Что такое этюд. Быстрые этюды Как дать тему быстрый этюд по живописи

Этюд. Значительное место в творчестве Малютина занимала этюдная живопись.

Этюды его можно разделить на два вида. Одни-длительные: они создавались по натуре, с тщательной проработкой форм за два-четыре часа и предназначались главным образом для жанровых произведений. К ним относятся, например, следующие: «Подпасок к картине «Пастух с подпаском» (1893, ГТГ), «Избушка› к картине «Сельская ярмарка» (1907, ГТГ), «Мальчик” к картине «Дед и внучка» (1932, ВЦСПС), «Арбузы» к картине «Обед артели» (1934, ГТГ).

Эти этюды выполнены на грунтованном мелкозернистом, плотном льняном холсте. Пастозно стертые краски Малютин энергично наносит корпусными, фактурно выраженными мазками, выразительно лепящими формы.

Ко второму виду этюдов принадлежат 15-20-минутные этюды-“нашлепки”, выполнявшиеся художником на натуре во время его частых поездок в Подмосковье, на север России, в Крым и другие места нашей Родины.

Монастырь в Истре

В этих этюдиках стандартных размеров (9Х15 сантиметров) Малютин преследовал двоякую цель. Для него это была, во-первых, постоянная тренировка руки и глаза на натуре, а во-вторых, в этюдах-“нашлепках” художник искал нужные ему цветовые отношения.

Размер 9х15 сантиметров точно соответствовал маленькому этюднику (подарок К. Коровина). обычно сопутствовавшему Малютину во время его поездок на натуру. Собираясь идти писать этюды, Малютин брал с собой только маленький этюдник. С другими этюдииками он работать на натуре не любил. Выдавив на палитру нужные ему краски, он брал в карман белила и кисти и шел писать.

Основным материалом для этих этюдов служили пластинки прочной, трехслойной, хорошо выдержанной фанеры, толщиной от 1,5 до 2,5 миллиметра. В редких случаях на фанеру наклеивался грунтованный мелкозернистый холст (этюд «Избушка», 1925, собрание О. С. Малютиной).

Приемы кладки красок в маленьких, быстро написанных этюдах отличались исключительным разнообразием. То это была очень тонкая, полулессировочная (довольно жидко разведенными красками) кладка красок в этюде «Алабино. Ручей» с включением в отдельных местах в живописно-красочный слой фактуры фанеры; то более пастозно написанный этюд «Скоротово» (1936) с полулессировочной кладкой красок дальнего плана и массивными, корпусно положенными на небе, рельефными, сильно выраженными мазками (облака); то энергичная кладка короткими, широкими мазками средней густоты красок, четко лепящих формы в “Крестьянском дворике” (1911) ; то широко проложенные во всю длину этюда продольные фактурно выраженные мазки (небо и вода) в сочетании с очень пастозными и рельефными мелкими мазками первого плана (берег и камни) в этюде «Крым. Море» (1925).

Некоторые этюды отличаются массивной кладкой эмалеподобной красочной густой пасты, резко положенной мелкими мазками (этюд “Дерево. Крым” (1925).

Малютин мастерски использовал в этюде фактурную поверхность фанеры. Живопись в этюде «Крым. Пляж» (1925) выполнена таким образом, что фактура фанеры, чуть протертой серой краской (оставившей на ней следы в виде многочисленных черточек), превосходно передает песчаный берег пляжа. Лишь на дальнем плане несколькими мазками голубой краски и белил выразительно переданы вода и пена прибоя. Сидяшая на пляже женская фигура намечена несколькими легко положенными мазками венецианской красной и черной.

Свои этюды Малютин писал всегда щетинными кистями различных номеров.

Этюд. Художник Малютин С.В.

Де Буалье

Рисование с натуры – это всегда профессиональный творческий тренинг. В ходе этого тренинга активно развиваются наши глаза, мозг и рука. Глазами мы тренируем процесс восприятия. Мозг отвечает за процесс абстрагирования и визуального мышления – рисуя с натуры, мы способствуем его развитию в этой области. Рука же в этот момент развивает навык работы с материалом, учится более качественно и технично совершать изображение на картинной плоскости. Поэтому безусловен тот факт, что рисование природы с натуры резко повышает уровень творческого мастерства. В этой статье я хочу рассказать о том, чем полезны пленэры для художников, о выборе сюжета и основных технических приемах натурных зарисовок. Своими маленькими хитростями, позволяющими сделать живопись на открытом воздухе приятней и комфортней, я делюсь в другой своей статье:

Польза пленэрной практики

Рисование с натуры – это всегда профессиональный творческий тренинг. В этом процессе активно развиваются многие навыки, необходимые для художественной деятельности. Занятия на пленэре эффективно способствуют постановке глаза и руки, развивают визуальное мышление и образную память. О пользе рисования с натуры можно говорить бесконечно – обогащаются художественные знания, совершенствуется процесс работы с материалом, чувство цвета выходит на новый уровень. На пленэре художник не бездумно копирует увиденное, а осуществляет активную исследовательскую деятельность, внимательно изучает окружающий мир, подмечая самые тонкие изменения в нем. Благодаря этой практике происходит абсолютно новое видение цвета, форм, всего пространства вокруг. Перед взором открывается многообразие оттенков, и вот в привычном зеленом уже обнаруживается красный, фиолетовый, голубой… Задачей художника является грамотно рассказать об этом в своем произведении, изображая увиденное таким, какое оно было в данный момент.


Но среди этой бесценной практической пользы незримо существует ещё одна важная составляющая пленэрной практики – это тесный контакт с миром живой природы, который духовно обогащает человека. Такой диалог всегда оставляет внутри особенно вдохновенный отпечаток, являясь источником творческий сил. Рисуя на пленэре, необходимо перенести в этюд состояние природы, царившее в это время. Фотография может частично передать нужные цвета, воздушную перспективу, но что-то живое, чем был наполнен этот миг, будет отсутствовать. Рисуя по фотографии, нельзя полноценно ощутить настроение, дыхание момента, игру света и тени, движение жизни того самого запечатленного времени. Именно поэтому очень часто пленэрные этюды получаются особенно живые, с характером переданной атмосферы.


Я очень люблю пленэрную практику именно за то, что ты видишь пейзаж не только глазами. Ты слышишь шёпот листьев и шум воды, чувствуешь ещё что-то незримое, окутывающее все вокруг. И эти ощущения переносятся через кисть и краски на холст или бумагу.

Этюды

Одна из главных задач этюдов - передача состояния, концентрация первого впечатления от натуры. Ограничение времени определяет специфику этюда. Необходимо создать художественный образ, сформировать представление о натуре, используя минимум изобразительных и композиционных средств, не вдаваясь в излишнюю подробность, а направляя вектор внимания на главное. Этюды являются очень полезным упражнением. При их выполнении у художника активно формируется навык запоминания, воспроизведения цветового образа и развитие кратковременной зрительной памяти. Умение передавать цветовой образ-состояние очень важно для эмоциональной выразительности картины. Именно систематическое выполнение этюдов позволяет верно находить и передавать через краски колористический образ натуры.


Выбор сюжета

В качестве натуры для этюдов может быть использовано что угодно из всего многообразия окружающего мира: пейзажные мотивы, городские улицы, натюрморты на открытом воздухе и много другое. Самое главное, чтобы выбранный мотив откликался именно вам, не оставлял равнодушным, цепляя какой-то своей особенностью, которая для других на первый взгляд возможно не очевидна. Когда у вас при взгляде на натуру горят глаза и рукам не терпится взяться за краски – выбор сделан правильно. Необходимо лишь найти оптимальную точку зрения на выбранный сюжет, которая бы помогла увидеть самое главное и характерное в натуре. Верно подобранный формат, так же поможет вам подчеркнуть особенность мотива. Для кратковременных этюдов лучше выбирать простые сюжеты с небольшим количеством входящих в них объектов. Это поможет вам избежать ухода в излишнюю детализацию, которая не всегда положительно влияет на цельность этюда. Если ваша пленэрная практика еще не богата, то не следует сразу приниматься за городские панорамы, а лучше начать с простых природных мотивов. Даже отношения неба и чистого поля, уходящего до горизонта, могут быть крайне интересными, особенно для решения колористических задач. Такие сюжеты будут идеальными для выполнения кратковременных этюдов. Они помогут нарастить опыт и уверенность, необходимые для выполнения более сложных задач.


Техника выполнения и живописные приемы

Любой художественный материал может быть использован на пленэре - здесь нет ограничений. Самое главное, чтобы выбранный материал был вам хорошо знаком, потому что в полевых условиях не будет возможности детально изучать свойства и поведение материала. После выбора сюжета необходимо внимательно проанализировать цветовые и тональные отношения всех составляющих в нем. В ходе работы необходимо постоянно сравнивать результат по цветы и тону с натурой. Чтобы вернее уловить разницу в тоне, нужно чаще прищуриваться, глядя на натуру, затем на работу. Сравнивая цвета, нужно постоянно задавать себе вопросы о том, какой цвет холоднее, какой теплее и на сколько, какие оттенки присутствуют еще в этом цвете? Такой постоянный сравнительный анализ поможет вам создать нужную атмосферу на картине, правильно передать настроение окружающей среды. Каждому состоянию природы характерны свои цветовые и тональные отношения – если они найдены верно, то этюд будет передавать нужное состояние. Например, утреннее солнце будет освещать предметы розово-желтым оттенком, превращая тени в сине-лиловые.


Ход работы над этюдом необходимо выстраивать по принципу «от общего к частному». То есть сперва решаются основные массы, работа ведется крупными пятнами, используются широкие кисти. И лишь в конце уделяется время более детальной проработке. Долгое время на пленэре у меня была такая проблема, как «копание в деталях» - не успев проложить общие массы, я старательно вырисовывала травинки, удивляясь, почему за три часа я не успела сделать этюд. Эта проблема решилась тем, что на первом этапе я стала брать только крупные кисти, постоянно напоминая себе о том, что первостепенно. Детали же оставляю напоследок, отдавая им роль акцентов, обогащающих картину. Не нужно путать этюд и длительную, многосеансовую работу в мастерской, стараясь проработать этюд до степени совершенства, или абсолютно не нужной фотографической точности. Выполнение этюдов имеет свои задачи и логику. Главное здесь – передача впечатления, цветовой гаммы, настроения, которое пронизывало окружающий мир в данный момент. Каким именно техническим приемом выполнять этюд может подсказать вам сама натура при внимательном её изучении. Зачастую она может диктовать способ наложения краски, характер мазков - будет это гладкая заливка или густые мазки, оставляющие фактуру кисти, вы поймете, уловив характер того, что перед глазами. Очень живым и интересным выглядит этюд, в котором скомбинированы разные приемы письма, поэтому я советую в рамках одной работы экспериментировать, делая красочный слой разнообразным по фактуре и технике наложения краски. Для исполнения этой задачи вам также помогут разнообразные по форме и ворсу кисти, каждая из которых будет оставлять свой характерный след. Не пренебрегайте такими инструментами как тряпочки и пальцы, они могут создавать потрясающие эффекты, если вы работаете маслом или пастелью. Все эти технические моменты должны быть для вас помощниками в создании художественного образа.


Воспоминания, которые я увожу с собой с пленэра, спрятаны в мазках краски. Так они не исчезнут, не растворятся в глубине памяти. Рисуя, художник не механически переносит увиденное на холст или лист, а незримо соединяется с сюжетом, запоминая каждую подробность, на мгновение становясь тем самым, что вокруг него - то бурным течением реки, то трепещущим голубым небом или душистой былинкой. Проходит время, но увиденное и запечатлённое легко возникает перед внутренним взором во всех мельчайших подробностях. Можно даже вновь почувствовать восточный ветер и жужжание шмеля. Рисуйте то, на что радостно, волнующе, небезразлично откликается в сердце! Ведь настроение сюжета незримо останется у вас внутри.

Я показала свой компактный набор для быстрых зарисовок акварелью (о длительных — на следующей неделе напишу), теперь пришел черёд рассказать про этюды маслом. Тут тоже все зависит от задач: для больших работ я беру треногу Mabefи переноску для холстов, для многочисленных коротких этюдов — я использую маленький подольский этюдник с ножками, немного переделав его под себя, а вот это — прогулочный вариант. Есть немного времени, выскочила в парк и сделала этюд. Или отправилась с друзьями на пикник и пока все плед расстилают, помидорки нарезают — быстро запечатлела момент. Поехала маме Репино показать: она вдоль берега прогуливается, я — живописую. А это рисовала в обеденный перерыв 🙂

Еще такой вариант можно назвать городским. Питер в сезон — это толпы туристов. Согласитесь, мало кому нравится работать, когда несколько человек стоят за спиной и дышат в затылок, спрашивают о чем-то, советуют… Концентрироваться на задаче ну просто невозможно. Я не только про рисование, я про любую работу. В живописи художник тоже решает задачи: как передать свет, где лучше поместить куст, как увести внимание будущего зрителя вглубь работы. Будущего! Но в процессе рисования не все готовы «обнажаться» и показывать «закулисье», ход своих мыслей. И хоть тыщу раз говорят, надо привыкать рисовать в толпе, но не получается! Надо же с чего-то начать. Привыкать) Я начинаю, а в питерский турсезон и продолжаю с ящиком Jullian.

Самое главное преимущество — он не привлекает к себе внимание так, как обычный этюдник с ножками. Встаешь на шумной улице с треногой и всееее, ты герой! С тобой «пилят» селфи, снимают твои эскизные каракули, спрашивают почему тут желтый, рассказывают свои истории…. ох:((((Стараюсь создать себе на пленэре максимально комфортные условия. Про лайфхаки . С ящиком Jullian все проще: нужно всего лишь прихватить стульчик и сесть спиной к дому или, к примеру, в Летнем саду прижаться к кустам. Этюдник на коленях открыла и — вперед! Холст на картоне 25х35 см скрыт от посторонних глаз, встать сзади невозможно, заглянуть очень сложно (нужна шея как у жирафа). А если еще и одежду подобрать серо-бежево-зеленую, то можно легко слиться с окружением 🙂 Минимум зевак и максимум концентрации на процессе.

Большой и жирный плюс подобных этюдников — подготовка к живописи не занимает много времени. Нужно просто открыть крышку и выдавить краски (заранее делать это не люблю, во многих тюбиках присутствует отслоившееся жидкое масло, пока добираешься до места, некоторые краски съезжают). Устала или толпа туристов меня все же достала, закрыла крышку и ушла.

Вес ящика 2,5 кг. Габариты: 42 х 29 х 9 см. Внутри — отделения с металлическим покрытием легко очищаются от масла, которое все вокруг себя пачкает))) Сделан французами идеально. Не стала брать Россию или Китай, т.к. люблю вещи, которые сделаны качественно, с умом. Когда все замочки мягко защелкиваются, а крышка надежно фиксируется в правильном положении (причем сама, без всяких винтиков), сам чемоданчик сделан из бука, ровно(!) покрыт лаком, удобная кожная ручка. Ну в общем, вы меня понимаете 🙂 есть всякие штуки, которыми мы пользуемся часто и если они продуманы до мелочей, то это — отдельный кайф.

Что там внутри?

  • Холст на картоне 25х35 или можно купить большой картон и разрезать на нужные размеры
  • Палитра (при закрытии ящика она плотно фиксируется крышкой)
  • Бумажные платочки (если испачкалась, то они под рукой)
  • Тряпка (вытираю кисти)
  • Мастихины (одним пишу, другим — чищу палитру)
  • Маленькие тюбики с масляной краской в косметичке (не люблю, когда они при ходьбе мотаются по ящику и гремят)
  • Пакеты (для мусора)
  • Масленка
  • Коробочка с канцелярскими кнопками (перед работой я их сразу вставляю в картон, после рисования ставлю картонку лицом к крышке, т.о.кнопки защищают крышку от краски на этюде. Не кладу этюд лицом к палитре, т.к. не счищенные краски могут съехать на написанный этюд). Как выглядят сами кнопки — см.на фото в начале заметки. Также переношу несколько этюдов: в каждый нужно воткнуть кнопки по углам, сложить этюды друг на друга и уложить в ящик.
  • В пластиковой бутылочке (это от геля для душа из какого-то отеля) — льняное масло или тройник (на нем обычно и пишу)
  • Кисти

Ах, да! Про минусы забыла сказать! Сидя получается только одна точка зрения: горизонтальной плоскости открывается мало и если меня привлекут ажурные тени от деревьев на уходящей вдаль аллее, то надо или брать треногу или искать другой сюжет.

В остальном сплошные плюсы. И еще! Когда дома пишу картину на большом холсте в несколько сеансов, то храню в ящике палитру с уже выдавленными красками, чтобы не засыхали.

Покупала пару лет назад в Арт-квартале и вынесла мозг бедному консультанту, который мне пару часов показывал разные ящики: мы вставляли внутрь разный картон, высчитывали сколько этюдов войдет, укладывали кучу кистей, взвешивали, открывали и закрывали. Но так и надо. Я перепробовала все, убедилась, что этюдник мне на 100% подходит и ушла довольная. Ни разу не пожалела. Так что, мучайте консультантов)

Вопросы? Про что забыла написать?

UPD. Спасибо большое за вопросы в инстаграме ! Появились дополнения.

Картонка, увы, никак не крепится, но быстрые этюды я пишу жидко, в один тонкий слой. Обычно при пастозном или экспрессивном письме холст ходуном ходит) Поэтому я и разделяю свои комплекты по задачам: основательная живопись — этюдник с ножками или тренога, быстрая живопись — ящик Jullian.

Как у меня не пачкается обратная сторона этюда от красок на палитре? Да, забыла уточнить, что обычно выдавливаю совсем немного масла для этюда, пишу жидко. Кнопки вставляю так, чтоб они вышли с другой стороны и тогда маленькие ножки защищают этюд от масла. Нет, палитра не поцарапалась) Не знаю почему) Хорошее покрытие, наверное. Оно и чистится легко. Если масла много выдавила, то картонку кладу пластиковыми ножками к палитре. Если совсем-совсем много, то беру металлическую коробочку из-под леденцов и перекладываю остатки туда. А когда ездила в Выборг на этюды и писала много (в ящик больше 2х не войдет), то использовала бумажный плотный пакет из какого-нибудь бутика-магазина и туда складывала 4-5 этюдов с этими кнопками. Несла отдельно.

Когда начинается художник? Каждый в свое время. Художник в естественной обстановке формируется под воздействием окружения: родителей, учителей, общества. Окружение - источник творчества, пробуждения таланта.

Творческая индивидуальность у каждого формируется по-разному. Потому невозможно определить порог, отделяющий мастера от ученика. Иногда это лишь одна ступенька, а порой их множество. Овладение мастерством у одного происходит почти мгновенно, у другого совершается долго и незаметно.

История живописи пестрит разнообразием примеров раннего художественного развития и, наоборот, сравнительно позднего. Обычно талант проявляется в атмосфере искусства, но нередко исходит из среды, искусству чуждой. Большинство художников, чьи имена на слуху, получили академическое образование, другие живописцы прилежно учились, но не в академиях. А некоторые освоили живописную грамоту самостоятельно.

Каждому истинному художнику присущ конкретный набор качеств, без которых он не может состояться: любовь к природе, жажда знаний.

К чему такое многословное введение?

Покопавшись в старых папках, обнаружил несколько сохранившихся этюдов с поры ученичества, написанных маслом. Интересно оглянуться на пару десятков лет назад и вспомнить свои ощущения, получаемые от работы.

Каждый этюд - учебный, быстрый (не более 15 минут) набросок в красках того или иного состояния природы. На доле этюдов - пейзаж: вечер, закат, ночь. Писать их, естественно, приходилось без освещения. Например, ярко освещенные окна крыльца написаны в кромешной темноте открытыми красками буквально на ощупь.

Сканер, к сожалению, не смог передать красочность правильного цвета. Все самые темные участки он представил как сплошную черную заливку без цвета.

Художник начинается именно с таких этюдов "на состояние". Мы - студенты живописного отделения - писали их сотнями с единственной целью - "набить" руку и глаз, используя цвет и самую широкую кисть.

Относительно дневных этюдов, если живопись покажется мазней, рекомендую прищурить глаза, и посмотреть, как плоское пространство пейзажа раскладывается на свет и тень. Совершенно неважно, насколько техничен и детализирован учебный этюд. Важно лишь верное отношение света к тени. В этом и состоит суть работы на пленэре, а вовсе не в намерении намалевать огромное количество пейзажей на продажу.

Но, в дополнение и опровержение предыдущего абзаца, скажем, что лучшие и достойные продажи этюды, конечно же, давно проданы. Все представленное здесь суть оставшееся.

Тэг: Станковая живопись

Слово «этюд» представляет собой точную русскую транскрипцию французского термина "étude", который в переводе с этого языка означает «обучение» или «исследование». Это слово в русском языке имеет несколько достаточно сильно отличающихся друг от друга значений, причем они сконцентрированы преимущественно в сфере искусства. Однако отпечаток первоначального значения французского оригинала заметен во всех смыслах этого слова.

Этюд в живописи

Одно из самых распространенных значений, которые имеют в виду, произнося слово «этюд», относится к области живописи. В этом смысле под ним подразумевают произведение, которое обыкновенно выполняется с натуры и может представлять собой пейзаж, натюрморт, портрет или другой жанр изобразительного искусства, основанный на отображении реальной действительности. Зачастую этюдом называют рисунок, степень проработанности которого не слишком высока, поскольку он служит одним из вариантов будущего законченного произведения. Поэтому серьезный художник, как правило, делает несколько этюдов к одному крупному произведению.

В области живописи слово «этюд» имеет также дополнительное значение, в большей степени связанное с первоначальным смыслом французского оригинала. Так, под этюдом иногда подразумевают обучающее занятие, целью которого является создание художественного наброска к будущей картине.

Этюд в музыке и театре

Слово «этюд» применяется также для обозначения музыкальных произведений, которые, в свою очередь, имеют ярко выраженные особенности. Так, это произведение чаще всего имеет небольшую продолжительность и написано для одного музыкального инструмента или голоса. Его основной целью, как правило, является развитие технических навыков исполнителя.

Похожее значение имеет слово «этюд» в театральной среде: оно представляет собой небольшую по объему постановку, в которой предполагается участие ограниченного количества актеров, и применяется для развития техники актерского исполнения. При этом этюд в театральной среде чаще всего включает в себя значительную часть, основанную на импровизации, что позволяет улучшить игру актеров.

Этюд в шахматах

Еще одно распространенное значение этого слова связано с игрой в шахматы. В этой сфере применение этого термина также имеет оттенок, отражающий обучающий характер данного понятия. Так, словом «этюд» среди принято обозначать специально составленную специалистом ситуацию на доске, которую обучающемуся необходимо решить в свою пользу либо добиться ничьей.