Жюль верн достижения. Биография. Семья и вечные проблемы сына

ЖЮЛЬ ВЕРН
(1828-1905)

Жюль Верн — французский писатель-фантаст был и остался верным спутником молодости. 1-ые романы принесли ему общенародное признание. Только книжки французского писателя выходили в свет, они немедля переводились на многие языки и распространялись в мире.

Жюль Верн был в расцвете творческих сил, он ещё не успел выполнить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали именовать его «глобальным путником», «прорицателем», «волшебником», «пророком», «провидцем», «изобретателем без мастерской» (заглавия статей, которые появлялись при его жизни). А он просто замыслил обрисовать весь земной шар — природу различных погодных зон, животный и растительный мир, традиции и обычаи всех народов планеты. И не просто обрисовать, как это делают географы, а воплотить этот план в многотомной серии романов, которую он именовал «Необыкновенные путешествия».

Трудолюбие Жюля Верна поражает масштабностью. Серия включает шестьдесят три романа и два сборника повестей и рассказов, изданных в 97 книжках. В полном объеме — около тысячи печатных листов либо восемнадцать тысяч книжных страничек!

Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» более сорока лет (с 1862 до начала 1905 года), издание же всей серии растянулось более чем на полста лет. За этот период времени сменились поколения школьников, для которых он писал свои книжки. Поздние романы Жюля Верна попадали в нетерпеливые руки отпрысков и внуков его первых читателей.

«Необыкновенные путешествия» в совокупности — это универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действий, то окажется, что в 4-х романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — в страны Европы, в восьми — в Северную Америку, в восьми — Африка, в пятм — Азия, в 4-х — Южная Америка, в 4-х — Арктика, в 3-х — Австралия и Океания и в одном — Антарктида. Не считая того, что в 7-ми романах местом действия являются моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонады» — действие разворачивается на необитаемых островах. И в конце концов, в 3-х романах действия происходят в межпланетном пространстве. К тому же в почти всех произведениях — не только лишь «кругосветного» цикла — герои путешествуют из страны в страну. Можно сказать без преувеличения, что странички книжек Жюля Верна захлестывают морские волны, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, галлактическая пыль. Место действия в его романах — земля, и не только лишь Земля, да и вся Вселенная. География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками.

Герои Жюля Верна всегда путешествуют. Преодолевая большие расстояния, они стремятся выиграть время. Заслуга необычной скорости требует новейших средств передвижения. Жюль Верн «усовершенствовал» все виды транспорта от сухопутных до воображаемых межпланетных. Его герои делают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли, изучат вулканы и глубины морей, попадают в труднодоступные дебри, открывают новые земли, стирая с географических карт последние «белоснежные пятна». Весь мир служит им мастерской для тестов. На дне океана, на необитаемом полуострове, на Северном полюсе, в межпланетном пространстве — где бы они не были, всюду их лаборатория, они работают, действуют, спорят, вводят в реальность свои дерзкие мечты.

В Верне сочетаются как будто несколько фигур. Он был реальным основоположником научной фантастики, основанной на научной достоверности и часто на научном предвидении, был восхитительным мастером приключенческого романа, страстным пропагандистом науки и её будущих достижений.

Делая упор на поиски научной мысли, он изображал желаемое как уже осуществленное. Изобретения, которые ещё не получили внедрения, модели устройств, которые проходили тесты, машины, что только намечались в набросках, он представлял в законченном, безупречном виде. Отсюда — неописуемые совпадения желаний писателя с воплощением схожих мыслей в жизнь. Но он не был ни «прорицателем», ни «пророком». Его герои решали задачки, подсказанные самой жизнью — бурным развитием индустрии, транспорта, связи. Научно-технические фантазии романиста практически никогда не превосходили способностей их воплощения в более высочайшем степени научного и технического прогресса.

Конкретно в этих направлениях работает любознательная идея героев «Необыкновенных путешествий». Изобретатели, инженеры, строители, они строят красивые городка, орошают пустыни, находят методы ускорять рост растений при помощи аппаратов искусственного климата, конструируют электронные приборы, позволяющие созидать и слышать на огромных расстояниях, грезят о практическом использовании внутреннего тепла Земли, энергии солнца, ветра и морского прибоя, о способности скопления припасов энергии в массивных аккумуляторах. Они изыскивают методы продления жизни и подмены изношенных органов тела новыми, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счетную машину, синтетические пищевые продукты, одежку из стеклянного волокна и много других восхитительных вещей, облегчающих жизнь и труд человека что помогают ему преобразовывать мир.

Когда Жюль Верн писал свои книжки, Арктика ещё не была завоевана, полюса ещё не были открыты, Центральная Африка, Внутренняя Австралия, бассейн Амазонки, Памир, Тибет, Антарктика практически ещё не были исследованы. Герои Жюля Верна совершают географические открытия, опережая истинные.
Преобразование мира — главное в его творчестве. Всесильный разум познает природу. Все четыре стихии: земля, вода, воздух, огнь — безизбежно покорятся людям. Объединенными усилиями население земли преобразит и сделает лучше планетку:

Конкретно отсюда начинается оптимистический пафос наилучших произведений Жюля Верна. Он сделал роман нового типа — роман о науке и про бескрайние способности. Фантазия у него сдружилась с наукой и стала его неразлучной спутницей. Фантазия, окрыленная научными поисками, перевоплотился в научную фантастику.

Вкупе с новым романом в литературу вошел новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя собственных творческих мыслей, ради воплощения огромных надежд совершить подвиг, пойти на всякую жертву. В будущее ориентированы не только лишь научно-технические фантазии Жюля Верна, но и его герои — первооткрыватели новых земель и создатели умопомрачительных машин. Время диктует писателю свои требования. Жюль Верн поймал эти требования и откликнулся на их «Необыкновенными путешествиями».

Отыскать свою цель оказалось сложнее, чем положить жизнь на её достижение. Старший отпрыск адвоката, Жюль Верн, знал еще в молодости, что давнишняя домашняя традиция просит стать правоведом и потом унаследовать контору отца. Но желание юноши расползались вместе с семейными ожиданиями.
Он вырос в приморском городке Нанте, бредил морем и кораблями и даже попробовал — ему было тогда одиннадцать лет — бежать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Кораллы». Но неумолимый отец отправляет его после лицея в парижскую Школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театру и музыке сокрушает крепость родительской власти. В угоду отцу, получает диплом правоведа, но не идет служить в адвокатскую контору в Нанте, а выбирает полуголодное существование литератора, который перебивается маленькими заработками — пишет комедии, водевили, драмы, составляет либретто смешных опер и после каждой очередной беды работает с ещё огромным азартом.

В то же время скупая любознательность, увлечение естественными науками принуждают его посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книжек, не зная ещё, на что понадобится ему эта куча различных справок по географии, астрономии, навигации, истории технике и научных открытиях.

В один прекрасный момент — это было в середине 1850-х годов — в ответ на уговоры отца отрешиться от никчемных занятий и возвратиться к Нанту парень решительно заявил, что он не колеблется в собственном будущем и до 35 лет займет в литературе крепкое место. Ему исполнилось 27 лет. и огромное количество пророчеств Жюля Верна, реализовались с огромным либо наименьшим приближением, этот 1-ый прогноз оказался идеально четким.
Но поиски еще длились. Несколько написанных рассказов из морской темы, которым сам он не присваивал огромного значения, хотя позднее и включил их в собственную большую серию, были вехами на пути к «Необыкновенным путешествиям». Только на рубеже 60-х годов, убедившись, что сейчас он полностью подготовлен, Жюль Верн стал разрабатывать новые просторы. Это было осознанное художественное открытие. Он открыл для литературы поэзию науки. Порывая со всем, что его когда-то тормозило, он сказал друзьям, что отыскал свою золотую жилу.

Осенью 1862 года Жюль Верн закончил собственный 1-ый роман. Его давнешний покровитель Александр Дюма посоветовал обратиться к Етцеля, умному, опытнейшему издателю, который подыскивал способных служащих для юношеского «Журнальчика воспитания и утехи». С первых же страничек рукописи Етцель угадал, что случай привел к нему конкретно того писателя, которого не хватало детской литературе. Етцель стремительно прочел роман, высказал свои замечания и отдал Жюлю Верну на доработку. Уже через две недели рукопись возвратился в исправленном виде, и сначала 1863 года роман вышел в свет.
Само заглавие — «5 недель на воздушном шаре» — не могло пройти незамеченным. Фуррор затмил все ожидания и ознаменовал рождение «романа о науке», в каком интереснейшие приключения смешиваются с популяризацией познаний и обоснованием разных гипотез. Так, уже в этом первом романе про воображаемые географические открытия в Африке, изготовленные с высоты птичьего полета, Жюль Верн «сконструировал» аэростат с температурным управлением и безошибочно предсказал местопребывание тогда ещё не открытых источников Нила.

Романист заключил с ним длительный контракт, согласившись писать по три книжки в год. Сейчас он мог без препятствий, не думая о следующем дне, приступить к осуществлению бессчетных планов. Етцель становится его другом и советчиком. В Париже они нередко видятся, а когда Жюль Верн едет работать к морю либо курсирует вдоль берегов Франции, замкнувшись в «плавучем кабинете» на борту собственной яхты «Сен-Мишель», они часто обмениваются письмами. С запозданием обнаружив своё актуальное поприще, писатель издает книжку за книжкой, и что не роман, то шедевр. Фантазию воздушную меняет геологическая — «Путешествие к центру Земли» (1864). Позже возникает фантазия арктическая — «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1864-65).
Пока читатели совместно с конкретным Гаттерасом медлительно продвигались к Северному полюсу на страничках «Журнальчика воспитания и утехи», Жюль Верн создал галлактическую фантазию — «С Земли на Луну» (1865), отложив продолжение («Вокруг Луны»), так как был должен окончить к сроку издавна задуманный и объявленный в журнальчике роман о кругосветном путешествии — «Приключения Роберта Гранта». Сейчас роман без всякой фантастики вырос до 3-х томов! Жюль Верн ещё в рукописях изменил заглавие, и он стал окончательным — «Дети капитана Гранта».

Работая раз в день от зари до зари, с 5 утра до 7 вечера, он ассоциирует себя с першероном — ломовой лошадью, которая и отдыхает в собственной упряжке. Излишек нерастраченных сил помогает ей бодро тянуть ввысь до изнеможения перегруженный воз.

Обязательно выполняя условия контракта — три книжки в год! — летом 1866 года, соблазненный перспективой рассчитаться со старыми долгами, Жюль Верн берется по заказу Етцеля за дополнительный труд — «Иллюстрированную географию Франции». Используя много источников, он успевает сделать скрупулезное описание 2-ух департаментов за неделю, выдавая на-гора по 800 строк — практически полтора печатных листа в день. И это не считая основной работы над третьей частью «Детей капитана Гранта», 1-го из самых восхитительных романов, что он когда-либо создавал. Вручив издателю собственный 5-ый роман, Жюль Верн решил соединить уже написаны и еще не написанные произведения в общую серию «Необыкновенных путешествий».

Читатели «Журнальчика воспитания и утехи» начали кругосветное плавание с 1866-го до 1868 года, когда роман «Дети капитана Гранта» вышел отдельным изданием и ещё более добавил славы Жулю Верну. В этом романе кругосветное путешествие свободно от всякой фантастики. Действие развивается только по законам внутренней логики, без каких-то наружных пружин. Дети отправляются на поиски пропавшего отца. их отец — шотландский патриот, который не вожделал примириться с тем, что Великобритания поработила Шотландию. По воззрению Гранта, интересы его родины не совпадали с интересами англосаксов, и он решил основать свободную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Либо он грезил, что эта колония когда-нибудь добьется гос. независимости, как это вышло с Соединенными Штатами? Той независимости, что безизбежно в какой-то момент завоюют Индия и Австралия? Естественно, он мог так мыслить. И просто представить, что английское правительство оказывало капитану Гранту препятствия. Но он подобрал команду и отплыл изучать большие острова Тихого океана, чтоб отыскать подходящее место для поселения. Такая экспозиция. Потом лорд Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случаем находит документ, что разъясняет его исчезновение. И таким макаром, кругосветное путешествие мотивируется свободолюбивыми рвениями героев. А далее испорченный документ поведет по неверному следу. Позже появится ученый-всезнайка, другими словами француз Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества, знатный член чуть ли не всех географических обществ мира. Через его анекдотичную невнимательность сюжетные хитросплетения будут ещё более усугубляться. Паганель нужен не только лишь для оживления деяния. Этот человек — ходячая энциклопедия. Он знает полностью всё. В закоулках его памяти огромное количество фактов, которые он будет преподавать при каждой комфортном случаи. Но наука не должна отрываться от деяния. Роман полон захватывающих приключений. И совместно с тем, он географический, это собственного рода занятная география. Трудности заключались в том, чтоб познавательные данные не отделялись от текста, чтоб действие не могли без их продвигаться. В таких случаях Жюля Верна всегда выручала его умопомрачительная изобретательность».

В среде персонажей «Необыкновенных путешествий» мы находим представителей всех человечьих рас, включающих большую часть наций, 10-ки национальностей, народностей и племен. Галерея образов Жюля Верна, включающая несколько тыс. персонажей — население целого городка! — умопомрачительно богатая по этническому составу. Тут с Жюлем Верном не может сравниться никакой другой писатель.

Его враждебность к расовым предрассудкам ясно проступает даже в самом выборе положительных персонажей, представляющих вместе с европейцами и янки народы колониальных и зависимых государств. Чтоб далеко не ходить за примерами, вспомним, каким благородством и чувством людского наделен американский краснокожий Талькав.

Жюль Верн соболезновал угнетенным народам. Разоблачение рабовладения, колониальных грабежей, истребительных агрессивных войн — неизменный мотив «Необыкновенных путешествий». Сатирические выпады против английской колониальной политики мы находим и в «Детях капитана Гранта». Австралийский парень Толине, который получил в школе первую оценку по географии, уверен, что британцам принадлежит весь земной шар. «Ах так преподают географию в Мельбурне! — восклицает Паганель.- Пошевелить мозгами только: Европа, Азия, Африка, Америка, Океания — все, весь мир принадлежит британцам! К черту! При таком воспитании я понимаю, почему аборигены подчиняются британцам».

С величайшим негодованием создатель говорит про так именуемые резервации — более отдаленные и глухие районы, отведенные для коренного населения Австралии. «Овладев страной, британцы призвали на помощь колонизации убийство. Беспощадности были неописуемые. Они вели себя в Австралии так же, как в Индии, где погибло 5 миллионов индусов, так же, как в Капской области, где из миллиона готтентотов сохранилось только 100 тыс».

Познавательный материал, сосредоточенный в «Детях капитана Гранта», как и в других романах Жюля Верна, естественно, не произвел бы такового воспоминания, если бы все эти описания, рассуждения, экскурсы не сплетались с намерениями и делами героев. Люди тут отличаются необычной моральной чистотой, физическим и чистосердечным здоровьем, целеустремленностью, собранностью, не знают ни лицемерия, ни расчета. Смельчакам, которые веруют в фурор собственного дела, удается хоть какой, самый непростой план. Товарищ выручает товарища из неудачи. Сильный приходит на помощь слабому. Дружба крепчает от грозных испытаний. Злодеев всегда разоблачают, и они несут наказание за свои злодеяния. Справедливость всегда торжествует, мечта всегда осуществляется.

Образы измышленных героев вылеплены так рельефно, что запоминаются на всю жизнь. Скажем, тот же Жак Паганель — кто не знает этого чудака-ученого? Фанатик науки, «ходячая энциклопедия», он всегда пересыпает суровые рассуждения смешными шуточками и забавными проделками. Ему присуще неистребимое чувство юмора. Вкупе с тем он завлекает смелостью, добротой., справедливостью. Ободряя собственных спутников, Паганель не перестает шутить даже во времена невзгод, когда идет речь о жизни и погибели. В романе это — центральная фигура. Без неё распалась бы вся композиция. Рядом с ним — шотландский патриот Гленарван, который делает всё невероятное и неосуществимое, чтоб разыскать по чуть внятным следам, собственного свободолюбивого соотечественника, капитана Гарри Гранта. Сильным и мужественным нравом, который раскрывается в действии и закаляется в борьбе с жестокими испытаниями, наделены и молодые герои Жюля Верна. Какой-то из них — Роберт Грант. Для достойного отпрыска отважного шотландца полностью естественным является чистосердечный порыв — навлечь на себя преследования волков, чтоб спасти от смерти собственных друзей.

По тиражам и количеству переводов Верн и на данный момент — один из самых фаворитных писателей. Его читают всюду, куда просачивается печатное слово. В различных странах возникают всё новые и новые издания произведений Жюля Верна, пьесы, киноленты, целые телесериалы по сюжетам «Необыкновенных путешествий».

Приход галлактической эпохи ознаменовало высший триумф писателя, который предугадывал искусственные спутники и межпланетные перелеты с Земли на Луну.

Когда русская галлактическая ракета в первый раз передала на Землю фото обратной стороны Луны, одному из «потусторонних» лунных кратеров было присвоено имя «Жюль Верн». Кратер Жюль Верн примыкает к Морю Мечты…

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Жюль Верна

Жюль Габриэль Верн – французский писатель приключенческой литературы, географ. Наиболее известные работы «Дети капитана Гранта» (1836), «Капитан Немо» (1875). Многие книги писателя были экранизированы, и он считается вторым в мире самым переводимым автором после Агаты Кристи. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в Нанте в семье прованского юриста и шотландки. В юности, в попытке пойти по стопам отца, он изучал юриспруденцию в Париже. Однако любовь к литературе повела его по другой стезе.

Впервые его пьеса была поставлена в «Историческом театре» А. Дюма. Это была пьеса «Сломанные соломинки» (1850), которая имела успех. А первым серьезным произведением стал роман из цикла «Необыкновенные путешествия» – «Пять недель на воздушном шаре» (1863). Этот роман был настолько успешен, что воодушевил писателя на целый ряд новых приключенческих книг, пропитанных научными чудесами.­ Он оказался необычайно плодовитым писателем. За свою литературную карьеру Верн смог создать 65 романов приключенческого и научно-фантастического жанра. Не зря его причисляют к основоположникам научной фантастики.

Жену писателя звали Онорина де Виан. В 1861 году у них родился единственный сын Мишель, который позже экранизировал некоторые работы отца, включая «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятьсот миллионов бегумы». Ж. Верн много путешествовал. Он побывал в США, Великобритании, странах Скандинавии и Средиземноморья, Алжире. Из творчества зарубежных писателей он особенно любил работы Э.А. По. Помимо приключенческо-географических произведений он писал сатиру на буржуазное общество, но эти работы не приносили ему особого признания. Наибольший успех писателю принесли романы «Путешествие к центру Земли» (1864), «Вокруг света за 80 дней» (1872) и некоторые другие.

Примечательно то, что многие приключенческие книги были написаны Верном, опираясь на богатое воображение, а не на собственный опыт. В научных трудах он призывал с осторожностью относиться к современным достижениям в военных целях. В своих произведениях «Пятьсот миллионов бегумы» (1879) и «Властелин мира» (1904) он одним из первых показал образ сумасшедшего ученого, желающего править миром. В марте 1886 года Ж. Верн был тяжело ранен выстрелом из пистолета психически нездоровым племянником, вследствие чего оказался прикованным к постели. Несмотря на это он продолжал надиктовывать книги и скончался от сахарного диабета 24 марта 1905 года. После его смерти осталось множество неопубликованных рукописей. Одну из них под названием «Париж в XX веке» нашел правнук писателя. В результате роман, написанный в 1863 году, был опубликован в 1994 году.

Жюль Верн считал: «Всё, что человек способен представить в воображении,
другие сумеют претворить в жизнь»

Брандис Е.П., Жюль Верн. Жизнь и творчество, Л., «Детгиз», 1963 г., с. 147.

Французский юрист (по образованию), писатель, один из родоначальников жанра научной фантастики.

«Целых полтора десятка лет (!) он, работая то писцом в нотариальной конторе, то секретарём маленького театрика, то мелким служащим парижской биржи, тщетно пытается добиться успеха на драматургическом поприще, пишет несколько десятков (!!) пьес (среди них есть и комедия в стихах «Леонардо да Винчи »).

Увы, громкой славы здесь он так и не стяжал. Подобно героям романов Бальзака , приехавших из глухой провинции завоевать Париж, пробует себя Жюль Верн и в других жанрах, в частности, имело успех его стихотворение «Марсовые» («Les Gabiers»):

В расставанья час,
снявшись с якорей,
видел ты не раз слёзы матерей.
С сыном распростясь,
старенькая мать
плачет не таясь:
ей так трудно ждать...

Оно становится любимой песней французских матросов (долго считалось фольклором, народным творением). Молодой Жюль, оттачивая литературный стиль, кропал водевили, поэмы, либретто для комических опер, но всё было вскоре основательно забыто и вспомнилось лишь тогда, когда Жюль Верн превратился в признанного мастера, автора многочисленных «фантастических путешествий» (les voyages imaginaires)».

Чирков Ю.Г., Дарвин в мире машин, М., «Ленанд», 2012 г., с. 52-53.

«Идея романа нового типа, «романа о науке», как сам Жюль Верн называл его в письмах к отцу, вынашивалась очень долго. Молодой писатель не раз рассказывал о своих мечтах Александру Дюма-отцу , который нашёл замысел Жюля Верна «необъятным». Действительно, мечта была грандиозной: подобно тому, как сам Дюма взял материалом для своих романов почти всю историю Франции, так Жюль Верн намеревался взять в своё владение громадный материал науки - в её прошлом, настоящем и в предстоящих ей открытиях. Он хотел соединить воедино науку и искусство, технику и литературу, найти реальность в фантастике, одухотворить новый жанр небывалыми героями. Нет ничего удивительного в том, что такой обширный замысел вынашивался столько лет».

Андреев К.К., Три жизни Жюля Верна, М., «Молодая гвардия», 1960 г., с. 92.

Один из парижских издателей, предполагая, что романы Жюля Верна будут пользоваться популярностью, заключил с ним Договор, по которому писатель должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или один двухтомный. Этот Договор действовал до смерти издателя, а после был перезаключён с его сыном.

«... Образ жизни писателя в тихом провинциальном Амьене - в 1872 году Жюль Верн навсегда покидает Париж, прожив в нём 24 года - был чрезвычайно скромным и размеренным. Вставал в 5 утра и, с небольшими перерывами, работал до 8 вечера.
Утром он писал, днём читал корректуры, отвечал на многочисленные письма, которые шли к нему со всего света, принимал посетителей. Ежедневно, с карандашом в руках, просматривал он газеты, журналы, бюллетени и отчёты многочисленных научных обществ. Он вёл громаднейшую картотеку (свыше 25 тысяч карточек), в которой были отражены все последние достижения наук и техники его времени.
Этот строжайший распорядок жизни нарушался лишь раз в году, летом, тогда писатель на своей парусной шхуне «Сен-Мишель» выходил в открытое море. Жюль Верн был страстным путешественником-мореходом: все прибрежные моря Западной Европы были им досконально изучены, он плавал вдоль берегов Скандинавии, Англии, Испании, Италии, побывал в Африке и даже в Северной Америке.
Его писательская работоспособность была феноменальной. К примеру, летом 1866 года - Жюлю Верну 38 лет, - неукоснительно выполняя условия договора с издателем - три книги (каждая примерно 10 печатных листов) в год! - он, прельстившись перспективой расплатиться, наконец, с долгами, берётся ещё и за написание компиллятивного труда - «Иллюстрированной географии Франции». Тогда, «на-гора» по 800 строк - почти полтора печатного листа текста в день, он ещё по утрам не прекращал работу над романом «Дети капитана Гранта»».

Чирков Ю.Г., Дарвин в мире машин, М., «Ленанд», 2012 г., с.53-54.

К сожалению, роман «Париж двадцатого века», в котором была предсказана масса будущих технологических новшеств, так и не увидел свет при жизни Жюля Верна … «В 1863 году его публикация была отклонена. Почему? «Никто сегодня не поверит Вашему пророчеству», - говорили Верну. Просто он был слишком неправдоподобен, чтобы к нему могли отнестись серьёзно».

Дэвид Уилсон, История будущего, М., «Аст», 2007 г., с. 181.

В 1886 году писатель был тяжело ранен в ногу выстрелом из револьвера психически больным племянником и о любимых путешествиях ему пришлось забыть навсегда...

На его творчество оказали серьёзное влияние произведения Эдгара По .

«Для научно-фантастической литературы времён Жюля Верна будущее предстаёт в образе осуществлённых научных открытий. Именно они знаменуют собой неизбежное движение человечества вперёд, в основе которого, таким образом, лежит деятельность разума - в предельном варианте - творчество гения. Однако содержание творческого процесса не попадает в фокус интереса; единственный намёк на содержащуюся здесь проблему обнаруживается при сопоставлении образов Сайреса Смита и капитана Немо - квалифицированного, компетентного инженера и научного гения, далеко опередившего своё время.
Сайрес Смит - образец социализированного учёного, живущего в гармонии с окружающим обществом и работающего на его процветание. Вся его научно-инженерная деятельность предстает прозрачной иллюстрацией к учебникам физики и химии рубежа XVIII-XIX веков.
Капитан Немо (и в известной мере его более агрессивные, фанатичные и безумные коллеги из других романов писателя), напротив, являет собой страдающего и отринутого обществом чудака, хранителя тайны. Его открытия - откровения новой эпохи, пути их (и их инженерного воплощения) непостижимы для обычного ума.
Эти два героя Верна - примеры знаменитого противостояния таланта и гения, в котором выигрывает первый. Как только идеология Просвещения с её культом разума наткнулась на реалии XX века, в фокус научной фантастики попали уже прежде всего экзистенциальные проблемы, и одновременно проснулся интерес к содержанию творчества , притом не обязательно в его компьютерном варианте и применительно к естественным наукам.
Быть может, именно непредсказуемость и опасность естественнонаучных открытий, необратимость их последствий («Утопия 14» К. Воннегута ) заставила критически оценить их механизм и задуматься о его познании и контроле».

Новости

    С 26 января 2020 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 41 года и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на

Верн Жюль Габриель

История жизни

Когда имя писателя окружается легендами, слухами и домыслами - это слава. Жюлю Верну ее не пришлось занимать. Одни считали его профессиональным путешественником - капитаном Верном, другие утверждали, что он никогда не покидал свой рабочий кабинет и все свои книги писал с чужих слов, третьи, пораженные его необъятной творческой фантазией и многотомными описаниями далеких земель, доказывали, что «Жюль Верн» - это название географического общества, члены которого сообща сочиняют романы, выходящие под этим именем.

Некоторые впадали в крайность обоготворения и называли Жюля Верна пророком науки, который предсказал изобретение подводной лодки, управляемых воздухоплавательных машин, электрического освещения, телефона и далее, и далее, и далее.

На основе непреложных фактов сообщаем Жюль Верн - конкретный исторический человек, имеющий конкретных родителей и родившийся в конкретном месте. Все его научно-технические предвидения - результат блестящего самообразования, которое позволило угадать будущие открытия в первых робких намеках и предположениях, появляющихся в научной литературе, плюс ко всему, разумеется, врожденный дар воображения и литературный талант изложения.

Жюль Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года в старинном городе Нанте, расположенном на берегу Луары, недалеко от ее устья. Это один из крупнейших портов Франции, откуда океанские парусники совершали рейсы к далеким берегам самых разных стран.

Жюль Верн был старшим сыном адвоката Пьера Верна, который имел свою адвокатскую контору и предполагал, что со временем сын унаследует его дело. Мать писателя, урожденная Аллотт де ла Фюйе, происходила из древнего рода нантских судовладельцев и кораблестроителей.

Романтика портового города привела к тому, что в одиннадцатилетнем возрасте Жюль едва не сбежал в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали», но вовремя был остановлен. Будучи уже известным писателем, он признавался «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

По строгому предписанию отца он должен был стать правоведом, и он им стал, окончив в Париже Школу права и получив диплом, но в адвокатскую контору отца не вернулся, соблазненный более заманчивой перспективой - литературой и театром. Он остался в Париже и, несмотря на полуголодное существование (отец не одобрял «богемы» и не помогал ему), с энтузиазмом осваивал выбранную стезю - писал комедии, водевили, драмы, либретто комических опер, хотя сбыть их никому не удавалось.

Наитие привело Жюля Верна в Национальную библиотеку, где он слушал лекции и научные диспуты, свел знакомство с учеными и путешественниками, читал и выписывал из книг заинтересовавшие его сведения по географии, астрономии, навигации, о научных открытиях, не совсем пока представляя, зачем ему это может понадобиться.

В этом состоянии литературных попыток, ожиданий и предчувствий он добрался до двадцатисемилетнего возраста, все еще возлагая надежды на театр. В конце концов отец стал настаивать на том, чтобы он вернулся домой и занялся делом, на что Жюль Верн ответил «Я не сомневаюсь в своем будущем. К тридцати пяти годам я займу в литературе прочное место».

Прогноз оказался точным .

Наконец Жюлю Верну удалось опубликовать несколько морских и географических рассказов. Как начинающий литератор, он познакомился с Виктором Гюго и Александром Дюма, который стал ему покровительствовать. Возможно, именно Дюма, создающий в это время серии своих авантюрных романов, охватывающих почти всю историю Франции, посоветовал молодому другу сосредоточить внимание на теме путешествий. Жюль Верн зажегся грандиозной идеей описать весь земной шар - природу, животных, растения, народы и обычаи. Он решил объединить науку и искусство и населить свои романы небывалыми доселе героями.

Жюль Верн порвал с театром и в 1862 году завершил свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре» . Дюма порекомендовал обратиться с ним к издателю юношеского «Журнала воспитания и развлечения» Этцелю. Роман - о географических открытиях в Африке, сделанных с высоты птичьего полета - был оценен и в начале следующего года опубликован. Кстати, в нем Жюль Верн предсказал местонахождение истоков Нила, в то время еще не обнаруженных.

Только написав "Пять недель на воздушном шаре", Верн понял: его настоящее призвание — романы.

«Пять недель на воздушном шаре» вызвали огромный интерес. Критика увидела в этом произведении рождение нового жанра - «романа о науке». Этцель заключил с успешным дебютантом долгосрочный договор - Жюль Верн обязался писать по два тома в год.

Так из парижского адвоката родился писатель-романист. А вместе с ним появился и новый жанр — научная фантастика.

Далее, будто наверстывая упущенное время, он выпускает шедевр за шедевром «Путешествие к центру Земли» (1864), «Путешествие капитана Гаттераса» (1865), «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). В этих романах писатель задействовал четыре проблемы, которые в то время занимали ученый мир управляемое воздухоплавание, завоевание полюса, загадки подземного мира, полеты за пределы земного тяготения. Не стоит думать, что эти романы построены на чистом воображении. Так, прототипом Мишеля Ардана из романа «С Земли на Луну» стал друг Жюля Верна - писатель, художник и фотограф Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар. Страстно увлеченный воздухоплаванием, он собрал деньги для сооружения воздушного шара «Гигант» и 4 октября 1864 года совершил на нем пробный полет.

После пятого романа - «Дети капитана Гранта» (1868) - Жюль Верн решил написанные и задуманные книги объединить в серию «Необыкновенные путешествия», а «Дети капитана Гранта» стали первой книгой трилогии, в которую вошли еще «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875). Трилогию объединяет пафос ее героев - они не только путешественники, но и борцы со всякими формами несправедливости расизмом, колониализмом, работорговлей.

В 1872 году Жюль Верн навсегда покинул Париж и переселился в небольшой провинциальный город Амьен. С этого времени вся его биография сводится к одному слову - работа. Он и сам признавался «У меня потребность работы. Работа - это моя жизненная функция. Когда я не работаю, то не ощущаю в себе никакой жизни». Жюль Верн находился за письменным столом буквально от зари до зари - с пяти утра до восьми вечера. За день ему удавалось писать по полтора печатных листа (как свидетельствуют биографы), что равняется двадцати четырем книжным страницам. Такую результативность трудно даже вообразить!

Необычайный успех вызвал роман (1872), на который писателя вдохновила журнальная статья, доказывающая, что если к услугам путешественника будут хорошие транспортные средства, он сможет за восемьдесят дней объехать земной шар. Это стало возможно после открытия в 1870 году Суэцкого канала, значительно сократившего путь из европейских морей в Индийский и Тихий океаны.

Писатель подсчитал, что можно даже выиграть одни сутки, если использовать географический парадокс, описанный Эдгаром По в новелле «Три воскресенья на одной неделе». Жюль Верн комментировал этот парадокс так «Для трех человек на одной неделе может быть три воскресных дня в том случае, если первый совершит кругосветное путешествие, выехав из Лондона (или любого другого пункта) с запада на восток, второй - с востока на запад, а третий останется на месте. Встретившись снова, они узнают, что для первого воскресенье было вчера, для второго наступит завтра, а для третьего оно - сегодня».

Роман Жюля Верна подвиг многих путешественников на то, чтобы проверить его утверждение на деле, а молодая американка Нелли Влай совершила кругосветное путешествие всего за семьдесят два дня. Писатель приветствовал энтузиастку телеграммой.

В 1878 году Жюль Верн издает роман «Пятнадцатилетний капитан», протестующий против расовой дискриминации и ставший популярным на всех континентах. Эту тему писатель продолжил в следующем романе «Север против Юга» (1887) - из истории гражданской войны 60-х годов в Америке.

В 1885 году Жюль Верн, по случаю дня рождения, получал поздравления со всех концов света. Среди них оказалось письмо от американского газетного короля Гордона Беннета. Он просил написать рассказ специально для американских читателей - с предсказанием будущего Америки.

Жюль Берн исполнил эту просьбу, но рассказ, озаглавленный «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году», в Америке так и не вышел. А предсказание было - любопытное действие происходит в Центрополисе - столице Американской империи доллара, диктующей свою волю другим, даже заокеанским, странам. Противостоят Американской империи только могучая Россия и возрожденный великий Китай. Англия, аннексированная Америкой, давно стала одним из ее штатов, а Франция влачит жалкое полунезависимое существование. Управляет всем американизированным полушарием Фрэнсис Беннет - владелец и редактор газеты «Всемирный герольд». Вот так представлял себе геополитическую расстановку сил через тысячу лет французский провидец.

Жюль Верн одним из первых поднял вопрос о нравственной стороне научных открытий, вопрос, который в XX веке приобретет шекспировский масштаб быть или не быть человечеству - в связи с созданием атомной и водородной бомб. В ряде романов Жюля Верна - «Пятьсот миллионов Бегумы» (1879), «Властелин мира» (1904) и других - появляется тип ученого, стремящегося с помощью своих изобретений подчинить весь мир. В таких произведениях, как «Равнение на знамя» (1896) и «Необыкновенные приключения экспедиции Варсака» (изд. 1914), писатель показал другую трагедию, когда ученый становится орудием тиранов - и это пошел XX век, оставивший немало примеров того, как ученый в условиях застенка вынужден был работать над изобретениями истребляющих веществ и орудий.

Международная известность пришла к Жюлю Верну после первого же романа. В России «Пять недель на воздушном шаре» появились в один год с французским изданием, а первая рецензия на роман, написанная Салтыковым-Щедриным, была опубликована не где-нибудь, а в некрасовском «Современнике». «Романы Жюль Верна превосходны, - говорил Лев Толстой. - Я их читал совсем взрослым, а все-таки, помню, они меня восхищали. В построении интригующей, захватывающей фабулы он удивительный мастер. А послушали бы вы, с каким восторгом отзывается о нем Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь еще так восхищался, как Жюль Верном».

За свою жизнь Жюль Верн проторил дорогу к центру земного шара ("Путешествие к центру Земли"), облетел вокруг Луны ("С Земли на Луну"), совершил кругосветное путешествие по 37-й параллели ("Дети капитана Гранта"), окунулся в тайны подводного мира ("Двадцать тысяч лье под водой"), прожил много лет как Робинзон на "Таинственном острове", обогнул Землю по суше и воде за 80 дней и совершил еще много подвигов, для которых, кажется, не хватило бы и десятка человеческих жизней. Все это, разумеется, в своих книгах.

Вот каков был писатель Жюль Верн. Был он отцом научной фантастики, гениальным предшественником Герберта Уэллса, Рэя Бредбери, Кира Булычева и других наших любимых писателей.

Известны рисунки Льва Толстого к роману Жюля Верна «Вокруг света в восемьдесят дней», сделанные им для детей. Дмитрий Менделеев называл французского писателя «научным гением» и признавался, что не раз перечитывал его книги. Когда советская космическая ракета передала на землю первые фотографии обратной стороны Луны, одному из кратеров, расположенных на той стороне, было присвоено имя «Жюль Верн».

Наука со времен Жюля Верна ушла далеко вперед, а его книги и герои не стареют. Впрочем, ничего удивительного. Это свидетельствует о том, что Жюлю Верну удалось воплотить свою заветную идею соединить науку с искусством, а настоящее искусство, как мы знаем, - вечно.

Жюль Верн - писатель и географ, признанный классик приключенческой литературы, основатель научно-фантастического жанра. Жил и работал в 19 веке. Согласно статистике ЮНЕСКО, произведения Верна занимают второе место в мире по количеству переводов. Жизнь и творчество этого удивительного человека мы и рассмотрим.

Жюль Верн: биография. Детство

Родился писатель в небольшом французском городке Нанте 8 февраля 1828 года. Отец его владел юридической контрой и был очень известен среди горожан. Мать, шотландка по происхождению, любила искусство и даже какое-то время преподавала литературу в местной школе. Считается, что именно она привила сыну любовь к книгам и направила его на писательский путь. Хотя отец видел в нем только продолжателя своего дела.

С детства Жюль Верн, биография которого представлена здесь, находился меж двух огней, воспитываемый столь непохожими людьми. Неудивительно, что он сомневался, какой путь выбрать. В школьные годы много читал, книги ему подбирала мать. Но повзрослев, решил пойти в юристы, для чего отправился в Париж.

Уже будучи взрослым, он напишет небольшой автобиографический очерк, в котором расскажет о своем детстве, стремлении отца обучить его азам юридического дела и попытках матери вырастить его человеком искусства. К сожалению, рукопись не сохранилась, прочли ее только самые близкие.

Образование

Итак, по достижении совершеннолетия Верн отправляется в Париж, чтобы учиться. В это время давление со стороны семьи было настолько сильным, что будущий писатель буквально сбегает из дома. Но и в столице он не обретает долгожданного покоя. Отец решает и дальше направлять сына, поэтому тайно пытается помочь ему поступить на юридический факультет. Верн узнает об этом, специально проваливает экзамены и пытается поступить в другой университет. Так продолжается до тех пор, пока в Париже не остается всего лишь один факультет юриспруденции, куда юноша еще не пытался поступить.

Верн с блеском прошел экзамены и проучился первые полгода, когда узнал о том, что один из преподавателей давно знает его отца и является его другом. За этим последовала крупная семейная ссора, после которой юноша долгое время не общался с отцом. Тем не менее в 1849 году стал выпускником юридического факультета Жюль Верн. Квалификация по окончании обучения - лиценциат права. Однако он не торопится возвращаться домой и решает остаться в Париже. К этому времени Верн уже начинает сотрудничать с театром и знакомится с такими мэтрами, как Виктор Гюго и Александр Дюма. Отцу он прямо сообщает о том, что не станет продолжателем его дела.

Театральная деятельность

Последующие несколько лет испытывает страшную нужду Жюль Верн. Биография даже свидетельствует о том, что полгода своей жизни писатель провел на улице, так как платить за комнату было нечем. Но это не подвигло его вернуться на путь, выбранный отцом, и стать юристом. В эти тяжелые времена и родилось первое произведение Верна.

Один из друзей по университету, видя его бедственное положение, решает устроить товарищу встречу с главной Исторического парижского театра. Потенциальный работодатель изучает рукопись и понимает, что перед ним невероятно талантливый писатель. Так в 1850 году на сцене впервые появляется постановка пьесы Верна «Сломанные соломинки». Она приносит писателю первую известность, и появляются доброжелатели, готовые финансировать его работу.

Сотрудничество с театром продолжается до 1854 года. Этот период биографы Верна называют начальным в карьере писателя. В это время формируются основные стилистические особенности его текстов. За годы театральной работы писатель выпускает несколько комедий, рассказов и либретто. Многие из его произведений продолжали ставиться еще долгие годы.

Литературный успех

Очень много полезных навыков вынес из сотрудничества с театром Жюль Верн. Книги следующего периода сильно отличаются своей тематикой. Теперь писателя охватила жажда приключений, он хотел описать то, что не смог еще ни один автор. Так появляется на свет первый цикл, получивший название «Необыкновенные путешествия».

В 1863 году печатается первое произведение цикла «Пять недель на воздушном шаре». Читатели высоко его оценили. Причиной успеха было то, что Верн дополнил романтическую линию приключенческими и фантастическими деталями - для того времени это было неожиданным новшеством. Осознав свой успех, продолжил писать в том же стиле Жюль Верн. Книги выходят одна за другой.

«Необычайные путешествия» принесли писателю известность и славу сначала на родине, а потом и в мире. Его романы были настолько многогранны, что каждый мог найти для себя нечто интересное. Литературная критика видела в Жюле Верне не просто основателя фантастического жанра, но и человека, верящего в научно-технический прогресс и силу разума.

Путешествия

Путешествия Жюля Верна были не только на бумаге. Больше всего писатель любил морские странствия. У него даже было три яхты, носивших одно и то же название - «Сен-Мишель». В 1859 году Верн побывал в Шотландии и Англии, а в 1861 - в Скандинавии. Через 6 лет после этого отправился в трансатлантический круиз на известном в то время пароходе «Грейт-Истерн» в США, увидел Ниагарский водопад, посетил Нью-Йорк.

В 1878 году писатель на своей уже яхте путешествует по Средиземному морю. В этой поездке он побывал в Лиссабоне, Гибралтаре, Танжере и Алжире. Позднее он также самостоятельно снова плавал в Англию и Шотландию.

Путешествия Жюля Верна приобретают все более масштабный характер. И в 1881 он отправляется в большое плаванье в Германию, Данию и Нидерланды. В планах также было посещение Санкт-Петербурга, но этой задумке помешал шторм. Последняя экспедиция писателя состоялась в 1884 году. Тогда он побывал на Мальте, в Алжире и Италии, а также в ряде других стран Средиземноморья. Эти путешествия легли в основу многих романов Верна.

Причиной прекращения путешествий стал несчастный случай. В марте 1886 года на Верна напал и тяжело ранил психически нездоровый племянник Гастон Верн.

Личная жизнь

В юности писатель несколько раз был влюблен. Но все девушки, несмотря на знаки внимания со стороны Верна, выходили замуж. Это так его расстроило, что он основал кружок под названием «Обеды одиннадцати холостяков», куда входили его знакомые музыканты, литераторы и художники.

Женой Верна стала Онорина де Виан, происходившая из весьма состоятельной семьи. Писатель познакомился с ней в небольшом городе Амьене. Сюда Верн приехал на празднование свадьбы двоюродного брата. Через полгода писатель попросил руки возлюбленной.

Семья Жюля Верна жила счастливо. Супруги любили друг друга и ни в чем не нуждались. В браке родился сын, которого назвали Мишелем. При родах отец семейства не присутствовал, так как в это время был в Скандинавии. Повзрослев, сын Верна серьезно занялся кинематографией.

Произведения

Произведения Жюля Верна были не только бестселлерами своего времени, они остаются востребованы и любимы многими и сегодня. Всего автор написал более 30 пьес, 20 повестей и рассказов и 66 романов, среди которых есть недописанные и изданные лишь в 20 веке. Причиной того, что интерес к творчеству Верна не утихает, является способность писателя не только создавать яркие сюжетные линии и описывать удивительные приключения, но и изображать интересных и живых персонажей. Его герои притягательны не менее событий, которые с ними происходят.

Перечислим самые известные произведения Жюля Верна:

  • «Путешествие к центру Земли».
  • «С Земли на Луну».
  • «Властелин мира».
  • «Вокруг Луны».
  • «Вокруг света за 80 дней».
  • «Михаил Строгов».
  • «Флаг родины».
  • «15-летний капитан».
  • «20 000 лье под водой» и пр.

Но в своих романах Верн не только говорит о величии науки, но и предостерегает: знание можно использовать и в преступных целях. Такое отношение к прогрессу свойственно поздним работам писателя.

«Дети капитана Гранта»

Роман публиковался частями с 1865 по 1867 г. Он стал первой частью известной трилогии, которую продолжили «20 000 лье под водой» и «Таинственный остров». Произведение имеет трехчастную форму и делится в зависимости от того, кто выступает главным героем повествования. Основная цель путешественников - найти капитана Гранта. Ради этого им приходится побывать в Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

«Дети капитана Гранта» признаны одним из лучших романов Верна. Это прекрасный образец не только приключенческой, но и юношеской литературы, поэтому прочесть его будет легко даже школьнику.

«Таинственный остров»

Это роман-робинзонада, который был издан в 1874 году. Является завершающей частью трилогии. Действия произведения разворачиваются на придуманном острове, где решил обосноваться капитан Немо, приплывший туда на созданной им подводной лодке «Наутилус». Случайно на этот же остров попадают пятеро героев, бежавших из плена на воздушном шаре. Они начинают осваивать пустынные земли, в чем им помогают научные знания. Однако вскоре выясняется, что остров не так уж необитаем.

Предсказания

Жюль Верн (биография не подтверждает того, что он всерьез занимался наукой) предсказал в своих романах немало открытий и изобретений. Перечислим самые интересные из них:

  • Телевидение.
  • Космические полеты, в том числе и межпланетные. Также писатель предсказал ряд моментов освоения космоса, например использование алюминия при строительстве вагона-снаряда.
  • Акваланги.
  • Электрический стул.
  • Самолет, в том числе и с перевернутым вектором тяги, и вертолет.
  • Постройка Трансмонгольской и Транссибирской магистралей.

Но случались у писателя и несбывшиеся предположения. Например, так и не был обнаружен подземный пролив, расположенный под Суэцким каналом. Также стал невозможен полет в пушечном снаряде на Луну. Хотя именно из-за этой ошибки Циолковский решил заняться изучением космических полетов.

Для своего времени Жюль Верн был удивительным человеком, который не боялся заглядывать в будущее и мечтать о научных открытиях, которые даже ученые предположить не могли.