Балетный фотограф. Балетные фотосессии в студии с фотографом аленой крисман. То есть ваше занятие - это не просто костюмированная фотосъемка, а настоящее погружение в мир балета

Отличной идеей для фотосессии с детьми может стать балет. Наверно нет такой девочки, которая не представляла себя сказочной героиней, и не мечтала примерить балетную пачку и пуанты. Но, как известно, чтобы Золушка попала на бал, необходимо вмешательство волшебницы. Роль феи взяла на себя фотограф Алена Крисман. Попав на занятие проекта «ProBalet» каждая девочка может почувствовать себя балериной.

Алена, расскажите, как родился ваш проект?

Совершенно случайно. Одна моя знакомая руководит небольшой балетной школой, и у нее возникла идея провести фотосессии для девочек-балерин, потому что ни у кого из них не было качественных фотографий для портфолио. И когда мы обсуждали варианты съемки, мы вдруг поняли, что балет - это отличная идея для фотопроекта, в котором смогут принять участие не только балерины, но и все желающие.

В чем суть проекта?

Мы совместили познавательно-интерактивное занятие, посвященное балету, и фотосъемку. В результате рождаются музыкально-балетные фотосказки.

Как это происходит на практике?

Проект «ProBalet» стартовал в ноябре 2017. Мы сразу спланировали четыре сезона и решили, что каждый сезон будет посвящен разным знаменитым балетам. Музыкально-балетные фотосказки проходят в группах, которые мы формируем по возрасту: 4-6, 7-8, 10-12 лет, чтобы детям было интересно вместе. Зимний сезон был открыт балетом «Щелкунчик». Фотосказка состояла из двух частей: сначала проходила балетная фотосессия - девочки знакомились с сюжетом балета, надевали костюмы балерин и попадали в балетный класс, а во второй части для каждой участницы мы создавали сказочный образ Мари, главной героини балета.

То есть ваше занятие - это не просто костюмированная фотосъемка, а настоящее погружение в мир балета?

Да, именно так. Когда проект только начинался, родители иногда спрашивали - а зачем нам участвовать в балетной сказке, если мы можем просто посмотреть балет в театре? Дело в том, что это совершенно другой формат. В театре ты смотришь на происходящее из зала, а здесь ты становишься участником действия, это совсем другие ощущения. Мы приглашаем профессиональных балерин-педагогов, которые сначала рассказывают детям либретто балета, а потом проводят урок хореографии - показывают движения, основные балетные позиции. Каждое занятие проходит под живую музыку. На съемках «Щелкунчика» нам аккомпанировала арфистка из оркестра имени Светланова. Арфа - это волшебный, сказочный инструмент, дети были просто в восторге от возможности потрогать арфу, прикоснуться к струнам.

Фотосъемка идет в течение всего занятия?

Да, поэтому получаются и репортажные, и постановочные кадры, живой рассказ о музыкально-балетной фотосказке. Над проектом работает команда профессионалов: декораторы и стилисты, музыканты и балерины. Для съемок «Щелкунчика» мы подбирали светлые просторные фотостудии в центре Москвы. Я снимала с естественным светом из окна, кроме этого, мы привезли гирлянды и свечи, которые создавали красивые огоньки на заднем плане. Костюмы шили специально под этот проект, для каждой девочки создавалось два образа - маленькой балерины и героини сказки. Причем при желании в съемке могли принять участие и мамы - у нас были приготовлены балетные юбки и пуанты для взрослых. Иногда на съемки приходят девочки-подростки, для них мы проводим чисто балетную фотосессию с участием профессиональных балерин. Если приходят дети, которые занимаются балетом, мы делаем технически более сложные кадры.

Почему для второго сезона проекта вы выбрали балет «Петрушка» Игоря Стравинского?

Нам хотелось, чтобы эта съемка была более активной, с ярким весенним солнцем, цветными костюмами. Мы выбрали контрастную фотостудию с темным залом и большими светлыми окнами. Задача была получить как можно больше разнообразных фотографий, чтобы не повторяться и каждый раз реализовывать что-то новое. Можно было работать с солнечным светом из окна, с контровым освещением, в результате получились фотографии, которые сильно отличаются от зимних фотосказок.

Мы организовали фотозону с театральными декорациями, в которой балерины показали кукольное представление по либретто балета «Петрушка», там же прошла фотосессия в антураже Пасхальной ярмарки. Дети фотографировались с живыми кроликами и цыплятами, это вызвало у малышей море эмоций. Затем девочки переоделись в розовые балетные юбки, и фотосессия продолжилась у балетного станка. По традиции мы пригласили музыканта, на этот раз занятие прошло под аккомпанемент скрипки.

А мальчики и папы к вам приходят?

Конечно, чаще приходят мамы с дочками. Один раз пришел мальчик со своей маленькой сестренкой, он очень по-взрослому вел ее за руку в зал. Правда его больше заинтересовало не балетное занятие, а арфа, он практически все занятие не отходил от музыкального инструмента.

Энергия, сила, красота, эмоция – танец, застывший в кадре, всегда вызывает восхищение. Именно поэтому столько современных фотографов работают с танцорами, и каждый год появляются все новые и новые интересные фотопроекты.

Фотографы и танец

Однако если вам нравится классический и современный балет, то вам будут интересны и друге фотографы, работающие с танцем. Кто-то исповедует тот же принцип, что и Ballerina Project и помещает танцоров в городскую среду, кто-то делает арт-съемки в студийных условиях, фокусируясь на красоте движения и идеальных линиях тела.

Среди топовых фотографов, чьи выставки проходят в крупнейших галереях мира, есть и московский фотограф Александр Яковлев. Александр работает с труппой большого театра, и если вам нравится красота классического русского балета, то стоит подписаться на его instagram (в котором много потрясающих работ).

7 лучших фотографов мира, которые запечатлевают бесконечную красоту танца

Vadim Stein


Ken Browar (NY City Ballet)



Omar Robles


Alexander Yakovlev




Lois Greenfield




Lisa Tomasetti




Dane Shitagi (Ballerina Project)




25/09 5619

Сиюминутное искусство - балет, притягивает пристальное внимание не только аристократов и интеллигентов, но и фотографов. Одни ведут репортажи за кулисами, другие фотографируют вовремя репетиций в балетных залах между станками и зеркалами, третьи в гриммерочных созидают музу вдохновения. Кто-то смотрит на балет как на искусство, кто-то видит спорт в статике и движении балета. А есть такие, кто сквозь пачку смотрят на мир моды, другие же, вдохновляясь тонкостью и элегантностью линий балерин, видят геометрию в кадре. Причем фотографировать балерин можно не только на сцене или в театре, все чаще танцовщиц в пуантах и пачке фотографы снимают на улицах города, в метро или на железнодорожном вокзале. Тем самым подчеркивая, что искусство должно быть не только в закрытых, стандартных помещениях.

Балет - зрелищен и индивидуален, никогда нет повторяющихся движений, это сиюминутное искусство. Каждый раз "Лебединое озеро" исполняют балерины по-разному и по-своему. Кто-то не в настроении, а кто-то не в духе. Даже известные примы могут вдруг с импровизировать, и это делает это искусство уникальным.

Балетный фотограф - такой же уникальный жанр в фотоискусстве, как и то, что он снимает. Имена специалистов, запечатляющих в вечность этот отдельный культурный мир, всегда на слуху, особенно у тех, кто следит за их творчеством:

    1. Vihao Pham










    2. Марк Олич и другие величайшие фотографы.


Балет в России больше, чем балет. Балет в России в моде...

Балет – это не просто танец. Это мифология. Со своими небожителями, интригами, скандальными историями любви, славы, забвения.

Балет – это особенная реальность. Блеск и овации сцены и титанический труд, искусственные связки, сломанные ребра и обезболивающие уколы.

Балет – это совершенные тела, сопротивляющиеся всем законам гравитации.

Балет, и в целом танец – это горизонтальная страсть, переведенная в вертикальное положение. Это телесность, грациозная, иногда агрессивная, сексуальность.

Балет – это Красота.

К балетной теме обращаются все, кому не лень, в том числе и фотографы... фотографы самые разные. Одни забираются за кулисы, другие в балетные залы с зеркалами и станками, третьи в гримуборные. Кто-то смотрит на балет как на спорт, кто-то – как на сочетание геометрических форм в статике и в движении, света и тени. А есть и такие, кто смотрят сквозь «балетную пачку» на мир моды. И в этом нет случайности – балет зрелищен по своей природе, костюмы и сценография в любом классическом балетном спектакле – одна из основных составляющих шоу.

Одна из самых знаменитых fashion-арт-фотографов, что добилась признания в этом специфическом жанре – Дебора Турбевиль (Deborah Turbeville). Ее работы печатались в таких изданиях как Vogue, Harper’s Bazaar, Architectural Digest, Zoom, а заказчиками были Valentino, Ralph Lauren, Vera Wang и Nike.

Ее фотографии размыты, сумрачны, вдумчивы и погружают в мир балетных дев, околдовывающих нимфических созданий.

Другой яркий представитель жанра балетной fashion-фотографии, несомненно, американец Луис Гринфилд (Lois Greenfield), который вот уже на протяжении 30 лет снимает диалектику танца и моды. Его фотографии необычайно экспрессивны и порывисты - росчерки дождевых капель на оконном стекле.







Вихрь многочисленных стройных женских ног в балетных туфлях и шелковой материи платьев небесной красоты на фотографиях модного лондонского фотографа Яна Манси (Jan Masny)




Конечно, в Петербурге, одной из двух столиц российского балета, балетная фотография в почете.

Балетные fashion-сессии снимает в городском пространстве Петербурга Олег Зотов




Балетных звезд – Фаруха Рузиматова, Ирму Ниорадзе, Диану Вишневу снимает фотограф Анатолий Бисинбаев. Он прошел аккредитацию в Федерации Европейских профессиональных фотографов FEP в жанре «Театрализованная fashion-съемка».