Жизненный путь григория мелехова кратко. Этапы жизни Григория. Типическое и индивидуальное. Чужой среди своих

>Сочинения по произведению Тихий Дон

Путь исканий Григория Мелихова

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940) – это произведение о жизни донских казаков в период гражданской войны. Главный герой романа Григорий Мелехов – достойный сын своего отца, любящий и справедливый человек, искатель правды. Личностное развитие Григория на фоне меняющихся, зачастую враждебных событий в мире и является основной проблемой романа. Автор мастерски изображает этапы формирования и развития характера героя, его подвиги и разочарования, и самое главное, поиск жизненного пути.

Образ Григория Мелехова сложен и противоречив. Он соединил в себе семейно-бытовую, социально-историческую и любовную линии. Его нельзя рассматривать отдельно от других персонажей. Он находится в тесном единстве с родителями, своей семьей и другими казаками. «Мельничьи жернова» войны не пощадили Григория. Они прошлись по его душе, искалечив ее и оставив кровавые следы. На полях сражений он возмужал, получил множество наград, поддержал казачью честь, но какой ценой. Добрый и гуманный Григорий ожесточился, закалился его характер, и он стал другим. Если после первого убийства он не мог ночами спать, мучимый совестью, то со временем он научился безжалостно убивать врага и даже разработал технику смертельного удара. Однако до последней главы он оставался любящим, открытым и справедливым человеком.

В поисках правды Григорий метался из одного лагеря в другой, от «красных» к «белым». В результате он стал отщепенцем. Он даже завидовал тем, кто твердо верил в одну правду и сражался только за одну идею. Нравственные колебания герой испытывал не только на фронте, но и дома. С одной стороны, его ждала преданная и любящая Наталья , а с другой стороны, он всю жизнь любил Аксинью – жену Степана Астахова . Это двусмысленное положение в разных социальных сферах указывает на то, что Григорий – натура сомневающаяся. Он всегда жил «между двух огней». Сам автор сочувствует своему герою – человеку, жившему в смутное время, когда все нравственные ориентиры были смещены.

Так и не поняв, в чем же «правда» и зачем нужна была эта бессмысленная война, потеряв почти всех близких и родных людей, в конце романа Григорий вернулся в родные края. Единственным человеком, который его роднил с землей и этим огромным миром, был его сын Мишатка. По мнению автора именно такой могла быть жизнь казака: сын вернулся к своей матери, то есть казачьей земле. Возможно, это и была «правда», которую Григорий так долго искал.

В начале повествования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувственность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - ещё и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю жизнь свою проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, как весь его талант, всё его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григория истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы!? говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства.? Все они ярмо на шее казачества!». И когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто не было за плечами дней поисков правды, исканий, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа,? в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право за неё; надо биться крепко, не качаясь,? как в стенке, ? а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому офицеру, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Будённого и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Литсвицкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»

Трагедия Григория Мелехова - это трагедия русского казачества в целом. Казаки никогда ни перед кем не ломали шапок, жили обособленно, изолированно от остального мира, ощущаю некоторую свою исключительность, особенность и стремясь её сохранить. И белые, и красные для большинства рядовых казаков - «иногородние», принесшие на донскую землю разлад и войну. На чьей бы стороне казаки не воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство.

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели рыдает: «Лучше убей, но не бросай!». Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде добраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье её недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную, желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем было ему торопиться. Всё было кончено…»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает всё более сильное желание «походить бы … по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать…» Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объёмно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно, а если нет - что ж, каждый человек имеет право на ошибку. Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов. Нет особой вины Григория в том, как сложилась его судьба: не он выбирал бремя, в котором жить. Но можно сказать одно: надломлен Мелехов, но не сломан, покалечен, но не изуродован войной, как Митька Коршунов или Фомин. Не кривил он душой, а если где и пошёл против совести, то до конца расплатился с собой за это. И Мишатка, сидящий на руках отца, лучшая награда ему за всё от неласковой судбы. М.Шолохов, подобно Толстому, подчёркивает определяющую роль народа в истории.

Характеризуя свой замысел образа главного героя «Тихого Дона», М.Шолохов писал: «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове, но мне это до конца не удалось.» Не удалось, как нам представляется, не из-за отсутствия мастерства (писатель отлично понимал, какого масштабу фигуру он создал), а из-за того, что в нём человеческий дух поднимался до вершин совершенства и опускался до глубин отчаяния. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни - это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в 20 веке.


На всем протяжении романа "Тихий Дон" Григорий Мелехов, как и шекспировский Гамлет, находится в поисках истины.Он, в отличии от его окружения, не готов быть бездушной машиной для убийств, умерщвлять своих соотечтественников за чьи-то интересы. Григорий ищет смысл и справедливость в Гражданской войне, в которой ему пришлось принять участие, и, к сожалению, не находит.

Судьба Григория Мелехова во многом была предопределена революционными и военными событиями его времени.До вступления в ряды белой армии Мелехов не мог с содроганием смотреть на смерть - его удручала даже гибель от его руки утенка - но во время военных действий ему приходится убивать.Особенно ярко ему запомнилась сцена с убитым им австрийцем.Он лишал жизни человека, но ради чего? На этот вопрос Мелехов ответа получить не мог.Григорий находит простые и очевидные ответы на озадачившие его вопросы у большевиков.

«Вот она, наша власть-любушка! Все ровные!».Он, как и многие другие его соотечественники, соблазняется простой и понятной идеологией "красных".Григорий переходит на сторону антимонархистов, он готов бороться за общее равенство и счастье, но и здесь он встречается с отвращающими его жестокостью, мародерством.Отряд безоружных пленных расстреливается "красными" несмотря на попытки Григория остановить данное действие.Когда же большевики начинают творить насилие на его родной земле, он становится их яростным врагом.Но после его перехода на сторону офицерства нельзя считать, что Григорий относит себя к монархистам, он не может выбрать на чьей он стороне в этой войне, не может выбрать из двух зол меньшее, он мечется.Он говорит про белых Кошевого и Листницкого: «Им с самого начала было ясно, а мне доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 1917 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…».Такое нейтральное положение Григория не устраивает военный биполярный мир.Мелехов представляется опасным и для большевиков, и для "белых".Он пытается бежать на Кубань, но в пути убивают его возлюбленную Аксинью.«И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».Война отнимает у Григория самое дорогое -"красные" убивают его брата Петро, его любимую Аксинью, умирают его мать и отец, дочь Полюшка, законная жена Наталья.Все, что у него остается - его сын и сестра Дуняша.Григорий потерял очень многое в бессмысленной мясорубке революции и гражданской войне.Такой человек как он, человек, верный своему сердцу, искатель истины достоин счастья.Но есть ли в новом мире место для такого человека?

Таким образом, донской Гамлет оставляется автором потрепанным и постаревшим, опытным и натерпевшимся страданий.На примере Мелехова Шолохов показывает нам жестокость и бессмысленность гражданской войны, войны брата против брата.Нельзя просто единомоментно расколоть мир на белых и красных, врагов и союзников, автор утверждает, что жизнь многогранна и сложна и что такое разделение просто неприемлемо.

«Тихий Дон» М. Шолохова - роман о судьбах народа в переломную эпоху. От природы данный Шолохову гений, обостренный жестокой действительностью, в которой он развивался, сумел схватить самую суть мировой тревоги витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в искусстве, осмыслить художественным разумом и облечь в художественную плоть - в такую бесконечно зеленую историю простого донского казака Григория Мелехова.

Этому мужественному и открытому душой человеку (вот уж подлинно личность!) выпало на долю, можно сказать, все, что определило век, - война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, геноцид над казачеством, над крестьянством… Кажется, нет таких испытаний для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его. А он казак, в самих генах своих несущий память о былой казачьей вольности, о том, что сделали с ней, превратив некогда самых свободных в государственных холопов и опричников.

Не удивительно, что в человеческой натуре Григория Мелехова переплелись особенность рода и судьба народа, история давняя и на глазах творящаяся. Ведь то, что мы узнали о молодом парне Гришке из первых глав, - уже бунт, вызов насилию и несвободе. Если хуторская мораль запрещает ему любить любимую, если строгий «домострой» семьи хочет решить его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему - посылает всех куда подальше, хлопает дверью родного куреня и уходит с Аксиньей в Ягодное, вольный и молодой, решивший жить как душа велит.

Еще более жестокая надличностная власть бросит его в кровавую кашу войны, будет пытаться превратить в серошинельную убойную скотину, но он и здесь, в совершенно безысходной ситуации, выкажет все то же неистребимое самолюбие, станет дерзко играть со смертью, уж собственной жизнью он волен распоряжаться как захочет!

Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на ее знаменах!.. И, похоже, не было в жизни Мелехова большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царило все то же бесправие, а насилие над человеческой личностью оказалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая все представления о мужской, рыцарской чести на войне, по приказу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями взятых в плен, безоружных. А впереди будет еще и комиссар Малкин, изощренно издевающийся над казаками в захваченной станице, и бесчинства бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, грабящих хутора и насилующих казачек. Да и самого Григория Мелехова, едва он вернется в родной Татарский, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя, поднятого с лежки, будут преследовать, загорят в вонючий кизячный схорон.

Потому, когда займется казачий мятеж, покажется Мелехову, что вот наконец и определилось все - и для него самого, и для родного края: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее»…- он мчится в сражение с «краснопузьши», запалив коня, даже повизгивая от нетерпения; и будущее представляется ему как прямой, ясно высвеченный ночным месяцем шлях…

Между тем впереди - только новые крушения и все туже завинчивающиеся тиски этой самой «исторической необходимости», о которой так любят гутарить ученые люди, - что бы Григорий ни предпринимал и на какие бы отчаянные поступки ни отваживался, пытаясь вырваться из кольца! Ждет его горькое прозрение в мятеже, когда придется признать: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - и уже совсем обреченное, настигшее в новороссийском порту: «Нехай стервенят, нам зараз все равно…». Ожившая было надежда, что можно как-то заново «переиграть жизнь», в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией, и снова, в который уже раз, скажет он с такой усталой покорностью и сердечной искренностью перед своим дружком с детских лет, Мишкой Кошевым: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек…».

Как бы не так! То, что покажется Григорию окончательным завершением всего его мученического пути и поиска, на самом деле только данная ему короткая передышка, потому что именно Кошевой с товарищами и прогонят его дальше и дальше - через фоминскую банду, через новые смерти, гибель самого дорогого на земле существа, милой Аксиньи, с которой намеревался предпринять последнюю попытку вырваться из очередного круга. Над ее могилой поймет Григорий последнее: что «расстаются они ненадолго».

Вот уже насмешка над его правдоискательством! Неужели на Руси только разбойничий стан единственно и есть воплощение вольной воли? И все-таки волей человека, рожденного свободным, не считавшегося ни перед белыми генералами, ни перед красным террором, свершит он свой последний дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернется к родному куреню, на знакомую донскую кручу, которая в этом случае и впрямь рождает мысль о крае пропасти. Так и не переросший в «казака-большевика», не развенчанный, стоял Григорий Мелехов над своим обрывом, держана руках тепло прижимавшегося мальчишку… «Вот и все…».