Занятие по рисованию поздняя осень средняя группа. Нетрадиционное рисование на тему осень в средней группе детского сада пошагово с фото. Осенние листочки закружились

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 130" ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Конспект
непосредственно – организованной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Осень на опушке краски разводила» Разработала и провела воспитатель: Иванова М.Н.

Рисование в средней группе на тему:

«Осень на опушке краски разводила»

Программное содержание. Изобразительные задачи.
Развивать умение передавать образы родной природы в разные периоды осени, используя определенную цветовую гамму (колорит), передающую ее настроение: светлые, яркие, теплые, веселые при изображении ранней и золотой осени; темные, тусклые, грустные при изображении поздней осени. Совершенствовать умения различать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); умение рисовать разные виды деревьев, передавать различия в величине изображаемых объектов природы. Закреплять умение передавать растения, склоняющихся от ветра. Развивать творческие способности, умение строить художественный замысел рисунка (содержание, композицию и колорит).
Технические задачи.
Совершенствовать умение получать нужные цветовые оттенки путем смешивания красок: сначала наносить на палитру более светлую краску; тщательно промывать кисть перед тем, как набрать другой цвет; рисовать кистями разной толщины и фактуры (ель щетинной кистью); использовать ватные палочки, губчатые тампоны при необходимости; своевременно заменять грязную воду на чистую.
Воспитательные задачи.
Воспитывать любовь к родной природе, родному краю, эстетические чувства. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Речевые задачи.
Обогащать речь детей словами: искусная художница, роща, дубрава, смешанный лес, серебряная осень.
Активизировать в речи детей слова: ранняя, золотая, поздняя осень, яркие, светлые, радостные, теплые, бледные, тусклые, темные, хмурые, грустные, настроение, пейзаж, названия цветовых оттенков и промежуточных цветов (серо–голубой, желто–зеленый, желто–коричневый и т. д.)
Литература.
1. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России / 2005, с.117-119. 2. Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников: практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр / средняя, старшая, подготовительная группы – М.: ВАКО, 2006, с.38. 3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011, с. 258-263. 4. Журнал «Ребенок в детском саду» №5, 2002, с.62-65. 5. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: Пособия для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, с.28-43.
Материал и оборудование
. 1. Ноутбук. 2. Диск или флеш со слайдами: 5 слайдов с изображением ранней и золотой осени и 2 слайда с изображением поздней осени. 3. Магнитофон. 4. Диск с записью классической музыки для сопровождения процесса рисования – музыка Ф. Шопена «Мелодия осени» и «Ноктюрн Осень» ор.9
5. Мольберт 6. Магнитики для крепления рисунков. 7. Костюм для Осени: платье желтого цвета, венок из осенних листьев, бижутерия. 8. Тонированная предварительно бумага для акварели А4 и А3 с линией горизонта, разделяющая небо и землю (траву). 9. Краски; акварельные медовые и перламутровые, гуашь обычная и перламутровая. 10. Палитры, тряпочки для сушки кистей, подставки с кисточками разной толщины и разной фактуры (беличьи, нейлоновые, щетинные), палочки с губчатыми тампонами, ватные палочки, бумажные салфетки для примакивания растекающейся краски. 11. 2 таза: для слива грязной воды и набора чистой, полотенце, тряпочка вискозная для протирания столов. 12. стаканчики – непроливайки (по 2 на каждого ребенка). 13. модели смешивания красок
Предшествующая

работа.
Наблюдения за погодой, явлениями природы, за растениями на прогулке. Рассматривание картин известных художников Поленова, Левитана, Остроухова, Грабаря, Казанцева, Куприянова и других, иллюстрации, фото. Составление осенних букетов, рассматривание листьев, экспериментирование красками, рисование деревьев, кустов, на тему природы, дидактические игры на подбор светлых, ярких, теплых цветов, характерных для колорита ранней, золотой осени, и темных, тусклых цветовых оттенков, характерных для поздней осени.
Ход.

1 часть.
Воспитатель предлагает детям повернуться к гостям, поздороваться с ними, а затем повернуться к нему, послушать загадку:

Воспитатель.
Ребята, послушайте загадку Листья желтые летят, Под ногами шелестят. Солнце уж не припекает. Когда это бывает?
Дети.
Осенью.
Воспитатель.
Правильно, это Воспитатель надевает венок из осенних листьев и превращается в Осень.
Осень.
А вот и я, сама Осень к вам в гости пожаловала. Я очень люблю рисовать. Меня называют искусной художницей: как вы думаете, почему?
Дети.
Осенью меняется цвет листьев на деревьях, кустах. Они становятся желтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, коричневыми, желто-зелеными… разноцветными.
Осень.
Правильно. В разные периоды осени я люблю рисовать разными красками: то светлыми, то темными, тусклыми. Ребята, я приглашаю вас погулять по осеннему лесу и посмотреть на мое творчество (на мои пейзажи). А что такое пейзаж? (Это картины, на которых изображена природа) Итак, вы хотите побывать в осеннем лесу и увидеть осенние пейзажи?
Дети.
Да, хотим.
Осень.
Но этот лес не простой. В нем есть разные полянки: полянки радости и полянки грусти, печали. Угадайте, на какую полянку отправимся мы сначала? Послушайте стихи: Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый. (З. Федоровская «Осень», отрывок)
Осень.
О каком периоде осени говорится в этом стихотворении?
Дети.
О ранней и золотой осени.
Осень.
Правильно. Итак, догадались, на какую полянку мы отправимся?
Дети.
На полянку радости.

Осень.
Правильно, идем. Садитесь перед экраном. Осень предлагает детям сесть перед ноутбуком и начинает показывать слайды с изображением леса ранней и золотой осени.
1 слайд.
Какой период осени? Как вы догадались? Какие деревья начинают раньше желтеть? Какие оттенки зеленого вы видите? Какого цвета трава? Много ли листьев в этой период осени на земле?
2 слайд.
А это какой период осени? Какие деревья вы видите? Какого цвета листва? Какого цвета небо? Что еще растет в лесу кроме деревьев?
3 слайд.
А это какой период осени? Почему золотая осень так называется? Какого цвета листья на деревьях?
4 слайд.
Какое дерево перед нами? Какие у него листья по цвету? Какой величины деревья, которые растут близко к нам? А те, что вдали? Есть ли листья на земле? Что они вам напоминают? Какое явление природы мы наблюдаем в середине осени? (Листопад).
Осень.
Ребята, когда вы рассматривали эти пейзажи, какое у вас возникло настроение?
Дети.
Радостное. Веселое.
Осень.
Какие цвета вызвали у вас такое настроение?
Дети.
Яркие, светлые, радостные, теплые.
Осень.
Что помогает деревьям сбрасывать листья?
Дети.
Ветер.
Осень.
Давайте на минуту представим, что мы – листочки. Физминутка: Мы листики осенние (плавное покачивание руками вверху над головой) На ветках мы сидим Дунул ветер – полетели (Руки в стороны) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели (Присели) Ветер снова набежал и листочки все поднял (плавное покачивание руками вверху над головой) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (Дети садятся по местам)
Осень.
А теперь пойдем на другую полянку. Послушайте стихотворение: Все деревья облетели,
Зеленеют только ели Стали голыми леса, Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. (В. Миронович)
Осень.
Про какой период осени говорится в стихотворении? (про позднюю)
Осень.
Итак, на какую полянку мы отправимся теперь? Радости или печали?
Дети.
На грустную полянку.
Осень.
Идем. Садитесь перед экраном. Осень предлагает сесть перед ноутбуком и начинает показывать слайды с изображением леса поздней осенью.
5 слайд.
Какой период осени? Как вы догадались? Какие деревья? Какое небо по цвету?
6 слайд.
Какие листья по цвету поздней осенью? Что с ними происходит осенью? Какого цвета стала трава? Какие цветовые оттенки характерны для поздней осени?
7 слайд.
Как называется период осени, когда выпадает снег, можно увидеть иней на ветках, траве?
Осень.
Поздняя осень – это время тишины, задумчивости, грусти. В это время осень грустит, ведь ей придется уйти и уступить зиме. Ребята, когда вы смотрели на эти пейзажи, какое у вас возникло настроение?
Дети.
Грустное, печальное, унылое, тоскливое. Хмурое, скучное.
Осень.
А почему? Какие цвета вызвали у вас такое настроение?
Дети.
Темные, серые, тусклые, бледные, коричневые.
Осень.
Вот видите, как может меняться настроение. Теплые, яркие, светлые, радостные краски поднимают настроение, а тусклые, темные наводят грусть и печаль. Ребята, посмотрите (обращает внимание на тонированные листы) в моем лесу еще много полянок пустых, я не успела их разрисовать. Помогите мне их расписать. Вы хотите мне помочь?

Дети.
Да, хотим.
Осень.
Тогда, пусть каждый нарисует свою полянку: веселую или грустную, кто какую захочет. А я вам помогу. Осень обращает внимание на изобразительные материалы на столе.
Осень.
Я принесла вам разные краски. Выберите сами. Здесь есть все для рисования. Размещают у себя на столах изоматериалы. Садятся по одному за стол.
Осень.
Ребята, подумайте, какие деревья, кустарники будут расти на ваших полянках по величине, толщине, возрасту? (высокие – низкие, толстые, тонкие, прямые, кривые).
Осень.
В каких местах растут деревья в лесу?
Дети.
В разных. Одни ближе, другие дальше.
Осень.
Как вы будете рисовать деревья, которые растут близко к нам? (Крупно). А те, которые вдали? (Мелко). Если вам понадобиться такой цветовой оттенок, которого у вас нет среди красок, вы можете его получить на палитре. А если забыли, какие краски для этого надо смешать, то можете подойти и посмотреть на таблицу смешивания красок. Итак, приступайте.
II часть.
В процессе работы звучит музыка Ф. Шопена «Мелодии осени» и «Ноктюрн – Осень ор. 9». От своего имени Осень побуждает использовать различные оттенки, палитру для их получения, промывать тщательно кисть перед набором другого цвета. Предлагает использовать щетинную кисть для рисования ели, сосны, пятен на стволе березы, напоминает, что листья во время листопада не только на земле, но и в воздухе. Кто раньше закончит, рекомендует нарисовать тропинки, пенечки, грибы и т.д. При необходимости дети могут вставать и заменять воду. По окончании дети приносят рисунки для рассматривания. Убирают со стола материал на общий стол.

часть.
Ребята вместе с Осенью рассматривают свои работы и рассказывают о них.
Осень.
Ребята, расскажите о своих полянках? Какие деревья растут? Какие кустарники? Какие ближе к нам, какие вдали? Какие краски использовали? Назовите оттенки. Какой период осени изобразил(а)…(Лера, Настя?) Почему вы так думаете? Какое настроение у пейзажа? Какая полянка получилась? (Радости или грусти?) Какое место в лесу получилось особенно красивым? По окончании рассматривания Осень благодарит детей за помощь, все полянки получились красивые (и грустные, и веселые), все они очень понравились.
Осень.
В осеннем лесу воздух прохладный, и вам пора возвращаться из леса в детский сад. До свидания, ребята.
Дети.
До свидания. Осень исчезает. Воспитатель снимает венок.
Воспитатель.
Вот мы и вернулись в детский сад. А осень осталась в лесу расписывать другие полянки. Понравилось вам в осеннем лесу?
Дети.
Да.
Воспитатель.
В следующий раз мы побываем в лесу зимой. Давайте скажем нашим гостям «до свидания».

С. Эльхотово

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Золотая осень»

МДОУ №5 «Зайчик»

Воспитатель:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе.

ТЕМА: «Золотая осень».

Програмное содержание: Закрепить у детей представление о времени

года – осень. Формировать речь детей;

Учить изображать осень; упражнять в умении

рисовать дерево (ствол, тонкие ветки);

закреплять технические умения; подводить детей

к образной передаче явлений; воспитывать самос -

тоятельность, творчество.

Материал: Иллюстрации осени, альбомный лист бумаги,

краски (гуашь), кисточка, салфетка.

Ход занятия.

1.Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (Осень)

Правильно.

Осень в гости к нам пришла,

Свои краски принесла.

Желтые и красные – листочки разные.

Ветер дунул – раз, два, три-

Полетели, посмотри.

Покружились и упали,

Землю золотом устлали.

(Дети берут по 2 листочка и под музыку кружатся, танцуют).

А теперь дети, попробуем отгадать загадку.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Дети: Осень)

Дети, а кто из вас скажет, какие месяцы осени мы знаем?

Дети : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Врспитатель: - Правильно, дети.

А скажите, дети, как называется ранняя осень?

Ответ детей:« золотая».

А вот поздняя осень называется «серебряной».

Поздней осенью исчезают насекомые, улетают птицы в

Теплые края. На солнце серебрятся опавшие, покрытые

инеем листья.

Много хлопот у Осени

Ходит осень в нашем парке,


Дарит осень всем подарки.

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый - осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

А давайте, дети, поможем Осени и нарисуем каждый свое осеннее дерево, чтобы и в группе у нас видна была Осень.

Подойдите к окну и рассмотрите дерево. Вспомните, что у дерева есть ствол, тонкие и толстые ветви, листья. Обратить внимание на красоту осеннего колорита.

2.Воспитатель: Вспомним, с чего надо начинать рисовать дерево?

Дети: Со ствола.

Воспитатель: А потом что нужно рисовать?

Дети: Толстые ветки.

А потом тонкие ветки.

Воспитатель: А чем же заканчивать работу7

Дети: Рисованием листьев.

3. Объяснение и показ способа рисования воспитателем.

В начале рисуем ствол дерева сверху вниз (путем постепенного нажима ворса кисти).Одной широкой полосой. В верхней половине, несимметрично изображаем несколько толстых веток, направленных вверх. Затем от каждой толстой ветки проводим по 2-3 тонких веточки: движение кисти от ствола в сторону(а не наоборот), чтобы ветки на конце были тонкими.

4. Дети, пока ваши работы будут сохнуть, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

На столах перед вами карточки с картинками, вы должны посмотреть и определить, какая картинка лишняя:

1. Картофель, яблоко, свекла, морковь (яблоко - фрукт, а остальные овощи).

2. Лиса, заяц, белка, корова (корова - домашнее животное, остальные – дикие животные).

3. Белка, мышь-полевка, заяц, барсук (заяц лишний, не делает запасы).

4. А теперь назовите лишний месяц: сентябрь, октябрь, ноябрь, март (март лишний - весенний, а остальные осенние месяцы)

5.Дети, теперь вернемся к нашим работам. Осени очень понравились ваши рисунки и она загадывает вам еще одну загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

В лиха его одели.

Что это? Дети: Это дерево.

Воспитатель: Молодцы, дети, мы с вами еще раз полюбуемся на деревья и поиграем в игру «У медведя во бору».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №2438

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе

«Деревья поздней осенью»

Подготовила воспитатель

Анохина Елена Александровна

Москва 2013 г.

Тема «Деревья поздней осенью»

Цель: Учить детей получать коричневый цвет путем смешивания кранного и зеленого в палитре, рисовать дерево (ствол, большие ветки и маленькие веточки), формировать чувство прекрасного, развивать чувство гордости за свою работу.

Материал: Краски красного и коричневого цвета, акварельная бумага формата А4, кисточка №5, непроливайка с водой, палитра, салфетка; магнитная доска.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Что стало с деревьями?

Дети: С них улетели листочки.

Воспитатель: Правильно. На деревьях почти нет листьев. Их осталось очень мало. А что же случилось? Почему они улетели?

Дети: Осень наступила.

Воспитатель: Правильно. Осень наступила, подула ветерком, и все листочки улетели. Остались только одни стволы и ветки. А какого они цвета?

Дети: Коричневого.

Воспитатель: Правильно. Давайте сегодня нарисуем такие осенние деревья?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Посмотрите на свой стол. Какие краски вы видите?

Дети: Зеленую и красную.

Воспитатель: И правда. А какая нам нужна краска, чтобы нарисовать деревья?

Дети: Коричневая.

Воспитатель: Что же нам делать? Где же нам взять коричневую краску?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: А посмотрите, что еще лежит у вас на столе?

Дети: Палитра.

Воспитатель: Это же волшебная палитра. Она умеет делать разные цвета. И сегодня она поможет нам сделать коричневый цвет. Для этого нам нужно положить в ячейку палитры красную краску и зеленую и хорошо перемешать. (Воспитатель демонстрирует смешивание красок) Какой цвет получился?

Дети: Коричневый.

Воспитатель: Вот видите, как помогла нам волшебная палитра! Теперь мы сможем нарисовать ствол дерева и ветки. Что мы будем рисовать сначала?

Дети: Ствол.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как это сделаю я. (Воспитатель рисует ствол дерева)

А теперь нужно нарисовать ветки. Где они растут?

Дети: Наверху.

Воспитатель: Молодцы. А внизу ствола ветки растут? (Показывает внизу ствола)

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда я нарисую ветки только наверху. (рисует основные ветки)

Посмотрите на дерево за окном. У него только большие ветки?

Дети: Нет. Еще есть маленькие веточки.

Воспитатель: Правильно. Тогда я нарисую еще и маленькие веточки. (Рисует веточки)

Посмотрите, какое красивое дерево получилось. А вы сможете нарисовать такое дерево?

Дети: Сможем!

Воспитатель: Тогда давайте начнем. Сначала смешиваем краски. Не забывайте, что перед тем как класть кисточку в другой цвет, ее нужно помыть.

(Дети смешивают краски. Воспитатель помогает детям, у которых возникли трудности.)

Какой цвет у вас получился?

Дети: Коричневый.

Воспитатель: Тогда давайте рисовать ствол, ветки и веточки.

(Дети выполняют работу, воспитатель смотрит за ее выполнением, хвалит детей, помогает при возникновении трудностей.)

Если вы нечаянно испачкались, не забывайте пользоваться салфеткой.

Какие вы молодцы! Смотрите, сколько деревьев мы сегодня нарисовали! У нас получился целый лес! А все благодаря нашей волшебной палитре! Как она нам помогла?

Дети: Сделала коричневый цвет.

Воспитатель: А как она его сделала?

Дети: Смешала красный и зеленый цвет.

Воспитатель: Спасибо, тебе, волшебная палитра. А сейчас мы отнесем наши работы на выставку, чтобы мамы вечером посмотрели на наш осенний лес.

Список литературы:


Валентина Новикова
Конспект интегрированной НОД для детей средней группы на тему «Поздняя осень»

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СОШ №1155

КОНСПЕКТ

интегрированной НОД для детей средней группы .

Беседа на тему : "Поздняя осень " (развитие речи) .

Рисование (раскраска) "Дождевая тучка"(художественное творчество) .

Подготовила и провела

воспитатель - Новикова

Валентина Сергеевна

Москва 2013г.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Художественное творчество» (рисование, «Музыка» , «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели : учить сравнивать природу в ноябре и октябре.

Задачи :

Образовательная : учить замечать изменения природе, описывать природу в октябре, ноябре, отмечать красоту осеннего неба в детских работах; учить передавать соотношение предметов по величине.

Развивающая : развивать речь детей .

Воспитывающая : воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты : проявлять чуткость к художественному слову при чтении стихотворений про осень , положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыки дождя; интерес к изобразительной детской деятельности (рисованию или раскраске) .

Материалы и оборудование : ТСО : магнитофон, CD-диск или кассета с записью музыки дождя; цветные карандаши, раскраска «Дождевая тучка» (1\2 альбомного листа) .

Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня нам пришло письмо. От кого же оно? (Читает) . Ребятам от волшебницы Осени .

"Дорогие ребята! Вы видели, как красиво я наряжала парки и улицы осенней листвой ? Это потому, что я самое золотое время года. Я хочу спросить у вас, почему листья становятся желтыми и красными, а затем опадают? Дни становятся длиннее или короче? Ваша золотая осень ".

Дети. Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света, они готовятся к зиме, постепенно засыпают. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Описание погоды.

(Рассматривание репродукций картин про осень в октябре и в ноябре).

Воспитатель. Вспомните, какая была погода в октябре? На улице было теплее или холоднее? Какого цвета трава, листья на деревьях? Что делают птицы? Какое небо в октябре? Дожди были?

Сейчас ноябрь. Стало теплее или холоднее? Какой ветер дует : теплый или холодный? Что делают птицы? Какую одежду носят люди? Посмотрите на деревья. Есть ли на них листья? Посмотрите на небо. Какого цвета небо, темно-серое?

Послушайте, как можно описать ноябрь : стало еще холоднее. Дует холодный ветер. Птицы улетели в теплые края. Люди надели теплую одежду. Деревья стоят голые. Небо темно-серое, покрыто тучами. Часто идут дожди.

Сравнение.

Воспитатель. Ребята, давайте подумаем и продолжим предложения.

В октябре еще тепло, в ноябре - (холодно) .

В октябре деревья одеты золотой листвой, в ноябре - деревья. (раздеты) .

В октябре небо серое, в ноябре - … (темно-серое) .

В октябре дождь идет редко, а в ноябре - … (часто) .

Игра «Найди ошибки» .

Дети слушают предложения и исправляют ошибки.

В ноябре распускаются почки. В ноябре прилетают из теплых стран птицы. В ноябре люди надевают легкую одежду. В ноябре жарко, светит ярко солнце. В ноябре дождей не бывает.

Воспитатель. Молодцы! Действительно, осенние тучки тяжелые , погода в ноябре стоит дождливая.

Воспитатель. Ой, кажется, пошел дождик! Давайте попробуем его прогнать, подуем на тучки. (Упражнение на дыхание) .

Чтение стихотворения "Поздняя осень ".

Миновало лето

Осень наступила

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели

Стали дни короче

Солнышка не видно

Темны – темны ночи.

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льется

Лужи у крыльца.

Что ты рано в гости,

Осень к нам пришла ?

Еще сердце просит

Света и тепла.

Слушание музыки дождя.

Дети, прослушав композицию, описывают характер музыки.

Воспитатель. Ребята, какая по характеру была музыка?

(Тихая, спокойная, печальная, грустная.)

Комплекс упражнений «Дождик» .

Дождик, дождик. Кап-кап-кап, (стучим пальчик об пальчик)

Мокрые дорожки (поднимаем и опускаем плечи)

Нам нельзя идти гулять (повороты головой вправо, влево)

Мы промочим ножки (топаем ногами)

Воспитатель. Молодцы! Ребята, а откуда идет дождь? (с неба, из туч) . Действительно, осенние тучки тяжелые , дождевые.

Рисование (раскраска) «Дождевая тучка» .

Дети отражают своей работой признаки, характерные для осени .

Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю нарисовать (раскрасить) дождевую тучку. Какого она цвета?

Посмотрите, какие замечательные тучки получились у нас!

Какое у нас сейчас время года?

Сколько осенних месяцев ?

Как они называются?

Может быть, кто-нибудь расскажет мне стихотворение?

Тема: «Поздняя осень»

Цели и задачи:

Закреплять умение называть признаки поздней осени;

Развивать навыки связной речи, путем ввода в активный словарный запас прилагательных; упражнять детей в умении составлять небольшой рассказ по картине;

Продолжать формировать навык эмоциональной оценки художественного текста и прослушанной музыки;

Совершенствовать художественные умения детей:

Сохранять и укреплять физическое и психическое состояние детей;

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, здоровье.

Оборудование: Игрушка медведя, аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года», картина «Поздняя осень».

I. Вводная часть – 2 мин.

II. Основная часть -15 мин.

III. Заключительная часть - 3 мин.

Анализ занятия.

Ход НОД:

I.Орг. момент. Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес и посмотрим какие же изменения произошли в природе, а заодно проводим медвежонка, который скоро ляжет спать и проспит всю зиму. А чтобы попасть в лес нам нужно закрыть глава и покружиться.

II. Звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года» пьеса Ноябрь (на тройке). Ребята, слышите какая прекрасная музыка звучи в лесу? Скажите, какие чувства вы испытываете, слушая ее?

Д: Грусть, печаль, тоска.

В: А как вы думаете, почему музыка грустная, печальная?

Д: Природа грустит о том, закончилось лето и скоро придет зима.

В: скажите, какие изменения произошли в природе?

(рассматривание осени в картине)

Д: Деревья сбросили свою листву, выпал снег, небо серое, солнце перестало греть, птицы улетели в теплые края, насекомые и медведь легли в спячку.

Ребята а теперь давайте расскажем медведю про осень.(Составление рассказа по схеме Воробьевой)

Рассказывает несколько детей (Конец осени. Деревья сбросили свою листву, выпал снег, небо серое- солнце мало греет, птицы улетели в теплые края,насекомые и медведь легли в спячку)

В: Молодцы, ребята! А сейчас медвежонок предлагает нам немножко поиграть, хотите?

Игра «Листочки».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали)

Закружились, полетели. (Покружились, побежали)

И на землю снова сели. (Присели)

В: Мишка предлагает нам еще одну игру, называется она «Найди ошибку» (дети исправляют ошибки в высказываниях) .

В ноябре люди носят легкую одежду.

В ноябре распускаются цветочки и листочки.

В ноябре солнце греет сильнее.

В ноябре выпадает первый снег.

В ноябре птицы возвращаются из теплых стран.

В: А давайте сделаем Мишке подарки, чтобы ему зимой виделись только приятные сны?

Нарисуем солнышко. Посмотрите, ребята у нас на столе лежит солнышко, но чего-то не хватает. (нет лучика)

Давайте нарисуем нашим солнышке лучики.

Краской, какого цвета будем рисовать солнышко.

Дети:

Желтого

Воспитатель:

А какой формы солнышко?

(Круглое)

А на что похожи лучики?

(На палочки)

А рисовать мы будем с вами не как обычно кисточкой, а ладошками. Посмотрите, как я рисую.

Воспитатель:

В: Мишке очень понравились ваши подарки и он благодарит вас! (В корзине угощение для ребят). Давайте попрощаемся с мишкой и пожелаем ему приятных сновидений! А нам пора возвращаться в группу!

(Закрываю глаза и кружатся) .

III. Рефлексия.

В: Где мы сегодня с вами были?

Д: В осеннем лесу!

В: Какие изменения произошли в природе? (Рассматривание картины «Осень» и составление небольшого рассказа по схеме) .