Рисование жесткой полусухой кистью в средней группе. "Лиса: рисование тычком". Самостоятельная деятельность детей

Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. Малышам доставляет удовольствие проводить кисточкой по бумаге, размазывать краску, ставить точки и кляксы. В возрасте 2–3 лет ребёнок начинает различать в своих каракулях очертания каких-либо предметов, и к 4 годам у него появляется желание осознанно изобразить что-то. Рисование карандашами, фломастерами, кистью и красками требуют уверенного владения инструментов для получения точной передачи контуров и деталей предметов. Дети младшего и среднего дошкольного возраста формируют и развивают умение рисовать, отрабатывают приёмы в простых заданиях. Техники нетрадиционного рисования позволяют создать зрительный образ на бумаге простыми движениями и быстро, что доставляет ребёнку положительные эмоции и удовлетворение результатом творческой деятельности.

Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе

У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.

На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы:

  • Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга - активируются мыслительные и речевой центры.
  • Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
  • Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
  • Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла. Если занятия рисованием нетрадиционными способами проводятся в рамках функционирования кружка дополнительного образования, рекомендуется в помещении, где занимаются воспитанники, оформить стеллаж с подписанными коробками. По мере освоения навыков различных техник ребята получают доступ к разнообразным материалам. Воспитанником средней группы можно предоставить выбор интрументов, которыми они хотят нарисовать картинку по теме занятия. Можно разрешить детям поочерёдно выбирать предмет, ранее не изученный в рамках нетрадиционного рисования: в начале занятия воспитанник выбирает предмет, педагог рассказывает, как создать с его помощью изображение.
  • Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов. Рисование нетрадиционными способами с детьми средней группы содержит в своей основе игровые элементы: действия сопровождаются приговорками («Дождик-дождик, кап-кап-кап!» - ставятся точки ватной палочкой. «Раз - яблочко, два - яблочко, то-то будет компот!» - делаются отпечатки яблочной долькой и т. д.), создание рисунков является решением проблемной ситуации (на плакате с изображением лужайки не цветут одуванчики, и дети тычком рисуют на нём цветы) и др.
  • Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе ребята учатся продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с удовольствие выполняются совместно. Педагог озвучивает задание, дети будут выполнять одинаковые действия на общем листе бумаги (ватмане или полуватмане). Например, на занятии «Осенний лес» даётся задание нарисовать кроны деревьев кусочком поролона. Ребята садятся за общий стол, на котором лежит ватман с изображением голых стволов и ветвей деревьев. Каждый выбирает дерево, берёт по кусочку поролона и рисует листья жёлтой, оранжевой, коричневой и красной красками. В конце таких занятиях воспитатель обязательно должен обратить внимание ребят на то, что такая полная и красивая картина получилась благодаря тому, что каждый хорошо поработал.
  • Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит детей создаваться фактурность предмета, имитацию шерсти животного или оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Ребята формируют умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В процессе рисования ребята развивают способность сочетать цвета в элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на цветном фоне.

На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.

Пальцевая живопись (пальцеграфия)

До школьного возраста (7 лет) ведущими процессами, при помощи которых ребёнок изучает предметы и явления окружающего мира, остаются зрительные и тактильные ощущения. В младших группах рисование пальчиками было и игрой, и переходным этапам к классической технике рисования, ребята по большей части заполняли разноцветными точками распечатанных картинок. В средней группе воспитанники формируют и развивают навык рисования пальцами различных элементов: точки, пятна, мазка, линии. Намеренно испачкаться в краске весело, размазывать краску пальцами - особые ощущения, создать изображение мазками, а не просто раскрасить - удовлетворение результатом. На занятиях могут использоваться специальные пальчиковые краски: они гипоаллергенны и безопасны при попадании в рот, по консистенции лёгкие. Традиционно в средней группе рисуют гуашью, но возможно рисование пальчиками при помощи акварельных красок: они не такие густые, как гуашь, но необходимо опускать пальчик в стакан с водой, прежде чем набирать краску, или предварительно капнуть чистой водой с кисточкой в ячейки с акварелью.

С воспитанниками средней группы можно попробовать рисование пальчиками по схемам. На доске крепится пошаговая инструкция, как при помощи отпечатков и добавления карандашных закорючек нарисовать изображение человека или животного. Воспитатель озвучивает каждый этап, демонстрирует его выполнение, ребята повторяют. Карты поэтапного рисования пальчиками картинок представлены в многочисленных пособиях для родителей и педагогов дошкольного образования (например, в книге «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками» Илоны Молнар).

Техника рисования кончиками пальцев:

  1. Ребёнок опускает в банку или мисочку с гуашью краску пальчик.
  2. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
  3. Кончиками пальцев ребёнок рисует на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета.
  4. По окончании работы пальчики моют с мылом, гуашь легко смывается.

«Букет»

На пальчик набирается краска зелёного цвета
Рисование линий на бумаге
Стебли цветов
Набирается краска другого цвета
Точками рисуются цветочки
Новый цвет
Второй цветок
Рисование цветка мазками
Смешивание красок (жёлтая+красная)
Процесс рисования цветов
Линиями рисуется бабочка
В фигуре бабочке используются прямые и изогнутые линии
Завершающий этап работы
Рисунок готов

Рисование ладошками

Рисование ладонями, как и кончиками пальцев, предполагает отпечатывание и размазывание краски. Варианты рисования в этой технике для воспитанников средней группы: «Сделай отпечаток ладони и дорисуй, чтобы получилась птичка, осьминог, рыбка и др.» (рисовать дополнительные элементы ребята могут кисточкой или пальчиком), «Дополни картинку отпечатками ладоней, чтобы получилось…» (отпечатки ладоней становятся листьями на ветвях дерева, цветами в вазе, иголками ёжика).

Техника рисования ладонями:

  1. Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую держат другой рукой, это умение отрабатывается на занятиях по темам «Снегирь», «Синичка», «Бабочка», когда отпечаток ладони должен быть разноцветным.
  2. Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или горизонтальное движения ладонью по замыслу.
  3. По окончании работы руки моют с мылом.

«Синичка»

Нанесение на ладонь краски жёлтого цвета (грудка синички)
Нанесение краски другого цвета (в данной работе ребёнок смешал голубу/ и чёрную краски)
Ладонь прикладывается плотно к листу бумаги
Отпечаток
Кистью ребёнок рисует голову птицы
Рисует лапку
Рисует вторую лапку
Дорисовывает клюв
Рисует глаз синички
Рисунок готов

Сочетание техники пальцеграфии с рисованием ладошками

Для воспитанников средней группы предлагаются задания по рисованию предметной композиции или сложного образа при помощи ладоней и пальчиков. Сначала делаются отпечатки ладоней для обозначения крупных деталей или основы рисунка, затем пальчиками рисуются дополнительные элементы. Сочетание техник пальчиковой живописи и рисования ладонями используется в заданиях по темам «Сказочное дерево», «Лебеди», «Весёлые осьминожки», «Рыбки». В этих задания дети развивают умение находить центр композиции, сочетать различные приёмы рисования пальчиками, цвета и оттенки красок для точности передачи образа.

«Сказочное дерево»

Нанесение краски на ладонь
Припечатывание ладони к листу бумаги
Отпечаток ладони - ствол дерева и ветви
На палец набирается краска
Рисование мазков пальцем
Процесс рисования пальцем
Сочетание оттенков зелёного цвета
Набираются краски других цветов
Листья дерева рисуются точками
Сказочное дерево готово

Рисование тычком

Для имитации пушистых и колючих предметов или объектов замечательно подходит рисование методом тычка. На занятии потребуются листы бумаги любого цвета или фигурные заготовки в виде животных, кисти с жёсткой щетиной, гуашь, стакан с водой, салфетки. По рисованию тычком проводят занятия на темы «Кошка», «Ёлочка», «Ёжик», «Одуванчики», «Зайчик зимой».

Техника рисования тычком:

  • Сухая кисть опускается в баночку с гуашью, набирается краска.
  • Держа кисть вертикально, ударяют ею по бумаге - получается тычок.
  • Перед тем, как набрать краску другого цвета, кисть надо прополоскать в стаканчике и хорошо промокнуть салфеткой. Тычок получается только полусухой кистью.
  • Тычками заполняется контур изображаемого предмета или объекта, необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой.

«Пушистый котёнок»

Ребята набирают жёсткой кистью гуашь и рисуют тычком на бумаге Процесс рисования тычком Мордочку, лапки котёнка, миску ребята рисуют простой кистью Примеры работ

Монотипия

Монотипия - это техника рисования при помощи отпечатывания части изображения. Этот способ рисования считается простым, но подходит для занятий в каждой группе, старшие дошкольники рисуют пейзажные монотипии с использованием различных цветов и оттенков в одной работе. Рисование монотипией совершенствует умение находить середину предмета, развивает чувство симметрии.

Техника монотипии:

  1. Лист бумаги складывается посередине.
  2. На одной части бумаги рисуются пятна красками разных цветов.
  3. Лист складывается и проглаживается ладонью.
  4. Лист раскрывается, полученное изображение можно оформить при помощи кисти и красок.

«Бабочка»

На одну часть листа с обозначенной серединой наносятся пятна Процесс рисования пятен разными цветами Лист бумаги складывается по линии сгиба и разворачивается Брюшко и усики дорисовываются кисточкой

В технике монотипии можно создавать не только симметричное изображение, но и рисунок с двумя одинаковыми предметами. В таком случае на одной половине бумаги рисуется предмет целиком и отпечатывается на другой половинке листа зеркально.

Рисование зубной щёткой

Техника рисования зубной щёткой проста: ребята набирают краску на щетину и проводят линии на листе бумаги в соответствии с замыслом. Рекомендуется занятия по рисованию эти способом в средней группе сочетать с другими нетрадиционными техниками рисования (пальчиком, ватными палочками) или элементами аппликации.

«Ёлочка»

На лист наклеивается треугольник из цветной бумаги - ствол Набираем краску зубной щёткой Рисуем прямыми линиями хвою Готовую работу украшаем пайетками

Набрызг

С техникой набрызга ребята знакомятся в младших группах: зубной щёткой или расчёской набирают краску, направляют на лист бумаги и, проводя по щетине/зубчикам карандашом, получают цветные брызги. В средней группе формируется умение создавать рисунки многослойным набрызгом.

Техника многослойного набрызга:

  1. Для создания изображения используются трафареты. На занятиях по знакомству с этой техникой трафареты крепятся канцелярскими скрепками к листу бумаги.
  2. На щётку набирается краска и делаются брызги поверх листа бумаги.
  3. Накладывается следующий по замыслу трафарет, делаются брызги другого оттенка.
  4. Трафареты снимаются, получается сложное изображение, имитирующее объём предмета или композицию с передним и задним планом.

«Зимний лес»

Трафареты: сугробы, стволы и кроны деревьев, снежинки Инструменты для создания набрызга и разведённые водой краски Первый слой Второй слой Третий слой Вид рисунка после снятия трафаретов

Рисование губкой или кусочком поролона

В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.

«Цыплёнок»

От губки отрезается кусочек поролона
Захватываем прищепкой поролон (это действие ребята выполняют самостоятельно)
Набираем на поролон краску и печатаем вертикальным движением
Рисуем цыплёнка
Кистью дорисовываем детали

Печатание природным материалом

Рисование отпечатками является простым способом рисования: на отпечатываемую поверхность предмета набирается или наносится кисточкой краска, вертикальным движением ставим отпечаток на лист бумаги. Для воспитанников средней группы подходят задания по созданию композиции из отпечатков с использованием приёмов классического рисования. Например, для задания «Варим компот» ребята кисточкой рисуют контуры кастрюли, в пределах которых будут ставить разноцветные отпечатки половинки яблока. Варианты природного материала для печатания: листья, плоские цветы (ромашки, маргаритки), ракушки, разрезанные огурцы, яблоки, лимоны.

«Овощной салат»

Для печатания потребуются луковицы и огурцы
Кисточкой рисуем салатную миску
Набираем краску луковицей, прикладываем к листу
Отпечатки луковицы
Печатаем огурцом
Салат готов

Рисование ватными палочками

В младших группах ребята пробовали рисовать ватными палочками: набирали краску и украшали точками бумажные заготовки или изображение на листе бумаги (ёлочку, сарафан, чайник). Для воспитанников средней группы задание усложняется: они формируют умение создавать изображение ватной палочкой на чистом листе бумаги. Рисуют ребята точками, пятнами, мазками, разнообразными линиями и простыми геометрическими фигурами (колечки, круги). Рисование точками при помощи ватных палочек будет иметь особое значение при знакомстве с техникой пуантилизм в старших группах.

«Ветка рябины»

Для работы нужно несколько ватных палочек, акварель или гуашь
Ветка рисуется линиями
Ягоды рисуются пятнами
Рисуются грозди рябины
Листья рисуются мазками
Сердцевинки ягод рисуются точками
Ветка рябины готова

Рисование ватными дисками

Ватные диски на занятиях по нетрадиционному рисованию могут быть использованы в качестве инструмента для работы с гуашью, а могут быть использованы в качестве необычного материала для основы рисунка. Рисуют ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью, сложив пополам или в четверть.

«Цветок»

Ватный диск складывается до получения нужной по форме детали, набирается краска Отпечатки ватным диском по замыслу Элементы рисуются кисточкой

«Воздушные шары»

Создание фона рисунка - небо
Приклеивается ватные диски - шары
Рисование на ватных дисках
Узоры на ватных дисках
Дорисовавыются кисточкой нитки шаров

Рисование вилкой

Ещё один вариант печатание необычным предметом - рисование вилкой (металлической или пластиковый). Гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхностью вилки набирается краска и делаются отпечатки на бумаги.

«Тюльпаны»

Набираем краску на вилку
Прислоняем вилку к листу бумаги
Отпечатки
Рисуем кисточкой стебельки и листья
Тюльпаны готовы

Рисование мятой бумагой

Делать отпечатки краской можно при помощи смятого кусочка бумаги. Задания по рисованию в этой технике усложняются для воспитанников средней группы при помощи сочетания в работе элементов классического рисования или аппликации.

«Падают листья»

Ребята делают аппликацию из полосок бумаги - ствол и ветви Смятым кусочком бумаги делают отпечатки гуашью - листья Примеры работ

Кляксография

Кляксография - это способ создания изображения при помощи пятен и клякс. Для занятия в этой технике потребуется акварель, стакан с водой, кисточка и пластиковая трубочка. Кляксы можно дополнять рисунком классическим способом, можно изначально создать на бумаге рисунок, который украсят кляксы по замыслу.

Техника рисования кляксами:

  1. Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска.
  2. На листе бумаги делается пятно или ставится капля.
  3. Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу.

«Вишня в цвету»

На лист бумаги ставится капля Дуем через трубочки на краску Раздуваем кляксу - ствол Ставим капельки краски на ствол дерева и раздуваем веточки Ставим капли зелёной краски Раздуваем травку Ставим капли белой краски Дополняем краской розового цвета Раздуваем капли - цветы вишни

Ниткография

Рисование шерстяной нитью в средней группе состоит из набора краски на нить, прикладывания её к листу бумаги и создания узора отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создаёт причудливый узор, который подходит для изображения тучи или облака, собачки или овечки.

«Тучка»

Нить с набранной краской кладётся на лист бумаги Сверху нить накрывается другим листом, ребёнок водит нитью в разные стороны, создавая узор Кисточкой рисуем капли Тучка готова

Рисование манкой

На самом деле рисуют дети клеем (обычно ПВА). На обозначенный контур изображения кисточкой наносится слой клея, насыпается манка и плотно прикладывается лист бумаги сверху. Затем с рисунка стряхивается лишняя манка и таким же способом создаётся следующая деталь. В средней группе ребята развивают умение аккуратно обводить трафарет и наносить клей в пределах контура. Поскольку манка белого цвета, для рисования в этой технике в качестве основы используется цветная бумага или картон.

«Подарок для мамы»

Обводим трафарет На контур цветка кисточкой наносим слой клея Насыпаем манку Прикладывает сверху лист бумаги Стряхиваем лишнюю крупу Выполняем этим способом следующий элемент - стебель с листьями Подарок для мамы готов

Рисование свечой

Ребята развивают навыки рисования линий, пятен, простых геометрических фигур необычным инструментом - свечой. Для занятия потребуется плотный лист белой бумаги в качестве основы, простая свеча (кусочек свечи), акварельные краски и кисть.

Техника рисования свечой:

  1. На листе свечой ребята рисуют детали по замыслу.
  2. Кистью закрашивают лист акварельной краской.
  3. Восковые изображения проступают сквозь акварель.

«Зимний пейзаж»

Свечой рисуем внизу листа ёлочки, вверху - снежинки
Закрашиваем лист акварелью синего, голубого и чёрного цвета
Зимний пейзаж готов

Рисование восковыми мелками

На занятиях по рисованию в этой технике ребята развивают сразу два классических навыка - рисование карандашом (восковые мелки, как правило, имеют форму карандашей) и заливка фона одним или несколькими цветами акварели при помощи кисти. Получаются необычные и яркие работы.

«Летний луг»

На листе белой бумаги рисуем цветы, бабочек, солнце
Заливаем лист синей и зелёной акварелью
Готовая работа

Граттаж (воскография)

С воспитанниками средней группы можно попробовать граттаж - рисование процарапыванием линий на бумаге, залитой тушью или краской. Подготовить к занятию основу для рисования в этой технике могут ребята дома с родителями, можно выполнить эту часть работы в детском саду (но учесть, что просушка краски займёт определённый отрезок времени). Для создания основы нужны восковые мелки, гуашь чёрного цвета и широкая кисть, для процарапывания - заострённая палочка (можно использовать деревянную шпажку для жарки мяса).

Техника воскографии:

  1. Раскрасить поверхность листа восковыми мелками.
  2. Закрасить лист чёрной гуашью.
  3. Дать краске полностью высохнуть.
  4. Процарапывая краску, создать линиями рисунок.

«Домик»

Закрашиваем лист восковыми мелками разных цветов
Наносим чёрную гуашь поверх воска
Даём краске высохнуть
Процарапываем рисунок
Готовая работа

Рисование через мокрую марлю

На занятиях по нетрадиционному рисованию ребята узнают, что можно сделать рисунок при помощи необычных инструментов, а можно рисовать привычной кистью и красками, но с использованием дополнительных неожиданных материалов. Так, привлечение к работе мокрой марли позволяет создать оригинальную работу.

Техника рисования через марлю:

  1. Ватными тампонами набираем воду из стаканчика, хорошо смачиваем всю поверхность листа.
  2. Прикладываем к мокрому листу слой марли, расправляем её. Марля должна прилипнуть и быть неподвижной на бумаге.
  3. Поверх марли рисуем акварельными красками при помощи кисти, как обычно. Оставляем рисунок до полного высыхания.
  4. Снимаем марлю с высохшей работы - на бумаге остаётся рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.

Составление конспекта занятия по рисованию в нетрадиционной технике

В конспекте занятия должны быть отмечены поставленные педагогом цели и задачи. Следует описать предварительную работу по теме занятия: наблюдение животных и птиц, явлений природы во время прогулке, чтение стихотворений и сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Отмечается использование мотивирующего материала на занятии (изучение картинок и плакатов, привлечение малых форм устного народного творчества, проведение беседы, создание сюрпризного момента или игровой ситуации), проведение подвижных и дидактических игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

В соответствии с гигиеническими нормами занятие по рисованию в средней группе длится не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  1. Организационный момент 1 минута.
  2. Мотивирующее начало занятия 4–6 минут.
  3. Практическая часть: прямой показ действий воспитателем и выполнение рисунка детьми 10 минут.
  4. Демонстрация и обсуждение рисунков 2–3 минуты.
  5. Подведение итогов 1 минута.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка».
Организационный момент и приветствие.
Воспитатель загадывает детям загадку о матрёшке.
Ребятам показываются картинки матрёшек и деревянные игрушки. Воспитатель напоминает детям историю матрёшки.
Чтение стихотворения о матрёшке.
Проведение беседы: все ли матрёшки одинаковые, какие отличия у этих игрушек.
Физкультминутка «Мы, матрёшки, вот такие крошки».
Проведение пальчиковой гимнастики.
Практическая часть: воспитатель показывает способ рисования монотипией, дети рисуют фартук и платок в этой технике; показ рисования тычком при помощи ватной палочки, ребята украшают точками и пятнами одежду матрёшки.
Демонстрация и обсуждение работ.
Воспитатель подводит итоги занятия, благодарит ребят за интерес и старание.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию в средней группе

Перед разработкой рабочей программы по нетрадиционному рисованию рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данном направлении:

  • Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. - Академия развития, 2012.
  • Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - Просвещение, 2007.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2010.
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. - ИД Цветной мир, 2016

Программа по нетрадиционному рисованию должна содержать:

  • Цели и задачи образовательного курса.
  • Методы и приёмы работы педагога (наглядные, словесные, игровые), применяемые на занятиях.
  • Календарно-тематическое планирование: темы занятий и программное содержание каждого.
  • Формы анализа художественной деятельности детей: анализ работ, выставка рисунков в холле детского сада, проведение демонстрационных занятий для воспитанников младших групп.
  • Занятие в средней группе по рисованию губкой

    Вебинар «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

    Занятия по нетрадиционному рисованию предоставляют широкий простор для детской фантазии. Каждый раз - это радость, игра и возможность поверить в собственные силы. Страх рисовать кистью и карандашом постепенно уходит, потому что, рисуя воском, печатая поролоновой губкой и листьями, делая тычки ватными палочками и брызгая зубной щёткой, ребёнок открывает в себе творческие способности. Яркий и необычный результат приятен маленьким художникам, им хочется продолжать рисовать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники

(тычком жесткой кистью)

в средней группе

«Пушистый котёнок»

Воспитатель Кириленко О.В.

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники (тычком жесткой кистью) в средней группе «Пушистый котёнок»

Цель: продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть; углублять представления о цвете и геометрических формах(круг, овал, треугольник); воспитывать сострадание и любовь ко всему живому.

Материал и оборудование : альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, серая и зелёная гуашь, салфетки, подставки для кисточек, пайетки (на каждого ребёнка), мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка.

Ход занятия :

Воспитатель: Сегодня к нам придет одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:
Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки - мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (кошка).

Правильно! А как выглядит кошка? Она пушистая, у неё четыре лапки, пушистый хвостик и длинные усы. Я сегодня поведу вас на выставку кошек, и мы их поближе рассмотрим. Посмотрите, какие кошки. Красивые? Они все разные. И пушистые, и гладкие, худые и толстенькие, весёлые и грустные. А давайте, поиграем немного: Игра «Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко, Идут на цыпочках. Стараясь не

Как ступает мягко кошка. производить никакого шума.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый. Прыгают на месте легко и как

Кошка может быть и быстрой. можно выше.

Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, ещё подскок,

То вперёд, а то отскок.

А потом мяукнет тихо Приседают и делают вид,

И заснёт в углу мурлыка. Что спят.

Ой, ребята, здесь что-то лежит! Это письмо от моей знакомой кошки Мурки. Тут написано, что у Мурки потерялись котята! А что ещё в конверте? Это же портрет одного из её котят! Посмотрите, какой он пушистый, красивый и весёлый! Дети, что же мы можем сделать для Мурки? Мы нарисуем котят и повесим рисунки в прихожей и будем всех спрашивать: не видел ли кто этих котяток? Мы обязательно поможем Мурке.

А теперь нам нужно внимательно рассмотреть котенка. Какой формы туловище у котёнка? Туловище - овал. А голова? Правильно -это круг. Ребята, а где же лапки? Котёнок подогнул их под себя. Хвост и лапки у него тоже овальные. А ушки - треугольные.

А кто знает, как нарисовать пушистого котенка? Каким способом, приёмом будем пользоваться?

Правильно. Тычком. Давайте я вам покажу, как надо рисовать.

/ Показ / - Тычком сначала по контуру котёнка - голова, туловище, хвост, лапки, а затем внутри.

Вот какой пушистый котёнок получился. А что я ещё забыла дорисовать котёнку?

Правильно, глазки и носик. А я их не нарисую, а приклею. Посмотрите, какой замечательный получился котёнок!

Запомнили, как рисовать? Скажи, Даша, с чего начинаем рисовать? Затем что рисуем, Соня. А чем можно украсить рисунок? Дорисуем котёнку травку. Так же, тычком.

Вы, ребята, постарайтесь, чтоб все котята получились красивые и пушистые.

/Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь /

Какие вы молодцы! мама кошка обязательно найдёт всех своих котят. Посмотрите, кто из котят самый пушистый? А кто самый шустрый? Самый весёлый? Самый послушный? Давайте всем дадим клички.(Пушок, Уголёк, Мурзик, Муся, Барсик, Тишка, Черныш, Васька).

Ой, ребята, вы слышите? По-моему там кто-то пришёл! Кто здесь мурлычет? Смотрите, это же Мурка к нам пришла! Посмотреть, как вы красиво нарисовали её котят и немного поиграть с вами. Теперь она их обязательно найдёт и у них всё будет хорошо!

Рисование тычком в средней группе

Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;

Образовательные: формировать умения рисовать гуашью используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы

Развивающие:. развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Способствовать развитию любознательности.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе.Воспитывать аккуратность во время работы. Предварительная работа: рассматривание с детьми картинок с изображением лисы. Чтение рассказа Е.И.Чарушина «Лисята», заучивание потешки про лису.

Оборудование и материал:

Картинки с изображением лисы, кошки, собаки, фланелеграф, сундучок, шаблоны лисы, жесткие кисточки №6, тонкие беличьи кисточки №2, лист бумаги формат А4, гуашь, простой карандаш, тряпочки, подставки для кисточек, стаканчики для воды.

Я вношу в группу сундучок.

Ребята, хотите узнать, кто у меня здесь спрятался?

Проводится игра «Кто лишний?». На фланелеграфе карточки с изображением кошки, собаки, лисы.

Кто лишний и почему?

Лиса, потому что это дикое животное, кошка и собака домашние животные.

Правильно. У меня в сундучке спряталась лисичка. Сейчас мы подойдем к сундучку и выберем лисичку, которая вам понравилась.(в сундучке лежат разные шаблоны лисы: лиса лежит, сидит, стоит). Дети выбирают себе контур и обводят его простым карандашом.

Давайте с вами вспомним потешку, которую мы знаем про лису. (показ иллюстрации)

Знает лисонька - лиса:

В шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Какая у лисы шуба? (пушистая)

Каким она цветом? (рыжая или оранжевая)

Ребята молодцы! Чтобы и у нашей лисички была такая же шубка, предлагаю нарисовать шубку методом тычка. Но сначала мы попробуем сделать это без краски.

Напоминаю и показываю детям, как правильно держать кисточку.

Выполняем упражнение – разминку с кисточкой.

Кисточку вот так возьмем - (тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.)

И стучать сейчас начнем.

Контур наш мы обведем (тычок по контуру без краски)

К голове опять придем. (тычком разукрашиваем голову)

Разукрасим мы тычком,

Нашу лисоньку кругом. (Тычок по всему рисунку)

Еще раз показываю и объясняю.Дети сначала обводят контур лисички пальцем, затем выполняют тычки кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру лисы. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Дети повторяют за мной. Предлагаю детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура лисы.

Рисование - один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности. Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы рисования. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам средней группы исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.

Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду

Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности.

Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4–5 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы).

Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи.

Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение. Повышается тактильная чувствительность - кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость.

Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас.

Разнообразие методов и техник (ладошки, тычок, печатание, ниткография и др.). Используемые материалы

В средней группе уже возможно успешное применение самых разнообразных техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим основные направления.

Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги - получается красивое изображение. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска.

Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска. Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку). Сторона с прожилками покрывается краской и прикладывается к основе окрашенной стороной. Черешки у листика можно аккуратно дорисовать кисточкой. Интересный градиентный эффект получается, если на поверхности листа смешать несколько красок.

С помощью половинки картошки можно нарисовать самые разные предметы

Более сложное занятие для дошкольников средней группы - рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой. Получается имитация пушистой либо колючей поверхности, что идеально подходит для изображения животных, например, ежика, медведя или зайца. В процессе работы кисть нужно держать вертикально - тогда тычки будут ровным.

Методом тычка хорошо изображать различных животных

Рисование тычком

Малыши обожают рисовать ладошками. Вся кисть ребенка погружается в гуашь либо окрашивается кисточкой, а затем он оставляет отпечаток на основе. Рисовать можно одновременно двумя ручками, окрашенными в разные цвета. Таким способом часто рисуют солнышко, травку, дерево, птичку. После работы ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь без труда смывается водой.

Рисование ладошками

Плакат в подарок мама выполнен с помощью рисования ладошками

При рисовании пальчиками малыш опускает в гуашь не всю ладонь, а только кончик пальца. На бумагу наносятся точки или пятнышки. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета. Аналогичное изображение получается при использовании ватных палочек.

Рисование ватными палочками

Рисование пальчиками

Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей - манная крупа придает композиции красивую текстуру. Фон посыпается крупой, пока еще не высохла краска. Через небольшой промежуток времени манка просто стряхивается, а на ее месте остаются светлые пятнышки. Другой вариант - предмет прорисовывается и закрашивается клеем-карандашом (обязательно на цыетном фоне), а затем посыпается манной крупой.

Рисование манкой

Ниткография - это техника рисования обычной ниткой. Малыш складывает лист бумаги пополам, погружает нитку в краску. На одной стороне основы выкладывается изображение из нитки, при этом один ее конец остается свободным. Рисунок закрывается сверху второй половинкой бумаги и прижимается. После этого нитка вытягивается за кончик. Получается изображение, которое дорисовывается кистью до желаемого образа.

Ниткография

Дети в средней группе любят рисовать поролоном. Это удобное средство для создания фона рисунка, кроме того, поролон имеет большие возможности воплощать фантазии ребенка. Например, это идеальный способ изобразить снежные сугробы в зимнем пейзаже.

Рисование поролоном с помощью трафарета

Необычное изображение получается при применении техники кляксографии. Малыш зачерпывает гуашевую краску ложечкой, а затем выливает ее на основу. Получаются пятна самой разной формы. Основа накрывается другим листом - на нем появляется изображение, которое дорисовывается до нужного образа. На пятно можно также подуть из трубочки, чтобы оно стало больше.

Рисование в технике кляксографии

Необычный инструмент для рисования - зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью. За счет этого возникает эффект объема, можно сочетать разные оттенки. Например, таким способом можно очень реалистично изобразить елочку.

Рисование зубной щетки придает ветвям объем

Рисование зубной щеткой

Подобным способом можно рисовать и пластиковой вилкой , погружая ее кончик в краску. Так можно изобразить колючего ежика или солнышко.

Рисование вилкой

Рисование идеально передает колючки животного

Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки. С помощью этих материалов малыш создает изображение на бумаге, а потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.

Рисование свечой, мыльными пузырями, ватными палочками, восковыми мелками

Нетрадиционное рисование отдельных предметов и объектов (примеры работ с комментариями)

Некоторые темы особенно располагают к нетрадиционным способам рисования. Например, дерево можно оригинально изобразить с помощью отпечатка листьями, дорисовывая недостающие части (композиция «Осенние деревья»). Другой интересный способ - оттиск капустным листом («Зимнее дерево»). С помощью ладошки можно изобразить заснеженную кроны («Заснеженное дерево»). Листья и плоды дерева часто изображаются пальчиками либо ватными палочками («Яблоня»).

Отпечатки листьями и рисование Рисование ладошками и пальчиками Оттиск капустным листом Рисование ватными палочками

Такой любимый малышами предмет, как воздушные шары, можно изобразить поролоном либо с помощью самих резиновых шариков (из надувают и кончик погружают в краску - получается очень реалистичное изображение).

Рисование воздушным шариком

Рисование воздушным шариком

Падающие осенние листья аналогично можно изобразить с помощью настоящих листьев. Для этого лучше подобрать экземпляры небольшого размера («Разноцветные листья»). Другой способ - рисование ватными палочками, пальчиками, тычком. Листочки можно также напечатать картофелем, предварительно нарисовав на овоще соответствующий силуэт.

Печатание листьями

Рисование тычком

Строение ветки рябины располагает к тому, чтобы нарисовать ее с помощью ватных палочек, пальчиками или тычком (фото).

Рисование тычком

Птиц в средней группе также часто изображают нетрадиционными способами. Например, с помощью ладошек можно нарисовать грациозного летящего или плывущего лебедя.

Рисование ладошками

Рисование ладошками

С помощью нетрадиционных методов рисования хорошо изображать овощи и фрукты.

Рисование пипеткой

Печатание половинкой яблока и рисование ватными палочками

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Дружина Е. «Зима»

(рисование нетрадиционными способами - оттиск капустным листом, изображение ватными палочками)

Образовательные задачи : учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционных техник (оттиск капустным листом, изображение ватными палочками).
Развивающие задачи : расширять представления о зимнем времени года.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе, чувство прекрасного.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: репродукции зимних пейзажей.
Раздаточный материал: тонированные листы белой бумаги по количеству детей, кисти, белая гуашь, листы пекинской капусты, стаканчики-непроливайки, подставки под кисти.
Ход занятия:
Загадка про зиму. Воспитатель спрашивает детей, какими словами можно рассказать о зиме (снежная, морозная, блестящая, пушистая и т.д.), во что можно играть зимой.
Под музыку П.И. Чайковского ребята рассматривают репродукции картин русских художников и зиме. Одновременно педагог закрепляет знания о том, что такое пейзаж.
Сюрпризный момент - в группу приходит посылка, но она не открывается. Чтобы открыть ее, кто-то из ребят должен прочитать стихотворение о зиме.
Раздается стук в дверь - появляется игрушечный заяц, который рассказывает, что это он доставил посылку и жалуется детям, что не может найти дорогу домой. Ребята обещают ему помочь. Заяц открывает свою посылку - там оказывается капустный лист.
Воспитатель предлагает дошкольникам превратиться в художников-пейзажистов и нарисовать зимнюю картину особенным способом - капустными листами.
Демонстрация приемов изображения. На лист нужно нанести кистью толстый слой краски, затем приложить его к основе и аккуратно снять двумя руками. Получившийся отпечаток очень похож на заснеженное дерево.
Самостоятельная работа дошкольников под композицию О. Газманова «Белый снег». Педагог по мере необходимости направляет детей.
По окончанию первого этапа работы проводится физкультминутка «Снеговик». Воспитатель замечает, что в рисунках чего-то не хватает. Дети, догадываются, что не достает снега. Педагог предлагает изобразить его с помощью ватных палочек - нужно окунуть их в баночку с белой гуашью и нанести точки (метод тычкования).
Традиционным способом с помощью кисти рисуются сугробы под деревьями.
Подведение итогов занятия - возвращение из сказочного леса.

Колесникова И.
(в средней группе нетрадиционным методом тычком)

Ход занятия:
Занятие начинается с загадки про медведя. Затем воспитатель читает сказку «Маша и медведь». Беседа по содержанию: как поступил Мишка с Машей. Рассмотрение строения медведя, определить форму его головы и туловища.
Воспитатель демонстрирует раскрашивание фигуры медведя методом тычка (глазки и носик приклеиваются).
Самостоятельная деятельность детей. Анализ готовых работ.

Карпова И.Н. «Рыбки»
(рисование ладошкой и пальчиками)

В начале занятия воспитатель организует игру «Аквариум» (дети выполняют действия согласно тексту):

  • Улитки ползут, / Свои домики везут, / Рогами шевелят, / На рыбок глядят.
  • Рыбки плывут, / Плавничками гребут./
  • Вправо, влево поворот, / А теперь наоборот.

Загадка про рыбу. Рассматриваются картинки с изображением рыбок. Беседа о том, где они обитают, чем питаются, что помогает им плавать.
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Рыбка».
Педагог предлагает дошкольникам изобразить рыбку нетрадиционным способом - с помощью ладошки. Чтобы это сделать, нужно опустить ладонь в тарелочку с гуашью, а затем сделать на листе бумаги отпечаток (большой палец при этом согнут, остальные растопырены). Действия необходимо выполнять быстро, в противном случае краска может успеть высохнуть. Возле рыбки желательно изобразить фон - камушки (рисование пальчиками) и водоросли (кистью).
После самостоятельной деятельности детей проводится физкульминутка «Рыбка».
Проводится выставка работ: ребята объясняют, куда плывет каждая рыбка, выбирают самых красивых из них.

Зоткина О.К. «Алые паруса»
(рисование песком и красками)

Детский сад находится в курортном городе Евпатория, поэтому рисование песком в данном случае очень актуально.
В начале занятие воспитатель читает детям стихотворение В. Орлова «Я рисую море».
Проводится беседа о родном городе, который туристы еще называют городом Солнца, городом Детства. Это связано с тем, что в Евпатории очень много солнечных дней в году, необычайно ласковое море, а еще здесь находится огромное число детских здравниц и лагерей.
Педагог напоминает детям, что они сегодня были на море и спрашивает, что им больше всего запомнилось (теплый песок и приятная водичка, яркое солнышко, красивые ракушки, корабли, лодки).
Воспитатель предлагает дошкольникам нарисовать корабль с алыми парусами, яркое солнышко и их любимое море. А поможет это сделать песок, принесенный с пляжа.
Проводится физкульминутка на морскую тематику «Море».

  • Море очень широко,
    (Дети широко разводят руки в сторону.)
    Море очень глубоко.
    (Приседают, коснувшись руками пола.)
    Рыбки там живут, друзья,
    (Выполняют движение «Рыбка».)
    А вот воду пить - нельзя.
    (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
    Над волнами чайки кружат,
    (взмахи руками)
    Полетим за ними дружно.
    (кружатся на месте)
    Брызги пены, шум прибоя,
    А над морем - мы с тобою!
    (Дети машут руками, словно крыльями.)

Рассматривание образца и объяснение приемов изображения. Песок нужно просеять от ракушек и прочих примесей. Простым карандашом рисуются контуры корабля, солнца и моря, на которые после обильно наносится клей. Песок набирается в щепотку и посыпается на контуры изображения. Излишки ссыпаются в тарелочку. Далее паруса покрываются алой краской так, чтобы не затрагивать песок. Также раскрашивается солнышко, небо и море.
Под релаксационную музыку (звуки моря и шум прибоя) ребята начинают работать.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию (средняя группа)

В средней группе нетрадиционное рисование изредка может включаться в занятия по изобразительной деятельности, может проводиться в рамках проекта. Чаще же всего такие техники изучаются с детьми в рамках кружковой работы.

В качестве примера приведем фрагмент перспективного планирования занятий кружка для средней группы «Радуга» (воспитатель Чернышева О.В., МБДОУ д/с «Ёлочка г. Абакан).

Месяц Тема Задачи
Сентябрь Осенние листья
Акварельные краски+восковые мелки
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью
Плюшевый мишка
Тычок жесткой полусухой кистью
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью»
Яблочко
Монотипия
Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере яблока). Развивать пространственное мышление.
По замыслу
Октябрь Боровичок
Рисование пальчиками
Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
Варенье
Кляксография
Познакомить с техникой кляксография. Развивать чувство композиции.
Блюдечко
Пластилинография
Совершенствовать умения и навыки в рисовании пластилином.
Кресло
Набрызг
Познакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции.
Ноябрь Пылесос
Граттаж
Познакомить с техникой граттаж. Учить обводить шаблоны простой формы.
Самокат
Рисование ватными палочками
Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
Пароход
Пластилинопластика
Закрепить умение рисовать пластилином. Развивать чувство композиции.

Отметим, что регулярно (примерно 1 раз в месяц) в кружке проводится рисование по замыслу, на котором дети самостоятельно выбирают технику и тематику. Это развивает творческую фантазию и самостоятельность дошкольников.

Все занятия построены по схожему принципу: начинаются с игрового момента, включают в себя пальчиковую гимнастику, массаж, самостоятельная деятельность детей, как правило, проходит под музыкальное сопровождение. В конце же занятия обязательно устраивается мини-выставка детских работ.

Дети всегда стремятся к новым впечатлениям, испытывают интерес к творческой деятельности. Задача же педагога - пробудить в каждом ребенке веру в свою индивидуальность, способность творить красоту. В этом плане большие возможности представляют нетрадиционные техники изображения: рисуя без кисти и карандаша, малыш ощущает себя более раскованным, лучше чувствует краски и начинает фантазировать.

Гульшат Рахматуллина
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Лиса» (рисование тычком)

Тема : «Лиса » . (рисование тычком )

Цель :

Образовательные обобщать умения рисовать гуашью используя тычок; умения наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы

Развивающие : выявить воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей

Воспитательные : выявить заботливое отношение к живой природе.

Предварительная работа : рассматривание с детьми картинок с изображением лисы. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Лисята» , заучивание потешки про лису.

Оборудование и материал :

Картинки с изображением лисы, кошки, собаки, фланелеграф, сундучок, шаблоны лисы, жесткие кисточки №6, тонкие беличьи кисточки №2, лист бумаги формат А4, гуашь, простой карандаш, тряпочки, подставки для кисточек, стаканчики для воды.

Воспитатель вносит в группу сундучок .

Ребята, хотите узнать, кто у меня здесь спрятался?

Проводится игра «Кто лишний?» . На фланелеграфе карточки с изображением кошки, собаки, лисы.

Кто лишний и почему?

Лиса , потому что это дикое животное, кошка и собака домашние животные.

Правильно. У меня в сундучке спряталась лисичка. Сейчас мы подойдем к сундучку и выберем лисичку, которая вам понравилась. (в сундучке лежат разные шаблоны лисы : лиса лежит , сидит, стоит). Дети выбирают себе контур и обводят его простым карандашом.

Давайте с вами вспомним потешку, которую мы знаем про лису, (показ иллюстрации)

Знает лисонька - лиса :

В шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Какая у лисы шуба? (пушистая)

Какая она цветом? (рыжая или оранжевая)

Воспитатель : Молодцы! Чтобы и у нашей лисички была такая же шубка, предлагаю нарисовать шубку методом тычка . Но сначала мы попробуем сделать это без краски.

Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку.

Выполнить упражнение - разминку с кисточкой.

Кисточку вот так возьмем - (тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.)

И стучать сейчас начнем.

Контур наш мы обведем (тычок по контуру без краски)

К голове опять придем, (тычком разукрашиваем голову)

Разукрасим мы тычком ,

Нашу лисоньку кругом. (Тычок по всему рисунку)

Еще раз воспитатель показывает и объясняет. Дети сначала обводят контур лисички пальцем, затем выполняют тычки кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру лисы. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Дети повторяют за воспитателем. Предложит детям начать самостоятельно рисовать тычками . Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом , не оставляя промежутка между тычками . Затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура лисы.

Фи. минутка

А в четверг к нам приходила

Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)

Показала хвостик рыжий

Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)

Посидели, постояли,

Притаились как лиса , (Приседания)

Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)

Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи) .

Когда краска высохнет мягкой кистью рисуют глаза,нос, усики, на лапках коготки и т. д. В конце занятия подводятся итоги . Воспитатель : Молодцы! Посмотрите, какие красивые и рыжие и пушистые у вас получились лисички.