Биография веберна антона. Биография веберна антона Сочинения, помеченные опусом

Антон Веберн

Австрийский композитор, дирижер, музыковед, доктор философии, педагог Антон Веберн родился в 1883 году. Учиться музыке он начал в десятилетнем возрасте. В 1902 – 1906 годах Веберн обучался в Венском университете, его наставником по музыковедению был Г. Адлер, по гармонии и контрапункту – Г. Греднер и К. Навратил. А в 1904 – 1908 годах Антон занимался композицией у А. Шёнберга, ставшего его главным учителем. В этот период появились и первые музыкальные сочинения Веберна.

С 1913 года музыкант работал дирижером в Вене, Праге, Данциге, а в 1922 – 1934 годах он являлся дирижером Рабочего хорового общества и симфонических концертов Венского рабочего союза. Хотя активно писать музыку Веберн начал довольно рано, широкую известность он получил после окончания Второй мировой войны. Именно тогда его сочинения стали исполняться во многих странах Европы, а их автора громко объявили «апостолом нового искусства».

Представитель новой венской школы, Веберн был наиболее последовательным сторонником системы додекафонии, разработанной его учителем А. Шёнбергом.

Композиторская деятельность музыканта началась с «Пассакальи» для оркестра (1908). Уже в этом произведении ощущается будущая направленность творчества Веберна, что проявилось в элементах пуантилизма: звуки отделены друг от друга паузой по аналогии с живописным пуантилизмом с его точечными красочными мазками. Черты додекафонии заметны и в шёнбергских приемах «темброво-окрашенной» мелодии. В таком стиле написаны и необыкновенно лаконичные «Пять пьес для оркестра» (1913). Несмотря на явную абстрактность построения, эмоциональность и колористическая яркость делают музыку Веберна очень выразительной и привлекательной для слушателей.

Полностью к системе додекафонии Веберн обратился в «Трех духовных песнях» для пения, скрипки (или альта), кларнета и бас-кларнета (1924). С этого времени композитор начал самостоятельно разрабатывать принципы метода Шёнберга. Он стремился к строгому разделению не только интервалов, но и ритмических структур и динамики, что привело к трансформированию музыки в калькуляцию звуков.

Своеобразный стиль Веберна проявился в струнном трио (1927), симфонии для камерного оркестра (1928), квартете для скрипки, кларнета, тенорового саксофона и фортепиано (1930), а также в концерте для девяти инструментов (1934). Все эти произведения свидетельствуют об окончательном отказе композитора от тематических повторов и его стремлении твердо и последовательно проводить принципы пуантилизма. Сам Веберн писал: «Выраженная однажды, тема высказала все, что имела сказать. Необходимо продолжить ее чем-нибудь свежим».

Абстрактность конструирования музыкальной ткани хорошо заметна и в поздних произведениях композитора. Таковы вариации для фортепиано (1936), вариации для оркестра (1940), две кантаты для солистов, смешанного хора и оркестра (1939 и 1942). Структурная сложность и отвлеченность от традиционной системы интонирования соединяются с такими качествами, как тщательная отделка каждой детали, приобретающей самостоятельное значение.

Последний период жизни Веберн провел в Мёдлинге, где занимался исключительно творчеством. Жизнь его оборвалась внезапно: композитор погиб в 1945 году недалеко от Зальцбурга в результате случайного выстрела солдата американской армии.

Веберн оставил потомкам немного произведений, что свидетельствует о требовательности талантливого музыканта к своему искусству. Композитор, искренне веривший в правильность своих эстетических убеждений, никогда не стремился к популярности у публики. Сочинения Веберна, редко исполнявшиеся при его жизни, пользовались большим успехом после смерти композитора, ставшего кумиром представителей музыкального авангардизма.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АШ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Граф Антон Граф (Graft) Антон (18.11.1736, Винтертур,-22.6.1813, Дрезден), швейцарский живописец. Работал главным образом в Германии, с 1766 преподавал в АХ в Дрездене. Выполнил свыше 1500 живописных портретов и 322 портретные миниатюры серебряным штифтом, запечатлев, в частности, ряд

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Панн Антон Панн (Pann) Антон (1796 или 1797, Сливен, Болгария,-2.11.1854, Бухарест), румынский поэт, композитор, фольклорист. По происхождению болгарин. Автор многих сборников народных песен, рассказов и анекдотов. Его талант наиболее ярко проявился в таких комментированных

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Антон Веберн (1883–1945) Вся жизнь Веберна связана с Австрией. И если он ненадолго покидал ее, то мысленно всегда здесь оставался - в столь близкой ему культурной среде. Но помимо Вены есть Тироль, откуда вышел старинный род Вебернов Просторы гор. Незамутненный и холодный,

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги автора

Антон Веберн Австрийский композитор, дирижер, музыковед, доктор философии, педагог Антон Веберн родился в 1883 году. Учиться музыке он начал в десятилетнем возрасте. В 1902 – 1906 годах Веберн обучался в Венском университете, его наставником по музыковедению был Г. Адлер, по

Отец - Карл фон Веберн, горный инженер, чиновник в министерстве сельского хозяйства. Мать - Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1895 стал серьёзно заниматься музыкой, обучался игре на фортепиано и виолончели у д-ра Эдвина Комауэра. Окончив гимназию, в 1902-1906 учился как музыковед в Венском университете под руководством Г. Адлера. В 1904-1908 занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. В классе Шёнберга Веберн познакомился с композитором Альбаном Бергом, который стал его близким другом.

С 1908 Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 - дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.

Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».

Среди учеников Веберна - Филипп Гершкович.

Творчество

Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.

Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960, и т. д.

Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина и многих других.

Сочинения, помеченные опусом

  • Op. 1 - Пассакалья для оркестра (1908);
  • Op. 2 - Ускользая на лёгких чёлнах (Entflieht auf Leichten K?hnen) для смешанного хора
Стефана Георге
  • Op. 3 - Пять песен для голоса и фортепиано
Стефана Георге
  • Op. 4 - Пять песен для голоса и фортепиано
Стефана Георге
  • Op. 5 - Пять пьес для струнного квартета (1909);
  • Op. 6 - Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
  • Op. 7 - Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
  • Op. 8 - Две песни для голоса и ансамбля
Райнера Марии Рильке)
  • Op. 9 - Шесть багателей для струнного квартета (1911);
  • Op. 10 - Пять пьес для оркестра (1911);
  • Op. 11 - Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914);
  • Op. 12 - Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17);
Ли Бо
  • Op. 13 - Четыре песни для голоса и оркестра (1914-18);
Карла Крауса Георга Тракля
  • Op. 14 - Шесть песен на стихи Георга Тракля (1917-21);
  • Op. 15 - Пять духовных песен для голоса, флейты, кларнета
П. Розеггера
  • Op. 16 - Пять канонов для высокого сопрано, кларнета и бас-кларнета
П. Розеггера
  • Op. 18 - Три песни для голоса, кларнета in Es и гитары (1925);
П. Розеггера
  • Op. 19 - Две песни для смешанного хора с инструментальным сопровождением
  • Op. 20 - Струнное трио в двух частях (1926-1927);
  • Op. 21 - Симфония в двух частях
  • Op. 22 - Квартет в двух частях
  • Op. 23 - Три песни для голоса и фортепиано
  • Op. 24 - Концерт для 9 инструментов
  • Op. 25 - Три песни на стихи Хильдегард Йоне для голоса и фортепиано (1934);
  • Op. 26 - Свет глаз (Das Augenlicht; другой перевод названия: "Зрение") для смешанного хора и оркестра
  • Op. 27 - Вариации для фортепиано в трёх частях (1935-1936);
  • Op. 28 - Струнный квартет в трёх частях (1936-1938);
  • Op. 29 - Первая кантата для сопрано, смешанного хора и оркестра
  • Op. 30 - Вариации для оркестра (1940);
  • Op. 31 - Вторая кантата для сопрано, баса, смешанного хора и оркестра

Без опуса

  • Две пьесы для виолончели и фортепиано (1899)
  • В летнем ветре (Im Sommerwind) Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле (1904)
  • Медленная часть (Langsamer Satz) для струнного квартета (1905)
  • Струнный квартет (1905)
  • Часть (Satz) для фортепиано (1906)
  • Сонатная часть (рондо) (Sonatensatz - Rondo) для фортепиано (1906)
  • Рондо для струнного квартета (1906)
  • Квинтет для фортепиано и струнного квартета (1907)
  • Пьесы для оркестра (1913)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1914)
  • Детская пьеса (Kinderst?ck) для фортепиано (1925)
  • Пьеса (Klavierst?ck) для фортепиано (1925)
  • Часть (Satz) для струнного трио (1925)
  • Песни (1899-1914)

Переложения

  • Арнольд Шёнберг: прелюдия и интерлюдии из "Песен Гурре" для 2-х фортепиано в 8 рук (1909-1910; не опубл.); шесть песен (ор. 8) для голоса и фортепиано (1910); пять пьес (ор. 16) для 2-х фортепиано в 4 руки (1912); "Камерная симфония" для флейты (либо скрипки), кларнета (либо альта), фортепиано, скрипки и виолончели (1922-1923)
  • Франц Шуберт: романс из музыки к драме "Розамунда", песни "Скиталец" и "Ты - мой покой" для голоса с оркестром (1903; не опубл.); "Немецкие танцы" для оркестра (1931)
  • И. С. Бах: шестиголосный ричеркар (из "Музыкального приношения") для оркестра (1934-1935)

Цитаты

  • «…новая музыка - это музыка небывалая. В таком случае новой музыкой в равной мере является как то, что возникло тысячу лет назад, так и то, что существует сегодня, а именно: такая музыка, которая воспринимается как ещё никогда ранее не созданная, и не сказанная.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 20 февраля 1933)
  • «Очевидно, существовала некая потребность, некая необходимость, которая вызвала к жизни то, что мы называем музыкой. Что за необходимость? Необходимость что-то сказать, выразить мысль, которую иначе, чем в звуках не выразишь.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933)
  • «Человек стремится передать в музыкальных звуках нечто такое, что иначе не скажешь. Музыка является в этом смысле языком.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933)
  • «Веберн! Это последний мастер немецкой музыки.»

Композитор был выходцем из древнего рода, корнями уходящего в Тироль, но на свет он появился в Вене. Профессиональных музыкантов в семье не было – отец, горный инженер по профессии, служил в Министерстве сельского хозяйства – но мать была музыкантом-любителем, владела фортепиано. Антон обучался в гимназии в Вене, а с десятилетнего возраста – в Клагенфурте. В это время он начал обучаться музыке, осваивая фортепиано и виолончель, его учителем был Эдвин Комауэр.

По завершении обучения в гимназии Веберн продолжил образование в Венском университете. Здесь он изучает философию, но не отказывается от музыки, обучаясь под руководством Гвидо Адлера. Правда, карьеру свою на этом поприще он начинал не как исполнитель или композитор, а как теоретик-музыковед (возможно, именно поэтому для его музыки впоследствии была характерна строгая рациональность). Темой его докторской диссертации стало творчество Хенрика Изака – фламандского композитора XVI столетия.

Но в это же время – в начале ХХ столетия – Веберн пробовал свои силы на композиторском поприще. Разумеется, в первых сочинениях ощущается влияние кумиров. Сначала таковым для Веберна являлся , затем – , и наконец – . Увлечение музыкой последнего определило дальнейший творческий путь композитора, который ныне считается одним из основателей нововенской школы наряду с Шёнбергом и . С 1904 г. по 1908 г. он обучался у Шёнберга. Уже в ранних сочинениях Веберна проявляются черты, которые будут характерны для его творчества всегда – например, опора на вариационный принцип в «Пассакалии». К 1909 г. о Веберне уже можно было говорить как о композиторе со сложившемся стилем.

В последующие два десятилетия Веберн работает как дирижер, и первое его место работы в этом качестве – театр оперетты. Поистине, трудно представить худшую обстановку для композитора-новатора, стремящегося к подлинной глубине мысли: легкая музыка, рассчитанная на гарантированный успех у публики, не склонной утруждать себя интеллектуальными усилиями, не могла не раздражать Веберна. Позднее он работал и как симфонический дирижер. Много лет отдал он Венским рабочим симфоническим концертам, целью которых было приобщение рабочих к классической музыке.

Музыкантам, которым довелось работать с Веберном, он запомнился как необычайно требовательный дирижер. Его стремление к утонченности иной раз приводило к срывам. Так, однажды ему предстояло дирижировать Скрипичным концертом Альбана Берга в Барселоне, ему предоставили три репетиции, на второй из них Веберна удовлетворили только первые такты, и он отказался работать. Заканчивать репетицию пришлось другому дирижеру – не столь щепетильному.

Занимался он и педагогической деятельностью. Как вспоминали впоследствии его ученики, во время занятий он мог два часа беспрерывно говорить, обращаясь одновременно и к себе, и к сидящему за роялем ученику.

Преподавание и работу дирижера Веберн совмещает с сочинением музыки. В 1909 г. рождаются Пять пьес для струнного квартета и Шесть оркестровых пьес, в 1913 г. – Пять пьес для оркестра. Создает он и вокальную музыку. Среди сочинений 1920-1930 гг. выделяются Пять духовных песен, Концерт для девяти инструментов, Симфония для камерного оркестра, посвященная дочери Кристине. Особое место занимают Три народных текста – создание этого произведения становится тем рубежом, за которым Веберн использовал только технику додекафонии. Он не только применял ее в своем композиторском творчестве, но и выступил с лекциями о ней в 1932-1933 гг.

Между тем, обстановка в стране становится все напряженнее. Уничтожение рабочих организаций в 1934 г. положило конец Венским рабочим концертам, но особенно тяжелые времена наступили для Веберна с приходом Гитлера к власти. Его музыка – как и сочинения других композиторов, близких ему по стилю – была объявлена «культур-большевистской» и «дегенеративной», он лишился должности дирижера Венского радио, его произведения не исполнялись и не издавались, он лишился учеников. Единственным источником средств к существованию становится корректура чужих партитур для издательства. Одного за другим композитор теряет близких людей – умер его друг Альбан Берг, погиб на фронте сын. Не удивительно, что сочинения последних лет жизни композитора носят трагический, мрачный характер – оркестровые Вариации, Вторая кантата.

Жизнь композитора оборвалась в сентябре 1945 г. в городке Миттерзил недалеко от Зальцбурга, куда он уехал с женой к своей дочери и зятю. Война уже закончилась, но не был отменен комендантский час. Веберн пренебрег им однажды вечером, выйдя на улицу покурить перед сном, и был смертельно ранен американским солдатом.

Произведения Веберна французский композитор Пьер Булез назвал «единственным преддверием музыки будущего». Его влияние ощущается в творчестве , Бруно Мадерны, Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова и многих других композиторов ХХ столетия.

Все права защищены. Копирование запрещено.

ВЕБЕРН (Webern) Антон фон (3.12.1883, Вена - 15.9.1945, Миттерзиль), австрийский композитор, дирижёр. Представитель новой венской школы. Наиболее радикальный композитор-новатор 1-й половины 20 века. Отец Веберна, крупный чиновник, принадлежал к старинному дворянскому роду. Веберн начал серьёзно заниматься музыкой с 1895 года, играл на виолончели в любительском оркестре. Первые музыкальные сочинения (инструментальные пьесы, песни) относятся к 1899 году. В этот период Веберн создал несколько литературных сочинений (стихи, очерки, пьеса). В 1906 году окончил Венский университет (изучал историю музыки у Г. Адлера, контрапункт у К. Навратила, гармонию у Г. Греденера) и получил степень доктора философии. Полифоническая техника композиции (в особенности канон), которую Веберн изучал в ходе работы над диссертацией (посвящена творчеству Х. Изака), стала в дальнейшем основой многих его произведений. В начале 1900-х годов Веберн писал музыку в позднеромантичном стиле (8 песен; идиллия для оркестра «В летнем ветре» по Б. Вилле, 1904). В 1904-08 годах занимался композицией у А. Шёнберга, который стал для Веберна главным авторитетом в музыке. В кругу учеников Шёнберга в 1904 году познакомился с А. Бергом, который всю жизнь оставался близким другом Веберна. Сочинения этого периода (медленная часть Квартета, циклы песен на стихи Р. Демеля и С. Георге, Пассакалия для оркестра op. 1, хор «Ускользайте на лёгких челнах» ор. 2) ещё сохраняли тональную основу. Оригинальный стиль Веберна, связанный с переходом в атональную систему музыкального языка, проявил себя в песнях для голоса и фортепиано на слова Георге (ор. 3 и ор. 4, 1909). Вершин атонального стиля Веберн достиг в циклах инструментальных миниатюр: 5 пьес для струнного квартета ор. 5 (1909); 6 пьес для оркестра ор. 6 (1913); 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913).

В 1908-14 годах Веберн, продолжая сочинять, был вынужден заниматься нелюбимой работой - дирижированием опереттой (на курортах в Бад-Ишле, Теплице, Данциге, Штеттине). В начале 1-й мировой войны (1914) вступил добровольцем в Красный Крест и приложил все усилия для отзыва из армии А. Шёнберга. В 1916-20 годах (с перерывами) также работал дирижёром оперы в Немецком театре в Праге.

Произведения Веберна были впервые опубликованы в 1920 году в венском издательстве «Universal Edition». Всё более значительной становилась его дирижёрская деятельность: в 1921-22 годах дирижёр венского Шубертовского союза, в 1921-26 годах руководитель мужского хора в Мёдлинге (близ Вены), с 1923 года хормейстер Певческого общества, в 1927-28 - дирижёр общедоступных Рабочих симфонических концертов в Вене. В 1927-35 годах регулярно выступал с оркестром Австрийского радио. Наряду с классическим репертуаром Веберн исполнял сочинения А. Брукнера и Г. Малера, новейшую музыку, революционные хоры и песни Х. Эйслера. Его дирижёрская манера была страстной, экстатичной, в противоположность его музыке - эмоционально сдержанной.

В 1924 году в технике сочинения и эстетике Веберна совершился поворот: по примеру А. Шёнберга он стал применять додекафонию (первое полностью додекафонное сочинение - Струнное трио ор. 20, 1928). В выдающейся по совершенству Симфонии ор. 21 (1928) он открыл новый метод композиции на основе додекафонии - сериализм. При этом Веберн исходил из техники канона и одновременно использовал принцип вариационности. Вершины его хоровой музыки - 3 кантаты на стихи Х. Ионе: «Свет очей» ор. 26 (1935), ор. 29 (1939) и ор. 31 (1943). Веберн также заложил основы пуантилизма (II часть Вариаций для фортепиано ор. 27, 1936, и др.). Беспрецедентная особенность зрелых сочинений Веберна - их афористичность и лаконизм (Симфония ор. 21 звучит около 9 минут).

В 1932-33 году Веберн преподавал частным образом композицию и форму (курс лекций, записанный его учеником В. Райхом, опубликован в 1960). С усилением влияния нацизма закончилась дирижёрская карьера Веберна: в 1934 году рабочие культурные организации в Австрии были распущены. Последнее его выступление в качестве дирижёра состоялось в мае 1936 года в Лондоне с Оркестром Би-Би-Си (концерты памяти А. Берга; сохранилась аудиозапись). После аншлюса (1938) Веберн оказался в полной изоляции; причисленные к «культурбольшевизму», его сочинения на родине были официально запрещены. В конце марта 1945 года он бежал от наступавших советских войск в горы на юге Австрии. Уже после капитуляции Германии Веберн был убит случайным выстрелом американского солдата.

Творчество Веберна, его музыкальный язык и техника легли в основу послевоенного «второго авангарда».

Соч.: [Вступ. ст.] // Isaac Н. Choralis Constantinus. W., 1909. TI 2 (Denkm äler der Tonkunst in Österreich, XVI. 1 Jg. Bd 32); Der Weg zur neuen Musik / Hrsg. von W. Reich. W., 1960; Лекции о музыке. Письма. М., 1975.

Лит.: Wildgans F. А. Webern. L., 1966; Kolneder W. А. Webern: Einführung in Werk und Stil. W., 1974; Krellmann Н. А. Webern in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbeck bei Hamburg, 1975; Moldenhauer Н., Moldenhauer R. А. von Webern: а chronicle of his life and works. L., 1978; Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. А. Веберн: жизнь и творчество. М., 1984; они же. Музыка А. Веберна. М., 1999; Moldenhauer Н. The death of А. Webern: а drama in documents. N. Y., 1985; Hayes М. А. von Webern. L., 1995; Bailey К. The life of Webern. Camb. а. о., 1998.

Вся жизнь Веберна связана с Австрией. И если он ненадолго покидал ее, то мысленно всегда здесь оставался - в столь близкой ему культурной среде. Но помимо Вены есть Тироль, откуда вышел старинный род Вебернов. Просторы гор. Незамутненный и холодный, как кристалл, воздух. Необозримые луга и ослепительно чистый снег. Вечный покой. Это не только родина Веберна - здесь и источник веры его в гармонию мира. Композитор Крженек сказал об этом так «... веберновская музыка наполнена чистым, прозрачным воздухом и гнетущим молчанием горных вершин... », она часто звучит «как сверхъестественные, жуткие голоса самой природы, как пугающий грохот подземных вулканов или парящие крылья с других планет».

Антон фон Веберн родился в семье инженера 3 декабря 1883 года в Вене. Сначала там же обучался в гимназии, потом в Граце (с 1890 года) и Клагенфурте (с 1893) - здесь состоялись первые уроки музыки, здесь же - в 1902 году он закончил образование, после чего поступил в Венский университет, где изучал философию и занимался музыковедением под руководством Гвидо Адлера. По окончании занятий, в 1906 году, Веберну была присвоена ученая степень доктора философии за исследование капитального сборника духовных полифонических сочинений Гейнриха Изаака, старшего современника Жоскена Депре. Исследование Веберна вместе сего публикацией были напечатаны в серии «Памятники музыкального искусства Австрии». Случай уникальный будущий композитор начинает как теоретик-музыковед, ведь многочисленны противоположные примеры! Не отсюда ли научная дисциплинированность, организованность композиторского мышления Веберна Не отсюда ли также - его увлечение строгой полифонической техникой, интервально-структурной композицией, рациональной выверенностью в соотношении разделов формы, симметрией построений.

Первые композиторские опыты Веберна относятся к рубежу XIX- XX веков. Сначала он увлекся Вагнером (большое впечатление произвело посещение Байрейта в 1902 году), затем Брамсом, позже - Малером; последнее увлечение - Шёнберг. В первых произведениях, еще, правда, не вполне самостоятельных, заложены зерна его дальнейших исканий это оркестровая Пассакалия, основанная на вариационном принципе, который так широко использовал позже Веберн, и сравнительно краткая пьеса для смешанного хора, написанная в строгой канонической форме - в той полифонической манере, которую в дальнейшем композитор будет все более совершенствовать. Оба сочинения написаны в 1908 году. Однако далеко до завершения этих произведений он стал одним из учеников Арнольда Шёнберга, с которым его познакомил Эгон Веллес - композитор и ученый, позже снискавший большую известность как крупнейший знаток византийской музыки. Он вспоминал, как «... в октябре 1904 года мы начали встречаться и играли вместе на рояле Третью симфонию Малера, которая должна была исполняться в том сезоне. Мы вместе посещали все репетиции, на которых Малер дирижировал этой симфонией, а в последующие годы - репетиции Пятой и Шестой симфоний. На семинарах профессора Адлера мы играли на рояле последние квартеты Бетховена и анализировали их».

Постепенно круг шёнберговских учеников расширялся (Веберн вовлек в него Берга). С 1906 года они поддерживали с учителем почти ежедневную связь. Веллес свидетельствует, что в годы, когда Шёнберг вступил на путь атонализма (т.е. с 1908 года) и когда стоял на пороге открытия додекафонного метода композиции (завершение этих исканий приходится на 1921), он часто советовался с Веберном по волновавшим его вопросам. Учебные занятия с Шёнбергом прекратились в 1908 году, наступила новая фаза отношений - творческое общение, тесная дружба.

С 1906 года дирижирование - по крайней мере, на ближайшее двадцатилетие - становится основным источником доходов Веберна. Места службы преимущественно театры драматические и оперные. Города Прага, Данциг, Штеттин.

В 1909 году Веберн пишет Пять пьес для струнного квартета, затем через год Шесть пьес для оркестра, с которых начинается первый период его творчества - это период так называемой свободной атональности. Музыка отличается максимальной афористичностью высказываний. Еще одна характерная черта - преобладание инструментальной музыки. Начинается Первая мировая война. В 1915 году Веберн был мобилизован, но в следующем году освобожден из-за плохого зрения. Он возвращается к музыке и в 1917 году пишет новое сочинение - Четыре песни для голоса и фортепиано. Это произведение словно подводит черту под начальным периодом творчества Веберна.

В последующее десятилетие он, под большим влиянием «Лунного Пьеро» Шёнберга, пишет вокальные циклы с разнообразным камерно-инструментальным сопровождением. Произведения также весьма кратки все двадцать пять пьес сольных циклов звучат немногим более двадцати минут. Но музыка Веберна предстает теперь еще более строгой и вместе с тем драматичной. Его уже тогда отличает трепетное отношение к звуку. Чувство отдельно взятого звука, его интенсивности ни у кого из композиторов не только прошлых времен, но и современности не было столь развито, как у Веберна. Звук для него - в своем конкретном высотном, тембровом звучании - нечто живое, одушевленное. Отсюда у Веберна и то, что называется «пуантилизмом», - пунктирное звучание, в котором тонкой вязью интервальных соотношений, связанные друг с другом тона возникают изолированно, будто рожденные в вакууме. В 1920 году Веберну, наконец, удается заключить первые контракты на издание своих сочинений - с венским Универсальным издательством. Это издательство и в позднейшие, трудные времена оказывало ему посильную помощь. После войны оживление дирижерской деятельности наступает в связи с созданием в Вене по инициативе и под руководством Шёнберга Общества закрытых (частных) исполнений (просуществовало с 1918 по 1922). С 1921 года Веберн руководит любительскими хорами. Он сближается с рабочими оркестровыми и певческими коллективами, проводит с ними большую работу они исполняют Девятую симфонию Бетховена и особенно запомнившуюся венцам Восьмую Малера - «симфонию тысячи участников». Веберн был связан с рабочими музыкальными организациями до 1934 года, когда они были разгромлены реакционным правительством Австрии. В 1924 году, а затем и в 1932 году Веберну была присуждена музыкальная премия города Вены. В этом же году он сочиняет свой новый опус - Три народных текста для голоса и инструментального ансамбля. Это одна из вершин композитора. Так считал, например, композитор Игорь Стравинский. В недрах данного периода уже вызревает додекафонная техника.

В 1927 году Веберн становится дирижером Венского радио. Его приглашает на гастроли и лондонский радиооркестр Би-би-си. С 1929 по 1935 год он выезжал в Англию пять раз.

В это же время в творчестве Веберна вновь преобладает инструментальная музыка - Струнное трио, Симфония, Квартет с саксофоном, Концерт для девяти инструментов. Он переходит к крупным, масштабным замыслам, к более протяженным по длительности произведениям, конечно, в веберновской системе отсчета времени! Ведь веберновская музыка небывало лаконична. Сместились обычные представления о временной длительности, и все изданные произведения Веберна - 31 опус - требуют для своего исполнения всего около трех часов. Самое пространное сочинение - шестичастная Вторая кантата - звучит минут двенадцать, а самые короткие - немногие секунды. К примеру, в «Багателях» первая пьеса длится десять секунд, вторая и четвертая - по восемь, третья и шестая - по девять, пятая - тринадцать секунд. Такая афористичность выражения вызывает отдаленную ассоциацию с традиционным японским поэтическим трехстишием - хоку.

Веберн ввел новые параметры времени в музыке. Причем осуществлял это настолько непроизвольно, что иногда ошибался в определении временной протяженности своего произведения ему казалось, будто оно должно длиться дольше, нежели то было на самом деле. Так, в процессе сочинения в 1943 году своего последнего произведения - Второй кантаты Веберн писал «Продолжительность - полчаса». Закончив партитуру, тщательно проставив метроном, композитор отметил «Длительность шестнадцать минут». Однако ее реальное звучание длится не более двенадцати минут. Эта психологическая ошибка, вероятно, объясняется содержательной насыщенностью каждого звучащего мгновения музыки, что нарушает - не только у Веберна, но и у слушателей!- представление о привычном отсчете времени.

На рубеже 1920-1930-х годов композитор находится в расцвете своего таланта. Несколько упрочивается и его материальное положение. Карта дирижерских гастролей расширяется, включая, помимо Вены - Берлин, Дюссельдорф, Донау-Эшинген, Мюнхен, Франкфурт, Цюрих, Барселону, Лондон.

Всего исполнительской работе он отдал более тридцати лет. Только сам Веберн наверняка знает, сколько мучений приносила ему репетиционная работа, как страдал он от фальшивых нот, от грубого и плотного звучания оркестра, от непонимания тех, кем приходилось руководить! Слушателей же поражала беспримерная точность исполнения - результат титанической работы. Знакомый композитора - Крафт приводит любопытный эпизод. Веберн был приглашен в 1936 году в Барселону дирижировать премьерой Скрипичного концерта Берга. «В продолжение двух репетиций - из трех отведенных - он успел удовлетворительно, по его мнению, подготовить только первые восемь тактов. Тогда разразился скандал, после чего оставшуюся репетицию провел менее разборчивый дирижер».

Понемногу к нему приходит признание, правда, не столько как к композитору, сколько как к сведущему серьезному музыканту. Его привлекают на радио в качестве советника, консультанта по вопросам новой музыки. Порой он выступает с лекциями в закрытых аудиториях. Но первый (камерный) концерт, целиком составленный из его произведений, состоялся только в 1931 году. С 1929 года Веберн начинает давать частные уроки. Среди тех, кто у него учился с конца 1920-х и до начала 1940-х годов К. Ранкль и Г. Зваровски, позднее активно проявившие себя как дирижеры, Э. Ратц и В. Рейх - как музыковеды, П. Штадлен - как пианист, К. А. Хартманн и Ф. М. Гершкович, который переехал в СССР в 1940 году, - как композиторы.

Последний рассказывает о том, как проходили занятия с Веберном «Часто урок проходил так ученик сидел около рояля, а Веберн говорил в течение двух часов, беспрерывно расхаживая по комнате... Чувствовалось, что Веберн говорит, обращаясь к обоим - к ученику и к самому себе. Для него урок являлся чем-то вроде творческой тренировки. Веберн в присутствии ученика, игравшего роль катализатора, повторял свой урок - урок, полученный им у Шёнберга. Но то, что он повторял, относилось к сказанному десятилетиями ранее Шёнбергом так же, как ягоды к цветам. Что это было так, я мог констатировать, сравнивая слова Веберна с книгами и статьями Шёнберга. Впрочем, я говорю о плодах и цветах не в порядке качественного сравнения. Плод и цветок, из которого он вышел, совсем разные явления и в то же время - одно и то же по своей сущности».

К концу 1920-х годов все заметнее проявляются симптомы фашизации Австрии. Усиливается нажим реакции. Все это не могло не отразиться на положении Веберна объем его деятельности суживается.

В начале 1934 года, в связи с недавним его пятидесятилетием, друзья Веберна хлопочут о присвоении ему звания профессора. Последовал отказ. Официальная Вена никак не откликнулась на юбилей Веберна, лишь в одной из газет промелькнула краткая безымянная заметка. Такое отношение, конечно, не могло не оскорбить Веберна, но он, несмотря ни на что, продолжает работу. Крженек пишет о музыке Веберна того времени «Более захваченная человеческой трагедией, чем тайнами природы, веберновская музыка становится сложнее по фактуре, более подвижной и еще более конденсированной». С 1934 года вновь усиливается интерес композитора к вокальной музыке - Веберн пишет кантату «Света очей». Вообще же, вокальной музыке композитор отвел больше половины изданного своего наследия (из тридцати одного опуса - семнадцать с текстом!), а собственно песне - одну треть. В 1936 году Веберн дирижирует последний раз за пределами Австрии - в Винтертуре (Швейцария); спустя два года Венское радио освободит его от занимаемой должности. Шёнберг из Германии эмигрировал в США, Берг умер - Веберн лишился самых дорогих ему друзей. В 1938 году у него остался всего один ученик, в 1939-м нет уже ни одного. Универсальное издательство, вопреки нацистскому режиму, все же пытается материально его поддержать привлекает Веберна к рецензированию и корректуре чужих и, очевидно, чуждых ему сочинений. С 1938 года его более не исполняют. Лишь спустя пять лет, в Швейцарии, ему удается услышать свои произведения, в том числе оркестровые Вариации - одно из наиболее трагичных его сочинений. Начинается жизнь отшельника, жизнь в скитаниях. Отовсюду приходят печальные вести. В феврале 1945 года, незадолго до перемирия, убит на фронте его единственный сын. Остались еще три дочери. К младшей из них, Кристине - ей посвящена единственная симфония композитора, он едет с женой в Западную Австрию, в местечко Миттерзил, примерно в 100 километрах от Зальцбурга. Здесь 15 сентября 1945 года Веберна настигает случайная пуля американского солдата.

Был объявлен комендантский час после девяти часов вечера нельзя было находиться на улице. Веберн вышел из дому, чтобы сигарный дым не мешал сну детей Кристины. В газете «Венский курьер» появляется краткая заметка «Около десяти часов вечера он стоял у дома своего зятя, наслаждаясь последней перед сном сигарой, когда внезапно раздались выстрелы. Д-р Веберн, шатаясь, вошел в дом и сказал жене «Меня застрелили». Вскоре после этого он скончался...»

«Я понимаю искусство, - говорил Веберн, - как способность придать какой-то мысли самую ясную, самую простую, то есть самую «наглядную» форму... И поэтому я никогда не понимал, что значит «классический», «романтический» и т. п., и никогда не противопоставлял себя мастерам прошлого, а всегда брал с них пример то есть старался выражать то, что мне дано выразить, по возможности ясно».

Бесспорно, при всей своей цельности личность Веберна противоречива. С одной стороны, это вдохновенный, живой, мыслящий музыкант, влюбленный в прорастание всего прекрасного в жизни и искусстве, с другой - трезвый рационалист, не лишенный догматизма, склонный к абстрактному мышлению. Взращенный гуманизмом XIX века, убежденный, демократ-просветитель, длительное время общавшийся с пролетарской аудиторией, он в своем творчестве избирает пути, недоступные массовому слушателю. Страстный поклонник Бетховена и Малера - художников разных, принадлежащих различным историческим эпохам, но активно вторгавшихся - каждый по-своему - в окружавшую действительность, Веберн отворачивается от нее, от жизненных схваток, от жгучих социальных проблем.

Непреклонная убежденность сочетается у Веберна со смиренной преданностью делу, которому всем своим существом он служит, целомудренность нравственных помыслов - с несокрушимой, подчас наивной верой в незыблемость идеального закона, который обусловил порядок в природе, а тем самым, по его мнению, и в духовной жизни человека, в искусстве, в том числе музыкальном. И все же, несмотря на эти противоречия, духовный мир Веберна покоряет своей этической красотой. Художник-мыслитель, душевно-трепетный и скромный, преисполненный высоких нравственных побуждений - таким он предстает и в музыкальных творениях, и в высказываниях - устных и письменных.