Зороастризм время возникновения. Мировоззрение. Зороастризм как религия. Иранские верования до Заратустры

Наверное, немногие знают об очень древней религии Зороастризме, и поэтому мы попробуем разобраться в главных идеях, сути, принципах и философии зороастризма, как ранее очень популярного греческо-иранского течения религиозной мысли.

Как переводиться зороастризм?

В переводе с персидского зороастризм переводиться как «Благая Вера» — и понятно, что данная религия берет свое начало от пророка Спитамы Заратустры , наставления по которой он получил от Бога Ахуры Мазды .

А свое название зороастризм получил из-за греческого произношения имени пророка Зороастр .

История Зороастризма

Возникновение зороастризма связывают с жизнью великого пророка Заратустры 754 год до нашей эры и полученных откровений от бога Ахуры Мазды. А вот уже точного места рождения Заратустры ученые определить не могут: Иран, Афганистан или Пакистан.

Вообще все перечисленные места некоторыми учеными считаются и местом Шамбалы в прошлом, и местом рождения некоторых мастеров Тантры.

Если брать саму жизнь пророка Заратустры, то, как и жизнь многих пророков, она складывалась непросто, пройдя и через этапы унижения и изгнания.

Главные идеи Зороастризма

В основе главных идей зороастризма лежит вера в единого Бога и Создателя – Ахура Мазду (Мудрого Бога) , а также вера в Заратустру, как единого пророка, который лично общался с Мудрым Богом и получившим от него учение.

Так же признается Вселенский закон гармонии, установленный Ахурой Маздой. Рано или поздно согласно зороастризму на земле наступит время полной победы Ахура Мазды и зло навсегда покинет планету.

Суть учения Зороастризма

Для того чтобы, достичь праведности в своей жизни зороастризм учит поклоняться единому богу Ахуре Мазде, давшему основы праведной жизни через своего пророка. Причем, учение Заратустры, как и многие другие религии учит личной ответственности за совершенное в этой жизни.

Так, за исполнение благой жизни, а также слов, мыслей и дел человека ожидает Рай и даже больше – рождение в месте, где пребывает сам Бог, это место «Бесконечного Сияния или Света».

А за неправедную жизнь человека в соответствии с философией зороастризма ожидает Ад, где его ждут ужасные муки и саморазрушение.

Существует также идея так называемого «Моста Чинвад» , который проложен между Адом и Раем. Если идет праведник по Мосту, то он становится широким и удобным, а если грешник, то острым, как лезвие и с него он падает в Адскую пропасть.

Принципы Зороастризма

В основе традиции и принципов зороастризма заложена абсолютная вера в Ахуру Мазду и праведность, когда благими делами приближается человек к единому Богу .

Причем учение Заратустра поможет людям победить в последней битве с силой зла, и тем самым разрушить Ад.

Священная книга Зороастризма

Суть учения зороастризма также заложено в определенной святой книге. Авесте – книге или священных текстах, где в разных разделах говорится о почитании Ахуры Мазды, молитвах и способах борьбы с неправедностью.

В зороастрийских храмах постоянно горит огонь – это символ зороастризма и вечной веры в Ахуру Мазду. В учении зороастризма нет монастырей и безбрачия. Главным, как считается – это накопление благих дел и избегать грехов.

Интересными являются и некоторые положения в зороастризме, согласно которым добродетелью считается также здоровый образ жизни и профилактика болезней .

Однако существует и особый принцип в зороастризме, хотя также не противоречащий другим религиям: «СЧАСТЬЕ ТОМУ, КТО ЖЕЛАЕТ СЧАСТЬЯ ДРУГИМ».

Философия Заратустры

Изначально философия зороастризма строилась на самом пророке Заратустре. Можно сказать, его религиозная мысль взлетала ввысь, туда, где ждет каждого необъятное и немыслимое, но такое родное каждому.

Заратустра говорил, что не призывает любить ближнего, потому что, если человек идет к ближнему, значит он бежит от себя . А если человек идет Богу, значит, он хочет потерять себя и обрести Бога внутри . А обычный неразумный человек стремится к внешним вещам и к другим людям из-за страха одиночества, вот и все.

Потому Заратустра своей философией учит божественной неудовлетворенности и стремлению к звездам. Согласно его философии человек уходит к ближнему не от любви, а от собственной пустоты, а заодно, он еще не хочет и боится познать свою внутреннюю пустоту и слиться с Богом внутри.

Мы делаем все лишь бы не оставаться в тишине и не услышать себя

Так обычно человек идет к соседу так как ему нужны друзья и развлечения, и он хочет жениться или выходит замуж, так как ему нужны отношения и дети. В общем лишь бы занять себя чем-то, не понимая, чем и самое главное зачем, и эта занятость – для того, чтобы убежать от себя самого, а не чтобы соприкоснуться с собой.

И обычно каждый только и занимается чем угодно кроме размышления о самом себе и своей жизни, он идет в кино, на работу, в ресторан или цирк. А затем еще и во сне что-то делает.

А поворот к себе — это уже не быть занятым, ведь по сути 90 процентов, а то и больше из каждодневной деятельности бесполезно и не нужно. Это просто потеря жизни напрасно. Заратустра утверждает дальше, что вы уходите к ближнему от самого себя и хотите сделать бескорыстие или даже свою святость из этого.

Учение зороастризма о награде

Но все же вас любят или уважают, или награждают и это уже не бескорыстие, если уже вас здесь наградили, то зачем вас еще и на небесах награждать? То есть, наградит ли вас Бог за эти дела. Заратустра говорит: «Я советую вам бежать от ближних, чтобы любить дальних».

Смысл в том, что ближний аналогичен вам, он также хитер или гневный, как и вы, и такой же жадный и ревнивый. Это бесконечная игра – ты хвалишь кого-то, а тот тебя в свою очередь. Призыв пророка – это призыв к далекой любви, что значит найти себя.

Далее пророк Заратустра говорит, что если и нужны вам в этом мире люди, то не ближние, а именно друзья, и такие друзья, которые хоть и любят, но не вмешиваются и не ставят условий и оставляют вас независимым.

Философия зороастризма о познании себя

Философия Заратустры очень тонка, он говорит: «Брат мой, ты хочешь уединения? Тогда путь к себе, это созидание – когда вы идете прочь от массы» . Художник одинок в своем творении, и танцор тоже.

Когда одного известного танцора спросили, волнуется ли он перед аудиторией, то он ответил, что когда начинает танцевать, не только другие исчезают, но порой и сам исчезает и остается только танец. Иногда люди замечали, что он взлетает очень высоко в танце, несмотря на гравитацию, а приземлялся очень мягко, как пушинка.

Как обрести просветление в зороастризме

Одним из важнейших утверждений в философии Заратустры, является то, что человеческая жизнь хочет превзойти саму себя и здесь возникает страх, страх одиночества, ведь новое может возникнуть лишь, когда старое умрет, и у человека возникает мысль «а кто знает, может новое и не придет, когда расстанусь со старым».

Когда человек остается один ему придется посмотреть вовнутрь себя и возникнет желание подняться и взлететь ввысь. И это желание взлететь существует в каждом человеке.

Заратустра о святых

Иногда в своих изречениях Заратустра упоминает о святых и праведниках. Он говорит, что это смешно, что у них есть идея Дьявола и они боятся его. Это потому, что у них есть идея Бога.

Это смешно говорит Заратустра, они боятся фикции и порой обычные люди выглядят более зрелыми, чем так называемые святые. Так некогда жил король древней Британии Низам, он был очень свят, читал Коран, и многие мусульмане почитали его за святость.

Однако он очень боялся привидений и потому, чтобы уберечься от них он каждый день перед сном (а известно, что они нападают по ночам, когда спишь) засовывал ногу в мешок с солью, это считалось, может уберечь от привидения, они боятся соли.

Однако это был божий человек. Но если Бог не спасет от привидений, как же может тогда соль спасти? И далее утверждает, что человек пробужденный, уже не будет в своем уме ни бояться Дьявола, ни поклонятся Богу, поскольку стоит на равных с ним.

Заратустра говорит, что многое познал в уединении, пустоте и тишине, но обычные люди не могут его понять. Вот таким был пророк и великий мистик Заратустра, который по сути верил практически в те же истины, которые объясняют и все остальные мировые религии, но о всем так сказать Божественном замысле мы поговорим уже в следующий раз.

Вывод

Учение зороастризма, да и других религий может быть понято по-настоящему, лишь, когда постигаются самые глубины. И кто из нас может шагнуть в эту самую глубину? Однако, наверное, эта самая суть мистических учений, та суть, которая и является определяющей и ведущей по дороге к Богу и спасению от суетности этого мира.

До встречи в этой самой глубине мистических учений, в том числе и философии и сути зороастризма, где каждый давно знает другого.

Естественно на нашем портале Обучения и саморазвития мы еще будем писать о многих других религиях, Просветленных людях и священных писаниях, так что добро пожаловать в этот огромный мир путей, ведущих вверх к Богу.

И в следующей статье мы поговорим , как также одного из мудрых религиозных учений среднего востока, а далее вас ждет даже , так сказать большого божественного плана и понимания зачем они были созданы, такими похожими, но такими разными.

По происхождению эта религия очень древней идеологии, а по форме - одна из немногих в истории человечества кодифицированных религий. Она не была мировой полиэтнической религией типа буддизма, христианства или ислама, но, тем не менее, рассматривается в одном ряду с ними по причинам типологического подобия, а также оказанного им на эти вероучения длительного и глубокого влияния.

Какую бы древнюю языческую религию мы не брали, до зороастризма это было природное идолопоклонение с целым пантеоном богов. Изначально зороастризм тоже представлял собой политеизм. По одной из версий, в раннем зороастризме поклонялись семи главным божествам, и само число семь имело божественное происхождение. В частности, поклонение шло семи божествам: "Ахура Мазда - Господь Мудрости, Воху-Мана "Добрая Мысль", Аша-Вахишта "Лучшая Правда", Хшатра-Варья "Избранная, Предпочтимая Власть", Спэнта-Армайти "Святой, благодетельный Мир", Харватат "Целостность, т.е. благополучие", Амэртат "Бессмертие"".

По другой версии эти семь божеств сделал сам единый и всемогущий бог Ахура Мазда . Первым он создал себе подобного: "Спента Майнью, вобравший в себя творческую мощь и благость Ахура Мазды" . А потому видно, что зороастризм как религия модифицировался именно из политеизма, именно из поклонения силам природы. Это все говорит о целостности сложившейся религии, о степени удовлетворения ею того общества, в которое она вносилась.

Мировоззрение. Зороастризм как религия

Отличительной чертой зороастризма как религии в то время был дуализм. Постоянная борьба противоположностей как всеобщий мировой процесс. Интересно положение в этой религии человека.

В отличие, к примеру, от христианства, где человек является рабом божьим, зороастризм предполагает каждого человека в помощь Ахура-Мазде в борьбе со злыми духами. Своими добрыми делами человек помогает в постоянной борьбе добру. А своими злыми делами увеличивает на Земле силу зла. Каждый человек, исповедующий зороастризм должен стремится следовать истине - Аша - и стараться соблюдать добродетели, определяющиеся фразой "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела". Аша в понимании Заратустра не только истина, но и закон для каждого человека

Важнейшей догмой зороастризма является фраза "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела ". Пожалуй, в одной этой фразе заключен весь мотив этой религии. Ведь в борьбу вовлечено все живое, а потому каждый человек внесет свой вклад в исход битвы. Эта фраза явно или косвенно фигурирует в разных частях Авесты:

"Благодаря добрым деяниям и словам и глубокому размышлению, о Мазда, да достигнут люди вечной жизни, праведности, духовной силы и совершенства - все это посвящу я Тебе, о Ахура, как дар! "

"Слушай слова тех, о Ахура, что с добрым деянием, истинным словом и чистой мыслью желают присоединиться к Тебе!… "

Даже при раскаянии присутствуют эти три компонента. Для того, чтобы осуществить покаяние, необходимо использовать все три способа и покаятся в мыслях, словах и делах. Таким образом человек облегчает бремя своего разума и прекращает свой грех.

Таким образом определяются стремления каждого верующего, все сводится к тому, что придет заветный час, когда Добро восторжествует и окончательно победит зло. Этим выводом сейчас руководствуются современные религии, но, надо заметить, что в зороастризме это проявилось раньше всего, еще до того времени, как индоиранцы разделились на иранцев и индоарийцев, и уж тем более раньше, чем появилось христианство, взявшее этот лозунг о спасении человечества себе в главную идею. В основе его мы видим какое влияние оказал зороастризм на современные религиозные учения.

Отсюда цель, что "человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде" . Поэтому можно сказать, что характерной чертой, отличием от остальных религий, "едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы".

Человек должен совершать в течении своей жизни добродетели, которые в зороастризме делятся на активный, пассивные, личные и всеобщие. Особо превозносится активная добродетель, во время которой человек влияет на других людей, обращая их на путь активного сопротивления злу. Если же он просто честен, справедлив и правдив, оставаясь удовлетворенным в своей добродетельной жизни, то он следует пассивной добродетели.

К личной добродетели относятся действия, делающие человека счастливым. К ним можно причислить бережливость, супружество, простоту, удовлетворенность. Если же человек приносит пользу большому числу людей, то это всеобщие добродетели. Это отвага, храбрость, борьба за правое дело, за справедливость.

Главное, что Зороастризм, в отличие от других религий, возвеличивает роль человека в мире, делает его не рабом божьим, а сподвижником Ахура-Мазды, его помощником. Каждый человек отвечает не только за себя, но и живет для того, чтобы помогать Ахура-Мазде справляться со злыми духами - дэвами. И если первоначально зороастризм предполагал помощь скотоводам и земледельцам, то с изменением эпохи ценности меняются, но идеалы остаются.

Очень интересное мировоззрение в зороастризме на смерть человека. По определению, смертью является разделение сознания и физического тела. После этого три дня душа остается на земле. Причем у праведника она охраняема ангелом Сроша, а у нечестивого она мается без покровительства. А на утро четвертого дня Сроша, если человек благочестив, или дэв Визарш у неблагочестивого, ведет душу его через мост Чинват - мост выбора к лучшему существованию. Этот мост для праведного будет широким, а для нерпаведного очень узким. На конце моста встретят две собаки, которые радостно залают благочестивому, подбадривая его путь и промолчат идущему в ад. В конце моста душа встречается с собственным поведением - Даэна - в образе прекраснейшей девы с ароматнейшим дуновением ветра или, если человек нечестив, в образе дряхлой старухи или страшной девушки. Она является воплощением его поступков. В одном из самых значительных зороастрийских текстов "Суждения Духа разума" подробно рассказывается как отправляется душа человека на небо праведного и неправедного. При встрече красивой (или страшной для неблагочестивого) девушки перечисляются деяния, по которым осуждают поведение человека и сравнивают поступки.

Понятия рая и ада представлены в зороастризме словами Бехест и Дозах соответственно. Каждая из областей имеет четыре ступени. В Бехесте это "стоянка звезд", "стоянка луны", "стоянка солнца" и "бесконечный свет" иди "дом песен". Приблизительно такая же градация есть и у ада, доходящая до "бесконечной тьмы".

Но если человек совершал добрые и дурные дела поровну, то для него существует место Хамистаган, наподобие христианского чистилища, где нет ни горестей, ни радостей. Там он будет до судного дня.

Арийские языки
Нуристанские
Этнические группы
Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы
Религии
Праиндоиранская религия · Ведийская религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература
Веды · Авеста

Зороастризм - термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм , происходящее от имени Бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии - авест. māzdayasna- «Почитание Мазды», пехл. māzdēsn . Другое самоназвание зороастризма - vahvī- daēnā- «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. بهدین - behdin ‎ - «благоверный», «бехдин »..

Основы вероучения

Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ:

  • Вера в Ахура Мазду - «Мудрого Господа», как Благого Творца.
  • Вера в Заратуштру, как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.
  • Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
  • Вера в Ашу (Арту) - изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
  • Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
  • Вера в семь Амешаспентов, как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
  • Вера в Дадодахеш и Ашудад - то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.
  • Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
  • Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) - эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом - Спасителем мира.

Ахура Мазда

Заратуштра - согласно учению зороастрийцев, единственный пророк Ахура Мазды, принесший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в Единого Бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев - традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции и карапанов - арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.

Исповедание веры

Ясна 12 представляет собой зороастрийский «символ веры». Основное её положение: «Ахура Мазде я причисляю все блага» . Иначе говоря, последователь Заратуштры признаёт единственным источником блага Ахура Мазду. Согласно «Исповеданию», зороастриец именует себя

  • Маздаясна (почитателем Мазды)
  • Заратуштри (последователем Заратуштры)
  • Видаэва (противником дэвов - безнравственных арийских божков)
  • Ахуро-ткаэша (приверженцем религии Ахуры)

Кроме того, в этом тексте зороастриец отрекается от насилия, грабежа и воровства, провозглашает мир и свободу мирным и трудолюбивым людям, отвергает всякую возможность союза с дэвами и колдунами. Благая вера называется «прекращающей распри» и «опускающей оружие».

Благие мысли, Благие слова, Благие деяния

Авест. humata-, huxta-, hvaršta- (читается хумата, хухта, хваршта). Эта этическая триада зороастризма, следовать которой должен каждый зороастриец, специально подчёркивается в «Исповедании» и многократно восхваляется в других частях Авесты.

Амешаспенты

Амешаспенты (авест. aməša- spənta-) - Бессмертные Святые, шесть духовных первотворений Ахура Мазды. Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажённых от одной свечи. Таким образом Амешаспентов можно сравнить с эманациями Бога. Амешаспенты являют собой образ семи ступеней духовного развития человека, а кроме того, называются покровителями семи телесных творений, каждое из которых представляет собой зримый образ Амешаспента.

Язаты, раты и фраваши

  • Язаты (авест. «достойные почитания»). Понятие может быть условно переведено как «ангелы». Наиболее значимые язаты: Митра («договор», «дружба»), Аредви Сура Анахита (покровительница вод), Веретрагна (язат победы и героизма).
  • Раты (авест. ratu- «образец», «глава») - многогранное понятие, прежде всего образцовый глава-покровитель какой-либо группы (например, Заратуштра - рат людей, пшеница - рат злаков, гора Хукарья - глава гор и т. д.). Кроме того, раты - это «идеальные» промежутки времени (пять частей суток, три части месяца, шесть частей года).
  • Фраваши (авест. «предвыбор») - понятие предсуществующих душ, избравших добро. Ахура-Мазда сотворил фраваши людей и спросил их об их выборе, и фраваши ответили, что избирают быть воплощёнными в телесном мире, утверждать в нём добро и бороться со злом. Почитание фраваши людей близко к культу предков.

Огонь и свет

Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету - источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.

По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное. Иерархия огней приводится в Ясне 17 и Бундахишне:

  • Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед Ахура Маздой в раю.
  • Вохуфриян (Благодружественный) - горящий в телах людей и животных.
  • Урвазишт (Приятственнейший) - горящий в растениях.
  • Вазишт (Действеннейший) - огонь молнии.
  • Спаништ (Святейший) - обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.

Рай и ад

Учение Заратуштры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Заратуштра называет рай vahišta ahu «наилучшим существованием» (отсюда перс. behešt «рай»). Ад именуется dužahu «дурное существование» (отсюда перс. dozax «ад»). Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния и высшую ступень Гародману «Дом Песни», Анагра раоча «Бесконечные сияния», где пребывает Сам Бог. Симметрично ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада - Друджо Дмана «Дом Лжи».

Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь - мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти).

Распространена также концепция Моста Чинвад (разделяющего или различающего), ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.

Фрашо-керети

Эсхатология зороастризма коренится в учении Заратуштры о конечной трансформации мира («на последнем повороте колесницы (бытия)»), когда восторжествует Аша, а Ложь будет окончательно и навеки разбита. Это преображение называется Фрашо-керети (Фрашкард) - «Делание (мира) совершенным». Каждый праведный человек своими деяними приближает это радостное событие. Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Ангра Майнью и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые - праведники и грешники - воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Таким образом, зороастризму с его развитой эсхатологией чужды представления о цикличности творения и реинкарнации .

Авеста

Страница из рукописи Авесты. Ясна 28:1

Священная книга зороастрийцев называется Авестой. По сути это собрание разновремённых текстов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском языке, именуемом теперь «авестийским ». Даже после появления в Иране письменности, тысячелетия основным способом передачи текстов был устный, хранителями текста были священники. Известная традиция записи появилась лишь при поздних Сасанидах , когда в V-VI в. для записи книги был изобретён специальный фонетический авестийский алфавит . Но и после этого авестийские молитвы и богослужебные тексты заучивались наизусть.

Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты - гимны Заратуштры, посвящённые Ахура Мазде, в которых излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл, описывается награда праведникам и поражение злобных. Некоторые реформистские течения в зороастризме объявляют только Гаты священным текстом, а остальную Авесту имеющей историческое значение. Однако наиболее ортодоксальные зороастрийцы считают всю Авесту словом Заратуштры. Поскольку значительную часть внегатической Авесты составляют молитвы, даже реформисты в большинстве своём не отвергают эту часть.

Символы зороастризма

Сосуд с огнём - символ зороастризма

Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя белая рубаха седре , сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) - тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти ). Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек - копилку благодеяний. Кошти олицетворяет связь с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний.

Ношение священной одежды является долгом заратуштрийца. Религия предписывает находиться без седре и кошти как можно меньше времени. Седре и кошти необходимо постоянно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, если первый выстиран. При постоянном ношении седре и кошти их принято менять два раза в год - на Новруз и праздник Мехрган.

Другим символом зороастризма является огонь вообще и аташдан - огненный переносной (в виде сосуда) или стационарный (в виде платформы) алтарь. На таких алтарях поддерживают священные огни зороастризма. Данная символика получила особое распространение в искусстве Сасанидской империи .

Популярным символом также стал фаравахар , человеческий образ в крылатом круге с наскальных рельфов Ахеменидов . Зороастрийцы традиционно не признают его образом Ахура Мазды, а считают его изображением фраваши .

Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет - цвет чистоты и благости, а во многих обрядах также цвет зелёный - символ процветания и возрождения.

История

Время Заратуштры

Современные зороастрийцы приняли летоисчисление «Зороастрийской религиозной эры», основанное на расчётах иранского астронома З. Бехруза, согласно которому «обретение веры» Заратуштрой состоялось в 1738 г. до н. э.

Локализация проповеди Заратуштры

Место жизни и деятельности Заратуштры определить значительно проще: упоминаемые в Авесте топонимы относятся к Азербайджану , северо-восточному Ирану , Афганистану , Таджикистану и Пакистану . Традиция связывает с именем Заратуштры Рагу , Систан и Балх .

После получения откровения проповедь Заратуштры долго оставалась безуспешной, в разных странах его изгоняли и унижали. За 10 лет ему удалось обратить только своего двоюродного брата Маидьомангху. Затем Заратуштра явился ко двору легендарного Кеянида Кави Виштаспы (Гоштасба). Проповедь пророка произвела на царя впечатление и после некоторых колебаний он принял веру в Ахура Мазду и начал способствовать её распространению не только в своём царстве, но и направлять проповедников в сопредельные страны. Особенно близки к Заратуштре стали его ближайшие соратники, визири Виштаспы, братья из рода Хвогва - Джамаспа и Фрашаоштра.

Периодизация зороастризма

  1. Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратуштры и существования зороастризма в форме устной традиции;
  2. Ахеменидский период (558-330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;
  3. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. - 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в империи Кушанов ;
  4. Сасанидский период (226-652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты под руководством Адурбада Махраспандана , развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;
  5. Исламское завоевание (652 н. э. - середина XX века): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман.
  6. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

Течения в зороастризме

Основными течениями зороастризма всегда были региональные варианты. Сохранившаяся ветвь зороастризма связана с официальной религией державы Сасанидов , прежде всего в том варианте, что сложился при последних из этих царей, когда при Хосрове I была произведена последняя канонизация и запись Авесты. Эта ветвь по-видимому восходит к тому варианту зороастризма, что был принят мидийскими магами. Несомненно в других областях иранского мира существовали другие варианты зороастризма (маздеизма), судить о которых мы можем только по фрагментарным свидетельствам, прежде всего арабским источникам. В частности, от маздеизма, бытовавшего до арабского завоевания в Согде , который был ещё менее «письменной» традицией, чем сасанидский зороастризм, сохранились только отрывок на согдийском языке , повествующий о получении Заратуштрой откровения и данные у Бируни .

Тем не менее в рамках зороастризма возникали религиозно-философские течения, определяемые с точки зрения сегодняшней ортодоксии как «ереси». Прежде всего это зурванизм , основанный на большом внимании к концепту Зурвана , изначального вселенского времени, «детьми-близнецами» которого признавались Ахура Мазда и Ахриман. Судя по косвенным свидетельствам, доктрина зурванизма была широко распространена в Сасанидском Иране, но хотя её следы обнаружимы в пережившей исламское завоевание традиции, в целом зороастрийская «ортодоксия» прямо порицает эту доктрину . Очевидно, прямых конфликтов между «зурванитами» и «ортодоксами» не происходило, зурванизм скорее был философским течением, вряд ли как-либо затрагивавшим обрядовую часть религии.

Распространившееся в Римской Империи почитание Митры (митраизм) также часто относят к зороастрийским ересям, хотя митраизм скорее представлял синкретическое учение не только с иранским, но и сирийским субстратом.

Безусловной ересью зороастрийские ортодоксы считали манихейство , в основе которого, однако, был христианский гностицизм .

Ещё одной ересью считается революционное учение Маздака (маздакизм).

Основными вариантами современного зороастризма являются зороастризм Ирана и парсийский зороастризм Индии. Однако различия между ними носят в целом региональный характер и касаются в основном ритуальной терминологии, благодаря происхождению из одной традиции и поддерживающемуся общению между двумя общинами, никаких серьёзных догматических расхождений между ними не сложилось. Заметно лишь поверхностное влияние: в Иране - ислама , в Индии - индуизма .

Среди парсов известны «календарные секты», придерживающиеся одного из трёх вариантов календаря (Кадими, Шахиншахи и Фасли). Чётких границ этих групп нет, догматического различия между ними - так же. В Индии также возникали различные течения с уклоном в мистику, испытывавшие влияния индуизма. Самым известным из них является течение Илм-и Хшнум.

Некоторую популярность среди зороастрийцев приобретает «реформистское крыло», выступающее за отмену большинства обрядов и древних правил, за признание священными только Гат и т. д.

Прозелитизм

Изначально учение Заратуштры было активной прозелитической религией, страстно проповедуемой пророком и его учениками и последователями. Последователи «благой веры» весьма чётко противопоставляли себя иноверцам, считая тех «почитателями дэвов». Тем не менее, в силу целого ряда причин по-настоящему мировой религией зороастризм так и не стал, его проповедь оказалась ограничена главным образом ираноязычной ойкуменой , а распространение зороастризма на новые земли происходило параллельно иранизации их насельников.

Современная священническая иерархия в Иране такова:

  1. «Мобедан-мобед » - «мобед мобедов», наивысший чин в иерархии зороастрийских священнослужителей. Мобедан-мобед выбирается из числа дастуров и возглавляет сообщество мобедов . Мобедан-мобед может принимать обязательные к исполнению зороастрийцами решения по религиозным («гатик») и светским («датик») вопросам. Решения по религиозным вопросам должны быть одобрены общим собранием мобедов или собранием дастуров.
  2. «Сар-мобед » (перс. букв. «глава мобедов», пехл. «бозорг дастур») - высший зороастрийский религиозный чин. Главный дастур на территории с несколькими дастурами. Сар-мобед вправе принимать решения о закрытии храмов огня, о перемещении священного огня с места на место, об изгнании человека из сообщества зороастрийцев.

Занимать эти духовные должности может только «мобед задэ» - человек, происходящий из рода зороастрийских священников, чья преемственность наследуется по отцу. Стать мобед-задэ нельзя, им можно только родиться.

Помимо регулярных чинов в иерархии существуют звания «Рату » и «Мобедъяр ».

Рату - защитник зороастрийской веры. Рату стоит на ступень выше мобедан мобеда и является непогрешимым в вопросах веры. Последним рату был Адурбад Махраспанд при царе Шапуре II .

Мобедъяр - образованный в религиозных вопросах бехдин не из рода мобедов. Мобедъяр стоит ниже хирбада.

Священные огни

Аташ-Варахрам в Йезде

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов . Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:

  1. Шах Аташ Варахрам (Бахрам) - «Царь Победоносный Огонь», Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
  2. Аташ Адуран (Адаран) - «Огонь огней», Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды.
  3. Аташ Дадгах - «Законно установленный Огонь», Огонь третьего ранга, который должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

В Сасанидском Иране существовало три величайших Аташ-Варахрама, соотносимых с тремя «сословиями»:

  • Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников)
  • Адур-Фробаг (Фарнбаг, огонь Парса , огонь воинской аристократии и Сасанидов)
  • Адур-Бурзен-Михр (огонь Парфии , огонь крестьян)

Из них сохранился только Адур (Аташ) Фарнбаг, горящий ныне в Йезде , куда зороастрийцы перенесли его в XIII в. после коллапса зороастрийских общин в Парсе.

Святые места

Священными для зороастрийцев являются храмовые огни, а не само здание храма. Огни могут переносится из здания в здания и даже из одной области в другую вслед за самими зороастрийцами, что и происходило в течение всего периода гонений на религию. Лишь в наше время, стремясь воскресить былое величие своей веры и обращаясь к своему наследию, зороастрийцы стали посещать руины древних храмов, расположенных в местностях, где все жители давно приняли ислам, и устраивать в них праздничные богослужения.

Тем не менее в окрестностях Йезда и Кермана , где зороастрийцы живут постоянно на протяжении тысячелетий, сложилась практика сезонных паломничеств, совершаемых к определённым святым местам. Каждое из таких мест паломничества («пир», букв. «старый») обладает своей легендой, обычно рассказывающей о чудесном спасении принцессы из рода Сасанидов от арабских захватчиков. Особую известность приобрели 5 пиров вокруг Йезда:

  • Сети-пир
  • Пир-е Сабз (источник Чак-чак)
  • Пир-е Нарестане
  • Пир-е Бану
  • Пир-е Нараки

Мировоззрение и нравственность

Главной чертой зороастрийского мировооззрения является признание существования двух миров: mēnōg и gētīg (пехл.) - духовного (букв. «мысленного», мира идей) и земного (телесного, физического), а также признание их взаимосвязи и взаимообусловленности. Оба мира сотворены Ахура Маздой и являются благими, материальное дополняет духовное, делает его целостным и совершенным, материальные блага считаются такими же дарами Ахура Мазды, как и духовные и одни без других немыслимы. Зороастризму чужд как грубый материализм и гедонизм , так и спиритуализм и аскетизм . В зороастризме нет практик умерщвления тела , безбрачия и монастырей .

Дополняющая дихотомия ментального и телесного пронизывает всю систему нравственности зороастризма. Главным смыслом жизни зороастрийца является «накопление» благодеяний (перс. kerfe), прежде всего связанных с добросовестным исполнением своего долга верующего, семьянина, труженика, гражданина и избегание греха (перс. gonāh). Это путь не только к личному спасению, но и к процветанию мира и победе над злом, что связывается непосредственно с усилиями каждого из людей. Каждый праведный человек выступает в качестве представителя Ахура Мазды и с одной стороны фактически воплощает его деяния на земле, а с другой - посвящает все свои благодеяния Ахура Мазде.

Добродетели описываются через этическую триаду: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хваршта), то есть затрагивают ментальный, вербальный и физический уровень. В целом зороастрийскому мировоззрению чужд мистицизм, считается, что каждый человек способен понять, что есть добро, благодаря своей совести (даэна, чиста) и разуму (подразделяемому на «врождённый» и «услышанный», то есть ту мудрость, что приобретена человеком от других людей).

Нравственная чистота и личностное развитие касается не только души, но и тела: добродетелью считается поддержание чистоты тела и устранение осквернения, болезней, здоровый образ жизни. Ритуальная чистота может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Для людей, подвергшихся осквернению, предусмотрены обряды очищения.

Список основных добродетелей и грехов приведён в пехлевийском тексте Дадестан-и Меног-и Храд (Суждения Духа Разума):

Благодеяния Грехи
1. благородство (великодушие) 2. правдивость (честность) 3. благодарность 4. удовлетворённость 5. (сознание) необходимости делать добро благим людям и быть каждому другом 6. уверенность в том, что небо, земля, все хорошее на земле и на небе - от Творца Ормазда 7. уверенность в том, что все зло и противодействие - от лживого проклятого Ахримана 8. уверенность в воскрешении мертвых и конечном воплощении 9. вступление в брак 10. исполнение обязанностей опекуна-попечителя 11. честный труд 12. уверенность в чистой Благой вере 13. уважение к умению и мастерству каждого 14. видеть доброжелательность благих людей и желать добра благим людям 15. любовь к благим людям 16. изгнание из мыслей зла и ненависти 17. не испытывать подлую зависть 18. не испытывать похотливого желания 19. ни с кем не враждовать 20. не причинять вреда имуществу покойного или отсутствующего 21. не оставлять в себе зла 22. из стыда не совершать греха 23. не спать из лености 24. уверенность в язатах 25. не сомневаться в существовании рая и ада и ответственности души 26. воздержание от клеветы и зависти 27. наставление других в благодеяниях 28. быть другом благих и противником злых 29. воздержание от обмана и злобы 30. не говорить ложь и неправду 31. не нарушать обещаний и договоров 32. воздержание от причинения вреда другим 33. оказание гостеприимства больным, беспомощным и путешественникам 1. содомия 2. извращения 3. убийство праведника 4. нарушение брака 5. несоблюдение обязанностей опекуна 6. гашение огоня Варахрам 7. убийство собаки 8. почитание идолов 9. вера во всевозможные (чуждые) религии 10. растрата доверенного 11. поддержание лжи, покрывающей грех 12. праздность («кто ест, но не работает») 13. следование гностическим сектам 14. занятие колдовством 15. впадение в ересь 16. поклонение дэвам 17. покровительство вору 18. нарушение договора 19. месть 20. насильственное присвоение чужого 21. притеснение благочестивых 22. клевета 23. высокомерие 24. прелюбодеяние 25. неблагодарность 26. ложь 27. недовольство (благими) деяниями прошлого 28. злорадство от мучений и страданий благих людей 29. легкость в совершении злодеяний и отсрочка в совершении благодеяний 30. сожаление о благодеянии, совершённом ради кого-либо

Главное нравственное правило

Таковым обычно признаётся фраза из Гат Заратуштры:

uštā ahmāi yahmāi uštā kahmāicīţ

Счастье тому, кто желает счастья другим

Общество

Зороастризм - религия общественная, отшельничество ей не свойственно. Община зороастрийцев именуется анджоманом (авест. hanjamana- «сходка», «собрание»). Обычной единицей является анджоман населённого пункта - зороастрийской деревни или городского квартала. Ходить на собрания общины, обсуждать совместно её дела и участвовать в общинных праздниках - прямая обязанность зороастрийца.

В Авесте называются четыре сословия, на которые разделено общество :

  • атраваны (священники)
  • ратаэштары (воинская аристократия)
  • вастрьо-фшуянты (букв. «пастухи-скотоводы», в дальнейшем вообще крестьянство)
  • хуити («умельцы», ремесленники)

Вплоть до конца Сасанидского времени барьеры между сословиями были серьёзными, но в принципе переход из одного в другое был возможен. После завоевания Ирана арабами, когда аристократия принимала ислам, а зороастрийцам как зимми было запрещено носить оружие, в реальности оставалось два сословия: мобеды-священники и бехдины-миряне, принадлежность к которым наследовалась строго по мужской линии (хотя женщины могли выходить замуж вне своего сословия). Это разделение сохраняется до сих пор: стать мобедом фактически невозможно. Тем не менее сословная структура общества сильно деформирована, поскольку большинство мобедов наряду с исполнением своих религиозных обязанностей, заняты различного рода мирской деятельностью (особенно в больших городах) и в этом смысле сливаются с мирянами. С другой стороны развивается институт мобедъяров - мирян по происхождению, берущих на себя обязанности мобеда.

Из других особенностей зороастрийского общества можно выделить традиционное относительно высокое место в нём женщин и значительно большее приближение её статуса к равноправному с мужчиной по сравнению с обществом окружающих мусульман.

Пища

В зороастризме не существует ярко выраженных пищевых запретов. Основное правило - пища должна приносить пользу. Вегетарианство традиционно зороастризму не свойственно. В пищу можно употреблять мясо всех копытных животных и рыбу. Хотя корове отдаётся большое уважение, упоминания о ней часто встречаются в Гатах, практики запрета на говядину не существует. Также нет запрета на свинину. Тем не менее зороастрийцам предписывается бережное отношение к скоту, запрещается дурное обращение с ним и бессмысленные убийства, предписывается ограничивать себя в потреблении мяса в разумных пределах.

Пост и сознательное голодание в зороастризме прямо запрещены. Существуют только четыре дня в месяц, в которые предписывается отказываться от мяса.

В зороастризме нет запрета на вино, хотя назидательные тексты содержат специальные наставления об умеренном его потреблении.

Собака

Особым уважением у зороастрийцев пользуется это животное. Это во многом связано с рациональным мировоззрением зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершей собаки касаются и нормы погребения людских останков. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде, выделяющие несколько «пород» собак:

  • Пасуш-хаурва - стерегущая скот, овчарка
  • Виш-хаурва - стерегущая жильё
  • Вохуназга - охотничая (идущая по следу)
  • Тауруна (Драхто-хунара) - охотничья, дрессированная

К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.

Обрядовая практика

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и праздничным религиозным церемониям. Священный огонь играет исключительно важную роль в ритуальной практике, по этой причине зороастрийцев часто называют «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь - лишь образ бога на земле. К тому же, зороастрийский культ по-русски было бы не вполне корректным называть поклонением , поскольку во время молитвы зороастрийцы не совершают поклонов , а сохраняют прямое положение тела.

Общие требования к ритуалу :

  • ритуал должен проводиться лицом, которое имеет необходимые качества и квалификацию, женщины обычно проводят только домашние обряды, проведение ими других обрядов возможно только для общества других женщин (если нет мужчин);
  • участник ритуала должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, для достижения которой перед обрядом проводится омовение (малое или большое), на нём должны быть сэдрэ, кушти, головной убор; если у женщины длинные, неубранные волосы, они должны быть накрыты платком;
  • всем присутствующим в помещении, где располагается священный огонь необходимо находиться к нему лицом и не поворачиваться спиной;
  • перевязывание пояса производится стоя, присутствующим на длинных ритуалах позволяется сидеть;
  • присутствие перед огнём при проведении ритуала неверующего человека или представителя другой религии ведёт к осквернению ритуала и его недействительности.
  • тексты молитвы читаются на языке оригинала (авестийский, пехлеви).

Ясна

Ясна (йазешн-хани , вадж-яшт ) означает «почитание» или «священнодействие ». Это основное зороастрийское богослужение, во время которого читается одноимённая авестийская книга, совершаемое как по индивидуальному заказу мирян, так и (чаще всего) по случаю одного из шести гаханбаров - традиционных великих зороастрийских праздников (тогда Ясна дополняется Виспередом).

Ясна всегда совершается на рассвете как минимум двумя священниками: основным зутом (авест. заотар) и его помощником распи (авест. раэтвишкар). Служба проводится в специальном помещении, где на полу расстилается скатерть, символизирующая землю. В процессе службы задействуются различные предметы, имеющие своё символическое значение, прежде всего огонь (аташ-дадгах, обычно зажигаемый от стационарного огня аташ-адорьян или варахрам), благовонные дрова для него, вода, хаома (эфедра), молоко, веточки граната , а также цветы, фрукты, веточки мирта и др. Священники сидят лицом друг ко другу на скатерти, а верующие располагаются вокруг.

В процессе Ясны мобеды не просто почитают Ахура Мазду и его благие творения, они по сути воспроизводят первотворение мира Ахура Маздой и символически исполняют его будущее «совершенствование» (Фрашо-керети). Символом этого становится приготовлямый в процессе чтения молитв напиток парахаома (парахум) из смеси отжатого сока эфедры, воды и молока, часть которого возливают на огонь, а часть в конце службы дают на «причащение» мирянам. Этот напиток символизирует чудодейственное питиё, которое в будущем даст выпить воскресшим людям Саошьянт, после чего они станут бессмертными навсегда и навеки.

Джашн (Джашан)

Перс. Джашн-хани , у парсов Джашан (от др.перс. yašna «почитание». соотв. авест. yasna) - праздничная церемония. Совершается на малые зороастрийские праздники (джашны ), важнейшим из которых является Новруз - встреча Нового года, а также как продолжение празднования гаханбара.

Джашн-хани - это подобие малой Ясны, на котором читают афринаганы (афаринганы) - «благословения». В процессе совершения обряда также задействуются предметы, используемые в Ясне (кроме хаомы), символизирующие благие творения и Амешаспентов.

Символика джашна:

Седре-пуши или Навджот

Парсийская церемония навджот

Седре-пуши (перс. букв. «надевание рубахи») или Навджот у парсов (букв. «новый заотар», изначально так назывался обряд новзуди , см. ниже) - обряд принятия зороастризма

Обряд проводится мобедом. Во время обряда принимающий веру человек произносит зороастрийский символ веры , молитву Фраваране, надевает священную рубаху седре (судрэ) и мобед повязывает ему священный пояс кошти . После этого новопосвящаемый произносит Пейман-е дин (клятву веры), в которой обязуется во что бы то ни стало всегда придерживаться религии Ахура Мазды и закона Заратуштры. Обряд проводится обычно по достижении ребёнком совершеннолетия (15 лет), но может проводиться в более раннем возрасте, но не ранее, чем ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс (от 7 лет).

Пятикратная молитва

Гахи - ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках - гахов:

  • Хаван-гах - от рассвета до полудня;
  • Рапитвин-гах - от полудня до 3 часов по полудни;
  • Узерин-гах - от 3 часов по полудни до заката;
  • Аивисрутрим-гах - от заката до полуночи;
  • Ушахин-гах. - от полуночи до рассвета;

Может быть как коллективным, так и индивидуальным. Пятикратная молитва признаётся одной из главных обязанностей каждого зороастрийца.

Гавахгири

Свадебный обряд в зороастризме.

Новзуди

Обряд посвящения в священнический сан. Проводится при большом стечении мобедов и мирян. В процессе обряда всегда участвует предыдущий посвящённый мобед в этой местности. По окончании церемонии новопосвящённый мобед проводит Ясну и окончательно утверждается в сане.

Обряды погребения

От всех многочисленных зороастрийских общин Ирана , существовавших в раннее исламское время, уже к XIV в. остались только сообщества в останах

Самая древняя из мировых религий откровения, по мнению исследовательницы Мэри Бойс. Зороастризм сложился на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени - Зороастр), полученного им от Бога - Ахура-Мазды. Сами носители называют свою религию бехдин ("лучшая вера"), зороастрийцев Индии принято называть парсами, а тех, кто живёт в Индии - гебрами.

Зороастризм возник в среде арийских народов, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Точное место возникновения не установлено, но наиболее вероятным считается северо-восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Азербайджане и в Средней Азии на территории нынешнего Таджикистана. Существует также теория о зарождении ариев северней - на территории современной России: в Пермском крае и на Урале. В Азербайджане сохранился Храм вечного огня - Атешгях.

1. В древнейшие времена носители древнеиндийских и дреснеиранский культур составляли одно целое. Древнеарийская религия включала в себя почтиание богинь рек и водоёмов (Апас), почитание огня (инд. - Агни, ир. - Атар). Огню и воде совершали возлияния и молитвы. Возлияния огню у индусов назывались яждна, а у иранцев - ясна. Религиозные приношения огню состояли из сухих дров, благовоний, и животного жира; воде - из молока и сока растения хаомы (сомы). Существовали боги природных явлений - неба (Асман), земли (Зам), луны (Мах).Почитали Митру, который олицетворял дух договора. Верховным божеством был Ахура-Мазда (Господь мудрости)

Порядок существовующего мира поддерживался законом природы - у индийцев рта, у иранцев - аша. Это понятие имеет этический компонент, и его противоположностью является ложь (друх, друг).

Мир состоит из 7 частей, в центре самой большой, в котрой живут люди - гора, с неё течёт в море река.

Богов называли Амэша - "бессмертный" и Даэва - "сияющий"

Верили они в загробную жизнь. Душа (урван) задерживалась на 3 дня после смерти на земле, а потом спускалась в подземное царство мертвых, которыйм правил царь Йима. Для того, чтобы пройти в это царство нужно было пройти по мосту.

2. С появлением Заратуштры начинается древнейший, архаический этап зороастризма, который существовал тогда в форме устной традиции. Точное время жизни пророка неизвестно, исследователи сходятся на том, что между 11 и 6 веками до н.э. Это был единственный пророк, который был и жрецом новой религии. Согласно легенде, он был единственным человеком, который при рождении не заплакал, а засмеялся. Когда ему было 30 лет и он отправился за водой для приготовления хаомы, к нему пришло сияющее существо Воху-Мана (благой помысел). Он отвёл его к Ахура-Мазде, от которого он получил откровение.

Заратушстра считал Ахуру-Мазду творцом мира, единственным Богом, существующим вечно.

Оба божества рассматриваются как равноправные творцы мира. Оба они сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. Результатом победы добра будет объединение всего человечества, обретение им единого языка и государственного управления.

У каждого бога есть спутники. У Ахура-Мазды - Аша-Вахишта (благое слово) и Воху-мана (благое дело). У Ангра-Манью - Друг (Ложь) и тоже - Злое слово, злая мысль, злое дело.

Учение зороастризма дуалистично: весь мир, как духовный, так и материальный подразделяется на злое и доброе начало. Силы добра возглавляет Ахура-Мазда (или Охрмазд), а силы зла - Ангра Манйу (Ахриман, "Злой дух"). Человеку отводится крайне важное место, поскольку только он способен на моральный выбор. И каждый человек обязан выбирать между добьром и злом. Когда зло будет побеждено, динамический мир придёт к концу и наступит идеальное, статическое состояние. Появится Спаситель и будут овскрешены умершие. Эти зороастрийские представлениея об аде, рае и конце мира, видимо, повлияли на христианство и ислам. Также в зороастризме признаётся необходимость 5-тикартной молитвы.

После воскресения умерших, бог огня атар расплавит весь металл в горах, он потечёт рекой, и люди должны будут через неё перебираться. Грешники сгорят, а для праведников она будет как парное молоко. Потом эта река потечёт в ад и уничтожить Ангра-Манйу и всё зло. Потом Амэша-спента совершать последнее жертвоприношение и все люди аыпьют "белую Хаому"и станут подобны богам.

Ахура-Мазда сотворил 6 другиж божеств, вместе с ним они составляют Амэша-Спента (Бессмертный святой). Они считаются покровителями и защинкимами (а иногда и олицетворением) 7 добрых творений - неба, воды, земли, растений, скота, человека и огня. Им молились и почитали их как отдельных богов.

Творение мира происходило в 2 этапа: сначала Ахура-Мазда создал всё в духовном состоянии, которое Ангра-Манйу безуспешно атаковал. Когда же всё было сотворено в материальном виде, оно оказалось уязвимым, и Ангра-Манйу удалось испортить все 7 благих творений - море стало солёным, на земле появились пустыни, огонь оказался испорчен дымом, а быка, растения и первого человека он погубил. Но Амэша-Спента объединились и исправили всё, что могли: они очистили семя растения, быка и человека, и появились растения, животные и люди. Так началась вторая эра творения, в которой мы живём и сейчас. Человек должен помогать божествам в борьбе со злом с помощью благого слова, мысли, дела и т.п.

После смерти душа человека будет судима за все действия; возможность попасть в рай зависит от нравственных достоинств, а не от количества жертвоприношений. Добрые и злые дела челвоека кладут на весы, и если добрые перевешивают, то человека встречает девушка (его совесть) и переводит через мост. Если перевешивают злые дела - то совесть приходит в виде стрешной старухи, и сталкивает душу с моста в ад. Если же "ни то, ни сё", то человек отправляется в Мисван-гату (Место смешанных), где существование лишено радости и печали.

В раннем зороастризме отсутствовали здания и алтари, все праздники совершались на открытом воздухе.

3. С 558 года начинает Ахеменидский период (558-330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма.

Появляется представление о Спасителях мира, которых будет трое: сначала придут браться Ухшйат-Эрэта и Ухшйат-Нэма (растящий праведность и растящий почитание). А кода приближится конец мира, в одном озере, в котором чудесном образом сохранится семя пророка, искупается девушка. Он его семени родится мальчик - Астват-Эрэта, который поведёт людей на последнюю битву со злом.

4. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. - 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства;

5. Сасанидский период (226-652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;

6. Исламское завоевание (652 н. э. - середина XX века): упадок зороастризма в Персии, возникновение парсийской общины Индии, создание среднеперсидской литературы, сохранение традиции под властью мусульман.

7. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

В настоящее время группы зороастрийцев сохранились в Иране и в Индии. Также существуют зороастрийские общины в Австралии, Европе, Северной и Латинской Америке, и некоторых других странах. В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие».

Обряды и праздники:

Солнечный календарь включает 360 дней.

Существует 6 религиозных 5ти дневных праздников

    Новый год - символизирует воскрешение мира,

Остальные + новый год в честь 7ми творений и их покровителей - Амэша Спента

    середина весны - в честь сотворения неба,

    середина лета - в честь сотворения воды

    «уборка зерна» - в честь земли

    «возвращение скота с летних пастбищ» - в честь растений

    «середина года» - в честь животных

    накануне весннего равноденствия - в честь создания первого человека. На след. День - новый год - в честь Ахура Мазды + особое почитание душ предков

Поддерживали чистоту себя и мира. Мёртвое тело - самое нечистое и злое, вокруг него собираются злые силы. Вода, огонь, растения - всё священно и их нельзя осквернять трупом. К трупу приближались только особые люди - «носильщики трупов » (насассалары) - которые в первый день после смерти относили тело в особое место, со средних веков строили дахмы (башни молчания), где тело оставляли на съедение птиц и зверей. Потом очищенные кости хоронили в земле. Сейчас используют кладбища.

Существовало жречское сословие, которое совершало сложные обряды очищения, посвящения, свадеб и похорон. Магупати - верховный жрец (при Ахменидах).

5 видов огня - во всех вещах, в телах людей и животных, в растениях, в пламени и в молнии

Кусти - пояс из 72 шерстыных волокон (по числу глав Ясны) - символ зороастризма.

Судра - белая рубашка, на которую надевается пояс.. Пояс символизирует связь человека с Творцом и 3 раза оборачивается вокруг тела (благая мысль, благое слово, благое дело)

Митра - один из младших богов. Первоначально - огонь, солнце, ещё - закон, договор, соглашение. В образе огненного быка сам себя приносит в жертву в день зимнего солнцестояния, чтобы искупить грехи людей. (в 1 тыс. до н.э.)

Его храмы строились в Риме и, видимо, повлиляли на раннее христианство. - Митра - название головного убора епископов. Красная одеда карндиналов похожа на одежду митраистских священников, мист (отсюда слово месса) - хлеб, который преломляли на собраниях. День - 25 декабря.

Зороастр учил, что вернейшую охрану от дэвов даёт человеку чистота мыслей, слов и дел; ставил обязанностями человека трудолюбивую жизнь, воздержание от пороков, особенно от лжи, душевное благочестие, добродетель. О грехах он говорил, что они должны искупаться раскаянием. Зороастрийские жрецы истолковали понятие о чистоте в смысле внешней чистоты, и придумали множество заповедей для её сохранения, множество обрядов для восстановления её, если она чем-нибудь нарушена. Эти чрезвычайно точные и подробные правила очищения, и такие же подробные правила относительно жертвоприношений, молитв, богослужебных обрядов превратили религию служения свету в раболепное исполнение мелочных постановлений, в подавляющую формалистику, исказили нравственное учение Зороастра. Он хотел возбуждать к усердному возделыванию земли, к заботе об укреплении нравственных сил, к энергичному труду и к развитию душевного благородства. Зороастрийские жрецы заменили это казуистической системой правил о том, какими делами покаяния и какими обрядами очищаются разные прегрешения, состоящие главным образом в прикосновении к нечистым предметам. Нечистым было в особенности все мертвое, потому что Ормуздом создано живое, а не мертвое. Авеста дает подробнейшие правила предосторожностей и очищений от осквернения, когда в доме кто-нибудь умер и когда хоронят труп. Приверженцы зороастризма не погребали трупы в земле и не сжигали. Их относили на особенные места, приготовленный для того, и оставляли там на съедение собакам и птицам. Иранцы заботливо остерегались, подходить к этим местам.

Если зороастриец осквернился, то чистоту свою он может восстановить только раскаянием и перенесением наказания по уставу благого закона. «Благой закон, – говорится в Вендидаде, – отъемлет все грехи, совершаемые человеком: обман, убийство, погребение мертвых, непростительные дела, множество высоко нагромоздившихся грехов; он отъемлет все дурные мысли, слова и дела чистого человека, как сильный быстрый ветер с правой стороны очищает небо; благой закон совершенно отсекает всякое наказание». Покаяние и очищение состоят у приверженцев зороастризма главным образом в молитвах и заклинаниях, произносимых по определенным временам дня с точным соблюдением предписанных для этого обрядов, и в омовениях мочой коровы или быка и водой. Самое могущественное очищение, снимающее с зороастрийца все скверны, «девятиночное очищение », –чрезвычайно многосложный обряд, который может совершаться только чистым, хорошо знающим закон человеком и имеет силу только в том случае, если этот очиститель грешника получит такое вознаграждение, какого сам хочет. Эти и другие такие же заповеди и обычаи наложили на жизнь зороастрийцев цепи, отнимавшие у него всякую свободу движений, наполнявшие его сердце тоскливым опасением оскверниться. Для каждой поры дня, для каждого дела, каждого шага, для каждого житейского случая были установлены молитвы и обряды, правила освящения. Вся жизнь была подведена под иго служения тягостной зороастрийской формалистике.

Жертвоприношения в зороастризме

О жертвоприношениях у зороастрийцев Геродот рассказывает следующие подробности (I, 131). «У персов нет обычая строить храмы и алтари; они даже считают глупыми тех, кто делает это потому что не думают, как эллины, что боги имеют человеческий вид. Когда они хотят принести жертву, то не воздвигают алтаря, не зажигают огня и не возливают вина; нет у них при жертвоприношениях ни свирелей, ни венков, ни поджаренного ячменя. Когда перс хочет принести жертву, он ведет жертвенное животное на чистое место, молится богу, обыкновенно оплетает тиару миртовыми ветвями. Приносящий жертву не может просить милости у бога себе одному, он должен также молиться за всех персов и за царя. Разрезав жертвенное животное на части и сварив мясо, он устилает землю самою нежною травою обыкновенно клевером, и кладет на эту подстилку все мясо. Когда он сделал это, подходит маг и начинает петь гимн о рождении богов, – так называется у них заклинание. Без мага персы не могут совершать жертвоприношений. После того принесший жертву берет мясо и поступает с ним, как хочет».

У Страбона находим следующие подробности о зороастрийских жертвоприношениях: «У персов есть замечательные здания, называющаяся пиретиями; посредине пиретия стоит алтарь, на котором много пепла, и маги поддерживают на нем вечный огонь. Днём они входят в это здание и молятся с час времени, держа перед огнем связку палок; на головах у них войлочные тиары, спускающиеся по обеим щекам и закрывающие губы и подбородок. – Жертвы приносят они на чистом месте, помолившись и положив венок на животное, приносимое в жертву. Маг, совершив жертву, раздает мясо; каждый берет свой кусок и уходит, не оставляя богам ничего, потому что богу нужна только душа жертвы; но по словам некоторых, они бросают в огонь кусок сальниковой перепонки. Когда они приносят жертву воде, они идут к пруду, реке или ручью, роют яму и режут жертву над нею, принимая предосторожности, чтобы кровь не падала в воду и не осквернила ее. Потом кладут куски мяса на миртовые или лавровые ветви, зажигают костер тоненькими палочками и поют заклинания, возливая масло, смешанное с молоком и медом, но не в огонь и не в воду, а на землю. Заклинания поют они длинные, и при этом держат в руке пучок сухих миртовых палочек».

История священных книг зороастризма

До нас дошли следующие предания о судьбах священных книг зороастризма. Денкард, зороастрийское сочинение, которое парсы считают написанным во времена Сасанидов , говорит, что царь Висташпа повелел собрать все книги, написанные на языке магов, чтобы вера поклонников Ахурамазды имела твердую опору. Книга Арда-Вираф Наме, которая считается написанной тоже еще во времена Сасанидов, говорит, что религия, полученная от бога благочестивым Зороастром, сохранялась триста лет в чистоте. Но после того Ахриман возбудил Искандера Руми (Александра Македонского), и он завоевал и опустошил Иран и убил иранского царя. Он сжег Авесту, которая была написана на коровьих кожах золотыми буквами и хранилась в Персеполе, убил многих зороастрийских жрецов и судей, бывших опорами веры, внес в иранский народ раздор, вражду и смятение. Иранцы не имели теперь ни царя, ни наставника и верховного жреца, знающего религию. Они исполнились сомнений... и у них возникли разные религии. И были у них разные веры, до того времени, когда родился святой Адербат Магресфант, на грудь которого лили расплавленный металл.

Книга Денкард говорит, что уцелевшие отрывки Авесты были собраны еще при парфянских Аршакидах . Затем сасанидский царь Артакшатр (Ардашир ) призвал в свою столицу гербада Тосара, принесшего священные книги зороастризма, которые были прежде того рассеяны. Царь повелел, чтоб они были законом веры. Сын его, Шапур I (238 – 269 по Р. X.) повелел собрать и снова присоединить к Авесте медицинские, астрономические и другие книги, которые были рассеяны по Хиндустану, Руму (Малой Азии) и другим странам. Наконец, при Шапуре II (308 – 380) Адербат Магресфант очистил от прибавок изречения Зороастра и перенумеровал нашки (главы) священных книг.

Зороастрийские боги Ахурамазда (справа) и Митра (слева) вручают знаки царской власти сасанидскому шаху Шапуру II. Рельеф IV века по Р. Х. в Так-е-Бостане

Из этих легенд ясно, что:

1) Зороастр дал священный закон при царе Густаспе (Висташпе). Одно время полагали, что этот Густасп – Гистасп, отец Дария I , и потому думали, что Зороастр жил в середине VI века до Р. X.; это по-видимому подтверждалось другими свидетельствами; а если так, то Зороастр был современником Будды . Кое-кто даже полагал, что в буддизме находятся учения Зороастра. Но исследователи XIX столетия (Шпигель и другие) пришли к выводу, что Висташпа Авесты не Гистасп, отец Дария, а бактрийский царь, живший гораздо раньше, тот Густасп, которым кончается первый цикл иранских преданий, пересказываемых в первых отделах Шахнаме Фирдоуси , и поэтому Зороастр, подобно этому Густаспу или Висташпе, должен быть относим к доисторическому времени. Но это вовсе не значит, что книги, приписываемые ему, принадлежат времени, очень древнему. Они – сборники, мало-помалу составленные зороастрийскими жрецами, одни раньше, другие позже.

2) Предания говорят, что зороастрийские книги были сожжены Александром, что он убивал верующих и подавлял религию. По другим рассказам, он велел перевести на греческий язык книги об астрономии и медицине, а все другие сжечь, и потом эти сожженные книги были восстановлены по памяти (как книги китайские). Эти сказания неправдоподобны; во-первых, они совершенно противоречат политике Александра, старавшегося приобретать расположение азиатов, а не оскорблять их; во-вторых, известия греческих и римских писателей ясно показывают, что священные книги персов продолжали существовать при Селевкидах и парфянах . Но военные бури, разразившиеся над Персией после смерти Александра, и в продолжение многих столетий разрушавшие все в Иране, были, по всей вероятности, очень вредны для зороастризма и его священных книг. Еще гибельнее для этих верований и книг было влияние греческой образованности, которую распространяли повсюду в Иране основанные во всех его областях греческие города. Религия Зороастра была, вероятно, вытеснена более высокой греческой культурой и некоторые из священных книг её утратились в это время. Они тем легче могли погибнуть, что язык, на котором они написаны, был уже непонятен народу. Вероятно, это и послужило поводом к возникновению предания о том, что зороастрийские священные книги были сожжены Александром.

3) Предания говорят, что зороастрийская религия была восстановлена и вновь сделана господствующей в Иране при сасанидских царях Ардашире и Шапуре. Это известие подтверждается историей. Основанием власти низвергшей парфян в III веке нашей эры династии Сасанидов было восстановление староперсидских учреждений и, в частности, национальной религии. В своей борьбе с греко-римским миром, грозившим совершенно поглотить Иран, Сасаниды опирались на то, что они – восстановители староперсидских законов, обычаев и верований. Они называли себя именами староперсидских царей и божеств; восстановили старинное устройство войска, созвали многочисленный собор зороастрийских магов, велели разыскивать священные книги, которые уцелели где-нибудь, учредили сан великого мага для заведывания духовенством, получившим иерархическое устройство.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Древний «зендский» язык был уже непонятен народу. Не знало его и большинство жрецов; потому Сасаниды велели перевести священные книги на тогдашний народный язык западного Ирана, пехлевийский или гузварешский , – тот язык, на котором сделаны надписи первых времён Сасанидской династии. Этот пехлевийский перевод зороастрийских книг скоро получил каноническое значение. В нем сделано разделение текста на главы и стихи. Было написано множество богословско-филологических комментариев к нему. Очень может, что прославляемые в парсийских преданиях знатоки священного зороастрийского писания, Арда Вираф и Адербат Магресфант участвовали в этом переводе. Но смысл текста священных книг, по-видимому, подвергся в пехлевийском переводе множеству изменений, отчасти, вероятно, потому, что некоторые места подлинника были не поняты переводчиками, отчасти потому, что древний закон уже не охватывал всех общественных отношений современной жизни, и приходилось дополнять его переделками и вставками. Из богословских исследований того времени произошёл трактат, излагающий результаты ученых изысканий о космогонии и других догматах религии Зороастра – Бундехеш . Он написан на пехлевийском языке, и пользуется у парсов большим уважением.

Цари и народ очень строго держались восстановленной зороастрийской религии, цветущим периодом которой были времена первых Сасанидов. Христиане, не хотевшие принять вероучение Зороастра, подверглись кровавому преследованию; и евреи, хотя пользовались большею терпимостью, были много стесняемы в исполнении правил своей веры. Пророк Мани, сделавший попытку соединить в своём манихействе христианское учение с учением Зороастра, был предан мучительной смерти. Войны византийцев с Сасанидами ухудшали положение христиан в Персии, потому что персы предполагали в своих христианах сочувствие к единоверцам; впоследствии, они по политическому расчету покровительствовали несторианам и другим еретикам, отлученным от православной византийской церкви.

Царство Сасанидов пало с гибелью в борьбе с арабами последнего шаха династии, Йездегерда , и по Персии распространился ислам . Но пять столетий прошло прежде, чем совершенно исчезло в ней поклонение огню. Зороастризм так упорно боролся против мухаммеданского владычества, что еще и в X веке были восстания с целью восстановить престол Сасанидов и снова сделать вероучение Зороастра государственной религией. Когда древнее вероучение зороастризма было совершенно побеждено, персидские жрецы и ученые сделались наставниками своих победителей во всех науках; персидские понятия приобрели сильное влияние на развитие мухаммеданской образованности. Небольшая парсийская община держалась некоторое время в горах. Когда преследование достигло и до этого её убежища, она переселилась в Индию и, испытав там много невзгод, нашла себе наконец прочный приют на Гуджаратском полуострове. Там уцелела она доныне, и остается верна древнему учению Зороастра, заповедям и обрядам Авесты. Вендидад и некоторые другие части пехлевийского перевода Авесты, принесенные в Индию этими переселенцами, были тут в XIV веке нашей эры переведены с пехлеви на санскрит и на народное наречие.