Часы работы капеллы медичи во флоренции. Церковь сан-лоренцо во флоренции. Как добраться, режим работы

Гробницы Медичи (1520-1534)

"Кончина Льва привела в такое смятение художников и искусство и в Риме и во Флоренции, что при жизни Адриана VI Микеланджело оставался во Флоренции и занимался гробницей Юлия. Но когда умер Адриан и папой был избран Климент VII, стремившийся в искусствах архитектуры, скульптуры и живописи оставить по себе славу в степени не меньшей, чем Лев и другие его предшественники... Микеланджело был вызван в Рим папой Климентом VII, по заказу которого он начал библиотеку Сан Лоренцо и Новую сакристию, где должны были быть размещены выполненные им же мраморные гробницы предков папы...

Он поставил там четыре гробницы, украшавшие стены, предназначенные для праха отцов двух пап: Лоренцо старшего и Джулиано, его брата, а также для Джулиано, брата Льва, и для герцога Лоренцо, его племянника. А так как он задумал подражать старой сакристии, созданной Филиппо Брунеллеско, но с украшениями другого ордера, он отделал ее сложным ордером в более разнообразном и более новом духе, чем тот, который когда-либо смели позволить старые и современные мастера, ибо новизной столь красивых карнизов, капителей и баз, дверей, ниш и гробниц он создал нечто весьма отличное от того, что делалось по размерам, по чину и по правилам в соответствии с общепринятым обычаем, с Витрувием и с древностью людьми, не желавшими ничего прибавлять к старому. И вольности эти весьма приободрили тех, кто, увидев его работу, начал ему подражать; после чего в их украшениях появились новые выдумки, скорее как причуды, чем согласно разуму или правилам. Поэтому художники ему бесконечно и навеки обязаны за то, что он порвал узы и цепи в тех вещах, которые они неизменно создавали на единой проторенной дороге" Вазари.

Почти пятнадцать лет работал Микеланджело над усыпальницей Медичи во Флоренции по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.

Дело шло об увековечении памяти не былых знаменитых Медичи, а тех представителей этого рода, которые открыто установили во Флоренции монархическое правление, двух рано умерших и ничем не примечательных герцогов. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше; она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Новая сакристия была задумана как погребальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми.

В 1520г. кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII (с одобрения папы Льва X, второго сына Лоренцо Великолепного) поручил Микеланджело постройку капеллы и гробниц Медичи. Первоначально планировалось сооружение четырех гробниц: Лоренцо Великолепного, его брата Джулиано, погибшего в результате заговора Пацци, и его внука Лоренцо - герцога Урбинского, и Джулиано, герцога Немурского (брата Пьеро и Льва X). Работы были начаты в 1521 г., но смерть папы Льва X остановила работу. Вновь работы развернулись только с 1523 г. после избрания понтификом кардинала Джулио Медичи под именем папы Климента VII, но в план уже не входила пара гробниц Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, которые должны были стоять в центральной нише капеллы. В 1524 г. Климент VII решил добавить на самые почетные места капеллы саркофаги Льва Х и свой собственный.

Папа, желая монополизировать гений Микеланджело, предлагал мастеру постричься в монахи в орден францисканцев (в 1524 г.), обещал доходный бенефиций. После того, как Микеланджело отказался, подарил ему дом возле церкви Сан Лоренцо и назначил жалование, в три раза выше, чем просил Микланджело.

В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Микеланджело не только увеличил масштаб гробниц, он также впервые использовал в них фигуры в натуральную величину. С одной стороны располагается алтарь , напротив – статуя Мадонны с Младенцем . По сторонам в нижнем ярусе точно друг против друга размещены саркофаги герцогов Медичи - Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского - органично вписаны в общую структуру интерьера. Их идеализированные статуи помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Все эти образы словно отделены определенной дистанцией от зрителя и пребывают в своем особом мире скорби и напряжения. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи» .

Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи. Внутренняя напряженность и в то же время щемящее сомнение, предчувствие обреченности - вот что выражают все эти фигуры. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене» . Архитектурой и скульптурным убранством капеллы Микеланджело воздвиг памятник не Медичи, а Флоренции. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Капелла Медичи стала этапом в развитии творчества Микеланджело, а вместе с тем и мирового искусства. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. Вместе с тем гармоническая ясность и уравновешенность, к чему так стремились архитекторы раннего и Высокого Возрождения, уступили место внутренней напряженности, действенности всех архитектурных форм. Таким образом, в капелле Медичи нашла свое отражение та новая обстановка, которая складывалась тогда в Италии.

В этом архитектурно-скульптурном ансамбле проявились черты нового стиля. Гармоническая ясность и уравновешенность форм раннего Возрождения, величавость массивных полнокровных форм Высокого Возрождения уступают здесь место внутренней напряженности, динамике форм позднего Возрождения.

В 1527 г., когда во Флоренции вспыхнула революция, вовлекая в свой водоворот и великого скульптора, ни одна статуя для капеллы Медичи еще не была готова. В самый разгар осады он удалялся при первой же возможности в свое уединение, где тайно работал над статуей Лоренцо Медичи. Народ бы убил его, если бы нашел за этой работой, но Микеланджело отделял искусство от политики и вечные идеи от временных страстей.

Когда Микеланджело в 1534 уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы.

Надгробная портретная статуя Лоренцо Великолепного так и не была создана. Прах Лоренцо и его брата Джулиано покоится на почетном месте у подножья статуи Мадонны, с предстоящими Свв. Космой и Дамианом , небесными покровителями Медичи.

"Архитектурная композиция капеллы Медичи носит беспокойный, напряженный характер. Сравнительно небольшим саркофагам противостоят ложные окна второго яруса большого масштаба. Простенки между окнами так тесно заполнены парными пилястрами, что окна кажутся стиснутыми. Пилястры эти выступают вперед, карниз над ними раскрепован, но сами пилястры не так свободно развиты, как полуколонны у Браманте. На окнах лежат лучковые фронтоны, им противостоят на аттике гирлянды.
Какую бы часть гробницы ни взять, повсюду бросается в глаза нарушение принятых архитектурных форм и типов. Одни части выпирают вперед, другие уходят назад, карнизы ломаются, членения сдваиваются. Вся капелла рождает противоречивое впечатление движения и застылости, усилия и скованности. В ней нет ни одной архитектурной линии, которая бы не затрагивала другой, не вызывала бы противодействия, сопротивления. В архитектуре капеллы Медичи торжествует не находящий себе разрешения диссонанс.
В развитии взаимоотношений скульптуры и архитектуры капелла Медичи означает важную ступень. В античности фигуры фронтонов легко и свободно входят в архитектуру, в готике архитектура как бы обрастает скульптурными телами. Статуи, которые в XV веке ставятся в ниши, обретают в них свою естественную пространственную среду. В капелле Медичи скульптурные фигуры образуют пирамидальные группы, но фигуры герцогов, венчающие пирамиды, поставлены в нишах и вместе с тем несколько выпирают из них. Фигуры времен дня еще сильнее выходят вперед: они слишком велики для саркофагов, вынуждены делать усилие, чтобы не скатиться с них, и вместе с тем они скованны, распластаны, не могут разогнуть свои члены"
М. Алпатов.

Капеллa Медичи находится в церкви Сан-Лоренцо и состоит из трех частей: склеп, где находятся гробницы 49 не очень знаменитых представителей семейства Медичи; Капелла Принцев , где в монументальных саркофагах захоронены Великие герцоги Медичи, и так называемая Новая Сакристия , выдающийся шедевр флорентийского маньеризма, над оформлением которого с 1520 по 1534 годы работал сам Микеланджело.

Через сумрачное помещение крипты можно попасть в две усыпальницы, расположенные выше. Грандиозная, но мрачная Капелла Принцев, работа над которой началась в 1604 году, украшена мозаикой из разнообразных сортов мрамора и полудрагоценных камней - pietre dure . Такие редкие и дорогие камни, как коралл, яшма, оникс, аметист и тигровый глаз украшают интерьер усыпальницы. Однако у Медичи кончились деньги прежде, чем было приобретено достаточное количество ляпис-лазури, чтобы покрыть огромный восьмиугольный купол, и работы над фресками были закончены только в 1824 году.

Новая Сакристия (Ризница) Микеланджело намного "спокойнее": из-за того что красочные настенные росписи, запланированные мастером, так и не были выполнены, здесь преобладает серо-белая цветовая гамма. Незаконченными остались и гробницы для Лоренцо Медичи и его убитого брата Джулиано. Погруженные в раздумья статуи герцога Урбинского и герцога Немурского сидят в неглубоких нишах над массивными саркофагами, на которых возлежат фигуры, символизирующие Утро (женская фигура), День (мужская фигура), Вечер (мужская фигура) и Ночь (женская фигура). Эти шесть статуй относятся к одним из самых известных произведений Микеланджело. Сочетание тонкой шлифовки и грубой резки подчеркивают напряженность и психологическую интенсивность композиции.

Существуют самые различные трактовки места и значения ансамбля Капеллы Медичи как в общекультурном смысле, так и применительно к этапу в творчестве Микеланджело: отражение воззрений о мироустройстве, философские рассуждения о сущности времени, скорбь об участи Флоренции, утратившей свободу, или мысли о бессмертии души.

На самом деле Микеланджело воплотил в архитектурных формах и пластических образах свои настолько универсальные личные мысли, что они обрели общечеловеческое значение. А памятник Медичи стал в итоге памятником самой Флоренции.

История

В 1520 году, по заказу папы, Льва Х, и кардинала Джулиано Медичи, Микеланджело Буонаротти приступает к работе над созданием усыпальницы Медичи в соборе Сан-Лоренцо. Аристократы по рождению, бунтари по духу, поддержавшие восстание Чомпи, политики, банкиры, меценаты, просветители, промышленники и религиозные деятели - всё это Медичи, каждый из которых внёс свой вклад в историю Флоренции. Воплощение замысла Микеланджело по созданию Капеллы Медичи должно было стать свидетельством не только могущества этого рода, но и «зеркалом всей Италии».

Четырнадцатилетний период работы над усыпальницей стал для Мастера годами чередующихся отчаяния и надежды. Надвигающийся кризис культуры Возрождения, война, жесткая антифлорентийская политика внутри страны, приведшая к падению Флоренции и уничтожению духа свободного гражданства, присущего городу, создали условия для крушения всех человеческих и политических надежд Микеланджело. Не случайно скульптурные образы, выполненные им для Капеллы, воплощают трагизм и обречённость, что видно даже на фото.

Капелла Медичи - единственный архитектурно-изобразительный памятник, созданный Микеланджело от начала до конца, в отличие от многих других его замыслов, воплощённых не полностью.

Единство пространства и противоречие содержания

Капелла Медичи находится в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. Для небольшого квадратного помещения, площадью около 120 кв. метров, архитектор поставил цель вытянуть по вертикали всю композицию и интерьер, чтобы оно казалось более высоким. Новации художественных взглядов Микеланджело проявились в том, что массивное заполнение пространства (гробницы, скульптуры) вступает в контраст с лёгким обрамлением (карниз нижней зоны сакристии и полуколонны). Динамика архитектурного языка проявилась и в том, что мастер не побоялся прорезать линии обрамления выступающими за их границы фрагментами статуй, словно раздвигая внутреннее пространство капеллы.

Скульптурное убранство было посвящено погибшим Лоренцо и Джулиано Медичи. В отличие от стереотипов XV века, когда умершие изображались мирно почившими, глубоко задумавшийся Лоренцо и полный готовности действовать Джулиано представлены сидящими в нишах. Надгробия словно образуют два фасада дворцовых зданий, скульптуры приобретают естественную пространственную среду.


На крышке саркофага Лоренцо скульптор поместил фигуры «Утра» и «Вечера». «Утро» символизирует мучительное пробуждение, вся пластика этой фигуры полна предчувствий новых страданий. И движение руки, освобождающее лицо от пелены, и вздох, срывающийся с полуоткрывшихся губ, гаснут, едва успев начаться. Поза, выражение лица «Утра» говорят о том, что в этом цветущем теле живёт уставшая, гибнущая душа. Образ «Вечера» исполнен смирения, погружения в дымку сна. Впечатление инертности усиливается сознательной незаконченностью проработки камня скульптуры: лицо, руки, ноги «Вечера» словно подёрнуты сумерками приближающегося угасания.

Гробница Джулиано декорирована фигурами «Дня» и «Ночи». Титаническому образу «Дня», полному мощи и даже некоторой угрозы, противопоставлена «Ночь», оставляющая впечатление полной исчерпанности жизненных сил и умирания.

Для Капеллы Медичи Микеланджело создал также статую Мадонны, кормящей младенца. Расположение скульптуры таково, что предполагает обход по дуге, с каждой точки которой раскрывается совершенно новый аспект выразительности пластики и красоты внутреннего движения.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Piazza di Madonna degli Aldobrandini, 6. 50123 Firenze, Италия.

Капелла Медичи находится на Пьяцца Мадонна делли Альдобрандини. Для посетителей музей открыт с 08:15 до 16:50 . При этом нужно учесть, что билетная касса закрывается в 16:20 . Вход стоит 8 евро , дети до 10 лет проходят бесплатно. За исключением праздников и выходных:

  • Рождества (обратите внимание, католического, 25 декабря!);
  • Нового года;
  • 1 Мая;
  • каждое чётное воскресенье;
  • каждый нечётный понедельник;
  • часовня открыта каждый день.

В магазине сувениров при Сакристии можно приобрести выполненные из серебра и полудрагоценных камней украшения, в точности повторяющие те, которые изображены на портретах членов семейства Медичи. Цены в диапазоне от 20 до 300 евро.

Как добраться

Добираться до Капеллы Медичи нужно автобусом №С1 до остановки «Церковь Сан-Лоренцо». Также можно пройти пешком. Ориентироваться следует на собор Санта-Мария Новелла, находящийся на противоположной стороне привокзальной площади. Затем по короткой улочке от Пьяцца Санта-Мария Новелла пройти к церкви Сан-Лоренцо.

Вконтакте

Если вдруг, находясь во Флоренции, вам захочется посетить место упокоения последнего из рода Медичи, посетите церковь Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo ). И пусть это суровое здание расположено не в самом престижном месте города, и, по сути, является недостроенным, оно, несомненно, заслуживает вашего внимания. Ведь в прошлом базилика Сан-Лоренцо была небольшой фамильной церквушкой великой семьи Медичи. А с архитектурной точки зрения это одна из первых церквей, принадлежащих .

Давайте вернемся немного назад и попытаемся узнать историю появления этого неоднозначного строения. Итак, в далеком 393 году н.э. миланский архиепископ Амброджио приказал заложить церковь, посвященную святому Лаврентию и первому архиепископу Флоренции святому Зиновию. Мощи последнего хранились в стенах церкви с 4 по 7 века. Именно в это время базилика Святого Лаврентия считалась Кафедральным собором. Сегодня главный кафедральный собор Флоренции – это .

В 11 веке произошло первая глобальная перестройка здания, во время которой ренессансный стиль сменился романским. В начале 15 века несколько влиятельных флорентийских горожан объединились с целью финансирования расширения церкви Сан-Лоренцо. Самым значительным было пожертвование, сделанное Джованни Медичи, желавшим таким способом войти в более высокие слои общества и укрепить свой статус.

Главным архитектором для работы над базиликой был (Filippo Brunelleschi) . Первое, к чему приступил известный итальянский архитектор – это пристройка боковой капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии.

Так как в ней планировалось устроить усыпальницу для Медичи, то Джованни никогда не жалел средств на финансирование строительства.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Возведение Старой капеллы продолжалось с 1421 по 1428 годы. Ее интерьер возрождал собой систему купола, накрывающего квадратное помещение. Внутреннее пространство отличалось простотой и четкостью.

После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Однако закончить их он не успел. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. А с его смертью иссякает и финансовый поток. В дальнейшем работы по реконструкции Сан-Лоренцо продолжились с подачи Козимо Медичи Старого, который пригласил на должность архитектора Бартоломео Микелоццо . Позднее Козимо Старший стал первым захороненным в подземной крипте, а базилика Сан-Лоренцо стала местом захоронения всех представителей известной флорентийской семьи.

В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора для постройки Новой Ризницы (Сакристии). В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера. Например, если ранее сами гробницы и надгробные памятники было принято размещать в центре помещение, то Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот, разместив усыпальницы и статуи по периметру вдоль стен.

Интересно, что работы по реконструкции фасада так и не были завершены. Согласно историческим документам, это произошло из-за разногласий между Микеланджело и римским папой Львом Х Медичи. Микеланджело настаивал на облицовке фасада каррарским мрамором, а папа предпочитал украшать фасад камнем из Пьетрасанты.

Собственно сам спор возник из-за того, что фасад должен был отразить мастерство итальянских художников и одновременно свидетельствовать о могуществе рода Медичи. А для этого свой выбор камня Лев Х считал более приемлемым. Упорство сторон и привело к незаконченному фасаду. После смерти папы, финансирование уменьшилось, и проект сам собой сошел на «нет».

Для того, чтобы великий художник не отвернулся окончательно от семьи, кардинал Джулио Медичи решил отвлечь его от фасада и поручил создание новой часовни в базилике Сан-Лоренцо. Работы над новой постройкой были начаты в 1519 году. И до сих пор, созданные им надгробные скульптуры, привлекают к себе туристов со всего мира. Кроме туристов в часовне нередко можно увидеть студентов из художественных академий. Здесь они обучаются мастерству на примере мировых шедевров.

Что посмотреть

Несмотря на внешнюю неприглядность базилики, турист, попадающий внутрь Сан-Лоренцо, вряд ли пожалеет об этом. Ведь ему представится возможность увидеть мировые произведения искусства. Например, стоит отметить бронзовые кафедры работы великого , появившиеся во второй половине 15 века. Внутренний же интерьер завораживает. Ряд колонн различного диаметра, лишенных каких-либо украшений, считается работой архитектора Васаллето. Невозможно обойти вниманием великолепный напольный рисунок, напоминающий ковер с рисунками на церковную тематику.

Старая Сакристия

Внутреннее убранство Старой Сакристии наполнено прекрасными медальонами, люнетами и барельефами авторства Донателло. Там же расположена гробница Джованни и Пьетро Медичи. Внутренняя поверхность купола украшена уникальной фреской. На ней изображено небо с дневным и ночным светилами, а также известные в то время звезды.

Новая Сакристия

В стенах Новой Сакристии хранятся саркофаги двух герцогов Медичи. Гробницы украшены различными аллегорическими скульптурами, выполненными Микеланджело. В центре находится композиция «Мадонна и младенец».

Капелла принцев (Cappella Dei Principi)

Восьмиугольное помещение Капеллы принцевимеет купол второй по величине во Флоренции. Купол украшен фресками, на которых можно увидеть изображения городских гербов Тосканского Герцогства. Роспись склепа, в котором захоронены Медичи, была выполнена в 1826 году Пьетро Бенвенути.

Лаврентьевская библиотека (Biblioteca Laurenziana)

Авторству Буонаротти принадлежит и Лаврентьевская библиотека. Ее строительством мастер занимался с 1524 по 1534 года, по распоряжению папы Климента VII Медичи.


Им же была спроектирована удивительная лестница, в виде течения расплавленной лавы, и внутреннее убранство читального зала. В библиотеке хранится множество книг и исторических рукописей. Первоначальное собрание принадлежало Козимо Старому, а позже было расширенно остальными членами большой семьи Медичи. Библиотеке принадлежат и некоторые бесценные вещи. Например, Библия, датированная 8-м веком н.э. или самая древняя римская энциклопедия (Naturalis Historia).

  • Время работы: ежедневно, кроме понедельника.
  • Стоимость входа: 3,5 евро. Не стоит забывать, что церковь действующая, и в воскресенье можно посетить мессу бесплатно.
  • Несмотря на то, что церковь Святого Лаврентия не самое величественное архитектурное сооружение, к нему ежегодно стремятся потоки туристов со всего мира. И, несомненно, фамильный приход Медичи заслуживает вашего внимания.

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Город Флоренция Конфессия католицизм Архитектурный стиль Позднее Возрождение Архитектор Микеланджело Буонаротти Строительство - годы Капелла Медичи (Новая Сакристия) на Викискладе

    Координаты : 43°46′30.59″ с. ш. 11°15′13.71″ в. д.  /  43.775164° с. ш. 11.253808° в. д. (G) (O) (Я) 43.775164 , 11.253808

    Капелла Медичи - мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо . Её скульптурное убранство входит в число наиболее грандиозных свершений Микеланджело Буонаротти и Позднего Возрождения в целом.

    Приглашение архитектора

    Микеланджело прибыл во Флоренцию в 1514 году , поскольку папа римский Лев Х Медичи предложил ему создать новый фасад для местной церкви Сан-Лоренцо , семейного храма влиятельной семьи Медичи . Этот фасад должен был стать «зеркалом всей Италии», воплощением лучших черт мастерства итальянских художников и свидетелем могущества рода Медичи. Но долгие месяцы раздумий, проектные решения, пребывание самого Микеланджело в мраморных карьерах оказались напрасными. На реализацию грандиозного фасада не хватило денег - и проект сошел на нет после смерти папы.

    Чтобы не оттолкнуть от семьи амбициозного художника, кардинал Джулио Медичи поручил ему не доделывать фасад, а создать часовню в той же церкви Сан-Лоренцо. Работы над ней начались в 1519 году .

    Замысел и проекты

    Надгробие эпохи возрождения прошло значительный путь развития, когда к теме мемориальной пластики был вынужден обратиться и Микеланджело. Часовня Медичи - памятник грозному и могущественному роду Медичи, а не свободное волеизъявление творческого гения.

    В первых набросках было предложено создать и надгробие рано умерших представителей семьи - герцога Немурского Джулиано и герцога Урбинского Лоренцо , которых Микеланджело хотел разместить посредине часовни. Но разработка новых вариантов и изучение опыта предшественников заставили художника обратиться к традиционной схеме боковых, пристенных монументов. Микеланджело разработал пристенные варианты в последнем проекте, украсив надгробие скульптурами, а люнеты над ними - фресками.

    Художник наотрез отказывался делать портреты. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Он подал их как воплощение обобщенных, идеализированных лиц - действенного и созерцательного. Намеком на мимолетность их жизни были и аллегорические фигуры течения суток - Ночь, Утро , День и Вечер . Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Последние - намёк на непрерывное течение времени. Фоном служила стена, композиционно обыгранная нишами и пилястрами, дополненная декоративными фигурами. Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки скорчившихся мальчиков (единственный созданный из них позже будет продан в Англию. Из собрания Лайд Брауна в 1785 году его приобретет для собственных дворцовых коллекций российская императрица Екатерина II).

    Над надгробием Джулиано путти в проекте держали большие раковины, а в люнете планировалась фреска. Кроме надгробий были ещё алтарь и скульптуры Мадонны с младенцем и двух святых врачей - Космы и Дамиана, небесных патронов семьи.

    Неполное воплощение

    Часовня Медичи - небольшое помещение, квадратное по плану, боковая длина стены которой равняется двенадцати метрам. На архитектуру сооружения повлиял Пантеон в Риме , прославленный образец купольной постройки древнеримских мастеров. Микеланджело создал в родном городе его малый вариант. Внешне обыденное и высокое, сооружение производит неприятное впечатление шероховатой поверхностью ничем не украшенных стен, монотонную поверхность которых разбивают редкие окна и купол. Верхнее освещение - практически единственное освещение здания, как и в римском Пантеоне.

    Огромный замысел с большим количеством скульптур не пугал художника, который начал работать над проектом в 45 лет. Он же успеет создать фигуры обоих герцогов, аллегорические фигуры течения суток, мальчика на коленях, Мадонну с младенцем и святых Косму и Дамиана. Действительно завершенными были лишь скульптуры Лоренцо и Джулиано и аллегорическая фигура Ночи. Мастер даже успел зашлифовать их поверхность. Значительно меньше проработана поверхность Мадонны, мальчика на коленях, аллегорий Дня, Вечера и Утра. Странным образом недоработанность фигур придала им новую выразительность, угрожающую силу и тревогу. Впечатлению тоски способствовало и контрастное сочетание светлых стен с темными цветами пилястр, карнизов, обрамлений окон и арок люнетов. Тревожное настроение поддерживали и страшные, тератологические орнаменты фризов и маски на капителях.

    Фигуры речных богов были разработаны только в рисунках и эскизах. В готовом варианте от них отказались вообще. Пустыми остались и ниши вдоль фигур Лоренцо и Джулиано и люнеты. Никак не разработан и фон стены с фигурами Мадонны с младенцем и святых Косьмы и Дамиана. На одном из вариантов здесь тоже планировали создать пилястры и ниши. В люнете могла быть фреска на тему «Воскресение Христово» как намек на вечную жизнь умерших в загробном мире и которая в эскизе.

    Разрыв с Медичи

    Интерьер капеллы

    Работа над фигурами часовни растянулась почти на пятнадцать лет и не принесла художнику удоволетворения конечным результатом, поскольку не соответствовала замыслу. Испортились и его отношения с семьей Медичи. В 1527 году республикански настроенные флорентийцы восстали и изгнали из города всех Медичи. Работа над часовней прекратилась. Микеланджело стал на сторону восставших, что породило обвинение в неблагодарности к давним патронам и меценатам.

    Флоренцию осадили воины объединенных армий папы римского и императора Карла. Временное правительство восставших назначило Микеланджело руководителем всех фортификационных сооружений. Город был взят в 1531 году , и власть Медичи во Флоренции была восстановлена. Микеланджело заставили продолжить работу в часовне.

    Микеланджело, завершив наброски скульптур, покинул Флоренцию, перебрался в Рим, где работал до смерти. Часовню строили по его проектным решениям и установили на соответствующие места недоработанные скульптуры. Фигуры святых Косьмы и Дамиана сделали скульпторы-помощники Монторсоли и Рафаэлло да Монтелупо.