Бриттен произведения. Бриттен бенджамин, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Оперы, оратории, кантаты, балеты и пр

Edward Benjamin Britten

Британский композитор, дирижёр и пианист Эдвард Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года. Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал "Простую симфонию" для струнного оркестра (2-я ред. - 1934).

В 1929 году Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж, где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. его Симфониетта привлекла внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора.

В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Тогда же композитор стал серьезно изучать народную музыку, обрабатывал английские, шотландские, французские песни.

В 1939 г., в начале войны, Бриттен уехал в США, где вошел в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата "Баллада героев" (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 - начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, "Канадский карнавал" для оркестра, "Шотландская баллада" для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета.

В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу "Питер Граймс", которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Затем последовали камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), сатира «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются "Билли Бадд" (1951), "Глориана" (1953), "Поворот винта" (1954), "Ноев ковчег" (1958), "Сон в летнюю ночь" (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера "Река Кэрлью" (1964), опера "Блудный сын" (1968), посвященная Шостаковичу, и "Смерть в Венеции" (1970, по Т. Манну).

Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создал много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле "Давайте делать оперу" (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. "Вариации и фуга на тему Перселла" написаны как "путеводитель по оркестру для молодежи", знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы "Дидона и Эней" и других произведений, а также новый вариант "Оперы нищих" Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии.

Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал «Простую симфонию » для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: «Наши предки - охотники» (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.

В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 - начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, «Канадский карнавал» для оркестра, «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини («Музыкальные вечера» и «Музыкальные утра»).

В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу «Питер Граймс », которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила композитора на создание музыкальной драмы современного, остро экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов.

За «Питером Граймсом» последовали камерные оперы: «Поругание Лукреции » (1946), сатира «Альберт Херринг » (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются «Билли Бадд » (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта » (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь » (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера «Река Кэрлью» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970, по Т. Манну).

Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. «Вариации и фуга на тему Перселла» написаны как «путеводитель по оркестру для молодежи», знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в «Военном реквиеме » (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в. «Моя заветная мечта - создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам... Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства».

Бенджамин Бриттен

О Бриттене говорят и пишут как о композиторе-англичанине, первым после Пёрселла, получившем мировое признание. Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», - как называли Пёрселла, но ни один композитор с туманного Альбиона не выступил на мировом поприще так ярко, чтобы мир повернулся к нему с интересом, взволнованностью, с нетерпением ожидая, что нового появится в его следующем опусе. Таким стал только Бриттен, снискавший в наши дни мировую славу. Можно сказать, что Англия дождалась его.

Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в семье зубного врача в Лоустофте (графство Суффолк). Здесь он сделал первые шаги в музыкальном образовании. Бенджамин завершил его в начале 1930-х годов в Королевском музыкальном колледже под руководством Айрленда Бенджамина. Фрэнк Бридж, видный композитор и дирижер, был его учителем по композиции.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал Простую симфонию для струнного оркестра. Уже ранние сочинения Бриттена - Простая симфония и Симфониетта для камерного оркестра привлекли внимание сочетанием юношеской свежести и профессиональной зрелости. Начало творческой биографии Бриттена напоминает молодость Шостаковича: блестящий исполнитель, поражающее знание музыкальной литературы всех жанров, непосредственность и постоянная готовность писать музыку, свободное владение тайнами композиторского ремесла.

В 1933 году исполняется его Симфониетта, сразу привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений. Интерес к Бриттену, а за ним и слава приходят из-за рубежа. В Италии (1934), Испании (1936), Швейцарии (1937) на фестивалях современной музыки он удостаивается высокой оценки своих произведений.

Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления. В 1930-е годы Бриттен пишет много музыки для театра и кино Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны «Наши предки - охотники» (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939).

В инструментальном творчестве 1930-х годов обнаруживается один из методов работы композитора: интерес к тому или иному инструменту вызывает к жизни цикл произведений для него, образующих самостоятельную группу. Так родились две параллельно идущие группы сочинений для фортепиано и скрипки. От фортепианной сюиты «Воскресный дневник» (1934) через Фортепианный концерт (1938), пьесы для двух фортепиано (1940, 1941) к Шотландской балладе для двух фортепиано с оркестром (1941); от Сюиты для скрипки с фортепиано (1935) к Скрипичному концерту (1939). В последовательном освоении возможностей инструмента - как самого, так и в сочетаниях с другими - отчетливо видно движение от миниатюры к крупной форме. Внутри таких групп также постепенно определяется круг тем, проступает характерность образов, специфичность отдельных приемов, очерчивается жанровый диапазон, ощутимо влечение к формам, которые станут излюбленными, - вызревает стиль.

Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни. В 1939 году, в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В мужественной, как из звонкой бронзы вычеканенной мелодии звучали стихи Одена и Суинглера, воспевая бойцов Интернациональной бригады, погибших в боях за республиканскую Испанию.

В 1940 году появляется его трагическая «Траурная симфония», написанная после смерти его родителей Бриттен позднее написал еще две симфонии - «Весеннюю симфонию» (1949), Симфонию для виолончели с оркестром (1963). Однако лишь «Траурная симфония» является собственно симфонией. Своей силой и экспрессией выражения она близка симфоническим произведениям Малера.

Одно из лучших сочинений того времени - «Семь сонетов» Микеланджело для тенора и фортепиано (1940), музыка душевного смятения, тоски и горечи. Совсем непросто было найти исполнителя, способного понять не только вокальные задачи, но логику и стиль современного мелодического распева стихов великого ваятеля и поэта Возрождения. Встреча с Питером Пирсом обозначила начало нового этапа творческого пути Бриттена. Вполне вероятно, что общение с Пирсом, певцом исключительно высокой культуры, сочетавшем в своем искусстве страстную патетику с глубокой интеллектуальностью, сыграло свою роль в зарождении у Бриттена интереса к вокальной музыке и в результате привело его к оперному жанру. На многие годы опера стала для Бриттена основной сферой приложения его огромного таланта. Первая же опера «Питер Граймс» сразу принесла его автору мировую славу.

«В 1941 году Питер, Пирс и я были в Калифорнии. Мы ждали парохода в Англию, - вспоминал Бриттен. - В местной газете нас заинтересовала поэма Крэбба. Затем нам удалось раздобыть у букиниста сборник его стихов, которые мы с жадностью „проглотили“. Они нас глубоко взволновали. С первых же строк мы почувствовали, что автор задел наши сердца. Быть может, частично причиной этому были тоска по родине, стремление поскорее вернуться домой».

Бриттен вернулся на родину в 1942 году, на Восточное побережье Англии. Здесь, в морском городке Олдборо, в течение 77 лет жил и работал Джордж Крэбб - писатель и поэт, врач и священник, летописец здешних мест. Олдборо - родина его героев и место действия всех его произведений.

Здесь, на Восточном побережье, многое для Бриттена имело особый смысл. Суффолк стал духовной родиной композитора. Бриттен избрал своим домом Олдборо. Здесь вырос его театр, появились друзья, помощники, сподвижники, здесь вынашивались и осуществлялись на устраиваемых с 1948 года ежегодных летних музыкальных фестивалях планы.

Можно предположить, что поэма Крэбба воспламенила воображение композитора прежде всего местным колоритом. Образ Восточного побережья, дыхание моря, родной пейзаж, сильные и суровые характеры рыбаков, возможно, воочию представились ему. Бриттен и либреттист Слейтер создали произведение, в котором повествуется о необычном человеке, личности противоречивой, наделенной поэтическим воображением и силой характера.

В «Питере Граймсе» впервые проявился талант Бриттена как музыкального драматурга. Он добивается постоянно, от картины к картине, растущего интереса слушателей путем необычного сопоставления эпизодов сольных, ансамблевых, хоровых; он прослаивает сценическое действие симфоническими интерлюдиями - антрактами, воздействующими с большой силой на слушателей.

«Питер Граймс» в 1945 году был поставлен в Лондоне театром «Седлер Уэллс». Премьера вылилась в событие общенационального значения, возродив давно утраченную славу английской музыки. Возможно, что «Питер Граймс» по особенному захватил своим драматизмом людей, много страшного испытавших в годы только что окончившейся войны. Первая опера Бриттена обошла все крупнейшие сцены мира и неоднократно ставилась в Советском Союзе.

Через год Лайденбернский оперный театр поставил новую оперу Бриттена - «Поругание Лукреции». Судьба Лукреции, жены римского полководца Луция Коллатина, впервые описана Тацитом, а потом много раз пересказывалась поэтами, писателями, драматургами, в том числе и Шекспиром.

«Поругание Лукреции» - первая опера, в которой Бриттен обращается к камерному составу: шесть исполнителей сценических ролей, включая и второстепенные; тринадцать человек в оркестре, и так как жанр оперы приближен к античной трагедии, введен хор, комментирующий действие, предваряющий своими репликами сценические события. Но партии хора поручены… двум певцам: тенору и меццо-сопрано.

Год спустя после премьеры «Лукреции» Бриттен дирижирует премьерой новой своей оперы - «Альберт Херринг». Музыка «Альберта Херринга» своей живостью, органичностью возникновения ансамблей, широкими пластами вокальных эпизодов ассоциируется с приемами письма итальянской комической оперы. Но постоянно слышатся интонации специфически английские и в мелодических построениях, и в речитативах.

Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 1950-1960-х годах появляются - «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии В. Шекспира, камерная опера «Река Кэрлуо» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Каждое произведение наделено индивидуальными чертами, которые сказываются в своеобразии замысла, его несхожести с предшествующими работами, в самобытности «сценической формы» спектакля, особенностях стилистических истоков музыки. Особое место занимает «Поворот винта» - опера, в которой впервые Бриттен отказался от модуса видения, свойственного всем его предшествующим операм и большинству последующих.

«Поворот винта» - драма символистская. В ней нет определенности пространственных и временных параметров, и хотя «действие, - как гласит ремарка, - происходит вокруг пригородного дома Блай в Восточной Англии, в середине прошлого века», музыка, вопреки обычной манере композитора, не воссоздает их. Опера монотематична в самом строгом смысле этого понятия и уникальна как пример музыкально-сценического вариационного цикла.

На протяжении всех лет, о которых шла речь в связи с операми, сохраняется многожанровая природа творчества композитора.

Так, его балет «Принц пагод» (1956) - романтическая сказка-феерия - стал событием в английском балетном театре. Бриттен пришел к балету «Принц пагод» под впечатлением и сильным воздействием красочной и богатой музыки острова Бали.

Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961). О том, что привело его к Военному реквиему, Бриттен рассказывал так: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах… Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны».

Бриттен обратился к реквиему, древней форме заупокойной мессы. Взяв полный канонический текст на латинском языке, Бриттен параллельно вводит текст английского Уилфрида Оуэна, погибшего участника Первой мировой войны.

Военный реквием написан для смешанного хора, хора мальчиков, трех солистов (сопрано, тенора и баритона), органа, симфонического оркестра и камерного оркестра. Оба хора, сопрано и симфонический оркестр исполняют канонический латинский текст, а тенор и баритон в сопровождении камерного оркестра поют антивоенные стихи Уилфрида Оуэна. Так, в двух планах, развертывается поминовение погибших воинов. И оттого, что латинский текст обобщает извечную скорбь всех поколений, английский, поминая жертвы войны, обращается к живущим ныне, а оркестровые пласты звучности, подобно волнам безбрежного океана, вламываются в сознание каждого слушателя, - так грандиозно впечатление от сочинения Бриттена, обращенного не к Богу, а к человечеству.

Первое исполнение Военного реквиема на Британских островах состоялось в мае 1962 года. Вскоре он уже звучал в крупнейших концертных залах Европы и Америки. Критики единодушно провозгласили его самым зрелым и красноречивым проявлением таланта композитора. Комплект пластинок с записью реквиема в течение первых пяти месяцев разошелся в количестве 200 000 экземпляров.

Бриттен широко известен не только как композитор, но как музыкант-просветитель. Подобно Прокофьеву и Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. Вариации и фуга на тему Пёрселла написаны как путеводитель по оркестру для молодежи, знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Пёрселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Бриттен часто выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии.

Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствуется, прежде всего, свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностьюк одной из многочисленных «школ» нашего века. Бриттен ценил творческую искренность больше, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали. Он позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, проникать, но не распоряжаться в ней.

Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЭ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Бенджамин Джонсон (1573-1637 гг.) драматург, поэт и критик Болтливость – болезнь возраста.В вине тоска ищет облегчения, малодушие – храбрости, нерешительность – уверенности, печаль – радости, и находят лишь гибель.Величайшую славу народа составляют его писатели.Для нас,

Из книги Словарь современных цитат автора

Бенджамин Франклин (1706-1790 гг.) просветитель, ученый, государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США и Конституции 1787 года Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря – не теряй ни времени, ни денег, и

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Бенджамин Раш (1745-1813 гг.) просветитель Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности.Я настолько убежден в тесной связи между нравственностью человека и гуманным отношением к животным, что всегда буду преклоняться перед

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

ЛИФШИЦ Владимир Александрович (1913-1978); ХАЗИН Александр Абрамович (1912-1976), эстрадные драматурги 274 У прынципе.«Анкета», сценка из спект. Ленингр. т-ра миниатюр «Белые ночи» (1957) «Я не дурак, нет, у прынципе. Я тут думал, кое-что понял, у

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Бенджамин Бриттен Английский композитор, дирижер, пианист Бенджамин Бриттен родился в 1913 году. Обучался он в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепиано).Первым значительным произведением

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том I (А – Б) автора Сосновский Александр Васильевич

Pilatus (Britten-Norman) BN-2 Defender Пилатус (Бриттен-Нормэн) BN-2 «Дефендер» САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ Разработан на основе легкого транспортного самолета BN-2 «Айлендер», первый полет которого состоялся 13 июня 1965 г. Самолет «Айлендер» представляет собой

Из книги автора

ДЖОНСОН, Бен (Бенджамин) (Johnson, Ben, 1573–1637), английский драматург 204 Сладостный лебедь Авона (Эйвона). // Sweet swan of Avon. «Памяти <…> Шекспира» (1623) ? Knowles, p. 420 В пер. В. Рогова: «О нежный лебедь Эйвона!» ? Европейские поэты Возрождения. – М., 1974, с. 517.Отсюда: «Авонский лебедь». На

Из книги автора

ДИЗРАЭЛИ, Бенджамин с 1876 г. граф Биконсфилд (Disraeli, Benjamin, Earl of Beaconsfield, 1804–1881), британский политик и писатель, премьер-министр в 1868, 1874–1880 гг. 234 Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были жестокими дикарями на никому не известном острове, мои предки были

Из книги автора

ЛИФШИЦ, Владимир Александрович (1913–1978); ХАЗИН, Александр Абрамович (1912–1976), эстрадные драматурги 539 У прынципе. «Анкета», сценка из спект. Ленингр. тра миниатюр «Белые ночи» (1957) «Я не дурак, нет, у прынципе. Я тут думал, коечто понял, у прынципе». 540 Мурлин Мурло. «У окон дома»,

Из книги автора

Бриттен Бенджамин (Britten Edward Benjamin) (1913-1976), английский композитор, пианист, дирижер.Родился 22 ноября 1913 в Лоустофте, графство Суффолк Англия. Рано проявил выдающиеся музыкальные способности. С тринадцати лет музыкальным воспитанием мальчика занимался композитор Франк

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).

Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.

Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye’s Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Кёрлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т. Манну.

Среди оркестровых сочинений Бриттена – Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person’s Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.

Так случилось, что после Генри Пёрселла – ни в эпоху классицизма, ни в век романтизма – Англия не дала миру ни одного знаменитого композитора. Эта страна явила миру великое имя в ХХ столетии, и имя это было – Бенджамин Бриттен.

Человек, которому суждено было прервать трехвековое «молчание» британской музыки, родился в 1913 г. в городе Лоустофте на берегу Северного моря. Музыкальное дарование Бенджамина проявилось рано: уже в восьмилетнем возрасте он начал сочинять, а к четырнадцати годам был автором шести квартетов, десяти сонат, множества фортепианных пьес и даже оратории. На материале некоторых произведений тех лет композитор впоследствии создал произведение, названное «Простой симфонией».

В 1929 г. Бриттен поступает в Королевский музыкальный колледж, в котором обучается фортепианной игре у А.Бенджамина, а у Дж.Айрленда – композиции. По прошествии четырех лет была с успехом исполнена его Симфониетта. Вскоре после этого молодой композитор создает несколько камерных произведений, четкость формы которых сближает Бриттена с неоклассицизмом. Особенно привлекает его вокальная музыка. Композитор обращается к разнообразным текстам: «Сонеты Микеланджело», цикл «Озарения» на стихи французского поэта Артюра Рембо. Большое внимание уделяет Бриттен народной музыке, создавая обработки не только английских и шотландских, но и французских песен.

Одновременно Бриттен работает в области инструментальной музыки. Он делает это и в Англии, и в США, куда композитор отправился в начале Второй мировой войны. Увлекаясь каким-либо инструментом, композитор постепенно «осваивает» его возможности, начиная с миниатюр и переходя постепенно к крупным формам. Например, в 1934 г. он написал фортепианную сюиту «Воскресный дневник», в 1938 г. – Фортепианный концерт, а в 1941 г. – Шотландскую балладу для двух фортепиано с оркестром; в 1935 г. создает он Сюиту для скрипки и фортепиано, через четыре года – Скрипичный концерт.

Композитор не оставался в стороне от грозных событий, разворачивающихся в мире: кантата «Баллада героев», созданная им в 1939 г., воспевает погибших борцов за республиканскую Испанию. В 1940 личная трагедия – смерть родителей – приводит к написанию «Траурной симфонии», сопоставимой по своей экспрессивности с творениями .

В родную страну Бриттен возвращается в 1942 г. Незадолго до этого внимание тоскующего по родине композитора привлекает поэма Дж.Крэбба – английского поэта, творившего на рубеже XVIII-XIX вв. – под названием «Городок». В Англии Бенджамин поселился в Олдборо, где этот поэт жил много лет. Здесь композитор создает первое свое произведение в жанре оперы – « ». Премьера этого произведения, завершенного в 1945 г., стала значительным событием не только в творческой биографии автора, но и в истории английской музыки в целом: впервые со времен «Дидоны и Энея» Пёрселла английский композитор создал оперный шедевр! Стилевые истоки, которые впитала музыка этой оперы, многообразны: тонкая звукопись импрессионизма в картинах моря, реалистичность в массовых сценах, некоторые мрачные страницы заставляют вспомнить об Альбани Берге и …

В последующие годы композитор создал еще несколько опер, и все они были не похожи одна на другую. Камерная опера на античный сюжет «Поругание Лукреции» стилизована под Пёрселла и Генделя. Музыка оперы «Альберт Херринг» исполнена юмора. В опере « », где действие происходит на военном судне, нет ни одного женского голоса. Мрачным колоритом отличается опера «Поворот винта», основанная на романтической «истории о привидениях». В противоположность ей, опера « » – произведение исключительно светлое.

Пожалуй, самое необычное произведение Бриттена в этом жанре – «Давайте ставить оперу!» В первой части этого особого действа юные зрители знакомятся с миром оперного театра, как бы «участвуя» в создании оперы про маленького трубочиста Сэма, которая будет разыграна во второй части. Еще одно произведение Бриттена, адресованное детям – «Путеводитель для юных слушателей», а мистерия « » предполагает участие детей в исполнении.

Одним из наиболее известных произведений Бриттена стал «Военный реквием», созданный в 1962 г. и посвященный памяти друзей автора, погибших во время войны. Структура его соответствует традиционной заупокойной мессе, но вместе с каноническим текстом включаются фрагменты из произведений английского поэта А.Оуэна, тоже погибшего на мировой войне – правда, на Первой. Другие значительные произведения 1960-х гг. – оперы «Блудный сын» и «Река Кэрлью».

Бенджамин Бриттен был еще и концертирующим пианистом, а также дирижером. В этом качестве он посетил немало стран, включая СССР. Результатом этого визита стал вокальный цикл на стихи А.С.Пушкина и использование народных русских мелодий в Третьей виолончельной сюите.

Бриттен ушел из жизни в 1976 г. За несколько месяцев до смерти он был удостоен титула барона.

Музыкальные Сезоны