(025) Гирьки для взвешивания золота народности акан (ашанти). Гана, Западная Африка. Akan GOLDWEIGHT - Фунтофилия - коллекционирование гирь — LiveJournal. Значение слова ашанти Примеры употребления слова ашанти в литературе

Который относятся к подгруппе ква нигеро-конголезской макросемьи вольта-конголезской группы. В XIX веке христианские миссионеры создали письменность для языка на основе латинской графики (Шпажников 2007, 76).

Среди ашанти много христиан (католиков и протестантов - англикан , пресвитериан , методистов); есть приверженцы синкретических христианско-африканских церквей и сект. Во второй половине XX века среди ашанти стали появляться общины мусульман-суннитов ; ашанти составляют большую часть секты Ахмадийя. Сохраняют культ предков (асаманфо), объектом которого были вожди и старейшины, и культ сил природы (особенно духов рек и др. водоёмов). Имеются пантеон духов (обосом ) и представления о сверхъестественном существе Ньяме (небесное божество, демиург, первопредок) и хтоническом божестве Асасе. Широко распространены фетиши-обереги (суиман ). Ежегодно в сентябре устраиваются праздник Оджира («очищение»), а через каждые 6 недель - Великий (Большой) Адаэ или Малый Адаэ (поочерёдно), тесно связанные с культом предков и др. традиционными верованиями . Ньяме и Асасе, наряду с мудрым пауком Анансе - постоянные персонажи фольклора и мифов. (Шпажников 2007, 77)

Согласно преданиям (а вся история аканов до XIX в. в значительной степени основана на устной традиции), предки аканов (протоаканы) заняли нынешнюю территорию в XIII-XV вв. По мнению ряда исследователей, протоаканы сформировались в зоне саванн к северу от лесного пояса в междуречье Чёрной Вольты и Комоэ и около 1000-1300 гг. двумя группами мигрировали на юг - в лесную зону. По археологическим данным, наиболее ранние поселения появились здесь около 1200 г. Древнейшим центром аканской цивилизации в лесной зоне считается считается основанный в XV в. город Боно-Мансу , бывший по-видимому крупным торговым центром. Руины Боно-Мансу сохранились в 180 км к северу от Кумаси . В XVI в. в междуречье Пра-Офин-Бирим сложилось потестарно-территориальное образование Аданси , известное и как Акани . Термином «Акани» европейцы часто называли не только Аданси, но и другие аналогичные образования этого района, возникшие в XVI-XVII вв.: Ассин , Денчьира и Инта , фактически отождествляя их с культурно-лингвистическим понятием «акан ». (Попов 1982, 14-15)

К XVII в. в лесной зоне сформировалось 3 главных аканских потестарных образования: Денчьира на западе, Акваму на востоке и Ачем в центре. Победа Денчьира над Аданси в начале XVII в. привела в движение массы людей, значительная часть которых переселилась в страну Амансе в районе озера Босомчви. В Амансе находился город Асантемансо , откуда, по преданию, произошли все ашантийцы. Ныне крошечная деревня Асантемансо сохраняет своё значение в качестве религиозного центра. Это самое священное место для ашантийцев. Вторая половина XVII в. была временем миграций, войн, интенсивной коммерческой деятельности различных европейских держав на гвинейском побережье. В результате этого этническая и политическая карты лесной зоны Золотого Берега изменились - аканские народы потеснили эве на восток, гуан - на север, часть аканов ушла на запад (на территорию современного Кот-д’Ивуара , но основная масса переселенцев устремилась на северо-запад в страну Кваман , которая позднее и стала известна как страна Ашанти. Переселенцы из Асантемансо разбили военные отряды жителей Квамана и основали город Кумаси . (Попов 1982, 17)

Конфедерация ашанти была создана в конце XVII - начале XVIII века как военный союз нескольких территориально-потестарных образований (оманов ) во главе с правителем Кумаси для борьбы с Денчьира. Конфедерацией управляли верховный вождь (асантехене - отсюда происходит этноним «ашанти»), его соправительница (асантехема , «королева-мать») и совет старейшин , в который входили вожди оманов (оманхене ) и военные вожди (асафохене ). Термин «асанте» означает «люди, объединившиеся для войны». Это понятие возникло примерно во второй половине XVII в. в связи с организацией военного союза нескольких оманов против Денчьира. Основными компонентами структуры омана являлись позднепервобытные общины (акура ), большие семьи (фиефо ), матрилинейные роды (абусуа ), патрилинейные группировки (нторо ) и подразделения военной организации (асафо ). Возникло деление на знать , свободных общинников и рабов . (Попов 1982, 18-19)

Практически в течение всего XVIII в. Конфедерация Ашанти боролась с соседями за контроль над торговым и путями на юг, к побережью гвинейского залива (с победой над Денчьира ашантийцы получили права на монопольную торговлю с голландским фортом Эльмина) и север в страны Западного Судана . К началу XIX в. Конфедерация Ашанти превратилась в мощную державу, под контролем которой находились земли, примерно соответствующие территории современной Ганы . (Попов 1982, 20)

В течение всего XIX в. Конфедерация Ашанти боролась за выход к европейским факториям и отстаивала свою независимость в борьбе с англичанами и их союзниками (фанти , га и др. народами побережья) в так называемых англо-ашантийских войнах . Первые 5 войн закончились победой ашанти (1806, 1811, 1814-1815, 1823-1826, и 1863 гг.). Великобритания признала независимость Ашанти. По договору 1831 года была определена граница между Ашанти и английскими колониальными владениями . Во время шестой войны (1873-1874) англичане проникли вглубь страны, столица Ашанти была сожжена и разграблена. Все военные укрепления и дворец асантехене были взорваны, но удержаться в Кумаси англичанам не удалось. Формально ашантийцы сохранили свою независимость. Однако по договору они должны были выплатить Великобритании 50 тыс. унций золота и отказаться от притязаний на Эльмину (поводом к войне послужило нежелание англичан платить ашантийцам за право торговать и иметь поселение в Эльмине, которую они купили у голландцев в 1872 г.) С потерей последнего подконтрольного порта Эльмины в 1872 г. ашантийцы утратили монополию торговли с европейцами во внутренних районах Золотого Берега. Англичанам разрешалась свободная торговля на территории страны, в Кумаси был направлен чиновник, чтобы контролировать соблюдение всех условий договора. (Попов 1982, 25-29)

Поражение в шестой войне фактически ознаменовало конец самостоятельного развития ашантийцев. Конфедерация стала разваливаться, многие оманы объявили о своей независимости от Кумаси, начался период дезинтеграции и упадка. Седьмая, и последняя, англо-ашантийская война в 1895-1896 гг. завершилась полным поражением Ашанти. Страна была объявлена английским протекторатом, а после неудачного восстания в 1900 г. включена в состав колонии Золотой Берег . В 1935 г. англичане формально восстановили государство Ашанти, однако фактически власть в стране оставалась в руках английского губернатора Золотого Берега. После образования независимого государства Гана территория Ашанти по конституции 1957 г. получила статус области. (Попов 1982, 32)

Традиционные занятия - ручное циклично-залежное

April 12th, 2015

На вес золота.
Н.Стасов.
Журнал "Вокруг Света" - http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5517/



В лавочках Аккры среди многочисленных изделий из дерева, кожи, слоновой кости иногда можно видеть миниатюрные медные, бронзовые или латунные фигурки людей, животных, птиц или просто кусочки металла различной формы с непонятными узорами и рисунками. Торговцы сувенирами мало что знают об этих фигурках и, в лучшем случае, скажут, что называются они голдуэйтсами (1 Название происходит от английских слов gold - золото и weight - гирька, разновесок. - Авт.) и в старину использовались как разновески для золотого песка...


Я, как и большинство приезжающих в Гану иностранцев, не имел практически никакого представления о разновесках и, наверно, также предпочел, бы им более эффектные и «выигрышные» произведения искусства народа Ганы... Если бы не довелось мне побывать в одной деревенской мастерской золотых дел мастера, куда повез меня знакомый ашантиец (Ашанти - одно из племен народности Акан (Гана). - Авт.).


...Было заметно, что хозяин не привык к визитам посторонних, и только после долгих просьб разрешил осмотреть мастерскую. Легкое строение с крышей из пальмовых листьев в глубине двора. В одном углу - низкий стол с несложными орудиями труда: несколько гладких разного размера деревянных дощечек и палочек, металлические ножички и остро отточенные прутики, различные по форме и весу молоточки. Здесь же на столе - переносная наковальня. Возле стола - большой калабаш с глиной и несколько горшочков меньших размеров. В противоположном углу - очаг из камней и кирпича-сырца с подвешенным над ним котелком для плавки и разливки металла. Снизу к очагу подведена трубка от ножного меха. К очагу прислонены клещи с длинными рукоятками. Вот, пожалуй, и все оборудование мастерской.


И здесь же, на небольшом возвышении, стояли десятки медных фигурок людей, животных, птиц. Это были те самые разновески, голдуэйтсы.
- Да, да, - ответил на мое недоумение мастер. - Это тоже моя работа. А как же иначе... Не умеешь лить медь, не берись за золото.
Так начал мне открываться удивительный мир голдуэйтсов. И начал, естественно, с легенд.


...Много лет назад по воле богов раскололась гора Босумтви, и из ее недр вышли первые ашантийцы. Они стали жить на земле, где боги рассеяли много золота. Это золото принадлежало ашантийцам, и прежде всего их королю Осею Туту. В знак этого боги подарили ему золотой трон.
Осей Туту, который сидел под деревом кумнини, был поражен, когда трон опустился ему с неба на колени, а его врачеватель и предсказатель будущего Аконье объявил вождям всех племен, что Осей Туту избран богами быть королем королей - асантехене и в золотом троне заключена «сун-сум» - «душа» всего ашантийского народа...
В мистической форме эти легенды отражают некоторые реальные события и исторические ситуации. Действительно, во время правления Осея Туту (1697- 1731 годы) под его властью укрепилась федерация племен Акан, а основой их богатства были золотые месторождения и россыпи, издавна известные на земле ашанти.
Вот что свидетельствуют о том португальские хроники: «Фернао Гомес был так настойчив и удачлив, что вскоре его люди открыли источник золота в месте, которое сейчас зовем Эльмина... В крепости Эльмина торговля очень возросла, и ежегодно в Португалию вывозится до 170 000, а иногда и больше, дублонов хорошего золота высокой пробы. Страна называется Аксим...»
Блеск ашантийского золота манил к себе всех любителей легкой наживы, и вслед за португальцами в прибрежных водах Золотого Берега появляются французские, английские, датские, прусские корабли. В XVI веке золото, вывозимое с Золотого Берега, составляло от 10 до 35 процентов мировой добычи.


Искусство обработки золота было хорошо развито еще до появления европейцев и всегда вызывало их удивление. Вот что пишет один французский купец, посетивший Золотой Берег во второй половине XVII века.
«...Золотых дел мастера в состоянии делать большое количество мелких предметов и украшений из золота, особенно это декоративные пуговицы гладкие или филигранной работы; гладкие кольца или браслеты в виде цепочек; любопытные броши для шляп и украшения для шпаг, а также много других) оригинальных предметов; я очень часто любовался тем, как мастерски изготовлены предметы из литого золота или отделаны филигранью - они очень точно передавали форму морских ракушек, а также всяких других моллюсков...»


Золото в земле ашанти было основным эквивалентом рыночной стоимости любого товара. Осталось любопытное свидетельство одного английского путешественника:
«Мои покупатели перешли к оплате и буквально начали засыпать золотым песком. От Ассини до Вольты и по всей земле Ашанти золотой песок ходит как деньги, за него можно купить даже связку бананов, и это я видел сам: несколько крупиц золота кладут на лезвие ножа и затем ссыпают в матерчатый мешочек. Кажется, все взрослые мужчины и женщины являются специалистами по золоту... Взвешивают золото с помощью маленьких красных ягод, а иногда с помощью местных разновесков, которые имели форму насекомых и птиц».


Но почему же все-таки разновески, голдуэйтсы, не были, как бы мы сказали, стандартизированы? Откуда такое великое разнообразие форм?
В том-то и дело, что для ашанти каждый голдуэйтс был не менее точен, чем для нас гирька с цифровым клеймом. Старый мастер, когда я задал ему этот вопрос, ответил:
- В ваших деньгах, которыми вы меряете золото, нет души.
Дело в том, что европейская система расчетов была, основана на непонятных для африканцев ценностях: за свои товары европейцы стремились брать только чистое золото, а за местные товары предлагали монеты. Причем оказывалось, что золотые монеты были не из чистого золота, а серебряные - из низкопробного металла. Ценность медных монет для местных жителей была вообще непонятна. Вполне естественно, что такая система платежа не могла завоевать авторитета, и местные жители отказывались принимать европейские деньги. В тех же, случаях, когда эти монеты попадали в их руки, то они быстро превращались в различные украшения.
А традиционная система расчетов при помощи разновесков была близка и понятна каждому африканцу. Межплеменные и внутриплеменные отношения всегда были очень сложными, так как основывались на многочисленных религиозных, правовых, брачных и других древних традициях.


Одни племена, например, платили дань за проход через чужую территорию. В периоды войн племена-союзники вносили определенные суммы на общие расходы. Различные пожертвования были широко распространены по самым разным случаям - будь то светские и религиозные праздники, смерть вождя или избрание нового. Взимались штрафы за нарушение норм морали, убийство, особые платы были для выкупа военнопленных, рабов и так далее. Но во всех случаях расчеты производились непременно золотым песком, а мерой его каждый раз для каждого случая служили специальные фигурки разновесков.


Ашантийцы как бы одушевляли золотой песок. Одинаковый, он, «проходя» через голдуэйтсы, принимал живое и каждый раз новое обличье. Золотой песок включался в неразъемную и всеобъемлющую сферу народной культуры.
Я разглядывал голдуэйтсы мастера, и он объяснял их. Вернее, он «читал» их, как мы читаем книги.


...Человек с трубкой во рту и бочонком на голове. Содержание разновеска полно иронии, так как любой понимает, что речь идет о поговорке: «Если несешь порох на голове, то лучше не курить». Другими словами, это совет не быть таким же глупым, как этот человек, и не подвергать себя ненужной опасности. Правда, некоторые предпочитают другое шутливое толкование вроде нашего: «Семь бед - один ответ».


...Гербалист - народный врачеватель - скоблит кору дерева одон, которая служит для приготовления лекарств. Пословица, связанная с этим разновеском, гласит: «Только глупый гербалист может скоблить одон так, чтобы кора падала на землю», так как считается, что упавшая на землю кора теряет свою лекарственную силу. Мораль: умный человек всегда попросит помочь ему, если это нужно для дела.


...Человек со связкой дров на голове (иногда вместо дров - кувшин). С этим разновеском связана пословица: «Пока есть голова, не избежать носить на ней грузы». Думается, что пояснений не требуется.

...Человек держит в руках калабаш - «Дождь прошел, а он вышел собирать воду».
...Два человека здороваются. Эти люди долго не видели друг друга. Один любит прихвастнуть и рассказывает другому о всяких небылицах. Второй внимательно слушает. Эта полная юмора сценка означает: «Самое удивительное случается там, где нас не было...»
...Палач. В одной руке он держит меч, а в другой - человеческую голову. На первый взгляд это довольно мрачная картина, но ее смысл не оправдывает предположений. Разновесок буквально повторяет русскую поговорку: «Снявши голову, по волосам не плачут».
...Фигурка сидящего человека. Перед ним - камни. Смысл сценки: «Не бросай камни в того, кто к ним может быстрей дотянуться».


...Петух. Пословица говорит: «Петух, перестань делать столько шума. Твоя мать - всего только яйцо».
...Лодка. «Чтобы плыть в лодке, нужно грести с двух сторон». Иными словами: «В единстве - сила».
А потом мастер задул горн. Ему помогал внук - парнишка лет четырнадцати. Мой провожатый объяснил, что мастерство золотоумельцев передается от поколения поколению, а все мастера образовывали как бы единую семью и строго хранили свои секреты, так как их разглашение могло обидеть духов предков. Каждый раз, когда мастер получал новый заказ, он приносил в жертву курицу, фазана или цесарку и делал угощение духам своих предков и прародителю всех золотых дел мастеров в Ашанти Фусу Кваби, который, по легенде, и изготовил опустившийся с неба золотой трон. Впоследствии Фусу Кваби отобрал себе несколько способных учеников и научил их искусству делать украшения из золота и серебра и отливать разновески. С тех пор, говорят, золотых дел мастера и оказались в привилегированном положении при дворе короля.
Изготовление золотых украшений было основным занятием мастера, но не менее важным было и его умение отливать разновески. Дело в том, что многие украшения из золота представляли собой такие же миниатюры, как и голдуэйтсы. Таким образом, мастерство изготовления золотых украшений и мастерство изготовления разновесков были разными проявлениями одного и того же искусства народной мелкой пластики.


Искусство мастера проявлялось прежде всего в знании фольклорной мудрости и умении наглядно и лаконично выразить их в маленьких фигурках голдуэйтсов. Причем если, изображая животных и птиц, мастер старался как можно полнее передать сходство с натурой, то, отливая фигурки людей, стремился лишь к наглядному выражению идеи. Портретного сходства здесь не требовалось - более того, оно было не нужно, так как в статуэтке изображался не конкретный человек, а какой-либо персонаж народной пословицы или поговорки. Портретное сходство только ухудшило бы понимание смысла.


(Мой знакомый с улыбкой добавил, что в старые времена не было туристов, которым можно продать самую неважную поделку. Разновески предназначались для таких же, как он, ашантийцев, а они не хуже мастера знали местные традиции, обычаи, фольклор.)
Тем временем мастер раздул горн, и я почувствовал, что мое присутствие здесь больше неуместно, ибо становился свидетелем священнодействия...
Вообще-то сам процесс изготовления голдуэйтсов не очень сложен, и он известен повсеместно. Из воска мастер лепит фигурку, которая очень тщательно обмазывается глиной - так, чтобы не образовывались пузырьки и глина плотно облегала фигурку. Обычно к нижней части (ноге, туловищу, подставке фигурки) прикрепляется шнурок из воска - будущий литок. Если фигурка сложная или это композиция из нескольких фигурок, то делается несколько литков. Затем этот глиняный кокон сушат, а после сушки обжигают в печи и выплавляют воск. В пустоты, оставшиеся от выплавленного воска, заливают медь или любой из ее сплавов.


После того как металл остынет, кокон разбивают, очищают фигурку от остатков глины и удаляют литки.
...Через несколько дней мой знакомый вновь привез меня к мастеру. Он протянул мне бронзовую птичку с повернутой назад головой.
- Смотреть назад бесполезно, - расшифровал мой знакомый смысл фигурки.
- О прошлом никогда забывать нельзя, - поправил его мастер...


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Образцы гирь. Фото из Инета.


Коллекция гирь. Фото из Инета.



Гиря весом 73,63 гр.


Фото из Инета.


Изготовление гирь.

АШАНТИ (ашантийцы, на языке хауса - тонава, на языке манде - блу, на языке гур - камбон, камбоси; самоназвание - асанте, буквально - военный союз), народ группы акан в центральных районах Ганы (области Ашанти и Бронг-Ахафо в междуречье Вольты и Тано). Численность - 2,8 миллиона человек (2000 год, оценка). Язык ашанти - один из официальных языков Ганы, входит в диалектный пучок чви-фанти (акан). Около 50% ашанти - христиане (католики, англикане, методисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.), около 30% - мусульмане (в том числе последователи секты ахмадие), остальные придерживаются традиционных верований.

Этническая общность ашанти сформировалась во 2-й половине 18-начале 19 веков в рамках Ашанти конфедерации. Занимаются ручным земледелием, золотодобычей, работой по найму (на плантациях, лесоразработках, в городах). Сохраняются культы предков (асаманфо), объектами которого являются вожди и старейшины, сил природы (прежде всего духов рек и других водоёмов), духов (обосом) во главе с небесным духом, демиургом и первопредком Ньяме и др. Ньяме и хтонический женский дух Асасе (наряду с мудрым пауком Анансе) - основные персонажи сказок, пословиц и мифов. Ежегодно в сентябре отмечается праздник Очищения (Оджира), в декабре - праздник урожая (Апо), каждую 6-ю неделю - попеременно Великий или Малый Адаэ. Распространены фетиши-обереги (суман).

Развита обработка металла (бронзы, меди, золота): украшения (кольца, браслеты, орнаментированные диски, маски-подвески, изображающие побеждённых вождей и подвешивавшиеся к мечу победителя; наиболее знаменита маска из сокровищницы правителя Кофи Калкали), парадное оружие и др. В технике литья по восковой модели изготавливали скульптурные гирьки для золотого песка (аберамбо): геометрические фигуры (более ранние), изображения людей, животных, растений, символов власти, оружия, орудий труда (известно до 500 сюжетов); ритуальные сосуды (кудуо) на высоком поддоне с гравированным орнаментом на тулове и скульптурной композицией на крышке (в том числе золотой кудуо правителя Осаи Туту). Из обожжённой глины создавалась погребальная скульптура в виде голов (реже фигур) предков, ритуальные сосуды, курительные трубки, навершия деревянных гребней, посохов и др. Керамические сосуды покрывались рельефным или процарапанным геометрическим орнаментом, иногда с изображениями человеческих личин. Из дерева вырезались фигурки воинов, пленных и др.; куклы с цилиндрическим туловищем, длинной шеей, большой головой в виде плоского, выпуклого или вогнутого диска, короткими распростёртыми в стороны руками, служившие игрушками для девочек, и амулетами, обеспечивающими плодородие, - для женщин (акуа-ба); ритуальные скамейки вождей, покрытые резным орнаментом, иногда инкрустированные медью или серебром, слоновой костью, в том числе «Золотой трон» (сикаджу) правителя ашанти. Для антропоморфной скульптуры характерны кольцеобразные складки на шее, возможно, передающие украшения.

Лит.: Rattray R. S. Ashanti. Oxf., 1923; idem. Religion and art in Ashanti. Oxf., 1927; Шандицева Т. Б. Каталог гирек ашанти для взвешивания золотого песка в собрании ГМИНВ // Сообщения Государственного музея искусства народов Востока. М., 1973. Вып. 7; McLeod М. D. The Asante. L., 1981; Morrison М. К. С. Ethnicity and political integration: the case of Ashanti, Ghana. Syracuse (N. Y.), 1982; Попов В. А. Ашантийцы в XIX в.: Опыт этносоциологического исследования. М., 1982.

В. А. Попов; Н. Е. Григорович (искусство).

АШАНТИ, асанте, или асантефо (самоназвание - «объединившиеся для войны»), ашантийцы, асианте, тон, тонава, камбон, камбоси, народ группы акан в центральных районах Ганы . Живут между рек Вольта и Тано (области Ашанти и Бронг-Ахафо). Численность 3,3 млн. человек. Родственные народы: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др. Относятся к негрской расе большой негроидной расы. Языки ашанти, аквапим и ачем, часто рассматриваются как диалекты языка чви (тви) - чви каса. Письменность на латинской основе с 19 в. Сохраняют традицмонные верования, есть христиане (католики и англикане), мусульмане-сунниты.

Этническая общность ашанти сформировалась в середине 18 - начале 19 вв. в результате консолидации аканских групп на территории Конфедерации Ашанти (около 1700-1896), возникшей как военный союз нескольких племён-вождеств (оманов). Во главе конфедерации стояли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема), часто называемая королевой-матерью, и совет старейшин, состоявший из оманхене и военных вождей (асафохене). Экономика Конфедерации Ашанти основывалась на работорговле и посреднической торговле золотом и орехами кола. Опираясь на сильную военную организацию, правители Ашанти завоевали право на монопольную торговлю с европейцами и к началу 19 в. контролировали почти всю территорию современной Ганы . Основными компонентами структуры омана являлись позднепервобытные общины (акура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды (абусуа), патрилатеральные группировки (нторо) и подразделения военной организации (асафо). Возникло деление на знать, свободных общинников и рабов.

Основные традиционные занятия - ручное циклично-залежное земледелие (ямс, маниок, таро, батат, земляной орех, просо, кукуруза, сорго, рис, ананасы, цитрусовые, бананы, бобовые, томаты, овощи, возделывание масличной пальмы и дерева кола), животноводство (мелкий рогатый скот, свиньи, птица), золотодобыча. Охота, рыболовство и собирательство имеют вспомогательное значение. Работают по найму на плантациях какао, лесоразработках, в горнодобывающей промышленности и на промышленных предприятиях в городах. Из ремёсел развиты кузнечное, художественная обработка золота, серебра, бронзы (чеканка, ковка, литьё), гончарное, ткацкое, резьба по дереву. Традиционные дома четырехугольные в плане, из деревянных жердей, обмазанных глиной, с земляным полом, с двускатной крышей, покрытой пальмовыми листьями, травой или железом и шифером. Традиционная одежда - кенте и адинкра (праздничное кенте с тиснённым специальными штампами орнаментом). Пища в основном растительная (различные каши, похлёбки, варёные и печёные овощи и корнеплоды с острыми приправами и пальмовым маслом), а также мясная и рыбная. Живут большесемейными общинами; брачное поселение билокальное, практикуется полигиния. Счёт родства матрилинейный с элементами патрилатеральности. Система родства переходная от ирокезского к арабскому типу. Сохраняют культ предков (асаманфо), объектом которого были вожди и старейшины, культ сил природы, особенно духов рек и др. водоёмов. Имеются пантеон духов (обосом) и представление о сверхъестественном существе Ньяме (небесное божество, демиург, перво-предок) и хтоническом божестве Асасе. Широко распространены фетиши-обереги (сумам). Ежегодно в сентябре устраивается праздник Оджира («очищение»), а через каждые 6 недель - Великий (Большой) Адаэ или Малый Адаэ поочерёдно, тесно связанные с культом предков и др. традиционными верованиями. Ньяме и Асасе наряду с мудрым пауком Анансе - постоянные персонажи фольклора и мифов.

Ашанти мифология, комплекс мифологических представлений народа ашанти (Западная Африка), создавшего на территории современной Ганы своё государство (кон . 17-19 вв.). Архаические мифологические представления соседствуют в Ашанти мифологии с более поздними, усложнёнными представлениями; на их основе возникла своеобразная «государственная» мифологическая символика (в разработке её большую роль играли жрецы), посредством которой мифы оказались «привязанными» к иерархической организации государства (ср. «вторичную» мифологию бамбара, догонов).
Главный среди богов (абосом) и духов ашанти - бог неба Ньяме, или Оньяме («сияющий»). Его именуют также Ньянкопон или Оньянкопон («истинно великий Ньяме»), Одоманкома и другими «хвалебными именами».
Каждая ипостась Ньяме имеет свои символ. Один из символов Ньяме - паук (Анансе). Подобно пауку, Ньяме сотворил (сплёл) свой мир и живёт в центре этого мира. Его называют великим пауком (Анансе Кокуроко). Паук фигурирует как культурный герой - в некоторых мифологических сюжетах о происхождении тех или иных элементов природы и культуры (с ним связывают, например, появление солнца , происхождение сказок и др.); в животном эпосе ашанти паук - трикстер .
Ньяме - демиург , благодаря ему возникли дождь и солнце, произошли люди. Прежде Ньяме жил на земле и только позже удалился в небо. В некоторых вариантах мифов Ньяме - богиня. Существовал культ Ньяме - храмы, жрецы. Посвященные ему алтари («дерево Ньяме») имелись почти в каждом дворе и представляли собой ствол дерева с тремя обрезанными ветвями, служившими подставкой для сосуда, который наполняли дождевой водой ; часто рядом помещали также «топор Ньяме» (неолитическое орудие).
Супруга Ньяме - богиня земли Асасе Афуа. Как указывают исследователи (в частности, Ева Л.-Р. Мейерович), у ашанти ранние представления о божестве земли со временем значительно модифицировались. Вместо единой первоначальной богини земли Асасе Афуа появилось два мифологических персонажа - Асасе Афуа и Асасе Йа. Обе богини - дочери Ньяме (Асасе Афуа также и супруга Ньяме). Асасе Афуа - богиня плодородия и плодовитости; в её ведении - все, что растёт на земле, и все, что в ней содержится; её священное число - восемь, символ - восьмилучевая планета Венера ; посвящённое ей животное - коза; её священный день (день происхождения и почитания) - пятница . Асасе Йа воплощает бесплодие земли. Асасе Йа называют «Древняя мать-земля», а также «Земля, сотворившая нижний мир»; соответственно она является матерью умерших. У Ньяме было много сыновей, которых он послал на землю. Это - бог рек Тано и Биа, бог озера Босомтве, бог моря Опо и др.
Одно из наиболее значительных божеств - Тано (существовал культ Тано). Согласно мифу, Тано был обнаружен и в истоках реки Агьентоа (впоследствии названной его именем) охотником на слонов Туо. Однажды Туо в пальмовом лесу услышал бой барабанов и шум (как будто там находились великий вождь и его приближенные), но никого не увидел. Испуганный, он углубился в чащу и оказался у потоков реки. Кто-то невидимый окликнул его по имени и спросил, зачем он пришёл и чего он хочет. Затем бог Тано, которому принадлежал таинственный голос, предложил Туо взять листья растения сумме, обвязать их вокруг оснований пальмовых деревьев и прийти сюда снова через семь дней. Позднее Туо пришёл к этому месту с людьми, которым он обо всем рассказал. И они услышали голос Тано, Сестра Туо - Анаа впала в транс, отправилась к истоку реки и отсутствовала семь дней. Вернувшись, Анаа объявила, что одержима Тано. Она стала танцевать и пророчествовать. Ею было сообщено людям желание Тано - чтобы они к нему приблизились. После этого люди основали близ истоков реки, где находился Тано, деревню и стали там жить.
У ашанти два основных культа - нторо (нторо - духи предков , а так же объединения людей, почитающих одного из этих духов) и абусуа. Первый, восходящий к архаическим, возможно, тотемическим, представлениям, наследовался по мужской линии; абусуа - культ родовых предков, передававшийся по женской линии. В более древних по своему происхождению мифах, связанных с культом нторо, выступает божество Ньяме. Согласно одному варианту мифа о происхождении людей, некогда одна человеческая пара спустилась с неба, а другая вышла из земли. Онини - питон, пришедший от бога неба Ньяме и обосновавшийся в реке (Босоммуру), предложил этим людям, у которых не рождались дети, свою помощь. Он велел, чтобы мужчина и женщина каждой пары стали лицом друг к другу, затем нырнул в воду и, выплыв наружу, обрызгал водой их животы, сказав при этом «кус кус» (это заклинание произносится при отправлении культа нторо и Ньяме). После этого Онини отправил пары домой и велел мужчине и женщине лечь вместе. Женщины забеременели и родили первых людей. Они и их потомки составили нторо Босоммуру. Люди, принадлежащие к этому объединению, не убивают питонов. Сходные мифы существуют о происхождении других нторо: роль, аналогичную питону, играют крокодил, голубь, антропоморфный бог озера и др.
Большую роль у ашанти играют также культ предков и развившийся на его основе культ царей (ср.