Музей-усадьба Шереметьевых Кусково: история, как добраться, что посмотреть. Большая каменная оранжерея - кусково Что хранит Большая каменная оранжерея

Весной 1731 года Шереметев приказал разобрать старую деревянную
Оранжерею в глубине партера-ее место должна была занять новая, каменная.
Оранжерея стала лебединой песней Федора Аргунова, вложившего в проект все
знания и весь талант выдающегося зодчего русского барокко. Посредине новой
Оранжереи Федор Аргунов поместил воксал-восьмигранный, в два яруса
павильон, увенчанный, будто короной, балюстрадой: декоративными вазами. К
началу 60-х годов моды изменились. Теперь фижмы дам занимали так много
места, что, например, в Голландский домик в платье с фижмами можно было
протиснуться только боком. Поэтому в центральный павильон Оранжереи вели
огромные застекленные двери. Обширные арочные окна над дверьми служили
«вторым светом». Вопреки названию они были нужны не столько для освещения,
сколько для того, чтобы подчеркивать высоту, торжественность и великолепие
парадных помещений. Между ярусом дверей и ярусом окон Аргунов подвесил на
мощных консолях круговой балкон для Шереметьевских оркестрантов. Отсюда
звучала не только танцевальная, но и симфоническая музыка Шереметьевского
оркестра и хоровое пение. К воксалу, словно крылья, примыкают наклонные
стеклянные стены. Прямоугольная сеть их переплетов контрастирует с
криволинейными формами центрального павильона и небольших одноярусных
павильонов по торцам. Контраст массивного и воздушного, прямого и
искривленного, столь характерный для архитектуры барокко, придал зданию еще
большее сходство с театральной декорацией, нежели его имела прежняя
деревянная Оранжерея. Помещения по сторонам центрального павильона, давшие
Оранжерее её название, были вовсе не теплицами, а кулуарами при
танцевальном зале. Пока молодежь танцевала, в застекленных крыльях
Оранжереи Кускова, на дорожках между кадками с тропическими растениями,
среди лавровых, апельсиновых, лимонных деревьев прогуливались беседующие.
Оранжерея была не только воксалом, но и особым, характерным для эпохи
воплощением «дворянского рая»-зимним садом. Зимние сады были обязательной
частью усадьбы XVIII века, и тот, кому содержать теплолюбивые растения в
условиях русского климата было не по средствам, рисовал в своем доме
цветущие магнолии и апельсиновые рощи на стенах комнаты, примыкающей к
залу. Когда в апреле 1755 года в своей знаменитой речи, произнесенной в
Петербурге по случаю открытия Московского университета, Ломоносов указал на
естествознание как на основу всех наук, зимний сад в Кускове стал
коллекцией экзотических растений, одной из самых богатых в России.

Центральный объем Оранжереи, акцентирующий главную ось всего
комплекса, - самое высокое сооружение регулярного парка. Двухъярусный, он
выдвинут на партер тремя своими гранями. Низкое крыльцо, веером
расходящееся в стороны, приглашает войти. Для входа служат три больших,
почти в целую стену, остекленных проема. Этот распластанный вдоль фасада
восьмигранник предназначался для концертного зала. Высокий, двусветный, с
громадными окнами, он устремился ввысь. Для музыкантов отведен внутренний
балкон, выступающий лишь на глубину поддерживающих его кронштейнов. Из
концертного зала такие же большие проемы ведут в галереи со стеклянными
стенами.

Совсем иначе решен противоположный, северный фасад Оранжереи.
Обращенный в сторону рва, ограждающего регулярный парк, он имеет вид
одноэтажного с повышенной кровлей корпуса. Выступы боковых павильонов стали
гладкими, в них появились два ряда небольших окон, а купола стали гладкими,
в них появились два ряда боковых окон, а купола исчезли вовсе. Хотя
северный фасад сохраняет трехчастную композицию, однако меняются его
масштаб и пластика. Если для пространства партера, протяженностью в треть
километра, требовалось максимально укрупнить масштаб зданий, то на
противоположной (северной) стороне такой необходимости не было.
10.Постройка церкви.

Данью памяти отцу и деду, жестом с его стороны символическим, была
закладка в 1737 году новая церковь в Кускове. Теперь затейливые и узорочные
храмы допетровской Руси окончательно вышли из моды. Церкви, как и
гражданские здания, возводились с учетом западноевропейских архитектурных
традиций - с обязательными фронтонами, выступающими из стен пилястрами,
глубокими нишами и другими декоративными элементами пышного, торжественного
стиля барокко.

В древней Руси и священники, и миряне одинаково носили бороды, а
облачение духовенства походили на длиннополые ферязи бояр. После того как
дворян заставили бриться, обрядили в европейские кафтаны и надели на них
парики, борода и косы священников выглядели как своего рода грим, а
церковное облачение - как театральный костюм, что привело к усложнению и в
«декорациях». Убранство церкви становится все более пышным. Начала
изменяться и церковная хоровая музыка, на которую теперь влияла итальянская
школа пения. Старый деревянный храм в Кускове, построенный еще в XVII веке,
было приказано разобрать: новую каменную постройку должен был отличать
новый, входивший в моду стиль. Мы не знаем, предложил ли неизвестный нам
архитектор украсить церковь скульптурой или это было желание Петра
Борисовича. Скульптура привлекала, помимо новизны, своей способностью
заставлять зрителя не только увидеть, но и внутренне почувствовать,
«пережить» положение и движение изваянной фигуры. Телесные,
пространственные объемы были прямой противоположностью бесплотным,
плоскостным образам древнерусской иконописи. Петр 1 видел в распространении
скульптуры победу светского начала в искусстве над церковным. Поэтому он
насаждал скульптуру со свойственной ему одержимостью и закупил в Европе для
новой столицы более трехсот статуй. Однако в Москве и Подмосковье
скульптура и в 30-е годы XVIII века оставалась редкой и дорогой новинкой. В
Кускове изваяния были поставлены на карнизы первого кубического яруса
церкви и в ниши восьмигранника, составлявшего второй ярус, так, что
затененные углубления ниш подчеркивали их силуэты. Самая большая скульптура
венчала купол и слегка напоминала здания. Со своим непривычным обликом она
превосходила высотой хоромы, и пассажирам карет, подъезжавших со стороны
Москвы, казалось, что участники какого-то спектакля перед представлением
взобрались на праздничное сооружение, чтобы издалека приветствовать
зрителей.

0+

Один из самых крупных ботанических садов Европы был основан в апреле 1945 года. В коллекциях сада представлен растительный мир практически всех континентов и климатических зон планеты. На площади около 30 гектаров создано шесть ботанико-географических экспозиций, посвящённых природе европейской части России, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Особого внимания заслуживает новая оранжерея ботанического сада - уникальное сооружение, строительство которого завершилось в 2016 году. Здесь представлен растительный мир влажных лесов, субтропиков и тропиков, организована сложнейшая система бассейнов и водопадов, создан искусственный ландшафт со скалами, гротами и прогулочными тропами. В оранжерее бывает туман, идут настоящие тропические дожди. Это совершенно удивительное место, в котором стоит побывать всем любителям дикой природы.

ул. Ботаническая, д. 4

Первые оранжереи появились в Царицыно ещё в 1740-х годах. Здесь выращивали экзотические фрукты, ягоды и декоративные растения, в том числе и на продажу. Однако уже к концу XIX века оранжереи пришли в упадок - их содержание обходилось слишком дорого и хозяйство себя не окупало. В ХХ веке многие здания были снесены, остальные превратились в руины. Только в 2008 году по сохранившимся чертежам комплекс был отстроен заново. Сегодня для посещения открыты три оранжереи, в которых круглый год цветут цветы и ароматные травы, плодоносят экзотические деревья. Здесь также проводятся экологические мастер-классы и другие мероприятия для детей и взрослых.

Аптекарский огород 0+

Настоящий цветочный рай в центре столицы. В любой сезон здесь есть на что посмотреть и чему удивиться. С каждым годом в оранжерею завозят всё больше необычных растений. Здесь вы увидите махровый гиацинт, скумпию, нарциссы, разные сорта тюльпанов и орхидей. В тропических оранжереях обитают черепахи, поэтому, прогуливаясь между зарослями, смотрите под ноги. Название сада выбрано не случайно. Лекарственные растения здесь представлены в изобилии: от фенхеля до сон-травы. В оранжерее регулярно проводят выставки, например, выставку-продажу хищных растений или фестиваль орхидей. Деревья в «огороде» тоже особенные - здесь огромная коллекция пальм, собранная со всего света.

просп. Мира, д. 26, стр. 1

Нескучный сад 0+

Сад назван в честь усадьбы князя Трубецкого «Нескучное», хотя создателем оранжереи был Прокопий Демидов. В XVIII веке он построил парники, где росли фрукты и ягоды. Демидов привозил из путешествий различные экземпляры экзотических растений. Сегодня в оранжерее площадью около 1000 м² выращивают цветы для украшения Парка Горького. В других павильонах Нескучного сада располагаются кафе, спортивные клубы, коворкинг и детский центр «Шардам».

Ленинский просп., д. 32а

Московский зоопарк 0+

С 2014 года в зоопарке проводят экскурсии по оранжерее. Площадь тропического леса составляет около 140 м². Разнообразные виды пальм привезены сюда из Южной Азии. Вы увидите самую высокую пальму вашингтонию, листья которой достигают в диаметре двух метров. У самой низкой пальмы - кариоты мягкой - листья похожи на рыбий хвост. В оранжерее растёт несколько видов фикусов - бенджамина, лировидный, бенгальский. Детям будет интересно посмотреть, как растут какао-бобы на шоколадном дереве или вызревают бананы на ветке. Особое внимание экскурсовод уделяет африканским травам бромелиям. В листьях этих растений скапливается вода, в которой вырастают крохотные амфибии древолазы.

ул. Большая Грузинская, д. 1

В парке «Зарядье» построили небольшой оранжерейный комплекс будущего - все растения выращиваются здесь без почвы, методом аэропоники. Питательный раствор подаётся к корням в виде мелкодисперсной взвеси, что позволяет получать высокие урожаи на сравнительно небольшой площади. Здесь выращивают огурцы, помидоры, фасоль, клубнику, зелень, декоративные растения. Грядки расположены по спирали в форме воронки, что придаёт комплексу футуристические очертания и свой особый колорит. Есть в «Зарядье» оранжерея и покрупнее - это растительный комплекс под «Стеклянной корой» концертного зала. Благодаря особым инженерным решениям здесь круглый год поддерживается стабильный микроклимат, что позволяет субтропическим растениям чувствовать себя как дома.

Оказавшись в пространстве парадного двора, мы видим перед собой первую поперечную планировочную ось, проходящую вдоль берега пруда и сосредоточившую главные здания имения – Дворец, церковь и кухонный флигель. Самым старым зданием здесь является Спасская церковь, построенная в 1737-39 гг. В нишах здания церкви раньше стояли 4 статуи, а крышу венчала статуя ангела с крестом, которую недавно восстановили. Колокольня появилась значительно позже, в 1792 г., по воле Николая Петровича Шереметева, хорошо известного нам благодаря своей скандальной женитьбе на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой, поэтому на гравюрах М. Махаева, сохранивших для нас исторический облик усадьбы, колокольня отсутствует.

Первоначально здание Дворца было меньше того, которое мы видим сейчас, и повторяло облик Фонтанного дворца Шереметевых в Петербурге. В 1769-75 гг. К.И.Бланк перестроил обветшавший деревянный дворец в стиле классицизма по проекту Шарля де Вайи.

Здание дворца не имеет традиционных для того времени флигелей. Крылья дворца ограничили и расчленили бы пространство Парадного двора, поэтому центральный портик оформлен по бокам двумя ризалитами вместо выступающих вперед флигелей.

Справа от дома под окнами банкетного зала стояли шесть пушек - трофеи Полтавской битвы, подаренные Петром I графу Шереметеву. Они отзывались салютом на выстрелы с яхты.

Анфилада залов дворца, согласно традициям того времени, должна была поражать воображение гостей. Каждый зал оформлялся в своей цветовой гамме. Гостиные и комнаты тогда так и называли по цвету их обивки: голубая гостиная, малиновая гостиная, белый зал. Каждая комната и зал имели свое назначение. Шпалерная, оформленная великолепными гобеленами, занимающими все свободное пространство стен, предназначалась для семейных музыкальных концертов. Карточная и билльярдная, картинная и библиотека, обширная малиновая гостиная с механическим органом, парадная и вседневная опочивальня. Парадная опочивальня, обитая зеленым шелком с розами, была специально обустроена к приезду Екатерины II. В результате постоя французов в 1812 г. шелковая обивка залов была практически утрачена, ее восстанавливали по рисункам и оставшимся обрывкам и клочкам, найденным за плинтусами и мебелью.

Пространство парадных залов украшали жардиньерки с цветами, аквариумы и кадки с цитрусовыми. Аквариумы тогда еще только входили в моду, пришедшую вместе с фарфором с Востока, и представляли собой большой белый фаянсовый горшок, расписанный внутри рыбками и водорослями. В аквариум наливали воду, которая колебалась от шагов гостей по деревянному полу, создавая впечатление движения рыбок в аквариуме, а иногда рядом с аквариумом клали блюдце с камешками, которые можно было бросать в воду.

Пройдя по анфиладе парадных помещений, мы поворачиваем в покои хозяина: кабинет, диванная, библиотека и вседневная опочивальня. Обойдя полдома, мы оказались в картинной. Богатая коллекция живописи в усадьбе включала не только уникальные шедевры, но и картины крепостных художников, выполненных по заказу хозяев. Вернуть залу прежний вид уже не представляется возможным: раньше была принята симметричная развеска картин вплотную, когда полотна равной величины в одинаковых рамах размещали, симметрично заполняя пространство стен. Для этого картины подбирали по цвету, размеру и теме, не обращая внимания на их уникальность и безжалостно обрезая края под размер рам. Богатая коллекция живописи Шереметева тоже резко сократилась после постоя французов в 1812 г.

Из картинной мы попадаем в белую зеркальную галерею – огромный зал, смежный с банкетным. В XVIII веке процветал культ еды, ни одна встреча или мероприятие, будь то бал, охота или театральное представление, не обходилось без праздничного обеда, порою затягивавшегося до утра.

Для банкетов во дворце оборудован специальный зал с буфетной комнатой, имеющей выход к кухонному корпусу. В особо торжественных случаях стол могли сервировать в любом танцевальном зале усадьбы – в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее. Готовые блюда приносили в буфетную из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее, густо окруженной липой. Чтобы запахи пищи не впитывались в обивку, банкетный зал отделали расписанными панелями. Примечательна и ниша, украшающая зал и расписанная под трельяжную беседку.

Длительное застолье превращали в шоу. Зал для торжественного обеда украшали цветами и померанцевыми деревьями в кадках. По размеру и количеству этих деревьев можно было судить о размере капитала хозяина, так в Кусково у графа Шереметева было около 600 померанцевых деревьев. Для каждого праздника художники заново создавали эскизы фейерверков, декоративных построек в парке в виде беседок и арок, оформления стола, театральных сцен и костюмов. Стол оформляли в соответствии с разработанными эскизами, начиная от формы самого стола, который мог быть фигурным, и заканчивая декором столового белья и салфеток. Боковую часть скатерти красиво подкалывали воланами и украшали цветами и лентами, перед каждым прибором принято было ставить небольшой букет. Букеты эти несли персональное пожелание гостю и, зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание.

О начале торжественного обеда – «трактования», как говорили два века назад – гостей извещал пушечный выстрел стоявших под окнами банкетного зала пушек, которым вторили выстрелы с яхты. Стол поражал не только количеством и изысканностью блюд и перемен, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.

Зеркальная или белая галерея, использовавшаяся как бальный зал или как банкетный в особо торжественных случаях, выходит окнами в парк. Стена напротив окон украшена оконными рамами, застекленными зеркалами, наполняющими помещение светом и отражениями парка. Любопытно, что такая мелочь, как размер рисунка паркета в бальных залах, была тоже предусмотрена и рассчитана по размеру танцевального па. Типичное оформление больших торжественных залов зеркалами в оконных рамах, столь популярное в XVIII в., берет свое начало в зеркальной галерее Версаля и многократно повторяется во всех королевских резиденциях Европы.

Партер

Из окон зала открывается вид на партер регулярного парка, привлекающий внимание строгой геометрической планировкой и логически продолжающий банкетный зал.

Природа в регулярном парке строго подчинена воле архитектора. Недаром раньше ландшафтных дизайнеров называли строителями садов или парковыми архитекторами. Здесь царит симметрия, строго заданные правильные формы, увязанные в единую композицию с планом усадьбы. Все, вплоть до высоты растений и цвета их листвы на плоской, словно паркет гостиной, площадке парка учтено и просчитано, как цвет обивки мебели в залах.

Активные работы по обустройству Увеселительного сада, как тогда называли регулярный парк в Кусково, начались еще в середине XVIII века при графе Петре Борисовиче Шереметеве под руководством садовников-иностранцев - Карла Рейнерта, Иогана Манштатта и Петра Ракка, договоры с которыми переоформлялись каждые два-три года.

По описанию очевидца, парк выглядел так: «В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавала раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно разгуливали журавли, фазаны, павлины, пеликаны».

Регулярный парк имеет традиционное трехчастное деление. Центральная часть между зданиями дворца и оранжереи занята партером и украшена цветниками, рабатками, газонами, дорожками и многочисленной скульптурой. Правая и левая – боскетами, аллеями и павильонами. В партере и в аллеях раньше выставляли до 60 сохранившихся мраморных фигур. Симметрично по обеим сторонам партера размещали бюсты на высоких постаментах. Чтобы зрительно увеличить протяженность партера, вдоль ближайшей к дворцу половине партера ставили по два бюста, вдоль дальнего – по четыре. Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь».

Скульптурное наполнение партера со временем менялось. В 1779 г. на центральной оси партера была установлена колонна со статуей Минервы в память визита Екатерины II в Кусково в 1774 г. Изображение императрицы в виде богини разума Минервы было весьма популярным в то время. Кроме того, на главной оси были размещены солнечные часы, фигура итальянской работы «Le fleuvе Scanmindre» и обелиск работы Архипа Иванова из разноцветных гранитов, подаренный императрицей Шереметеву в 1785 г. на память о своем очередном визите. Высокие архитектурные элементы, расположенные на центральной планировочной оси, дополнены более низкими - урнами на постаментах, симметрично размещаемыми в двух линиях, параллельных главной оси.

Боковые части регулярного парка представляют собой боскеты, расчерченные прямыми аллеями. Пересекаясь под правильными углами, они образуют многолучевые звезды в местах пересечения и просматриваются насквозь. Каждую аллею замыкает павильон, скульптура или «перспективное письмо» (так называли декоративные щиты с изображением перспективы или какого-либо архитектурного объекта: беседки, руины, мельницы). Иллюзия объема написанных полотен была настолько реальна, что «даже некая бедная собачка была обманута и расквасила себе морду, пытаясь вбежать в несуществующее пространство», как вспоминал один из современников.

В Кусково и сейчас еще сохранились уникальные, вырезанные из фанеры садовые обманки в виде расписанных фигур дам и кавалеров. Некогда такие садовые обманки были обязательной принадлежностью садов. Также сад украшали живые зеленые скульптуры зверей, птиц и людей из искусно подстриженных буков и тиссов.

Когда-то стены одной из комнат Дворца были целиком заняты видами Кускова, написанными известным перспективистом М.И.Махаевым и его учеником Григорием Молчановым. Эти картины хранят исторически достоверный вид усадьбы XVIII в. Оформление зала видами собственной усадьбы пришло к нам тоже из Версаля, где галерея Большого Трианона и сейчас украшена видами версальского парка эпохи Людовика XIV. Впоследствии рисунки Махаева были превращены в гравюры, в процессе гравирования их несколько подправили и напечатанные гравюры были собраны в альбом по русскому садовому искусству XVIII в, изданный за границей. Так Кусково стало образцом для подражания.

Оранжереи

Следуя направлению центральной планировочной оси, мы миновали партер и подошли к Большой каменной оранжерее.

Сады и парки конца ХVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, как Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в отечестве последние европейские достижения, интерес к естественнонаучным исследованиям, ботанике, и географическим открытиям.

В 1761-62 гг. по проекту Ф.Аргунова на месте старой деревянной оранжереи была возведена Большая каменная оранжерея, или Оранжерейный дом с центральным восьмиугольным павильоном, стоящим между двумя стеклянными галереями, завершающимися небольшими одноэтажными павильонами. Постройка отдаленно напоминает дворец Сан-Суси. Она выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 г. именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II.

Центральный павильон сделан двухъярусным, с южной стороны, обращенной к Дворцу, он увенчан балюстрадой с декоративными вазами. Павильоны оранжереи обильно украшены колоннами, лепниной и гербами. Игра светотени на всех этих элементах контрастирует с простотой частых переплетов стеклянных галерей.

Декоративное оформление южного фасада оранжереи было обусловлено необходимостью зрительно укрупнить его, чтобы он не терялся в конце 300-метрового партера. Зато северный фасад гораздо скромнее и выглядит как одноэтажный корпус с трехчастным делением. С северной стороны боковые павильоны гладкие, с двумя рядами окон и без куполов, видимых с юга.

Огромные входные двери Оранжереи сделаны намеренно широкими и высокими соответственно моде на платье конца XVIII века, что идет вразрез с функциональным назначением здания. Такие двери позволяли спокойно и беспрепятственно входить кавалеру с дамой, одетой в платье с фижмами, в танцевальный зал и боковые павильоны. Зал сделан двусветным за счет арочных окон над дверью, которые подчеркивают высоту и торжественность обстановки. Внутри зал опоясан балконом, предназначенным для оркестрантов. Боковые застекленные галереи, завершающиеся одноэтажными павильончиками, служили зимним садом и местом отдыха для прогуливающихся пар и маменек, поджидающих своих дочерей. Зимние сады были обязательным «райским уголком» русских усадеб и показателем состоятельности хозяев.

Шереметевы не жалели средств на высококвалифицированный персонал, они приглашали самых известных иностранных мастеров, отдавая им в подчинение крепостных, перенимавших секреты их мастерства. Так крепостные становились музыкантами, балетмейстерами и актерами, художниками, архитекторами и садовниками. Сейчас нас интересует работа последних. Крепостные садовники графа сами разводили в оранжереях особо ценившиеся тогда померанцевые, апельсиновые, лимонные, а также кофейные и лавровые деревья. Оранжерея Кусково содержала одну из самых богатых коллекций экзотических растений и цветов в России. Несмотря на суровые климатические условия России, мастерство садовников того времени позволяло круглогодично выращивать в оранжереях цветы и экзотические фрукты к столу знати. Росли и созревали в оранжереях Кусково персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей.

Рядом с Оранжерейным домом в восточной части парка находится Американская оранжерея, которая была предназначена исключительно для хозяйственных нужд. Это одна из самых ранних построек в Кусково. Пять секций оранжереи на каменном фундаменте, различно ориентированные к солнцу, были построены в 1750-х гг. Имя архитектора осталось неизвестным, ведь ценность этого здания была обусловлена лишь выращиваемыми здесь экзотическими и декоративными растениями.

Откуда же появилось столь необычное для России того времени название – Американская оранжерея? «Каталог растений» 1786 г. прозаично разъясняет термин «американская оранжерея» как постройку «большого тепла». Пять секций здания имели собственные названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая, и Крайняя оранжевая. Оптимального использования солнечного света добивались различным наклоном крыш, а также «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад, что позволяло подобрать наиболее благоприятный режим для выращивания теплолюбивых растений. Для усиления теплового эффекта галереи были застеклены дешевым зеленоватым стеклом. Выращенные здесь абрикосы, персики, ананасы, виноград и кофе служили не только украшением торжественных обедов щедрого хозяина, но и поставлялись к столу именитых вельмож, таких как князь Г.А.Потемкин. Восемь лавровых деревьев, насчитывающие по 300 лет, пережили всех хозяев усадьбы и еще продолжают расти. Современное здание Американской оранжереи было воссоздано на месте частично сохранившейся постройки в 1970-80-х гг.

Со сменой поколений хозяев Кусково постепенно утрачивало свою роскошь. Для ликвидации последствий постоя французов в 1813-15 гг. в усадьбе был произведен ремонт, но прежний блеск уже был утрачен, в 1830-х гг. разобрали здание театра, Столбовую и Китайскую беседки возле Голландского домика. После отмены крепостного права в 1861 г. содержать регулярный парк без штата бесплатных садовников стало практически невозможно. Парк стал приходить в запустение и зарастать. В конце XIX в. большая часть земель усадьбы была нарезана и продана под дачные участки. Все имущество Шереметевых было национализировано сразу после октябрьской революции. Именно это позволило сохранить усадьбы Кусково и Останкино от разгрома. Последний владелец Кусково - Сергей Дмитриевич Шереметев – после 1917 г. проживал в своем московском доме на Воздвиженке. В ноябре 1918 г. чекисты конфисковали всю переписку, дневники и ценные вещи графа, владелец которых уже не поднимался с кровати. Через месяц 75-летний граф скончался и был похоронен на кладбище Ново-Спасского монастыря.

В 1919 г. Кусково превращается сначала в краеведческий музей, а потом в архитектурно-художественный заповедник, который в 1932 г. был совмещен с музеем прикладного искусства. Позже музей был преобразован в музей фарфора и керамики, который сейчас разместился в помещениях двух оранжерей Кусково.

В основе собрания музея лежит коллекция А.В.Морозова из более чем 3000 фарфоровых изделий XVIII в., главным образом мейсенского фарфора.

Музей насчитывает свыше 18 тыс. экспонатов. Среди этих богатств стоит упомянуть итальянскую майолику, изделия с росписями Адама Лёвенфинка и Херальдта, мелкую пластику И. И. Кендлера, изделия Челси, Веджвуда, Севра, яркую коллекцию русского фарфора конца XVIII – начала XIX вв., и, конечно же, уникальный Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.

Музей-усадьба «Кусково» – уникальный музей, где удивительным образом сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий – это «дворянское гнездо» принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Своего расцвета усадьба Кусково достигла в середине XVIII века, когда во владение усадьбой вступает граф Петр Борисович Шереметев. Изысканность архитектуры, великолепные парки – пейзажный и регулярный, зеркальная гладь прудов – все это служило декорацией, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. Особенно пышными они были по поводу приезда монарших особ – здесь бывала императрица Елизавета Петровна, польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II. Екатерина Великая посетила усадьбу шесть раз! Для увеселения гостей хозяин Кускова, граф П.Б. Шереметев, строит в регулярном парке павильоны, посвященные различным европейским странам: Итальянский и Голландский домики и французский павильон Эрмитаж, которые и сегодня радуют посетителей музея. Настоящая «жемчужина» дворцово-паркового ансамбля усадьбы – это деревянный Дворец, построенный в середине XVIII века и сохранивший свои интерьеры до наших дней. К числу уникальных и единственных в своем роде строений, относится и парковый павильон Грот, который символизирует пещеру подводного царства. Кусковский Грот единственный сохранил свое «гротическое» убранство, в создании которого использовались многочисленные морские и речные раковины. Среди московских усадебных парков, парк усадьбы Кусково также занимает особое место. Это единственный подобный парк в Москве, который сохранил свою планировку и украшением которого является скульптура XVIII века. В 1919 году усадьба стала музеем. В 1932 году в Кусково был переведен Музей керамики, созданный на основе национализированного после революции художественного собрания А.В. Морозова. В 1937 году два музея были юридически объединены. Сегодня музей является обладателем одной из крупнейших в мире коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний. Проезд: метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково»; метро «Выхино», далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»; метро «Новогиреево», далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».

В день бесплатного посещения мы побывали почти во всех павильонах "Усадьбы Кусково". В некоторые были небольшие очереди, в некоторые - побольше. Некоторые павильоны были закрыты: Грот - на реконструкцию, а Итальянский домик - по неизвестным мне причинам.

Сейчас в одной половине Большой каменной оранжереи размещена постоянная выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково", а во второй половине, если не ошибаюсь, развернуты экспозиции Государственного музея керамики. Во второй половине мы не побывали, так как уже не хотели стоять на солнце еще одну очередь, хотя и небольшую, т.к. Валя уже устала, зато зашли без очереди в следующую - Американскую оранжерею.

1. Вид на Большую Каменную оранжерею

2. Большая Каменная оранжерея

3. Портреты русских царей, цариц, царевича и патриарха. Слева направо сверху вниз:
царь Федор Борисович Годунов, царь Борис Федорович Годунов, царь Михаил Федорович;
патриарх Филарет, царица Ксения Ивановна Романовна, царь Алексей Михайлович;
царица Мария Ильинина, царевич Алексей Алексеевич,царь Федор Алексеевич.

4. Портретная галарея: российские монархи и члены их семей

5. Портрет императора Петра I неизвестного русского художника

6. Портрет императрицы Анны Иоанновны неизвестного русского художника

7.Портрет императрицы Екатерины II. (Копия с оригинала Торелли) неизвестного русского художника

8. Портрет великой княгини Марии Федоровны - урожденной Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, русской императрицы, второй супруги императора Павла Петровича.

9. Портреты российских государственных деятелей. Слева направо сверху вниз:
князь Алексей Михайлович, княгиня Мария Юрьевна Черкасская, Анастасия Петровна Голицына;
граф Федор Алексеевич Головин, граф Иван Иванович Бутурлин, Афанасий Данилович Татищев;
граф Петр Андреевич Толстой, герцогиня Анастасия Ивановна, барон Петр Павлович Шафиров.

10. Портреты представителей западноевропейских правящих династий. Слева направо сверху вниз:
шведский король Густав III, шведская королева София Магдалена, испанский король Карл III;
неаполитанский король Фердинанд IV, английский король Георг III, английская королева София Шарлотта;
жена голландского штатгальтера Фредерика София Вильгельмина Прусская, голландский штатгальтер Вильгельм V Оранский, король Сардинии Виктор Амадей III.

11. Портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой

12. Другие экспонаты портретной галереи

На выставке выдают ксерокопию каталога портретной галереи, чтобы ориентироваться в портретах и находить по изображениям их подписи (под самими портретами подписей нет). Выставка нам всем очень понравилась, было интересно догадываться по портрету о том, кто на нем изображен. Правда, мы очень мало кого угадали. Я, например, не узнала Петра I (а Валя, напротив, узнала).

Добавим к историческим портретам выставки семейные фотопортреты нашей дочери, Валентины Вячеславовны, сделанные в этот день в галерее портретов.