмунд, весенняя песня «Мрак зимы теперь побежден» (I д.) -— Вагнер, «Валькирия».
Зигфрид, героическая песня плавки «Ыотуиг! Нотунг! Меч боевой» и песня ковки меча (I д.)—Вагнер, «Зигфрид»,
Вальтер, песня «Сад озарен» (III д., 1 к.)—Вагнер, Нюрнбергские мейстерзингеры».
Джонсон, ариозо «Пусть она верит, будто я на воле» (III д.) — Пуччини, «Девушка с Запада».
Калаф, ариозо «Не плачь, моя Лю» (Г д.); ариозо «Спать не смейте» (III д.)—Пуччини, «Турандот».
Собииин, партия — Глинка, «Иван Сусанин».
Садко, речитатив и ария «Кабы была у меня золота казна» (I к.); «Высота, высота, поднебесная» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Вакула, песня-жалоба «Где ты, сила моя?» (I д., 2 к.) — Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством».
Герман, ариозо «Я имени ее не знаю»; клятва «Получишь смертельный удар. Гром, молния.» (финал I д.); ария, «Что наша жизнь?» (7 к.)—Чайковский, «Пиковая дама».
Вакула, ария «О, что мне- мать, что мне отец» (2 к.); ария-песня «Слышит ли, девица, сердце твое» (II д., 1 к.) — Чайковский, «Черевички».
Нерон, строфы «О, печаль и тоска» — Рубинштейн, «Нерон».
Кер-Оглы, песня «Пусть грохочет гром», ариозо «Все нам братья», ария «Тебе предан я» (НГ д.) Гаджибеков; «Кер-Оглы».
Ленька, колыбельная (финал 4 к.); песня «Из-за леса светится» (6 к.)—Хренников, «В бурю».
Пьер Безухов, ариозо «Если б самым красивым», финал (б к.) — Прокофьев, «Война и мир».
Матюшенко, песня «Ой, ты, ветер» (II д.); речитатив и ариозо «А если я не так веду людей?» (III д.); монолог «Так что ж, по-темкинцы, назад?» (IV д.)—Чишко, «Броненосец „Потемкин"».
Богун, речитатив и ария «О край родной» (III д.) —Данькевич, «Богдан Хмельницкий».
Назар, ария «Туман, туман долиною» — Данькевич, «Назар Стодоля».
Джалиль, ария «Прощай, Казань»; «Разве таким я знал тебя» (финал)—Жиганов, «Муса Джалиль».
Все произведения, указанные в списке исполняются и лирико-драматическим, и драматическим тенором. Более того, партии из предыдущего списка такие, как Рудольф («Богема»), Дубровский, Фауст, Ромео исполнялись с успехом лирико-драматическим и драматическим тенором при наличии хорошей школы у певца (например, И. А. Алчевским, И. В. Ершовым). Но и в приведенном списке некоторые партии исполняются лирическими крепкими тенорами, как например, партия Лыкова, Гвидона, Ионтека; Калафа,— каждый вид голоса компенсирует недостающее ему тем, чем наделен он сам в преобладающем количестве.
Но есть партии, которые должны исполняться только драматическими тенорами, чтобы сила и мощь их голоса соответствовали образу героя, воплощаемого на сцене; таковы, например, Садко, Вакула, Зигмунд, Зигфрид, Самсон, Отелло. При прослушивании все это необходимо учитывать, тем более это нужно иметь в виду при воплощении замысла в сочинении.
Из вокализов можно рекомендовать:

Шуйский, сцена с Борисом (II д.) —Мусоргский, «Борис Годунов». Мисаил, сцена в корчме (II д., 1 к.)—Мусоргский, «Борис Годунов».
Попович, сцена с Хиврей (II д.)—Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Подьячий, партия (I д.) — Мусоргский, «Хованщина». Бомелий, сцена с Любашей (II д.) — Римский-Корсаков. «Царская невеста».
Винокур, рассказ «Вечером, как помнится» (И дм 1 к.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Сопель, партия (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Брошка, партия — Бородин, «Киязь Игорь».
Овлур, «Позволь мне, княже, слово молвить» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Трике, куплеты «Какой прекрасный этот день» (II д.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Школьный учитель, сцена с Солохой и песенка «Баба к бесу привязалась» (II д.)—Чайковский, «Черевички».
Вашек, ария «Матушка сказала так» (И д.)—Сметана, «Проданная невеста».
Назар, песенка «Пристрастился медведь» (II д.) — Кабалевский, «Семья Тараса».
Мишук, песенка «Эх вы, девушки-красотки» (I д.)—Дзержинский, «Тихий Дон».
Два древних старика, сцена на свадьбе «Какого года присяги?»— Дзержинский, «Тихий Дон».

Вокальная карьера юноши на сегодняшнем этапе, в мечтах и реальности, связывается с таким понятием мужского голоса как тенор итал tenore. В профессиональных кругах данный факт традиционно обуславливается влиянием моды, а также использованием вокального репертуара, создаваемого, по большей части, для мужских голосов с высоким звучанием.

Стремясь к реализации планов в области музыкальной карьеры, любому юноше необходимо не только знать, каким типом голоса он обладает, но и максимально правильно подбирать репертуар, соотносимый с возможностями собственного организма. Не стоит пренебрегать природными данными в угоду моде. Высокие ноты, не соответствующие возможностям имеющегося голоса, - прямой путь к перенапряжению, а, следовательно, болезням вокальных органов. Вследствие последних можно прийти к совершенной потере голоса.

Тенор - основной признак голосового диапазона

Любой справочный материал из области музыкального искусства сможет рассказать о том, что тенор - это разновидность высокого мужского голоса. В справочных источниках можно найти и рамки диапазона: певческий голос тенора ограничивается До малой и той же нотой второй октавы. Не стоит предполагать, что опытный тенор не сможет взять более высокие или низкие ноты: человеческий организм способен на многое, но вот за качество звучания, никто ручаться не сможет. Ведь в данном случае головной голосовой регистр будет работать, но без свойственной ему чистоты, и в качестве дополнения к грудному регистру. То есть, тенором можно называть классический мужской голос. Нельзя признавать верным называние тенором голоса исполнителя, работающим с поп или рок репертуаром.

Для уточнения термина тенор, стоит обратить внимание на несколько важных аспектов. К примеру, вокальные произведения классического типа, разработанные непосредственно для тенора, написаны в рамках выше указанного диапазона и ркайне редко из него выходят.

Что касается еще одного аспекта, то он затрагивает вопрос ограниченности использования в классическом исполнении чистого мужского головного голоса. В данной связи указывается на ограничения диапазона.

Третий аспект затрагивает сферу техники классического вокального исполнения, которая весьма отличается от иных и обладает рядом особенностей.

Тенор: каким он бывает?

Контр-тенор - разновидность максимально высокого по регистру звучания голоса, подразделяющегося на альт и сопрано; зачастую представляется тонким мальчишеским голосом, который может сохраниться после прохождения периода мутации, при этом дополнительно приобрести более низкий грудной тембр; подобный тип голоса можно развить, если стремиться оставаться в нише понравившейся манеры исполнения;

Лирический тенор характеризуется впечатляющей подвижностью, мягкостью, тонкостью и нежностью;

Драматический тенор представляется самым низким вариантом звучания в данной категории исполнительских голосов, характеризуется близостью тембра к баритону, с присущим ему мощным звучанием.

Специалисты стремятся всегда отметить тот факт, что в рамках голосового диапазона звучание мужского тенора различается по тембру. Следовательно, именно его необходимо признавать основной характеристикой, способной правильно подразделять мужские голоса по типам.

Тенора отличает его тембр

Необходимо помнить, что первой и основной особенностью, отличающей голоса тенора от вех других, называется его тембр.

Специалисты отмечают, что начинающие исполнители достаточно часто, в стремлении определить тип своего голоса, допускают ошибку, опираясь только на критерий диапазона. Для правильности определения необходимо слушать не только диапазонное звучание, но и его характер. А для точного определения данного параметра без специалистов не обойтись. Профессионалы отмечают, что начинающиеся исполнители, в рамках своего незначительного певческого опыта, не обладают должным уровнем слуховых представлений, способных помочь им различить звучания среднего и высокого мужского голоса на определенном участке диапазона. А опытный вокальный педагог зачастую с легкостью сможет разобраться в данном вопросе.

Что примечательно, профессионалы не сосредотачиваются на критерии знания типа голоса в случае, если исполнитель стремится исполнять современный репертуар. Вокальные педагоги сегодня предпочитают классифицировать исполнителей по типу низкого, среднего или высокого голоса. При этом отмечается, что тенор относится к типу высокого голоса.

Тенор: тип голоса с переходными нотами

Наличие переходных участков или нот признается еще одним признаком, отличающим тенора от других типов голосов. Расположение данных нот на высотной линейке занимает отрезок МИ, ФА, СОЛЬ первой октавы. Причем специалисты констатируют данное расположение переходных нот только для голосов, характеризующихся развитостью и поставленностью.

«Местонахождение» определяется еще одним критерием, отраженным в строении вокального аппарата, то есть голосовых складок: тонкость и легкость данного инструмента способна определять высоту звука и местоположения переходного участка.

Профессионалы рекомендуют не сосредотачиваться на традиционных параметрах и показателях высотной линейки. Это указание основывается на том, что теноры, благодаря особенностям своего голоса, могут многое. И здесь главное - уровень опытности исполнителя. Чем опытнее исполнитель, тем закаленней и сильнее его голос, а, следовательно, он может «смещать» переходные ноты вверх.

В качестве вывода

- (ит. tenore). Высокий мужской голос. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕНОР высокий мужской голос. Различают героический т. (наиболее сильный) и лирический т. (наиб. нежный). Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

И (устар.) ТЕНОР, тенора, муж. (итал. tenore от лат. teneo держу (подразумевается: держу основную мелодию, ср. 4 знач.). 1. Высокий мужской голос. Драматический или героический тенор. Лирический тенор. Партия Лоэнгрина написана для тенора. Петь… … Толковый словарь Ушакова

Современная энциклопедия

См. певец... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тенор теноришко, тенорок; голос, певец, инструмент; тромбон, домбра, саксофон, саксгорн Словарь русских син … Словарь синонимов

Тенор - (итальянское tenore, от латинского teneo держу, направляю), 1) высокий мужской певческий голос. Различают тенор лирический, драматический, лирико драматический. 2) Духовой музыкальный инструмент, входящий в состав духового оркестра. 3) Составная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. tenore от лат. tenor равномерное движение, напряжение голоса, от teneo держу, направляю),..1) высокий мужской певческий голос. Различают лирический, драматический, лирико драматический2)] Духовой медный музыкальный инструмент, входящий в… … Большой Энциклопедический словарь

тенор - бойкий (Златовратский); высокий (Андреев); залетный (Эртель); заносистый (Лесков); звучный (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. тенор О… … Словарь эпитетов

тенор - а, м. ténor, ит. tenore. 1. Самый высокий мужской голос. БАС 1. Громкий тенор дерптского студента уже не был одиноким, потому что во всех углах комнаты заговорило и засмеялось. Толст. Юность. 2. Певец с таким голосом. БАС 1. Тенора поднимаются на … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТЕНОР, а, мн. а, ов и ы, ов, муж. 1. Высокий мужской голос. Лирический т. Драматический т. 2. Певец с таким голосом. | уменьш. тенорок, рка, муж. (к 1 знач.). | прил. теноровый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

тенор - тенор, мн. тенора, род. теноров и устаревающее теноры, теноров. Произношение [тэнор] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Тенор. Владислав Пьявко. Из хроники прожитых жизней... , . Книга к 60-летию со дня рождения и 35-летию творческой деятельности выдающегося российского певца Владислава Пьявко. Созданная в жанре коллажа из автобиографическихзаметок артиста, рассказов…
  • Николай Фигнер. Тенор. Арии из опер , . Николай Фигнер (1857-1918) - русский певец (лирико-драматический тенор). В 1887 году дебютировал на сцене Мариинского театра. В первый же свой сезон привлек внимание партией Отелло, исполнив…