Ты — это не твой разум. Самое большое препятствие на Пути к Просветлению. На пути к просветлению

Посвящается всем, кто ищет бога. Пустившись однажды в путь, мы проявили решительность! Мы набирались опыта, рождаясь снова и снова… Мы каждый раз были уверены, что вот в этот раз, точно не заблудимся, вспомним, кто мы и проживем эту жизнь, наслаждаясь самим процессом жизни.

Елена Болгова

В 2014 году я вдруг ясно осознала − Истина внутри! Я с этой мыслью просыпалась и засыпала. Она возникала в моей голове постоянно, как будто кто-то ее специально транслировал, чтобы я проснулась. И однажды, во время сессии с клиенткой, мы пошли внутрь нее…

Это было первый, невероятный по силе и мощи, момент раскрытия света изнутри. На тот момент, я много работала с людьми, и были разные состояния, но с этим состоянием ничего, ранее переживаемое мной, нельзя было даже близко сравнить.

Просветление: пять этапов пути к себе настоящему

Этап 1. Эго терпит крах на пути к решению проблем и готово сдаться

Вы долго боролись и много искали… вы прошли множество курсов и тренингов, прослушали сотни медитаций, были на двух десятках фестивалей, посетили множество храмов, возможно были в Индии и на Тибете…

У вас совсем закончились деньги, ушел мужчина (женщина), вас не понимают дети, знакомые то и дело спасают. Вы честно и много искали. Вы искали ответы в книгах, у мастеров − находили, радовались, ликовали. Вот! Это то, что надо! И вот теперь моя жизнь точно изменится!

Вы искоренили у себя тысячи ограничивающих убеждений, но чем больше вы их находили, тем больше их оказывалось. Ваша радость была недолгой, состояние Любви к которому вы так стремитесь (ведь теперь вы знакомы с этим состоянием, вы не раз его ощущали) оказывалось недолгим − всего несколько дней или недель, а потом снова бесконечные поиски причин и следствий и кажется этому нет конца… Каждый раз поднимался новый пласт, обнаруживалась новая боль…

Вы уже отчаялись и решили, что ничего не работает и иногда подумывали, что смерть − это единственное освобождение. И вот сейчас вы готовы сдаться… Вы потерпели фиаско в своих поисках ответов вовне.

Смирение − это первый шаг к духовному просветлению! Сдаться значит проиграть?! Ваш ум ассоциирует смирение с кризисом.

«Если смириться, значит проиграть, − думаете вы, − если отступить и оставить контроль − все рухнет…»

Читайте также : Довериться жизни, себе, сдаться на волю вселенской мудрости. Ты и не заметишь, как ты победишь!

Но происходит наоборот! Как только вы смиряетесь, по-настоящему, тотально, происходит чудо! Вы начинаете действовать, влекомые духом изнутри. Ваша жизнь начинает меняться.

На этом этапе к вам начинает приходить другая информация… Вас что-то подталкивает к пробуждению. Вам встречаются другие статьи, другие люди. Возможно, когда вы слышите о просветлении человека, вам кажется это чем-то невероятным.

Вы думаете, что это доступно только духовным учителям. У вас есть множество заблуждений, на тему духовности, материального мира, есть еще много правил внутри, но именно смирение , как первый шаг на пути к осознанию своей истины, поможет вам по-другому посмотреть на свою жизнь.

Читайте также : : проблемы с силой и контролем ведут к проблемам с деньгами и реализацией себя в обществе.

Этап 2. Вы, где-то глубоко внутри себя, осознаете: все проще, чем кажется, истина должна быть где-то на поверхности

Все должно быть проще и легче. На этом этапе у вас еще много иллюзий о правильности и неправильности всего, что есть. Вы еще верите, что есть что-то духовное и что-то недуховное. У вас внутри еще есть разделение на плохое и хорошее. Есть множество оценок всего и вы все еще сравниваете себя с другими и себя с собой в разные периоды жизни.

Вы знаете, что вам как воздух необходимо принять себя. Вы устали от борьбы с собой и ищите полного тотального принятия. Ваше израненное самоосуждением тело нуждается в принятии.

Теперь вы начинаете впервые по-настоящему задумываться: как это принять себя?

Читайте также : Что такое принятие? Это наша глубинная способность, наши истинные настройки, о которых мы забыли, когда выбрали тысячелетия опытов борьбы и страданий…

На этом этапе вы начинаете принимать свои чувства и свои эмоции. Вас кидает от радости и спокойствия, до безумного раздражения и вспышек гнева − это ваша мужская часть, задавленная за многие годы в своем естественном желании выстроить границы.

Вы впервые начинаете по-настоящему думать о себе. Вы знаете уже давно, что вы создаете реальность, вы учитесь управлять своей реальностью. Вы начинаете осознавать себя Творцом своего мира. На этом этапе очень сильно нуждается в вашем внимании ваш внутренний ребенок. Вы столько лет работали над собой - пришло время просто вспомнить, кто вы и кто все другие!

Вы готовы! Вы слышите подсказки вокруг, но пока еще не всегда их можете расшифровывать. Вам, то и дело, попадается на глаза фраза или вы слышите ее в своей голове: Вещи не такие какими кажутся. Все проявленное − мудро! И познаете вы истину, и истина вас освободит!

Этап 3. Вы начинаете вспоминать!

Вы погружаетесь внутрь себя и начинаете искать ответы внутри − первые победы духа и чувство подъема. Появляется первое чувство, что вы можете все! Вы вспомнили, что значит любить себя. Вы учитесь делать выборы из Любви к себе. Возможно, эти выборы не соответствуют общепринятому определению любви, но вы выходите все больше из шаблонов и правил, принятых в обществе. Вы руководствуетесь чувством изнутри и еще вы прислушиваетесь к своему дыханию − оно вам помогает делать правильные выборы для вас.

Читайте также : . Дыхание — это основа жизни, получение энергии из пространства и ключ к загадкам и тайнам нашего организма.

Вы начинаете понимать, что все оценки и суждения, на основании которых формировался ваш опыт, вам больше не нужны. Вы выбираете больше не оценивать и не сравнивать. Именно это помогает вам двигаться быстрее в познании себя и своего мира.

Ваш мир для вас открывается совершенно в других красках. Теперь вы уже точно знаете, что все проявленное − мудро. Перестаете делить мир на плохое и хорошее, и у вас внутри, впервые за всю жизнь, воцаряется неземной покой внутри. Он еще нестабилен и, временами, вы снова начинаете реагировать как прежде. Но сейчас у вас намного больше сострадания к себе и вы позволяете всему быть.

Вы начинаете осознавать, что оценивая или осуждая что бы то ни было − вы оцениваете и судите бога.

Для вас бог − это уже не библейский персонаж. Теперь вы точно знаете, что бог − это вы, и все другие − тоже боги в своем мире. Вы становитесь все более и более свободными от рамок и ограничений, которые выставил ваш ум. Вы начинаете прикасаться к своей силе и своему могуществу.

На этом этапе еще есть спады и периоды, когда вас захватывает в свои липкие тиски страх, но они, как правило, длятся недолго и, как правило, после очередного осознания, вы приходите к еще большему расширению и осознанности.

Ваше Эго, все больше исцеляясь и не чувствуя больше опасности, начинает сдавать свои позиции, позволяя проявиться все больше и больше ДУХУ через вас. Вы начинаете ощущать поток! Вы осознаете: вот, что значит жить в потоке! Это значит смириться и довериться духу!

Вы осознали силу смирения и используете ее снова и снова… и это дает вам возможность расширяться, с каждым разом все больше и больше.

Этап 4. Вдруг вы ощущаете состояние, в котором у вас нет желаний, вам просто хорошо БЫТЬ!

И Вам кажется, что это и есть духовное просветление, ведь вы читали, что именно так при просветлении сознания себя и чувствуешь. У вас возникают мысли о бессмысленности всего происходящего… Быть просветленным (суть просветления) − это ничего не хотеть? Но вы продолжаете двигаться по жизни, хотя и медленно. Вы заставляете себя что-то делать, просто жить…

Вы думаете: «Неужели все усилия привели меня к тому, что я ничего не хочу? А что же дальше? А как же отношения, и дом, и деньги, из-за которых, собственно, все и начиналось много лет назад?»

На этом этапе вы достаточно честны с собой, чтобы видеть то, что отражает вам ваш мир. Ваш мир все еще говорит вам о слабости ваших близких и о присутствии бессилия, он «зеркалит» вам слабость людей и нежелание действовать. У вас нет мужчины (женщины) или с ним (ней) все плохо, хотя, возможно, это вас уже не особо и волнует.

Изнутри что-то вас толкает на последний поиск, и вы осознаете: ваша мужская энергия нуждается в исцелении.

Осознание этого заставляет еще глубже посмотреть внутрь себя и найти там ответы

Мы изначально целостные существа. В нас есть мужская и женская энергия. Когда две эти энергии в балансе − это отражает нам и наш физический мир. Мы видим внешне прекрасные отношения у окружающих, мы чувствуем себя целостными. Мы таковыми и являемся. Осознав это, и наблюдая за своим миром, вы видите все больше и больше своих собственных отражений вокруг и меняетесь сами.

На этом этапе у вас есть ответственность за свои мысли. Вы больше не чувствуете ответственность за других людей. Вы уже никого не судите и не оцениваете поступки и людей как плохие или хорошие.

Читайте также : , о том, почему нужно исцелять мужскую энергию, о переходе на новый уровень реализации, и балансе инь и янь.

Этап 5. Обратив внимание на свою мужскую энергию, вы ее исцеляете и изнутри рождается энергия действовать!

Что происходит? Ум все еще ищет ответы на вопросы. Произошло полное принятие всего, что есть. Вы наконец-то приняли этот мир со всем его сторонами и вы готовы действовать. Вы видите все условности и иллюзию этого мира, но вы продолжаете его любить.

У вас появляется азарт! Вы начинаете играть в игру под названием «Жизнь», осознанно играть, возможно, впервые за всю историю своих воплощений на земле.

Вы приходите к балансу. Вы не стремитесь к свету и не бежите от темноты. Вам нравится все, что вас окружает. Вы видите истину везде, для вас все люди − как отрытые книги.

У вас открылись способности, но для вас это естественное состояние, и вы уже не считаете способность яснознать, ясновидеть, яснослышать, чем-то особенным. У ваших близких эти способности тоже открываются сами по себе. Им для этого ничего даже делать не пришлось, было достаточно вашего принятия.

На этом этапе вы обретаете полное и тотальное принятие всего, что есть. Вас не увлекают больше иллюзии. Вы видите Мир таким, какой он есть и людей такими, какие они есть. Вы знакомы со всеми их страхами и сомнениями и точно знаете, безусловно верите в мудрость каждой души и в правильность каждого опыта. Для вас все правильно, не правильного больше не существует.

Все правильно!!! Вы отошли от иллюзии отделенности и видите всю красоту всех ситуаций и явлений, происходящих в жизни. Скорость ваших мыслей выросла очень сильно и вы уже спокойно принимаете все, что создаете своими мыслями. ВЫ СТАЛИ ТВОРЦОМ СВОЕГО МИРА! ВЫ СТАЛИ БОГОМ, живущим на земле!

Вас это не пугает, наоборот, вам очень нравится ощущать свое Могущество, внутри поселяется вселенское спокойствие. Спокойствие, которое сравнимо с морскими глубинами: наверху, на поверхности воды, может быть шторм и буря, а у вас, внутри, тишина и невообразимый Мир! Вы стали источником. Вы стали любовью! Вы осознали суть всего. Вы − за каждым действием, когда-либо совершенным кем-либо на земле, видите любовь, невероятную любовь и мудрость.

Вы видите истину такой, какая она есть на самом деле, и при этом вам нравится, вам интересно жить. Возможно, даже интереснее, чем раньше.

Просветление сознания принесло в вашу жизнь понимание и мудрость. Вы открыли для себя этот мир заново. Вы заново его познали и продолжаете познавать. У вас нет иллюзии просветления. Вы познали просветление ума. Вы наполнили светом все уголки своей души, вы познали и приняли ад и рай, вы приняли мужское и женское, вы полюбили жизнь такой, какая она есть во всем ее «несовершенстве». Это и есть путь к просветлению.

Вы больше не боретесь. Вы ЛЮБИТЕ! Вы любите все, что есть: вы любите все свои творения, все что сделали до этого, любите все таким, какое оно есть прямо сейчас.

Вы принимаете боль и страдания, потому что понимаете всю красоту этого выбора. Вы принимаете жестокость и насилие, вы осознаете это как выбор души познать таким образом любовь или помочь другой душе прийти, наконец, к истинной любви.

Принимая все таким как есть, вы осознаете свою силу и осторожно выбираете мысли… Вы осознаете, что любой ваш выбор правильный, любой поступок совершенен. И начинаете учиться жить на Земле, используя свою силу.

Чем больше вы живете в балансе, тем глубже принимаете материальный мир

Ваши мысли реализуются со скоростью света. Вы только подумали и тут же видите это проявленным. Вы изнутри себя осознаете, что любовь на земле выражается в действиях.

«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»

Вы, глубоко внутри себя, чувствуете соединенность с духовным и материальным миром. Вас радуют простые вещи, вы любите то, что раньше осуждали и отвергали. Вы все больше радуетесь мелочам. Если раньше вы часами медитировали и бежали от мира, решив, что выполняете важную миссию по спасению заблудшего человечества. Теперь вы знаете: нет у Бога рук, кроме человеческих.

Вы проснулись, окончательно осознавая, в каких заблуждениях и иллюзиях жили еще так недавно… Вам открывается другая истина. Вы вдруг осознаете, что ваша простая, «недуховная» мама, которая не прочла ни одной книжки по духовности и просто сажает огород и выращивает цветы, всегда обладала большей духовностью чем вы… прочитавший(шая) множество книг. Мама проявляла любовь в действии. Бог − это и действие и состояние одновременно.

Наблюдая за своим миром, вы принимали себя и открыли в себе БОГА

Вы наконец пришли к пониманию изнутри, что БОГ проявляет себя по-разному. Это открытие поможет вам глубже осознать, что вещи и люди совсем не такие какими кажутся… это откроет ваше сердце окончательно.

Вы вдруг так глубоко ощутите БОГА внутри, как никогда еще не ощущали… И почувствуете потребность выйти к людям и помочь им, не только наполняя их светом в медитациях. Вы вдруг поймете, что Бог проявляется через вас через действия, совершаемые вами из состояния принятия себя и других.

Дух не нуждается в сострадании, и вы это знаете. Вы знаете, что каждый человек является Творцом своего Мира и испытываете глубокой сострадание к личности тех, кого захватило в заложники раненое ЭГО.

Читайте также : : если мы живем по внутреннему вдохновению и делаем только то, что приносит радость, в жизни создается естественный и истинный порядок.

На этом этапе у вас изнутри рождается ощущение силы. Вы приняли свое бессилие, которое испытывали множество раз в жизни, и сила проявилась изнутри вас. Вы стали целостным и взрослым. Вы приняли весь мир. Вы стали глубоко присутствующим в сейчас. Вы не стремитесь к просветлению или богатству, оно у вас уже есть, ведь вы его ИЗЛУЧАЕТЕ.

Вы делаете простые действия каждый день, которые вас радуют и наполняют. Вы замедлились, вы больше не спешите. Вы проживаете каждый миг жизни как особенный, вы радуетесь как ребенок простым мелочам, вы разрешаете себе быть тем, кем вы являетесь и разрешаете другим быть теми, кто они есть! Вы ЖИВЕТЕ, наслаждаясь самим процессом жизни!

Все уровни условны и все эти этапы переплетены один с другим. Я описала это так, как приходила к состоянию просветления сама, и то, что я наблюдала на личных сессиях и обучениях ТОТ . Возможно, эта статья покажет вам, в каком направлении двигаться дальше. Или объяснит, что с вами происходит?

Подробнее о ТОТ

Есть множество людей, которые уже много лет находятся на 4 этапе. У них напрочь отсутствуют желания. И они думают, что так и должно быть, что это и есть суть просветления…

Возможно, у вас происходит именно так, а возможно вы проживаете просветление сознания совершенно по-другому. Буду очень рада, если вы в комментариях поделитесь своим опытом.

Как достичь просветления?

Правильного пути к просветлению, а значит к избавлению от страданий, порожденных нашим умом, не бывает. Есть короткие и длинные дороги, и только мы выбираем, по какой дороге нам прийти к состоянию Я ЕСМЬ ТОТ (ТА), КТО Я ЕСМЬ! А значит к себе настоящему.

PS: Прошло пол года после написания этой статьи и мне захотелось добавить еще один этап:

ЭТАП окончательного выхода из иллюзий - переход из состояния «ребенок, который ищет чудесные техники или практики» к психическому взрослению

Как определить человек взрослый психически или нет?

Психически взрослый человек:

  • берет на себя ответственность за свою жизнь, не из чувства вины или потому что «так надо», а потому что у него есть силы и мудрость понимать что весь мир сотворен его мыслями, даже то, что не нравиться;
  • он не просит у других любви, внимания, заботы, поддержки (с этими вопросами люди годами и десятилетиями ходят к психологам и психотерапевтам, к целителям и на тренинги личностного роста) - он ее начинает давать, так он источник всего и у него всего много;
  • не отчаиваться если что-то идет не так. Он просто начинает думать по-другому и делать другие действия;
  • в любой ситуации ощущает силу;
  • имеет много энергии на действия в физическом мире;
  • не убегает от мира, проблем, усталости, своих творений - он в него погружаеться и с радостью и легко решает даже самые сложные задачи;
  • он не ищет что не так и что мешает ему стать успешным, счастливым - он спрашивает, а что мне нужно сделать сейчас, чтобы было так, как я хочу;
  • соединен со своей женской энергией и поэтому прислушиваться к своей интуиции;
  • соединен со своей мужской частью, и поэтому вопрос действовать или нет вообще не стоит;
  • любит своих детей и верит в них;
  • любит то, что делает и поэтому все его проекты успешны;
  • соединен со своим источником силы и видит силу в других людях;

В пространстве взрослого человека другие тоже становятся взрослыми - ведь он не подавляет, не унижает, не обвиняет, он верит, много от избытка дает, ничего не ожидает, и всегда поддерживает.

Каждая религия советует нам оставаться просветленным. Знайте, чтобы стать просветленным, не нужны никакие особые добродетели. Просто оставайтесь сознательным. Опыт продления нашего сознательного утверждения не может дать нам силу, чтобы контролировать материальный мир. Однако он может дать нам силу, чтобы стать абсолютно свободным от страданий из-за привязанности к вещам в материальном мире. Быть просветленным - это не особое состояние ума; это свобода разума и сердца от всех привязанностей, которая дарит осознание всего человеческого бытия без понятия различий в мире вокруг нас. Хотя это трудно, но все же очень возможно достичь путем тренировок и обучения разума. Так же как и земные достижения трудны, но достижимы, так же и просветление достичь сложно, но можно. Если вы не можете найти его там, где вы сейчас находитесь, где вы собираетесь блуждать в его поисках?


Многие люди чувствуют, что они должны страдать, чтобы обрести свободу. Так не должно быть. Все мы принадлежим Вселенной, а Вселенную не волнует, страдаем мы или нет. Мы - это наш собственный ключ к абсолютной свободе. И существует столько же путей, чтобы достичь просветления, сколько есть существ во Вселенной. Когда мы становимся сознательными - мы расширяем рамки, а когда мы отворачиваемся от сознания - мы ограничиваемся. Помимо этого, реальность всегда нам будет показывать, что мы не можем двигаться против своих же собственных законов. Все мы свободны в выборе вида «реальности», мы жаждем знаний, и никто из нас не может нарушать правила. Каждая сущность в мире владеет такой же свободой выбора.


Есть некоторые из нас, кто проповедовал догматическую уверенность в одном конкретном пути. Но в конце пути к просветлению становится не важно, каким именно способом вы это постигли.


Очевидно, нет пошагового руководства «как это делать», которое указывает правильный путь для каждого, в любое время года. Внешние события не так важны, как вы на них реагируете.


Чем больше вы боитесь, тем сильнее становится чувство страха или боязни боли. Первоначально страх - это предупреждение о возможном вреде. Необходимо только заметить, и проблема будет обязательно решена, отбросьте страхи. Это одна из основополагающих режимов «расширения» и «сокращения»; когда вы начнете изучать вашу жизнь, вы найдете и многое другое. Для поиска просветления, мы должны принимать только суточные ритмы расширения и сжатия. Каждый из нас имеет полную свободу выбора, вы уже знаете об этом.


Сознание реально, так же реально, как и мы. Что бы мы ни сделали вытягивая из космического сознания (Единого Источника Всего Сущего, или любые другие термины, которые вы хотите использовать), мы делаем это сейчас. Мы все родились в одном месте, мы все возвращаемся в то же самое место.


Надеюсь, вы найдете здесь некоторые примеры простых отношений, которые помогут вам на вашем пути.

Шаги

    Все мы совершали ошибки. Мы на них учимся. Повторять одни и те же ошибки снова и снова – помеха для наших собственных целей. Однако мы вправе их делать. Мы должны спросить себя: «Что служит причиной боли и страданий, и как мы можем искоренить это на глубинном уровне?» Некоторые говорят, что только получив что-то в избытке, человек может понять, сколько ему хватает. Находится здесь и сейчас, по мнению многих, – это первый шаг к освобождению.

    Ищите общества арахатов, мудрых людей и хорошие книги по дхарме.

    Выберите время для расслабления. Часто наша жизнь очень стремительна, мы испытываем стрессы и не можем наслаждаться моментом.

    Обратите особое внимание на различные запахи, которые вы чувствуете, звуки, которые вы слышите, и предметы, которые вы видите. Используйте такой же подход и в других повседневных ситуациях. Такие действия зачастую приближают вас к чистому сознанию.

    Потренируйтесь медитировать, это можно делать в любом месте, в любое время, просто нужно мысленно сконцентрироваться в это время на конкретном объекте.

    Читайте, что другие пишут о просвещении и духовности в целом. Есть множество великих философов, таких как Гаутама, Иисус, Лао-Цзы, Судзуки-Роси, Мухаммед, Данте, Фрэнсис Бэкон, Уильям Блейк и другие. Дверей к Восприятию много, чтобы говорить об этой теме, как прямо, так и косвенно.

    Узнайте о Благородном восьмеричном пути и 4 Благородных Истинах.

    Всегда улавливайте момент и получайте удовольствие от всех видов деятельности, которыми вы занимаетесь в течение дня (еда, сон и даже принятие ванны).

    Действия, перечисленные здесь - основные возможные полезные советы. Настоящий «шаг» на пути к просветлению означает сделать что-то, что сейчас является бессознательной частью вашего сознания. т.е. «интеграцией». Практические шаги в направлении интеграции можно найти в соответствующих разделах вики.

    Путь к просветлению, описанный Шакьямуни / Гаутама Будда Сам, в развитии силы, концентрации и мудрости.

    Просветление - это не состояние ума, к которому вы можете прийти, заставив себя силой. Мы живем по вечному закону причины и следствия: если вы делаете что-то плохое, вы получите плохой результат, если вы делаете что-то хорошее, вы получите хороший результат. Главное - это сознание, возникшее независимо от того, что происходит.

  1. Подходить с намерением зажечь высшее сознание – это естественно. Прогулка может зажечь высшее сознание. Используйте медитацию при ходьбе. Как новички учатся рассчитывать свои циклы вдохов для нормального дыхания, так же позвольте высшему сознанию прорасти. Циклы или шаги при ходьбе могут служить для этой же цели. Это же самое происходит и в музыке с ритмом, то есть нормальное сознание потребляется, что позволяет высшему сознанию приходить как наводнение музыканту, принося более высокое сознание. Дон Жуан потонул в видении ходьбы Карлоса Кастанеды. Карлос шел с Доном Жуаном, пересекаясь взглядами, чтобы обрушить видение, и избежать общее потребление обычного сознания. Это осознание высшего сознания при ходьбе будет мотивировать чаще ходить пешком/медитировать.

    • Как только вы ближе ознакомитесь с простым осознанием/сознательностью, вы заметите упадок мысленной активности и начнете испытывать свободное от мыслей понимание гораздо чаще. Это может быть полезным, особенно после того, как некоторый опыт в сознательности свободного мышления поспособствовал побуждению (релаксации) свободного от мыслей присутствия, в качестве тренировок. Это буквально помогает вернуть тело и разум в свое естественное состояние, которое становится свободнее от непрерывного мышления, чем все мышление на протяжении жизни для большинства людей.
    • «Здравый смысл» (или «интуиция») - это также ваш лучший гид.
    • Ничто не бывает постоянно правильным или неправильным, «вещи» меняются. Выбирайте то, что лучше для вас в данный момент, однако, помните, что вы никогда не одиноки, то, что вы выберите, может отразиться или не отразиться на окружающих. Доброта и хорошие манеры могут стать хорошим приемом. Словом, «сострадайте», или отдавайте (делайте) лучшее другим - лучшее, что бы вы отдали (сделали), попав в такую же ситуацию.
    • «Расширяющие кругозор» наркотики (или психотропные вещества) - точно не самый надежный способ найти просветление. Они могут сравниться с использованием вертолета вместо того, чтобы лезть на вершину горы, тем не менее, факт остается фактом, и вы можете сделать для себя выводы. Имейте в виду, что психотропные вещества - не самый простой способ достижения определенной степени просветления, ведь может наступить психоделический кризис. В то же время могут возникнуть страхи, помните, их можно преодолеть или развеять. В конце концов, просветление должно прийти к вам.
    • Высшее сознание доступно каждому, кто его ищет. Вам даже не придется ничего делать. Вы не пропадете в попытке выяснить, на сколько вы на самом деле свободны.
    • Просветление - это не вещь, которую кто-то другой может сделать для вас. Никто не может «спасти» вас, кроме вас сами. То же самое касается и спасения других. Остальное – воля Божья.
    • Познание, или самоисследование, как его иногда называют, может быть отдельным опытом, но оно наиболее эффективно для большинства людей, если тренироваться медитировать ежедневно в течение некоторого времени, часто минимум нескольких месяцев. Это происходит потому, что «ответ» на запрос всегда замечает чистое осознание, которое не меняется с опытом, который, в свою очередь, постоянно меняется. Наиболее распространенная форма запроса – спросить мысленно, или просто перемещая внимание (замечая): « Кто (или что) я?» - сейчас, здесь, в этот момент? Если вы найдете ответ на вопрос мысленно, т.е. «Я – человек», или «Я – душа» или даже « Я –все», это всегда окажется бесполезным, потому что истинный ответ - это сознание, с точки зрения субъекта, т.е. осведомленность, испытание всего содержимого, даже какой-то смысл самого себя.
    • Осознание себя - это настоящее «переживание» каждого момента, в любом восприятии или мысленной активности. Вы увидите, что если вы сможете вникнуть во что-то, неважно, насколько тонкое, и неважно, насколько вы чувствуете свое «Я» или «Свои» переживания, вы все еще представляете собой объект для опытов с путем осознания. С одной стороны, это опыт, который вы никогда не сможете получить «перед» или до осознания себя.
    • Мысли, что вы должны чего-то достичь, выступают своего рода барьером, через который просвещается наша природная сущность. То, что мы просто должны понять, что нет никакого достижения важнее, чем достичь в первую очередь «самого» себя.
    • Вы - ключ к собственному просвещению.
    • Процесс может занять столько времени, сколько вы пожелаете.
    • Помните, и убеждайтесь с опытом, что сознание в равной степени присутствует в любом моменте жизни; оно просто зачастую остается незамеченным. Непонимание сознания во всех аспектах (включая мысли, чувства, ощущения изнутри себя, и др.) – средство, при помощи которого непросвещенность возвращается к вам вновь время от времени. Особенно во времена психических и эмоциональных нарушений, может быть очень полезно привлечь внимание обратно к осознанию себя: к опыту, к аспекту, который «в курсе», вместо чего-то неизвестного.
    • Попробуйте испытать себя как чистое сознание (или космическое сознание), равно как и энергетику (что частично сознательное и частично бессознательное в бесконечном разнообразии модуляций) и как материю, которая находится в бессознательном состоянии. Будучи людьми, мы являемся сложным сочетанием материи, энергии и сознания. Высшее состояние сознания всегда доступно и всегда внутри вас, и это состояние чистого сознания.
    • Некоторые «трансовые» утверждения могут помочь вашему просветлению, а другие могут ввести вас в заблуждение. Помните, что вы, в конечном счете, всегда контролируете ситуацию.
    • Медитация и другие практики, основанные на изучении тела, такие, как пранаяма (контроль дыхания) являются основой для более продвинутых (рафинированных, психических) практик. Преимущества более усовершенствованных практикв том, что они воплощаются быстрее, и/или преимущества просветления более последовательны в опыте, когда вновь возвращается спокойное мышление. С опытом, медитация способствует успокоению ума, активности, которая ознакомит вас с бесформенными аспектами вашего сознания, которые легче дают понимание и наслаждение реальным просветлением. Просветление - это на самом деле не то, чего вы «достигаете»; чрезмерный акцент на поверхностное мышление – то что заново возвращает ежесекундную просвещенность. Пожалуйста, обратите внимание, что последовательность в медитации (один или два довольно короткие сеанса ежедневно; по двадцать минут) важнее, чем медитация в течение длительных периодов времени.
    • Путь к просветлению проложен через просветление непосвященных.
    • Что реально? Наши чувства могут обманывать нас, но наши эмоции - нет.
    • (Квалифицированный) учитель, который «был там», знает дорогу, и может сказать вам, что нужно остерегаться - это такая же ответственность, как и достояние.
    • Изучайте йогу, тай-чи, или айкидокан – это может помочь.
    • Разберитесь, как практики могут относиться к просветлению; они не обязательно необходимы, но могут стать большой поддержкой и помощью для тренирвки просветления. Это не исключает предложение полностью. Все уже готово, и вы можете только воспринимать эту реальность с помощью концептуального мышления наоборот. Однако, большинство телесно-мысленных систем обусловлены более глубокой фокусировкой на форме. Поэтому, подобно тому, как диета и упражнения гармонизируют физическое здоровье, так и конкретные методы могут быть полезны для наслаждения плодами просвещения в текущем опыте.

    Предупреждения

    • Не бойтесь отделяться от своего материального тела, если вы правильно за ним ухаживаете, это будет тем, к чему вы должны будете вернуться.
    • Будьте осторожны, чтобы не «переборщить». Умеренность - это полезно.
    • Вы должны научиться полностью себе доверять.
    • Остерегайтесь « расширяющих кругозор» препаратов, поскольку они могут представлять опасность для неопытного.
    • Мы учим лучше тому, чему нам нужно научиться самим.
    • Научное понимание основано на повторение событий и чудес, которые, казалось бы, уже не повторятся. Следовательно, не существует научного способа понять чудеса. Наше сознание – это итак чудо.
    • Лучше не «искать» умышленно, делайте каждый поступок сознательно, напоминая себе, что каждый ваш шаг- сам по себе награда.

Однако заезд некоторых гостей состоялся уже в воскресенье, участники приехали на праздничное богослужение в Покровский старообрядческий храм г. Ржева. После службы гостям был предложен обед и размещение в «Ржевской обители».

Образовательная смена — это уже не первый опыт проведения подобного рода мероприятий. 25 июля 2001 года во Ржеве проходила конференция «Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы».

В конференции участвовали гости из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Были представители и безпоповского согласия, РПЦ МП, светские ученые. По материалам той, прошедшей конференции вышел одноименный сборник, в котором были представлены доклады всех участников.

В настоящем году лекции образовательной смены проходили в новопостроенной часовне «Ржевской обители».

В качестве слушателей чтения посетили не только миряне, но и священнослужители Старообрядческой Церкви: протоиерей Евгений Чунин (г. Ржев), протоиерей Геннадий Чунин (г. Санкт-Петербург), иерей Максим Андреев (п. Шувое), иерей Иоанн Курбацкий (г. Калуга) и другие.

Первый день образовательных чтений начался с докладов старшего преподавателя Высшей школы экономики, сотрудника Академии наук, завуча духовного училища Русской Православной старообрядческой Церкви в 2007-2014 годах А. В. Муравьева «История православия в России в мировом контексте (византийское наследие и мы) » и «Падение Константинополя в XV веке. - Падение православной империи в XVII веке. - Падение государственного православия в России в XX веке » и сообщения кандидата исторических наук Р. А. Майоровa «Возникновение старообрядческих согласий, их развитие, взаимоотношения между ними ».

А. В. Муравьев рассказал о византийских традициях на Руси и их дальнейшем развитии. Во втором докладе он сопоставил падение Константинополя с Расколом Русской Церкви и с падением государственного Православия в XX веке в России.

Р. А. Майоров поведал о возникновении белокриницкой (РПСЦ) и новозыбковской (РДЦ) иерархий, согласиях странников, часовенных и других безпоповских направлениях и их особенностях.

Во второй половине дня с сообщением « » снова выступил Алексей Муравьев .

Доклад ученого вызвал серьезное обсуждение присутствующих на чтениях гостей. После дискуссии участникам образовательной смены была предложена ознакомительная экскурсия по Покровскому храму г. Ржева, которую провели о. Евгений Чунин и В. В. Волков. Гости узнали об истории общины, увидели реликвии и книгохранилище.

Во вторник был зачитан доклад автора ряда исследований по истории старообрядчества, старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Е. М. Юхименко «О характере полемики между старообрядцами с официальной церковью - стиль диалога и аргументы ». К сожалению, сама Елена Михайловна прибыть в «Ржевскую обитель» не смогла, ее доклад был передан организаторам и зачитан. В докладе Е. М. Юхименко прозвучали основные темы диалога между РПсЦ и РПЦ, их аргументы и характер.

После обеда все желающие отправились на экскурсию в Ржевский краеведческий музей. Во второй половине дня А. В Муравьев выступил с докладом «Архаика и современность, архаизаторство и модернизация: зачем сегодняшним старообрядцам “старина” ?» Ученый рассказал о старообрядческом восприятии старины и новин, и как в современном мире можно сохранять старину, не вступая в конфликт с гражданским обществом.

Вечером в «Ржевскую обитель» прибыл руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, редактор журнала «Церковь» А. В. Антонов , который поднял тему «На пути к старообрядчеству: менталитет современного старообрядца ».

Его сообщение вызвало широкое обсуждение и не могло не порадовать своей искренностью. Антонов поведал о проблемах менталитета современного старообрядца. Затем состоялся круглый стол «Задачи христиан в современном мире в контексте истории ». Здесь обсуждались возможности и формы участия христиан в жизнь общества, государства.

Несмотря на некоторую суету и спешку, Александр Васильевич Антонов ответил на пару волнующих современного христианина вопросов.

— Александр Васильевич, почему сейчас среди старообрядцев и не только так много сталинистов?

— Это настоящая беда! Все потому что нет фундамента, люди чувствуют себя незащищенными. Вот говорят часто «Сталина на Вас нет!». Люди, не знающие, что было на самом деле, уверены, что при Сталине был порядок и благоденствие.

— Скажите, а возможно в современном старообрядчестве меценатство?

— А почему нет? Конечно, возможно! У нас, например, есть Роберт (в крещении - Роман) Стабблбайн.

— Да, как раз плод меценатства — часовня в «Ржевской обители».

29 июля, в среду в «Ржевской обители» с докладом «Традиции и методы духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество » выступил старообрядческий священник, настоятель храма в г. Ростов-на-Дону о. Иоанн Севастьянов . Священник рассказал о традициях духовного образования в Византии, также среди старообрядчества.

Этот день весь был посвящен вопросам образования среди старообрядцев. Р. А. Майоров рассказал о Московском старообрядческом институте, о его создании, деятельности и жизни в Российской Империи. Директор Московского Старообрядческого Духовного училища А. И. Шатохин — об опыте образовательной деятельности МсДУ. Шатохин рассказал о современной жизни старообрядческого духовного училища, его развитии и нуждах.

Также в среду была предложена презентация детского христианского лагеря «Ржевская обитель» — 22 года поиска и подвижничества, которую представил протодиакон Иоанн Чунин . Вечером состоялся круглый стол «Задачи и пути духовного образования в старообрядчестве », в котором приняли участие о. Иоанн Севастьянов, о. Евгений Чунин, пртд. Иоанн Чунин, А. И. Шатохин, Е. В. Лакалина и другие. Участники чтений обсуждали задачи и пути духовного образования в старообрядчестве, это и деятельность духовного училища, приходских воскресных школ.

В этот же день образовательную смену под Ржевом посетила городская телекомпания «Независимая студия «Рит».

В следующий день образовательных чтений религиовед, редактор отдела истории религии Российского исторического журнала «Родина» С. Г. Антоненко выступил с докладами «Конфессиональное окружение православия в современной России » и «Сектоведение: специфические особенности и динамика развития современных сект ». Антоненко рассказал о контактах между современными конфессиями нашего государства, о характере полемики.

Здесь же Р. А. Майоров рассказал об эволюции взглядов официальной церкви и государства на старообрядчество и о феномене единоверия. Единоверие до сих пор распространено и вызывает массу обсуждений и вопросов, поэтому особенно информационно ценным оказался доклад исследователя.

Чтения в это день завершились круглым столом «Цели, задачи и пути развития межконфессиональных контактов Старообрядческой Церкви ». Участники круглого стола обсудили возможности и пути межконфессиональных контактов РПсЦ с другими религиозными объединениями.

Последний день образовательной смены был не менее насыщенным, по сравнению с предыдущим. Преподаватель Высшей школы психологии, автор и ведущий обучающих программ по православной психологии и психотерапии А. Г. Фомин выступил с сообщениями «Святоотеческое учение о Человеке; формы сознания » и «Покаяние как основа христианского самопознания ». Исследователь поведал с философской точки зрения об этих важных темах.

После обеда для всех желающих была организована экскурсия на Мемориальное русско-немецкое кладбище и в Центр патриотического воспитания г. Ржева.

В 16.00 состоялось выступления директора Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз», заместителя руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ В. М. Коровина «Действующие силы и тенденции в политике РФ: возможность новой Империи ».

Коровин отметил, что главным для христианина является, прежде всего, спасение, а затем уже и возможность участвовать в политической жизни своего государства. После сообщения В. М. Коровина состоялся круглый стол «Место Старообрядческой Церкви в политической жизни страны; место христианина в общественной жизни ». Здесь участники обсудили то, насколько важным для христианина является участие в общественной жизни страны, и каким образом он может в этом участвовать.

Затем была трапеза, во время которой было сказано немало теплых слов в адрес организаторов образовательных чтений и пожеланий о дальнейшей работе этого начинания.

Около 22 часов участники образовательной смены начали разъезжаться, а кто-то остался в «Ржевской обители» до утра.

Слет старообрядческих интеллектуалов произвел большой резонанс в старообрядческом информационном пространстве. Материалы, опубликованные на сайте «Русская вера», вызвали массовый отклик наших читателей.

Особенное внимание вызвало интервью с Валерием Коровиным « ». А наибольшее количество комментариев набрало выступление Алексей Муравьева « ». Читатели нашего ресурса разместили 33 комментария на самом сайте и более 150 комментариев в официальной группе сайта «Русская вера», к которой сегодня может присоединиться любой желающий. Адрес группы "Русская вера" ВК: https://vk.com/сайт.

Как найти путь к просветлению? Каким образом ступать по тропе самосовершенствования, и над выполнением какой задачи необходимо работать?
В первую очередь, нужно постоянно контролировать свой внутренний диалог и работать над его отключением, найти понимание того, что именно мешает это сделать. Результатом таких постоянных наблюдений станет осознание препятствующих факторов. После этого необходимо:

  • научиться задействовать волю;
  • использовать внутреннее намерение;
  • прилагать усилия и учиться убирать то, что не даёт отключать внутренний диалог.

И в тот момент, когда вы сможете это сделать, вам удастся взойти на новую ступень .

Что делать, чтобы разорвать круг смертей и выйти из него?

Для начала необходимо увидеть, что же является причиной хождения по замкнутому круговороту рождений и смертей. К этому приводят привязанности. Они заставляют людей снова и снова рождаться, а, следовательно, вновь и вновь подвергаться страданиям и неизбежно умирать. А что же является причиной привязанности? Это наше неспокойное отношение к вещам. Мы забываем, что материальное не вечно, таим в себе множество надежд и становимся похожими на людей времён коммунизма. Ведь этим иллюзиям не суждено осуществиться. Также они могут воплотиться, но совершенно по-другому, а не так, как в наших представлениях.

Разочаровавшись в своих надеждах, человек говорит себе: «Ну сколько же это будет продолжаться? Моя жизнь состоит из постоянных страданий. Утопии и несбыточные надежды, созданные во времена строительства коммунизма, я всё ещё несу через свою жизнь, и это лишь делает меня несчастным». Человек преодолеет и смерть, и рождение только в том случае, если сможет:

  • отказаться от своих иллюзий;
  • расстаться с надеждами;
  • избавиться от привязанностей.

После этого он получит возможность вырваться из круга страданий и найдёт прямой путь к просветлению. Ведь рождение порождает другие иллюзии, а смерть в них вновь разочаровывает.

Вызывает удивление ещё один факт: люди привязаны к своим надеждам и фантазиям намного сильнее, чем к окружающим вещам материального мира. Всё то, что позволяет нам жить, беспокоит нас гораздо меньше собственных несбыточных иллюзий. И вот когда человеку удастся отказаться от своих мечтаний, отречься от надежд, он придёт к мысли, что больше не хочет страдать и на что-либо надеяться. Именно тогда он достигнет состояния пробуждения, Будды, станет на путь к просветлению и увидит мир в его реальном проявлении. Это избавляет от круговорота бесконечного страдания, рождения и смерти.

Что делать, если остановить внутренний диалог удаётся лишь на короткое время? Есть ли практики, которые помогут продлить это состояние?

Сначала остановка внутреннего диалога длится секунды. И чтобы его останавливать, необходимо в течение дня многократное количество раз прилагать огромные усилия. Хорошим помощником в этом деле станут часы. Можно установить сигнал через короткий промежуток времени, например, чтобы он звучал каждые 5–10 минут. Это позволит всегда помнить о необходимости остановки внутреннего диалога. В этом случае усилия будут накапливаться, а промежутки свободного от мыслей сознания – увеличиваться.

Концентрация на своём теле и дыхании позволяет сфокусироваться на ощущениях. Заставляйте себя контролировать вдохи и выдохи, обращать внимание на окружающие звуки либо смотреть на вещи расфокусированным взглядом. Такие практики препятствуют внутреннему диалогу и помогут его останавливать. Но нужны тысячекратные попытки в течение всего дня, чтобы удалось достичь результата.

Есть ли способ быстро достичь твёрдости и уверенности?

Развить эти качества невозможно без проявления инициативы. Пассивное поведение приведёт лишь к тому, что вас покинет чувство уверенности в себе. Чем более вы активны, инициативны, тем большей уверенностью наполняетесь. Тогда и появляется энергия на то, чтобы творить дела. За вами начнут идти люди, которые по своей жизни занимают более пассивную позицию.

Существа, достигающие полного просветления (в буддийском смысле) после Будды Шакьямуни, также не обязаны являться его последователями. Например один из первоучителей дзогчен Гараб Дордже не был буддистом в вышеуказанном смысле, что не мешало ему быть буддой и стать основоположником традиции, которая смогла полностью объединиться с буддизмом сутр и тантр, принесенным в Тибет, соответственно Шантаракшитой и Гуру Падмасамбхавой.

Если же сформулировать вопрос, возможно ли достижение просветления или окончательного освобождения (опять-таки в буддийском смысле) последователями конкретных известных нам небуддийских традиций (индуизм, даосизм, христианство и т. д.), то следует исследовать, соответствует ли то или иное учение критериям «пути, ведущего к окончательному освобождению».

Самый распространенный из этих критериев – соответствие воззрения т. н. «четырем печатям», четырем принципам правильного воззрения, которые в несколько разнящихся формулировках можно встретить практически во всех направлениях буддизма.

Первый принцип состоит в осознавании того, что «все составное невечно», иными словами, что все возникшее как результат сочетания причин и условий рано или поздно прекратит свое существование. Непонимание или отрицание данного принципа является препятствием знанию, ведущему к окончательному освобождению. Таким образом, если кто-то следует учению, которое утверждает существование бессмертной души, возникшей как результат деятельности некоего высшего существа, он не может достичь высшего освобождения (в буддийском смысле), будучи ограничен подобным воззрением.

Если же такой человек преодолевает данное ограничение, то его уже нельзя считать последователем своей первоначальной традиции.

Второй принцип заключается в осознавании того, что всему сопряженному со страстями присуще страдание. В таком случае, если последователь учения, предполагающего наличие некоего абсолютного начала, слияние с которым приносит освобождение от страданий, испытывает страстное желание по отношению к абсолюту как объекту, само такое желание будет причиной страдания, а потому не может вести к освобождению от страданий.

В самом буддизме стремление к освобождению или просветлению, допустимое на начальных этапах пути, по большому счету считается ошибкой и рано или поздно должно быть преодолено.

Иная формулировка второго принципа говорит о том, что страдание присуще всему, что возникло как результат сочетания причин и условий. В частности, это означает, что окончательное освобождение нельзя считать результатом личных усилий в практике. Также нельзя рассчитывать на то, что освобождение может наступить в результате изъявления милости некоего высшего существа.

Третий принцип состоит в том, что нет ничего, что обладало бы собственным независимым существованием. Это знаменитый принцип анатмана или пустоты. Допущение независимого существования некоего индивидуального начала, абсолюта, высшего неизменного мира или состояния сознания является таким образом препятствием к достижению окончательного освобождения.

Наконец, четвертый принцип говорит о возможности достижения полного освобождения от страданий. Таким образом, последователь учения, отрицающего такую возможность, не реализует освобождение, пока будет его отрицать.

Безусловно, в тех или иных буддийских системах можно встретить утверждения, противоречащие данным четырем принципам, однако они не абсолютизируются и, в конечном итоге, преодолеваются. Так например, последователь крия-тантры вначале полагает, будто может обрести мудрость просветления благодаря милости божества, однако рано или поздно он должен понять, что в истинном смысле божество не отлично от него самого и что просветление не приходит извне.

То есть положение, противоречащее данным принципам может принести пользу практикующему на каком-то этапе пути, соответствуя уровню его способностей, однако, будучи абсолютизировано, становится препятствием.

Более того, если сами эти четыре принципа концептуализируются и становятся объектом привязанности, то для преодоления данной привязанности необходимо применять соответствующие искусные средства. По большому счету, если учение не содержит средств для преодоления ограниченности любыми, сколь угодно тонкими и глубокими представлениями, оно не может считаться путем, ведущим к окончательному освобождению.

Это также соответствует второму критерию: учение должно содержать в себе средства преодоления привязанности к любому сколь угодно тонкому и возвышенному состоянию. Это означает, что если некоторое состояние тела, речи или ума считается окончательным и в нем необходимо оставаться всегда, то это привязанность, которая препятствует окончательному освобождению.

В частности это относится к состояниям, достигаемым при практике сосредоточения, будь-то с объектом или без.

Третий критерий относится к поведению: оно не должно впадать в крайность потакания желаниям с одной стороны и в крайность самоумерщвления с другой. Таким образом, практики самобичевания, ношения власяницы, многочасового стояния на одной ноге, сидения между огней и прочие способы причинения себе страданий являются препятствием освобождению. Всякое представление об «очищающих» свойствах страдания является тяжким заблуждением.

Всвязи с этим, практикуемое в некоторых направлениях буддизма намеренное причинение себе боли или «жертвоприношение» разных частей тела (например сжигание пальца) является отклонением от пути и ошибочным толкованием принципа самопожертвования. Подобная практика обычно вместо накопления заслуг приводит лишь к возрастанию гордости от осознания своих способностей переносить боль и терпеть лишения.

Потакание желаниям, с другой стороны, может выражаться не только в стремлении получать чувственное удовольствие, но и в стремлении обращать других в свою веру, что является характерной особенностью некоторых систем.

Еще одним критерием является полнота учения: оно должно содержать методы практики на уровнях тела, речи, и ума, которые в буддизме формулируются как нравственное поведение, сосредоточение и различающая мудрость. Если в том или ином учении отсутствует одна из этих составляющих, оно не может считаться путем, ведущим к окончательному освобождению.

Различные примеры ошибок в воззрении, медитации и поведении, приверженность которым является препятствием освобождению или отклонением на пути можно также найти в таких текстах, как «Сеть Брахмы» (брахмаджала-сутта) из Типитаки, коренные тантры дзогчен «Царь Всетворящий» (kun byed rgyal po) и «Самовозникающее осознавание» (rig pa rang shar) или же упадеша Гуру Падмасамбхавы «Ожерелье воззрений» (man ngag lta ba’ i phreng ba).

В последнем тексте, в частности, в качестве примеров ошибочных воззрений приводятся представление о независимом от живых существ вечном существовании материальной вселенной, представление об обретении плода высшего освобождения в результате умилостивления высшего божества, а также представление о наличии абсолютного индивидуального начала, могущего существовать независимо от и без проявленного уровня, который полагается простой игрой данного индивидуального начала, никак не затрагивающей его самобытие.

Именно учениям, которые придерживаются данного принципа, чаще всего приписывается сходство или даже тождество с буддийскими системами, однако это противоречит основополагающим принципам буддийской сутры и тантры, а также дзогчен. Что касается учений сутр, то в «Сутре сердца праджняпарамиты» говорится, что «нет формы вне пустоты, нет пустоты вне формы»; основополагающим принципом ваджраяны является нераздельное единство мудрости-праджни (пустота) и метода (проявление); а в учении дзогчен, основным качеством творческой энергии пустой основы является ее непрерывность.

Это показывает, что во всех буддийских учениях отрицается идея непроявленного «чистого» бытия, могущего существовать вне проявлений, но что проявленное и непроявленное нераздельны.

На основании всего вышеизложенного, можно достаточно определенно судить, является или нет то или иное учение путем, ведущим к окончательному освобождению в буддийском смысле. Отрицательный ответ, тем не менее, не отрицает полезность следования ограниченным воззрению, медитации и поведению на определенном этапе развития. Что касается просветленности (в буддийском смысле) конкретных учителей из небуддийских традиций, то судить об их реализации мы можем только на основании тех наставлений, которые они дают своим ученикам.

В моем скудном багаже знаний отсутствуют сведения о небуддийских учениях и учителях, чьи положения и наставления соответствовали бы вышеприведенным критериям (исключение составляет «реформированный» бон, чьей сущностью является дзогчен, переданный учителями Шенрабом Миво и Тапихрицей). Представители других традиций могут вкладывать в слова «просветление» или «освобождение» свой собственный смысл и даже реализовывать этот смысл, однако это совсем необязательно должно соответствовать буддийскому смыслу этих слов.

В любом случае, сущностный смысл наставлений Будды Шакьямуни, Гуру Падмасамбхавы, Джамгон Конгтрула и других учителей о критериях верного пути состоит не в том, чтобы судить других, а в том, чтобы наблюдая самого себя обнаруживать ошибки в своем воззрении, медитации и поведении и стараться их преодолеть.