Беззеркальная или зеркальная камера. Зеркалка или беззеркалка, что лучше? Плюсы и минусы

Еще каких-нибудь пять лет назад этот вопрос можно было отнести к разряду чисто риторических. Не смотря на то, что поголовье беззеркальной фототехники на магазинных полках уже начинало стремительно расти, никакой серьезной конкуренции эти новомодные изделия классическим зеркальным фотоаппаратам не составляли. А подавляющее большинство профессиональных фотографов и фоторепортеров продолжало использовать свои зеркальные Никоны и Кэноны. Того же выбора придерживались и продвинутые фотолюбители.

Однако специалисты в области развития технических систем в один голос уверяли, что революция на фоторынке обязательно произойдет в самые ближайшие годы. И беззеркальные камеры с электронным видоискателем похоронят «зеркалки», как цифровые фотоаппараты в начале 2000-х свели в могилу своих пленочных собратьев. Так что же мы имеем на сегодняшний день?


История вопроса

В тот самый момент, когда фотопленка в камерах была заменена светочувствительной матрицей, стало понятно, что дни зеркальной фототехники сочтены. Если мы с помощью матрицы получаем оцифрованное изображение, то сам Бог велел передать его в электронный видоискатель, как это, например, делается в видеокамерах, и рассматривать глазом уже ту картинку, которая получится у нас на выходе. Это решение сулило немало преимуществ.

Во-первых, фотограф получал возможность вносить корректировки экспозиции или баланса белого, не делая пробных кадров, что увеличивало бы ресурс камеры.
Во-вторых, мы избавлялись от не самого надежного механизма подъема зеркала, который к тому же сильно увеличивал размеры фотоаппарата.
И, как бонус, появлялась возможность выводить в поле видоискателя различную полезную для фотографа информацию. Например, в точке фокусировки показывать увеличенное изображение для упрощения наводки на резкость мануальных объективов.

Дело оставалось за малым – добиться того, чтобы электронный видоискатель давал изображение сравнимое по качеству с той картинкой, которую дают видоискатели "зеркалок".

Напомню, кстати, что беззеркальные цифровые фотоаппараты появились на свет раньше "зеркалок". И первой моей цифровой камерой была какая-то "мыльница" от Олимпус с электронным видоискателем. Но качество им создаваемого изображения было на столько плохим, что не возможно было определить в видоискателе направление взгляда портретируемого или различить прочие важные для фотографа подробности.
Не удивительно, что в скором времени я от этого фотоаппарата отказался.

Однако, нужно признать, что на сегодняшний момент качество электронных видоискателей шагнуло значительно вперед. Так почему же мы не слышим траурной музыки по поводу безвременно ушедших с фотографического рынка "зеркалок"?

Преимущества и недостатки беззеркальных камер

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, нужно определиться, какие преимущества имеет «беззеркальная» камера со сменными объективами перед «зеркалками»,и на сколько эти преимущества важны для фотографа.

1. Меньшие габариты и вес. Поскольку мы избавляемся от механизма подъема зеркала, появляется возможность сделать корпус камеры более плоским и чуть более легким. Всегда ли это хорошо? Думаю, что нет. Тут вступает в силу такой фактор, как комфортность фотосъемки. Камера должна удобно лежать в руке. А для этого она должна иметь определенные размеры, пропорциональные размерам руки.
Не случайно многие фотографы жалуются на «зеркалки» начального уровня, габариты которых сильно уменьшены по сравнению с топовыми моделями. Но, с другой стороны, существуют области применения камер, в которых вес и габариты играют немаловажную роль. Например, фотосъемка в поездках и путешествиях.

2. Более высокая надежность затвора. Поскольку в «зеркалках» кроме самого затвора фотокамеры есть еще механизм подъема зеркала, который чаще всего первым выходит из строя, «беззеркалки» должны обладать большей надежностью и большим ресурсом срабатывания затвора. Насколько это верно в реальной жизни, сказать трудно. Однако некоторые фирмы дают в технических характеристиках своих «беззеркальных» изделий цифру 400 тысяч. Именно столько фотографий вы сможете сделать до первой поломки затвора. Это очень хороший показатель, сравнимый с ресурсом профессиональных «зеркалок».

3. Большая информативность видоискателя. Электронный видоискатель имеет несколько существенных преимуществ. Фотограф наблюдает в нем практически ту картинку, которую он получит после нажатии кнопки спуска затвора. То есть он может увеличить экспозицию, если кадр кажется ему слишком темным. Или подправить баланс белого, не делая при этом пробных кадров. Кроме того, при съемке в темноте он может лучше рассмотреть снимаемый объект, поскольку в электронном видоискателе изображение будет светлым. Также в электронном видоискателе можно, как на экране, выводить множество полезной информации, о чем было сказано ранее.

4. Меньшая стоимость. По идее, отсутствие дорогостоящего механизма подъема зеркала, меньший вес и габариты должны приводить к тому, что «беззеркалка» будет дешевле своих «зеркальных» аналогов. Но пока дело обстоит, скорее, наоборот.

Теперь, чтобы быть объективным в оценках, скажу и об недостатках «беззеркалных» камер.

1. Из-за уменьшенных габаритов они хуже лежат в руке.

2. Электронный видоискатель потребляет энергию для своей работы. А поскольку он работает при съемке постоянно, аккумуляторы быстро садятся. Если многие зеркальные фотокамеры на одном заряде позволяют отснять более тысячи кадров, «беззеркалки» едва делают 400 снимков. Особенно обидно, что даже когда вы не снимаете, а просто разглядываете что-то через видоискатель, энергия батарей активно расходуется. То есть долго не поприцеливаешься.

3. Качество картинки в электронном видоискателе хоть и улучшилось, но все еще уступает изображению оптического канала в «зеркалках». 4. «Беззеркалки» несколько медленнее включаются, а в некоторых из них изображение подается с некоторой задержкой, что, впрочем, не критично. 5. Многие «беззеркалки» все еще проигрывают по скорости автофокуса, хотя появление в последних моделях гибридного автофокуса, где фокусировка идет и по контрасту, и по фазовым датчикам, почти выправило ситуацию.

Сравнение на конкретных примерах

Судя по рейтингам Яндекс-Маркета и Торговой сети MOYO https://www.moyo.ua/foto_video/photo_video/cameras/ , одной из самых популярных «беззеркальных» камер топ-уровня является Sony Alpha A7R2, цена которой сейчас колеблется возле 200 тыс. рублей за тушку без объектива. Это примерно соответствует стоимости такой зеркальной камеры, как Canon 5D mark3.

Давайте же проведем их сравнение и огласим если не окончательный вердикт, то, по крайней мере, итоги промежуточного финиша в продолжающейся гонке двух этих типов фотокамер.

Тип фотокамеры:
Внешний вид:
Размер сенсора: 36 x 24 мм 35.9 x 24 мм
Размер кадра: 5760 x 3840 или 22,3 млн. пикселов 7952 x 5304 или 42.4 млн. пикселов
Тип матрицы: CMOS BSI CMOS
Стабилизатор матрицы: Отсутствует 5-и осевая стабилизация
Скорость съемки: 6 кадров в сек 5 кадров в сек.
Видоискатель: Оптический Электронный 2359296 пикселов
ЖК экран: 1044000 точек, 3.20 дюйма 1228800 точек, 3 дюйма
Выдержка: 30 – 1/8000 30 – 1/8000
Емкость аккумулятора: 950 кадров 340 кадров
Разрешение видеороликов: 1920x1080 3840x2160
Макс частота кадров HD видео: 30 кадров в секунду 60 кадров в секунду
Размер камеры: 152x116x76 мм, без объектива 127x96x60 мм, без объектива
Вес камеры: 950 г, с элементами питания 625 г, с элементами питания

Как видим, сухая логика цифр говорит о том, что по большинству параметров выигрывает «беззеркальная» камера Sony Alpha A7R2.
Она имеет более совершенную матрицу с задней засветкой, что уменьшает шумы на высоких значениях чувствительности.
Она позволяет делать снимки почти вдвое большего размера по количеству мегапикселов.
Снимает видео в формате 4К. А в формате HD дает возможность снимать видеоролики с частотой 60 кадров в секунду против 30 кадров у Кэнона.
При этом она легче и компактнее своего зеркального конкурента.

И еще один важный момент: Sony Alpha A7R2 имеет эффективный стабилизатор на матрице. В то время как у Кэнон он отсутствует, так как фирма пока предпочитает ставить стабилизаторы оптического типа непосредственно в объективы, что жутко увеличивает их стоимость.

Проигрывает Sony Alpha A7R2 пока только в меньшем времени работы от аккумулятора, слегка в скорострельности. Немного в скорости фокусировки и времени включения. Она также менее удобно лежит в руке и не столь оперативно управляется.

Уже с первого взгляда видно, что данная «беззеркалка» имеет больше плюсов, чем минусов по сравнению с флагманом от Кэнон.

Так почему же профессиональные фотографы и продвинутые любители в своем большинстве все еще предпочитают снимать на «зеркалки»? Причину, на мой взгляд, следует искать в двух плоскостях.
Во-первых, Sony Alpha A7R2 и большинство других «беззеркалок» все еще уступают в оперативности и эргономике, что для профессионалов часто имеет решающее значение.
Во-вторых, работает определенная инерция выбора. Нужно время, чтобы покупатель поверил в новый тип камер. Да и проблему перехода на новую линейку объективов не следует скидывать со счета.

Тем же фотографам, кто выбирает камеру «с нуля», уже сегодня есть смысл задуматься над покупкой «беззеркалки», особенно в том случае, когда она будет использоваться преимущественно в путешествиях, где каждый килограмм веса создает немалые проблемы.

По всему получается, что век «зеркалок» все-таки подходит к концу. Если, конечно, их производители не придумают что-то из ряда вон выходящее.

Валерий МИШАКОВ

Не так давно на рынке были представлены 2 типа фотоаппаратов: это зеркальные и «мыльницы». Первые – зеркальные фотоаппараты – были ориентированы на профессионалов. Мыльницы – обычные цифровые фотокамеры – подходили любительской части покупателей, они отличались автоматическим режимом съемки и не позволяли владельцам реализовать «творческий потенциал» (вообще-то даже с дешевой мыльницей можно делать прекрасные креативные снимки, поэтому это словосочетание в кавычках).

В последе время на рынке появился новый класс девайсов – это промежуточные камеры между мыльницами и зеркалками. Они называются беззеркальные фотоаппараты и обладают съемной оптикой. Если сравнивать их технические параметры и качество снимков, то они вполне могут конкурировать с известными зеркалками полупрофессионального и уж точно любительского уровня. При всем этом стоят они гораздо дешевле, что и вызвало большой ажиотаж на рынке и подняло их популярность. И даже сегодня при покупке фотоаппарата пользователи задаются вопросом: что же лучше: зеркальный или беззеркальный фотоаппарат.

Устройство зеркального фотоаппарата

Разница между зеркальной и беззеркальной фотокамерой в первую очередь заключается в использовании системы с зеркалом и пентапризмой (3). Здесь зеркало (1) нужно для направления света в видоискатель (2). Как только пользователь жмет на кнопку, происходит спуск затвора, и зеркало приподнимается. Далее световой поток меняет свое направление – вместо видоискателя он попадает на поверхность матрицы (4). Под номером (5) – фазовые датчики, необходимые для фокусирования оптики.

Достоинство такой конструкции очевидно – картинка, которую видит пользователь в видоискателе, без искажений передается на матрицу, и снимок получается в точности как в видоискателе. Плюс ко всему, зеркальный фотоаппарат отличается огромным количеством настроек, что, свою очередь, предоставляет возможности творчества для пользователя. Здесь также есть возможность применять быстрый фазовый автофокус, что наряду с оптическим видоискателем позволит запечатлеть нужный момент.


В принципе, с зеркальной камерой понятно: это в первую очередь профессиональный девайс, хотя в последнее время на рынке появились модели для начинающих. Они дешевле, но в них стоит не самая лучшая оптика, да и функционал немного ограничен. В первую очередь они оснащаются удобным управлением и, что самое главное, автоматическим режимом съемки.

Устройство беззеркального фотоаппарата

Легко догадаться, что идея, которая лежит в основе данной технологии, предполагает отказ от зеркала. Компании Olympus и Panasonic – первые производители этих гибридных камер. Хотя в последнее время их на рынке появилось уже много, и они успешно доказали, что способны составить здоровую конкуренцию зеркалкам.


Главное отличие в конструкции: в зеркальной камере световой поток направляется на зеркало с пентапризмой, далее – в видоискатель, при спуске затвора направление меняется и поток попадает на светочувствительную матрицу. В беззеркальном варианте световой поток сразу попадает на матрицу (1). Здесь предварительный просмотр возможен благодаря считыванию изображения процессором (2) прямо с матрицы. Отображение считанной процессором картинки осуществляется на электронном видоискателе, который является простым ЖК-дисплеем (3).


Достоинства и недостатки

В первую очередь хотелось бы отметить: идея удалить из конструкции зеркальный видоискатель и заменить его процессором с электронным видоискателем выглядит неплохо, и она даже имеет свои плюсы. В первую очередь плюсы касаются габаритов: беззеркальные камеры более компактны, поэтому их владельцы могут брать данные девайсы с собой на прогулку. Зеркалки в этом плане проигрывают – они большие, и не всегда удобно таскать с собой сей девайс даже в специальной сумке.

Однако компактность – это не всегда хорошо. Зеркалки очень удобно держать из-за их больших размеров, а вот хват беззеркалки не всегда удобен.

О матрицах

В мыльницах часто используются светочувствительные матрицы, которые по характеристикам сильно проигрывают используемым в зеркалках сенсорам. В беззеркальных девайсах тоже используется сенсоры, как и в зеркалках. Это позволяет получать снимки прекрасного качества. Впрочем, в беззеркальных камерах не могут применяться полнокадровые матрицы, однако они часто и не нужны. Полнокадровые матрицы требуются для исключительных съемочных ситуаций, следовательно, это весьма сомнительный плюс в пользу зеркальных фотокамер.

Видоискатель

В матрице нет преимуществ какого-либо фотоаппарата… ну, почти нет. А вот видоискатель – тут большой плюс для зеркального фотоаппарата. Оптический видоискатель позволяет при любом освещении наблюдать картинку, как она есть, без искажений, что в итоге позволит получить «правильный снимок».

В беззеркальных камерах используется электронный видоискатель, то бишь дисплей. На нем часто изображение выводится с задержками. Да и разрешающая способность этого дисплея гораздо ниже, чем разрешение глаза человека. Да и вообще, ограниченная освещенность – это большая проблема электронного видоискателя – картинка засоряется шумами, появляется зернистость. Короче, по этому критерию зеркалки вне конкуренции, ведь поймать правильный момент глазом гораздо проще, нежели чем электронным дисплеем.

Автоматическая фокусировка

Автофокус в беззеркалках – это проблема. Отчасти благодаря огромным усилиям производителей проблему автофокуса в беззеркальных камерах решить удалось, но все равно она не решена окончательно. Дело в том, что в беззеркалках применяется контрастный автофокус (особенности конструкции таковы), в то время как в зеркальных фотоаппаратах – фазовый. То есть фокусировка здесь осуществляется процессором при попадании картинки на матрицу и последующем ее анализе.

Исследования показали, что фазовая фокусировка, применяемая в зеркалках, по точности и скорости сильно превосходит контрастную, следовательно, зеркалка сильно выигрывает по данному параметру.

Оптика

В обеих камерах оптика сменная, но зеркалки в арсенале имеют куда более широкий набор сменной оптики. Беззеркалки в этом плане ограничены, но тут стоит понимать, что появились они на рынке недавно и ассортимент объективов для беззеркальных камер растет. Вполне вероятно, что через 2-3 года ассортимент оптики для данных девайсов будет настолько же огромен, как и для зеркалок. Так что это хоть и преимущество в пользу зеркальных фотокамер, но оно временное.

Автономность и энергопотребление

Беззеркальные камеры «жрут» энергию аккумулятора достаточно быстро: здесь работает ЖК-дисплей (электронный видоискатель), процессор, анализатор изображения, светочувствительная матрица. В результате батарея садится быстро, и то этого беззеркалка проигрывает зеркальной камере.

Более того, в зеркальных фотоаппаратах конструкция большая, что позволят использовать аккумулятор с большей мощностью. По сути, один зеркальный фотоаппарат по времени сможет работать дольше, чем 2 беззеркальных.

Выводы

Сложно отдать предпочтение тому или иному девайсу, но попробовать стоит. Технически зеркалка все-таки превосходит беззеркальную камеру, вот только последняя стоит дешевле. Если вам нужна хорошая камера для любительской съемки, то вполне можно ограничиться и беззеркальной фотокамерой. Если вы планируете обучаться искусству фото, то в любом случае рано или поздно вам потребуется зеркальный фотоаппарат с хорошей оптикой, и возможностей беззеркальной камеры будет недостаточно. В этом случае потребуется зеркальный фотоаппарат.

Большой выбор сменной оптики на все случаи жизни предлагают производители зеркальных камер. Однако для переноски аппарата с двумя-тремя объективами потребуется объемистая сумка.

Крупные размеры зеркальных камер объясняются наличием зеркала с механическим приводом. Оно расположено в специальном корпусе и направляет падающий через объектив свет на оптический видоискатель. При полном нажатии на кнопку спуска затвора зеркало поднимается, освобождая путь свету, падающему на матрицу.

Размеры корпусов зеркалок варьируются довольно широко: имеются как сравнительно небольшие камеры (например, недавно вышедшая Sony Alpha SLT-A55), так и весьма внушительные профессиональные фотоаппараты вроде Nikon D3s. Необходимо учитывать и размеры объектива. Подчас фотографу приходится манипулировать двухкилограммовым устройством длиной 30 см.

У системных камер размеры и вес в два раза меньше. Сказывается отсутствие зеркала и оптического видоискателя, с помощью которого можно визировать объект съемки сквозь объектив.

Вместо этого большинство системных камер оснащено электронным видоискателем. Это небольшой дисплей, получающий изображение непосредственно с матрицы. В камерах Panasonic видоискатель встроен в корпус; некоторые производители прилагают внешний видоискатель для установки в башмак. Это позволяет уменьшить размеры и вес устройства.

Сравним: Sony Alpha NEX-3 весит всего 239 г, довольно небольшая зеркалка Pentax K-r – около 600 г, а Canon 7D – целых 820 г. Для камер Panasonic (серия G) и Olympus (модели PEN) доступны более легкие и компактные объективы стандарта Micro Four Thirds. Большинство компактных камер со сменной оптикой, в зависимости от объектива, весит не более 500 г.

Вопрос цены

По отдельности аппарат и объектив обходятся довольно дорого, но при покупке так называемого кита (комплекта) можно сэкономить до 30%. Например, кит Nikon D3100 + объектив AF-S DX Nikkor 18-55 VR доступен в среднем за 21 тыс. руб.; при покупке тушки и объектива по отдельности цена составит приблизительно 24 тыс. руб. (18,5 тыс. руб. + 5,5 тыс. руб.). Зеркалка Canon EOS 550D (стоимость без объектива – 24 тыс. руб.) в комплекте с объективом с трехкратным зумом (5 тыс. руб.) доступна по цене от 27 тыс. руб.

Системная камера Olympus E-P2 в комплектации без объектива стоит около 25 тыс. руб.; комплект, включающий объектив с трехкратным зумом, обойдется приблизительно на 12 тыс. руб. дороже. Цена объектива по отдельности – около 14 тыс. руб.

Компактную фотокамеру Panasonic LUMIX DMC-G2 с объективом 14–41 мм можно приобрести за 22 тыс. руб. А модели NEX-3 и NEX-5 от Sony в комплекте с объективом доступны по цене от 15 и 19 тыс. руб. соответственно.

Комплект из системной камеры Panasonic LUMIX DMC-GH2 и объектива с 10-кратным зумом является в настоящее время самым дорогим среди подобных аппаратов – приблизительно 60 тыс. руб.

Внимание! Стоимость дополнительных объективов для относительно новых моделей системных камер, как правило, значительно выше, чем для зеркалок. Например, 10-кратный телезум Panasonic H-VS014140E стоит 35 тыс. руб.!

Более доступная продукция сторонних производителей для системных камер в большинстве случаев отсутствует – тогда как для зеркалки 10-кратный зумобъектив Sigma или Tamron можно приобрести менее чем за 10 тыс. руб.. Сменный модуль Ricoh S10 24-72 mm F2.5-4.4 VC с 3-кратным зум-объективом и 10-мегапиксельной матрицей для камеры Ricoh GXR обойдется приблизительно в 20 тыс. руб. А за 50-миллиметровый объектив Ricoh A12 50 mm F2.5 с фиксированным фокусным расстоянием и 12,3-мегапиксельной матрицей придется выложить около 39 тыс. руб.

Оснащение

Как зеркалки, так и системные камеры обладают многими полезными функциями и автоматическими режимами. Однако вот со вспышками ситуация не одинаковая. В зеркалках вспышка встроена в корпус; среди компактных камер со сменной оптикой подобную конструкцию имеют лишь модели G1, G2, GH1 и GH2 от Panasonic. Для всех остальных системных камер необходима внешняя вспышка.

В системных камерах часто нельзя одновременно использовать видоискатель и вспышку. Компакты со сменной оптикой способны отображать объекты съемки на ЖК-дисплее; однако этой способности не лишены и современные модели зеркальных камер.

Управление

Управлять камерами обоих типов под силу даже новичку. В зеркальных аппаратах объект фотографирования и выбранные параметры предельно четко и ясно отображаются в оптическом видоискателе. Электронные видоискатели системных камер демонстрируют более низкое качество изображения. Зато обладают рядом полезных дополнительных функций.

Видеосъемка

Все системные и современные зеркальные камеры позволяют снимать видео, в том числе в HD-качестве. Модели Panasonic GH2 и Sony NEX-5 записывают видеоролики в Full HD-разрешении (1920х1080 пикселов), остальные осуществляют запись с разрешением не более 1280х720 пикселов. Современные зеркалки, за исключением Pentax K-r, способны снимать видео в формате Full HD. Однако в режиме автоматической фокусировки некоторые из них работают недостаточно быстро.

Фотосъемка

Зеркальные камеры демонстрируют наилучшее качество изображения – впрочем, системные модели уступают им лишь незначительно. Благодаря тому, что матрицы обоих типов камер по размерам превышают матрицы обычных компактов почти в 10 раз, можно даже в условиях слабого освещения делать фотографии с очень низким уровнем шума.

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) меняется путем увеличения или уменьшения размера диафрагмы. А благодаря большому выбору сменных объективов подходящее фокусное расстояние можно подобрать для любых условий съемки. Недорогие компактные камеры в этом отношении не выдерживают конкуренции: их фотографии оказываются обычно менее детализированными и содержат больше шумов.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

ЗЕРКАЛЬНЫЕ КАМЕРЫ СИСТЕМНЫЕ КАМЕРЫ
Минус. Размер. Зеркалки – самые большие камеры: размеры корпуса без объектива могут достигать 150х160х90 мм. Самой маленькой моделью является Canon EOS 550D. Плюс. Размер. Системные камеры почти вдвое меньше зеркалок. Своими скромными габаритами они обязаны отсутствию зеркального механизма в конструкции.
Минус. Вес. В зависимости от модели общий вес камеры с объективом может достигать 2 кг. Самой легкой камерой (только тушка) в настоящее время является модель Sony SLT-A33 – она весит 433 г. Плюс. Вес. Многие системные камеры, включая объектив, весят менее 500 г. Самой легкой является модель GXR от Ricoh – всего 160 г.
Плюс. Оснащение. В современных зеркальных камерах присутствуют все основные автоматические режимы съемки и ручные настройки. А благодаря функции Live View визирование объекта может осуществляться не только через оптический видоискатель, но и по ЖК-дисплею. Минус. Оснащение. Разнообразные сюжетные программы, ручные настройки и возможность смены объективов открывают перед обладателем системной камеры большие возможности. Электронный видоискатель в некоторых моделях встроен в корпус камеры; он отображает объекты съемки менее четко, чем оптический.
Плюс. Объективы. В арсенале каждого производителя имеется большой выбор объективов. Сторонние производители, например Sigma и Tamron, являются поставщиками дополнительных недорогих объективов. Минус. Объективы. В продаже имеются в основном объективы от самих производителей камер. Зачастую они имеют довольно высокую стоимость. Выход первых недорогих объективов от сторонних производителей обещан в нынешнем году.

Итог

Как зеркальные, так и системные камеры обеспечивают великолепное качество изображения, предоставляя при этом множество ручных настроек. Да и стоят они практически одинаково. Тому, кто является счастливым обладателем аналоговой зеркальной камеры, рекомендуется приобрести цифровую зеркалку. Проявив верность торговой марке, фотограф, скорее всего, получит возможность по-прежнему пользоваться имеющимися у него объективами.

Однако можно столкнуться с некоторыми функциональными ограничениями режима автофокусировки.Системные камеры идеально подходят для новичков и амбициозных владельцев обычных компактов. Они просты в управлении и обладают многими полезными функциями, вроде интеллектуальной системы автоматического выбора сюжетной программы. Кроме того, небольшая и легкая камера удобна для владельца и незаметна для окружающих.

Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Фотографы не устают обсуждать разные виды фотоаппаратов, дискутируя об их достоинствах и недостатках. Не обойдем и мы этот вопрос.

Статья будет логично включать в себя три раздела: о зеркальных, о системных аппаратах и в конце плюсы тех и других. Таким образом, читатель сам сможет составить свое мнение о камерах и понять для себя, что лучше зеркальный или системный фотоаппарат.

В одной из предыдущих статей мы более подробно разбирали, . Сегодня на этом останавливаться не будем.

Любой цифровой фотоаппарат оснащен главными и вспомогательными элементами, слаженная работа которых в итоге и формирует изображение.

Чтобы камера выполняла свое предназначение, она не может обойтись без корпуса и оптической части с системой линз. В корпусе несколько важных блоков: затвор; сенсор; процессор и т.д., и, что значимо для нас, видоискатель.

Это в общих чертах о фототехнике, а теперь подробнее уже по нашей теме.

Устройство зеркалок

В зеркальной камере большое значение имеет зеркало, расположенное ближе к затвору и непосредственно сопряженное с окуляром. Сигнал, поступающий на зеркало, отражается и попадает на матовое стекло, собирающую линзу и пентапризму. Лишь после этого изображение мы видим через визор.

Благодаря сложному устройству изначально нерезкую и перевернутую картинку можно наблюдать нормальной, соответствующей реальности.

Такой видоискатель называют зеркальным, как и сам аппарат. Думаю, стало очевидно, что зеркалки сложны по устройству и могут быть на порядок дороже других моделей. Заметьте, это мы только коснулись одной детали в зеркалках!

Специфика системных аппаратов

Olympus, а также Panasonic положили начало выпуску компактных моделей фотокамер, отказавшихся от использования в них зеркал. Системные аппараты – это аппараты с модульной конструкцией, включающей ядро и сменные элементы.

В системных аппаратах свет идет через объектив и сразу же попадает на светочувствительный прибор. Видоискатель здесь, соответственно, не зеркальный, а телескопический или электронный (дополнительный дисплей).

В последнем варианте процессор камеры считывает информацию с матрицы и выдает ее на ЖК-дисплей в режиме Live View, который имеется и на зеркалках.

Несмотря на особенности системных камер, в большинстве из них стоят хорошие матрицы, есть возможность произвести дополнительное оснащение. Если раньше такие фотоаппараты были однообъективными, то сейчас это ограничение преодолено.

Сравнение фотоаппаратов: акцентируемся на плюсах

Основные понятия мы рассмотрели, осталось только поговорить о преимуществах, которыми обладают фотоаппараты. Сначала остановимся на зеркальных:

  1. Надежность . Да, зеркальная фототехника имеет внушительные размеры, что может быть неудобно для фотографа, но все же она более прочная и отлично защищена от пыли и влаги.
  2. Корпус . Тело зеркальной камеры разработано таким образом, чтобы быть комфортной для расположения в руке. Для хорошего хвата на них нередко имеются небольшие резиновые насадки.
  3. Аксессуары . Конечно, здесь мы можем найти все, что будет нам полезно в ходе съемок: разного рода фильтры и приспособления, внешняя вспышка и т.д. И не малозначимый факт – большой выбор объективов.
  4. Множество функций . Чего только не найти в зеркальных фотоаппаратах! Вам может быть доступен любой жанр съемок и воплощение смелых идей, главное – с умом подобрать .
  5. Большая матрица , позволяющая фотографировать и снимать видео в высоком разрешении.
  6. Время работы . Зеркалка на своем аккумуляторе может значительно дольше работать, чем беззеркальная фотокамера.
  7. Ценовая выгода . Зеркальные фотоаппараты бывают различного уровня профессионализма. И в зависимости от ваших потребностей, можно купить как весьма дорогой и навороченный, так и бюджетный вариант, сочетающий приемлемую стоимость и качество.
  8. Фокусировка . Пользователи отмечают работу фокуса, то, что он позволяет очень быстро сконцентрироваться на объекте. Также фазовый автофокус характерен только зеркалкам.
  9. Оптика в видоискателе . Как уже было сказано выше, в зеркальных фотокамерах, соответственно, зеркальный визор. Только такой тип видоискателя отображает картинку без отрицательных изменений и без задержек.

Можно догадаться, что противоположные черты будут выделены у системных аппаратов.

Проговорим о них:

  • Малогабаритность и легкость . Эти свойства позволяют системные аппараты переносить без особых усилий и брать с собой в поездки. К тому же, они будут всегда находиться под рукой, возможно, и специальной сумки не понадобится.
  • Управление . Системные камеры больше напоминают “мыльницы” и лишены стольких фотографических возможностей по сравнению с зеркальными, однако, в них все легко. Многие новички обращают внимание именно на такие варианты камер из-за простоты обращения с ними.
  • Матрица , лишь немногим в плане качества уступающая зеркальным моделям.
  • Низкая цена . Часто беззеркалки стоят дешевле. Сейчас прогресс не стоит на месте и появляются линейки подороже. В них остается все та же компактность, а функции существенно расширяются: полностью ручные настройки, съемка видео максимального разрешения и т.д.
  • Отсутствие зеркала . С одной стороны, это минус, но с другой, в силу того, что устройство более простое, в нем, элементарно, нечему ломаться. От своего механизма зеркальные камеры сами нередко страдают: при работе возникают небольшие, но тем не менее влияющие на фотографию вибрации от подвижных деталей.
  • Сменные компоненты . Фотовспышки, кольца и т.д. доступны для системных камер. Есть возможность менять объективы, правда, выбор не так широк, как у зеркалок.

Как видите, и зеркальные, и системные модели имеют свои достоинства. Проанализировав их и определившись с целями приобретения фотоаппарата, можно понять, какая камера лучше именно для вас.

Если у вас зеркальный и вы хотите в нем детально разобраться, вашему вниманию лучшие видеокурсы. Все мои знакомы и друзья кому я рекомендовал эти курсы, по сей день благодарят меня за их эффективность!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев NIKON.

На сегодня это все. До свидания, читатели моего блога! Подписывайтесь и не пропустите чего-нибудь важного и интересного. Делитесь с приятелями.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

С появлением на рынке камер, в которых попросту отсутствует зеркало (отсюда название «беззеркальные»), большинство производителей уже поняли, что традиционные DSLR-системы не будут основным направлением продаж в будущем.

DSLR-камеры по своей структуре обладают некоторыми врожденными недостатками и ограничениями. Отчасти это связано с тем, что первоначально они были разработаны для работы с пленкой. При появлении цифровой фотографии практически ничего не изменилось, и электронные компоненты были помещены в корпус с механическими переключателями.

Кроме появления систем функционирования цифрового сенсора и другой электроники, другие компоненты камеры не изменились. Те же механические зеркала, та же пентапризма/оптический видоискатель, та же фазная автофокусировка. Конечно, введение различных инноваций в конечном итоге привело к значительному расширению функций камеры (режим редактирования снимков, HDR, GPS, Wi-Fi и т.д.), но сами зеркалки оставались громоздкими по нескольку причин. Во-первых, зеркало внутри корпуса камеры должно быть такого же размера, как и цифровой датчик, а значит занимать достаточно места. Во-вторых, пентапризма, которая преобразует в видоискателе вертикальные лучи в горизонтальные также должна соответствовать размеру зеркала, в результате чего верхняя часть корпуса DSLR-камер выглядит громоздкой.

Наконец, производители хотели сохранить совместимость существующих объективов с цифровыми камерами, чтобы переход от пленки к цифровой фотографии был не слишком дорогим для потребителей. Это означало, что производители должны были также сохранить «рабочий отрезок» (расстояние между креплением камеры и пленкой/плоскостью сенсора). Хотя несколько меньшие по размеру APS-C/DX датчики казались отличным способом уменьшить объем камеры, фиксированный «рабочий отрезок» оставлял их довольно большими и тяжелыми. Стандарт 35мм, в конечном счете, перерос в современные полнокадровые цифровые датчики, а зеркала и пентапризмы вовсе не претерпели особых изменений со времен пленочной фотографии. С одной стороны, сохранив стандартный «рабочий отрезок», производители добились максимальной совместимости при использовании объективов. С другой стороны, DSLR-камеры просто не могут выйти за рамки минимальных требований к зеркалу и соответственно размеру корпуса, что делает их гораздо более сложными в производстве и обслуживании.

Ограничения DSLR-камер.

1. Габариты. Рефлекторная система нуждается в пространстве для зеркала и призмы, а это означает, что зеркалки всегда будут иметь массивный корпус с выступающим сверху блоком. Это также означает, что видоискатель должен быть закреплен на одном и том же месте в любой DSLR-камере, на линии оптической оси и цифрового датчика и фактически нет другого места для него. В результате большинство зеркалок обладают идентичным внешним видом.

2. Вес. Большие размеры фактически означают большой вес. Хотя большинство зеркалок начального уровня для уменьшения их массы имеют пластиковые органы управления и внутренние компоненты, наличие зеркала и пентапризмы автоматически означает большое количество неиспользованного пространства, которое должно быть закрыто. А покрывать такую большую площадь корпуса тонким слоем пластика было бы не разумно, ведь основополагающей идеей DSLR-камер также является их прочность. Кроме того, DSLR-линзы, как правило, довольно большие и тяжелые (особенно полнокадровые объективы), потому баланс веса корпуса и оптики также должен быть соблюден. По сути, большие физические размеры зеркальной камеры напрямую влияют на ее вес.

3. Зеркало и затвор. Каждое срабатывание затвора означает движение зеркала вверх-вниз, для пропускания света непосредственно на сенсор. Это само по себе создает ряд вопросов:

- щелканье зеркала. Наибольшее количество шума, который вы можете слышать при работе зеркалок, происходит от движения зеркала вверх-вниз (работа затвора гораздо тише). Это приводит не только к шуму, но и к некоторому дрожанию камеры. Хотя производители придумали креативные способы снижения шума за счет замедления движения зеркала («тихий режим» от Nikon, например), он все-таки остался. Дрожание камеры также может стать проблемой при съемке на длинных выдержках и больших фокусных расстояниях.

- движение воздуха. При переворачивании зеркала внутри камеры происходит движение воздуха, вместе с которым может перемещаться пыль и мусор, которые в конечном итоге могут попасть на поверхность сенсора. Некоторые пользователи утверждают, что DSLR-камеры лучше беззеркальных благодаря более безопасной замене объективов из-за наличия зеркала между датчиком и креплением. В этом есть доля правды. Но что произойдет с пылью после перемещения зеркала внутри камеры? Очевидно, что пыль будет циркулировать внутри корпуса. По опыту работы с беззеркальными фотоаппаратами, можно отметить, что они на самом деле меньше склонны к проникновению пыли, чем любая зеркалка.

- ограничение скорости смены кадров . Несмотря на то, что современные системы зеркал и механизмы затворов по-настоящему впечатляют, они ограничены физическим параметром скорости поднятия зеркала. Когда Nikon D4 снимает со скоростью 11 кадров в секунду зеркало фактически идет вверх-вниз 11 раз в течение секунды вместе со срабатыванием затвора. Для этого нужна просто идеальная синхронизация работы системы. Видео показывает замедленную работу этого механизма (с 0:39):

А теперь представьте себе скорость 15-20 срабатывания в секунду? Скорее всего, это физически невозможно.

- высокая стоимость камеры и обслуживания. Механизм поднятия зеркала очень сложный и состоит из десятка разных частей. Из-за этого сложно организовывать и оказывать техническую поддержку таких систем. Разборка и замена внутренних компонентов DSLR-камеры может занять много времени.

4. Нет режима LivePreview . При взгляде через оптический видоискатель невозможно увидеть, как именно будет выглядеть на самом деле.

5. Второе зеркало и точность фазного метода. Вы уже могли знать о том, что все цифровые с фазным методом автофокусировки требуют наличия второго зеркала. Фактически второе зеркало необходимо для передачи света на датчики обнаружения, которые расположены в нижней части камеры. Это зеркало должно быть расположено под четким углом и на строгой дистанции, ведь от этого зависит точность работы фазной фокусировки. Если появится хоть небольшое отклонение, это приведет к упущенному фокусу. И что еще хуже, датчики обнаружения и второе зеркало должны оставаться строго параллельны друг другу.

6. Определение фазы и Калибровка оптики. Проблемы традиционного метода определения фазы в DSLR напрямую зависит от таких второстепенных вопросов как выравнивание зеркала, а также требует идеальной калибровки оптики. Фактически это двухсторонний процесс, ведь точная фокусировка требует идеального угла, расстояния от второго зеркала до датчиков, а также правильно откалиброванной оптики. Если в прошлом вы сталкивались с проблемами в точности фокусировки оптики, то, скорее всего вы отправляли линзы производителю. Очень часто, служба поддержки просит отправлять объектив вместе с самой камерой. Ведь фактически есть два варианта места, где могут возникать проблемы.

7. Стоимость. Хотя производители на протяжении многих лет совершенствовали систему производства DSLR-камер, монтаж зеркальных механизмов остается не легкой задачей. Множество подвижных систем подразумевают высокую точность сборки, необходимость смазки в местах трения компонентов т.п. Более того, если что-то будет не так в дальнейшем с зеркальным механизмом, производитель должен ремонтировать или менять его, что является трудоемкой задачей.

Нас спасут беззеркальные камеры?

С появлением на рынке камер, в которых попросту отсутствует зеркало (отсюда название «беззеркальные»), большинство производителей уже поняли, что традиционные DSLR-системы не будут основным направлением продаж в будущем. С появлением каждой новой зеркальной камеры начинает казаться, что потолок роста инноваций уже достигнут. Автофокус, производительность и точность уже в значительной степени остановили свой прогресс. Процессоры достаточно быстры, чтобы обработать HD видео в формате 60р. Фактически для поддержания уровня продаж производители часто просто прибегают к ребрендингу той же камеры под новым именем. Что еще можно добавить? GPS, Wi-Fi? Мгновенный обмен снимками? Все это дополнительные функции, но не инновации, которые будут важны в будущем.

Беззеркальные камеры открывают огромные возможности для инноваций в будущем и способны решить многие традиционные проблемы зеркалок. Давайте обсудим преимущества беззеркальных камер:

1. Меньший вес и размер. Отсутствие зеркала и пентапризмы освобождает много места. При более коротком рабочем отрезке физические размеры не только камеры, но и объектива уменьшаются. Это особенно важно для APS-C сенсоров. Нет неиспользуемого пространства, нет необходимости в дополнительном укреплении корпуса.

Рост продаж смартфонов и компактных камер дали рынку важный урок – удобство, небольшие размеры и малый вес могут быть важнее качества снимков. Продажи камер типа «взял-и-снимай» стремительно пошли вниз, потому что большинство людей считают, что их смартфон снимает не хуже. Все производители смартфонов сейчас рекламируют функционал камер, чтобы люди понимали, что кроме телефона они получают еще и фотоаппарат. И судя по продажам, это работает. Проще говоря, компактный размер и малые вес сейчас побеждают на рынке. Мы можем наблюдать ту же тенденцию на рынке гаджетов, которые стремятся быть тоньше и легче.

2. Отсутствие механизма зеркала. Отсутствие движущегося вверх-вниз зеркала означает много важных пунктов:

- меньше шума: нет щелчков, кроме срабатываний затвора;

- меньше дрожания: в отличие от зеркала в DSLR, затвор сам по себе не производит особой вибрации;

- нет движения воздуха: соответственно меньшая вероятность попадания пыли на сенсор;

- легче процесс очистки: даже если пыль оказалась на поверхности сенсора, процесс очистки значительно упрощен. Фактически стоит лишь отсоединить объектив. Кроме того, большинство беззеркальных камер не имеют лишнего ненужного объема внутри корпуса, где бы могла циркулировать пыль;

- очень высокая скорость съемки в секунду: лтсутствие зеркала, означает снятие зависимости от скорости его поднятия. Фактически показатели намного превосходят 10-12 кадров в секунду;




- меньшая стоимость производства и обслуживания: меньшее количество подвижных частей означает более низкую стоимость производства.

3. Просмотр в режиме реального времени. Беззеркальные камеры дают вам возможность предварительно увидеть снимок в том виде, в котором вы его и получите. Если вы испортили баланс белого, насыщенность или контрастность, вы увидите это в окне предварительного просмотра, будь то электронный видоискатель или ЖК-дисплей.

4. Нет второго зеркала и фазного метода. Многие современный беззеркальные камеры обладают гибридной системой автофокусировки, которая использует как фазный, так и контрастный методы. В ряде беззеркальных камер нового поколения, датчик обнаружения фазы расположен на сенсоре камеры, что означает ненужность калибровки расстояния, ведь он находится на той же плоскости.

5. Стоимость. Производство беззеркальных камер значительно дешевле производства зеркалок. В то же время стоимость беззеркалок на данный момент не является низкой, так как производители намерены получить высокую прибыль. Также не стоит забывать про затраты на различные технологии, такие как электронный видоискатель и маркетинговые бюджеты для продвижения устройств на рынке.

6. Электронный видоискатель. Одно из самых больших преимуществ беззеркальных камер и технология будущего в фототехнике. Без сомнения электронный видоискатель (EVF) имеет ряд преимуществ перед оптическим видоискателем (OVF). Возможно, текущая реализация технологии электронных видоискателей еще не так проста и эффективна, это всего лишь вопрос времени. Вот некоторые ключевые преимущества электронного видоискателя над оптическим:

- полная информация: с OVF вы никогда не получите возможность видеть больше нескольких основных показателей. В то же время EVF дает возможность получить любую информацию, которая вам нужна. Также могут быть добавлены различные предупреждения, например о потенциальной расфокусировке.

- динамический просмотр: функция просмотра в режиме реального времени может быть включена на ЖК-дисплее, так и на электронном видоискателе;

- просмотр готовых изображений: еще одной ключевой особенностью, который вы не получите с OVF видоискателем, является просмотр изображений. С OVF Вы вынуждены периодически смотреть на ЖК-экран, что при ярком дневном свете может быть проблематичным.

- функция Peaking focus: если вы не знакомы с данной инновацией, то видео ниже покажет основной принцип.

Фактически область, которая находится в фокусе, окрашивается в выбранный вами цвет, существенно облегчая процесс фокусировки. Добиться такого же эффекта с OVF в принципе невозможно;

- полный охват кадра видоискателем: OVF как правило дает около 95% охвата кадра, особенно на DSLR камерах нижнего сегмента. С EVF такой проблемы нет, потому что он гарантирует 100% охват кадра;

- большая яркость дисплея: если вы работаете в условиях слабой освещенности, много увидеть в OVF вы не сможете. Фокусировка с OVF в условиях слабой освещенности крайне затруднительна, потому что понять в фокусе ли объект невозможно до начала съемки. С EVF уровень яркости будет в норме, будто вы снимаете в дневное время. Некоторые шумы могут присутствовать, но это в любом случае лучше, чем попытки угадать, работая с OVF;

- цифровой зум: одна из самых популярных функций. Если вы использовали предварительный просмотр на DSLR-камерах, то знаете, насколько полезным может быть масштабирование. У беззеркальных камер эта функция может быть встроена прямо в видоискатель! Ряд беззеркальных устройств уже обладают этим преимуществом;

- функции Eye/FaceTracking: поскольку EVF показывает то, что действительно происходит в кадре, ему доступны также дополнительные технологии для анализа данных, а именно слежение за глазами и лицами. Фактически камера может автоматически фокусироваться на глазах или на лицах, которые попали в кадр;

- потенциально неограниченное количество точек фокусировки: как вы знаете, большинство DSLR-камер оснащены ограниченным количеством точек фокусировки, которые в основном располагаются вокруг центра кадра. Что же делать, если точку фокусировки нужно перенести к самому краю кадра? У беззеркальных камер с датчиком фазового слежения, расположенным на матрице, это ограничение может быть снято;

- слежение за объектом съемки и другие функции анализа данных: если слежение за глазами и лицами в кадре уже доступно, то какие функции появятся в ближайшем будущем у беззеркальных камер остается только гадать. Сейчас даже самые продвинутые зеркалки имеют проблемы с отслеживанием быстро движущихся объектов в кадре. В то же время, если данные анализируются на уровне пикселей, и нет никакой реально области автофокуса для концентрации, ведение объекта может быть максимально автоматизировано.

Ограничения беззеркальных камер.

Мы коснулись многих преимуществ беззеркальных камер. Теперь стоит обратить внимание о некоторых ограничениях.

1. Время отклика EVF. Некоторые из текущих камер обладают не очень отзывчивыми EVF, в результате чего может возникать задержка. На самом деле усовершенствование электронных видоискателей является лишь вопросом времени, так как развитие технологий происходит постоянно.

2. Непрерывный автофокус/ведение объекта. Несмотря на то, что контрастная фокусировка уже достигла впечатляющего уровня, она достаточно слаба при непрерывной автофокусировке и ведении объекта. Это делает беззеркальные камеры фактически непригодными для съемки дикой природы и спортивных соревнований. Тем не менее, с появлением гибридных систем автофокуса и их постоянным развитием, не за горами появление беззеркальных камер с намного лучшими возможностями непрерывного фокуса. Одной из причин отсутствия быстрого развития в этом направлении, является массивность и размеры телефото-объективов. Но опять же, это является лишь вопросом времени;

3. Срок службы батареи. Еще один большой недостаток беззеркальных камер на данный момент. Подача питания на ЖК-дисплей и электронный видоискатель существенно снижает время автономной работы, потому большинство беззеркальных камер рассчитаны на примерно 300 снимков от одного заряда аккумулятора. Зеркалки в этом случае являются намного более эффективными, позволяя выходить на уровень более 800 кадров за один заряд. И хотя это не является большой проблемой для обычного пользователя, это может стать проблематичным для путешественников;

4. Сильный контраст EVF. Большинство современных EVF имеют достаточно сильные показатели контрастности, подобно современным телевизорам. В результате вы видите много черного и белого в кадре, но мало оттенков серого (которые могут помочь в определении динамического диапазона).

Как видите, список получился достаточно короткий, но в ближайшие несколько лет он наверняка еще сократится. На самом деле все перечисленное выше может постепенно исчезать с каждой новой камерой.

Хочется отметить, что в будущем зеркалки просто не имеют возможности конкурировать с беззеркальными камерами. Не стоит думать, что скоро все перейдут на беззеркальные фотоаппараты. Тем не менее, уже сейчас понятно, что таким производителям как Canon и Nikon нет смысла продолжать инвестировать в развитие сегмента DSLR. Рассмотрим далее, какие шаги Nikon и Canon могут предпринять в ближайшее время.

Будущее беззеркальных камер Nikon.

На данный момент, Nikon имеет три формата матриц и два формата креплений объектива:

  • CX – крепление для беззеркальных камеры Nikon с 1-дюймовым сенсором. Примеры камер: Nikon 1 AW1, J3, S1, V2;
  • DX – крепление Nikon F, APS-C сенсоры. Примеры камер: Nikon D3200, D5300, D7100, D300s;
  • FX – крепление Nikon F, 35 мм полнокадровые сенсоры. Примеры камер: Nikon D610, D800/D800E, D4.

Когда все активно развивают сегмент беззеркальных камер, Nikon, наконец, создал новое крепление для беззеркальных устройств CX с небольшим 1-дюймовым сенсором. В то время как отображение и автофокусировка у беззеркальных камер Nikon на высоком уровне, а сами камеры удивительно компактны, самой большой проблемой остается небольшой размер датчика. С 1-дюймовыми матрицами (что гораздо меньше, чем у APS-C камер), камеры Nikon 1 просто не могут конкурировать с APS-C зеркалками по качеству изображения, как APS-C камеры не могут конкурировать с полнокадровыми камерами. Если Nikon намерена развивать сегмент беззеркальных камер, то у нее есть несколько вариантов для DX и FX устройств.

1. Создание отдельного крепления для беззеркальных камер с APS-C датчиком. По сути это может убить DX-устройства. Для конкуренции с текущими беззеркальными APS-C камерами, Nikon стоит задуматься о создании нового крепления с более коротким рабочим отрезком. Это очевидно займет некоторое время и будет стоить немалых денег. Вместо двух форматов креплений компании придется заниматься сразу тремя, но если этого не произойдет и Nikon сохранит текущий рабочий отрезок, беззеркальные APS-C камеры от Nikon всегда будут оставаться в невыгодном положении. Создание нового крепления может сделать меньше и легче объективы и сами фотоаппараты.

2. Оставить текущее F-крепление, но отказаться от зеркал. Это очевидно самый простой и дешевый путь, гарантирующий совместимость объективов.

3. Убийство DX-формата. Если Nikon не захочет разрабатывать отдельное крепление для APS-C беззеркальных камер, она может выбрать отказ от развития DX-формата, полностью сосредоточившись на CX и FX форматах. Но такой сценарий вряд ли возможен.

1. Создание отдельного крепления для полнокадровых беззеркальных камер. Фактически Nikon может сделать то же самое, что и Sony со своими камерами А7 и A7R. Этот сценарий также маловероятен, так как огромное количество полнокадровых объективов Nikon уже продано и еще будет продано. Плюс довольно глупо создавать столь компактные полнокадровые камеры. Да, Sony, пошли на этот шаг, но там существует некий компромисс с объективами. Sonyсделали объективы несколько медленнее (F/4 против F/2.8), потому любая быстрая линза будет вносить дисбаланс.

2. Оставить F-крепление, но отказаться от зеркал. Это наиболее вероятный сценарий развития событий. Все текущие и старые объективы Nikon будут продолжать работать, так как рабочий отрезок будет тот же. FX-камеры pro-уровня будут тяжелыми и громоздкими для лучшего баланса с объективами, а для тех кто хочет получить более компактные камеры, будут доступны такие FX-модели.

Будущее беззеркальных камер Canon.

Компания Canon находится в более выгодном положении для перехода на беззеркальные устройства. Во-первых, она не имеет малоформатных креплений идентичных Nikon CX для поддержки. Во-вторых, Canonуже имеет первое поколение APS-C беззеркальных устройств – Canon EOS M. Естественно, в конечном итоге переведет все свои APS-C EF-S камеры на М-крепление. Единственным вопросом остается судьба полнокадрового крепления EF, которое, скорее всего, ожидает судьба крепления Nikon F. Таким образом, Canon в будущем сосредоточится на двух форматах крепления – EOS M и EF.

Какой беззеркальный фотоаппарат лучше - рекомендации при покупке системной фотокамеры.

Вам известно, что на сегодняшний день существует большое разнообразие моделей различных производителей, и на этом рынке все еще идет борьба за первенство. Сравним все беззеркальные модели фотокамер, существующие на сегодняшний день. Начнем с беззеркалок начального уровня, а затем перейдем к камерам среднего уровня и к флагманским моделям.

Ниже представлена таблица сравнения беззеркальных фотоаппаратов начального уровня с возможностью замены объектива. Такие фотокамеры, как Pentax K -01 и Ricoh GXR в сравнение включены не были. Список отсортирован по алфавиту.

Определять победителя среди беззеркальных фотокамер начального уровня мы не будем. Существует множество критериев, по которым каждый пользователь определяет для себя фаворита самостоятельно. Данная таблица наглядно показывает вам преимущества и недостатки существующих системных фотоаппаратов, по которым вы можете выбрать модель, подходящую именно вам.

Может ли беззеркальная камера заменить зеркалку?

"За те же деньги я бы купил зеркалку" - я слышала эти слова много раз, если речь идет о беззеркальных камерах в разговоре с начинающим фотографом. Зеркальные фотоаппараты были главным гарантом качества изображения в течение долгого времени, и в представлении многих людей стали своего рода отличительной чертой любого профессионального фотографа. Многие начинающие фотографы часто не знают, какой камере отдать предпочтение и с какой зеркалки начать свою творческую карьеру, особенно если до этого, ничем кроме мыльницы не пользовались. Выбор первой зеркальной камеры зачастую бывает очень сложным, особенно если не знаешь чем хочешь заняться и что именно придется фотографировать. Свадебные фотографы, фотожурналисты, фотографы дикой природы и спорта - это в основном все те, кто серьезно занимается цифровой фотографией и зарабатывает на этом деньги. Именно они являются обладателями дорогостоящих фотоаппаратов и нуждаются в подобной дорогой технике.

Зеркалка была выбором по умолчанию для всех мало-мальски хороших фотографов на протяжении многих лет, но тогда улучшение качества и скорости работы непременно приводило к увеличению размеров и веса модели. Сегодня дела обстоят немного по-другому. Беззеркальные камеры просто слишком новые, чтобы рассматриваться в качестве серьезных фотографических инструментов. Не говоря уже о том, что они выглядят столь пугающе хорошими, что в это «чудо» просто сложно поверить простому обывателю. И тем не менее, все больше и больше любителей и профессионалов начинают отказываться от приевшихся стереотипов и отдают предпочтение качественным новинкам. Почему это происходит?

Формат матрицы и качество изображения

Качество изображения во многом зависит от физического размера датчика, а не размера самого фотоаппарата. Большинство компактных камер обладают огромным расширением, но при этом оснащены крошечной матрицей, это является ограничением при съемке в условиях низкой освещенности. Но зеркальная фотокамера оснащена большой матрицей, которая в итоге обеспечивает намного лучшее качество изображения при работе в условиях низкой освещенности, а так же обеспечивает малую глубину резкости, позволяя создавать приятное боке. Большинство беззеркальных камер со сменными объективами обладают такими же или немного меньшими датчиками, как и зеркальные камеры с сенсором APS-C размера и способны гарантировать такое же качество изображения, а иногда дают еще лучше результаты. Сегодня вы не сможете отдать предпочтение зеркальной камере, аргументируя это разницей в качестве изображения (если речь не идет о полнокадровой фотокамере), главным аргументом может быть только то, что вы планируете фотографировать. Для конкретных целей, таких как съемка спорта и дикой природы, где скорость автофокуса с учетом способности слежения за объектом являются такими же важными факторами, как и наличие качественного видоискателя, беззеркалки не подходят. Это пока что остается преимуществом зеркальных фотоаппаратов. Разумеется, беззеркальные модели еще не полностью догнали зеркалки по своей производительности, но это всего лишь вопрос времени (подробнее об этом ниже).

Для всех других ситуаций, беззеркальная камера окажется намного более полезной, так как она меньше, легче, потенциально совместима с меньшими объективами. Все это дает вам возможность всегда и везде брать её с собой без ущерба и всяческих неудобств. Главное, для себя понять и запомнить, что быть счастливым обладателем зеркалки не так уж и круто, как вы думаете. Задумайтесь о всех преимуществах беззеркальных фотоаппаратов.

Потенциал

Беззеркальные камеры имеют большой потенциал. Объяснение того, почему зеркальные камеры являются настолько большими и тяжелыми, кроется в наличие у них зеркала и оптического видоискателя, как показано ниже:

Для правильной работы камеры между датчиком и креплением объектива должно быть большое расстояние. Оптический видоискатель и расстояние между креплением и сенсором вынуждают делать зеркалки относительно большими и широкими. Тем не менее, другие компоненты являются относительно маленькими. Даже тот же мощный процессор обработки изображения, такой, как EXPEED 3 занимает не так уж и много места. Процессор в новейшей камере Nikon D800 по размеру такой же как и в компактной беззеркалке Nikon 1 V1. Это говорит о том, что создать быструю камеру, делающую высококачественные снимки с большим сенсором и достаточным буфером для съемки, движущихся объектов можно и с помощью компактных электронных компонентов. Потенциально у вас может быть карманная камера, по характеристикам напоминающая D4. При этом даже объективы с большим фокусным расстоянием могут быть легче и меньше. Выглядит весьма заманчиво, не так ли? Я знаю многих профессиональных свадебных фотографов, которые откажутся от своих больших и тяжелых зеркальных камер, как только эта перспектива станет реальной.

Не менее важно то, что беззеркальные камеры медленно, но уверенно начинают использовать все свои теоретические возможности. Если быть до конца справедливым, нужно отметить, что сейчас системные камеры не всегда интересны для профессионалов. Такие камеры изначально создаются для пользователей, которые ищут достойную замену своей надоевшей мыльнице. Такие камеры, как Sony NEX-5 являются альтернативой зеркальным камерам и при этом, находятся с ними, примерно, в одном ценовом диапазоне. Камера создавалась специально для тех пользователей, кто не желая покупать тяжелую и громоздкую зеркальную камеру, готов выложить такую же сумму денег за более облегченный, но не менее качественный вариант. Уже сегодня, мы можем говорить о более продвинутых беззеркальных камерах, к которым, в частности, и относятся такие модели как Sony NEX-7, Olympus OM-D E-M5 и Fujifilm X-Pro1. Многие из них предлагают быстрый режим непрерывной съемки, большую производительность видео, качественную сборку и прежде всего - отличное качество изображения. Nikon 1 оснащена практически такой же системой автофокусировки, как и зеркальные модели. Теперь ясно, что беззеркальные фотоаппараты имеют огромный потенциал, которого должно быть достаточно, чтобы в будущем ей отдали предпочтение даже профессиональные уличные или свадебные фотографы. Возможно, в будущем, видоискатель станет так же более качественным, что даже фотографы дикой природы и спорта начнут приобретать беззеркальные камеры.

Рынок

Как уже было отмечено, беззеркальные камеры становятся все более серьезными каждый год. Мы видели огромный успех в улучшении качества автофокуса, видоискателя, конструкции и в качестве изображения. OM-D E-M5 доказал, что маленькие датчики 4/3 действительно очень хорошо продуманный компромисс того, что было не совсем очевидно в зеркальных моделях. Сенсорные технологии от Fujifilm, наконец, помогли нам понять, что улучшения могут быть достигнуты не только с увеличением количества пикселей, ISO и динамического диапазона, но и с инновационным подходом к самой конструкции матрицы (то, что Sigma стремилась сделать в своих датчиках Foveon). Все эти усовершенствования дают возможность убедиться в том, что беззеркальные камеры получили заслуженное внимание со стороны, как новичков в фотографии, так и опытных пользователей. Они делают небольшие камеры, которые гораздо более привлекательны для профессиональных фотографов в силу своего размера и веса. К немногим недостаткам подобных моделей относятся отсутствие полного кадра, и достаточного количества сменной оптики, но второй недостаток, в скором времени, наверняка будет исправлен.

Единственный вариант, по-настоящему компактной полнокадровой камеры со сменными объективами предоставила компания Leica, но это единственная на сегодняшний день камера, которая была выпущена еще в 2009 году, модель называется M9. Возможно, одной из причин, которая способствовала не большой популярности данных камер, является их стоимость и недосягаемость для большинства фотографов. Беззеркальная полнокадровая камера от Leica прекрасно зарекомендовала себя в определенных видах съемки, но при этом не очень хорошо работала с телескопическими объективами. Еще одним недостатком было небольшое количество совместимых объективов, а те, что и были выпущены, стоили баснословных денег. Другими словами, камера Leica представляла собой узкоспециализированный продукт, использование которого было трудно постижимо для многих, не говоря уже о том, что покупка просто не оправдывала себя. В данном случае не столько важно, каким получился первый полнокадровый беззеркальный фотоаппарат, а сам факт возможности его появления. Такая возможность привлекла внимание других производителей, не говоря уже о потенциальных покупателях. Теперь у нас есть профессиональные APS-C беззеркальные камеры, такие как NEX-7 и X-Pro1. У нас есть полнокадровая компактная камера в виде Sony RX-1. Полноценная и удобная полнокадровая беззеркалка появится рано или поздно и привлечет большой интерес со стороны профессиональных фотографов. К тому времени контрастность и система гибридного автофокуса, вероятно, догонит, а может и превзойдет возможности зеркальных фотокамер.

Итак... Может ли системная фотокамера действительно заменить зеркалку?

Мнений о том, что это возможно, становится больше с каждым днем. Тот день, когда беззеркальные фотокамеры APS-C станут дешевле, чем зеркалки начального уровня наступит и тогда большинство людей начнут переходить к более легким и компактным моделям. На рынке уже есть бюджетные варианты, такие как Sony NEX-F3, но им не хватает видоискателя (добавление которого на бюджетные модели либо невозможно, либо слишком дорого), и они имеют расширенную функциональность и возможности настройки такие, как у зеркальных фотоаппаратов начального уровня. Однако, ясно, что рынок беззеркальных фотокамер уже конкурирует с более простыми и недорогими зеркальными фотокамерами. Взгляните на некоторые из рекламных роликов, которые показывают пользователей камер Sony, которые не имеют ни малейшего представления о том, как использовать зеркальную камеру.

Эти ролики специально предназначены для рынка камер из серии Sony NEX. Sony стремится к тому, чтобы как можно больше людей отказались от идеи приобретения зеркалок и привлекают внимание к своим фотокамерам из серии NEX. Количество таких пользователей, несомненно, будет расти.

Беззеркальные камеры имеют достаточно преимуществ по сравнению с их более крупными братьями и сестрами. Они меньше, легче и, возможно, выпущенные для них объективы так же будут меньше и легче. У них очень удобный дизайн, что особенно понравится фотожурналистам и уличным фотографам. Нет никаких видимых причин, по которым зеркалки в будущем смогут выдержать конкуренцию.

Как насчет полнокадровых камер? Думаю, в этом случае, преимущество еще долго будет на стороне зеркалок. Отчасти потому, что производители вложили в них много средств, времени и, как следствие, преимуществ, отчасти потому, что они просто больше подходят в некоторых случаях. Через пять лет я хотела бы приобрести полнокадровую беззеркальную фотокамеру X-Pro5 с ярким портретным объективом, но пока это только мечты. Отчасти, в случаях с полнокадровыми камерами именно их вес является большим преимуществом. Они выглядят намного надежнее и, работая с ними, ты уверен в высоком качестве результатов. Спортивные фотографы и фотографы дикой природы, вероятно, ценят большие камеры за их эргономику для монтажа больших объективов.

Однако, есть вероятность того, что полнокадровые зеркалки станут очень специализированными инструментами в будущем, похожими на среднеформатные камеры сегодня. Что делать, если Nikon выпустит полнокадровую беззеркальную камеру, которая будет настолько хорошо работать, что многие захотят её приобрести, забыв о своих зеркалках? В данном случае, единственно верным вариантом будет возможность использования объективов на разных камерах, и совместимость оптики на зеркальных и на беззеркальных моделях. Даже если для этого понадобится адаптер, такой как Nikon FT-1, это все равно удержит потенциальных клиентов и не разочарует пользователей.

Может быть, со временем, беззеркальные камеры заставят нас выбросить наши громоздкие зеркальные фотоаппараты. Технологии меняются быстро, поэтому я считаю, что это всего лишь вопрос времени. Механическое зеркало, которое должно двигаться вверх и вниз до и после попадания лучей является еще одним потенциальным вариантом упрощения камер в будущем. Sony уже избавились от зеркала в их полупрозрачных камерах SLT, но зеркало там все еще есть. SLT является промежуточным этапом, на данный момент, который, я уверенна Sony в конечном итоге усовершенствует.

Почему это так важно?

Я ни в коем случае не хочу, наговаривать на зеркальные фотоаппараты. Вместо этого, я хочу просто отметить появление нового, более легкого и компактного варианта, который станет хорошей альтернативой в будущем. Я люблю фотографировать, я не могу похвастаться колоссальным опытом, но за те четыре года, что я работаю с зеркальным фотоаппаратом, я немного устала все время носить с собой весь этот громоздкий арсенал из камеры, вспышки и объективов, и тем более держать тяжелую камеру по пять, или более часов съемки. Возможность в будущем, приобрести камеру и оптику, которая будет весить и занимать место в разы меньше, кажется очень заманчивой. Если пару лет назад я рассматривала только зеркалку в качестве дополнительной камеры, то сегодня я бы скорее всего купила беззеркальный фотоаппарат.

Важно понимать, что системные камеры догоняют зеркальные довольно быстро. Они не только достаточно хороши для фотографов, которые работают изо дня в день, но и для тех, кто планирует много путешествовать, да и просто не хотят носить лишний груз без особой надобности. Подождите еще два или три года, и вы, вероятно, найдете беззеркальную камеру в своей рабочей сумке. Большой выбор объективов появится со временем. Если вы ищете достойную кандидатуру на роль своей первой серьезной фотокамеры, то можете смело отдать предпочтение таким моделям как Sony NEX, Fujifilm X, Olympus, Panasonic и другим беззеркалкам на свой вкус. Конечно, никто не исключает варианта, что зеркальный фотоаппарат подойдет вам лучше. Сегодня у вас есть выбор, что является главной хорошей новостью для всех нас.




Метки: