«Здравствуйте, я – ваша учительница!», или Как познакомиться с новыми учениками. Классный час "знакомство с классом"

Урок знакомства с учащимися первого класса носит диагностический характер. Диагностируется уровень сформированност коммуникативных навыков каждого ребенка и класса вцелом. В ходе урока выявляются наиболее активные учащиеся класса. В прцессе знакомства с учителем и однокласниками у детей снижается уровень тревожности. Урок проходит в игровой форме и имеет элементы творческих заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок знакомства

Учителя начальных классов ГБОУ

Гимназии №205 Санкт-Петербурга

Шпак Екатерина Валерьевна

Федорова Ирина Аркадьевна

Цель:

Создать благоприятную обстановку для адаптации учащихся.

Задачи:

Формировать представления о календаре, календарных праздниках и связанных с ними традициях;

Актуализировать имеющиеся знания по математике (решение простейших задач; с помощью заданий на формирование пространственных представлений; задания на восстановление числовых последовательностей);

Развивать имеющиеся математические представления;

Развивать мелкую моторику (через работу с ножницами и бумагой);

Воспитывать умение работать в команде;

Формировать представление о правилах поведения в классе и школе;

Ожидаемый результат:

Дети максимально возможно перезнакомились друг с другом, с классом;

Снижение уровня тревожности;

Оборудование:

Цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей;

Бейджи с именами детей;

Мягкие игрушки;

Календари;

Глобус;

Ход урока:

  1. Вступление. Что такое новоселье?

Сегодня мы первый раз встречаемся с вами в этом классе. Для вас сегодня очень важный день. Пожалуй, один из самых важных в жизни вы поступили в школу, вы становитесь учениками.

Кого можно назвать учеником?

Что значит «хороший ученик»? Какими вы будете учениками, мы узнаем позже, но сегодня не об этом. Почти каждый день мы с вами будем встречаться в этом классе. Здесь вы будете знакомиться с интересными людьми, отдыхать, играть, узнавать что-то новое и интересное.

Для вас это класс будет вторым домом. Так что можно сказать, что у нас сегодня новоселье.

Что значит «новоселье»?

Как отмечают этот праздник?

Вы, оказывается, очень много знаете об этом празднике! Ну что ж, давайте праздновать новоселье.

2. Основная часть.

  1. Знакомство друг с другом

Первое, что необходимо сделать - это познакомиться. Меня зовут…, а вот как вас зовут, мы сейчас узнаем.

Встаньте в круг. Я буду называть ваши имена, угадывать. Если названо ваше имя - подпрыгиваете и кричите: «Я здесь!». Если имя не ваше, приседаете и молчите. (после игры дети возвращаются на места)

Очень много разных и красивых имен у нас в классе. Чтобы нам было легче их запомнить, они напечатаны на этих карточках. Сейчас я вам их раздам, а вы прикрепите на одежду и обязательно носите в школу (раздача бейджей)

2. Знакомство с классом:

У каждого праздника есть свои традиции, особенности. Например, в день рождения зажигают столько свечей на торте, сколько лет имениннику; в Новый год - наряжают елку; на Пасху - пекут куличи и красят яйца, а вот у новоселья свои традиции.

Прежде чем зайти в дом, в него запускают кого? Почему? Зачем?

На самом деле это традиция пришла к нам из далекого прошлого. Считалось, что если дом нежилой, т. е. пустует, то в нем поселяются злые духи. И если их не выгнать, то они будут мешать жить хозяевам. А кошка у наших предков была священным животным, которого эти духи очень боялись. Поэтому, прежде чем войти в дом, в него обязательно запускали кошку.

Где же мы возьмем кошку?

Нарисуем!

Игра:

Дети делятся на три команды. На доске три листа бумаги каждый по очереди с завязанными глазами рисует часть кошки.

Замечательные кошки получились. Наверно если у нас в классе и были злые духи, то они все уже разбежались. И теперь мы все будем отлично учиться.

3. украшение класса. «Календарь и календарные праздники».

Кроме новоселья есть много других праздников, которые мы отмечаем каждый год в определенные дни.

Какие же это праздники?

Посмотрите на доску. Здесь у меня картинки, на которых изображены разные праздники, но их порядок нарушен. Помогите мне восстановить его.

Как узнать нужный день? Не забыть, не пропустить праздник?

Что же такое «календарь»?

Какие бывают календари?

Какие еще праздники празднуете дома?

И у нас в классе мы будем праздновать ваши дни рождения. Давайте отметим их на нашем календаре. В эти дни мы обязательно не забудем поздравить наших одноклассников. И вообще, я надеюсь, что все мы будем жить дружно, не будем ссориться, не будем жить «как кошка с собакой».

Что означает это выражение?

Игра:

Дети встают в круг. Одному ребенку дается в руки кошка, а ребенку, находящемуся на расстоянии «трех-четырех детей», дается собака. Собака «по рукам» догоняет кошку (под музыку). А затем - наоборот (без музыки).

Ну вот, оказывается, даже кошка с собакой могут играть дружно и не ссорится.

4. Украшение класса. (Мой дом - планета Земля)

Давайте вернемся к нашему календарю.

Что за город на нем изображен

Как называется город, в котором мы с вами живем?

А страна?

А планета?

Значит, получается, что наша планета - это наш дом. Скажите, как ведут себя хорошие хозяева дома?

Значит, каждый из нас должен заботиться о своем большом доме - о планете земля.

Как мы с вами можем позаботиться о ней?

Как называется модель планеты?

Посмотрите, у меня на плакате тоже нарисован Глобусенок. Но ему очень скучно одному. Давайте мы его поддержим.

Изготовление плаката:

Сейчас каждый из вас возьмет лист цветной бумаги, карандаш, обведет свою ладошку, вырежет ножницами, а затем на ладошке напишет свое имя. И все эти очаровательные разноцветные ладошки мы приклеим на рисунок Глобусенку. Пусть не скучает, мы его всегда поддержим.

5.. Заключение. Открытки от Глобусенка.

Смотрите, пока мы работали, для нас появилось послание. Только я никак не могу его прочитать. Может быть, кто-нибудь из вас мне подскажет.

(на листе написано «зеркально»)

Да, прогнать вы нас сумели,

Но мы напакостить успели:

Сундучок вам не открыть

И письмо не получить!

Так, вот он сундучок, в нем действительно что-то есть, но его не открыть, здесь замок. Ну, ничего, не расстраивайтесь! Я знаю, что нужно сделать. У нас с вами есть шарики, да необычные, школьные на каждом из них написано число. Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, решать задачки, потом сложим вместе все результаты и посмотрим, что получится (каждую отгадку учитель обозначает на доске иллюстрацией).

1) У мамы с папой 3 ребенка,

Три симпатичных аистенка.

Один сбежал от папы с мамой,

Он не послушный и упрямый.

Теперь родители грустят…

А сколько стало аистят?

(2)

2) Из четырех яичек два

Разбивши, мышь умчалась.

Конечно, мышка не права,

Но сколько их осталось

(2)

3) Восемь мышек - шалунишек

Прыгали вокруг кота.

Хитрюга кот как будто спал,

Но вдруг глаза открыл.

И сразу двух мышат поймал

А сколько упустил?

(6)

Итак. Шар, с каким номером нам нужен? (10)

(лопают шар, достают из него ключ, открывают сундучок. В нем именные поздравительные открытки от Глобусенка).

3.Заключительная часть.

Наш класс - это часть большого дома. Дом этот называется школа. В школе свои правила и законы, с которыми вы скоро познакомитесь и которые должен соблюдать каждый человек, приходящий в школу. А приходят в нее не только ученики, но и все те люди, которые будут помогать вам становиться взрослее и умнее. Сейчас мы тихонько пройдемся по школе и познакомимся с некоторыми из них.

Экскурсия по школе.

Источники:


1 класс
Урок – знакомство «Первый раз в первый класс!»
Цель: создание благоприятной психолого­педагогической среды в классе на
этапе вхождения ребёнка в школьную жизнь.
Задачи:
 организация знакомства учителя с классом;
 индивидуальное знакомство с каждым учеником;
 создание условий для каждого ученика;
 формирование чувства единства у учащихся;
 создание предпосылок для возникновения положительной мотивации к
дальнейшему совместному обучению.
Оборудование:
 плакат с изображением клумбы;
 цветы, вырезанные из цветной бумаги. На них написано имя учителя
и имена всех учеников
1.Приветствие учителя.
­ Первое сентября, первый осенний день. Посмотрите в окно.…Ещё ничто не
говорит о приходе осени, лишь кое­где появились жёлтые листья и чаще идёт
дождь. Но всё равно не спутаешь этот день ни с одним другим, потому что на
всю страну гремит школьный звонок.
Прозвенел он и в нашем лицее. Но прежде чем рассказать о том, чем мы
будем заниматься, что нас ждёт впереди, я хочу поздравить вас с началом
школьной жизни. С большим нетерпением, с огромным волнением ждала я
этот день, ждала я это мгновение, когда все вы сядете за парты, когда все мы
соберёмся вместе в этом классе и я скажу вам:
­ Здравствуйте, дети! Я ваша учительница Светлана Николаевна. Я рада
видеть вас сегодня такими нарядными, радостными, а кого­то и серьёзными. В
ваших глазах я читаю вопрос: «А что ждёт меня в школе?» На уроках вас

ждёт много интересного, вы будете играть и учиться. Вас будут учить
прекрасные учителя, с которыми вы ещё познакомитесь.
2.Знакомство друг с другом.
­Со мной вы познакомились, а друг друга ещё не знаете. Конечно у каждого
своё имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. Но ведь сложно
разговаривать с человеком, если не знаешь своего имени. А мы будем вместе
учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.
Давайте познакомимся. Когда я скажу «Три­ четыре!» каждый по команде
скажет своё имя. Ну­ка, попробуем! (Дети выкрикивают своё имя.)
­ Ой, вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала!
­ Давайте попробуем по­другому. Скажем свои имена тихим шёпотом. (Дети
говорят шёпотом.)
­ Опять что­то не то. Никто не кричал, а я ничего не расслышала.
­ Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе
работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все
сразу говорят разные слова, то ничего не понятно. Давайте попробуем
говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек
нашего класса. Я буду подходить к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я
дотронусь, громко и чётко назовёт своё имя. У меня в руке цветы с вашими
именами, каждому я дам один из цветов. (Идёт знакомство)
­ Спасибо! Теперь все имена были слышны?
­ Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание.
Цветы помогут вам их выполнить.
­ Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сначала я
посажу свой цветок. Мальчики, поднимите цветы. Выйдите к доске те, чьи
имена начинаются на буквы А, Д, В.(Дети выходят и приклеивают на лист
свои цветы)
­ Прошу выйти к доске всех, кого зовут…
­ А теперь пойдут сюда…
­Девочки, поднимите и вы свои цветы.
­ К доске пойдут те девочки, имена которых начинаются на буквы А, И, С
(Дети выходят)

­ Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и
вас. И мы все один класс. Вот он какой ­ наш класс!
Игра «Назови имя»: указываю на ученика, все хором кричат его имя.
Игра­знакомство «Снежный ком» с родителями. Каждый называет
имена всех предшествующих игроков и своё.
3. Знакомство с кабинетом.
­ Ребята, наш класс – это все мы, а ещё наш класс – это комната, где мы
находимся. Посмотрите, какой он замечательный, светлый, уютный! Но вы
здесь совсем недавно и ещё не совсем к нему привыкли, правда? И он к нам
тоже ещё не привык: ждёт, присматривается ­ будем ли мы его любить,
заботиться, не обидим ли его. Ваши родители сделали здесь ремонт. Давайте
скажем им «Спасибо!»
Игра «Пол, нос, потолок»: дети должны указывать тот предмет, который
называет ведущий, а не тот, который он показывает.
4. А как вы думаете, только ли у каждого из нас есть имя?
­ Назовите имя нашего города.
­ Сколько лет нашему городу? Когда мы отмечали День города?
­ Что вы знаете о своём городе?
­ Назовите имя нашей страны.
­ Какой большой праздник наша страна отмечала в мае?
Да, уже 65лет нет войны. Все люди могут счастливо жить, работать. Дети
могут учиться, играть. Мы не хотим войны.
5. Знакомство с учебными вещами.
­ Но мы ведь не со всеми познакомились. Про кого же мы ещё забыли?
Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.
1.Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Полочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход! (Карандаш)
2.То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей­ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь)

3.Говорит она беззвучно
И понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней­
Станешь вчетверо умней. (Книга)
4.Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет – сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
5.До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

6.В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел)
7.По чёрному белым
Пашут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чистая страница. (Доска)
­ Молодцы! Какие качества нужны каждому школьнику?(Внимание,
смекалка).
Игра. Поиграем и проверим, какие вы внимательные и смекалистые.
Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечать «Я».
 Кто любит шоколад? (квас)
 Кто любит мармелад? (ананас)
 Кто любит груши? (апельсин)
 Кто не моет уши? (бензин)
6.Прощание.
­ Сегодня мы замечательно поработали и даже поиграли.
­ Понравился вам урок?
­ А что особенно понравилось?
7.Домашнее задание.

­ Ребята, я задаю вам первое домашнее задание. Нарисуйте то, что вам
сегодня понравилось.

Конечно, учитель не может сразу запомнить имена и фамилии всех ребят, но в любом случае он обязательно должен представиться сам, чтобы дети знали, как к нему обращаться. Преподавателю стоит не только назвать фамилию, имя и отчество, но также записать их на доске. Во-первых, это поможет детям быстрее и легче запомнить, как зовут их нового учителя. Во-вторых, если кто-то из ребят не расслышал имя или отчество с первого раза, ему достаточно будет просто взглянуть на доску.

Учителю уместно будет рассказать немного о себе: о своем опыте работы, увлечениях, принципах выставления оценок. Хорошо, если дети сразу увидят в своем преподавателя человека, проникнутся к нему симпатией, а также поймут, каких проступков и оплошностей он не будет терпеть, узнают, как вести себя на уроке. Можно разрешить ученикам самим задавать вопросы – это будет способствовать доверительному общению.

Чтобы больше узнать о детях, учитель может попросить их заполнить анкеты. Не стоит превращать знакомство в скучное мероприятие. Лучше сделайте анкету короткой и интересной. Пусть дети укажут свои фамилии и имена, вкратце сообщат о своих увлечениях, о том, что их интересует и волнует, о том, какие школьные предметы они любят. Полезно будет узнать, что у каждого ребенка получается лучше всего и какие поручения в классной жизни ему нравятся.

Общение с учениками на первом уроке

Конечно, анкета позволит вам получить ценные сведения о каждом ребенке, однако этого будет недостаточно. Чтобы наладить общение с детьми, желательно поговорить с ними, позволив всем ученикам хоть немного высказаться или ответить хотя бы на один вопрос. Если времени мало, можно задавать вопросы всему классу и просить детей поднимать руки, если они хотят ответить «да». Например, уместно спросить, любят ли ребята ходить в школу, есть ли у них братья или сестры, нравится ли им математика или литература. Такие опросы особенно уместны при знакомстве с учениками младших и средних классов.

Если речь идет о дружном, не проблемном классе, можно попросить каждого из ребят коротко рассказать о себе при всем классе. Это особенно уместно, если вы хотите провести классный час и сразу распределить обязанности, выбрать старосту, активистов коллектива. Такое общение с ребятами поможет вам быстрее определить, какие школьные дела интересуют каждого из них, а также выбрать для всех учеников самые подходящие роли.

Ситуация знакомства учителя русского языка с новым классом в начале учебного года достаточно частотна. Представим себе такую конкретную ситуацию: учитель получает новый класс, допустим, четвертый. Накануне нового учебного года он узнает, кто вел этот класс, знакомится с учителем, получает от него информацию об учащихся в целом, о некоторых ребятах в частности. В школе известно, что учительница держала ребят «в руках», но на уроках других учителей (когда ее замещали по болезни, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, физкультуры) дети вели себя шумно. Итак, первый урок русского языка в начале учебного года. Нужно представиться и познакомиться с классом – это основная задача начального этапа урока. Конечно, «как начинать разговор – надо каждый раз решать самому, в зависимости от многих обстоятельств, которые иногда приходится взвешивать и оценивать за считан-

ные секунды,– пишет Д. Б. Кабалевский.– Я всегда кажусь себе в эти секунды шахматистом, который оказался в цейтноте, еще не успев начать партию» 1 . И для того чтобы суметь сориентироваться и достойно сыграть партию, необходимо серьезно готовиться к этим первым минутам общения с классом – от них многое зависит. Прежде всего учитываем психологию восприятия нового учителя: «В первый раз неизбежно предстать перед своими слушателями {в нашем случае – учениками четвертого класса) как неизвестный им человек, которого они сперва обязательно будут внимательно разглядывать, изучать его рост, прическу, одежду, всю фигуру, будут прислушиваться не столько к тому, что он им говорит, сколько к тому, как звучит его голос, какова его манера разговаривать. Следовательно, надо продумать свой костюм, прическу и главное – что и как сказать детям» 2 .

Анализ показывает, что рассматриваемый момент общения может включать в разной последовательности и в разных сочетаниях различные смысловые компоненты.

Рассмотрим их.

Приветствие. Например: «Здравствуйте, ребята!», «Добрый день, ребята!», «Здравствуйте, дорогие четвероклассники (мальчики и девочки)!»

С особой осторожностью следует молодому учителю употреблять обращение дети, так как четвероклассники не считают себя детьми, что вполне понятно: они проучились уже три года в школе.

Представление. Например:

«Меня зовут... Я буду преподавать у вас русский язык и литературу»; «Давайте познакомимся: меня зовут... Я буду учить вас русскому языку и литературе.

А сейчас откройте ваши дневники и запишите мою фамилию, имя, отчество (я записываю на доске). Я только в этом году закончила МГПИ им. В. И. Ленина, но я надеюсь, что вы меня не подведете...»

Поздравление с новым учебным годом н пожел ания.

Если поздравление и пожелания будут выражены стандартно (например: «Поздравляю (разрешите поздравить) вас с новым учебным годом! Желаю успехов в учебе»), можно совсем отказаться от этих компонентов высказываний. Лучше найти свои слова, попытаться заговорить с детьми уже здесь своим языком, например: «Поздравляю вас: вот и стали вы на год взрослей и начинаете учиться в средних классах школы»; «Поздравляю вас с переходом на следующую ступеньку обу-

1 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977, с. 37.

чения, где учить вас будет не один, а много учителей и где вы узнаете много нового и интересного...»

Знакомство с классом. Например;

«Мне очень хочется побыстрей вас узнать. Я думаю, что через неделю я всех вас буду знать по фамилии. А пока у меня к вам просьба: напишите о том событии, которое произошло с вами этим летом или о каком-нибудь случае, который вам запомнился...»

«Познакомлюсь я с вами в процессе работы и уже сегодня на уроке, когда вы будете отвечать на мои вопросы...»

«Я уже немного знаю вас, так как говорила с вашей учительницей. Она мне сказала, что очень любит ваш класс, потому что вы веселые ребята и вместе с тем умеете работать».

«Есть ли среди вас ребята, которые первый раз пришли в этот класс? Как тебя зовут? Мы с Сережей пока в одинаковом положении: еще никого не знаем. Я не буду читать фамилии по списку. Когда вы будете отвечать, называйте себя, а я постараюсь запомнить».

Призывы, требования. Их тон, характер сугубо индивидуальны. Например:

«У меня такая особенность, ребята. Первое – не могу работать в шуме. Второе – не люблю делать замечаний, особенно дважды. Третье – люблю ставить «пятерки», но, конечно, заслуженные».

«Русский язык – интересный предмет, но и трудный. Поэтому, чем внимательнее вы будете меня слушать, чем больше мы будем выполнять практических заданий, тем легче вам будет готовиться к урокам дома. На уроке вам нужны будут учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Проверьте, все ли у вас сегодня есть?»

«Мне бы очень хотелось, чтобы на уроки русского языка и литературы мы с вами приходили в приподнятом настроении, бодрые, хорошо подготовленные, чтобы занятия наши были нам в радость».

Характеристика и задачи предмета. В данном случае также важно не употреблять общих фраз, говорить просто, но заинтересованно.

«До этого вы учились чтению и письму, и всем понятно, зачем. А зачем специально изучать язык, на котором все мы умеем говорить и даже писать? Как вы думаете?»

«Чему мы будем учиться на уроках русского языка и литературы? (Пауза.) Прежде всего – думать. А как мы выражаем свои мысли? С помощью языка, с помощью устной и письменной речн. Родной язык вы слышите с детства. Значит ли это, что вы научились владеть им в совершенстве? Недавно я ус-

лышала: «Эй, положь ручку на место!» (Как бы мимоходом.) Я думаю, объяснять не надо, что тот, кто так сказал, не владеет нормами литературного языка и не очень вежлив. А вот другие слова – на русском языке (читаю: «У лукоморья дуб зеленый...»). Конечно, это не значит, что к концу десятого класса мы с вами заговорим стихами (хотя, может быть, кто-то из вас станет поэтом), но научиться чувствовать красоту родного языка мы можем. Послушайте, как хорошо о богатстве родного языка сказал писатель Константин Георгиевич Паустовский: «Нет ничего в окружающей нас жизни, в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.» И т. д.» (читаю наизусть).

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!