Типы видоискателей. Оптический видоискатель. Угловой видоискатель. Экранчик. Электронный видоискатель

Электронные видоискатели могут быть двух типов: студийные и компактные. В отличие от первого типа, представляющего собой поворотный монитор, закрепляемый на студийной стационарной телекамере, компактные видоискатели имеют окулярную конструкцию. Большинство компактных видоискателей оснащаются зеркалом, установленным под углом 45° к корпусу, которое отражает изображение кинескопа или LCD-дисплея в окуляр . Зеркальный переворот изображения компенсируется изменением полярности строчной или кадровой развёртки , в зависимости от расположения зеркала. Такая конструкция позволяет наблюдать увеличенное изображение малогабаритного экрана одним глазом и сохранилась до сегодняшнего дня, как наиболее компактный вариант размещения элементов. Окулярный тип компактного видоискателя менее информативен, поскольку позволяет рассматривать изображение только одним глазом, в отличие от студийного типа. Современные профессиональные видеокамеры для тележурналистики оснащаются обоими типами видоискателя: окулярным и откидным плоским. При этом окулярный видоискатель, как правило, чёрно-белый, и используется при съёмке с плеча. Второй служит вспомогательным цветным монитором, который более удобен при работе со штатива. Видеокамеры модульной конструкции могут оснащаться различными типами электронного визира, в зависимости от выполняемой задачи. В студийном варианте присоединяется студийный видоискатель с диагональю экрана не менее 6 дюймов , в плечевом - окулярный с экраном 1,5 дюйма . Независимо от типа во всех видоискателях профессиональных камер присутствует электронная разметка зон отображения . Кроме того, обязательной функцией является индикация пересветки, отображающая «пробитые» участки изображения в виде площадок из чёрно-белых полос, наклонённых под углом 45°.

Цифровая фотография и кинематограф

Удешевление жидкокристаллических дисплеев и их распространение в цифровых фотоаппаратах позволяют использовать аналогичный тип видоискателя, как альтернативу традиционным типам оптических визиров. Большинство современных цифровых зеркальных фотоаппаратов обладают возможностью использования ЖК-дисплея не только для контроля отснятого материала, но и для визирования. Последнее стало возможным с появлением так называемого режима Live View , когда светочувствительная матрица формирует изображение при поднятом зеркале и открытом затворе . Возможность отказа от громоздкого оптического видоискателя привела к появлению целого класса компактных беззеркальных цифровых фотокамер со сменными объективами и псевдозеркальных цифровых фотоаппаратов .

В кинематографе разновидностью электронного видоискателя можно считать телевизи́р . Конечным устройством телевизира может быть не только режиссёрский монитор, но и закреплённый на киносъёмочном аппарате экран студийного типа, облегчающий визирование всей операторской группе . Подавляющее большинство цифровых кинокамер не оснащаются зеркальным обтюратором и оптическим визиром, усложняющими конструкцию. Вместо них используется электронный видоискатель, аналогичный такому же на телекамерах, но обладающий более высокой разрешающей способностью.

Достоинства и недостатки

Одним из главных достоинств электронного видоискателя считается неизменная яркость изображения, не зависящая от установленного значения диафрагмы и освещённости снимаемой сцены. В отличие от оптического сквозного визира, яркость которого падает пропорционально уменьшению относительного отверстия, электронный видоискатель всегда обеспечивает комфортное визирование, затемняясь лишь при отклонениях экспозиции . В псевдозеркальных фотоаппаратах это позволяет отказаться от сложного механизма прыгающей диафрагмы и её репетира , поскольку наблюдаемое изображение имеет достаточную яркость при рабочем значении апертуры.

Ещё одно важнейшее достоинство - возможность дистанционного визирования. Современные профессиональные фотоаппараты позволяют в режиме Live View выводить изображение не только на встроенный дисплей, но и на монитор внешнего компьютера , подключенного к камере . Видеокамеры и кинокамеры с телевизиром за счёт возможности кадрирования по монитору, позволяют вести съёмку из труднодоступных мест без непосредственного присутствия человека. Панорамные головки некоторых современных операторских кранов и тележек управляются дистанционно оператором, наблюдающим изображение на внешнем мониторе электронного видоискателя.

Наличие электронного видоискателя в большинстве цифровых фотоаппаратов делает возможным точное определение экспозиции без экспонометра на основе пробной съёмки и просмотра готового изображения. Возможность просмотра гистограммы повышает точность передачи полутонов, недостижимую ни одним из способов измерения. В видеокамерах и беззеркальных фотоаппаратах точная корректировка экспозиционных параметров возможна непосредственно в момент съёмки.

К недостаткам электронного визира можно отнести необходимость постоянного электропитания, ненужного оптическим видоискателям. Кроме того, полноценное визирование требует высокой разрешающей способности экрана и качественной цветопередачи, удорожая конструкцию. Изменение свойств ЖК-экрана при низких температурах затрудняет съёмку на морозе.

В фотоаппаратуре использование электронного видоискателя увеличивает лаг затвора , поскольку вначале последний должен закрыться из положения визирования, и только затем произвести экспозицию. В зеркальных фотоаппаратах при работе в режиме Live View временна́я задержка иногда превышает такую же, получаемую за счёт подвижного зеркала.

См. также

Напишите отзыв о статье "Электронный видоискатель"

Примечания

Литература

  • Юрий Михайловский (рус.) // «MediaVision»: журнал. - 2010. - № 4 . - С. 56-71 .
  • Михаил Львов (рус.) // «MediaVision»: журнал. - 2014. - № 10/50 . - С. 71-80 .
  • . - Canon Inc., 2009. - С. 125-140. - 274 с.

Отрывок, характеризующий Электронный видоискатель

– Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я.
– А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка.
– Когда-нибудь, да, – ответила я.
– Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?..
Её огромные серые глаза сияли, как звёздочки, в надежде, что её любимая мама в один прекрасный день тоже будет здесь, в её новом мире, даже не понимая, что этот ЕЁ теперешний мир для мамы будет не более и не менее, как просто смерть...
И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...

Привет всем, с вами снова Роман Влах и мы продолжим выяснять, что лучше зеркалка или беззеркалка. В предыдущей статье Мы рассмотрели различия в устройстве систем, и как повлияло на размеры отсутствие зеркала в беззеркалках.

В беззеркалках сняли зеркало. Нет зеркала – изображение попадает прямо на матрицу фотоаппарат и видоискатель как таковой для функционирования камеры не нужен. Но так ли это? На самом деле профессиональные фотографы как и производители фототехнике уделяют очень большое значение видоискателю.

В этой статье мы рассмотрим: что такое видоискатель, какие есть виды и типы видоискателей, какое значение имеет видоискатель для фотографа и процесса съемки. Ну и конечно рассмотрим особенности видоискателей на каждой системе. К концу статьи вы проанализируете все ЗА и ПРОТИВ и решите, какой видоискатель лучше. Рассмотрим видоискатель как один из критериев выбора системы зеркалка VS беззеркалка.

Какую функцию выполняет видоискатель?

В видоискателе фотограф видит будущий кадр. Вы скажете видоискатель не нужен, ведь на современных фотоаппаратах есть экран, на котором все видно гораздо лучше. Но на самом деле попробуйте поснимать на улице в солнечную погоду. Особенно если солнце у вас за спиной. На экране вы увидите свое отражение и яркие солнечные блики будут слепить вши глаза. В видоискателе такого нет. Вы подводите видоискатель к глазу и закрываете попадание в него постороннего света.

У видоискателей есть определенные характеристики:

  • покрытие кадра — чем оно выше тем дороже камера
  • увеличение изображения — чем больше тем лучше
  • Наличие диоптрийной подстройки для людей с проблемным зрением.

Оптический видоискатель в зеркальном фотоаппарате

На зеркалках всегда используют оптический видоискатель (OVF, англ. Optical ViewFinder) , или у него еще есть второе название зеркальный видоискатель. В оптическом видоискателе вы видите живую картинку в реальном времени без цифровой обработки. Самое интересное вы можете зеркальным видоискателем пользоваться, даже если камера выключена. Это все равно, что смотреть в бинокль или через очки. Изображение проходит только через систему линз и зеркал.


Плюсы:

  • Не потребляет энергию
  • Работает при выключенном питании
  • Изображение в реальном времени без задержек и цифровой обработки.

Минусы:

  • Мало информации о настройках камеры
  • Невозможно снимать видео

Электронный видоискатель в беззеркальных фотоаппаратах.

Самые дешевые беззеркалки не имеют видоискателей. Производители некоторых марок предлагают отдельно докупить видоискатель, который вставляется в горячий башмак. Я не говорю за цифромыльницы. Как класс фотоаппаратов они малоинтересны кроме своих компактных размеров . В пределах данного обзора мы рассматриваем системные беззеркальные камеры со сменной оптикой и большой матрицей.

В беззеркальных камерах ставят электронные видоискатели (EVF, англ. Electronic ViewFinder) . Видоискатель уже состоит из маленького экрана, рассчитанного на один глаз. Поскольку это экран то у него есть определенные технические характеристики. Разрешение видоискателя может быть 800Х600, 1024Х768, и выше. Но самое важное – задержка видоискателя. Из-за того что изображение проходит обработку графическим процессором и потом выводится на дисплей есть задержка вывода изображения. Точно так же как прямая телевизионная трансляция. Далеко не всем фотографам это нравится. Представьте, что ваш комп подвисает и тормозит на каждом шагу Однако современные технологии, высокоскоростные графические процессоры и новые алгоритмы обработки данных позволили настолько снизить эту задержку что человеческий глаз уже не способен заметить ее. К примеру на топовой беззекралке от Fujifilm X-T1 задержка видоискателя всего 5/1000 секунды. Можете представить на сколько это мало?

Да в цифровом видоискателе фотограф не видит живую картинку как в оптическом, да в нем есть задержка. Однако современные технологии настолько ее нивелировали, что этого человеческий глаз не замечает. В цифровой видоискатель часто помещают дополнительную информацию о выдержке, диафрагме, ISO, даже выводят гистограмму картинки. Более того производители сделали «электронного помощника» для ручной фокусировки засвечивая зоны в фокусе – фокус пикинг. Еще интересная опция есть у электронных видоискателей, помогает сделать ровный горизонт на фотографиях и на ваших фотографиях никогда не будет заваленного горизонта, если вы воспользуетесь этой опцией.

Плюсы:

Минусы (в бюджетных моделях):

  • Возможна задержка картинки в бюджетных моделях
  • Низкое разрешение видоискателя.
  • Возможны цифровые шумы при слабом освещении.
  • Расход энергии.

Может ли быть оптический видоискатель в беззеркалке?

Да может и производители делают их. Однако они работают совершенно по другому принципу, отличному от зеркальных камер. Такими видоискателями снабжают только самые топовые модели, и то далеко не все. Компания Fujifilm выпустила камеру X Pro1 и установили на нее гибридный видоискатель. На этой камере видоискатель стоит отдельно от объектива, как на дальномерных камерах Leica.

Что за чудо-юдо гибридный видоискатель?

Можно говорить много о нем, но лучше посмотреть на картинку.

В видоискатель попадает картинка с оптического видоискателя и дополняется информацией с электронного экрана. Так же на камере есть переключатель, который отключает электронную проекцию, и вы пользуетесь полноценным оптическим видоискателем.

Компания Fujifilm так же имеет линейку компактных профессиональных камер с большими матрицами. На этих камерах несменные светосильные объективы и на некоторых моделях так же устанавливают гибридный видоискатель.

Я не буду перечислять плюсы и минусы гибридного видоискателя. Я считаю в нем собрали все самое лучшее от оптического и электронного видоискателей.

Выводы

Мы рассмотрели еще один важный элемент фотоаппарата – видоискатель и рассмотрели какие есть типы видоискателей. На самом деле видоискатель это немаловажный критерий при выборе камеры и считаю этот небольшой обзор поможет вам при выборе между зеркалкой или беззеркалкой. А пока оставьте свой голос, какой тип видоискателя вы предпочитаете.

Расскажите в комментариях, каким видоискателем вы пользовались, и какие впечатления у вас остались от его использования. Или же просто оставьте свое мнение о видоискателях.

Удачных вам кадров!
С уважением Роман Влах.

Взяв в руки фотоаппарат, фотограф интуитивно смотрит в глазок видоискателя, для определения дальнейших параметров снимка без него не обойтись. Фотографировать без видоискателя всё равно, что фотографировать в слепую, появляется проблема правильного построения композиции снимка. Но как изображение попадает в видоискатель? Ответ скрыт в нутрии фотоаппарата через зеркало, но обо всём по порядку.

Принцип устройства видоискателя

Видоискатель - это элемент фотоаппарата, компонующий будущий снимок, дающий возможность фотографу предварительно оценить композицию изображения. Видоискатель позволяет фотографу «прицелиться » и навести на резкость камеру. Этот элемент просто необходим при сильном внешнем освещении, когда на дисплее фотоаппарата с трудом можно что-то разглядеть. Фотоаппарат устроен, так что зеркало, взаимодействуя с пентапризмой, направляет изображение в видоискатель.

Видоискатели могут быть различного типа

Оптический параллаксный видоискатель - представляет собой оптическую систему, отдельную от объектива. Параллакс возникает при несовпадении оптической оси видоискателя с осью объектива. При кадрировании снимка с близкого расстояния параллакс следует учитывать. Большее фокусное расстояние объектива и меньший угол зрения дают большую параллактическую ошибку.
Преимущество оптического видоискателя в том, что он не потребляет энергии, а сформированное им изображение не определяется свойствами светочувствительной матрицы. Недостаток в том, что параллаксный видоискатель не захватывает все поле кадра, видимое матрицей , а только 80 - 90 процентов от него. В результате это приводит к небольшой погрешности при оценке кадра.
Современные, более сложные модели аппаратов снабжены связанным с механизмом наводки на резкость механизмом, компенсирующим параллакс.

Электронный видоискатель - беспараллаксный , показывающий изображение с основного сенсора на жидкокристаллическом дисплее. В компактных цифровых фотоаппаратах изображение передается непосредственно на экран аппарата, а в псевдозеркальных цифровых фотоаппаратах - через окуляр.
Одним из преимуществ электронных видоискателей можно считать точность изображения, создаваемого на матрице, то есть параллакс отсутствует, что дает возможность фотографу оценить правильность кадра. К недостаткам можно отнести потребление дополнительной энергии во время работы, а так же зависимость от свойств светочувствительного элемента камеры. Запаздывание изображения тоже является минусом, так как съемка движущихся объектов становится затруднительной.

Зеркальный видоискатель - соединил в себе все преимущества вышеописанных видоискателей. Изображение, попадающее непосредственно через объектив путем перенаправления картинки при помощи поворотного зеркала, получается в итоге именно таким, каким его видит фотограф. Он позволяет фотографу точно определять глубину резкости и чёткость кадра.

Жидкокристаллический дисплей показывает важные параметры съемки в видоискателе и требует небольшого количества энергии. Небольшой недостаток в том, что конструкция видоискателя становится немного громоздкой, вследствие этого зеркальные видоискатели присутствуют на профессиональных камерах со сменной оптикой.

Зеркало в фотоаппарате

Зеркало - это незаменимый элемент фотоаппарата. Благодаря наличию зеркала фотограф получает возможность видеть изображение таким, какое оно есть на самом деле. Принцип работы зеркальной фотокамеры можно описать так. Фотограф видит изображение, которое проходит сложную обработку через объектив камеры, диафрагму , изображение попадает на зеркало, преломляется и попадает на пентапризму затем в видоискатель, при нажатии спусковой кнопки срабатывает затвор, вместе с ним приводится в работу механизм подъема зеркала камеры, а затем изображение проецируется на матрицу.
К преимуществам наличия зеркала в фотоаппарате можно отнести отсутствие параллакса, что позволяет оценить ГРИП , эффекты от использования светофильтров и насадок и прочие параметры изображения.

Так же зеркальные фотоаппараты могут использовать фазовый автофокус . Данный автофокус имеет высокую скорость работы и хорошую точность.

К недостаткам можно отнести снижение надежности камеры, за счет подъемного механизма зеркала. Работа зеркального фотоаппарата более шумная, поэтому тяжело будет снимать диких животных и насекомых в близи.
Другая разновидность зеркальных фотокамер - двухобъективные зеркальные камеры. В таких камерах отсутствует механизм подъёма зеркала, а видоискатель использует отдельный объектив, механически связанный с основным объективом. О сайте fotomtv .

Другие темы:

Показать html-код для вставки в блог

Принцип работы видоискателя и зеркала фотоаппарата

Взяв в руки фотоаппарат, фотограф интуитивно смотрит в глазок видоискателя, для определения дальнейших параметров снимка без него не обойтись. Фотографировать без видоискателя всё равно, что фотографировать в слепую, появляется проблема

Читать подробнее

Чем электронный видоискатель превосходит оптический, как он работает и почему за ним будущее. Подробно рассказываем о технологии и развенчиваем мифы.

Для начала давайте вспомним что такое видоискатель.

Что такое видоискатель

Видоискатель это элемент камеры отвечающий за визирование. Он состоит из окуляра и внутренних элементов.

Видоискатель – это окошко через которое фотограф видит мир который хочет запечатлеть.

На сегодняшний день существует два типа видоискателей оптический и электронный.

Самый простой пример – видоискатель зеркальной фотокамеры. В зеркальных камерах в видоискателе вы видите пентапризму, которая передает изображение получаемое через объектив.

Ниже представлена схема работы зеркальной камеры.

Во время съёмки зеркало поднимается для того чтобы свет попал на матрицу (или пленку), соотвественно изображение в видоискателе пропадает.

В дальномерных камерах видоискатель оптический, но свет проходит через систему линз в корпусе камеры не связанных с объективом. Фотограф видит несколько смещенную картинку (видоискатель сбоку камеры) и не может вручную фокусироваться по этому изображению.

Такая схема встречается только в определенных камерах, например в моделях Leica, камерах Fujifilm X-Pro2 и других. Поэтому рядовой фотограф сталкивается с ней крайне редко. Но это уже тема отдельной статьи.

Электронный видоискатель (electronic viewfinder – EVF) это конструкция в которой вы через окуляр смотрите на небольшой LCD или OLED дисплей.

Изображение поступает прямо с матрицы камеры, что позволяет вам оценивать не только само изображение, но и его коррекцию (с балансом белого и настройками цвета) до того как вы сделаете кадр. Это особенно удобно для новичков осваивающих фототехнику впервые.


Просмотр фото в электронном видоискателе (фото снято на телефон, поэтому качество изображения ниже чем видит глаз)

За счет отсутствия в конструкции зеркала и призмы электронный видоискатель значительно компактнее и по этой причине устанавливается на беззеркальные камеры.

Первые видоискатели, как и первые беззеркальные камеры, были новой технологией с весьма слабыми возможностями. По своим возможностям они сильно уступали оптическому видоискателю. Разрешение было низкое, картинка запаздывала, картинка была темная и так далее.

К настоящему моменту электронные видоискатели избавились от детских проблем и благодаря широкому функционалу во многом превосходят оптические.

Сегодня электронный видоискатель имеет большое количество преимуществ перед оптическим за исключением того, что потребляет энергию.

Плюсы электронного видоискателя:

  • отображение экспозиции и цвета до съёмки кадра;
  • предварительный просмотр ;
  • отображение всех параметров съёмки;
  • покрывает 100% кадра (оптический 96-98%);
  • отображение инструментов помощи при съёмке – уровень горизонта, зебра, и т.п.;
  • помощь при ручной фокусировке;
  • компактность.

У электронного видоискателя есть и свои недостатки:

  • энергозависимость (хотя в новых камерах типа и других видоискатель выполнен по технологии OLED, все равно он потребляет энергию);
  • запаздывание картинки, в новых моделях камер частота увеличена до 100-120 кадров в секунду, что почти нивелирует эту проблему;
  • медленное изменение яркости изображения — при сильном изменении экспозиции кадра требуется некоторое время для подстройки картинки;
  • недостаточная яркость;
  • низкое разрешение дисплея электронного видоискателя;
  • психологический фактор. Для некоторых привычка к оптическому видоискателю стала такой крепкой, что они не могут перестроиться на электронный.

Почти все недостатки кроме энергопотребления встречались в камерах 2010-2016 годов выпуска. В современных моделях подобных проблем вы не встретите. Запаздывание картинки не заметно, яркость высокая, разрешение начинается с 3 Мп (уже очень много).

Выводы

Как видите плюсов у электронного видоискателя намного больше чем минусов. Все минусы которые встречаются в сети связаны со старыми моделями камер, когда технологии только появлялись и начинали своё развитие.

В данный момент электронный видоискатель по удобству стал на одном уровне с оптическим, а во многом и превосходит его по возможностям.

Если отбросить технические термины и судить логично, то слово «видоискатель» воспринимается так: «поиск вида». Т.е. данный элемент фотоаппарата позволяет фотографу отыскать нужный ему кадр – увидеть картинку, которую он хочет запечатлеть на фото.

В зеркальной камере это окошко, куда заглядывает фотограф, в обычной цифровой мыльнице – это ЖК-экран, хотя об этом подробнее ниже. Самая главная задача видоискателя – позволить фотографу увидеть рамки будущего фото, настроить фокусировку, наклон камеры, приближение. Также в видоискателе отображается другая важная информация:

  • Экспозиция;
  • Выдержка
  • Баланс белого;
  • Светочувствительность ISO и т.д.

Один из важных вопросов, интересующих новичков: влияет ли видоискатель на качество фотографии? Технически нет, хотя косвенно, конечно же, влияет. На плохом видоискателе картинка может быть немного искажена, т.е. на дисплее она может отображаться не совсем так, как «видит» ее матрица фотоаппарата. Хотя в техническом плане видоискатель ВООБЩЕ никакого влияния не оказывает на качество фотографии.

Как минимум, есть 3 типа видоискателей:

  1. Электронный, ЖК-дисплей;
  2. Зеркальный;
  3. Оптический (параллаксный).

Не обязательно в одной камере должен использоваться какой-либо один тип. Часто в фотоаппарате есть комбинация из нескольких видов.

Зеркальный видоискатель

Зеркальные фотоаппараты называются потому, что в них используется зеркало для направления потока света в видоискатель. Чтобы проще понять, как это работает, взгляните на эту схему:


Здесь световой поток через объектив попадает на зеркало (1), затем направляется в пентапризму (3) и оттуда «рикошетит» в видоискатель (2). Применяется такая схема на профессиональных фотоаппаратах всегда, хотя в последнее время появились дешевые зеркальные фотоаппараты начального уровня – в них тоже используется зеркальный видоискатель.

Преимущества такой системы более чем очевидны: фотограф видит в видоискателе именно тот кадр, который он собирается запечатлеть, без искажений и параллакса (что такое параллакс см. ниже). Также он не требует затрат энергии аккумулятора.

Недостаток тоже есть – такая система требует места для реализации, поэтому зеркальные фотоаппараты большие и тяжелые. Также она технически сложная, что предполагает увеличение стоимости камеры.

Оптический (параллаксный) видоискатель

Оптический видоискатель – это набор линз, встроенных в корпус фотоаппарата. Через все эти линзы и видно изображение.


Т.к. видоискатель находится не на одном уровне с объективом, то возникает разность в направлении, что и называется параллаксом. Т.е. в видоискатель фотограф видит не совсем то изображение, которое он собирается получить на фото, всегда есть погрешность. Также в оптическом видоискателе не видно фокусировку, что еще один недостаток.

Оптический видоискатель сразу видно на корпусе камеры – есть специальное окошко, хотя его часто путают с зеркальным видоискателем. Знайте: разница между ними огромная.

Электронный видоискатель

Это относительно простая система, которая задействует процессор фотоаппарата, матрицу и ЖК-дисплей.

Взгляните на эту схему:


Световой поток через объектив сразу попадает на матрицу (1). Изображение с матрицы считывается процессором (2), затем оно оцифровывается, немного корректируется и выводится на ЖК-экран (3). В результате фотограф видит картинку.

Учитывая тот факт, что процессору требуется время для обработки данных, а также время отклика дисплея, картинка на экране может «плавать». Также при слабой подсветке или, наоборот, очень сильном освещении, на экране сложно оценить качество картинки.


Кроме прочего, система обладает еще одним недостаток. Это энергопотребление. Для вывода изображения на экран задействуется и матрица, и процессор, и сам же экран, а он потребляет много энергии. Поэтому мыльницы или беззеркальные камеры так «жрут» энергию батареи. Зеркальные фотоаппараты в этом плане выигрывают с большим преимуществом.

Зато, в отличие от оптического, зеркальный видоискатель показывает ту же картинку, что видит сам объектив, т.е. нет параллакса.

Пожалуй, это все. Очень надеюсь, что я нигде не ошибся и ничего не потерял.


Пожалуйста, оцените статью: