Большая каменная оранжерея усадьба кусково. Кусково: дворец с партером и оранжереи. Что хранит Большая каменная оранжерея

0+

Один из самых крупных ботанических садов Европы был основан в апреле 1945 года. В коллекциях сада представлен растительный мир практически всех континентов и климатических зон планеты. На площади около 30 гектаров создано шесть ботанико-географических экспозиций, посвящённых природе европейской части России, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Особого внимания заслуживает новая оранжерея ботанического сада - уникальное сооружение, строительство которого завершилось в 2016 году. Здесь представлен растительный мир влажных лесов, субтропиков и тропиков, организована сложнейшая система бассейнов и водопадов, создан искусственный ландшафт со скалами, гротами и прогулочными тропами. В оранжерее бывает туман, идут настоящие тропические дожди. Это совершенно удивительное место, в котором стоит побывать всем любителям дикой природы.

ул. Ботаническая, д. 4

Первые оранжереи появились в Царицыно ещё в 1740-х годах. Здесь выращивали экзотические фрукты, ягоды и декоративные растения, в том числе и на продажу. Однако уже к концу XIX века оранжереи пришли в упадок - их содержание обходилось слишком дорого и хозяйство себя не окупало. В ХХ веке многие здания были снесены, остальные превратились в руины. Только в 2008 году по сохранившимся чертежам комплекс был отстроен заново. Сегодня для посещения открыты три оранжереи, в которых круглый год цветут цветы и ароматные травы, плодоносят экзотические деревья. Здесь также проводятся экологические мастер-классы и другие мероприятия для детей и взрослых.

Аптекарский огород 0+

Настоящий цветочный рай в центре столицы. В любой сезон здесь есть на что посмотреть и чему удивиться. С каждым годом в оранжерею завозят всё больше необычных растений. Здесь вы увидите махровый гиацинт, скумпию, нарциссы, разные сорта тюльпанов и орхидей. В тропических оранжереях обитают черепахи, поэтому, прогуливаясь между зарослями, смотрите под ноги. Название сада выбрано не случайно. Лекарственные растения здесь представлены в изобилии: от фенхеля до сон-травы. В оранжерее регулярно проводят выставки, например, выставку-продажу хищных растений или фестиваль орхидей. Деревья в «огороде» тоже особенные - здесь огромная коллекция пальм, собранная со всего света.

просп. Мира, д. 26, стр. 1

Нескучный сад 0+

Сад назван в честь усадьбы князя Трубецкого «Нескучное», хотя создателем оранжереи был Прокопий Демидов. В XVIII веке он построил парники, где росли фрукты и ягоды. Демидов привозил из путешествий различные экземпляры экзотических растений. Сегодня в оранжерее площадью около 1000 м² выращивают цветы для украшения Парка Горького. В других павильонах Нескучного сада располагаются кафе, спортивные клубы, коворкинг и детский центр «Шардам».

Ленинский просп., д. 32а

Московский зоопарк 0+

С 2014 года в зоопарке проводят экскурсии по оранжерее. Площадь тропического леса составляет около 140 м². Разнообразные виды пальм привезены сюда из Южной Азии. Вы увидите самую высокую пальму вашингтонию, листья которой достигают в диаметре двух метров. У самой низкой пальмы - кариоты мягкой - листья похожи на рыбий хвост. В оранжерее растёт несколько видов фикусов - бенджамина, лировидный, бенгальский. Детям будет интересно посмотреть, как растут какао-бобы на шоколадном дереве или вызревают бананы на ветке. Особое внимание экскурсовод уделяет африканским травам бромелиям. В листьях этих растений скапливается вода, в которой вырастают крохотные амфибии древолазы.

ул. Большая Грузинская, д. 1

В парке «Зарядье» построили небольшой оранжерейный комплекс будущего - все растения выращиваются здесь без почвы, методом аэропоники. Питательный раствор подаётся к корням в виде мелкодисперсной взвеси, что позволяет получать высокие урожаи на сравнительно небольшой площади. Здесь выращивают огурцы, помидоры, фасоль, клубнику, зелень, декоративные растения. Грядки расположены по спирали в форме воронки, что придаёт комплексу футуристические очертания и свой особый колорит. Есть в «Зарядье» оранжерея и покрупнее - это растительный комплекс под «Стеклянной корой» концертного зала. Благодаря особым инженерным решениям здесь круглый год поддерживается стабильный микроклимат, что позволяет субтропическим растениям чувствовать себя как дома.

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂

В день бесплатного посещения мы побывали почти во всех павильонах "Усадьбы Кусково". В некоторые были небольшие очереди, в некоторые - побольше. Некоторые павильоны были закрыты: Грот - на реконструкцию, а Итальянский домик - по неизвестным мне причинам.

Сейчас в одной половине Большой каменной оранжереи размещена постоянная выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково", а во второй половине, если не ошибаюсь, развернуты экспозиции Государственного музея керамики. Во второй половине мы не побывали, так как уже не хотели стоять на солнце еще одну очередь, хотя и небольшую, т.к. Валя уже устала, зато зашли без очереди в следующую - Американскую оранжерею.

1. Вид на Большую Каменную оранжерею

2. Большая Каменная оранжерея

3. Портреты русских царей, цариц, царевича и патриарха. Слева направо сверху вниз:
царь Федор Борисович Годунов, царь Борис Федорович Годунов, царь Михаил Федорович;
патриарх Филарет, царица Ксения Ивановна Романовна, царь Алексей Михайлович;
царица Мария Ильинина, царевич Алексей Алексеевич,царь Федор Алексеевич.

4. Портретная галарея: российские монархи и члены их семей

5. Портрет императора Петра I неизвестного русского художника

6. Портрет императрицы Анны Иоанновны неизвестного русского художника

7.Портрет императрицы Екатерины II. (Копия с оригинала Торелли) неизвестного русского художника

8. Портрет великой княгини Марии Федоровны - урожденной Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, русской императрицы, второй супруги императора Павла Петровича.

9. Портреты российских государственных деятелей. Слева направо сверху вниз:
князь Алексей Михайлович, княгиня Мария Юрьевна Черкасская, Анастасия Петровна Голицына;
граф Федор Алексеевич Головин, граф Иван Иванович Бутурлин, Афанасий Данилович Татищев;
граф Петр Андреевич Толстой, герцогиня Анастасия Ивановна, барон Петр Павлович Шафиров.

10. Портреты представителей западноевропейских правящих династий. Слева направо сверху вниз:
шведский король Густав III, шведская королева София Магдалена, испанский король Карл III;
неаполитанский король Фердинанд IV, английский король Георг III, английская королева София Шарлотта;
жена голландского штатгальтера Фредерика София Вильгельмина Прусская, голландский штатгальтер Вильгельм V Оранский, король Сардинии Виктор Амадей III.

11. Портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой

12. Другие экспонаты портретной галереи

На выставке выдают ксерокопию каталога портретной галереи, чтобы ориентироваться в портретах и находить по изображениям их подписи (под самими портретами подписей нет). Выставка нам всем очень понравилась, было интересно догадываться по портрету о том, кто на нем изображен. Правда, мы очень мало кого угадали. Я, например, не узнала Петра I (а Валя, напротив, узнала).

Добавим к историческим портретам выставки семейные фотопортреты нашей дочери, Валентины Вячеславовны, сделанные в этот день в галерее портретов.

Музей-усадьба «Кусково» – уникальный музей, где удивительным образом сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий – это «дворянское гнездо» принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Своего расцвета усадьба Кусково достигла в середине XVIII века, когда во владение усадьбой вступает граф Петр Борисович Шереметев. Изысканность архитектуры, великолепные парки – пейзажный и регулярный, зеркальная гладь прудов – все это служило декорацией, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. Особенно пышными они были по поводу приезда монарших особ – здесь бывала императрица Елизавета Петровна, польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II. Екатерина Великая посетила усадьбу шесть раз! Для увеселения гостей хозяин Кускова, граф П.Б. Шереметев, строит в регулярном парке павильоны, посвященные различным европейским странам: Итальянский и Голландский домики и французский павильон Эрмитаж, которые и сегодня радуют посетителей музея. Настоящая «жемчужина» дворцово-паркового ансамбля усадьбы – это деревянный Дворец, построенный в середине XVIII века и сохранивший свои интерьеры до наших дней. К числу уникальных и единственных в своем роде строений, относится и парковый павильон Грот, который символизирует пещеру подводного царства. Кусковский Грот единственный сохранил свое «гротическое» убранство, в создании которого использовались многочисленные морские и речные раковины. Среди московских усадебных парков, парк усадьбы Кусково также занимает особое место. Это единственный подобный парк в Москве, который сохранил свою планировку и украшением которого является скульптура XVIII века. В 1919 году усадьба стала музеем. В 1932 году в Кусково был переведен Музей керамики, созданный на основе национализированного после революции художественного собрания А.В. Морозова. В 1937 году два музея были юридически объединены. Сегодня музей является обладателем одной из крупнейших в мире коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний. Проезд: метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково»; метро «Выхино», далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»; метро «Новогиреево», далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».

Весной 1731 года Шереметев приказал разобрать старую деревянную
Оранжерею в глубине партера-ее место должна была занять новая, каменная.
Оранжерея стала лебединой песней Федора Аргунова, вложившего в проект все
знания и весь талант выдающегося зодчего русского барокко. Посредине новой
Оранжереи Федор Аргунов поместил воксал-восьмигранный, в два яруса
павильон, увенчанный, будто короной, балюстрадой: декоративными вазами. К
началу 60-х годов моды изменились. Теперь фижмы дам занимали так много
места, что, например, в Голландский домик в платье с фижмами можно было
протиснуться только боком. Поэтому в центральный павильон Оранжереи вели
огромные застекленные двери. Обширные арочные окна над дверьми служили
«вторым светом». Вопреки названию они были нужны не столько для освещения,
сколько для того, чтобы подчеркивать высоту, торжественность и великолепие
парадных помещений. Между ярусом дверей и ярусом окон Аргунов подвесил на
мощных консолях круговой балкон для Шереметьевских оркестрантов. Отсюда
звучала не только танцевальная, но и симфоническая музыка Шереметьевского
оркестра и хоровое пение. К воксалу, словно крылья, примыкают наклонные
стеклянные стены. Прямоугольная сеть их переплетов контрастирует с
криволинейными формами центрального павильона и небольших одноярусных
павильонов по торцам. Контраст массивного и воздушного, прямого и
искривленного, столь характерный для архитектуры барокко, придал зданию еще
большее сходство с театральной декорацией, нежели его имела прежняя
деревянная Оранжерея. Помещения по сторонам центрального павильона, давшие
Оранжерее её название, были вовсе не теплицами, а кулуарами при
танцевальном зале. Пока молодежь танцевала, в застекленных крыльях
Оранжереи Кускова, на дорожках между кадками с тропическими растениями,
среди лавровых, апельсиновых, лимонных деревьев прогуливались беседующие.
Оранжерея была не только воксалом, но и особым, характерным для эпохи
воплощением «дворянского рая»-зимним садом. Зимние сады были обязательной
частью усадьбы XVIII века, и тот, кому содержать теплолюбивые растения в
условиях русского климата было не по средствам, рисовал в своем доме
цветущие магнолии и апельсиновые рощи на стенах комнаты, примыкающей к
залу. Когда в апреле 1755 года в своей знаменитой речи, произнесенной в
Петербурге по случаю открытия Московского университета, Ломоносов указал на
естествознание как на основу всех наук, зимний сад в Кускове стал
коллекцией экзотических растений, одной из самых богатых в России.

Центральный объем Оранжереи, акцентирующий главную ось всего
комплекса, - самое высокое сооружение регулярного парка. Двухъярусный, он
выдвинут на партер тремя своими гранями. Низкое крыльцо, веером
расходящееся в стороны, приглашает войти. Для входа служат три больших,
почти в целую стену, остекленных проема. Этот распластанный вдоль фасада
восьмигранник предназначался для концертного зала. Высокий, двусветный, с
громадными окнами, он устремился ввысь. Для музыкантов отведен внутренний
балкон, выступающий лишь на глубину поддерживающих его кронштейнов. Из
концертного зала такие же большие проемы ведут в галереи со стеклянными
стенами.

Совсем иначе решен противоположный, северный фасад Оранжереи.
Обращенный в сторону рва, ограждающего регулярный парк, он имеет вид
одноэтажного с повышенной кровлей корпуса. Выступы боковых павильонов стали
гладкими, в них появились два ряда небольших окон, а купола стали гладкими,
в них появились два ряда боковых окон, а купола исчезли вовсе. Хотя
северный фасад сохраняет трехчастную композицию, однако меняются его
масштаб и пластика. Если для пространства партера, протяженностью в треть
километра, требовалось максимально укрупнить масштаб зданий, то на
противоположной (северной) стороне такой необходимости не было.
10.Постройка церкви.

Данью памяти отцу и деду, жестом с его стороны символическим, была
закладка в 1737 году новая церковь в Кускове. Теперь затейливые и узорочные
храмы допетровской Руси окончательно вышли из моды. Церкви, как и
гражданские здания, возводились с учетом западноевропейских архитектурных
традиций - с обязательными фронтонами, выступающими из стен пилястрами,
глубокими нишами и другими декоративными элементами пышного, торжественного
стиля барокко.

В древней Руси и священники, и миряне одинаково носили бороды, а
облачение духовенства походили на длиннополые ферязи бояр. После того как
дворян заставили бриться, обрядили в европейские кафтаны и надели на них
парики, борода и косы священников выглядели как своего рода грим, а
церковное облачение - как театральный костюм, что привело к усложнению и в
«декорациях». Убранство церкви становится все более пышным. Начала
изменяться и церковная хоровая музыка, на которую теперь влияла итальянская
школа пения. Старый деревянный храм в Кускове, построенный еще в XVII веке,
было приказано разобрать: новую каменную постройку должен был отличать
новый, входивший в моду стиль. Мы не знаем, предложил ли неизвестный нам
архитектор украсить церковь скульптурой или это было желание Петра
Борисовича. Скульптура привлекала, помимо новизны, своей способностью
заставлять зрителя не только увидеть, но и внутренне почувствовать,
«пережить» положение и движение изваянной фигуры. Телесные,
пространственные объемы были прямой противоположностью бесплотным,
плоскостным образам древнерусской иконописи. Петр 1 видел в распространении
скульптуры победу светского начала в искусстве над церковным. Поэтому он
насаждал скульптуру со свойственной ему одержимостью и закупил в Европе для
новой столицы более трехсот статуй. Однако в Москве и Подмосковье
скульптура и в 30-е годы XVIII века оставалась редкой и дорогой новинкой. В
Кускове изваяния были поставлены на карнизы первого кубического яруса
церкви и в ниши восьмигранника, составлявшего второй ярус, так, что
затененные углубления ниш подчеркивали их силуэты. Самая большая скульптура
венчала купол и слегка напоминала здания. Со своим непривычным обликом она
превосходила высотой хоромы, и пассажирам карет, подъезжавших со стороны
Москвы, казалось, что участники какого-то спектакля перед представлением
взобрались на праздничное сооружение, чтобы издалека приветствовать
зрителей.