Выставка «Анатолий Кокорин. Художник сказок. Мой кумир - анатолий кокорин Анатолий кокорин иллюстрации к сказкам

К 110 летию со дня рождения , одного из лучших отечественных графиков и иллюстраторов ХХ века, редакция журнала «Наше наследие» и галерея ГРОСаrt представляют выставку избранных произведений прославленного мастера. Открытие вернисажа состоится 8 октября в 17.00.

Анатолий Кокорин родился под Смоленском; с 1928 года жил и работал в Москве, где обучался во ВХУТЕИНе у таких признанных мастеров, как Д.С. Моор, С.В. Герасимов, П.Я. Павлинов. В годы Великой Отечественной войны он был фронтовым художником студии имени Грекова, в 1950-е годы активно занимался станковой графикой, создал серию акварелей, посвященных старинным русским городам. На протяжении 1960-х годов география творческих путешествий Кокорина сильно расширилась благодаря поездкам в Италию, Индию, Англию, Францию, Голландию и другие страны. Созданные в это время рисунки и путевые заметки послужили основой для изданных впоследствии книг и альбомов.

Однако основной раздел творчества Кокорина составляют его иллюстративные работы к произведениям русских и зарубежных писателей и поэтом таких, как Д. Лондон, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Серафимович, А. Толстой, Д. Родари и других. За иллюстрации к книгам Андерсена художник был награжден Золотой медалью Академии художеств СССР.

Адрес: Москва, ул. 1й Неопалимовский пер. 4

Сказки Ханса Кристиана Андерсена знают и любят дети и взрослые в каждом доме по всему миру. Иллюстраторы их тоже любят, поэтому разнообразие книг огромно.
Но для меня Андерсен навсегда останется таким, каким видел его Анатолий Кокорин, ведь даже его портрет я в детстве срисовывала несчетное количество раз с потрепанной книжки с любимыми иллюстрациями.
За рисунки к произведениям Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР и горячей любви нескольких поколений читателей.

«Он знал про Андерсена все. Семнадцать лет собирал и собрал специальную библиотеку, где на разных языках говорили про Андерсена, вспоминали про Андерсена, изучали Андерсена, в разном стиле и разной манере изображали его героев. Но художнику Кокорину не нужен был ничей стиль. К моменту встречи он обладал некой тайной, против которой, собственно, и не сумели устоять ни время, ни пространство, ни особенности другой культуры. Вид искусства, в котором работал художник Кокорин, нужно было бы назвать «импровизация профессионала», и результат этой импровизации, когда карандаш трогает бумагу буквально на лету, воистину сродни сказке, которая, как известно, прикасается к реальности только тогда, когда сама этого хочет». http://bibliogid.ru/articles/497

Вот что говорил о работе Кокорина его коллега и друг Виктор Цигаль: «В иллюстрациях Кокорина есть убедительность, которая покоряет мастерством, озорством, игровым моментом, фейерверком радостных красок. Глядя на его рисунки в альбомах и книгах, я поражался, как органично у него ложится рисунок на лист, как соседствует с текстом, шрифтом, как сама линия весело вьётся, а где и рвётся, как крошится угольный карандаш под напором темперамента».

А вот слова самого автора: «Когда я был маленьким мальчиком, мне подарили книгу в красном переплёте. На нём золотыми узорными буквами было написано: «Сказки Г. X. Андерсена». С замиранием сердца читал я эти удивительные сказки....и передо мной возникали необычные страны, старинные города, крестьянские домики, непохожие на наши. Я видел бегущие по волнам весёлые корабли с надутыми парусами и людей в необыкновенных одеждах....И мне захотелось сделать к ним рисунки.
Всякий раз, приступая к иллюстрированию новой сказки, я … тихонько говорю: Доброе утро, великий Андерсен! Я всегда стремлюсь делать рисунок ясным, предельно выразительным. Но такая простота легко не даётся и требует большой предварительной работы. Я люблю рисовать чёрным мягким карандашом. Также рисую пером и тушью. А красками раскрашиваю уже по готовому рисунку».






















Поэтому как же я обрадовалась, когда АСТ взялось переиздавать сказки Андерсена с любимыми иллюстрациями Кокорина. Долго выбирала, какую же книгу приобрести, и остановилась на "Любимых сказках". В книгу вошли три сказки Андерсена: Огниво, Свинопас и Картошка. Первые две - в переводе А. Ганзена, последняя - в пересказе А.Максимовой. И поскольку эти сказки не только знакомы всем, но и есть в каждой библиотеке, о тексте говорить не имеет смысла. Поэтому скажу об издании - большой квадратный формат, твердый переплет, плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт, иллюстрации на каждом развороте (!), качество печати нормальное, краски яркие, иллюстрации четкие. Если придираться, то единственный минус - это тонкая белая полоска по центру на некоторых иллюстрациях на весь разворот (на сканах видно), видимо, из-за неграмотной сшивки.

в "Лабиринте"
Другие варианты изданий Андерсена с иллюстрациями Кокорина: (в первой помимо трех сказок Андерсена еще и "Кот в сапогах" Перро, а в двух последних отличается только обложка и формат (уменьшенный)):
Недавно АСТ выпустило целых три варианта сказки Шарля Перро "Кот в сапогах" с иллюстрациями Кокорина. То есть вариант по сути один, просто, как обычно, обложки разные - на любой вкус, и твердая, и мягкая. Сказка в замечательном переводе Валентина Берестова, как и в издании семидесятого года, рисунки и цветные, и черно-белые.
Также в продаже есть прекрасно оформленное издание "Севастопольских рассказов" с потрясающими иллюстрациями Кокорина. Это цикл из трёх рассказов Льва Толстого, где описана оборона Севастополя. "Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны".
По просьбе Марины немного расскажу напоследок о сборнике сказок Андерсена "Суп из колбасной палочки и другие сказки" от издательства "Московские учебники". В книге собраны редко издаваемые сказки, что весьма актуально, при наличии и в продаже невероятного количества Русалочек, Дюймовочек и Снежных королев с самыми разнообразными иллюстрациями.
В сборнике шесть сказок, четыре из которых в классическом переводе Ганзен: Суп из колбасной палочки, Цветы маленькой Иды, Маленький Клаус и большой Клаус, Оле-Лукойе, Иб и Христиночка, Волшебный холм.
Иллюстрации Елены Абдулаевой - легкие и дымчатые, на любителя. И хотя я к таковым себя не отношу, очень рада наличию этой книги в Шкапу, благодаря ее содержанию и качеству исполнения. Оно просто превосходное: большой формат, твердая обложка (с милой шрифтовой композицией в виде мышки))), плотная мелованная бумага, отличная печать, крупный шрифт, подходящий для самостоятельного чтения. Берешь книгу в руки, и не хочется отпускать.

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, родился в Демидове Смоленской области. Отец Кокорина учился в Петербургской академии художеств. Оставив ее, поселился на Смоленщине, в г. Поречье. После смерти отца, а вскоре и матери, Кокорин с 8 лет жил в семье тети, где поддерживалось его увлечение искусством.

Искусство Анатолия Кокорина настоятельно напоминает нам о том, как много красоты в окружающем нас мире. Он не ищет красоту, а просто видит ее. Его добрый взгляд улавливает красоту там, где другой не замечает ее, свыкнувшись с привычным, обыденным. И каждый раз он испытывает радость открытия. И уж, конечно, приходит в восторг, соприкоснувшись с красотою нового, неожиданного.

Средства, которыми художник передает эту красоту, мужественны и лаконичны. В своих работах он так же немногословен, как и в жизни.
Прекрасный вкус, иронический склад ума, не покидающее его чувство доброжелательного юмора никогда бы не позволили ему переступить ту грань, за которой красота становится красивостью, а восторг перед ней - сентиментальным.


Кокорин - отличный рисовальщик. Это видно уже по его ранним работам. Однако не один "божий дар", а еще и многолетний упорный труд, постоянные упражнения выработали ту живую гибкую и вместе с тем энергичную и настойчивую линию, по которой мы безошибочно узнаем рисунки Кокорина и которую с полным правом называем "кокоринской линией".











доевний Псков

Большое место в творчестве художника занимало иллюстрирование произведений русской и зарубежной, детской литературы. За иллюстрации к произведением Х.-К. Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. Кокорин - участник более 100 разного ранга выставок в стране и за рубежом, нескольких персональных. В 1976 г. персональная выставка Кокорина состоялась в Смоленске. Дары автора, поступления из запасников Министерства культуры составили коллекцию работ художника в Смоленском музее. На родине художника, в Демидовском музее, создан мемориальный зал Кокорина, где, кроме произведений, экспонируются предметы из его мастерской, переданные семьей художника.

В 1979 году в Москве прошла персональная выставка Анатолия Кокорина, посвященная 70-летию художника. Имя Анатолия Кокорина хорошо известно, и в сознании любого зрителя оно, прежде всего, связано с двумя аспектами: иллюстрациями книг, прежде всего детских и путевыми дневниками с рисунками разных стран.

Анатолий Владимирович Кокорин (31.07.1908, г. Демидов Смоленской области — 17.05.1987, г. Москва) — художник, график, иллюстратор.
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), Народный художник РСФСР (1979).

А. Кокорин родился 31 июля 1908 года в городе Демидов Смоленской области в семье художника. В восемь лет оставшись сиротой, он был взят на воспитание тётей. Воспоминаний о жизни с родителями осталось немного, однако Кокорин всегда подчеркивал, что истоки его увлечения творчеством связаны с этим временем. Подражая взрослым, он начал рано рисовать. Его любимой книгой была «Азбука» Александра Бенуа. В 1921 году глава приёмной семьи Леонид Орестов – крупный инженер-путеец, был командирован в Линдс (Англия), а в период с 1922-1925 год всё семейство проживало в Берлине. Кокорин прекрасно владел английским и немецкими языками. Он много самостоятельно путешествует по городам Англии и Германии, знакомится с произведениями старых мастеров. В это время он окончательно утверждается в своем желании стать художником. Знаковое место на карте – музеи Дрездена и Берлина, любимый художник – Дюрер. Вернувшись на Родину в 1925 году, Кокорин поступает в Пермский художественный техникум, по окончании которого в 1928 году становится студентом Высшего художественно-технического института (Вхутеина). Среди его преподавателей — Сергей Герасимов, Дмитрий Моор, Лев Бруни и другие. Получив диплом художника, Анатолий Кокорин работает иллюстратором, занимается оформлением праздников. В этот период творчества он много путешествует по стране, едет в Украину, Среднюю Азию. В годы Великой Отечественной войны Кокорин работает в Отделе фронтовой листовки Главупра, а с 1943 года становится военным художником Студии им. Грекова. Следуя за линией фронта в Венгрию, Румынию, Чехословакию, Австрию, Анатолий Кокорин создает свои первые путевые дневники. Все послевоенное творчество художника связано с путешествиями. После демобилизации из рядов Красной Армии в 1953 году Кокорин регулярно бывает заграницей. Он посещает Италию, Индию, Чехословакию, Германию, Великобританию, Францию, Нидерланды, Финляндию, Венгрию, Данию, Австрию.
Работает в различной технике, но основой творчества всегда остается натурный рисунок. Во время поездок Кокорин вел дневники, делал в них записи и рисунки. Часть их издана и вошла в книги и альбомы («Ленинградский альбом», «По Индии», «По старым русским городам», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника»).
Большое место в творчестве Кокорина занимало иллюстрирование русской классической и зарубежной литературы, детской литературы. За иллюстрирование произведений Г. Х. Андерсена художник был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР.
В разные годы жизни Анатолий Кокорин участвовал в более чем в ста всесоюзных, республиканских и международных выставках. Его персональные выставки с успехом прошли в Галле, Оденсе, Лейпциге, Будапеште, Вене, Копенгагене.

Лицом выставки, а также обложкой каталога работ А. Кокорина выбрана картина очень светлая, трогательная: “Машенька купается” (1971). Прекрасно иллюстрирующая основное качество Кокорина — детское, искренние умение удивляться и радоваться миру. «Удивляться, удивляться надо все время, — пишет художник. — Я для себя решил — как только перестану удивляться, на следующий же день бросаю свое ремесло, надеваю черное пальто, фетровую шляпу на уши и сажусь на дворе на скамейку забивать «козла» в компании с мастерами этого дела».

Накануне выставки Анатолию Владимировичу Кокорину исполнилось 70 лет. Эта выставка — своего рода подведение итогов и отчет о долгой творческой работе.

Мы видим картины, рисунки, акварели из всех полюбившихся серий Кокорина: “Фронтовые рисунки” (1944-1945), “Фронтовой дневник”(1945-1960), “По старым русским городам» (1949-1960), “Ленинград” (1965-1968), “Италия” (1970-1979), “Воспоминания о войне” (1972-1979). Ну и конечно знаменитые иллюстрации к произведениям Г.Х. Андерсена, А. Серафимовича.

Также выставка позволяет увидеть работы 50-80-е гг., в полной мере раскрывшие зрелость таланта, расцвет творчества Кокорина.

Выставка организована при поддержке: Союза художников СССР, Академии художеств СССР, Союза художников РСФСР.

К выставке издательством Советский художник (Москва) выпущен иллюстрированный каталог «Анатолий Кокорин» (1979). Автор вступительной статьи О.Г. Верейский.
Составитель каталога Н.Г. Прокофьева.

В ИРРИ открылась выставка «Benvenuti - Welcome - Добро пожаловать» выдающегося советского художника Анатолия Кокорина, мастера путевых зарисовок и книжной иллюстрации

Институт русского реалистического искусства,
20 июня - 26 октября 2014 года
Дербеневская набережная д. 7, стр. 31

В Институте русского реалистического искусства открылась новая выставка «Benvenuti - Welcome - Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина». В музее представлены 180 графических работ выдающегося художника, а также его личные вещи и прижизненные издания. Новая выставка продолжает серию экспозиционных проектов Института русского реалистического искусства, знакомящих зрителя с шедеврами графики XX века.

Анатолий Кокорин - талантливый живописец, график и иллюстратор советской эпохи, однако, тематика и география экспозиции выходят далеко за пределы СССР. В юности вместе с приёмной семьей Кокорин несколько лет жил сначала в Великобритании, затем в Германии. Уже в качестве военного художника Студии имени М. Б. Грекова, он делал зарисовки разрушенных городов Венгрии, Румынии, Чехословакии, Австрии. Именно сороковыми годами ХХ века датированы первые путевые дневники Анатолия Кокорина, в которых беглые натурные эскизы сочетаются с авторскими комментариями и заметками. Кокорин - абсолютный космополит и свое личное счастье объясняет именно тем, что ему удалось объездить весь мир, посетить его великие столицы.


Рисунки Кокорина искренни и точны. Героями его этюдов становятся знаменитые римские кошки, ветряные мельницы Амстердама, лондонские «бобби», черепичные крыши Таллина. Страсть художника к путешествиям, его интерес ко всему новому тут же передаются зрителю. Акварели Кокорина буквально зовут в дорогу.

Разделы экспозиции «Benvenuti - Welcome - Добро пожаловать» соответствуют географии поездок художника в Данию, Нидерланды, Финляндию, Венгрию, Австрию, Германию, Францию, Италию, Великобританию и Прибалтику, а также включают пейзажи Москвы и Ленинграда.


Путешествия давали богатый материал для еще одного значимого, едва ли не главного, раздела творчества художника - книжной иллюстрации. Рисунки Кокорина к сказкам Ганса Христиана Андерсена, Шарля Перо, Джанни Родари, Алексея Толстого и сегодня считаются эталоном оформления детской литературы. Увлечение творческой судьбой Андерсена нашло воплощение в книге Анатолия Кокорина «В стране Великого сказочника». Особый интерес вызывают так и не изданные, но представленные на выставке, листы к повести Николая Гоголя «Рим».

Самодельные макеты книг, прижизненные издания, личные вещи и видеопроекция, созданная на основе редких архивных материалов, дополнят образ Кокорина-художника и Кокорина-путешественника.

Биографию художника можно узнать .



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.