Белорусская культура. Белоруссия Специфика белорусской культуры

Культура Белоруссии имеет древние корни, которые восходят к временам расселения славянских племен. Уникальная самобытность белорусской культуры складывалась на протяжении столетий. Белорусская музыка, живопись и национальный костюм впитали в себя не только традиции и верования славян, но и многих народов с которыми соседствовали белорусы, среди них большое влияние оказали племена балтов.

Уже в эпоху Средневековья большое влияние на культуру Белоруссии оказало вхождение ее в состав Великого княжества Литовского, а затем и польско-литовского государства - Речь Посполитая.

Под влиянием Речи Посполитой белорусская культура обогатилась новыми чертами в живописи, музыке, архитектуре. Достаточно большое распространение в этот период среди населения Белоруссии получил католицизм, также оказавший влияние на белорусский народ.

В 1517 году произошло важное для культуры Белоруссии событие, была издана первая белорусская книга. Издал ее Франциск Скорина в Праге. Это был Псалтырь, изданный на церковнославянском языке.

В XIX веке переход белорусских земель в состав Российской империи вызвал рост национального самосознания, что привело к появлению современной белорусской культуры.

Белорусский национальный костюм

Белорусский национальный костюм - один из ярких символов народа Белоруссии. Белорусский народный костюм имеет множество общих черт с русскими и украинскими костюмами. Также большое влияние на народный костюм литовские и польские традиции. Яркие и самобытные национальные костюмы белорусов стали неотъемлемым символом различных праздников.

Белорусская музыка

Белорусская музыка - яркое явление в современной мировой культуре. Свое начало музыка Белоруссии берет еще со времен восточных славян, что подчеркивает общность многих музыкальных традиций среди россиян, белорусов и украинцев.

Народная белорусская музыка

Народная белорусская музыка - самобытное, яркое и удивительное явление. Отличительной чертой народной музыки в Белоруссии являются обрядные песни - колядные, масленичные, жатвенные, свадебные и многие другие.

Также большую роль в народной музыке белорусов сыграла церковная музыка. Еще одним ярким аспектом национальной музыки стали народные танцы и пляски, которые можно увидеть на различных праздниках во всех городах Белоруссии.

Современная белорусская музыка

Современная белорусская музыка представлена множеством различных музыкальных направлений. Первым ансамблем, ставшим популярным в Советском Союзе, стали «Песняры», исполнявшие современную обработку народных белорусских песен. И по сей день выступления «Песняров» продолжают собирать множество поклонников на свои концерты. В настоящее время большую известность приобрели группы «Ляпис Трубецкой», «Троица», «Без билета» и другие исполнители.

Каждый год в городах Белоруссии проходит множество фестивалей, среди которых особую популярность приобрел «Славянский базар» в Витебске.

Национальные особенности Белоруссии

Белорусы - очень гостеприимный и радушный народ. По характеру и укладу жизни они очень схожи со своими соседями-славянами: русскими и украинцами. По сравнению с другими странами Восточной Европы, в Белоруссии сохранилось самое большое количество обрядов и традиций язычества.

Национальные особенности Белоруссии во многом определились благодаря природе страны. Величественная и неспешная, она и свой народ сделала подобным себе. Белорусы не любят «выносить сор из избы» и устраивать прилюдные сцены, уважительно относятся к старшим, внимательно выслушивают собеседника.

В одежде особых предпочтений нет - с удовольствием носят как повседневную одежду европейского стиля, так и национальные костюмы.

Приветливость, взаимопомощь, уважение, доверие, общинность - вот основные национальные особенности Белоруссии.

О кухне Белоруссии и ее культуре можно подробно прочитать в разделах: Кухня Белоруссии и Культура Белоруссии.

Культура

Процесс формирования и становления белорусской культуры прошел сложный путь исторического развития. Периоды величия и экономического подъема меняли времена, когда само существование нации и государственности находились под серьезной угрозой исчезновения. Однако народ крохотного государства в центре Европы верил в самоопределение и не терял самобытности, о чем и свидетельствуют историческое наследие и потенциал культуры настоящего времени.

Наиболее ранние зафиксированные свидетельства культурного прошлого страны относятся к 10-13 векам, когда с принятием христианства под влиянием византийских образцов конфессиональной жизни, книжной культуры и искусства формировались духовные и эстетические идеалы предков. Это время таких личностей как Кирилла Туровский (философ и богослов, выдающийся оратор) и Евфросиния Полоцкая (знаменитая просветительница древней Беларуси).

Развитию письменности и литературы в 12-15 веках способствовали политическое объединение белорусских земель в Великое княжество Литовское и завершение формирования белорусского народности со своей отличительной культурой. Для первой половины 15 века все еще характерно летописание, в котором творчески использованы древнерусские литературные традиции. Первые белорусско-литовские летописные памятники (Летописец великих князей литовских, Белорусско-литовская летопись) отразили выдающуюся роль литовско-белорусского государства в Европе того времени и стали достоянием белорусского исторической прозы.

Расцвет белорусской культуры приходится на 16 век: официальный статус старобелорусского языка, развитие деловой письменности, переводы произведений зарубежной литературы на старобелорусский язык.

В 1553 году на деньги Николая Радзивилла Черного была основана типография в Бресте - первая на территории современной Беларуси.

В конце 16 века лидерство в области культуры и образования постепенно перенимают иезуиты, открыв в 1570 году в Вильнюсе первое учебное заведение - коллегию. В 1579 году она была преобразована в Виленскую академию, которая имела богословский и философский факультеты. Первым ректором академии стал Петр Скарга. В 17 веке Виленская академия дает образование таким выдающимся деятелям белорусской культуры как Мелетий Смотрицкий и Симеон Полоцкий. В 1641 году Казимир Сапега открывает в академии юридический факультет.

В эпоху Возрождения созданы выдающиеся памятники правовой мысли белорусского и литовского народов (Уставы ВКЛ 1529, 1566, 1588), появились новые виды и жанры (книжная поэзия, Реформационная публицистика, историко-мемуарная проза, драматургия), сложилась плеяда талантливых литераторов. Философская культура на белорусских землях формируется в ключе трудов просветителей Возрождения Симона Будного и Василия Тяпинского. Самым ярким примером ренессансного мироощущения является легендарная фигура Франциска Скорины. Классикой белорусской литературы стала поэма Миколы Гусовского «Песня про зубра», написанная в 1521-22 годах в Риме в честь папы Льва Х, издана в Кракове в 1523 году. Наиболее значительным представителем светской прозы был Лев Сапега. Среди тогдашних поэтов выделялся Андрей Римша, который писал свои произведения (эпиграммы, исторические поэмы) на белорусском и польском языках.

Отходя от искусства уличных скоморохов, лирников, дударей и гусляров, в эпоху Средневековья музыкальная культура приобретает церковный акцент. Музыкальными центрами становятся братские школы, коллегиумы и монастыри, имевшие капеллы и театры.

Ярким явлением культурной жизни Беларуси в 18 веке стали частные магнатские театры. Особенной славой пользовался театр Михаила Казимира Огинского, музыкальный ансамбль которого состоял из 53 инструменталистов. В 1780 году было завершено строительство «Дома оперы» в Слониме. Театральная сцена была оборудована очень сложными для того времени механизмами, которые позволяли осуществлять различные эффекты: постановка "морских" сцен, конных сражений, появление крылатых ангелов из-под крыши. В 1777 году в театре организована балетная труппа, а с 1781 действовала балетная школа. Театр Огинского прекратил свое существование в 1792 г. после отъезда князя из Слонима.

Свои собственные театры имели также и Радзивиллы. В 1746 году Урсула Радзивилл, жена Михаила Радзивилла "Рыбоньки" организовала в Несвиже любительский театр, пьесы для которого она писала сама. Известно всего 16 произведений - трагедий, комедий, оперных либретто, написанных на польском языке.

С середины 18 века в культурной жизни широко закрепилась польская письменная традиция. Белорусскоязычная литература развивалась в рамках анонимной литературы, превосходнейшими образцами которой стали знаменитые юмористические произведения - «Энеида наизнанку», «Тарас на Парнасе».

Вместе с тем сложилась билингвистическая традиция, которая не давала выпасть белорусскому слову из письменной традиции и в 19 веке. Авторское двуязычие литераторов образовывало двух единства белорусского и польского языковых течений. Идеи приобщения крестьянства к образованию и культуре высказывал Ян Чечот, первым напечатавший под своей фамилией стихи на белорусском языке. Похожую цель преследовал родоначальник беларусскоязычной драматургии Винцент Дунин-Марцинкевич. Его лучшее произведение «Пинская шляхта» стало классикой белорусской литературы. В 1891 году Франтишек Богушевич при поддержке своих польских друзей издал в Кракове поэтический сборник «Дудка Белорусская». Написанное Богушевичем предисловие к сборнику выражало настоящий манифест белорусского национального движения.

20 век - этот новый виток развития белорусской национально-культурной жизни связан с провозглашением в Минске в марте 1918 года Белорусской Народной Республики. 1920-е годы часто отождествляется с термином беларусизация, главным направлением которой стал перевод на белорусский язык системы образования и государственного управления. В 1921 году был образован Белорусский государственный университет, который стал главным учебным заведением республики. Бурно развивается литературная жизнь, активно работают в это время Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля.

В 1922 году выходит литературный журнал «Полымя». В 1923 году - «Молодняк». Выходят публикации молодых писателей Кузьмы Чорного, Кондрата Крапивы, Иосифа Пущи, Владимира Дубовки.

В 1920 году в Минске был торжественно открыт Белорусский государственный театр.

1922 год - рождение белорусского кинематографа. Создано Управление по делам кинематографии «Киноресбел», которое, однако, через год было распущено, а в 1924 году создано новое управление - Белгоскино, начинает работу национальная киностудия «Советская Беларусь». Первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» снял в 1926 режиссер Юрий Тарич по сценарию Михаила Черота.

Центром изобразительного искусства в Беларуси в начале 1920-х годов стал Витебск, где работали такие выдающиеся художники, как Марк Шагал, Казимир Малевич, Мстислав Добужинский, Юделя Пэн. Основатель стиля супрематизм К.Малевич образовал объединение художников «Уновис», однако в 1922 году это объединение было закрыто. Многие художники (в том числе М.Шагал и К.Малевич) оставили Витебск.

В конце 1920-х годов в общественной жизни республики все больше начинают проявляться черты наступающего тоталитаризма. В последующие годы был фактически уничтожен весь цвет белорусской интеллигенции. В Западной Беларуси Польское правительство проводит политику языковой ассимиляции белорусского крестьянского населения.

В конце 1950 - 60-х годов в литературу приходит новое поколение, которое часто называют «шестидесятниками». Именно в 60-е годы раскрывается многогранный талант Владимира Короткевича. Он начинал с поэтических сборников, но известность получил благодаря своим произведениям в жанре исторической прозы: "Колосья под серпом твоим" (1968), "Христос приземлился в Гродно» (1972), "Черный замок Ольшанский" (1983).

В 1960 г. появляется первая повесть Василя Быкова "Журавлиный крик". Человек в ужасных условиях войны - главная тематика произведений писателя.

Далеко за пределами Беларуси знали в советские времена и музыкальный коллектив «Песняры». Его создал в 1969 Владимир Мулявин. Ансамбль особенно плодотворно работал в стиле фолк - современная обработка народных песен. Его творчество было отмечено на многих международных музыкальных фестивалях.

Главным достижением культурной жизни Беларуси в постсоветские времена стало возвращение имен и произведений тех деятелей белорусской культуры, которые много лет замалчивались.

В настоящее время шедевры белорусской культуры прошлых столетий хранят для будущих поколений национальные музеи и библиотеки.

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.

Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

За последние годы динамичное развитие и поддержку получили все главные составляющие национальной культуры: историко-культурное наследие, художественное творчество на профессиональной и непрофессиональной (любительской) основе, аутентичные фольклорные коллективы, клубная деятельность, библиотечное и музейное дело, кинематография, народные художественные ремесла.

В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей, интересных и доступных как для белорусов, так и для гостей страны.

На 1 декабря 2015 года в системе Министерства культуры Республики Беларусь насчитывается более 7 тысяч организаций культуры, в том числе 151 государственный музей, 2874 библиотеки, 2,8 тысяч клубных учреждений, 28 театров, 97 кинотеатров, 18 концертных организаций, 3 учреждения высшего и 21 среднего специального образования, 430 детских школ искусств, 2 цирка, методические учреждения и производственные организации. Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь насчитывает более 5,5 тысяч ценностей.

Белорусская культура является частью общеевропейского культурного пространства и вносит весомый вклад в мировую культуру. Главные имена белорусской культуры ‑ Евфросиния Полоцкая и Симеон Полоцкий, Кирилл Туровский и Франциск Скорина, Янка Купала и Якуб Колас, Максим Богданович, Василь Быков и Владимир Короткевич.

За последние годы приняты важные законы, регламентирующие взаимоотношения государства и культуры (законы: «О культуре», «Об охране историко-культурного наследия», «О библиотечном деле», «О музеях и Музейном фонде», «О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах)», «О творческих союзах и творческих работниках», «О кинематографии»). Впервые в истории разработан и принят 3 декабря 2015 г. Палатой представителей Национального собрания проект Кодекса Республики Беларусь о культуре, в котором систематизированы нормы, регулирующие деятельность отрасли культуры.

Важным стимулом развития культуры Беларуси стало создание и деятельность фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Ежегодно происходит вручение премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» и специальных премий деятелям культуры и искусства, государственных премий деятелям культуры и искусства. За последние пять лет из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства получили поддержку 37 проектов на сумму 4,67 млрд. рублей. Поощрениями специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи отмечены 737 учащихся, студентов, молодых деятелей искусства и 69 творческих коллективов на сумму 7,745 млрд. рублей. Премией Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» награждено 20 лиц и коллективов, специальными премиями Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства - 39 лиц и коллективов.

По поручению Президента в Беларуси была утверждена Государственная программа возрождения технологий и традиций производства Слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015 годы.

Единый Государственный список историко-культурных ценностей насчитывает более 5,5 тыс. объектов. С 2000 года Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия ЮНЕСКО ‑ Мирским и Несвижским замками, Геодезической дугой Струве. Нематериальное наследие представлено обрядом «Колядные цари» д. Семежева Копыльского района.

Знаковыми событиями для культуры Беларуси последних пяти лет явились строительство Национальной библиотеки, реставрация Большого театра оперы и балета, открытие многозального кинотеатра «Беларусь», реставрация и восстановление замкового комплекса «Мир» и Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж», Белорусской государственной филармонии, Белорусского государственного цирка, реставрация Могилевского драматического театра, дворца Паскевичей в Гомеле, дворца Потемкина в Кричеве, реконструкция и техническое переоснащение здания Национального академического театра имени Янки Купалы, открытие нового здания и новой экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Профессиональное искусство

В Беларуси ежегодно проходит около 60 международных, республиканских и региональных фестивалей. Крупнейшие из них ‑ Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» , Международный кинофестиваль «Лістапад» , Международный фестиваль театрального искусства «Панорама», Международный фестиваль искусств «Белорусская музыкальная осень», праздник «Купалье» («Александрия собирает друзей»).

В целях стимулирования творческой деятельности реализуются новые масштабные культурные проекты в сфере художественного творчества на профессиональной основе - республиканские конкурсы «Национальная театральная премия» и «Национальная музыкальная премия». Среди значимых мероприятий культурной жизни страны — республиканская акция «Культурная столица Беларуси», которая направлена на широкую презентацию культурной самобытности Беларуси, активизацию культурной жизни в городах и регионах страны. За пять лет, начиная с 2010 года этот почетный статус имели Полоцк, Гомель, Несвиж, Могилев, Гродно, Брест, в 2016 году - г.Молодечно.

За последние годы осуществлены такие значимые культурные мероприятия, как проведение масштабных торжеств по случаю 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков; создание и установка произведений монументального искусства — памятников Владимиру Мулявину в Екатеринбурге, князю Ольгерду в Витебске и князю Изяславу в Заславле, памятного знака в честь операции «Багратион»; реализация крупных проектов в сфере изобразительного искусства: выставочного проекта «Десять веков искусства Беларуси» в Национальном художественном музее, выставки современного искусства «Avant-gARTе. От квадрата до Объекта» в рамках Чемпионата мира по хоккею, участие Беларуси в Международной выставке актуального искусства в пределах 5 Московской биеннале современного искусства; начало реализации проекта по факсимильному изданию книжного наследия Франциска Скорины; открытие музея-дачи Василя Быкова к 90-летию народного писателя Беларуси.

В Республике Беларусь действуют 28 государственных театров: из них 27 - системы Министерства культуры (2 музыкальных, 18 драматических, 7 кукольных) 1 ‑ системы Министерства обороны. Высокий статус «Национальный» имеют 5 театров, звания «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» удостоены 9 театров. Ведущие театры страны ‑ Национальный академический театр оперы и балета Республики Беларусь, Национальный академический театр имени Янки Купалы, Национальный академический драматический театр имени М.Горького.

Концертную деятельность осуществляют 18 государственных концертных организаций республиканского и местного подчинения. Ведущая концертная организация страны — Белорусская государственная филармония. Крупнейшие творческие коллективы — Национальный концертный оркестр Беларуси, Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.Цитовича, Государственный ансамбль танца Беларуси, Белорусский государственный заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки», Белорусский государственный ансамбль «Песняры» и другие.

Культурно-просветительные учреждения

В системе культуры действуют функционирует 151 государственный музей, 2,9 тыс. публичных библиотек, 2,8 тыс. учреждений культуры клубного типа, 24 тысячи непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества.

С участием любительских коллективов в 2015 году проведено более 70 тысяч концертов и спектаклей, 33 тысячи театрализованных праздников и обрядов, 30 тысяч выставок декоративно-прикладного искусства, народных ремёсел и промыслов, в том числе такое масштабное мероприятие, как Республиканский фестиваль-ярмарка «Вясновы букет» в г.Минске.

Наиболее знаковые фестивали народного творчества: Международный фестиваль народной музыки «Звiняць цымбалы i гармонiк» в г. Поставы, Международный фестиваль песни и музыки Поднепровья России, Беларуси и Украины «Днепровские голоса в Дубровно» в г. Дубровно, Международный фестиваль духовной музыки «Магутны Божа» в г. Могилеве, Международный фестиваль народного творчества «Венок дружбы» в г. Бобруйске, Международный фестиваль юных талантов «Земля под белыми крыльями» в г. Мозыре, Республиканский конкурс юных исполнителей эстрадной песни «Хали-хало» в Новополоцке; Республиканский фестиваль народного творчества ветеранских коллективов «Не стареют душой ветераны» в г. Минске, Республиканский фестиваль хорового искусства «Пеўчае поле» в г. Мядель.

Ведущей организацией является Национальная библиотека Беларуси, которая обладает самым большим собранием печатных изданий в стране, а также правом получения обязательного экземпляра. Здесь собрано самое большое за пределами России собрание книг на русском языке. В 2006 году открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта, - предмет национальной гордости белорусов.

Крупнейшие музейные учреждения страны ‑ Национальный художественный музей, Национальный исторический музей, Государственный музей истории Великой Отечественной войны.

Ведущими учрежденями образования сферы культуры являются Белорусская государственная академия искусств, Белорусская государственная академия музыки, Белорусский государственный университет культуры и искусств.

Кинематография

Развитие сферы кинематографии на современном этапе определила Концепция развития кинематографии Республики Беларусь на 2009-2014 годы, согласованная Главой государства. Продолжена адаптация нормативной правовой базы с учетом оказания государственной поддержки фильмопроизводства на конкурсной основе. Осуществлена оптимизация государственного управления кинематографией. Проведена реконструкция и комплексная модернизация материально-технической базы производства и проката фильмов. В структуре учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств» создан факультет экранных искусств. Сформирована система международных и республиканских кинофестивалей, проводимых в Республике Беларусь. По поручению Правительства Министерством культуры разработана Стратегия развития кинематографии Республики Беларусь на 2015-2020 годы и План по ее реализации, нацеленные на решение основной задачи - создание условий для развития современной конкурентоспособной белорусской кинематографии, обеспечивающей производство и распространение отечественных фильмов высокого художественного уровня и новейших технических стандартов в Республике Беларусь и за рубежом.

Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. В Беларуси осуществляется много совместных проектов с кинематографистами стран мира. На «Беларусьфильме» снимали фильмы Никита Михалков, Петр и Валерий Тодоровские, Дмитрий Астрахан, Александр Сокуров.

В Беларуси проходят крупные кинофестивали: Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» и конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк» (Минск), Республиканский фестиваль белорусских фильмов (Брест),Международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаевка» (Могилев), Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм “Magnificat” (Глубокое).

Деятельность фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства

Росту творческой инициативы и воплощению в жизнь проектов в сфере культуры способствует деятельность фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, созданного Указом Президента Республики Беларусь от 15 апреля 1998 г. № 211. Основным направлением работы фонда является поддержка национальной культуры, историко-культурного наследия, творческой деятельности художественных коллективов, мастеров профессионального и народного искусства. С помощью средств фонда предусмотрены выплаты гонораров за создание и приобретение произведений искусства, производство киновидеофильмов, организацию художественных выставок, постановку спектаклей, охрану историко-культурного наследия и др. За счет фонда также финансируется выплата премий «За духовное возрождение» и специальных премий Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства.

Ежегодное вручение учрежденной в 1997 г. премии «За духовное возрождение» (в пяти номинациях) происходит в дни празднования православного Рождества. Награды получают представители разных конфессий и творческой элиты, врачи, педагоги и ученые, приемные родители — те люди, работа и жизнь которых способствуют духовному обновлению общества. Лауреатами премии в разные годы были: ансамбль «Чистый голос» (1996), художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного хора Республики Беларуси им. Г.Цитовича М.Дриневский (1997), коллектив редакции газеты «Культура» (1998), художник В.Барабанцев (2001), коллектив Могилевского областного художественного музея им. П.Масленникова (2002), актер Р.Янковский (2003), заслуженный деятель искусств Республики Беларусь В.Анисенко (2005), авторский коллектив цикла публикаций «В поисках утраченного» редакционно-издательского учреждения «Литература и искусство» (2006), трудовой коллектив Гомельского дворцово-паркового ансамбля (2007), коллектив «Издательство Белорусского Экзархата» (2009), творческий коллектив РУП «Издательство “Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки”» (2010), авторский коллектив Белорусского союза художников (2011) и др.

Более 200 деятелей культуры и искусства, литературы, архитектуры, науки и образования, представителей СМИ, авторских и творческих коллективов с 1998 г. получили специальную премию Президента Республики Беларусь. В их числе актер В. Гостюхин (2003), творческий коллектив Брестского театра кукол (2005), председатель Белорусского союза композиторов, народный артист СССР и Беларуси И.Лученок (2007), коллектив музея народного творчества «Бездзежскі фартушок» (Дрогичинский р-он Брестской обл.; 2009), художник И.Бархатков (2009) и др. В 2010 г. наград были удостоены носители аутентичного обряда «Калядныя цары» (д.Семежево Копыльского р-на Минской обл.), находящегося под охраной ЮНЕСКО, заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь ансамбль белорусской песни «Терница»; художник-живописец В.Сумарев. Специальной премией Президента Республики Беларусь в 2011 г. награждены: народная артистка Беларуси Б.Масумян, балерина Е.Олейник, искусствовед Б.Лазуко, детский хореографический ансамбль «Зорька» центра культуры «Витебск».

Определенные сведения о материальной культуре в эпоху мезолита и неолита, в бронзовом и железном веке уже приводились. К этому следует добавить, что в целом археологические культуры железного века были достаточно развитыми. Люди освоили обработку железа, причем изделия из него были довольно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и др. Славяне принесли с собой умение строить полуземлянки с печами-каменками, вырабатывать каменные жернова, железные изделия, разнообразную керамику.

Византийские авторы - Прокопий, Маврикий, Константин Багрянородный, арабский автор Магуди писали о высоком уровне культуры восточных славян. Летопись отмечает, что многие города в тогдашней Полоцкой Руси возникали, как правило, при достаточно высоком развитии материальной культуры. Первоначально вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, называвшиеся погостами. Сюда сходились для торговли или, как тогда говорили, «гостьбы» купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры. В IХ-ХII вв. в Полоцке было широко распространено ремесленное производство - кузнечное, ювелирное, кожевенно-швейное, деревообрабатывающее, косторезное, гончарное. Как в Полоцке, так и в других городах Беларуси для создания предметов быта. оружия, орудий труда и украшений использовались железо, бронза, медь, серебро и золото. Техника их обработки достигала высокого уровня. Использовались плавка, литье, ковка, золочение проволоки, гравировка, украшение металлических изделий эмалью и чернью. Раскопки на территории Минского детинца и замчища вскрыли остатки существования здесь в ХI-ХII вв. городского укрепленного поселения. Доказано наличие многочисленных ремесленных производств: металлургического, бондарного, гончарного, кожевенного и др. Открыты деревянные настилы главной улицы детинца и отходящих от нее переулков. Найден большой фрагмент навершия булавы из лосиного рога с двумя вариантами родовых княжеских знаков Рюриковичей. Минская крепость соответствовала всем требованиям фортификации того времени - имела мощный оборонительный вал с деревянной основой. Среди находок большое количество предметов, связанных с военным делом: оружие близкого и дальнего боя, предметы вооружения конного воина.

По предметам, которые находят археологи на территории Беларуси, ясно, что для наших предков главным был мирный созидательный труд, а не военные действия. Наряду с орудиями земледелия и охоты распространенными были различного рода украшения - стеклянные монисты, серебряные и бронзовые подвески, искусно выполненные бусы. При этом курганные предметы Полесья по своему материалу иногда были ценнее, а по форме разнообразнее, затейливее, а иногда даже изящнее, чем изделия XVIII-ХIХ вв. . Лучшим мировым достижениям соответствовало строительство в Беларуси храмов, их архитектура, роспись, убранство. На Русь, которая, как считают, до X в. вообще не знала строительства каменных сооружений, из Византии пришла традиция монументальной архитектуры со сложным типом крестово-купольного храма, совершенной системой перекрытий, рациональной строительной техникой. Храмы в то время не только были культовыми сооружениями, но и выполняли роль общественных зданий. В них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, что также учитывалось при их возведении. Таким являлся и возведенный в Полоцке в 1044-1066 гг. грандиозный по тем временам Софийский собор, И хотя полоцкая святыня строилась византийскими мастерами и по византийскому образцу, она имела и свои черты, свидетельствовавшие о наличии оригинальной местной архитектуры. Украшение собора, роспись его стен, пола явились образцом тогдашнего искусства.

В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) был сооружен Борисоглебский монастырь, а около 1159 г. на берегу Полоты была выстроена знаменитая Спасская церковь Евфросиниевского монастыря, целиком сохранившаяся до наших дней. Оба памятника истории и культуры возводились мастером Иоанном. Спасская церковь вобрала в себя характерные черты местной школы зодчества. Стены и столбы внутри помещения были расписаны прекрасными фресками. Для этой церкви по заказу Евфросинии Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец древнерусского прикладного искусства - напрестольный крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной перегородчатой эмалью. Эта святыня Беларуси, к сожалению, бесследно исчезла в начале 40-х годов XX в.

В XII в. своеобразные каменные храмы имелись в Гродно, Волковыске, Новогрудке, Турове. В Витебске неизвестные мастера, использовав оригинальную технику кладки, возвели прекрасную Добровещенскую церковь. Основание каменной церкви уникальной конструкции открыто археологами в Минском детинце. Ее строительство, в силу каких-то причин, не было завершено. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская церковь в Гродно. Снаружи она украшена вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, покрытыми зеленой и коричневой глазурью. В Каменце в конце XIII в. была возведена оборонительная башня - знаменитая Каменецкая вежа (Белая Вежа), памятник военного зодчества Беларуси. Такие же вежи были в Бресте, Гродно, Новогрудке и Турове.

Древние художественные украшения Беларуси представлены разнообразными по форме и содержанию памятниками: от незамысловатых бусин и перстней до совершенных образцов ювелирного искусства. Представление о музыкальной культуре и инструментах того времени дают изображения музыкантов на изделиях прикладного искусства. В Новогрудке среди остатков постройки XII в. найдено изображение музыканта, играющего на струнном щипковом инструменте. Относящаяся к XII в. шахматная фигурка, изображающая барабанщика с бубном, найдена в Волковыске. Костяная фигура шахматного коня, обнаруженная в поселении XI в. в верховьях Птичи, является древнейшим предметом такого рода из открытых археологами на всей территории восточнославянских земель.

На развитии материальной культуры Западной Руси Х-ХII вв. положительно сказывались торговые связи. Белорусские купцы вместе с киевлянами вели торговлю с Царьградом, откуда привозили шелковые ткани, кружева, вина, мыло, различные лакомства. У варягов покупали бронзовые и железные изделия, олово, свинец. У арабов - бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, пряности. В западные страны продавались льняные ткани, выделанные кожи, смола и воск высокого качества, хмель, мед, меха. Из них привозили металлы, вино, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу, предметы роскоши. О наличии именно таких торговых связей свидетельствуют клады этого времени, которые находят поблизости городов и погостов, по берегам больших рек, на волоках. В кладах хранились римские, византийские, арабские, западноевропейские монеты, даже отчеканенные в VIII-Х вв.

Духовно-культурный уровень племен, на основе которых впоследствии возникла белорусская народность, во многом зависел от их религиозных представлений. В это время, как и в последующие периоды, именно они являлись основой духовной культуры, мировоззрения обычаев и норм поведения людей. Дохристианской религией на территории Беларуси было язычество. Для него характерны обожествление природных сил и стихий (пантеизм), вера в реальное существование души, добрых и злых духов (анимизм), наделение человеческими чертами и качествами природных явлений, богов, мифических существ (антропоморфизм), вера в чудодейственную силу отдельных материальных предметов (фетишизм), представления о сверхъестественном родстве между людьми и определенными видами животных и растений (тотемизм), культ предков и др.

До принятия христианства предки современных белорусов обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья. Культ сил природы приводил к поклонению человекоподобному божеству - виде, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение верований и обрядов, связанных с земледельческим культом, выражавшимся в зимних, весенних, летних и осенних празднествах. Развитие родоплеменной организации, создание союзов племен, выделение социальной верхушки приводило к изменениям религиозных представлений. Культ семейно-родового предка, патриарха (род, рожаница, дед, щур, чур) становится основой культа племенного бога. Постепенно из них складывается общий пантеон, выделяются главные божества, которых почитают все или многие племена. Существовали языческие святилища и особые служители богов - волхвы. Религиозные представления восточных славян явились основой складывания обычаев.

О жизни наших предков, и в частности о радимичах, рассказано в «Повести временных лет»: «Жьвяху в лесе, якоже всяки зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отцы и пред снохами; и братцы не бываху в них, но игрища межю селы...» . Если судить по этой записи, то получается, что наши пращуры были на этом этапе в первобытном состоянии, находились на низком уровне развития культуры. Однако современные ученые полагают, что это описание обычаев радимичей, присущих им пережитков язычества и патриархально-родовых отношений носит пристрастный характер.

Несомненно, на автора влияли факторы политического и религиозного характера. Как апологет интересов киевских князей он стремился оправдать их право, в том числе и моральное, на присоединение к Киеву всех остальных восточнославянских земель. Как верующий христианин, он, конечно же, не мог принять культуру, верования и обычаи язычников. Отсюда стремление исказить, подать в неприглядном виде все дохристианское. Брак, совершенный по обычаям языческой веры, подвергался критике. Если наши предки ели «скоромное» в «постный» день, то летописец пишет, что они ели «нечистое».

Еще в первобытнообщинную эпоху у восточных славян возникла устная обрядовая поэзия - весенний, летний, осенний и зимний циклы. Исходя из языческих религиозных верований, предки белорусов обожествляли стихийные явления природы, а также солнце, луну, реки и озера, деревья и камни - все значительное, что окружало и влияло на их жизнь. До повсеместного распространения христианства наши пращуры «клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники» .

Не только в IХ-Х вв., но и в более позднее время они почитали бога создателя жизни, неба и всего окружающего, который носил несколько имен - Сварог, Стрибог, Световид. Его также называли Родом, а еще чаще Днем. Дивом. Солнечными божествами были Даждьбог, Каляда, Хорс и Ярило. Перун был богом грома и молнии. Богом урожая и достатка был Купала. Силу человеку на новый день давала вестница солнца Денница. Женским божеством прядения и ткачества была Мокошь. Перепут согревал огнем и помогал кузнецам. От Тура зависел успех на охоте. Велесу принадлежал подземный мир, а на земле он помогал пастухам и заботился о домашних животных. Лада была богиней любви и весеннего пробуждения. Богом погребального огня был Знич.

Наши пращуры верили, что существовали как добрые духи, оберегавшие человека от напастей, так и злые, враждебно настроенные к людям. Это последние засевали поля камнями, отнимали у коров молоко, насылали другие несчастья. Вокруг человека действовали силы, с которыми нужно было жить в согласии, слушаться их, соблюдать табу. Считалось, что в мире идет непрекращающаяся борьба многоликих Белобога и Чернобога, которые воплощали соответственно добро и зло, свет и тьму. Согласно язычницким верованиям, огонь был очищающей силой. Именно поэтому огню предавались тела умерших, вещи, которыми они пользовались при жизни.

Похороны предков представляли собой сложную обрядность, которая отражала представления о жизни души. Считалось, что после смерти тела душа остается жить, отлетая в «тридевятое царство», в рай. Такие элементы обряда похорон, как плач, поминки, игры-состязания были связаны с семейно-родовым погребальным культом. Каждое из племен по своим, только ему присущим правилам хоронило умерших. Кривичи, например, сжигали труп умершего, останки собирали в специальные сосуды, над которыми затем делали насыпи. По периметру их обкладывали камнями. Дреговичи клали трупы на землю и насыпали над ними курганы. Радимичи до X ст. сжигали умерших, а позже клали на специальное ложе, посыпанное пеплом, и над ним делали насыпь. Более сложный погребальный обряд, как правило, свидетельствует и о более высоком уровне развития культуры. Обязательными для погребального обряда были поминки, на которых душа также присутствовала и слушала, что и как говорят об умершем. Следует заметить, что «творяху тризну», наши предки, как и в повседневной жизни того времени, не злоупотребляли алкогольными напитками. Медовуху, а позже и пиво (водку на Беларуси до XVI в. вообще не знали) во время поминок пили «по кругу», передавая «чару» в направлении движения солнца, и только трижды.

Повсеместно был распространен культ предков. Празднования в честь усопших предков проводились несколько раз в году. Значительными были осенние Дзяды, весенняя Радуница - праздники, когда поминались усопшие. В эти дни души предков - их называли дзядами независимо от возраста, в котором человек покидал этот свет, - приходили в дома к своим родным, где их уже ожидали. Двери или окна были открыты, на столе стояла чарка и хорошее угощение для «дзядов». Вечером люди шли на могилы, где зажигали огни - знички.

В устном поэтическо-былинном творчестве белорусов - в сказках, песнях, преданиях и былинах - выражалась любовь к своей земле - родине, стремление к свободе, уважение к человеку, его труду, неприятие притеснения и угнетения. В общерусском былинном эпосе есть следы кривичско-белорусских былин, и в частности легенда о Волоте Волотовиче, былина о Волхве Всеславиче. В Х-ХIII вв. героями эпических произведений становились исторические личности, преимущественно князья и выдающиеся выходцы из народа.

Трудно переоценить культурно-политическое значение официального принятия христианства на Руси в 988 г. Принятие этой веры включало восточнославянские земли в христианский мир, присоединяло их к тысячелетней культурной традиции греко-римской цивилизации. Оно поднимало Русь на боле высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. В идеологическом, религиозно-культурном плане она попадала в орбиту Византийской империи, в «византийское сообщество народов». Единая общегосударственная религия сыграла свою положительную консолидирующую роль во всех сферах общественной жизни и прежде всего в культурно-духовной. Она венчала и упрочивала древнее мировоззрение людей, придавала ему более возвышенный, утонченный характер. Благодаря этому судьбоносному факту Киевская Русь оставила потомкам великолепное искусство и блестящую литературу. О том, как распространялась новая религия в Полоцкой земле можно судить по некоторым документальным источникам. Есть известие, например, что уже в IX в. здесь были христиане, т.е. эта религия стала утверждаться в Беларуси в то же время, как и в Польше, Дании, Швеции, Норвегии, Хорватии и др. европейских странах. Господствующей же религией здесь христианство стало лишь в конце ХII - ХIII в., когда ему удалось, в основном, преодолеть мощные языческие традиции. Сразу же после крещения населения в Киеве водным путем, по Днепру, в Новгород отправились с миссией христианизации греческие и болгарские священнослужители. Сопровождал их дядя великого князя - Добрыня с войском. Путь миссии пролегал через Туров и Полоцк, где местные язычники приводились к новой вере. В самом Полоцке и Турове возникли епархиальные центры. Отдельные историки полагают, что первое полоцкое епископство было создано не позднее 992 г., а туровское - в 1005 г. Известно, что Рогнеда не только стала христианкой, но и. как уже отмечалось, приняла монашеский постриг. Изяслав, ее сын, был христианином и с уважением относился к духовному и монашескому сану. Известно также, что при нем в Полоцке уже был один христианский храм. Понимая перспективы новой религии, возможности, которые она несла государству и народу, в том числе и широкие общеевропейские политические выгоды, полочане постепенно склонялись к христианству греческого обряда. Становление новой религии в белорусских землях шло по схеме: князь - дружина - город - деревня.

Конечно же, между новой, христианской верой и старой, языческой имела место определенная борьба. Недаром же процесс христианизации растянулся на века. Очевидно, при этом не обходилось и без насилия, о чем свидетельствует народная примета, что встреча с монахом, попом чревата бедой. Скорее всего, длительное время византийская иконопись процветала за стенами городов и монастырей, а в отдаленных от них местах продолжались языческие пляски, колдовали старухи, приносили людей в жертву злым богам волхвы. Сначала одна культура накладывалась на другую, а слились они гораздо позднее. При этом христианство приспосабливало свои праздники и обряды к древнему народному календарю, языческим наездникам придавался церковный смысл, прежним богам присваивались имена христианских святых. Т.е. религиозным верованиям был присущ характерный синкретизм - органическое взаимопереплетение древних языческих с более поздними христианскими представлениями.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности, образования, искусства, а также на изменение нравов. После крещения вставала острая необходимость в расширении христианского просвещения, литургических текстах, подготовке церковных служителей, строительстве и насыщении церковной утварью храмов. В результате религиозной потребности стала распространяться славянская азбука, разработанная в 863 г. просветителями Кириллом и Мефодием и названная затем «кириллицей».

Вместе с христианством на Руси стали появляться произведения древнеримской и древнегреческой литературы. На западнорусских землях распространялись своды житий святых, служившие нравственным примером и пособием по изучению истории, сочинения отцов церкви, сборники философско-религиозного содержания - Златоуст, Златоструй, Измарагд. Без сомнения, здесь распространялись и произведения светской древнерусской литературы. Кстати будет заметить, что в это время важнейшими культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси были монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). Открытие в монастырях своеобразных мастерских (скрипториев) по переписыванию книг содействовало распространению письменного слова. В скрипториях переписывались Святое Писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи. Известно, что в XI в. при епископских кафедрах в Полоцке и Турове работали монастырские школы, где монахи преподавали детям зажиточных горожан основы письма и чтения. В XII в. такая школа работала при женском монастыре в Полоцке .

Национальная культура белорусов уходит своими корнями в глубокую древность. В ней заключены колоссальные духовные богатства, отражающие нравственное, эстетическое, интеллектуальное бытие белорусского народа.

За многовековую историю белорусским народом сформировано богатое и самобытное культурное наследие. Беларусь владеет значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, искусства, музейными коллекциями. Сохранившиеся до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Наиболее значимые материальные ценности включены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Архитектура

Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них – Полоцк (862 год) и Витебск (974 год). В X-XII веках сформировались основы градостроительства, развивалась монументальная архитектура (Полоцкий Софийский собор, Полоцкая Спасо-Евфросиньевская церковь, Витебская Благовещенская, Гродненская Борисоглебская (Каложская) церкви).

В XIII веке на территории Беларуси наибольшее распространение получило оборонное зодчество. В разное время на белорусских землях существовало не менее 150 замков. Восстановленные и отреставрированные Каменецкая вежа, дворцовый комплекс в городском поселке Ружаны Пружанского района, Старый замок в Гродно, замок в Лиде, замковый комплекс в городском поселке Мир Кореличского района, замок в городском поселке Любча Новогрудского района, дворцово-парковый ансамбль в Несвиже многое могут рассказать о белорусской истории.

Для архитектуры Беларуси характерна тесная взаимосвязь с западноевропейским и восточноевропейским искусством. Основные направления - романский стиль, готика, ренессанс, барокко (Несвижский костел Божьего Тела, Глубокский костел и монастырь кармелитов), классицизм (Гродненский Королевский дворец, Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей).

Сегодня памятники древней архитектуры сохраняются и экспонируются в археологическом музее «Берестье» (Брест), народного зодчества – в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта (под Минском).

В годы Великой Отечественной войны значительная часть архитектурных сооружений была разрушена, только в Минске уничтожено около 80 процентов зданий. С 1944 года были проведены большие работы по восстановлению городов и сел. Выросли новые города - Новополоцк, Светлогорск, Солигорск.

В послевоенный период созданы мемориальные комплексы Брестская крепость-герой, Курган Славы Советской Армии - освободительницы Беларуси близ Минска, «Хатынь» и другие.

Одним из ярких примеров современной белорусской архитектуры является здание Национальной библиотеки Беларуси - «алмаз», аналогов которому в мире нет.

Изобразительное искусство


В художественных музеях Беларуси можно увидеть произведения искусства различных эпох. Самая большая коллекция живописи и скульптуры находится в Национальном художественном музее Беларуси.

На протяжении веков в Беларуси развивались монументальная живопись (фрески Софийского собора, Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей в Полоцке, Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно), книжная миниатюра. Шедевром древнебелорусского эмальерного искусства стал крест, сделанный в 1161 году ювелиром Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. В XV веке зародилась светская живопись, около XVI - белорусская иконописная школа. С распространением книгопечатания стала развиваться книжная ксилография.

Из ткаческих мануфактур XVII-XVIII веков большую известность приобрели Кореличская, где изготавливали отличавшиеся высоким художественным уровнем шпалеры, и Слуцкая, прославившаяся своими ткаными из шелковых, золотых и серебряных нитей поясами.

В конце XVIII-XIX веках белорусская живопись развивалась в русле романтизма и классицизма, позднее - реализма. К этому периоду относятся работы Я.Дамеля, Я.Суходольского, А.Ромера, И.Хруцкого, К.Бахматовича, В.Ваньковича, С.Зарянко, И.Олешкевича, Н.Орды, А.Бартельса и других.

Культурное поле ХХ века включает в себя такие имена, как М.Шагал, К.Малевич, Ю.Пэн. Художники М.Филиппович, Р.Семашкевич, В.Бялыницкий-Бируля, В.Цвирко, Г.Ващенко, В.Громыко, М.Данциг, П.Маслеников, М.Савицкий, скульптуры А.Бразер, А.Грубе, М.Керзин, 3.Азгур, П.Белоусов, А.Бембель, А.Глебов, С.Селиханов и многие другие внесли большой вклад в развитие белорусского искусства.

В декоративно-прикладном искусстве ведущие позиции занял гобелен. «Гобелен века» работы А.Кищенко официально признан самым большим гобеленом в мире и занесен в книгу рекордов Гиннесса.

Современному изобразительному искусству Беларуси свойственно разнообразие. Утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика, расширяется жанрово-видовой спектр. В ХХI веке художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохранила цельность, продолжила освоение прогрессивных элементов мировой культуры.

Кино


17 декабря 1924 года было создано Белгоскино. С этого дня ведет отсчет своей истории национальный кинематограф. Первым белорусским художественным фильмом была историко-революционная картина «Лесная быль». Поставил ее по повести Михася Чарота «Свинопас» в 1926 году режиссер Юрий Тарич. Его считают основателем белорусской кинематографии. Ученики Тарича – Владимир Корш-Саблин и Иван Пырьев – стали знаменитыми кинематографистами.

В 1930 году началось производство звуковых фильмов. В 1939 году студия получила собственную производственную базу в Минске.

В довоенное время с большим успехом прошли снятые на белорусской киностудии кинокомедии «Поручик Киже», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», «Моя любовь», экранизация рассказов А.Чехова «Медведь», «Человек в футляре».

В 1954 году на киностудии снят первый цветной художественный фильм - «Дети партизана», в 1970 - первый широкоформатный «Крушение империи». Своего расцвета национальный кинематограф достиг в 1950-70-е годы. Именно в это время были созданы фильмы, вошедшие в золотой фонд белорусского кино: «Константин Заслонов», «Красные листья», «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца», «Москва – Генуя», «Я родом из детства», «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Город мастеров» и другие. Тогда были сняты фильмы для детей и юношества, ставшие классикой: «Бронзовая птица», «Последнее лето детства», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Удивительные приключения Дениса Кораблева».

Широкое признание у зрительской аудитории получили белорусские телесериалы «Руины стреляют…», «Долгие версты войны», «Государственная граница», «Отцы и дети».

Плодотворно развивалось и документальное кино, которое создавалось в творческом объединении «Летопись».

Современные мастера с успехом продолжают творческую эстафету предыдущих поколений. Только за последние годы призами и наградами различных фестивалей отмечены созданные в Беларуси фильмы «Анастасия Слуцкая», «Поводырь», «Дунечка», «В августе 44-го», «Брестская крепость», «В тумане». В русле общемировой практики на «Беларусьфильме» все чаще осуществляются творческие проекты по совместному созданию фильмов с кинематографистами России, Германии, Израиля.

Литература


Основных своих успехов белорусская литература достигла в XX веке, но без подвижнической деятельности писателей предшествующих столетий эти свершения были бы более скромными.

Истоки белорусской литературы лежат в устно-поэтическом творчестве и фольклоре. Литература зародилась с приходом письменности в Х веке. Крупнейшим центром распространения письменности был Полоцк, где в XII-XIII веках появилось местное летописание. В Турове жил и творил мастер ораторской прозы Кирилл Туровский. В XIV–XV веках белорусский язык получил статус государственного в Великом княжестве Литовском, на нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. XVI век ознаменован деятельностью белорусского гуманиста-просветителя, основателя восточнославянского книгопечатания, писателя и переводчика Франциска Скорины. Первую ренессансную поэму на латинском языке о родной земле «Песня о зубре» написал М.Гусовский. Публицист и переводчик С.Будный издал в Несвиже «Катехизис» - первую книгу на старобелорусском языке на территории современной Беларуси. Защитник родного слова В.Тяпинский первый перевел на белорусский язык Евангелие. Свой вклад в развитие белорусской книжной поэзии в XVII веке внес Симеон Полоцкий.

Становление новой белорусской литературы пришлось на вторую половину XVIII-XIX века. В XIX веке белорусскую землю прославляли поэт А.Мицкевич, драматург В.Дунин-Марцинкевич. Эпоха реализма связана с расцветом творчества Ф.Богушевича, А.Гуриновича и Я.Лучины.

Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные газеты на белорусском языке "Наша доля" и "Наша ніва", вокруг которых объединились самые известные авторы того времени: Я.Купала, Я.Колас, Э.Пашкевич, М.Богданович, З.Бядуля, М.Горецкий, Ядвигин Ш. и другие.

Белорусская литература ХХ века представлена выдающимися именами народных поэтов Я.Купалы, Я.Коласа, Р.Бородулина, П.Бровки, Н.Гилевича, А.Кулешова, П.Панченко, М.Танка, народных писателей В.Быкова, Я.Брыля, К.Крапивы, М.Лынькова, А.Макаенка, И.Мележа, И.Науменко,И.Чигринова, И.Шамякина. Их произведения, а также многих других поэтов, писателей, драматургов за относительно короткий период поставили белорусскую литературу в один ряд с передовыми литературами мира.

В 2015 году была учреждена Национальная литературная премия . Учредители литературного конкурса - министерства информации, культуры и образования Республики Беларусь, Союз писателей Беларуси.

Оргкомитет конкурса состоит из представителей трех министерств: информации, образования, культуры, - а также Союза писателей Беларуси, Издательского дома «Звязда» и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Произведения отбираются экспертной комиссией и жюри конкурса. Торжественная церемония награждения лауреатов проводится во время празднования Дня белорусской письменности.

Музыка

Музыкальное искусство Беларуси берет свое начало в народной музыке восточных славян. Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла инструментальная музыка. Среди любимых народных инструментов - дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка, цимбалы.

В Беларуси большое развитие получила церковная богослужебная музыка. Музыкальными памятниками XV-XVII веков являются сборники вокально-инструментальных произведений "Полоцкая тетрадь" и "Куранты".

В XVIII веке центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов - Я.Голланд, Э.Ванжура, М.Радзивилл.

В современной Беларуси большой популярностью пользуется творчество ведущих музыкальных коллективов страны: Президентского оркестра Республики Беларусь, Государственного академического симфонического оркестра, Государственной академической хоровой капеллы им. Г.Ширмы.

Артисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Белорусского государственного академического музыкального театра, Белорусской государственной филармонии покоряют зрителей самобытным талантом и высочайшим исполнительским мастерством.

Белорусское музыкальное искусство прославили выдающиеся композиторы С.Монюшко, Г.Вагнер, В.Мулявин, И.Лученок, Э.Ханок, Д.Смольский, О.Елисеенков и другие.

Значительную работу по развитию музыкальной культуры проводит Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки под руководством Михаила Финберга. Организация фестивалей камерной музыки в малых городах Беларуси является одним из важнейших направлений деятельности оркестра.

Визитной карточкой Беларуси можно по праву считать вокальную группу «Чистый голос», вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Сябры».

Ежегодно в Беларуси проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей, среди них "Белорусская музыкальная осень", "Минская весна", "Славянский базар в Витебске", "Музы Несвижа".

Белорусские исполнители регулярно участвуют в престижных международных конкурсах.

Современное белорусское музыкальное искусство стремится сохранять богатые национальные традиции.

Театр


Белорусское сценическое искусство зародилось из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов и актеров-скоморохов. В XVI веке возник кукольный театр - батлейка, который давал представления на ярмарках и площадях в городах и местечках. В XVI – XVIII веках начали распространяться школьные театры, в XVIII веке - придворные и городские театры. Некоторые из них со временем преобразовались в профессиональные труппы.

Основоположником национального театра называют белорусского драматурга XVIII века В.Дунина-Марцинкевича.

Возрождение белорусского сценического искусства происходило в начале XX века. Фундамент закладывали драматурги К.Каганец, Я.Купала, Я.Колас, К.Буйло, Ф.Олехнович, Л.Радевич и другие. Театральную работу вели И.Буйницкий, А.Бурбис, Ф.Жданович.

В 1920 году Ф.Жданович организовал Белорусский государственный театр (БГТ-1; ныне Национальный академический театр имени Я.Купалы). В 1926 году начал работу в Витебске БГТ-2 (ныне Национальный академический драматический театр имени Я.Коласа).

Для жителей и гостей республики работает 29 профессиональных театров, из которых 20 - драматических и музыкальных, 8 - детских и юного зрителя, 1 - оперы и балета. В их репертуаре произведения белорусских авторов, постановки русской, советской и зарубежной классики. Четыре театра в Беларуси имеют статус «национальный»: это драматические театры Я.Купалы, М.Горького (Минск), Я.Коласа (Витебск) и театр оперы и балета.

Среди мастеров сцены, плодотворно работавших и работающих в белорусских театрах, - Г.Макарова, С.Станюта, 3.Стомма, Г.Овсянников, Л.Давидович, 3.Белохвостик, А.Климова, Р.Янковский, Г.Гарбук, М.Захаревич, В.Тарасов, А.Милованов, В.Манаев, А.Помазан, режиссеры В.Раевский, Б.Луценко, Н.Пинигин, В.Мазынский, В.Маслюк, сценографы Б.Герлован, Д.Мохов, 3.Марголин и многие другие.

В Беларуси регулярно проводятся фестивали, конкурсы, смотры сценического искусства, среди них «Славянские театральные встречи» в Гомеле, «Белая вежа» в Бресте, «Панорама» в Минске, «М.@рт.контакт» в Могилеве. В 2011 году была впервые установлена Национальная театральная премия Беларуси.