Антверпен музей рубенса. Дом рубенса. Церковь Карла Борромея

Антверпенский музей современного искусства размещается в огромном здании, которое в 1920-х годах использовалось в качестве силосного зернохранилища и портового склада. Позднее в нем была проведена реконструкция. После окончания работ в здании появилось несколько нестандартных помещений, отлично подходящих для расположения в них оригинальных экспонатов.

Музей открылся в 1987 году, и сегодня здесь хранится более тысячи авангардистских произведений, созданных художниками и скульпторами из разных стран мира. Особое место в экспозиции занимают работы бельгийских мастеров, которые считаются новаторами. К их числу относятся Хенри ван Хервеген (более известный как Панамаренко), Люк Тюйманс, Жан Фабр, Вим Дельвое. Работы этих мастеров оцениваются критиками неоднозначно, но, безусловно, заслуживают внимания ценителей современного искусства.

Музей «Ан де Стром»

Музей «ан де Стром» привлекает любопытные взоры прохожих, начиная с фасада своего здания. Необычность архитектурного решения, отвечающего всем современным требованиям, поражает еще больше, когда внедряешься в историю этого места. Сложно поверить, что на месте этого Музея на реке, открывшегося всего пару лет назад, раньше во времена Наполеона здесь были обычные военные казармы, а подвалы служили складом для зерна.

Но время не стоит на месте, и теперь здесь, с 2011 года, музей пароходства, насчитывающий более 6000 артефактов.

Примечательно, что смотровой площадкой музея является не только панорамная площадь на верхнем этаже, но и винтовые лестницы внутри помещения. Это также стало архитектурной изюминкой голландского архитектурного бюро Neutelings Riedijk, которое выиграло международный конкурс проектов здания нового музея. В музее расположены несколько залов, и, если некоторые из них закрыты (т.к. работают по определенным дням), то посетители все равно смогут оценить по достоинству археологические находки доколумбовой Америки, а также изделия из драгоценных камней, металлов и многое другое, находясь на винтовой лестнице.

Многовековая связь Антверпена с другими странами и континентами отражена в исторических коллекциях музея. Стоит отметить, что отголоском древней легенды о городе служат и стены здания, которые декорированы изображениями руки, символизирующей победу над господством великана в древние времена, именно злому великану отрубил руку отважный воин Брабо и освободил жителей Антверпена от уплаты дани.

Национальный музей мореплавания

Национальный музей мореплавания расположен в средневековом замке Стен.Музей мореплавания -это еще возможность вникнуть в историю города и страны, а не только посмотреть на модели судов, карты и навигационные инструменты.

Неприступный средневековый Замок Стен расположенный в самом центре Антверпена, является одной из архитектурных достопримечательностей этого города. Согласно некоторым историческим свидетельствам замок был построен в XII веке, однако точное время сооружения крепости неизвестно. Археологам удалось выяснить лишь, что стены цитадели были заложены еще в IX веке.

Когда-то Замок Стен играл значительную роль в обороне города, однако со временем стал просто памятником эпохи. Сейчас в здании замка располагается экспозиция Национального музея мореплавания, рассказывающего о становлении и развитии морского дела во Фландрии.Внутри выставлены модели, а снаружи - настоящие баржи и лодки и даже бельгийский патрульный корабль 50-х годов. Около замка Стен есть памятник фольклорному персонажу Длинному Вапперу, пугающему горожан, которые плоховато ведут себя, прежде всего пьяниц. В гневе Ваппер может вырасти до великанских размеров, и, учитывая традицию города давать по рукам, встреча с ним может иметь непредсказуемые последствия.

Музей MAS

Музей MAS - футуристический музейный комплекс, построенный на месте заброшенного дока, открытый для посещения в 2011 году после пятилетнего строительства. Аббревиатура MAS расшифровывается как "Museum aan de Stroom", что в переводе "Музей на реке". Здание и вправду находится на реке.

Поэтому неудивительно, что в музее, помимо художественных экспозиций, находится Музей пароходства. Коллекция музея насчитывает более 6000 экспонатов, в их числе археологические находки древней Америки, произведения из камней, терракоты, ювелирные изделия и другие. Помимо постоянных выставок, на третьем этаже здания проводятся временные. Здание музея имеет причудливую форму и дизайн, перепутать его крайне сложно, а потому оно, безусловно, достойно посещения.

Часы работы музея:

Вт - Пт: с 10 до 17

Сб - Вс: с 10 до 18

Закрыт по понедельникам и в особо важные праздники: 1 января, 1 мая - Праздник Вознесения, 1 ноября и 25 декабря.

Дом-музей Рубенса

Дом Рубенса - это муниципальный музей города Антверпена, посвященный жизни и творчеству прославленного художника 17 века Питера Пауля Рубенса с частичным воспроизведением его интерьеров и художественных коллекций.

За постройку собственного дома Рубенс принялся в 1611 году, когда он, вернувшись из Италии, несколько лет прожил в доме тестя Яна Бранта. С приобретением большого участка земли на Ваарштраат, началось семилетнее строительство дома и мастерской.Проект здания был разработан, скорее всего, самим Рубенсом, ведь будучи в Италии он внимательным образом изучал архитектуру и даже издал потом работу о генуэзских строениях.

В музее хранятся некоторые экскизы, копии картин и портретов кисти великого художника, мебель XVII века, одежда, посуда и прочие предметы. В музее мало экспонатов и предметов из коллекций Рубенса, поэтому называть его мемориальным музеем было бы неправильно. Правда, заведение получило два портрета Бартоломеуса Рубенса и Барбары Арентс (деда и бабушки Рубенса, художник - Якоб Класс ван Утрехт). В экспозиции - эскизы мастера, портреты, копии его картин.

Среди картин художника - его автопортрет. Представлены мебель 17 века, картины предшественников и современников мастера. Дом Рубенса позиционирует себя, как центр изучения искусства Фландрии от средневековья до барокко.

Музей изобразительных искусств в Антверпене

Музей изобразительных искусств Антверпена располагается в большом здании конца XIX века, выполненном в стиле неоклассицизма, примерно в двух километрах южнее центральной площади Гроте-Маркт.

Это крупнейший художественный музей Антверпена. Здесь представлены и работы старых мастеров, и картины современных живописцев.

Верхний этаж занимают старинные работы мастеров из Фламандии вплоть до XVII века. Особенно много работ «антверпенского трио» - Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Нижний этаж посвящен работам современных живописцев, в том числе и бельгийцев. Здесь хранятся картины Рене Магритта, Джеймса Энсора, Поля Дельво, большая коллекция работ импрессиониста Рика Ваутерса, который вдохновлялся работами Сезанна. В числе работ иностранных художников - полотна Тиссо и Ван Гога.

Музей Рубенса

Музей в Антверпене, посвященный жизни и творчеству прославленного художника XVII века Питера Пауля Рубенса с частичным воспроизведением его интерьеров и художественных коллекций. Музей располагается в доме, который Рубенс построил сам для себя и своей семьи.

Жилые помещения в доме выполнены во фламандском стиле, а мастерская и кабинет великого художника выдержаны в стиле итальянского ренессанса. Дом имеет внутренний дворик, скрытый от глаз барочной аркой, спроектированной Рубенсом. Считается, что на внешний вид и устройство дома сильно повлияло то, что художник несколько лет жил в Италии и изучал тамошнюю архитектуру.

В музее мало экспонатов и предметов из коллекций Рубенса. Большую часть экспозиции занимают эскизы мастера, портреты, копии его картин. Оригиналов немного - большинство из них находится за пределами Бельгии и входит в коллекции крупнейших музеев мира.

Среди картин художника - автопортрет. Здесь же представлены мебель XVII века и картины предшественников и современников мастера.

Музей Алмазов в Антверпене

Музей Алмазов в городе Антверпен можно смело назвать Мировым алмазным центром.

В музее собраны самые удивительные и невероятные алмазные экспонаты, чего только стоят знаменитые бриллиантовые джинсы. В музее также хранятся копии драгоценностей британских королей, включая один из самых известных алмазов во всем мире - чистейший «Кохинор».

Музей очень современный, поэтому можно взять аудио-гида и прогуляться по прекрасным залам. Здесь существуют 7 виртуальных туров по поиску идеальных камней. Также открыты специальные сенсорные маршруты для слабовидящих и слепых посетителей.

Важно отметить, что уже на протяжении около 5 столетий бельгийский городок Антверпен связывает свою жизнь с обработками алмазов, поэтому неудивительно, что в центре города возник алмазный музей.

Официально музей был открыт в 1988 году, но часто закрывался на ремонт, однако, переехав в новое большое помещение, музей всегда открыт для посетителей. В определенные дни в музее проводятся показательные шоу, и мастера демонстрируют процесс обработки алмазов.


Достопримечательности Антверпена

.
Тем не менее знакомство с городом, пусть и поверхностное, состоялось. По европейским меркам Антверпен – большой город. Еще 40 лет назад у набережных Шельды (по-французски Эско) швартовались океанские пароходы. Теперь порт расположен ближе к устью, а широченные набережные и огромные пакгаузы используют как автостоянку. Здесь очень удобно оставить машину, отправляясь на прогулку по городу. Лишь старинные корабли, вытащенные на сушу и превращённые в экспонаты морского музея, напоминают о славном прошлом антверпенского порта.

Антверпен. Стен

Морской музей помещается в замке, стоящем прямо на берегу реки. Местный замок настолько древний и знаменитый, что вполне может обойтись без имени собственного. Его так и зовут: “Замок”, по фламандски “Стен”. Cогласно древним хартиям Стен достроили в Х веке, то есть замку пошла уже вторая тысяча лет. Возможно, что в его основании лежат камни, уложенные ещё норманнами.

Согласно преданию именно здесь жил жестокий и жадный великан по имени Дрюон Антигон. Он обложил местных жителей и мореходов непомерной данью. У тех, кто не мог заплатить её в срок, великан отрубал правую руку. Однако, как и положено в легендах, явился храбрый избавитель – римский легионер Сильвио Брабо. Он отрубил руку великану и бросил её в Шельду. Отсюда, якобы, и происходит название города. Ведь “hand werpen” означает по-фламандски “бросить руку”.
Стен служил не только резиденцией мифического великана, но и реального средневекового героя, ставшего легендой. То был Готфрид Бульонский, организатор первого крестового похода, вождь крестоносцев и первый король Иерусалима.
Шатры на башнях, зубчатые фронтоны и изящный эркер во внутреннем дворике замка появились во времена императора Карла V.Перед Стеном стоит интересная статуя, изображающая великана. Это вовсе не жестокий Дрюон Антигон, а местный шутник Ланге Ваппер. Он разыгрывал почтенных горожан, представая перед ними то в образе великана, то в виде маленького ребёнка. И ещё он очень не любил пьяниц.

Антверпен. Собор Онзе Ливе Враукерк

Однако, пора уже покинуть набережную и обратить взор к величественному антверпенскому собору. Его башня хорошо видна с берега Шельды. Она взлетает на немыслимую высоту над крышами старинных домов.Собор освящён во имя Девы Марии, покровительницы Антверпена. По фламандски это звучит как Онзе-Ливе-Враукерк. Строительство собора растянулось на полтора столетия с середины XIV до начала XVI века. Альбрехт Дюрер, побывавший в Антверпене незадолго до окончания строительства, записал в дневнике: “… церковь Богоматери в Анторфе чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно поют несколько служб, и они не сбивают друг друга… В церкви много священных изображений и каменной резьбы, и особенно красива её башня. Я дал один штюбер, чтобы меня пустили подняться в Анторфе на башню, которая, говорят, выше страсбургской. Оттуда я мог обозреть город со всех сторон. это очень приятно.” Высота северной башни 123 метра, центральный неф поднимается на 40 метров, а длина его – 117 метров. Южная башня собора так и осталась недостроенной.

Памятник Рубенсу. Картины Рубенса в соборе

Перед собором виден памятник одному из самых знаменитых антверпенцев, гениальному живописцу Питеру Паулю Рубенсу. Скульптор Гифс создал этот памятник в 1843 году. Лежащие у ног Рубенса бронзовые книги, свитки, кисти свидетельствуют о его дипломатических и художественных победах. В соборе можно увидеть два величайших полотна мастера: триптихи “Воздвиженье креста”
и потрясающее, ошеломляющее “Снятие с креста”.

Антверпен. Фонтан Брабо

Поспешив к собору, мы совсем не обратили внимание на главную площадь Гроте Маркт. Здесь вновь напоминает о себе легенда о Сильвио Брабо. Антверпенские мастера посвятили ему целых два фонтана-памятника. Один из них выглядит довольно скромно. Над старинным колодцем поднимается кованая стрельчатая арка, похожая на ажурную беседку. Её венчает фигурка легендарного героя, держащего отрубленную руку великана. Фонтан насчитывает более пяти веков. Наверное, в тогдашнем городе он выглядел пышным и заметным украшением. Создатель фонтана по имени Массейс прежде был кузнецом, а после стал знаменитым художником. Согласно легенде он изменил своему ремеслу не из-за преданности высокому искусству, а из-за любви к дочери живописца, на которой не мог жениться, не будучи членом той же гильдии, что и её отец.
В сотне шагов от фонтана Массейса стоит ещё один фонтан, посвящённый легендарному Брабо. Он на четыре века моложе своего предшественника, но очень удачно вписался в облик главной площади богатого Антверпена.

Антверпен. Гроте Маркт

Фоном для нового, но уже успевшего состариться фонтана Брабо, служит великолепная ренессансная ратуша середины XVI века. Её построил местный зодчий Корнелий де Фриндт. Ратуша увенчана пятидесятиметровой башней. Вскоре после постройки испанцы сильно разрушили ратушу, её пришлось почти что отстраивать заново.
Стоит отвернуться от ратуши и площадь покажется старше на добрую сотню лет. Узкие, высокие, прихотливо украшенные стрельчатыми арками, резными колонками и позолоченными статуями дома принадлежат Средневековью. Их названия как будто пришли из рыцарских романов или волшебных сказок: Дом Большого Арбалета, Дом Старых Весов, Дом Суконщиков. В Доме Старых Весов находилась гильдия Святого Луки (цех живописцев). Сюда неоднократно приходил сам Рубенс. Здесь встречались жившие неподалёку Йорданс, Тенирс, ван Дейк.

Антверпен. Дом мясников

Очень многое в Антверпене связано с именем Рубенса, и позже мы обязательно зайдём в гости к великому живописцу. Пока же двинемся к северу от Гроте Маркт, где в узком переулке неожиданно открывается вид на Дом Мясников, по фламадски Vleeshuis. Зодчий Герман Вагемакер возвёл его в готическом стиле, но не торжественно-праздничном, предназначенном для католических храмов, а в более суровом, будничном, но не менее красивом. Полосатые красно-белые фасады из кирпича и естественного камня, остроконечные башенки, ступенчатый фронтон создают законченный и изящный облик. Если внизу члены гильдии разделывали мясо, то выше располагались парадные залы для собраний и торжеств.

Первый в Европе небоскрёб

Средневековый Антверпен невелик. От Мясного Дома до памятника Рубенсу на Груне Плаатс (Зелёной площади) меньше четверти часа пешком, а к юго-востоку от собора лежит уже совсем другой Антверпен. Рядом с площадью поднимается в небо всеми своими 24-мя этажами “первый в Европе небоскрёб”. Это предмет особой гордости горожан, потому что он и вправду первый в Европе – его закончили в 1930 году. Башня, несущая явные черты стиля ар-деко, замыкает перспективу проспекта Меир – когда-то главной транспортной артерии Антверпена, а теперь роскошной пешеходной улицы.

Антверпен. Улица Меир

Антверпен пошёл по пути многих европейских городов, изгнав автомобили с главных улиц и площадей. До такого остракизма, как в Амстердаме, дело не дошло – машин в городе много – но по центральным улицам можно спокойно гулять, рассматривая фасады и фотографируя. Нижние этажи заняты зеркальными витринами дорогих бутиков, а выше господствует эклектика рубежа прошлого и позапрошлого веков. В советское время этот стиль (или разностилье) было принято ругмя ругать, а мне он нравится. Дома столетней давности украшены лепниной, колоннами, лоджиями, статуями атлантов, кариатид, мифических героев. Над карнизами поднимаются фронтоны и золочёные купола. Наверное также могли бы выглядеть центральные улицы наших городов, если бы…

Среди зеркальных витрин Меира время от времени попадаются настоящие жемчужины. Такие, как “Австрийский дворец” архитектора Баурсшейдта, чей строгий фасад украшен изящными рокайльными раковинами.

Дом-музей Рубенса

От Австрийского дворца стоит свернуть направо на улицу Ваппер (Wapper). В конце прошлого века она называлась Рубенсстраат, потому что здесь в начале XVII века купил небольшой участок земли на окраине города и начал строить дом. В ту пору ему было 33 года, художник вернулся из Италии, его картины уже принесли ему славу. Жизнь много дала ему и обещала ещё больше. Мастер сам сделал эскиз своего дома. Дом, украшенный снаружи портиком в стиле итальянского Возрождения, внутри был совершенно фламандским по духу и образу жизни.
Дом состоит из двух частей: в двухэтажном краснокирпичном крыле находятся жилые покои и зал, где хранилась коллекция художника. В этой коллекции были полотна Яна ван Эйка, Питера Брейгеля, Рафаэля, Тициана, античные мраморы. Конечно, коллекция Рубенса не сохранилась. Музейный зал воссоздаёт скорее атмосферу кунсткамеры художника.
В высоком крыле с тремя уровнями окон помещается мастерская Рубенса. Она специально сделана такой высокой, ведь мастер зачастую писал колоссальные по размерам полотна. Заказчиками Рубенса были эрцгерцог Фердинанд и инфанта Изабелла, испано-фламандская знать и католическая церковь. Не секрет, что полотна, подписанные Рубенсом, создавались им с помощью его учеников. Однако именно он вкладывал душу в холсты. Он научил работавших вместе с ним , зарабатывать свою собственную славу.

Дом Рубенса кажется абсолютно подлинным. На самом деле уцелели лишь портик и садовый павильон. Уже в XVIII веке дом был почти полностью разрушен. Перед 2-й мировой войной городские власти купили этот участок и, несмотря на войну, смогли восстановить дом и собрать подлинные вещи Рубенса. Музей открылся в 1946 году.

Антверпен. Церковь святого Иакова

Есть в Антверпене ещё одно место, тесно связанное с именем Рубенса. Это церковь святого Иакова (Синт Якобскерк).Здесь находился фамильный склеп семьи Фоурмен. Вторым браком Рубенс был женат на Елене Фоурмен и именно сюда перенесли тело художника после его кончины. Через два года прах художника был погребён в соседней капелле. Алтарь из белого и чёрного мрамора изваял ученик мастера Файдхерб. Его венчает статуя Девы Марии, привезённая из Италии самим Рубенсом.В обрамлении мраморного алтаря помещается удивительная картина, живописный реквием, созданный Рубенсом незадолго до смерти. На этом полотне мастер написал тех, кого он любил, кому обязан жизнью. Рубенс изобразил своего деда и отца, обеих жён: Изабеллу Брандт и Елену Фоурмен, младшего сына. Написал он и самого себя в образе святого Георгия. Вопреки канонам мастер изобразил Георгия не юным воином, а зрелым человеком, закованным в латы. Его близкие давно забыты. Елена Фоурмен, изображённая в образе Марии Магдалины, предпочла выгодный брак почётному вдовству. Отец художника, блестящий юрист, протестант, бежавший от герцога Альбы в Германию, остался в памяти лишь потому, что его изобразил гениальный сын.

Церковь Карла Борромея

Теперь стоит посетить ещё одно место, тесно связанное с именем великого мастера. Среди готических храмов Антверпена особняком стоит церковь Карла Борромея, возведённая в пышном стиле барокко для ордена иезуитов. Построил её Ф. Эгийон в 1614-1621 годах. вместе с расписал её своды. Однако пожар 1718 года уничтожил 39 его полотен. Сохранился лишь алтарный образ работы великого мастера.
Барочный фасад храма типичен для иезуитских церквей. Он весьма напоминает фасад церкви Иль Джезу в Риме, ставшей первым католическим храмом в стиле барокко.
Насколько внушителен фасад церкви Карла Борромея, настолько легка и изящна барочная башня, возведённая в XVII веке. Она поднимается над заурядными домами XIX века, перекликаясь с соседней башней Онзе-Ливе-Враукерк.На улочках средневекового Антверпена глаз то и дело натыкается на любопытные детали. Разве можно равнодушно пройти мимо этих уличных табличек? В них застыла сама история, напоминая о могущественном Карле V и отчаянной борьбе Фландрии с испанским господством.

Антверпен. Дом Плантена-Моретуса

Казалось бы, мы уже увидели всё самое главное в этом городе. В стороне осталась лишь застроенная невзрачными домами Пеликанстраат и находящийся поблизости от неё Музей бриллиантов. Ведь Антверпен по сей день остаётся одним из важнейших центров огранки и торговли алмазами. Однако на Пеликанстраат нас уже не хватило. Мы предпочли ей ещё одно место, обязательное для каждого ценителя истории и культуры. Это дом-музей Плантена-Моретуса, стоящий на Пятничной площади к югу от собора.
Кристоф Плантэн также неотделим от Антверпена, как и Питер Пауль Рубенс. И также, как Рубенс, он родился вдали от этих мест. Родина Плантэна – Турень, но мало кто из коренных жителей так любил этот город и так много сделал для его славы, как этот француз. В молодости он был искусным мастером переплётного дела, но нелепая трагическая случайность положила конец его ремеслу. Он неосторожно вышел из дома после наступления комендантского часа и… был ранен наёмным убийцей.Переплетать книги он уже не мог и занялся книгопечатанием. Вкус и умение работать создали ему репутацию, да такую, что испанский король Филипп II предоставил Плантэну исключительное право печатать молитвенники для всей Фландрии и Испании. Печатня Плантэна издавала книги на разных языках, включая знаменитую Библию-полиглот с греческим, древнееврейским и сирийским текстами. Недаром девизом Плантэна стали слова “Труд и постоянство”.
Зять Плантэна Моренторф, более известный под прозвищем “Моретус”, унаследовал типографию в 1589 году и продолжал дело тестя с тщанием и неизменным успехом. Сам Рубенс не гнушался рисовать виньетки для книг, печатавшихся Моретусом.Книжная лавка, как и весь дом, сохранилась в неприкосновенности с тех далёких времён. Представьте себе, что на этот прилавок облокачивались

Пушкинский музей (г. Москва) может похвастаться не только одной из лучших в мире коллекций импрессионистов. И не только уникальной коллекцией слепков скульптур.

Но и шедеврами старых мастеров. Художники Италии, Фландрии, Франции 15-18 веков. Эти картины известны всему миру. А их создатели и подавно. Рембрандт. Пуссен. Ван Дейк. Рубенс.

Взглянем хотя бы на некоторые из них.

1. Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. 1498 г. Италия. Зал 7.

Больтраффио, Джованни Антонио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна. 1498-1499 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org

Миловидный юноша с грустными глазами и лёгкой улыбкой. Тонкая светотень придаёт лицу жизненность. Ничего удивительного, что до конца 19 века этот портрет приписывали .

Тем более, что существует рисунок Леонардо, который очень похож на подготовительную работу к этому портрету.

Леонардо да Винчи. Голова Вакха. 1498 г. Галерея Академии в Венеции, Италия. ebooks.adelaide.edu.au

В наши дни портрет приписывается одному из самых талантливых учеников Леонардо, Больтраффио. В любом случае ученик хорошо усвоил уроки гениального учителя.

Очевидно, что это реальный портрет. Другого ученика или подмастерья. В юном возрасте 14-15 лет. Только добавлен нимб и стрела. Чтобы получился святой Себастьян.

Этот портрет считается одной из лучших работ Больтраффио. Картина известна по всему миру. Не так давно она была в Милане на выставке. В городе, в котором когда-то была создана.

2. Бронзино. Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем. 1540 г. Италия. Зал 7.

Аньоло Бронзино. Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова). Около 1540 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org

Это одна из лучших работ Бронзино. Лица персонажей прекрасны. Как у . Цвета гармоничные, как у .

Мадонна Бронзино скорее похожа на величественную греческую богиню. Нежели на смиренную Марию. А Иосиф скорее напоминает римского полководца, нежели простого и заботливого мужа.

Кстати, у Мадонны и младенца Иисуса скорее всего есть реальные прототипы. Слишком уж они похожи на герцогиню Толедскую и ее сына Джованни.

Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни. 1545 г. Галерея Уффици, Флоренция. commons.m.wikimedia.org

Бронзино был истинным придворным живописцем. И умел красиво льстить своим заказчикам. Очень изысканный комплимент. Намекнуть герцогине, что вы также прекрасны, как сама Мадонна.

О другой интересной работе мастера читайте в статье “

3. Рубенс . Вакханалия. 1615 г. Фландрия. Зал 9.

Рубенс, Питер Пауль. Вакханалия. 1615 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Commons.m.wikimedia.org

Все мы привыкли, что Рубенс писал пышнотелых людей. Но в этой картине кажется, что мастер перестарался. Пышность его персонажей совсем уж какая-то неприглядная.

Однако это картина уникальна. Она полностью написана самим Рубенсом. Как вы знаете, он был очень популярен при жизни. Был завален заказами. Поэтому часто работы выполняли его ученики. С небольшими поправками учителя.

Эту же работу он написал для себя. Всю его жизнь она провисела в его доме. Поэтому, возможно, он не стал приукрашивать своих героев. На то они и сатиры, чтобы быть малопривлекательными.

Рубенс был непревзойдённым мастером в изображении человеческого тела. Посмотрите, насколько его герои на самом деле естественны. Насколько натуралистична спина и рука юной сатирессы (крайняя слева).

4. Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. Англия. Зал 9.

Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Arts-museum.ru

Ван Дейк был учеником Рубенса. Ещё молодым он уехал в . И там остался. Он понял, что в родной Фландрии он будет всегда в тени своего учителя-гения. В Англии же он был звездой. Аристократы наперебой заказывали ему портреты.

Причем он не льстил своим заказчикам. Не преукрашивал их внешность. Как это часто делали другие придворные художники. Но умел подчеркнуть их аристократизм и лучшие черты их характеров.

Двойной портрет в Пушкинском был написан Ван Дейком в два этапа. Сначала была изображена леди д’Обиньи (справа). Она слыла красавицей своего времени. И на ней тайно женился граф Джордж Стюарт. Он был родственником короля. Этот брак никто не одобрял.

Однако через какое-то время все смирились с ним. Когда леди д’Обиньи уже ждала ребёнка. И на портрете через год появилась сестра Джорджа – графиня Портленд. В знак примирения с невесткой. Она срывает розы и делает из них букет. В подарок новой родственнице.

5. Никола Пуссен. Великодушие Сципиона. 1640 г. Франция. Зал 21.

Никола Пуссен. Великодушие Сципиона. 1640 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org

Перед нами очень интересный сюжет из римской истории. На троне – царь Сципион. Он только что завоевал Карфаген. Прекрасная девушка в синем – пленница Лукреция. Конечно, царь хотел сделать из неё наложницу. Но тут приходит ее жених Ануций и просит вернуть ее. Царь великодушно разрешает забрать девушку.

Сюжет легко читается. Ничто не отвлекает нас от “прочтения” картины. Лица персонажей почти одинаковые, поэтому зрителя не тянет их рассматривать. Жесты героев также легко читаемы. Радостное удивление Лукреции. Благодарный поклон жениха. Величие Сципиона также подчёркнуто. Ведь девушке, олицетворяющей Славу, приходится вставать на цыпочки, чтобы держать венок победителя над головой царя.

Пуссен любил лаконичность, ясность. Когда каждая деталь имеет смысл. Чтобы понять эти особенности, достаточно взглянуть на картину с тем же сюжетом другого художника.

Николо дель Аббате. Великодушие Сципиона. 1555 г. . Wga.hu

Честно говоря, мешанина из тел какая-то. И если вы не знаете сюжет, то ни за что не поймёте, что изображено. Фигур у Пуссена больше. Но это не мешает его картине быть более понятной.

6. Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660 г. Голландия. Зал 10.

Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org

Три фигуры. Сюжет Ветхого Завета. Царица Эсфирь по происхождению иудейка. Она узнала, что Визирь, любимчик царя, собирается вероломно истребить ее народ. Она решила поведать об этом своему супругу на пиру. В присутствии самого Амана.

Рембрандт показывает самый драматический момент. Эсфирь только что сообщила о своём открытии. Она уже опустилась на место. Царь сурово поджал губы. Напряжённо держит скипетр. Уже понятно, какое решение он примет. Аман сидит в стороне, в тени. Он опустил глаза.

Царица же освещена лучом света. Она составляет с царем единую группу. Они союзники. А вот визирь явно обречён.

Обратите внимание, что картина вся покрыта так называемыми кракелюрами (сетью трещинок). Картина очень многострадальная. Она пережила пожар ещё в 17 веке. С тех пор ее несколько раз реставрировали. Не всегда удачно.

О другом шедевре мастера читайте в статье

7. Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734 гг. Франция. Зал 22.

Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. commons.m.wikimedia.org

Франсуа Буше – художник эпохи . И он полностью подчинялся этому стилю. Вычурность рисунка. Пастельные цвета. Пухлые ангелочки. Жеманство. Эротизм.

Картины в стиле рококо писались не для того, что заставить зрителя думать о высоком. Они писались лишь для услады глаз. Чтобы быть достойным украшением среди роскошного интерьера. С золотыми канделябрами и белоснежной лепниной.

Однако работа “Геркулес и Омфала” написана ещё молодым Буше. Мы видим страсть и телесное влечение героев. В более поздних работах таких ярких эмоций мы уже не увидим. Его персонажи все более будут походить на фарфоровые статуэтки. Ангелочков будет все больше. Позы станут ещё более жеманными.

Пушкинский музей даёт возможность увидеть такой “прогресс” художника. Достаточно взглянуть на его более позднюю работу “Юпитер и Каллисто”.

Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Arts-museum.ru

Как и любой музей мирового уровня, обойти Пушкинский за один день невозможно. Тем более, что отдельного похода заслуживает уникальная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. О лучших их работах читайте в статье

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Если бы не стеклянный павильон с красочными афишами, в котором продают билеты на посещение музея и расположена камера хранения, пройти мимо дома Рубенса по улице Ваппера и не заметить парадный вход можно довольно легко. Шедевр архитектуры начала XVII века, а именно так справедливо считать построенное по собственному проекту великого художника здание, зажат среди других домов и не бросается в глаза прохожим. При жизни Рубенса дом выглядел иначе.

Вернувшись в Антверпен в 1608 году из Италии, где он провел восемь лет, Рубенс поселился в доме незадолго до его приезда умершей матери. В 1609 художник женился на восемнадцатилетней Изабелле, дочери Яна Брандта, статс-секретаря города Антверпен. После свадьбы молодые некоторое время жили в его доме. В 1910 купил небольшой болотистый участок земли с домом на берегу у канала, на окраине города , который сильно перестроил для своих нужд и украсил "на античный манер". Он сам сделал эскизы своего будущего дома, эскизы, напоминавшие фантастические декорации к новеллам Боккаччо или Сакетти. Новый особняк должен был стать обителью, достойной грядущей славы. Любопытен тот факт, что бывшие владельцы дома в качестве платы потребовали от художника, кроме денег, бесплатно и вне очереди обучать их сына искусству живописи. После перестройки и украшения молодая семья въезжат в 1616 в новый дом. В письмах к Карлтону от 12 мая 1618 года художник писал: ".. .я истратил несколько тысяч флоринов на украшение моего жилища…". Друг Рубенса, городской секретарь Ян ван ден Ваувер, в 1620 год сообщает о том, что "дом вызывает удивление иностранцев и восхищение приезжающих".

В декорации фасада дома и двора Рубенс использует такие элементы ренессанской архитектуры, как портики и балюстрады, полуциркульные арки и фронтоны. Наиболее замечательной частью постройки стал соединяющий оба здания трёхпролётный портик, выстроенный наподобие античной триумфальной арки и украшенный скульптурными аллегориями Живописи и Минервы - римской богини мудрости. Голландский гравер Якоб Харревейн, глубоко впечатлённый архитектурным оформлением внутреннего дворика, посвятил ему одну из своих работ. В прихожей висят увеличенные фотографии его гравюр, выполненные в 1684 и 1692 годах с видом дома Рубенса и его мастерской, которые помогли реставрации имения.


Павильон в саду был задуман мастером как маленький античный храм. В нише портика стоит статуя Геркулеса по рисунку Рубенса, возможно, работы Лукаса Фейдербе, известного фламандского скульптора той эпохи. Справа от Геркулеса
- статуя Вакха с гроздью винограда в руке. Слева когда-то находилась статуя Цереры, теперь она заменена статуей Венеры работы Вилли Крайца. В саду еще можно видеть стену, отделяющую владение Рубенса от территории Корпорации аркебузьеров, по заказу которой он создал свой шедевр "Снятие со креста", поныне составляющий гордость антверпенского собора Богоматери, а также надгробные плиты с могил его брата Филиппа Рубенса и сына последнего, перенесенные сюда из разрушенной в 1830 году церкви аббатства св. Михаила.

В мастерской же им были созданы самые знаменитые полотна. Сюда приходили работать и учиться многие талантливые живописцы Антверпена. Дом Рубенса посетили такие знатные гости, как правительница Нидерландов эрцгерцогиня Изабелла, французская королева Мария Медичи, герцог Бекингем, маршал Спинола и другие. Дом Рубенса был гостеприимно открыт для ученых, художников, писателей. Его хозяин отличался необыкновенной любезностью и поражал всех широкой эрудицией. Внутренний дворик на удивление тих и спокоен. Летом в нём можно укрыться от солнца в тени, зимой от ветра и уличного шума. Двор замыкает с четвертой стороны портик с тремя арочными пролетами. Если дом с жилыми помещениями внешне выглядит скромно и выстроен в старофламандском духе, то мастерская, портик и павильон в саду выдержаны в стиле барокко и богато декорированы скульптурой.


С середины XVIII века дом стал окружаться пристройками и был сильно переделан во вкусе новых хозяев. После реставрации он приобрел прежний вид, восстановленный детально точно по старинным гравюрам и картинам с его изображением. Только портик и павильон в саду сохранились прекрасно и нуждались лишь в самой минимальной реставрации. Оба неоднократно были воспроизведены Рубенсом в его картинах. Замечательный портик производит величественное впечатление. Он завершает обрамление двора и служит торжественным входом в сад. Если смотреть с центра двора стоя на средней оси, то виден садовый павильон с его полукруглой аркой, который целиком вписывается в средний пролет портика. Портик увенчивают статуи Меркурия и Минервы. Над замковым камнем боковых арок высечены две надписи, текст которых принадлежит древнеримскому поэту Ювеналу (умер в 138 г. н. э.).

Слева можно прочесть: "Предоставим богам решать, что нам необходимо и полезно, ибо они любят человека больше, чем он сам себя". Справа: "Помолимся за здоровый дух в здоровом теле, за мужественную душу, свободную от страха смерти, гнева и суетных желаний". В этих строках Ювенала Рубенс утверждает свое кредо: преклонение перед античным гуманизмом и философией стоицизма. Бюст Сенеки, глазного представителя римского стоицизма, поставлен над входом в мастерскую, наряду с Платоном, Сократом и Марком Аврелием.


Таким образом Рубенс создает ясный архитектурный ритм, который объединяет и организует пространство сада и внутреннего двора. Ритм полукруглых арок продолжен во втором этаже здания его мастерской. Принцип активной организации внешнего пространства архитектурными формами был одним из главных в архитектуре стиля барокко. Второй же принцип - понимание архитектурной формы как упругой, динамической, почти скульптурной массы можно наблюдать в пластическом богатстве форм портика, в его сложно профилированном и раскрепованном карнизе, консолях, гирляндах, нишах, балюстраде, рельефах. Сложная комбинация выступающих и углубленных частей дает игру света и теней, вызывает ощущение жизни и напряжения архитектурного массива.

Антверпен связан с именем Рубенса так же тесно, как Амстердам с именем Рембрандта, Гарлем - Хальса, Венеция - с именами Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Многое напоминает о художнике в городе, прежде всего, его дом - один из множества шедевров, оставленных им потомкам. Дом Рубенса в Антверпене превращен в музей сравнительно недавно, но успел занять прочное место среди бельгийских музеев. Интерес публики к нему огромен. Если хотите, он может быть назван национальной святыней, подобно Ясной Поляне или Михайловскому в России.

В этом доме жила семья Рубенс. От Изабеллы Брант было трое детей: Клара Серена, Альберт, Николас. Дочь родилась в 1611 году, через год после свадьбы. Ей было суждено прожить всего 12 лет. Старший сын Альберт, запись о крещении которого 5 июня 1614 г. есть в Антверпенской церкви Св. Андрея, был очень способным мальчиком. Но прожил он относительно недолго - 43 года. Здесь родился в 1618 году младший сын Николас и скончался в 1626 году от чумы, которая тогда свирепствовала в городе. Здесь же умерла в его отсутствие от чумы первая супруга Изабелла Брант в возрасте 34 лет. После её скоропостижной кончины 20 июня 1626 года,

Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти. Портрет, которой художник написал после кончины супруги в 1626, Рубенс сопроводил словами: " Прекрасный товарищ. Сама доброта, сама честность, и за эти свои добродетели любима". Портрет назван "чудом знаменитой кисти Рубенса" и храница в галерее Уффици итальянского города Флоренция.


По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. Рубенс решается на новый брак. А почему бы и нет? Он красивый мужчина, видный и представительный. К тому же он богат и знаменит. 6 декабря 1630 года художник взял в жёны Елену Фоурман. В этот день колокола Синт-Якобскерк радостно звонили в честь новобрачных, о чём есть запись в церковной книге: "Петр Павел Рубенс, кавалер секретарь тайного совета его величества и комер - юнкер ее высочества принцессы Изабеллы.

Второй женой живописца была младшая дочь его друга, богатого торговца шпалерами и коврами Даниеля Фоурмана. С родителями невесты Рубенс был знаком много лет: сестра Изабеллы Брант, Клара, замужем за братом Елены, Даниелем. У отца Елены одиннадцать детей, Елена - младшая из них. Она родила Рубенсу пятерых детей, причём самый младший родился уже после смерти Рубенса. Елена Фоурман вышла замуж за Яна Баптиста ван Брукховена, которому родила сына Яна.

Сам Рубенс объясняет свой поступок в письме от 18 декабря 1634 года своему другу Пейреску так: "Я решил снова жениться, потому, что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати - гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи. Теперь, слава богу, я спокойно живу с моей женой и детьми и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни".

Многие люди критиковали решение 53-летнего художника. Тот, кто женится на шестнадцатилетней девушке, прекрасно понимает, что это дает повод к насмешкам и сплетням. Но на это Рубенс не обращает внимания - не в том дело, что скажут другие, главное - внутренняя решимость. Шестнадцать лет - это возраст его сына Альберта. Ну что ж, в его доме будет одним ребенком больше, и этот ребенок станет к тому же его женой. Чем она моложе, тем меньше она будет оказывать на него давления, тем больше у него будет внутренней свободы и ему легче будет по своему вкусу направлять их семейную жизнь.

На портретах Рубенс часто кажется утомленным, задумчивым и - безо всякой позы - изящным, как бывают изящны люди независимые, остающиеся самими собой в любом окружении. Тэн писал о Рубенсе: "Как индий-ский бог на досуге, он дает исход своей плодовитости, создавая миры, и, начиная с его несравненных измятых и развевающихся пурпурных симарр и кончая снежной белизной тел или шелковистыми прядями белокурых волос, на его полотнах нет ни одного тона, который не ложился бы сам собой, доставляя наслаждение художнику". Таким он чудится и здесь, у входа в свой дом, им задуманный и построенный.

Дом Рубенса был куплен городом только в 1937 году, хотя в течение двух столетий магистрат города решал вопрос о его приобретении. В 1946 году в июле он был открыт как музей и является ныне филиалом Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Открытию музея предшествовала многолетняя реставрация помещений и наружного вида. Известно, что через девять лет после смерти художника, последовавшей 30 мая 1640 года, в доме поселился Виллиам Кавендиш, герцог Ньюкастл, бежавший из Англии перед казнью Карла I. Он организовал в саду дома школу верховой езды для аристократии и богатых бюргеров, среди его учеников был также будущий король Карл II.

В столовой по вечерам собиралась семья художника. Рубинс работал до пяти часов вечера, потом ездил верхом за городом или по городскому валу или искал средство развлечься другим способом. Когда он возвращался после прогулки, обычно он заставал нескольких друзей, с которыми делил вечернюю трапезу. Стены столовой украшены картинами его друзей, художников Д. Сегерса и Ф. Снейдерса. На шкафу стоит кувшин с датой "1593 год", по старому преданию будто бы принадлежавший хозяину дома. Его племянник Филипп Рубенс рассказывал французскому историку искусства Роже де Пилю: "Так как он больше всего любил свою работу, то построил свою жизнь так, чтобы она была удобной и не причиняла вреда его здоровью.

Небольшая галерея соединяет жилые комнаты с мастерской, высота которой занимает два этажа. Большие окна на уровне второго этажа заливают светом все помещения. Напротив входной двери пробита высокая, узкая дверь, через которую выносили готовые полотна. На стенах висят картины. Несколько из них принадлежат кисти Рубенса - "Благовещение", "Адам и Ева", "Святой Себастьян", "Обращение святого Павла", "Генрих IV в битве при Иври", "Святая Клара Ассизская" и другие.

О раннем творчестве Рубенса перед его отъездом в Италию известно очень мало. Картина на дереве с грехопадением первой человеческой пары Адама и Еву - одна из немногих сохраненных картин из того раннего периода. Работа выполнена в стиле, который ещё сильно опирается на стиль его последнего наставника и учителя Отто ван Веена (1557-1629). Те же цвета с преобладанием холодных оттенков цвета зелёного и синего напоминают о ван Веене (известном также, как Октавиус Вениус и Отто Ван Вен). Рубенс изобразил на этой картине фигуры и ландшафт довольно статично и точно. После возвращения из Италии его художественный стиль становится не таким строгим и Рубенс использует цвета более экспрессивнее.

"Благовещение" Рубенс написал около 1610, однако только левую часть полотна, из-за чего композиция была не полной и продолжала оставаться не законченной по неизвестной причине. Лишь будучи в Мадриде в период с 28 августа 1628 до 29 апреля 1629 Рубенс написал правую половину, а также изменил фигуру Девы Марии. Картину купил командующий испанской артиллерии и конницы, маркиз де Леганьес, Диего Мессио, у которого она долгое время украшала домовую церковь. В коллекции семьи Альтамиры картина хранилась до 1827, после чего была продано в Лондоне, прошла через собрания Смита, Гамлета, барона Каледона в Великобритании, прежде чем стать приобретенной Брюссельским коллекционером Гастоном Дюлье. С 1954 года "Благовещение" находится в Доме Рубенса в Антверпене.


Здесь, в новом доме, Рубенс создал мастерскую. Верхний этаж занимали ученики Рубенса, весь первый этаж принадлежал мастеру. Благодаря сотрудничеству таких помошников, как Ван Дейк, Снайдерс и др., Рубенс мог своевременно выполнять многочисленные заказы. Художник проектировал идею картины, рисуя этюды масляной краской на дереве. Они служили моделями больших полотен, поясняющих замысел клиенту. Если заказчик соглашался, Рубенс часто передавал ”большой формат” ассистентам, которые специализировались на определенных деталях, например, на цветах, животных, ландшафте.


Участие Рубенса "ограничивалось" фигурами на картине и последнимм штрихами мастера. Естественно, он также наблюдал за работами в матерской. Все произведения, которые покидали студию, получали - неважно, кто работал над этим - знак качества "Рубенса". Тот, кто хотел получить от Рубенса написанную им на 100% картину, должен был платить значительно больше. Там, в зале с широкими окнами, через которые поступало много света, Рубенс мог работать одновременно над тремя композициями. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9 метров.

В 1618 году Рубенс заканчивает создание алтарных картин для церкви св. Карла Борромея в Антверпене, которая принадлежала ордену иезуитов. Для нее же в 1620 году он выполняет тридцать девять эскизов для плафонных композиций с изображениями католических святых и персонажей библейской и евангельской легенд. Пожар 1718 года уничтожил все картины, и о новаторском характере росписей, поражавших современников, можно судить лишь по сохранившимся эскизам. У выхода из студии на стене висят четыре доски с написанными маслом сюжетами. Одна из них - дизайн Рубенса для верхней части главного алтаря церкви иезуитов ”Святого Карло Борромео” в Антверпене. В последнее время, однако, предполагают, что этот эскиз был сделан для другого алтаря, а именно, для церкви аббатства Святого Михаила в Антверпене. Этот монастырь был разрушен в девятнадцатом веке. Другая доска посвящена Святой Кларе Ассизской, образ которой символизирует мученицу и борца за возрождение Римско-католической церкви в ответ на протестантскую Реформацию, тема которой была особенно популярна в XVII веке.

Третья работа - ”Мученическая смерть святого Андриануса”. Довольно монохромный, написанный маслом по дереву эскиз, на котором Рубенс показывает, как солдаты принесли обратившегося в христианство римского офицера Адрианус в языческий храм со статуей Аполлона, узнаваемого по его музыкальному инструменту (лира). Его руки были отрублены, но Адриан продолжал доказывать твердость в своей вере и отказался от языческого божества. Палач поднимает топор и отрубил ему ноги. Четвёртая доска - ”Поклонение пастухов”. Неизвестно, для кого писал Рубенс этот масляный эскиз. Ранее он уже создавал другие представления этой темы, такие как большое полотно "Поклонение пастухов" в церкви Святого Павла Антверпена и графики для иллюстрации "бревиарии", изданной в типографии Христофора Плантена. Используя различные источники света, исходящие от младенца Христа и зависших над ним ангелов, световые лучи восходящего солнца на заднем плане, Рубенс создал здесь светло-темный эффект. Отдельные части композиции, в частности, лицо и руки, купаются в ярком свете, в то время как другие окутаны темнотой.

Из мастерской Рубенса вышло около трех тысяч картин. Самым известным и, без сомнения, самым талантливым помощником Рубенса был Антонис ван Дейк (1599-1641). Он стал первым серьезным конкурентом мастера в Антверпене. В течение долгого времени, работая в Италии и Великобритании, Ван Дейк показал себя виртуозным художником портрета. Его понимание эмоционального состояния другого человека и способность демонстрации этого понимания, а также великолепная техника были безупречны. Кртину " Иоанн Евангелист" Антонис ван Дейк написал в начале двадцатых годов XVII века. Она входила в серию изображений апостолов из венской и ганноверской картинных галерей. В Работе чувствуется несомненное влияние его наставника - Рубенса. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Он принадлежал к числу трёх ближайших учеников Христа и был единственным из двенадцати апостолов, умерших своей смертью.


Искусство Якоба Йорданс (1638-1640) привлекает, прежде всего, своей непосредственностью, искренностью и жизнерадостностью. Художник родился в Антверпене, в семье зажиточного торговца. Живописи он обучался у Адама ван Ноорта, учеником которого в своё время был и великий Рубенс. Всю свою долгую жизнь Йорданс провел в родном городе, в среде городского бюргерства и Антверпенской корпорации художников. Характерно, что в противоположность другим современным живописцам он не ездил в Италию для совершенствования своего искусства. Художник довольно скоро завоевал известность.



В своих произведениях он создает образы сильных, здоровых, полных энергией людей, которые, не теряя своей индивидуальности, становятся на его полотнах значительными и монументальными. В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности и искренней веры в чудеса. Он писал алтарные образы для католических церквей и монастырей, картины на мифологические и исторические темы, жанровые сцены и портреты. После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал ведущим и наиболее популярным живописцем Фландрии.

Антверпенский художник Геркулес Сегерс (1591-1651) писал полотна с захватывающими эффектами освещения с помощью ярко выраженных светло-темных контрастов, которые придавали картинам драматический вид. Петр изображён в свете свечи как апостол Иисуса, но он оспаривает это и отрицает своего господина. "Святое семейство с Иоанном Крестителем” написано в 1638-1642. Мария держит на коленях спящего младенеца. За её спиной Иосиф; маленький Иоан Креститель приближается, держа на верёвочке ягнёнка. За каменной стеной открывается вид на поросший деревьми склон, согретый теплом угасающего солнца.


Картина фламандского живописца Яна ван Бокхорст (1604 - 1668) "Ахилл и дочери Ликомеда" написана на тему из ахиллесова цикла, наиболее популярного в западноевропейской живописи. "Крестьяне на пути к рынку" - плод сотрудничества Яна Бокхорст и Франса Снейдерс. Два художника, работающие вместе над одной картиной, не было исключением в мастерской Рубенса. Бокхорст писал людей и пейзаж, в то время как животных с птицей, овощи и фрукты взял на себя Снейдерс.

Адриан ван Утрехт (1599-1652) был известен, главным образом, его пышными натюрмортами с изображением пиршеств, дичи, гирляндами фруктов, рынков, кухонными сценами и описаниями живой домашней птицы в крестьянских дворах. Чудесный "Натюрморт с артишокой, спаржей, зелёной капустой, луком, бобами, морковью и другими овощами” привлекает большое внимание гостей в столовой Дома Рубенса. Полотно ”Дама на рыбном рынке в Антверпене” Утрехт написал при содействии художника из Анверпена Мартина Пепиён (1575-1643). На заднем плане справа хорошо узнаваема городская набережная.

Фламандский живописец Франс Снейдерс (1579-1657) был мастером натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко. В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был женат на сестре братьев-художников Корнелиса и Пауля де Вос. Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 г. приглашавший его к сотрудничеству для работы над изображениями животных. Вместе с тем Снейдерс не любил изображать людей, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.

"Золотым" веком натюрморта стал XVII, когда этот жанр живописи окончательно оформился в качестве самостоятельного изобразительного искусства, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин - ”тихая, застывшая жизнь” (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Фламандский живописец Александр Адриенссен (1587-1661) изображал с большим мастерством влажную рыбу и устриц, световую прозрачность капель воды и стаканы, наполненные жидкостью, а также четкие, сочные фрукты, пушистые перья и бархатистый мех. Его картины, особенно в части охоты и охотничьих трофеев, показывают влияние Франса Снидерса. Этих двух художников считают главными живопистцами жанра роскошного натюрморта (pronkstillevens), т.е. натюрмортов, которые подчеркивали изобилие, изображая разнообразие фруктов, цветов и дичи, часто вместе с живыми людьми и животными.


Фламандский живописец периода Золотого века, ученик Рубенса, известный портретист, парижский придворный художник, один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры Юстус ван Эгмонт (1585-1648) написал масляный эскиз для гобелена, на котором изобразил событие в самой ранней истории Рима. После того, как римляне похитили сабинских девственниц, жители античной Италии подготовились к войне с Римом. Сабинские девственницы вмешались и посредничали в примирении. До середины 1950-х предполагалось, что эскиз был написан Рубенсом. Другая причина того, чтобы обратить более близкий взгляд на эту работу: картины Юстуса ван Эгмонта представлены только в бельгийских музеях. Юстус ван Эгмонт известен преимущественно как портретист, писавший совершенно в стиле Рубенса, но уступавший ему в отношении блеска красок и сочности кисти. Произведения ван Эгмонта находились в Венском музее (портреты испанского короля Филиппа IV и эрцгерцога Леопольда-Вильгельма), в шлейсгеймской галерее (портрет Марии Медичи) и в др. местах.

Клевета Апеллеса - это тема, которую талантливый фламандский художник эпохи Возрождения Мартин де Вос (1532-1603) смог точно описать. Тема открылась заново в начале пятнадцатого столетия. Тогда появлялся текст греческого философа Лукиана Самосатского (125-180), в котором описывается пропавшая картина “Клевета Апеллеса“ и после этого открытия тема стала очень популярна. Её мастерски представили итальянские художники Андреа Мантенья и Сандро Боттичелли. В Нидерландах знаменитый художник античности Апеллес считался олицетворением превосходного живописца. Мартин де Вос представил человеческие пороки в виде живых людей: Глупость, Подозрение, Невежество, Зависть, Клевета, Коварство, Ложь, Невинность и Раскаяние. Король представлен в большинстве с длинными, подобными ослу ушами.

“Генрих IV в битве Иври“ - незаконченный шедевр Рубенса - одна из шести картин серии о жизни французского короля. Работая над полотном, Рубенс был в поисках подходящей композиции, что видно по солдату в шлеме на центральном плане. У него три руки! В его левой руке щит, которым воин атакует противника. Правой рукой он держит меч, а в средней рукой копье. Несколько фигур дальше разработаны полностью, другие лишь обозначены намёком. Произведение очень отчетливо показывает, как мастер создавал свою картину большими, свободными мазками. “Генрих IV в битве Иври“ состоит в списке шедевров Фламандской общности. Это полотно имеет исключительное художественное и культурно-историческое значение для Фландрии.

Пожалуй, самое интересное место в музее - это кабинет с небольшой ротондой, где когда-то размещались его художественные коллекции. Рубенс был страстным коллекционером. В его собрании находились драгоценные полотна Тициана, Рафаэля, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса и многих других-художников, его учеников и современников, около трехсот картин согласно инвентарному описанию, составленному после его смерти.

Кроме того, коллекцию украшали многочисленные произведения античной и современной ему скульптуры, камеи, драгоценные камни, изваяния из слоновой кости, рукописи и книги. Он собирал изделия из металла, античные монеты, которые в те времена обычно называли "медалями", и особенно глиптику - резные камни. О последних он с восторгом писал Пейреску: "Ничто в жизни не восхищало меня так, как геммы"... . По словам Роже де Пиля, "прочитать книгу или заняться разглядыванием своих медалей, своих агатов, сердоликов и других резных камней" было для Рубенса одним из "самых больших удовольствий". В 1614 г. Рубенс был награжден цепью антверпенской гильдии стрелков за оформление алтаря гильдии в Соборе св. Девы в Антверпене.

Античную коллекцию скульптуры он хранил в "ротонде". Как отмечал Беллори, Рубенс "у себя дома в Антверпене... построил круглую залу с единственным окном наверху, наподобие римской Ротонды, чтобы добиться совершенно ровного освещения; там он разместил свое собрание художественных произведений и всяческих чужеземных редкостей". В кабинете находится вырезанная из слоновой кости Йоргом Петелем по рисунку самого Рубенса в 1627 году скульптурная группа "Адам и Ева". На столе можно видеть альбом гравюр с фасадами и планами генуэзских дворцов и церквей, который был составлен Рубенсом и издан в Антверпене в 1622 году.

На втором этаже расположены жилые комнаты. В спальне - деревянная кровать с деревянными ступеньками к ней. Кровать закрывали нарядным балдахином, который хранил тепло. Внушительные сундуки для белья. Комнату отапливал большой камин. На стене висит картина "Мальчик на смертном одре" работы Ван ден Берг около 1658, на которой изображён умерший в своей кровати мальчик. Сорванный цветок в левой руке говорит о смерти в раннем возрасте. Лавровая ветвь в правой руке символизирует защиту от злых духов. Состоятельные родители часто изображали членов их семей. Если дети не были ещё достаточно взрослыми, на память писали их портреты на смертном одре. Картина напоминает о смерти сына Рубенса Николасе.

На этой грустной ноте заканчиваю рассказ о доме Рубенса в Антверпене.

  • Назад