Урок литературного чтения два раза не умирать. Урок литературного чтения Тема урока: Л. Н. Толстой «Два товарища»


Подписи к слайдам:

Мир средневекового города
Авторы проекта: учащиеся 6 – В классаРуководитель: Трошенкова О.К.
Цель проекта:
Изучение жизни средневекового города.Задачи:Изучить литературу по данной темеОбратиться к Интернет - ресурсамОбобщить собранный материал, оформив его в виде проектаПрезентовать работу
В X - XI вв. началось возрождение некоторых старых и возникновение новых городов в Западной Европе, которые, хотя и произошли на основе старых римских, но существенно отличались от них. Прежде всего они были экономическими центрами - центрами ремесла и торговли.
Наибольшее количество городов было в Италии (половину населения составляли жители городов) и Фландрии (2 / 3 жителей - горожане). Средневековые города обычно были небольшими - 1-3 тысячи жителей.
Обязательными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, были стены, цитадели, кафедральный собор, рыночная площадь. Также в городах могли располагаться укрепленные дворцы-крепости феодалов и монастыри.
Города перестраивались концентрическими кругами от центра - крепости или рыночной площади. Улицы были узкими (достаточными только для проезда всадника), не освещались, длительное время не имели брусчатки и канализации. Дома стояли довольно тесно и имели два - три этажа. Нередко верхний этаж нависал над нижним, так из-за дороговизны земли фундаменты строили узкими. Долгое время города сохраняли сельский вид: у домов располагались сады и огороды, во дворе держали скот и птицу. За стенами города жители имели земельные участки и виноградники. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко паслись прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу. Для оздоровления воздуха в домах летом на полу рассыпали свежескошенную траву. Со временем специальные королевские и феодальные смотрители дорог стали штрафовать жителей за скопившийся на улице мусор, который те старались на двухколёсных тележках вывозить на свалку за городом.
Названия улиц нигде не указывались (таблички с нумерацией домов, вывески или высеченные на камне названия улиц появились позже, в XVIII веке), и жителям приходилось просто запоминать их или расспрашивать о маршруте прохожих. Важным ориентиром были вывески на домах, изображавшие род деятельности их владельца, но они могли смениться, что вызывало некоторую путаницу у нечастых гостей улицы.
Горожане были полноправными жителями города. Одни производили и торговали мелочами, необходимыми горожанам и крестьянам из окрестностей. Другие, более богатые, вели торговлю с областями или странами, закупая и продавая большие партии товаров. Кроме того значительную часть населения составляли погрузчики, водоносы, угольщики, мясники, пекари, то есть те, которые были заняты в сфере обслуживания.
Сеньорам и их окружению, представителям светской и духовной власти, т.е. знатным людям, принадлежали лучшие дома в городе, они имели доступ к городской власти и вместе с состоятельными бюргерами образовывали патрициат- правящую верхушку города. Беднейшие слои городского населения назывались плебеями. В разных городах плебеи составляли от 20 до 70% населения.
Средневековые города развивались как центры ремесленного производства. В отличие от крестьян, ремесленники работали для потребностей рынка, производя продукцию на продажу. Все изготавливалось вручную, с помощью простых орудий труда, одним мастером от начала и до конца. Обычно мастерская служила лавкой, где ремесленник продавал производимые им вещи, являясь, таким образом, и основным рабочим, и владельцем.
Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом.
Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые способы ремесла, но при этом они охраняли свои секреты от других цехов.
Члены цеха строили собственную церковь, школу, отмечали вместе праздники. На содержании цеха были вдовы, сироты, инвалиды. В случае осады города члены цеха под собственным флагом образовывали отдельное боевое подразделение, которое должно было оборонять определенный участок стены или башни. Данное изделие называлось шедевром - "Работой рук"
Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры.Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.
Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его господином.
Возникая на землях феодала, города зависели него и были обязаны платить или отрабатывать, подобно крестьянской общине, налог. Ремесленники отдавали часть своих изделий, купцы - платили товаром или деньгами, другие - работали на барщине или выполняли другую работу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным».
В хорошую погоду горожане выходили на улицу, усаживались на скамьях у крыльца дома и болтали с соседями. Среди характерных видов досуга горожан можно выделить катание на лодках по реке, прогулки по мостам и торговым улицам, посещение ярмарок. Кроме заморских товаров горожан на ярмарку завлекали канатоходцы, фокусники, жонглёры, танцоры и музыканты.
Главными центрами повседневной жизни горожан были улица, рынок и приходская церковь с кладбищем. За пределы своего района они выбирались нечасто -лишь для участия в религиозных и государственных праздниках и шествиях, военных учениях или массовых играх. Ночью все городские ворота закрывались, а улицы патрулировали цеховые дружины (те, кто опаздывал к закрытию ворот, были вынуждены устраиваться на ночлег на постоялых дворах).
Кроме традиционных праздничных шествий бывали и процессии, не предусмотренные календарём: искупительные шествия, проводимые по решению суда или властей; молельные шествия, просившие об окончании засухи или прекращении наводнения; благодарственные шествия, благодарившие Небеса за установление долгожданного мира; рождение королевского наследника.
В XII веке в Европе были изготовлены механические часы, в XIII веке – большие башенные часы, в XV веке – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения.
Города изменяли и образ жизни человека Средневековья. Так городские жители заметно отличались от деревенских не только занятиями. Они иначе смотрели на мир, были более энергичными, полагались преимущественно на свои силы и гордились своими успехами. Они значительно больше знали об окружающем мире, были в курсе главных новостей. Темп их жизни был значительно выше сельского и не такой размеренный. Они всегда спешили, ценили время, не случайно, что первые часы возникли в городе. Жители городов стремились к успеху, пытались разбогатеть, приумножить то, что им доставалось по наследству. Немало в городах встречалось проходимцев, авантюристов, мошенников, то есть таких людей, которые любой ценой были готовы получить вожделенное богатство. В их понимании богатство давало свободу, а свобода - сама являлась ценностью города.
Источники информации:
http://annales.info/evrope/svanidze/crafts.htm http://ukrmap.su/ru http://student.zoomru.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ГУМАНИЗМ Культура и мировоззрение европейцев в XV-XVII веках Особенности эпохи Возрождения: Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека. Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности. Главная цель жизни человека. Средние века Новое время (Возрождение) Спасение души. Успех. Для этого Прославиться в искусстве, необходимо, верить науке, торговле, в Бога, соблюдать предпринимательстве, церковные обряды путешествиях и т.д. не грешить. Но обязательно приносить пользу людям!!! Гуманизм Humanus (человек), гуманоид, гуманный, гуманитарный, гуманизм; Человек- подобен Богу, он прекрасен и гармоничен: образован, физически развит, увлекается искусством и философией; Основные добродетели: честность, доблесть, творчество, патриотизм! Новый идеал человека: Энергичный; Самостоятельный; Активный; Образованный, имеющий широкий кругозор и богатый жизненный опыт; Знаток и ценитель искусства. Почему родиной Ренессанса стала Италия? Любимов «Искусство Западной Европы»: Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, может быть, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуй, барельефы, монеты. Отвлеченная красота византийской иконы меркла перед теплой, живой красотой мраморной Венеры, на радость всей Флоренции или всего Рима извлеченной из земли, где она пролежала более тысячи лет. «Я воскрешаю мертвых»,- говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии Данте Алигьери (1265-1321) Данте – предтеча итальянского Возрождения, в центре его главного произведения «Божественной комедии» судьбы людей, души которых он встречает во время своего воображаемого путешествия по Аду, чистилищу и Раю. Петрарка Франческо (1304-1374) Лирика Петрарки представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у него конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости. Художники, ученые, меценаты… Поэзия, наука, искусство стали высоко цениться сильными мира сего. Многие властители не просто выступали заказчиками произведений искусства, но и сами были тонкими его ценителями. Какое высказывание лучше отражает взгляды гуманистов на природу человека? Сотворил Господь человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии; Если считается столь замечательной и великой красота мира, то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, ради которого и был создан самый красивый и самый украшенный мир. Эпоха Высокого Возрождения: Область культуры Философия Литература Архитектура Живопись, скульптура Музыка Деятель культуры Произведения, идеи Эразм Роттердамский (1469-1536) Нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни. Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (1519-30). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!» Томас Мор (1478-1535). Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1504 Мор был выдвинут в парламент от лондонского купечества, в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525-1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. «Утопия». Наибольшую известность принёс Мору его диалог «Утопия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально - «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Литература Франсуа Рабле (14941553). Писатель. Наиболее известное произведение – роман Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир Уж если ты разлюбишь,- так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром - утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею, Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда - Твоей любви лишиться навсегда. Уильям Шекспир «Гамлет» Проверим таблицу Область культуры Философия Литература Деятель Произведения, идеи культуры Эразм «Разговоры запросто» Роттердамский «Похвала глупости» (1469-1536) Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья Томас Мор «Золотая книга, столь же полезная, как и (1478-1535) приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека. Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1494-1553) Герои-мудрые короли-великаны. Роман возраждал старинные традиции народных представлений. Уильям «Ромео и Джульетта» Шекспир Идеи: выразить высокие и светлые чувства (1564-1616) человека. Леонардо да Винчи (1452-1519) Самым знаменитым ученым, художником, поэтом эпохи Возрождения считается Леонардо да Винчи. Его можно смело назвать воплощенным идеалом личности нового времени. Тайная вечеря Портреты Чертежи Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Скульптор, художник, поэт, архитектор, обладал неистовым нравом, в своих произведениях «опередил время». Скульптура Фрески Страшный суд. В этой фреске очень многое навеяно духом «Божественной комедии» Данте, долгое время эта роспись считалась еретической. Сотворение Адама Рафаэль Санти (1483-1520). Самым «ренессансным» из художников Возрождения считается Рафаэль Санти. Его произведения гармоничны по композиции и совершенны по колориту, сюжеты считаются классическими. Живопись Сикстинская Мадонна Альбрехт Дюрер (1471-1528). Немецкий художник, автор серии автопортретов, в которых он смог показать становление личности, изобретатель станковой масляной живописи. Иеронимус Босх (1460-1516) Сад земных наслаждений. Страшный суд Питер Брейгель Старший (1525-1569)

Разработка урока литературного чтения в 1-б классе (УМК "Гармония")

Бархатова Ольга Петровна ,

учитель начальных классов МОАУ «Лицей № 7».

Тема урока: Л. Н. Толстой «Два товарища».

Цели: познакомить детей с произведением Л. Толстого «Два товарища».

    учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

    развивать творческое мышление школьников;

    воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

    формировать умение действовать в нестандартной ситуации.

Оборудование:

У учителя: выставка книг Л. Толстого для детей, портрет писателя, презентация к уроку.

У учащихся: карточки для работы над техникой чтения, учебники.

Ход урока.

1. Организационный момент .

Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?

Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, начнем мы наш урок с чистоговорки.

Послушайте меня внимательно.

Чистоговорка (слайд 3)

    Ень-ень-ень – наступает день.

    Ой-ой-ой - песню дружно пой.

    Ра-ра-ра - работать нам пора.

А теперь все вместе хором.

Скороговорка. (слайд 4-5)

С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Два раза не умирать»)

К какому жанру относится произведение? (басня)

Что такое басня? (маленький рассказ, в котором описаны поступки людей)

А теперь цепочкой прочитаем рассказ выразительно.

Чему научил вас рассказ?

3. Актуализация знаний .

Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот).


Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.(слайд 6)

    труд – лень («Для чего руки нужны»Е.Пермяк.)

    дружба – вражда («Кто прав?» Л. Толстой, «Всё вместе»В. Осеева)

    смелость – трусость («Два раза не умирать» Л. Толстой)

    правда – ложь («Правда, всего дороже»Л. Толстой, «Сказка про честные ушки» С. Прокофьева).

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л. Н. Толстого

(слайд 7-9)
- Вспомните, какие произведения Л. Толстого мы читали?

Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.

А родился и большую часть своей жизни провёл он в посёлке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу, посидеть на берегу пруда. Л.Н. Толстой жил среди народа, русских людей. Он любил разговаривать с простыми крестьянами. Л.Н. Толстой узнал много народных песен, сказок, легенд, былин. Этот писатель открыл школы для детей из бедных семей. Написал первую « Азбуку» и много рассказов, басен для детей. Некоторые рассказы напечатаны в нашем учебнике «Любимые страницы».

С одним из них мы сегодня познакомимся. (слайд 10)

5. Основная часть.

Что такое басня? (басня - это короткая поучительная история)

1.Словарная работа. (слайд 11)

Выскочил, спрятался, бросился, притворился, упал наземь.

Как понять «бросился бежать», « упал наземь»? (слайд 12)

2. Чтение учителем;

Вопросы по содержанию;

Что случилось в лесу?

Что предпринял первый мальчик?

Что сделал другой мальчик?

Как повёл себя медведь?

ФИЗМИНУТКА

3.Чтение басни про себя учениками.

Прочитайте название басни.

Какими близкими словами можно заменить слово товарищ? (друг, подруга, подружка) (слайд 13)

Как понимаете смысл этих замечательных слов? Кого мы называем другом? Друг – кто это?

Обратимся к толковому словарю и найдем значение слова Дружба.

4.Работа с толковым словарем.(слайд14-15)

Дружба – взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.

Перечитываем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? Когда будете читать, помечайте карандашом непонятные вам слова, ставьте ударение в словах, вызывающих затруднение.

5.Повторное чтение вслух по «цепочке»

Беседа по содержанию рассказа

Кто действующие герои рассказа? (два мальчика)

Что произошло с мальчиками в лесу? (на них выскочил медведь)

Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?
- Почему нет? (в беде друга не бросают )
- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)
- Почему Л. Толстой озаглавил рассказ «Два товарища?»

(с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили, а в беде выяснилось, что дружба не настоящая).

Придумайте другие новые названия басни.

(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)

Экологическая направленность:

Почему же медведь не тронул мальчика?

6. Работа в паре.

Учитель: Будем работать в парах. Прочитайте текст.

Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом.

Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.

7. Чтение по ролям.

Прочитайте поучительные слова басни, которые как будто сказал медведь.

Учитель: Еще раз подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? (нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)

Игра: « Кто примером может быть и с кем бы ты хотел дружить?

Какие слова-характеристики подходят мальчикам:

смелый, находчивый, надёжный

трус, насмешливый, ненадёжный

8. Работа с пословицами.

Какие пословицы о дружбе вы знаете? (слайд 16)

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Друг познается в беде, Нет друга ищи, а нашел береги,

Старый друг, лучше новых двух, С кем поведёшься, от того и наберёшься.)

Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту?

Откройте конверты, которые лежат у вас на партах. Соберите пословицу из данных слов.

ИТОГ УРОКА.

Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?

(«Два товарища»)

О ком этот рассказ?

(о двух мальчиках, которых нельзя назвать товарищами)

Чему учит рассказ Л. Толстого? (не бросать друзей в беде)

РЕФЛЕКСИЯ.

Пока мы проводили урок, у нас выросло «Дерево дружбы». Пусть каждый, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку - символ дружбы, а кто ищет друга - сердечко надежды.

Спасибо за работу на уроке.