Вятский период в жизни и творчестве братьев-художников васнецовых. Братья васнецовы и их деятельность в вятке Братья васнецовы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МАОУ «Бигилинская СОШ» филиал Першинская ООШ Выполнила: Ученица 9 класса Корепанова Валерия.

2 слайд

Описание слайда:

ВАСНЕЦОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ. ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ РОДИЛСЯ 15 МАЯ 1848 ГОДА В РУССКОМ СЕЛЕ ЛОПЬЯЛ УРЖУМСКОГО УЕЗДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ, В СЕМЬЕ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ВАСНЕЦОВА (1823-1870), ПРИНАДЛЕЖАВШЕГО К ДРЕВНЕЙ ВЯТСКОЙ ФАМИЛИИ ВАСНЕЦОВЫХ.

3 слайд

Описание слайда:

Учился в Вятском духовном училище (1858-1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867-1868), затем в Академии художеств (1868-1873). В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников.

4 слайд

Описание слайда:

Член мамонтовского кружка в Абрамцеве. В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии Художеств. Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891) После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби». В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством». В 1915 году участвовал в создании Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

5 слайд

Описание слайда:

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

6 слайд

Описание слайда:

Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Сотрудничал с художниками М. В. Нестеровым, И. Г. Блиновым и др. После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).

9 слайд

Описание слайда:

Аполлинарий Михайлович Васнецов (25 июля (6 августа) 1856 - 23 января 1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:

10 слайд

Описание слайда:

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антакольский, В. М. Максимов. В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

11 слайд

Описание слайда:

С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка. С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885-1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым. В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии. Мемориальная доска в Фурманном переулке, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956 года Могила А.М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.

12 слайд

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков»

Говоря о русских художниках, братьях Викторе и Аполлинарии Васнецовых, критики порой называли Аполлинария робкой тенью Виктора. Братья на сравнения внимания никогда не обращали. Не было в их жизни места соревнованию, а были только любовь и настоящая дружба.

Васнецовы происходили из известного на Вятской земле рода священников. Будущие художники рано остались сиротами. Аполлинарию было тогда всего 13. Виктор, старше на восемь лет, заменил ему отца. То, что младший брат способен к живописи, он заметил, когда Аполлинаша был ещё совсем маленьким. Виктор как-то показал ему свои рисунки. Аполлинарий хотел во всём походить на брата. Он взял мел и расписал стены дома. Мел отобрали, но малыш нашёл кусок мыла и продолжил свои настенные экзерсисы. Домашние поняли: в семье растёт будущий художник.

Братья были неразлучны с детства. Вместе росли, играли, рисовали. Первыми учителями в живописи стали для них отец и бабушка, которую внуки называли «бабушкой с акварелями» - у неё было много красок, которых она не жалела для мальчиков. Идя по стопам отца-священника, братья закончили духовное училище в Вятке. Они проводили вместе всё свободное время. И не представляли себе жизни без рисования. Виктор познакомился с художником Андриолли, брал у него уроки, настоял на том, чтобы брат тоже посещал эти занятия. Узнав, что в Петербурге есть Академия художеств, Виктор решил ехать в столицу. А поступив учиться, взял к себе и Аполлинария.

Оказавшись в чужом городе, Васнецовы, помнившие о тёплой атмосфере родительского дома, держались поближе друг к другу. Правда, Аполлинарий неожиданно изменил свои планы: сдал экзамен на должность сельского учителя и уехал в деревню. Виктор убеждал брата, что как художник он принесёт гораздо больше пользы народу, но Аполлинарий стоял на своём.

Спустя год, когда Виктор уже женился и переехал в Москву, Аполлинарий всё-таки решил посвятить себя искусству. Он тоже перебрался в Первопрестольную и поселился у брата. Васнецовы вместе гуляли по Москве, которую сразу полюбили, и возвращаясь с очередной прогулки, восхищались тем, сколько чудес они сегодня повидали. Жили в то время братья трудно, но в уныние не впадали и много работали. Дела поправились, когда картины Виктора начали покупать. Став знаменитым, он не изменился: по-прежнему оставался советчиком брату и поддерживал его материально.

Друзьям казалось, что Васнецовы не разлучаются, даже если им приходилось надолго расставаться. Так было, когда Виктор 10 лет прожил в Киеве, расписывая Владимирский собор. Братья из писем знали о каждом шаге друг друга. Так было и когда Аполлинарий женился, и когда сам стал признанным художником. Виктора он навещал почти каждый день. У старшего брата уже выросли дети, в его доме собиралась молодёжь, затевались любительские спектакли. Виктор и Аполлинарий с увлечением писали декорации, гримировали артистов и шутили, что «Васнецовы всюду суют свой нос».

Конечно, не обходилось и без споров. И не только по профессиональным вопросам. В 1905 году в России произошла революция. Младший брат приветствовал её, старший считал бедой. То, что Виктор прав, Аполлинарий понял в 1917-ом. «Безумие - вручать судьбы народа страны тёмным массам низов», - сказал он, глядя, как большевики расправляются с тем, что было ему дорого. В том числе с его собственными работами и работами брата - церковными росписями и иконами.

Смерть Виктора Михайловича в 26-ом году стала ещё одним тяжёлым ударом для Аполлинария Михайловича. Не стало самого близкого человека. «Это был учитель, друг, память о котором внесла огромное опустошение в душу и похолодила сердце», - сказал потом художник. Он умер в 33 году. После смерти Аполлинария Михайловича его сын написал книгу об отце и дяде, одной из главных радостей в жизни которых была радость общения друг с другом.

«Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»

(Виктор Васнецов)

Вы любите сказки? Я очень люблю! В детстве, читая книги, я всегда рисовала себе образ героев сказок и историй. Часто русские-народные сказки были без иллюстраций, и созданные образы, надолго оставались в моем воображении. Многие русские сказки были экранизированы и вымышленные образы заменялись образами, созданными на экране. К чему это я? Да к тому, что есть некоторые сказки, некоторые образы, которые не забудутся никогда. Я сейчас говорю о картинах Виктора Васнецова .

Его Иван царевич на сером волке, Аленушка, Богатыри настолько красочно передают дух сказок и былин, что, кажется, что сейчас пространство раздвинется, и они сойдут с картин. И мне очень хочется, чтобы в век компьютерных технологий, моя дочка также любила образы, созданные великим художником, и не просто любила, а знала, кто их нарисовал и сколько души вложил художник в свое творчество.

Понятно, что в середине 19 века, когда Виктор Васнецов был маленьким, еще не было ни аудио книг, ни компьютеров. И даже книжек с картинками в русских деревнях не было. Сказки детям рассказывали бабушки и дедушки, которых называли сказителями. Рассказывали такие люди не только сказки, но и былины, потешки, прибаутки пословицы и поговорки. Сказителями были и бабушка с дедушкой Виктора Васнецова, который рос в семье сельского священника. Именно от них и узнал маленький Виктор о русских богатырях, о кощее бессмертном и других сказочных героях. Отец Виктора был человеком очень умным и учил своего сына не только наукам, но и приобщал его к творчеству, его и его брата Апполинария. Благодаря отцу и любви братьев к рисованию появились поистине великие картины, картины, которые ценят и любят люди со всех уголков мира.

Пришло время и Виктор отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Он поступил с первого раза, но так переживал, что не ходил даже посмотреть результаты экзаменов и целый год не знал, что его приняли в академию. Виктор очень любил ходить на базар и рисовать людей. Так как они все время двигались, то рисовать приходилось быстро, он натренировал свой глаз и руки за дни таких «тренировок».

Через некоторое время Виктор Васнецов становится известным благодаря своим картинам, на которых он отражает жизнь реальных людей. Он старался отразить реальность этого мира: бедность и нищету. В этот период Виктор подружился с другими художниками. Вместе они устраивали выставки в разных городах, переезжая со своим картинами. И вскоре образовали Товарищество передвижных художественных выставок или кратко Художники – передвижники. Но на удивление своих коллег, Виктор перестал рисовать реальных людей и увлекся героями сказок и былин.

Одной из первых его сказочных картин стала «Витязь на распутье». До него никто даже не решался рисовать сказочных и былинных персонажей. А он нарисовал и нарисовал так, что мы все любим и помним его картины. Но тогда никто его не понимал, друзья критиковали его, просили вернуться к реальной жизни. И вот его легендарные «Богатыри» растопили лед в сердцах критиков. Картину приобрел Павел Третьяков для своей знаменитой галерее. Виктор трудился над картиной почти двадцать лет, ведь изображенные на ней русские богатыри должны были стать символом русского народа.

Умение рисовать то, что никто никогда не видел, привлекло к Виктору Васнецову внимание ученых. Они попросили его сделать роспись для Исторического музея в Москве. Потом Васнецова пригласили расписать Владимирский собор в Киеве, который был построен в честь 900 летия крещения Руси.

Васнецов рисовал не только картины и расписывал соборы, он рисовал книжные миниатюры: рисунки, буквицы. Рисовал Виктор и художественные орнаменты и иллюстрации к былинам.

Виктор Васнецов прославился и как великий Архитектор, создатель целого направления в архитектуре. Именно он разработал фасад знаменитой Третьяковской галереи.

А что же случилось с братом Виктора, Аполлинарием ? Он был младше своего брата на 8 лет. И когда умерли его родители, Виктор, видя талант брата отправил его учится к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку. Апполинарий окончил Вятское духовное училище и переехал к брату в Петербург, где готовился к поступлению в Академию художеств. В какой-то момент он передумал и собрался поступать в геологический институт, но Виктор не дал ему этого сделать. В Академию художеств он также не поступил, а вернулся в Вятку.

Спустя несколько лет Аполлинарий приезжает в Москву и влюбляется в нее. Он начинает изучать Москву и ее архитектурные памятники. Апполинарий живет и общается с братом, его друзьями и это не могло не отразиться на его творчестве. Он увлекается облаками, наблюдает за ними, за их превращениями. В 1885-1886 годах Васнецов предпринял путешествие по России. В семье Васнецова хранится «карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов — Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т. д., где он писал этюды и рисовал.

В 1900 году он становится известным. Начинает преподавать в Московском училище живописи.

Обращение Аполлинария к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной, ибо художнику предстояло открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи.

Вот что говорил о специфике своего многолетнего труда по воссозданию исторического облика древней Москвы сам художник: «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва — народное творчество в жизни прошлого.

Познакомиться с картинами братьев.

Вы с ребенком изучаете творчество художников: Васнецова Виктора и Васнецова Аполлинария. Например, вы берете одну из картин художников, рассматриваете ее, разговариваете с ребенком о том, что на ней изображено, что хотел сказать художник. Если это картины Виктора, вы вспоминаете сказки, былины, характеры и образы героев. Если это картины Аполлинария, вы разговариваете о том, что изображено на картине, какая был а Москва несколько столетий назад, какое значение имели постройки, изображенные на картине. Вы пытаетесь повторить картину в разных техниках, как сказочную, так и историческую (в зависимости от выбранного художника): аппликация, коллаж, граттаж, рисунок и т.д.


Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников, его брат Аполлинарий также известен, но скорее тем, кто интересуется исторической живописью и театром. Другие же братья Васнецовы, в частности, Аркадий, находятся в тени славы великого живописца-сказочника. А ведь Виктор Васнецов как явление в мировом искусстве не смог бы состояться, если бы не атмосфера творчества, добросовестного служения искусству, знакомая каждому из братьев с раннего детства и приведшая нескольких из них к прекрасному увлечению – созданию резной деревянной мебели.

Начало творческой жизни

Глава семьи, Михаил Васильевич Васнецов, был священником в Вятской губернии, и с детских лет увлекался рисованием. В доме его матери, бабушки Виктора Васнецова Ольги Александровны, как вспоминал позже художник, все стены были заняты картинами, автором которых была она сама. Род Васнецовых вообще был всегда близок творчеству – его представители участвовали в росписи храмов, проектировании церковных оград и оформлении иконостасов.


Любовь к искусству проявилась в той или иной степени у всех братьев – Николая, Виктора, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра. Начальное образование всем шестерым дал сам Михаил Васильевич.
Став старше, Виктор Васнецов стал брать уроки рисования неподалеку от дома, а затем и вовсе уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств. Там он познакомился со многими именитыми мастерами, в том числе Крамским, Репиным, Нестеровым, вошел в знаменитый мамонтовский кружок – творческое сообщество, возникшее вокруг мецената Саввы Мамонтова и его усадьбы в Абрамцево.


Аполлинарий Михайлович, младший брат Виктора, брал в детстве уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, работавшего в сфере романтизма, но академическое образование так и не получил, несмотря на учебу в Санкт-Петербурге у таких живописцев, как И. Репин и В. Поленов. В историю отечественного искусства Аполлинарий Васнецов вошел благодаря изображениям старой Москвы – не просто высокохудожественным, но и созданным с безупречной исторической точностью.


Другим главным делом его жизни было создание декораций к театральным постановкам – в том числе операм «Жизнь за царя», «Хованщина», «Снегурочка», «Садко». К абрамцевскому кружку Аполлинарий имел самое непосредственное отношение, постоянно поддерживая общение с его представителями. Особенным событием в жизни Абрамцево стало создание столярной мастерской.


Абрамцево и его влияние на творчество Васнецовых

В конце XIX века интерес к народной культуре заметно возрос, и состоявшаяся в 1882 году Всероссийская художественно-промышленная выставка вдохновила многих художников обратиться к тематике прикладного искусства. Другой известный меценат, Сергей Тимофеевич Морозов, из династии купцов Морозовых, приобрел в собственность выставленные на выставке экспонаты и через несколько лет открыл Музей кустарных изделий, в котором помимо прочего экспонировались предметы, созданные мебельных дел мастерами.


Члены абрамцевского кружка, и в первую очередь сестра Василия Поленова Елена, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Елизавета Григорьевна Мамонтова, приняли самое живое участие в поиске образцов народного творчества и создании собственных эскизов для кресел, полок, буфетов, комодов и других деревянных предметов мебели, которая не только попадала на обозрение посетителей музея, но и служила в первую очередь удобству и украшению интерьера в домах самих художников.


За десять лет функционирования в Абрамцево столярной мастерской в ней было создано более ста изделий, в том числе и за авторством братьев Васнецовых. Здесь же Аполлинарий создавал проекты для интерьера своей квартиры.


Дубовый буфет, с фронтоном, украшенным резными яблоками, с засовами «под старину», напоминает русский теремок. А другой, тоже авторства Аполлинария, как будто возвращает в далекое прошлое – его дверцы оформлены как слюдяные окошки, а элементы резьбы содержат изображения петушков, винограда, фигурки волшебных птиц Алконост и Сирин.


Эти предметы мебели и сейчас украшают квартиру художника – в ней разместился музей, где собраны его работы и предметы интерьера, которые Аполлинарий не только создавал сам, но и отыскивал на знаменитом Сухаревском рынке, расположенном неподалеку. Одним из таких приобретений стал сундук-подголовник – ларец, который брали в дорогу и клали под голову на ночь.

Работы мастеров абрамцевской мастерской, а также мастерской Кустарного музея в Сергиевом Посаде, где для изделий часто использовались эскизы художников – воплощение неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве, и самым, возможно, законченным его выражением стало обустройство дома Виктора Васнецова, оформленного в виде сказочного русского теремка.


Дом-музей Виктора Васнецова

К интерьеру своего дома художник относился с особым вниманием – достаточно упомянуть огромную наполненную светом мастерскую на втором этаже, куда вела винтовая деревянная лестница, а на стене висели доспехи – чтобы изображать на полотнах богатырей. Вся обстановка в доме Васнецова была придумана или создана им самим. Стулья и кресла по эскизам Виктора изготавливал его младший брат Аркадий, великолепный резчик по дереву, по профессии – народный учитель.


В абрамцевских мастерских были изготовлены и большой дубовый стол, и кресла у стола, и скамеечка, и малый буфет «с совами».



В столовой же разместился буфет, изготовленный Аркадием по проекту Виктора – буфет, получивший имя «самобранка». Казалось, что кушанья в нем появляются сами собой – все дело в том, в задней стенке буфета, обращенной в кухню, была сделана дверца, и по хлопку хозяина дома – как в сказке – кухарка ставила внутрь блюда.
Сказочной в доме Васнецова стала и печь – тоже в виде теремка, изразцы для которой были изготовлены в Абрамцево Врубелем.


Атмосфера дома Васнецова, который сложно назвать музеем – настолько сохранилась в нем живая, жилая обстановка, пронизана одновременно и духом старины, и индивидуальностью художников, творивших для дома или посещавших его.
роскошный французский секретер.

Знаменитый, выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, появился на свет в 1848 году в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.

Первое начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

В августе 1867 года Васнецов поступает в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где знакомится с Крамским и Репиным и становится членом Товарищества передвижников. С 1868 года Виктор Михайлович увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылью водки» получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Весной 1876 года, после выхода из Академии, Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа. Художник знакомится с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года. В том-же году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник погружается в мотивы Средневековья, в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Под впечатлением “Слова о полку Игореве” он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880). Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году создает картину “Аленушка”, в которой обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова.

Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883).

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным свершением. Художник создал свой “васнецовский стиль”.

В 1897 году художник создаёт полотно “Царь Иван Васильевич Грозный», в 1889 году - “Иван-царевич на Сером волке». Написание картины "Богатыри" (нередко эту картину называют "Три богатыря") стало поворотным событием в биографии Васнецова. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана Васнецовым в 1898 году.

К 100-летию А. С. Пушкина Васнецов оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”. В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов.

Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны. Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович.

С 1882 года Васнецов ежегодно проводит лето на даче у В.М. Васнецова, расположенной близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование А. М. Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами. Летом в Абрамцеве, а зимой в московской квартире Мамонтовых собирались художники Н. В. Неврев, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, Л. А. Киселев, В. А. Серов, К. А. Коровин, Н. Д. Кузнецов, И. И. Левитан, М. В, Нестеров, В. И. Суриков, М. А. Врубель, артистки М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова; с Абрамцевым связано начало театральной деятельности К. С. Станиславского и Ф. И. Шаляпина.

Живописная природа, окружавшая имение, и артистическая обстановка, господствовавшая там, способствовали творческому росту художников. В Абрамцеве В. М. Васнецов писал своих "Богатырей", В. А. Серов - "Девочку с персиками", И. Е. Репин собирал материал и работал над "Крестным ходом в Курской губернии". Абрамцевский пейзаж можно увидеть в "Аленушке" В. Васнецова и в "Видении отрока Варфоломея" М. Нестерова.

Яркие краски юга, угрюмые кавказские утесы, величественные просторы северного Урала - каждый уголок огромной России нашел отражение в творчестве А.Васнецова. Объехав полстраны со своим этюдником, художник обосновался в Москве, искренне полюбил этот город и сделался настоящим певцом его истории и культуры. Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и по материалам археологических раскопок, и сегодня поражают своей достоверностью и реалистичностью.

Кисти А.М.Васнецова принадлежат: «Северный край. Сибирская река» (1899), «Родина» (1886), «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Кама» (1895), «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900), «Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925), а также эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни и похоронен на Введенском кладбище.