Веганы, вегетарианцы и философия жизни. Вегетарианство в мировых религиях

Довольно часто в статьях, посвященных вегетарианству, особое внимание уделяется этическим и гуманитарным мотивам, что позволяет представить вегетарианство в виде некой философской системы. Хотя те, кто прибегает к вегетарианству временно или даже решает изменить свои пищевые привычки на длительный срок, может и не задумываться об этической стороне вегетарианства, единственно руководствуясь состоянием своего здоровья или экономическими соображениями. В любом случае, безусловно, будет полезным ознакомиться не только с правилами рационального питания на основе принципов вегетарианства, но и проникнуться духом такого образа жизни. А вегетарианство, это, безусловно, особый образ жизни. Конечно, в его основе лежит не просто рацион питания, в котором в большей или меньшей степени исключены продукты животного происхождения. Это целая система взглядов. Существует своя философия вегетарианства. Однако совсем необязательно углубляться в изучение мотиваций, побуждающих людей заняться вегетарианством, чтобы понять пользу данной системы питания, равно, как и ее недостатки. Если полемизировать по поводу вегетарианство, то можно смело утверждать, что все мы, без исключения, являемся «поедателями трупов». В результате круговорота веществ в природе мы все потребляем пищу, которая складывается из тех же атомов, из которых состояли в свое время тела людей, животных и растений. Это, как пример того, что любой вопрос можно довести до абсурда.

Поэтому вегетарианство можно рассматривать, как следующий этап в развитии цивилизации, когда можно кушать только те живые организмы, которые не могут активно передвигаться и проявлять свои чувства и которых человек не может в большой мере отождествить с собой. В этом смысле суть вегетарианства заключается в отказе от пищи, которая в сознании человека (если он сильно задумывается об этом) связывается со смертью (убийством) других живых существ. Но здесь опять можно вернуться к выше приведенному суждению о том, что растения также являются живыми существами. И те же вегетарианцы наслаждаются запахом «крови» свежескошенной травы и это не мешает им радоваться жизни. Одним словом, мы опять можем договориться до абсурда.

Поэтому гораздо честнее выглядят те вегетарианцы, которые не прикрываются некими гуманистическими мотивами, а говорят о том, что исключили мясо и другую животную пищу из своего рациона с целью улучшения своего питания, общего оздоровления своего образа жизни. Это и понятно и других не унижает, и такое решение достойно уважения, а не насмешек.

У вас умер родной, и вы хотите почтить его память? Тогда купите гранитный или базальтовый памятник! Не знаете, где купить памятник качественно и дешево? Теперь это не проблема, просто ведите в своем интернет браузере памятники заказ , и вы получите огромный выбор высококачественных памятников.

Ярослав Гашек

Главные вопросы вегетарианства подробнее рассмотрим позже. Здесь я лишь упоминаю о них, чтобы подчеркнуть, что эти проблемы многосторонние и существуют разные причины признания и применения вегетарианства. Причем теоретическое признание отнюдь не всегда сочетается с применением на практике, так как последнее требует силы воли и переключения своей жизни в новое русло.

Авторы, пишущие о вегетарианстве, часто подчеркивают этические и гуманитарные мотивы, представляя вегетарианство как некую философскую систему. Можно, однако, придерживаться вегетарианства - периодически или постоянно - единственно из-за здоровья или по экономическим соображениям. В любом случае необходимо прежде всего хорошо ознакомиться с принципами правильного питания при переходе на вегетарианство. Необходимо познать его полезные стороны или возникающие при этом опасности. Словом, как это подчеркивает горячий пропагандист вегетарианства швейцарский врач Бирхер-Беннер, нельзя улучшить неправильное и вызывающее болезни питание единым исключением мяса.

Независимо от мотивов, побуждающих к вегетарианству, оно может быть рассмотрено, популяризировано и применено на практике только как способ питания, восстанавливающий и поддерживающий здоровье. Это, разумеется, также относится и к тем случаям, когда придерживаются вегетарианства по экономическим или этическим мотивам. Оно всегда должно применяться в такой форме, которая гарантирует здоровье и не противоречит требованиям медицины. Можно, следовательно, говорить, что вегетарианство не обязательно должно быть философской системой, но всегда должно быть системой оздоровительного питания, в которой недостаточен сам отказ от мясной пищи, а необходимо принять во внимание различные факторы и проблемы. Я уже подчеркивала, что вегетарианство как способ питания старо, как само человечество. Вероятно, что возникло оно на заре человечества как биологически наиболее соответствующая, естественная для человека система питания.

О фактах, которые это подтверждают, будет сказано ниже. Но если принять эту гипотезу, то следовало бы обратиться к этой проблеме и вместо того, чтобы делать экскурс в историю вегетарианства, спросить, как дошло человечество до повсеместного потребления мяса и признания мяса как фактора очень ценного и необходимого в питании людей? Можно предположить, что, очевидно, первобытному человеку невозможно было бы выжить в суровом климате с длинными морозными зимами, питаясь лишь растительной пищей.

В таких условиях дикорастущие плоды не могли быть достаточным источником питания и не выдержали конкуренции с охотой, которая являлась жизненно необходимой. Поэтому вегетарианство, даже предписанное религией, распространено прежде всего в странах Востока и Юга и, конечно же, рядом со смешанным питанием, в то время как на Севере мясо играет в питании большую роль. Особенно это видно на примере проживающих на Севере кочующих эскимосов, которые питаются преимущественно мясом и жиром убитых на охоте зверей и пойманных рыб.

По мере прогресса цивилизации человек научился не только выращивать овощи и фрукты, но и разводить животных, причем не только ради молока, яиц и шерсти, но и для мяса, которое в жареном или запеченном виде весьма вкусно, поэтому легко к нему привыкнуть.

Пустая кушетка

Бодрого утра! Ловите ответы на вчерашний тест! ⠀ 💖...

(трансцендентальная диета)

Стивен Розен

Я посвящаю эту книгу
Его Божественной Милости
А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде,
научившему меня видеть присутствие
Господа в каждом живом существе.

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ

БЛАГОДАРНОСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения науки
Протеиновый миф
Мясоедение и голод в мире
Мясоедение и болезни
Факты анатомии
Духовное вегетарианство
Ссылки и примечания

ГЛАВА 1. ХРИСТИАНСТВО
Христиане - вегетарианцы
«Не верой единой»
«Не убий»
Проблема истолкования
Пасхальный агнец
Заключение
Ссылки и примечания

ГЛАВА 2. РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО.
Ранние тексты
Слова о доброте к животным
Ссылки и примечания

ГЛАВА 3. ИУДАИЗМ
Владычество
Законы о пище
Кошерное мясо
Ссылки и примечания

ГЛАВА 4. ИСЛАМ
Пример Магомета
Суфийская традиция
Сострадание и милосердие
Ссылки и примечания

ГЛАВА 5. АХИМСА И РЕЛИГИИ ВОСТОКА
Зороастризм, сикхизм и джайнизм
Вселенская ахимса
Ссылки и примечания

ГЛАВА 6. БУДДИЗМ
Просветление
Уважение ко всем живым существам
Будда в ведических текстах
Смерть Будды
Буддизм в Китае и Японии
Ссылки и примечания

ГЛАВА 7. ИНДУИЗМ
Жертвенные животные
Защита коров
Вегетарианство и мирный образ жизни
«Милость Господа»
Животные и духовность
Ссылки и примечания

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Обзор сказанного
Итоги и выводы

Радиоинтервью


Цитаты из писаний и изречения мудрецов

БИБЛИОГРАФИЯ

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ «ВЕГЕТАРИАНСТВО В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ»

(В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ - «ПИЩА ДЛЯ ДУХА»)

«Пища для духа» ...убеждает нас в том, что все религии учат состраданию, и что воздержание от мясной пищи - нечто гораздо большее, чем просто забота о здоровом питании. Это - основа истинно глубокой духовности».
«Индуизм сегодня»

«Книги о вегетарианстве и религии редки на Западе. Потому работа Стивена Розена, написанная с точки зрения философии вегетарианства, особенно ценна... Те, кто уже перешёл на растительную диету, ещё больше укрепятся в своих убеждениях».
«Вегетариан таймс»

«Книга Розена станет откровением для тех, кто до сих пор слишком просто и ограниченно понимает призыв к вселенскому состраданию и почитанию священной природы всего творения. Те же, кто уже вступил на путь духовного развития и осознал, что вегетарианство - важный шаг на этом пути, найдут в этой книге поддержку и источник вдохновения».
«Мысли по поводу», т. 3

«Эта прекрасная книга принесёт верующим большую пользу, поскольку в ней приводится множество причин, по которым следует вести вегетарианский образ жизни, ...и один из самых убедительных доводов, приводимых автором - теософическое представление о том, что все живые существа,- не только люди,- принадлежат к одному взаимозависимому сообществу» .
«Американский Теософ»

«В этой книге Стивен Розен призывает последователей всех мировых религий вернуться к их вегетарианским корням. Теперь мы располагаем научными доказательствами того, что растительная диета полезна для здоровья. Великие учителя духовности всегда знали, что она полезна для души».
Преподобный Элвин В. П. Харт, епископальный священник, капеллан больницы св. Люка-Рузвельта, Нью-Йорк

«Вегетарианство - это тот образ жизни, к которому мы все должны стремиться ради решения финансовых проблем, улучшения здоровья и достижения духовной цельности... Как католический священник, я настоятельно рекомендую читателям эту книгу».
Отец Томас Берри, основатель Центра изучения религии в Ривердейле, бывший руководитель программы «История религий», Университет Фордхема, Нью-Йорк

«Иудаизм основан на доктрине сострадания, в нем можно найти целую философскую систему, осуждающую убийство ради пищи. Мы надеемся, что эта книга обретёт многочисленных читателей и вдохновит их на более духовное отношение к своему питанию, что, соответственно, должно повлечь за собой одухотворение воззрений человечества в целом».
Филип Л. Пик, президент и основатель Международного общества иудеев-вегетарианцев, Лондон, штаб-квартира Общества

«...потребность в такой книге, как «Пища для духа», назрела уже давно, и учение о сострадании, которое излагает мистер Розен, должно быть принято равно иудеями и приверженцами других религии».
Рабби Джозеф X. Гельберман, Синагога Древа Жизни, президент Новой Семинарии, основатель Центра Каббалы, Нью-Йорк

«Медицинские исследования говорят о том, что жиры, содержащиеся в мясе, вредны для нашего здоровья. Такие религии, как ислам... оставляют человеку свободный выбор в отношении пищи применительно к обстоятельствам и окружающей среде... Мистер Стивен Розен, автор книги «Пища для духа», знает свой предмет достаточно хорошо для того, чтобы помочь людям, которые желали бы изменить свои прежние гастрономические привычки и перейти на растительную диету
Алъ-Хафиз Б. А. Масри, бывший имам (суннит), мечеть Шах-Джехан, Уокинг, Англия

«Все истинно верующие должны прочесть «Пищу для духа» с открытой душой. Несмотря на то, что традиционно среди мусульман редко встречаются сторонники отказа от мясных блюд, исследования г-на Розена показывают нашу религию с другой стороны... Основываясь на суфийских учениях, Святом Коране и житиях пророка Магомета, автор находит в исламе множество доводов в пользу вегетарианства. После прочтения его книги я сам стараюсь постепенно исключить из рациона мясные продукты!»
Рашид Л. Р. Махмуд, директор Центра изучения ислама, Лос-Анджелес, Калифорния

«Наконец-то у индуистского сообщества есть книга, которая даёт исчерпывающее описание его вегетарианского наследия. Работа Стивена Розена заслуживает одобрения всех истинных индуистов и убеждённых приверженцев любой из мировых религий».
Доктор Вибхакар Моди, глава Союза индуистов Америки, Вашингтон, Округ Колумбия

«Ни один верующий христианин, иудей, буддист, индуист или мусульманин не сможет остаться безучастным к призыву, содержащемуся в этой книге,- ведь в ней доказано, что основатели и патриархи всех этих крупнейших религий осуждали убийство и поедание наших четвероногих и пернатых братьев».
Роши Филип Капло, настоятель Центра дзен-буддизма, Рочестер, Нью-Йорк, автор книги «Три столпа дзен-буддизма»

«Я надеюсь, что всякий, кто ест мясо и при этом считает себя религиозным человеком, прочтёт эту книгу, и она поможет ему увидеть, что эксплуатация животных несовместима ни с одной из тех религий, что призывают к милосердию».
Питер Сингер, профессор философии, Университет Монаш, Австралия, автор книги «Освобождение животных

«книга под названием «Вегетарианство мировых религий» - очень своевременное дополнение к пропаганде вегетарианства. Размышления об изгнании из себя ненависти, о запрете на жестокость и убийство любого живого существа необходимы человеку для достижения мира, гармонии, безмятежности, сосредоточенности и освобождения от страданий, и потому Будда включил принцип сострадания в Благородный Восьмеричный путь, Четвертую Благородную Истину буддизма».
Достопочтенный X. Гунаратана Тера, глава Буддистской Вихары, Вашингтон

«Мистер Розен проделал громадную работу, чтобы раскрыть значение вегетарианства в мировых религиях . Санскритские (индуистские) писания проповедовали растительную диету на протяжении тысячелетий. А книга мистера Розена действительно может указать нам «трансцендентную диету», которой так не хватает современному обществу».
Анант С. Тивари, преподаватель санскрита, Университет Горакпура, Индия

«Мудрая книга мистера Розена появилась как нельзя более кстати. Как раз сейчас мы видим первые проявления заботы о правах животных со стороны религиозных деятелей здесь, в Америке. Его книга окончательно пробудит религиозные сообщества от догматической спячки... Если бы животные могли говорить, они от души поблагодарили бы Стивена Розена». Том Реган, доцент философии, Государственный университет Северной Каролины, автор книги «В защиту прав животных»

БЛАГОДАРНОСТИ


Книга, которую вы держите в руках, обязана своим существованием не кому-то в отдельности. Многие поколения учёных и исследователей, обращавшихся к проблеме религии и питания, внесли в её создание гораздо больший вклад, чем я. В некотором смысле я всего лишь собрал их слова и мысли. Но тем не менее, я должен отдельно поблагодарить нескольких людей, оказавших мне помощь при написании моей работы.

Прежде всего я выражаю благодарность Исааку Башевису Зингеру, лауреату Нобелевской премии по литературе за 1978 год, за написанную им вступительную статью (которая была опубликована в первом издании книги). Натаниэль Альтман, чья работа «Пища для жизни» была первой из серии книг о диете и здоровье, заслуживает глубокой благодарности за мудрые и тёплые слова, сказанные им в предисловии, и за помощь при издании книги. Издатель Джошуа М. Грин вдохновлял меня во время её написания и проделал большую редакторскую работу над текстом.

Я также рад поблагодарить Пола Обиса, издателя и главного редактора «Вегетариан Таймс», предложившего мне написать сокращённый вариант книги, который был опубликован в выпусках журнала за декабрь 1985 и январь 1986 года. Мой давний друг рабби Ричард Шульман подал мне множество ценных идей, особенно в том, что касалось иудейско-христианской традиции, а также помог мне получить точные данные по истории Израиля и сверил все переводы из Библии.

Тому, чтобы эта работа вышла в свет, способствовали и многие другие, например, сотрудники издательства «Бала Букс». Я также выражаю благодарность Филу Галлелли и его семье (особенно его дочери Сите), Грегу Стайну, который помог мне внести поправки в новое издание книги, и моим новым друзьям из «Торчлайта», которым хватило дальновидности и смелости для того, чтобы переиздать её. Всем этим людям и всем, кто выше нас (в буквальном и переносном смысле), я выражаю искреннюю сердечную признательность. Стивен Розен


ПРЕДИСЛОВИЕ

Люди едят мясо животных, по крайней мере, начиная с ледникового периода, когда, как считают некоторые антропологи, наши далёкие предки сменили растительную диету на преимущественно мясной рацион. Привычка к употреблению мясных блюд сохранилась до наших времён благодаря необходимости (как в случае с эскимосами), обычаю или традиционному воспитанию. Главным же образом в этом повинно отсутствие у большинства людей необходимых знаний.

Однако в последние пятьдесят лет признанные специалисты в области медицины , диетологии и биохимии установили, что мясная пища не является необходимой для хорошего самочувствия и, напротив, разрушает человеческий организм. Подтверждающие это документальные свидетельства доступны широкому кругу заинтересованных лиц; кроме того, существует множество ценных книг, которые на научной основе доказывают пользу вегетарианской диеты.

Потребление мяса означает - для животных - долгое и тяжёлое заключение в тесных помещениях, жестокие противоестественные эксперименты, перевозку на большие расстояния в духоте и антисанитарных условиях и, в итоге, мучительную смерть на бойне. После всего этого люди съедают останки несчастного существа. Среднестатистический житель Соединённых Штатов, Канады или Австралии в год потребляет более двухсот фунтов (около 120 кг) мяса, в Западной Европе этот показатель ненамного меньше. Для удовлетворения наших запросов каждый год забивается более четырёх миллиардов коров, телят, овец, свиней, кур, уток и индюшек. За семьдесят лет жизни рядовой американец или канадец съедает приблизительно одиннадцать коров, одного телёнка, троих барашков и овец, двадцать три свиньи, сорок пять индюшек, 1 110 цыплят и около 862 фунтов (380 кг) рыбы. Количество страданий, причиняемых этим существам (ради того, чтобы мы могли доставить себе удовольствие), исчислению не поддаётся. К тому же, животные, откармливаемые нам в пищу, поедают огромное количество зерна и овощей, которых хватило бы для того, чтобы накормить миллионы голодающих людей во всем мире. По этим и другим причинам многие люди переходят на питание растительной пищей. Только в одной Америке сегодня насчитывается около десяти миллионов вегетарианцев.

По мере того как росла популярность вегетарианства, стали появляться книги, посвящённые этой теме. Некоторые из них исследуют предмет с медицинской точки зрения и показывают, каким образом вегетарианство может предотвратить инфаркт, инсульт, рак и другие заболевания. Другие работы сосредоточены на экологических и экономических аспектах проблемы и доказывают, что можно наслаждаться изысканными блюдами, которые обходятся намного дешевле. Есть также книги, которые убеждают нас в том, что царство растений поставляет нам необходимые белки, витамины и минералы в более чем достаточных количествах. Есть и такие работы, авторы которых затрагивают этические, нравственные и философские моменты, связанные с вегетарианством. Однако мало кто решался взяться за исследование такого сложного вопроса, как место вегетарианства в мировых религиях.

«Трансцендентная диета» - первая книга, по-настоящему глубоко и серьёзно исследующая этот предмет.

Отталкиваясь от богатой коллекции подлинных религиозных Писаний и сакральных текстов, Стивен Розен приглашает нас в увлекательное путешествие вглубь веков, чтобы вскрыть забытые и часто неверно понимаемые основы мировых религий и обнаружить, что вегетарианство было значимой частью их философии и законов. Он тщательно разбирает и разоблачает многие мифы, сложившиеся вокруг жизни Будды, Магомета и Иисуса Христа, с помощью которых любители мяса долгое время подводили под свои вкусы религиозные основания. «Трансцендентная диета» ясно показывает, что милосердие, к которому призывают все религии, должно быть всеобъемлющим и распространяться не только на людей, но и на все живые существа.

В теологических дискуссиях еда - как и секс - очень скользкая тема. В отличие от других книг , авторы которых либо грешат излишней эмоциональностью, либо претендуют на единственно верное истолкование ключевых проблем теологии, «Трансцендентная диета» пристально и логически рассматривает каждую из обозначенных проблем и анализирует её честно, ясно и точно. Это делает книгу лёгкой для чтения, но одновременно вызывает чувство неловкости: ведь моменты, которые разбираются в ней, считаются сакральными и на протяжении веков ни разу не ставились под сомнение. Прямолинейный подход Стивена Розена, его анализ древних манускриптов (а не популярных современных переводов Писаний) может подорвать многие догматические убеждения и вызвать активные споры и дискуссии. «Трансцендентная диета» даёт богатую пищу для размышлений.

Конечно, мысли, звучащие в этой книге, родились намного раньше, чем её автор. Это - духовные истины, многократно повторенные учителями человечества на протяжении веков. Большинство религий признает идеалом духовности почтение ко всем формам жизни, а братские чувства ко всему сущему - вершиной духовной жизни. Эта небольшая книга может помочь сделать значительный шаг на пути к такой вершине.

ВВЕДЕНИЕ

Потому что участь сынов человеческих
и участь животных - участь одна:
как те умирают, так умирают и эти.
И одно дыхание у всех, и нет у человека
преимущества перед скотом, потому что все - суета!
Екклезиаст 3:19

Каждый день на свет появляются тысячи человеческих существ, и ещё тысячи умирают. Порой этот мир представляется безбрежным океаном рождений и смертей. Животные, как и мы, пытаются удержаться на плаву, и как бы ни различались наши жизни, все мы приходим к одному концу. Люди и животные одинаково смертны, и в этом смысле абсолютно равны.

Конечно, человеческое существование отличается от существования в других формах жизни, и самое важное отличие состоит в жажде духовного знания. Стремление к Богу - вне зависимости от определённой религии - отделяет человека от животных. Едва ли какое-нибудь животное заглянет, к примеру, в эту книгу, хотя бы для беглого ознакомления.

Несмотря на расхождения в области учения и обрядов, все религии единогласно признают необходимость нравственных устоев и этических принципов. Эти устои и принципы неизбежно подразумевают вегетарианство и сострадание к животным. Данная книга имеет целью показать, что первые приверженцы основных мировых религий действительно предпочитали жизнь без мяса и зачастую пропагандировали вегетарианство.

Говорить о вегетарианстве и вероисповеданиях особенно трудно из-за религиозного лицемерия, которое нередко на одном дыхании проповедует братскую любовь и человекоубийство. Все верующие (и многие атеисты) ценят милосердие и сострадание, но мировые религии не слишком заботятся о поощрении этих качеств. Мы проявляем жестокость и нетерпимость по отношению к себе подобным, точно так же мы поступаем по отношению к животным. Кажется, что религия скорее разжигает насилие, чем искореняет его. Тому есть множество примеров: крестовые походы, инквизиция, бесконечная война католиков и протестантов в Северной Ирландии, извечная вражда между евреями и их исламскими соседями, распри индуистов и мусульман в послевоенной Индии и недавнее кровопролитие в результате стычек буддистов и индуистов Шри-Ланки (англ. издание книги вышло в 1997 г.- Ред.). Очевидно, милосердие и сострадание, к которым призывают большинство религий, обходят стороной не только животных, но и людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям.

Налицо явная ошибка. В идеале набожность должна бы противостоять нетерпимости. Качества, составляющие цель всех центральных религиозных течений - любовь, милосердие, сострадание - традиционно превозносятся; ненависть, жестокость и предвзятость традиционно осуждаются. Такова теория. Но на практике все, как правило, происходит совершенно иначе. Как известно из истории, самые кровопролитные бои разыгрываются именно на почве веры. Это обстоятельство само по себе не уменьшает ценности религиозных организаций, но оно заставляет нас спросить, насколько последовательно такие институты претворяют в жизнь то, что проповедуют? Если те, на ком держится вера - духовные лидеры, философы, теологи и адепты,- заблуждаются в отношении людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям, возможно, они заблуждаются и в отношении животных? Может быть, границы милосердия проводятся искусственно?

Сегодня эти границы очень заметны, но история древних религий представляет нам совершенно иную картину. Чем дальше мы углубляемся в историю вероисповеданий, тем больше видим уважения ко всем живым существам.

Вполне естественно, что вегетарианство играло заметную роль в почитании жизни в любых ее проявлениях. Скажем, мусульманство, самое молодое из крупнейших мировых вероисповеданий, возникшее 1300 лет назад, не считает вегетарианство идеалом. Христианство, которому 2000 лет, в отдельных случаях поддерживает отказ от мяса. В иудаизме, насчитывающем 4000 лет, есть сложившаяся традиция вегетарианства. Одна из старейших известных религий, индуистская, всячески его поддерживает. Буддизм и джайнизм, вышедшие из индуизма около 2500 лет назад, придерживаются принципов породившей их религии, часто ещё более последовательно.

У этого правила есть исключения. Действительно, некоторые современные секты пропагандируют вегетарианский образ жизни. К примеру, адвентисты, квакеры и мормоны не едят мяса. Суфии являются исключением среди мусульман; бахаизм также поощряет растительную диету (хотя не накладывает строгого запрета на мясные продукты). Но несмотря на исключения, общее правило остаётся в силе: чем старше религия, тем ближе она к вегетарианству.

Для многих людей тот факт, что древнейшие вероисповедания тяготеют к растительной пище, кажется доказательством отсталости вегетарианского образа жизни; для них это - пережиток, говорящий о суеверии или невежестве . Для других древность вегетарианской традиции свидетельствует о её особой значимости в религиозной мысли тех времён, когда чистота веры и доктрины ещё не подвергалась позднейшим переосмыслениям, толкованиям и исправлениям.

Наиболее ранние формы вероисповеданий всецело принимают вегетарианство - если не на практике, то, по крайней мере, в Писаниях. В данном случае я понимаю Писание как те тексты, на которых изначально основывалась вера, в отличие от последующих толкований. Любое объяснение записанного учения - включая моё собственное - в каком-то смысле можно назвать «толкованием». Как бы то ни было, Писания сохраняют священную ценность для всех поколений верующих, вот почему особенно важно слышать в них именно то, что они говорят. В этой книге я стараюсь держаться как можно ближе к изначальному смыслу оригинальных текстов и ссылаюсь на первоисточники и их точные переводы на английский язык. В частности, все отрывки из Ветхого Завета сверены по «Полному иврито-английскому словарю» Рейбена Алкелея, а из Нового Завета - по «Греческо-английскому Новому Завету» Нестле.

Конечно, лишь очень немногие читают священные тексты таким способом. Верующим свойственно принимать то издание или тот перевод Писания, который предпочитает в данный момент их церковь. Большинство таких популярных изданий переведено недобросовестно или, по крайней мере, без понимания истинного значения текста. Отсюда проистекает серьёзная философская и теологическая проблема. Значимость правильно донесённого Писания сравнима со значимостью инструкции по пользованию компьютером. Не нужно даже говорить о том, что к такой тонкой машине как компьютер, должно прилагаться специальное руководство. В сложном мире, где мы живём, Писания играют роль пособий, помогающих нам постигнуть универсальный закон и порядок. Более того, руководства, написанные людьми, несовершенны и нуждаются в поправках, тогда как законы, данные Богом, по определению неоспоримы и вечны и лишь немного различаются в зависимости от времени, места и обстоятельств. Таким образом, если возможно доказать, что священные тексты центральных мировых религий высказываются в поддержку вегетарианства , то данная книга может смело утверждать, что ни один из тех, кто хотя бы номинально причисляет себя к одному из вероисповеданий, не сумеет найти морального оправдания поглощению мяса.


С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ


Прежде чем привести религиозное и моральное обоснование вегетарианства, следует ознакомиться с причинами, по которым наука рекомендует исключить мясо из рациона. Современная медицина располагает убедительными свидетельствами того, что есть мясо опасно. Рак и сердечная недостаточность достигают масштаба эпидемии в странах с традиционно обильным потреблением мясных продуктов и сравнительно редко встречаются у народов, избегающих мяса. Учёные также доказали, что зубы челюсти и длинный, извилистый кишечник человека изначально не приспособлены для мясной диеты. Эти свидетельства особенно ценны потому, что вегетарианство, принятое из чисто умозрительных или философских соображений, обычно длится недолго. Не зная медицинской стороны дела, даже глубоко верующие люди склонны включать в рацион мясные блюда. В то же время избрать вегетарианскую диету, не понимая её истинного значения для человечества, было бы поверхностно.

В качестве дополнительного аргумента стоит заметить, что истинно верующему человеку трудно примириться с мыслью о страданиях, причиняемых животным на бойне. Например, молодых бычков кастрируют, чтобы сделать их более послушными. Кастрация, к тому же, повышает жирность, а значит, и прибыль. Иногда она проводится радикально, в один приём, иногда растягивается на некоторое время - если используется кольцеобразное приспособление, из-за которого яички постепенно отмирают. Несмотря на то, что теперь в животноводстве широко применяются медикаменты, при этой операции обезболивающие препараты используются крайне редко, особенно в США. Вообще, случаи жестокости очень часты на скотных дворах. На фермах больные и покалеченные животные, или «лежачие», часто мучаются по нескольку дней, дожидаясь, пока их отволокут на бойню. Число таких случаев можно было бы сократить, запретив фермерам наживаться на «лежачих». (Мясо убитых животных стоит дороже мяса «мёртвых по прибытии» на бойню.) Но такого никогда не произойдёт.

Более того, подобные пытки переносят все «пищевые» животные, независимо от вида. К примеру, на птицефабриках нескольких кур часто втискивают в небольшую клетку размерами 12 на 18 дюймов. Страдания, которые они испытывают, доводят их до бешенства. Поэтому сегодня на фермах практикуется срезание клювов специальными машинами с раскалёнными лезвиями, что ещё более мучительно, чем долгое пребывание в битком набитой клетке. Несмотря на это, срезание клювов продолжается, поскольку, как утверждают фермеры, только таким способом можно помешать истерзанным птицам заклевать друг друга насмерть.

Кроме того, на фермах, поставляющих яйца, петушков обычно отбирают и уничтожают в специальных дробильных машинах. Ежедневно около 500 000 цыплят заталкивают в пластиковые мешки , где они задыхаются и затем размалываются. Иногда их дробят живьём, чтобы скормить несушкам или пустить на удобрения. Эти ужасы происходят повсеместно, но лишь в последнее время они стали известны широкой общественности. Будем надеяться, что благодаря развитию науки и техники вот-вот настанут лучшие времена для животных и что знания позволят нам разработать более разумную диету, при которой живым существам уже не придётся жертвовать жизнью ради наших изменчивых кулинарных вкусов. В оставшейся части введения мы ознакомимся с чисто мирскими, практическими причинами для исключения мяса из рациона, а затем начнём исследовать различные мировые религии с тем, чтобы узнать, что они говорят о вегетарианском образе жизни и обращении человека с животными.


ПРОТЕИНОВЫЙ МИФ


Многие люди не могут решиться перейти на растительную пищу из страха перед белковым голоданием. Они спрашивают: «Можно ли получить качественный белок в необходимых количествах из пищи, не содержащей мяса?» Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выясним для себя, что же такое белок?

В 1838 году голландский химик Геррит Ян Мюльдер выделил вещество, содержащее азот, уголь, водород, кислород и другие микроэлементы. Он доказал, что это химическое соединение является основой всякой жизни, и назвал его «протеин», то есть «наиважнейший». Позднее было установлено, что протеин, или белок, биологически необходим: для того, чтобы жить, каждый организм должен потреблять какое-то его количество. Как оказалось, это объясняется тем, что белок состоит из аминокислот, «строительного материала» жизни.

Растения могут вырабатывать аминокислоты из воздуха, почвы и воды, но животные могут получать его только от растений, либо поедая их, либо поедая других животных, которые поглощают и усваивают растительную пищу. Только царство растений способно производить белок. Следовательно, у человека есть выбор: получать протеин напрямую и с наибольшей эффективностью из растений, либо получать его опосредованно и с большими затратами (финансов и природных богатств) из плоти животных . (Одна из причин высоких цен на мясо заключается в том, что для достижения необходимого веса животное заставляют поглощать невероятное количество растительных белков.)

В мясе животных нет таких аминокислот, которые не были бы получены из растений и которые человек не смог бы извлечь из растений сам. Более того, у растительной диеты есть дополнительное преимущество: вместе с аминокислотами поглощаются вещества, необходимые для правильного усвоения протеина - карбогидраты, витамины, минералы, ферменты, гормоны, хлорофилл и другие элементы, содержащиеся только в растениях.

В любом случае, вегетарианцы должны знать о теории комбинирования пищи, которую многие биологи считают основополагающей для тех, кто хочет получать «полный набор» белковых веществ. Эта идея, более известная как теория «сочетаемости белков», получила широкое распространение благодаря популярной книге Фрэнсис Мур Лашт «Диета для маленькой планеты», в которой автор объясняет, что при сбалансированной вегетарианской диете дополняющие друг друга белки должны употребляться вместе. К примеру, когда мы едим арахисовое масло, мы мажем его на хлеб; именно так обыкновенно едят арахисовое масло. Если при этом мы будем использовать хлеб из муки грубого помола, то получим изрядную порцию белков. Вот так работает этот принцип.

После поступления пищи организм расщепляет поглощённые белки на составные аминокислоты, которые затем усваиваются по отдельности, либо складываются в новые белки, необходимые человеку. Известно 22 вида аминокислот. 14 из них «необязательны», 8 «обязательны». («Обязательны» здесь означает только то, что наш организм не вырабатывает этих кислот, и мы должны получать их из пищи.)

В «обязательный» набор аминокислот входят лейцин, изолейцин, валин, лизин, триптофан, треонин, метионин и фенилаланин. Согласно книге Лапп, все они должны содержаться в сбалансированном дневном рационе в определённых пропорциях. По этой причине до середины 1950-х годов мясо считалось прекрасным источником белка: в нем содержатся все 8 необходимых аминокислот как раз в нужных соотношениях . Тем не менее, в наши дни диетологи пришли к выводу, что многие растительные продукты по содержанию белков равноценны мясу, а может быть, даже более ценны, поскольку они тоже содержат все 8 аминокислот.

Общее правило для приготовления богатых белками вегетарианских, блюд заключается в сочетании мучных продуктов (хлеб, макароны и др.) с бобовыми (соя, чечевица, арахис и так далее), например, бутерброды с арахисовым маслом. Орехи и зерновые в сочетании с бобами или даже с крупами также составляют богатый белками рацион. Если включить в диету молочные продукты, то опасность белкового голодания будет практически равна нулю, поскольку молоко тоже содержит все «обязательные» аминокислоты. Кроме того, обнаружено, что во многих видах листовой зелени и даже в картофеле содержится значительное количество полноценного протеина. А стакан морковного сока по количеству и качеству содержимого белка равен одному яйцу.

Доктор Джон А. Макдугалл, профессор-ассистент в медицинском колледже Гавайского Университета и руководитель оздоровительной диетической программы при больнице св. Елены в Дир Парк, Калифорния, говорит, что такое комбинирование белков необязательно1. Он утверждает, что протеина более чем достаточно даже в растительных продуктах, взятых по отдельности. С ним соглашаются другие авторитетные учёные 2, и теория Лагш, вызвавшая одобрение диетологов своего времени, в наши дни оспаривается. Несомненно одно: можно комбинировать потребляемые продукты, можно прекрасно чувствовать себя, не следя за их сочетаемостью, но в любом случае доказано, что вегетарианская диета проста, полезна и обеспечивает необходимое количество белков.

В 1954 году группа учёных Гарвардского университета провела исследование и обнаружила, что при совместном употреблении разных овощей, зерновых и молочных продуктов выделяется даже больше протеина, чем необходимо получать в день3. Из их отчёта следует, что трудно представить себе разнообразную вегетарианскую диету, которая не превышала бы человеческой потребности в белках. Позже, в 1972 году, доктор Ф. Стейр из Гарварда произвёл свою собственную проверку количества белков, получаемого вегетарианцами. Результаты оказались удивительными: большинство обследованных получали в день двойную норму протеина !4 Подобную работу проделал и доктор Пааво Айрола, один из ведущих специалистов XX века в области диетологии и естественной биологии. Его работы исчерпывающе доказали, что вегетарианцам не грозит белковое голодание и что протеин для них так же доступен, как и для тех, кто ест мясо 5.

В данный момент Американская ассоциация диетологов твёрдо убеждена в том, что растительные диеты полезны для здоровья и достаточно питательны при правильном составлении. В ноябре 1993 года журнал Ассоциации опубликовал обширную статью, подтверждающую это наблюдение. Более того, в «Пищевых директивах для американцев» излагаются те же взгляды, что отражает курс государственной политики в отношении охраны здоровья и предотвращения заболеваний. Эти директивы были изданы сперва в 1980, а затем в 1985 и 1990 годах Министерством сельского хозяйства и Службой здравоохранения - двумя ортодоксальными и консервативными организациями. Недавно появилось четвёртое издание, где впервые прямым текстом говорится о пользе вегетарианства: «Некоторые американцы придерживаются растительной диеты из культурных, религиозных или медицинских соображений. Многие из них употребляют в пищу молочные продукты и яйца; такие лакто-овоще-вегетарианцы, как правило, отличаются завидным здоровьем. Вегетарианские диеты прекрасно согласуются с «Пищевыми директивами» и отвечают принятым стандартам питательности. При достаточно разнообразном и обильном рационе количество получаемого белка оказывается вполне удовлетворительным». Этот отчёт был опубликован Совещательной комиссией по пищевым директивам в «Пищевых директивах для американцев» за сентябрь 1995 года и стал большим шагом вперёд в распространении вегетарианского образа жизни.

МЯСОЕДЕНИЕ И ГОЛОД В МИРЕ


Давайте задумаемся над следующими цифрами. Одна тысяча акров сои даёт 1 124 фунта годного к употреблению белка. Тысяча акров риса даёт 938 фунтов белка. Тысяча акров кукурузы даёт 1 009 фунтов белка. Тысяча акров пшеницы даёт 1043 фунта белка. Теперь представьте себе: если скормить скоту тысячу акров сои, риса, кукурузы или пшеницы, получится только 125 фунтов годного к употреблению белка 6! Это открытие и другие факты из того же ряда приводят к тревожному выводу: мясоедение непосредственно связано с мировым голодом.

Некоторые диетологи, экологи и политики указывают на то, что если бы США отдавали бедным и голодающим народам мира столько зерна и сои, сколько идёт на корм скоту, это навсегда покончило бы с голодом и сопутствующими ему ужасами 7. Диетолог из Гарварда Джин Майер подсчитала, что если сократить производство мясопродуктов всего на 10 процентов, сэкономленным зерном можно было бы накормить 60 миллионов человек 8. Статистика показывает: с учётом затраченных почвенных, водных и энергетических ресурсов мясо оказывается самым дорогим и непрактичным из всех пищевых продуктов. Из мяса к нам возвращается всего 10 процентов белков и калорий, скормленных скоту. Вдобавок, пастбища занимают сотни тысяч гектаров пахотных земель. Засеяв один акр такой земли соей, можно было бы получить 17 фунтов протеина. Корм с одного акра пастбища , съеденный бычком, обеспечит 1 фунт белка 9. Короче говоря, выращивать себе в пищу животных значит бездумно расходовать мировые ресурсы.

Помимо потери пахотных земель, установлено, что для скотоводства требуется в 8 раз больше воды, чем для выращивания овощей, зерновых или сои - ведь скот должен пить, а кормовые культуры нужно поливать. Словом, миллионы людей умирают - и будут умирать - от голода и жажды, в то время как немногие избранные поглощают огромное количество белка, в процессе расходуя воду и почвенные ресурсы. Ирония ситуации в том, что съеденное мясо - злейший враг их же собственных тел.

Известно также, что мясоедение опасно для окружающей среды. К примеру, метан - один из тех газов, что способствуют парниковому эффекту, а значит, глобальному потеплению. 1,3 миллиарда голов скота производят пятую часть всего метана, выделяемого в атмосферу. Согласно весьма познавательной статье в «Вашингтон Спектатор» за 15 января 1993 года, основная масса скота выращивается по специальным технологиям для получения пищевого мяса. Если бы это прекратилось, говорится в статье, мы бы сделали значительный шаг к разрешению проблемы глобального потепления. Кроме того, бесценные тропические леса страдают из-за целлюлозной и мясопроизводящей промышленности. Большая часть Центральной Америки превратилась в гигантское пастбище, снабжающее мясом Североамериканский континент. Девственные леса Амазонки вырубаются и выжигаются ради того, чтобы обеспечить мясом Британию и Европу.

Джереми Рифкин развивает эти мысли в своей прекрасной работе «Что стоит за мясом?». Рифкин находит прямую связь между мясоедением и разрушением окружающей среды, объясняя, что планета не в состоянии вынести нашей алчности и нашего невежества. «Поистине, - говорит он, цитируя Ганди, - Земля может удовлетворить все нужды человека, но не его капризы». Очевидно, наша жадность стремительно истощает Землю. Недавнее увеличение потребления животных белков в развивающихся странах привело к росту потребности в кормовом зерне. Так, в 1995 году Китай буквально за один день превратился из поставщика в импортёра зерна. Это указывает на проблему , которая со временем будет лишь обостряться: мировые ресурсы не выдержат одновременного прироста населения и увеличения потребления мяса. В недавнем номере «Бизнес Уик» (12 февраля 1996 года) появилась статья, где говорится, что наш мир, «возможно, перешёл черту, за которой даже совместные усилия правительств по сохранению ресурсов могут оказаться безрезультатными». Единственным выходом представляется массовое вегетарианство, но это едва ли возможно.

МЯСОЕДЕНИЕ И БОЛЕЗНИ


Когда животных убивают, шлаки, обыкновенно выводящиеся за счёт кровообращения, остаются в разлагающейся плоти. Те, кто ест мясо, вводят в свой организм токсические вещества, которые должны были бы уйти из тела животного вместе с мочой. В своей статье «Почему я не ем мяса» доктор Оуэн С. Паррет замечает, что, когда тушится бифштекс, в воде растворяются шлаки; образовавшаяся жидкость по своему химическому составу очень напоминает мочу 10.

В технически развитых странах с интенсивным животноводством мясо оказывается пропитанным химикатами: ДДТ, мышьяком (используется как стимулятор роста), сульфатом натрия (для придания мясу «свежего» розового цвета) и ДЕС (синтетический гормон с давно известным канцерогенным воздействием) 11. Вообще, мясные продукты содержат многие вещества, вызывающие рак или способствующие образованию метастаз. Например, в двух фунтах жаркого содержится столько же бензопрена, сколько в шестистах сигаретах! Доктор Дж. X. Келлогг, известный христианский теолог и убеждённый вегетарианец, заметил однажды, садясь за стол, уставленный красочными растительными блюдами: «Как хорошо есть и не думать при этом, от чего скончалась твоя еда!» Возможно, наиболее убедительный довод в пользу исключения мяса из рациона - неопровержимо доказанная и документально подтверждённая связь мясоедения с болезнями сердца. В Америке, стране с самым высоким потреблением мяса на душу населения, каждый второй умирает от сердечной недостаточности или связанных с ней сосудистых заболеваний. Этих болезней почти не существует у народов, редко употребляющих в пищу мясо. «Журнал Ассоциации американских медиков» в 1961 году заявил, что «растительная диета может предотвратить от 90% до 97% случаев сердечных заболеваний. При отказе от мяса уменьшается количество холестерина, поступающего в организм, благодаря чему понижается риск заболевания ожирением, а значит, и смерти от удара или сердечного приступа. В вегетарианском мире практически неизвестен атеросклероз. Согласно «Энциклопедии Британика», «белок, получаемый из орехов, бобовых и зерновых культур и даже из молочных продуктов, относительно чист по сравнению с животным белком, который на 56% состоит из сомнительных водянистых примесей». Эти примеси вредны не только для сердца, но и для всего человеческого организма.

Мясоедение убивает нас. Согласно книге доктора медицины Нила Барнарда «Правильное питание - долгая жизнь» (1995 г.), «вегетарианские диеты намного здоровее, чем диеты, включающие даже самое малое количество животных продуктов. Национальный Институт онкологических заболеваний принял программу «5 раз в день», согласно которой американцы должны за день съедать 5 порций овощей и фруктов. Это прекрасное начало, но нам нужна ещё программа «0 раз в день» - для исключения из рациона мясных и молочных продуктов». Связь между мясоедением и раком обнаружена уже давно, и когда Джон Роббинс в своей популярной книге «Диета для новой Америки» пишет: «Диеты с преобладанием мяса вызывают многие виды рака, в основном рак кишечника, молочной железы, мозга, матки, яичников, простаты и лёгких»,- он цитирует слова признанных авторитетов. И наоборот, диеты основанные на четырёх новых пищевых группах, выделенных в 1991 году Комитетом по инициативной медицине,- цельные зерновые, овощи, фрукты и бобовые - и полностью исключающие прежние группы продуктов, то есть мясные, молочные, зерновые и овощефруктовые (объединённые в одну категорию!), помогают предотвратить рак. Это документально подтверждено в прекрасной работе «Пища для жизни».

Доктор Т. Колин Кэмпбелл, один из учёных, возглавляющих программу «Изучение Китая» (крупнейшая из всех программ , исследующих диеты и их влияние на здоровье), пишет: «В ближайшие 10 или 15 лет вы непременно услышите, что животный белок является одним из самых токсичных продуктов питания». Он добавляет, что риск заболеваний резко возрастает даже в том случае, если в рацион включено совсем немного животного белка. Это неудивительно, если учесть, что мясо содержит примерно в 14 раз больше пестицидов, чем растительные продукты. В конце концов, человеческий организм просто отказывается усваивать эти токсины, поддаваясь болезням и, в итоге,- смерти.

По подсчётам Национального Института кардиологии, лёгких и крови, сердечно-сосудистые заболевания послужили причиной 954 000 смертей (42% всех смертей) в 1993 году. Кроме того, подсчитано, что суммы, затраченные пациентами на лечение этих заболеваний, в общей сложности составляют примерно 126,4 миллиарда долларов. 72% смертей происходят от атеросклероза (отвердения стенок сосудов) - болезни, тесно связанной с мясоедением. Эти открытия уже ни для кого не тайна: недавняя статья в «Нью - Йорк Таймс» (22 ноября 1995 г.) дала детальные свидетельства того, как дорого мы платим за лечение физических расстройств, связанных с употреблением мяса: Комитет по инициативной медицине, группа из 3000 медиков, подсчитал, что годовые затраты на лечение болезней, прямо проистекающих из высокого уровня потребления мяса на душу населения, составляют от 23,6 до 61,4 млрд. долларов (примерно столько же, сколько тратится на лечение последствий курения). Поистине, мы дорого платим за поедание мяса, считая и ущерб, наносимый здоровью, и расходы на медикаменты.

Существует также энцефалопатия крупного рогатого скота, более известная как «коровье бешенство». При этой болезни коровы испытывают непереносимые страдания и затем умирают - это смертельное заболевание скота, вызываемое группой токсичных, вирулентных и странным образом инфекционных протеинов под названием прионы, полностью разрушает нервную систему. При вспышке болезни в Англии в начале 1996 года погибло около 160 000 коров. Есть основания считать, что причиной вспышки послужило то, что в Британии традиционно останки овец, в том числе мозг и кости, примешиваются в корм коровам. Особенно тревожно то, что все формы энцефалопатии (встречающейся и среди других млекопитающих), очевидно, передаются от вида к виду. Более того, теоретически возможно, что следующими жертвами страшного недуга станут люди, которые употребляют в пищу говядину . Недавние исследования заставляют предположить, что один из видов болезни Крейцфельда-Якоба может быть человеческим вариантом энцефалопатии. Мрачные, но осторожные прогнозы говорят, что в результате поедания мяса заражённых коров каждый год будут умирать около 500 000 британцев. Инкубационный период болезней, вызванных прионами, может длиться десятилетиями, почти как при СПИДе, поэтому мы только теперь начинаем видеть отдалённые последствия той вспышки. Тем временем, в медицинских журналах появляются сведения об американской разновидности болезни, - если уж это не заставит любителей мяса задуматься, значит, они не задумаются никогда.

Человеческий организм - сложная машина. Как любой машине, одни виды горючего подходят ему лучше, другие - хуже. Исследования доказывают, что мясо - очень неэффективное для нас топливо, вызывающее стремительное изнашивание механизма. Например, эскимосы, которые питаются преимущественно мясом и рыбой, очень быстро стареют. Средняя продолжительность их жизни не превышает тридцати лет. Среднеазиатские киргизы, одно время питавшиеся почти исключительно мясом, редко жили больше сорока лет. С другой стороны, народы, подобные племени Хунза, живущему в Гималаях, или группы вроде христиан-адвентистов, придерживающихся вегетарианской диеты, обыкновенно имеют среднюю продолжительность жизни от 80 до 100 лет. Исследователи установили, что вегетарианство является причиной их превосходного здоровья и долголетия. Индейцы майя на полуострове Юкатан и йеменские племена семитского происхождения также славятся прекрасным здоровьем, и в этом случае причиной, опять же, служит низкое потребление мяса или, в отдельных случаях, стопроцентно вегетарианская диета.

ФАКТЫ АНАТОМИИ


Прежде чем есть мясо, люди всячески маскируют его, используя кетчупы, соусы, подливки. Мясо выдерживают, вымачивают, жарят, тушат, преображают тысячами способов. Зачем нужна такая маскировка? Откуда это нежелание есть мясо сырым, как едят его все истинно плотоядные животные? Многие диетологи, биологи и физиологи убедительно доказывают, что на самом деле человеческий организм не приспособлен к мясной пище. Они предполагают, что человек физиологически не может переваривать мясо, и что люди так стараются замаскировать его потому, что такая пища для нас неестественна. Физиологически человек более близок к травоядным, жвачным и грызунам, таким, как обезьяны, слоны и коровы, чем к хищникам вроде собак, тигров и леопардов 1б. К примеру, хищники не потеют; температура их тела поддерживается в равновесии частым дыханием и высовыванием языка.

Растительноядные животные, напротив, имеют потовые железы, которые контролируют температуру тела и выводят из организма нечистоты. Хищники обладают длинными зубами и клыками для убийства и переноски добычи; у растительноядных короткие зубы и нет клыков. Слюна хищников не содержит птиалина и не может расщеплять крахмалы, слюна животных-вегетарианцев содержит птиалин для предварительного расщепления крахмалов. В организме плотоядных животных в большом количестве выделяются гидрохлориды для растворения костной ткани; организм растительноядных почти не выделяет гидрохлоридов. Челюсти хищников движутся только вверх и вниз; челюсти травоядных движутся также из стороны в сторону для лучшего пережёвывания пищи. Хищники могут только лакать жидкости (как кошки); животные-вегетарианцы втягивают жидкость сквозь зубы. Таких сравнений можно привести много, и в каждом случае человек окажется ближе к физиогномике растительноядных. Таким образом, с точки зрения чистой физиологии, имеются убедительные свидетельства того, что наш организм не приспособлен к мясной диете.

Если говорить о физиогномике, возникает вопрос: а как насчёт организма растений? Предназначены ли они для того, чтобы быть съеденными? Разве они не чувствуют боли? Разве они - не живые, дышащие существа, достойные нашего сострадания? «Если всякая жизнь священна,- спрашивают некоторые, - почему же вы позволяете себе есть растения?» Люди, которые задают такие вопросы, нередко считают вегетарианство разновидностью лицемерия.

Такой ход мысли стал ясен для меня в 1984 году, когда в «Филадельфия Инквайерер Мэгэзин» появилась статья, где спрашивалось: «Разве не лицемерно избегать поедания животных и при этом продолжать поедать растения? Ведь в обоих случаях речь идёт о живых существах!» Редактор журнала задал этот вопрос в качестве реакции на опубликованную в том же номере работу Уильяма Экенбаргера, где красноречиво излагались принципы защитников прав животных. Используя впечатляющую документацию, Экенбаргер объяснял, что дурное обращение с животными - следствие нашего невежества и нашей алчности, что это всего лишь тип «видовой дискриминации». Он показал, что дело движения за права животных в моральном отношении «выкроено» из той же ткани, что и другие крестовые походы против несправедливости, например, борьба против расизма или дискриминации по половому признаку. (Более подробное развитие этой идеи можно найти в прекрасной книге Кэрол Адамс «Мясо и сексуальная политика: феминистско-вегетарианская критическая теория».) Возможно, самый основательный довод против видовой дискриминации заключён в цитате из английского философа Джереми Бентама (1748-1832), который писал в знаменитом теперь труде «Принципы морали и законопорядка»: «Вопрос не в том, есть ли у них разум? Могут ли они думать? Но в том, могут ли они испытывать страдания? Ответ, разумеется, будет однозначным: «Да, животные, несомненно, могут испытывать страдания. Они чувствуют боль так же, как и люди». Поэтому, утверждают защитники прав животных, наше этическое чувство должно распространяться и на них.

Это достаточно логично . Но Дэвид Р. Болдт, автор вышеуказанной статьи, ставит возражение, которое кажется не менее логичным: «Я оправдываю мясоедение тем, что, по последним научным данным, растения, как и животные, имеют чувства. Почему нужно выбирать между ними? Прежде чем оплакивать участь телёнка, вообразите себе ужас, который испытывают колоски в поле, когда комбайн начинает уборочные работы».

Возражение Болдта, под которым охотно подписались бы многие, основано на ложной посылке. Он упоминает данные о том, что растения могут чувствовать; но, хотя ещё работы Джагадиша Чандра Боша, жившего в XIX столетии, подтверждают, что это действительно так, однако рудиментарные ощущения, испытываемые растениями, резко отличаются от мучений скота на бойнях. Мы все это знаем. Наши желудки реагируют на зрелище жатвы куда менее остро, чем на кровавую работу мясника. Кроме того, как пишет Кейт Эйкерс в «Справочнике вегетарианца», «не так уж трудно провести этически значимую границу между растениями и животными. У растений нет биологической потребности в болевых ощущениях, они абсолютно лишены нервной системы. Природа создала боль не из прихоти, а только для того, чтобы помочь организму выжить. Животные двигаются, поэтому им необходимо чувство боли; неподвижным растениям оно не нужно».

Ясно, что для человека, не желающего питаться только фруктами по мере их созревания и падения, вегетарианство представляет практическую альтернативу. И даже если допустить, что растения чувствуют так же, как люди и животные (несмотря на свидетельства, говорящие о противоположном), из этого ещё не следует что вегетарианство лицемерно: если растения страдают, но нам надо есть их, чтобы жить, разумно было бы есть их в возможно меньших количествах. То есть, раз уж мы должны есть растения, на чем настаивают все диетологи и биологи, нам следует хотя бы уничтожать как можно меньше растений. Но при выращивании в пищу животным, на корм им уходит гораздо больше растений, чем мы могли бы съесть непосредственно. Итак, растительная диета приносит минимальный вред чувствующим существам, и тот, кто глубоко вдумается во все затронутые здесь проблемы, несомненно, увидит смысл в альтернативе, предоставляемой вегетарианством.

ДУХОВНОЕ ВЕГЕТАРИАНСТВО

Даже если не принимать в расчёт научные факты, существуют неотразимые духовные доводы в пользу вегетарианства. Вспомним для примера, что английское слово spiritual (духовный) идёт от латинского spiritus, что означает «дыхание», «энергия», или жизнь. Слово vegetarian (вегетарианский) пришло из греческого vegetas, то есть «полный дыхания и жизни». Даже этимология этих двух слов подтверждает их взаимосвязь.

Здесь же стоит упомянуть о том, что слова carnal (плотский) и carnivorous (хищный, плотоядный) происходят от одного корня - латинского carnis, «плоть». Все религиозные Писания советуют верующим избегать плотского, а в библейской традиции все «плотское» недвусмысленно отнесено к телесному миру, противостоящему миру духа.

Впрочем, несмотря на живейший интерес к этимологии, автор этих строк полностью осознает её ограниченность и/или возможность неправильного её применения. Благонамеренные вегетарианцы долгое время обвиняли мясную промышленность в «словесных играх», утверждая, что те, кто наживается на этой отрасли, прикрывают мясные продукты невинными псевдоназваниями: pig (свинья) /pork (свинина), calf (теленок) /veal (телятина), cow (корова) /beef (говядина), sheep (овца) /mutton (баранина) и так далее. Но тут уж мясная промышленность ни при чем. Это произошло потому, что в средневековой Англии крестьяне по происхождению были англосаксами, а знать - норманно-французами. Хотя крестьяне выращивали животных, мясо ели в основном аристократы.

Сложилось так, что крестьяне называли животных англосаксонскими словами - pig, calf, sheep и так далее, но аристократы - те, кто ел мясо - называли тех же животных их французскими именами: роrc (свинья), veau (теленок), boeuf (бык или вол), motton (баран). Постепенно эти слова приняли английское произношение, но различие между названиями этих животных и названиями их мяса привычно закрепилось во всех англоязычных странах. Еще одним доказательством этой версии может служить то, что мясо тех животных, которые редко подавались на стол норманно-французской знати, например, chicken (курица), turkey (индейка), rabbit (кролик), называется так же, как сами эти животные.

Связь между вегетарианством и религией, однако, идёт дальше простой семантики и в конечном итоге касается самой сущности религиозной истины. Например, все вероисповедания часто и вполне резонно утверждают, что Бог изначально любит все Свои творения, к которым относятся не только человеческие существа, но и все остальные формы жизни. Если принять этот основной догмат, то из него следует , что ни одному живому существу не отказано в Господнем сострадании, и никакое убийство из прихоти не может быть оправдано. Эта теологическая основа вегетарианства особенно крепка в индуизме. На Западе её придерживались древние евреи и даже древние греки, например, Диоген, Пифагор, Сократ и Платон; они называли вегетарианство antikreophagy, или «антимясоедением».

Сострадание и любовь Господа ко всем Его творениям подсказывает нам ещё одну, редко осознаваемую причину для вегетарианской диеты. Если учесть накопленные наукой доказательства того, что исключение мяса из рациона улучшает здоровье, а его поедание сокращает срок жизни, разум говорит нам, что Бог выбрал бы для Своих детей растительную пищу. Разве Тот, Кто любит Свои творения, пожелал бы им скорой кончины? Очевидно, нет. Напротив, Он должен был бы приложить все усилия, чтобы обеспечить им долгую жизнь. Действительно, во всех Писаниях Господь снова и снова пытается убедить Своих детей, что вегетарианская пища - единственная приемлемая для них. Центральные религиозные течения - особенно на Западе - уделяют этой идее минимум внимания. Тем не менее, мы намерены показать, что универсальная религиозная мысль отстаивает всеобъемлющее сострадание и осуждает бездумное убийство живых существ как деяние, безбожное по своей сути.


  1. John and Mary McDougall, «The Latest Thinking On Protein", Vegetarian Times, March 1986, No. 103, p. 26.

  2. John A. Scharffenberg, Problems With Meal (CA, Woodbridge Press, 1982), pp. 85-86.

  3. M. G. Hardinge and F J. Stare, «Nutritional Studies of Vegetarians», American Journal of Clinical Nutrition, 2:73, 1954, p. 76.

  4. On Nutritional Misinformation, National Academy of Sciences, «Can a Vegetarian Be Well Nourished?»,Journal of American Medical Association, Vol. 233, No 8 (August 25, 1975), p. 898.

  5. Paavo Airola, Are You Confused? (Arizona, Health Plus Pub., 1971), pp. 32-33.

  6. Philip Handler, «Science, Food & Man"s Future», Borden Review of Nutrition Research, Vol. 31, No 1, January-March. 1971, p. 9.

  7. Barbara Parham, What"s Wrong With Eating Meal? (Colorado, Ananda Marg Pub., 1979), p. 38.

  8. Jean Mayer, Cited by the U.S. Senate Select Committee on Nutrition and Human Needs, Dietary Goals for the U.S. (Washington. DC, February, 1977), p. 44.

  9. Francis Moore Lappe, Diet for a Small Planet (N. Y. , Ballantine Books, 1975, reprint 1982), pp. 69-71.

  10. Owen S. Parrett, Diseases of Food Animals (Washington, DC, Review and Herald Pub., 1974), pp. 26-27.

  11. Raymond H. Woolsey, Meat on tlie Menu: Who Needs It? (Washington, DC, Review and Herald Pub., 1974), pp. 40-50.

  12. W. Lijinsky and P. Shubik, «Benzo(a)pyrene and other polynuclear hydrocarbons in charcoal-broiled meat», Science, 145:53, 55, 1964.

  13. J. H. Kellogg, Тhe Natural Diet of Man (Michigan, Modern Medicine Pub., 1923; reprint, N. J., The Edenite Society, 1979), pp. 67-68.

  14. W. A. Thomas, editor, «Diet and Stress in Vascular Disease», Journal, American Medical Association, 176:9, June 3, 1961, p. 806.

  15. Barbara Parham, op. cit., p. 15.

  16. G. S. Huntington, The Anatomy of Human Peritoneum and Abdomin Cavity (N. Y., Leo Brothers, 1903), pp. 189-199.

  17. W. S. Collens and G. B. Dobkin, «Phylogenetic aspects of human atherosclerotic disease», Circulation, Suppl. 11, 32:7, October, 1965.

Понятие вегетарианства

контрольная работа

Философия вегетарианства

Авторы, пишущие о вегетарианстве, часто подчеркивают этические и гуманитарные мотивы, представляя вегетарианство как некую философскую систему. Можно, однако, придерживаться вегетарианства -- периодически или постоянно -- единственно из-за здоровья или по экономическим соображениям. В любом случае необходимо прежде всего хорошо ознакомиться с принципами правильного питания при переходе на вегетарианство. Необходимо познать его полезные стороны или возникающие при этом опасности. Словом, как это подчеркивает горячий пропагандист вегетарианства швейцарский врач Бирхер-Беннер, нельзя улучшить неправильное и вызывающее болезни питание единым исключением мяса.

Независимо от мотивов, побуждающих к вегетарианству, оно может быть рассмотрено, популяризировано и применено на практике только как способ питания, восстанавливающий и поддерживающий здоровье. Это, разумеется, также относится и к тем случаям, когда придерживаются вегетарианства по экономическим или этическим мотивам. Оно всегда должно применяться в такой форме, которая гарантирует здоровье и не противоречит требованиям медицины. Можно, следовательно, говорить, что вегетарианство не обязательно должно быть философской системой, но всегда должно быть системой оздоровительного питания, в которой недостаточен сам отказ от мясной пищи, а необходимо принять во внимание различные факторы и проблемы. Я уже подчеркивала, что вегетарианство как способ питания старо, как само человечество. Вероятно, что возникло оно на заре человечества как биологически наиболее соответствующая, естественная для человека система питания.

Можно предположить, что, очевидно, первобытному человеку невозможно было бы выжить в суровом климате с длинными морозными зимами, питаясь лишь растительной пищей.

В таких условиях дикорастущие плоды не могли быть достаточным источником питания и не выдержали конкуренции с охотой, которая являлась жизненно необходимой. Поэтому вегетарианство, даже предписанное религией, распространено прежде всего в странах Востока и Юга и, конечно же, рядом со смешанным питанием, в то время как на Севере мясо играет в питании большую роль. Особенно это видно на примере проживающих на Севере кочующих эскимосов, которые питаются преимущественно мясом и жиром убитых на охоте зверей и пойманных рыб.

По мере прогресса цивилизации человек научился не только выращивать овощи и фрукты, но и разводить животных, причем не только ради молока, яиц и шерсти, но и для мяса, которое в жареном или запеченном виде весьма вкусно, поэтому легко к нему привыкнуть.

ТИПЫ ВЕГЕТАРИАНСТВА: веганство - строгое вегетарианство, при котором исключаются любые виды мяса животных, птиц, рыбы, морепродуктов, а также яйца, молоко и молочные продукты...

Вегетарианство как образ жизни

Отношение к вегетарианству неоднозначно даже среди специалистов. Согласно экспертным консультациям ВОЗ (1989) вегетарианская диета признана адекватной. Другие же исследования под эгидой ВОЗ (Young, Pellet, 1990) подтверждают...

Вегетарианство как образ жизни

В качестве аргументов в пользу вегетарианства выдвигаются следующие: 1. Вегетарианская диета помогает бороться с лишним весом, так как растительная пища содержит меньше калорий и жиров...

Вегетарианство как образ жизни

1. При использовании продуктов только растительного происхождения невозможно составить сбалансированный рацион питания: в пище животного происхождения содержатся незаменимые аминокислоты...

История патофизиологии

Общая теория саморегулирующихся систем возникла сравнительно недавно и в настоящее время еще находится в начальной стадии развития. Однако отдельные стороны этой теории уже имеют достаточно обширную и глубокую теоретическую базу...

Крионика: жизнь после смерти

Научный (или материалистический) иммортализм (от латинского слова immortalis - бессмертный) - философское направление, изучающее естественнонаучные основы возможности радикального (практически бесконечного) продления жизни человека...

Понятие вегетарианства

Уже 5-6 тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте священнослужители не употребляли мясо, разделяя чистую и нечистую пищу. Туши животных считались нечистыми. К ним нельзя было даже прикасаться...

Понятие вегетарианства

Этико-эстетический аспект основывается на жалости к животным, сочувствии к страданию, которое они испытывают, когда за ними охотятся или их убивают, иногда на ужасе от вида этого убийства, вида разделанных окровавленных туш...

Сестринский уход за больными желудочно-кишечными заболеваниями

Постановление правительства Российской Федерации от 05.11.97, №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества...

Социально-медицинские аспекты вегетарианства и его значение для здоровья

В последние годы вегетарианство приобрело буквально всемирную популярность. Тысячи рецептов немясной кулинарии ежедневно предлагаются нам по телевидению, радио, в прессе. Политики и артисты, спортсмены и ученые...

Социально-медицинские аспекты вегетарианства и его значение для здоровья

Требования и основные элементы надлежащей аптечной практики (GPP)

Миссия аптечного предприятия заключается в обеспечении населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными услугами, а также оказании консультативной помощи по их наилучшему применению...

Характеристика вегетарианства

Существует два вида вегетарианства, которые и определяют рацион питания (что потреблять, а что исключать): 1) Веганство - наиболее строгая ступень, допускающая употребление только растительной пищи...

Возможно, Вас это удивит (меня вот удивило), но в Америке (это стало известно благодаря очередным социологическим исследованиям, одним из многих тысяч, постоянно проводимым в Америке) каждый десятый житель считает себя вегетарианцем.

Линда Маккартни как-то сказала: «Если бы у скотобоен были стеклянные стены, все стали бы вегетарианцами».

Официально вегетарианцы отличаются от веганов - последние не едят мяса (не носят кожу, меха), защищая животных. Вегетарианцы же используют те продукты, животного происхождения, которые не повредят животным. Сметана, молоко, творог - это философия вегетарианства позволяет, а вот яйца - уже нет (диета же веганов исключает любые продукты животного происхождения).

Люди, выбравшие философию вегетарианства философией своей жизни движимы разными причинами - от социально-экономических(маленький пример: 35% угарного газа выделяют скотофермы), до религиозных (ненасилие).Быть вегетарианцем вовсе не обозначает быть «козлом», жующим одну травку и иметь тусклый, но блаженный взор. Вегетарианство это, чаще всего, выбор людей, ведущих активную жизнь: как физическую, так и духовную. Поэтому вегетарианцы (как и веганы) имеют неприлично цветущий и здоровый вид, гладкую кожу и чистые белки глаз.

Вегетарианцы, которых к этому выбору привела религия, считают что настроение, в котором приготовлена пища, не менее важно, чем состав этой пищи. Для таких людей пища состоит из физического и духовного, и относятся к ней соответственно - и не допуская пренебрежительного «хватания кусков» и перекусов на ходу. Впрочем, этот принцип исповедуют и продвинутые различными духовными практиками и мясоеды - «ты то, что ты ешь» и можно добавить сюда - включая настроение. Посмотрели при готовке еды «Дорожный Патруль» - будьте готовы в некотором смысле потом и съесть этот «Дорожный Патруль», со всеми его происшествиями.Идея о том, что от питания зависит здоровье, настолько не нова, что люди, отрицающие это, вызывают удивление. Вегетарианцы настаивают на том, что пища растительного происхождения более пристала человеку, исходя даже из строение тела человека и особенностей пищеварительной системы (строение зубов, более низкое содержание соляной кислоты, длина кишечника и соотношение длины тела, работа почек и многое другое). Вегетарианцы используют не только классические труды, но и достижения современное медицины, для того, что бы доказать, что мясо не просто нейтрально для человеческого организма, а даже вредно. Таким образом, один из аспектов философии вегетарианства - это аспект здоровья, забота о почках, сосудах, поджелудочной - и т.д...

Экономический аспект философии вегетарианства напрямую сопряжен с заботой об экологии. Лучшее, что можно сделать в заботе об экологии - это прекратить пожирать мясо - так считают вегане и вегетарианцы. Кроме загрязнения атмосферы прямыми угарными газами из кишечников животных это и выращивание корма для животных (например ряд исследований в той же Америке утверждает, что 90% выращиваемого в Америке зерна уходит на корм скоту). Это и те экологические жертвы, на которые нужно идти для уборки урожая. Кроме этого не стоит забывать и о сточных водах с животноводческих ферм, занимающих одно из главенствующих положений в списке загрязнителей рек, озер, морей, наконец - Мирового Океана. Вырубание лесов под пастбища, освоение лугов под пастбища - все это так же не может не сказаться на экологической обстановке. Еще Платон в своем труде «Государство» призывал людей потреблять меньше мяса для того, что бы государство разумнее расходовало свои земельные угодья.

Леонардо да Винчи был этически строг к мясоедам, выразив в нескольких словах этическую суть вегетарианства: «Кто не ценит жизнь, не заслуживает ее», тела же тех, кто ест мясо, он считал «ходячими могилами». Великий математик, знаменитый своими «равносторонними штанами», Пифагор - был также приверженцем вегетарианства и с должным смирением просил «братьев своих» - «не оскверняйте тело свое греховной пищей». Наконец, самый известны сторонник ненасилия - Ганди - посвятил несколько своих трудов именно вегетарианству и его этической основе. Поэтому основа и вегетарианства и веганства - это ненасилие, борьба за жизнь без борьбы. Отказ от мяса - основа практически всех духовных практик большинства мировых религий. Некоторые исследователи Библии предполагают, что при наличии указаний по поеданию мяса изначально планировалось, что человек будет вегетарианцем.

Как и любая философская и этическая система, вегетарианство и веганство имеют своих противников и своих приверженцев и даже ярых защитников. Заставить стать вегетарианцем невозможно и практически невозможно обратить зрелого вегетарианца, совершившего свой сознательный выбор, в мясоедение.

Главное - делайте свой выбор осознанно, сами, и живите с радостью.