Чудотворные иконы Афона (10 фото). Чудотворные иконы афонских монастырей

Перед иконой Божией матери Экономисса молятся в материальной нужде,

при финансовых затруднениях, проблемах с долгами

для охранения семейного очага,

при начале нового дела (предприятия)

О Пречестная Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумение, всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих!

Приими смиренныя моления наша и принеси яко Все щедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию.

Воззри на ны милосерд-ным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понежебезмилостиСпасанашего и Твоего святаго о нас хода-тайства, мы, окаянные, не воз-можем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в су-етах мирских, ибо время при-ближается жатвы Христовой в день Страшнаго Суда приспе.

Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ра-ди нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго по плоти жития: яко последний монаси нерадением жития своего уподобятся мирс-ким людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает жи-тием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в пра-хе пребывают грехов ради на-ших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос, тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити.

О сладчайшая наша Мати Игумение!

Собери ны, разсеянное стадо Христово, во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Анге-лы и всеми святыми во Царст-вии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во векивеков. Аминь.

Предстательство страшное и непо-стыдное, не презри, Благая, молитв на-ших, Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице, утверди православных жительство, спаси стра-ну нашу и всех православно живущих в ней защити, зане родила еси Бога, Еди-на Благословенная.

Тогда в монастыре на горе Афон случился так что все иноки ушли из святой обители, и старец Афанасий, долго терпевший тяготы, решил вслед за другими удалиться из монастыря.

Но на дороге вдруг увидел женщину под покрывалом и удивился, говоря себе: откуда здесь взяться женщине, когда вход для них сюда невозможен? Однако женщина сама спросила его: «Куда ты идешь, старец?» В свою очередь св. Афанасий спросил у нее: «Ты кто и как сюда зашла?», а также прибавил: «К чему тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок».

«Если ты инок, продолжала незнакомка, ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным, Я знаю твое горе и помогу тебе. Но расскажи мне прежде, куда ты идешь». Тогда св. Афанасий рассказал все, и женщина возразила: «И этого-то ты не вынес? Ради куска хлеба ты бросаешь обитель? В духе ли это иночества?» «Кто же ты? спросил Афанасий.

«Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего», отвечала женщина. «Боюсь поверить, ответил старец, и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!» «Видишь этот камень, — отвечала Богородица, — Ударь в него жезлом и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономиссою) твоей лавры».

Афанасий ударил в камень, и из него с шумом потекла вода. Св. Афанасий вернулся в обитель и нашел, что все кладовые доверху наполнены всем необходимым. Вода же до сих пор истекает из того места, где находился камень.

а только подэконом, или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавре написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке.

С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровительство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери.

На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь Ее небольшая церковь во имя Живоносного источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление.

Избранной от сложения мира Пресвятей Деве Марии Богоро-дице, воистину плотию рождшей Иисуса Христа Спаса и Бога нашего, яко Владычице вселенныя, зело возлюбившей Христа и взявшей под Свой державный покров их святыя обители, по-хвальное приносим пение. Ты же, Всечестная наша Мати Игумения, храни и спасай нас от всех врагов видимых и невиди-мых, да зовем Ти: Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святой горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумения!

Ангели плотию суще вси преподобнии отцы и матери, юноши и девы, от века просиявшии во святых и ныне православно шествующий в небесныя селения под сиянием Честнаго и Животворящаго Креста Христова, на земном поприще, во юдоли пла-ча и скорбей, под державным покровительством Матери Христа Бога нашего, Всечестнейшия Игу-мении православнаго монашескаго жития. Еяже милостивному заступлению радостно взываем сице: Радуйся, Всечестнейшая наша Мати Игумения; Радуйся, надежде нашего спа-сения. Радуйся, горы Афонския Хра-нительнице; Радуйся, тамо живущих ино-ков Спасительнице. Радуйся, веселие и славо Хри-стовых подвижников; Радуйся, отрадо Божественная святых пустынников. Радуйся, яко Тобою вси святии спасаются; Радуйся, яко вся вселенная Тобою украшается. Радуйся, миров бесчисленных о Бозе Владычице; Радуйся, вселения рая небеснаго Руководительнице. Радуйся, благий и славный ко-нец всех святых жития; Радуйся, святая радости Боже-ственныя струя. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святой горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумения!

Видящи скорбный путь спасе-ния для всех преподобных Сво-их, Господь наш Иисус Христос благоволи Матери Своей Всечестней Деве Богородице, да прострет Она Свой Божественный покров игуменства над всеми святыми обителями святыя Афонския горы и всея вселенныя православнаго монашеского спасения, да вси спасающиися в преподобии и святости, верою видящи сие, взывают непрестан-но Спасителю Богу: Аллилуиа.

Разум имуще Божественный вси преподобнии отцы и матери, от всея души возлюбиша славу небесную, мир же со всеми его прелестьми возненавидевше и ногама поправше, шествоваху в подвизех святых за Христом в мире жития сего, безбедно руко-водимыя Своею Приснодевственною небесною Игумениею, Еяже верою зряще в лице Ея икон святых, умильно взывают тако: Радуйся, нашего спасения гла-визно; Радуйся, радосте наша в сей и в будущей жизни. Радуйся, дивная Строительнице наших святых обителей; Радуйся, Экономиссо милосер-дая иноческих общежитий. Радуйся, цвете Божественнаго прозябения; Радуйся, радосте всемирнаго воскресения. Радуйся, всех святых Божест-венное веселие; Радуйся, монашества украше-ние. Радуйся, Истинная Мати на-шего Спасителя; Радуйся, яко плотию родила еси ада Победителя. Радуйся, яко на Афоне духов-ный сад насадила еси; Радуйся, яко тамо живущих в преподобии в рай руководила еси. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумения.

Сила Вышняго осеняет всех, в преподобии и святости, и в правде живущих, иже возненавидеша суету мира сего и бежаша во святыя монашеский обители, и тамо во образе ангельском вземше на ся благое иго Христо-во свято подвизающеся, чрез все житие свое взывают непрестанно ко Пресвятой Троице Богу: Аллилуиа.

Имуще пламенное желание спасения, вси соборы преподоб-ных, просиявшии во святых от века, и ныне подвиги спасения совершающий во обителех иноческаго жития, в лаврех, монастырех, скитех, киновиих, келлиих и на всяцем месте всея вселенныя, имея дивный щит спасения — Божественное игуменство Ма-тери Божией, хвалебно Ей песнопоют: Радуйся, Собирательнице наша среди мира греховнаго; Радуйся, Строительнице наше-го спасения духовнаго. Радуйся, спасшая весь род Адама падшего; Радуйся, плотию рождшая не-изреченно Спаса и Бога нашего. Радуйся, Всечестнейшая Мона-хине, образе спасающимся; Радуйся, праведная Игумение всех нас, подвизающихся. Радуйся, веры православныя воеводо непобедимая; Радуйся, Божественная крепосте всесильная. Радуйся, Мати Господня и на-ша Благодатная; Радуйся, для всех святых бла-гоприятная. Радуйся, двере милосердия для кающихся; Радуйся, упование о Бозе под-визающихся. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей всечестная Игумение.

Бурю сомнений грехолюбивых оставльше отцы преподобныя и матери, возлюбиша тернистый путь спасения, живуще среди скорбей и лишений, Царствия ради Небеснаго, украсивше своим Бого-угодным житием премногия мес-та вселенныя, идеже основаше святыя обители иноческаго спа-сения, в нихже спасающеся, присно поют Ангельскую песнь Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Слышаша святыя глаголы Христова Евангелиа, избранницы небесныя, вся презревше суетная мира сего, в путь святый поидоша, нося благое иго Спаса нашего житием своим, во плоти Ангелом святым уподобишася, имея предивнуюИгумению надвсеми их святыми обителями по всей вселенней яко звезды небесныя сияющими, к Нейже во-пиют всегда: Радуйся, премудрая Игумение монашества православного; Радуйся, спасение народа Богоизбраннаго. Радуйся, столпе девства и океане милосердия; Радуйся, вечная отрадо райскаго веселия. Радуйся, прибежище кающихся грешников; Радуйся, сокровище убогим подвижником. Радуйся, всю вселенную любовию покрывающая; Радуйся, славою Небесною сатану во ад низвергающая. Радуйся, Божественная радосте Ангелов и человеков; Радуйся, яко плач принесла еси демоном во веки. Радуйся, единая надеждо веры православныя; Радуйся, Мати Господня и на-ша Всеславная. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Боготечную жизнь праведницы проидоша и Небеснаго Отечества с радостию достигоша, веселятся, о Господе, со Ангелы святыми во вся веки, мы же их собратия, подвизаемся во святых обителех, поюще хвалебныя песниБогу:Аллилуиа.

Видеша избранницы Господни скоропреходящую славу мира се-го: богатство непостоянно, сча-стье скоротечно, скорби же, пе-чали и отчаяние, и всякия зло-ключения присныя спутницы жизни сея есть, в конце же смерть телесная всем людем не-избежна. Святою же верою вечныя селения созерцаху, возлюбиша тесный и прискорбный путь монашескаго жития, идеже Пресвятая Матерь Самаго Господа игуменствует, руководя спасаю-щимися духовными чадами Ея, хвалебно к Ней взывающими: Радуйся, единое спасение душ наших; Радуйся, райское утешение всех скорбящих. Радуйся, святыя горы Афонския Просветительнице; Радуйся, всея вселенныя По-кровительнице. Радуйся, надежное прибежище всем кающимся; Радуйся, тихое пристанище от бед спасающимся. Радуйся,ЛаврыПечерскияСтроительнице; Радуйся, Почаевския обители Защитнице. Радуйся, Экономиссо лавры Афанасия Афонскаго; Радуйся, книго Христово Завета Новосионскаго. Радуйся, всех святых во едино собравшая; Радуйся, Христианом право-славным путь в рай указавшая. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Проповедницы богатнаго равноангельскагожитиявоплотиявишася отцы преподобнии: Ан-тоний Великий, Пахомий, Макарий, Феодосий и прочии препо-добныя отцы и матери,хжежитию сонмы последоваша всех преподобных, наследницы бывше райских обителей со всеми свя-тыми, и мы им ныне подражающе, во Ангельстем чине живуще, воспеваем Спасителю мира хвалебныя гласы: Аллилуиа.

Возсия образ жития равноангельскаго для всех ищущих спа-сения: вдали от всех сует мир-ских примером Самаго Христа и Бога нашего и Его Пречистыя Матере Приснодевы Марии Бо-городицы, Предтечи Господня Иоанна и премногих святых угодников, ихже житию подража-ют вси преподобнии и под державным водительством Владычицы Вселенныя, Всечестнейшия Игу-мении Православно-монашеских обителей Марии Богородицы, хвалимой от всех святых предивными похвалами сице: Радуйся, православнаго мона-шества Мати Игумение; Радуйся, их ангельскаго жития вечное спасение. Радуйся, Благая Наставнице на путь небесныя жизни; Радуйся, Настоятельнице монашескияотчизны.Радуйся, скорая защито си-ротствующих; Радуйся, яко подвижником святым венцы всегда готовиши. Радуйся, всех праведников любящая; Радуйся, кающихся грешников милующая. Радуйся, яко Твоя любовь Божией любви уподобляется; Радуйся, яко Тобою всякая тварь о Господе спасается. Радуйся, радосте Божественнаго веселия; Радуйся, мира всего покрове и спасение. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Хотящу скорбный путь к не-беси благоустроити, Господь наш Иисус Христос благоволи Мате-ри Своей, да игуменствует над всеми православными иночески-ми обительми по всей вселенней сущими, руководя в селения не-беснаго рая сонмы избранников, ищущих спасения и поющих Из-бавителю Богу нашему: Аллилуиа.

Новую жизнь образом Ангельскаго жития показаша отцы пре-подобнии и матери, зане вся оставльше сладости мира греховнаго и возлюбиша шествовати к Небеси путем Царя Славы Хри-ста Бога нашего, крестными страданьми, и быша мученицы без крови, терпящи вся злая Царствия ради Божия, еже и получиша, и ныне сонмы препо-добных шествуют таковым путем, водимыя Материю Божиею, яко Всечестнейшею Игумениею их преподобнаго жития, превозноси-мую от них хвалами: Радуйся, Мати Господа, Судии Всеправеднаго; Радуйся, во игумениих от века предъизбранная. Радуйся, чистотою телеси тварь превозшедшая; Радуйся, святостию Своея ду-ши Небеса украсившая. Радуйся, благовестие Небеснаго Отечества; Радуйся: духовный крине православнаго монашества. Радуйся, усердная Молитвеннице о всех православных; Радуйся, Благая Строительнице для святых избранных. Радуйся, тихое пристанище всем странствующим; Радуйся, покоище блаженной старости. Радуйся, Невесто неневестная; Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей всечестная Игумение.

Странное житие имуще, Хри-стовы избранницы, оставльше телесныя страсти и утехи, возлюбиша путь крестных страданий в пусгынех, на островах, в рассе-линех скал, в дубравех, со зверь-ми живуще равноангельно, идеже усгроиша Божиею волею святыя обители, в нихже воспеваху чрез все житие свое херувимски ко Господу: Аллилуиа.

Весь бых Всемогущий Бог во умех и сердцах избранных Своих угодников, но реченному: «Дивен Бог во святых Своих», прослав-ляя святыя Своя, собираяй из среды мира греховнаго, водворяя во святыя обители, да хвалится ими святое Имя Его, со святыми Ангелы во веки, и Владычица Богородица, Всеблагая Матерь Господня премудро игуменствует, спасая от бед и скорбей смирен-но восхваляющих милость Ея: Радуйся, Честнейшая всея тва-ри и всея вселенныя; Радуйся, сладчайшая, яко Божие селение. Радуйся, святой покрове жиз-ни нашея; Радуйся, Божественный источ-нике сладости сладчайшия. Радуйся, вся наша надежде спасения и покой; Радуйся, по Бозе наше упова-ние в жизни земной. Радуйся, яко воскресе Сын Твой и Господь; Радуйся, яко Он воскресит всякую плоть. Радуйся, Юже воспевают Не-бесныя Воинства; Радуйся, хвалимая от всех свя-тых по достоинству. Радуйся, великая радосте мое-го спасения; Радуйся, всего мира Божест-венное утешение. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Всякое мудрованиеземноепрезревше, святии угодницыякоюроди Христа ради явишася, бе-гая и странствующи на земли, не имуще нигде телеснаго,еже получиша, и мы им подражаем жи-тием, подвигами и любовию ко Господу, Егоже и восхваляем, Ангельски поюще: Аллилуиа.

Витии премудрости Господней явишася отцы преподобнии: Па-хомий Великий, Антоний Вели-кий и Макарий Египетский и всех православных иноков на-чальницы, просиявши во святых, ибо своим святым житием равноангельским на земли и словеса-ми спасения спасоша премногия сонмы учеников, истинных рабов Христовых, по всей вселенней велением Пресвятыя Троицы под державным игуменством Влады-чицы Богородицы, Юже от всея души всегда хвалиша тако: Радуйся, Державная Владычице вселенныя; Радуйся, Игумение нашего спасения. Радуйся, Бога Отцов Дщере вселюбезная; Радуйся, Материю Сына Божия быти сподобилася еси за святость и смирение. Радуйся, Бога Духа Святаго прекрасная Палато; Радуйся, на небеси и на земли любовию Всебогатая. Радуйся, инокине Честнейшая Херувимов; Радуйся, яко Матерь Бога Превышшая Серафимов. Радуйся, Апостолов Христовых всемудрое учение. Радуйся, всех святых оправда-ние; Радуйся, помоще нашав земных страданиях. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Спасти хотя род человеческий, Господь наш Иисус Христос со-шед с небесе во юдоль плача и скорбей и Своими страданьми Божественнаго жития подаде пример для всех святых, желаю-щие достигнути вечнаго покоя, в преподобии и правде хвалящих Его Ангельскими гласы: Аллилуиа.

Стена крепости Божественныя явилася еси, наша Всечестная Мати Игумение, охраняя, спасая, покрывая вся святыя обители иноческия жизни во святей горе Афонстей и по всей вселенней, от зари веры христианския и до дне Страшнаго Суда Христова, спасая Божественною милостию преподобныя Своя, присно хвалящия Ея щедроты сими сло-весы: Радуйся, Пресвятая Мати Игу-мение; Радуйся, источниче духовнаго воскресения. Радуйся, всю вселенную по-крывающая; Радуйся, святую Церковь Хри-стову увеселяющая. Радуйся, пророческая славо и венче; Радуйся, и моея жизни бла-женный конече. Радуйся, краше неба и сладше рая; Радуйся, примере для святаго жития. Радуйся, любящая Свой жре-бий Афон; Радуйся, украшающая Иеруса-лим и Сион. Радуйся, Мати Милосердаго Судии; Радуйся, проливающая о миреслезныя струи. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей всечестная Игумение.

Пение всеумиленное приносят вси святии в небесных селениих райских, со святыми Ангелы хваляще и превозносяще Пресвятую Троицу: «Свят, Свят, Свят», — вопиют, и мы, православнии иноцы, верою сие зряще, вопием непрестанно к Богу нашему: Аллилуиа.

Светоприимную свещу православнаго жития соборы препо-добных приемши, со всеми свя-тыми, просиявшими от века,ужевпереди, тако и ныне в путь небесный шествуют, имея Всемо-гущую о Господе Владычицу Ма-терь Еммануилову яко Игумению их преподобнаго жития, с радостию вопиют к Ней похвалами сице: Радуйся, подающая нам образ смирения; Радуйся, Собирательнице наша во обители спасения. Радуйся, Игумение святыя Афонския горы; Радуйся, Настоятельнице всех святых монастырей. Радуйся, монахине житием всечестная; Радуйся, во бранех всесиль-нейшая. Радуйся, живых и мертвых Спасительнице; Радуйся, сиротствующих Мати благодатная. Радуйся, в скорби сущих отрадо приятная; Радуйся, спасение православ-ных христиан. Радуйся, святых щедрот Боже-ственный океане;

Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афонския и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Благодать подает всегда, Пресладкий Спаситель наш, всем святым рабом Своим, в преподо-бии и святости подвизающимся на поприще земнаго жития, ибо уже сонмы святых православных Православною Церковию в райских селениих воспевают Пре-святую Троицу со всеми Небес-ными силами, и мы им подражающе, вопием Дивному во святыхБогу: Аллилуиа.

Поюще вся милости Господни и щедроты к нам, недостойным инокам, присно ниспосылаемыя, и всечестное Игуменство над всеми нашими обителями нашея Всеблагодатныя Владычицы Бого-родицы, радуемся Божественно и веселимся, яко сподобившиися спасение совершати в тех обителех, идеже уже премногия сонмы преподобных подвижников достигоша Небеснаго Царствия, ихже святыми молитвами по милости Божией и под святым Покровом нашея Небесныя Матере Игуме-нии достигнем и мы райских селений за труды спасения пох-вальная, воспевая сице словеса: Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево; Радуйся, спасения нашего По-мощнице. Радуйся, Игумение за всех Всещедрая; Радуйся, в преподобии Ты еси первая. Радуйся, покровом милости весь мир покрывающая; Радуйся, сирот странных пита-ющая. Радуйся, юным целомудрия Наставнице; Радуйся, о всех людехблагаяПечальнице. Радуйся, рода праотца Адама веселие; Радуйся, тихое пристанище спасения. Радуйся, Всещедрая наша Мати Игумение; Радуйся, благое начало и ко-нец нашего песнопения. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

О Всепетая наша Мати Игумение, Преславная Владычице Бо-городице! Приими сия моления наша, от всея души Тебе ныне нами возносимыя и сподоби в чине Ангельстем достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы, воспе-вают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице Богу: Аллилуиа.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Святой Горы.

Увеличенная копия снимка с образом Богоматери ныне помещена у врат русского святогорского монастыря святого Пантелеимона

У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. Накануне Успения, 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Священного Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить молодых и здоровых монахов к тунеядству. Высшее Священное управление Святой Горы попросило Священноначалие Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

По другим данным решение прекратить раздачу милостыни было принято не под влиянием кинотского письма, а самими насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря в связи с тем, что монастырские запасы оскудели вследствие сокращения материальной помощи из России.

21 августа 1903 года монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

История почитания

Некогда святый Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесныя Обители, желал видеть там Божию Матерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в многобедный мир на помощь всем призывающим имя Ея.

Будучи причастницей неизреченной славы Божества, Она снизходит во юдоль земных скорбей, чтобы помогать страждущим людям. Пресвятая Богородица соучаствует в домостроительстве человеческого спасения, которое совершил Сын Ея. Для того, чтобы спасти человека, Господь снизошел на землю не в виде Владыки и Повелителя, но в образе раба, истощив, или уничижив Себя даже до смерти (Фил. 2, 7-11). Это самоуничижение или вольное истощание именуется в богословии кеносис (греч. κένωσις – уничижение, умаление, истощание). Подобно Сыну Своему, Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, “просто”, скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Божия Матерь снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братий, поддержать добрую традицию Обители и уладить неожиданное недоразумение. Своим снисхождением Матерь Божия вновь подтвердила Свои обетования о Святой Горе Афон.

Сразу же после чудесного события, весть о котором обошла всю Святую Гору, началось почитание образа-фотографии. Были сделаны копии, которые хранились иноками в святых углах среди икон. Фотография попала и в Россию, найдя и там своих почитателей.

В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.

Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 году с благословения игумена архимандрита Иеремии в 100-летнюю годовщину явления для богослужебного увековечивания памяти чудесного события. Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слона «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события.

В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

В том же году в первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм-параклис в честь Светописанной иконы.

В 2011 году изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в с. Чоповики Житомирской области.

Подобная мраморная доска с изображением фотографического образа была установлена в 2012 году на приходе Феодоровского собора в Царском Селе.

В 2013 году на очередном заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году.

В этом же году был освящен первый храм в честь светописанной иконы Божией Матери за пределами Святой Горы в городе Киеве (сайт: http://hram.co.ua).

Храм в честь явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы (Киев). Пасха 2014.

Почитание светописанных икон известно с древнейших времен христианской истории. Нерукотворенный образ и Константинопольская Плащаница (так называемая Туринская) относятся именно к этому типу изображений. Собственно, именно на них и основано иконописание и иконопочитание. Оба изображения Спасителя представляли собой один и тот же лик. По пропорциям с ними полностью совпадала Синайская икона Спасителя, что свидетельствует о несомненном заимствовании. С VI века во множестве списков распространились они и получили широкую известность, полностью вытеснив древний античный тип лика Христа, и стимулировав развитие канона иконописания на всем Православном востоке.

Относительно Нерукотворенного образа необходимо заметить, что он существует в двух видах. Это, так называемые Убрус (слав.) или Мандилион (греч. – плат), представляющий изображение Господа на убрусе или плате, и Чрепие (слав.) или Керамидион (греч. – черепица), представляющий лик Господа на кирпиче. Что такое Убрус, наверное, известно всем. А вот что такое Чрепие? Это светописанная копия самого Убруса, то есть – Нерукотворенного лика, на кирпиче или черепице. Дело в том, что Убрус был спрятан с зажженной лампадой от идолопоклонников в нише над вратами Эдессы и заложен кирпичем, то есть чрепием. В VI веке Пресвятая Богородица явилась Эдесскому епископу Евлавию и указала место сокрытия образа и благословила вновь его обрести. Когда вскрыли кладку, обнаружили, что лампада продолжала гореть, а на кирпиче, закрывавшем нишу, было точное отображение Нерукотворенного лика Спасителя. Таким образом, можно сказать, что Спас на чрепии – это светописанное отображение светописанного лика Господа на убрусе или плате. Это, как бы, вторичное светописанное отображение.

К типу вторичных светописанных изображений можно отнести такие известные в Церкви явления, как отображения оригинальных икон на стекле, обрамляющих их киоты. Например, икона “Призри на смирение”. В 1993 году лик Пресвятой Богородицы с младенцем чудесно отобразился на стекле, не соприкасаясь с ним.

К этому же типу следует отнести и другую икону. Как говорилось выше, в 1903 году копии чудесной афонской фотографии попали в Россию. С одной из них, по заказу петербургского купца Григория Григорьевича Елисеева, была написана икона, сохранившаяся до сих пор в эстонском городе Кохтла-Ярве. Икона была заказана Григорьевым для его домовой церкви в местечке Тойла. Позже она была перенесена вместе с иконостасом в православный храм Преображения Господня кохтла-ярвеского района Прованду. 13 декабря 2011 года во время реставрации в храме было снято стекло с иконы и оказалось, что образ Божией Матери отобразился на нем. Таким образом, можно говорить о явлении светописанной копии светописанного образа Пресвятой Богородицы, или вторичного светописанного образа, по аналогии с нерукотворенным ликом Господа.

Оригинальные светописанные иконы имеют для Церкви особое значение, особый статус. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Это первоисточники иконописного канона, формирующие представление Церкви о ликах Господа и Его Пречистой Матери. Без преувеличения можно сказать, что светописанные иконы являются одним из видов Божественного откровения.

Тропарь: Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак:
 Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

“В убогой келии монаха
Я образ дивный увидал.
Душа исполнилася страха,
Когда о чуде сем узнал.

Получен снимок без обмана
Он святогорцев поразил:
Без всякой лжи или тумана
Он Божью Мать изобразил.

Царица в длинном одеяньи,
Неизречённой красоты,
В чудесно-благостном сияньи
Полна любви и чистоты.

Укрух смиренно получила,
За ней афонцы-бедняки,
Сим чудом братию учила
Не отвергать Её руки.

Она и прежде обещала,
Афон до века соблюдать.
Гора досель не обнищала
Не оскудела благодать.

В келье Афонского монаха
Я лицезрел оригинал.
Душа исполнилася страха,
И я невольно зарыдал”.

Игумен Виссарион (Остапенко)

Таинственный святой Афон, крупнейший духовный центр право-славного мира, оставил свой след в российских храмах в виде многочисленных произведений самобытной афонской иконописи второй половины 19 – начала 20 века. С возрождением на Святой Горе русского монашества и паломничества, в России вновь появляются образцы современного афонского иконописания.

Афон становится одним из ведущих иконописных центров уже с 15 в., когда после падения Византии лучшие греческие художники находят прибежище на Святой Горе. В первый период существования афонских мастерских иконописцы работали в манере позднепалеологовской живописи. В 16–17 вв. местные мастера отрабатывают иконографии, восходящие к старинным византийским изводам. Объектом многократного копирования становятся особо почитаемые греческие иконы, находящиеся в монастырях Афона. Святая Гора во все времена привлекала паломников как одно из прославленных мест христианского мира. Первый список с афонской святыни для московского царского дома был выполнен в Иверском монастыре в 17 в. С тех пор данное произведение, хранящееся и поныне в соборе Новодевичьего монастыря, и его повторения называются на Руси Иверской иконой Божией Матери.

До революции в России были наиболее распространены иконы, написанные в русских Пантелеимоновском монастыре, Ильинском и Андреевском скитах. Ильинский скит, основанный на Афоне в 1757 г. Паисием Величковским, в 1840-х годах стал заселяться паломниками из России. А в 1850-м г. купцы Василий Толмачев (в монашестве – Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) преобразовали келию преподобного Антония Великого Ватопедского монастыря в русский Андреевский скит. Со второй половины 19 в. увеличился приток русского монашества на Афон, и в 1875 г. под контроль русских перешел Пантелеимонов монастырь. Иконописные мастерские Свято-Пантелеимоновского монастыря славились по всей России. Именно в этот период в местной иконописи и появляются особенные черты, которые характеризуют для нас позднюю афонскую икону.

Афонская икона второй половины 19 – начала 20 в. настолько своеобразна и оригинальна, что узнается сразу на фоне произведений иконописи, выполненных как в греческих, так и в академических традициях. Рожденная в знаковом культовом месте – благословенном монастыре, находящемся на перекрестке Востока и Запада, она испытала влияние разных культур и разных периодов расцвета греческого искусства. Афонская иконопись впитала наследие греческой античности, византийскую изобразительную систему и иконографические типы; не обошли ее и открытия итальянского Возрождения, выработавшего свой изобразительный язык и свою живописную технику. Живоподобная манера изображения была принята местными мастерами очень осмысленно и осторожно, синтез различных истоков и влияний оказался очень удачным, удивительным образом была обретена гармония между духовным смыслом изображаемого и его воплощением. Неслучайно афонская икона стала настолько популярна, причем произошло это в определенный и очень небольшой отрезок времени.

Своеобразие и главные отличительные черты поздней афонской иконописи сложились во второй половине 19 в. К концу столетия стиль русских афонских икон приобретает ярко выраженную характерность не без воздействия балканской художественной культуры. На техническую сторону создания иконы очень сильно повлияли особенности местного климата. Так, например, для иконной доски использовали особые породы дерева (каштан, липу или кипарис), менее подверженные гниению и не так сильно страдающие от жука-короеда, уничтожающего все деревянные изделия на Святой Горе. Очень интересен древний обряд, предваряющий изготовление списка с чудотворной иконы: ее обмывали святой водой, обливали этой водой новую доску и творили на ней краски.

Подготовленная таким образом доска покрывалась воском и маслом, для создания защитного слоя, и грунтовалась по паволоке. Паволокой служил чаще всего среднезернистый холст. Тонкий слой грунта не скрывал фактуру полотняного переплетения, что создавало впечатление картины, написанной на холсте. Из-за влажного морского климата афонским иконописцам пришлось перейти на масляную живопись, так как темперные краски быстро плесневели и соль разъедала красочный слой. Неотъемлемой частью афонской иконы является золочение на полимент с чеканкой, когда на нанесенном на фон сусальном золоте осторожно, не повреждая тонкого слоя позолоты, продавливается орнамент. Золочение погружает изображенный образ в сложное пространство, наполненное светом. Ирреальный золотой фон контрастирует с фигурами, задрапированными в яркие, с глубокими складками, ткани.

Иконография афонских икон восходит к древним образцам. Это, как правило, крупные однофигурные изображения, обобщенный монументальный силуэт, четко выделяющийся на золотом фоне. Силуэту подчинен условный рисунок фигуры, нейтральный и спокойный. Неподвижность образа, создающая его вневременность, восходит к греческой иконе византийского периода. Черты ликов укрупнены и лишены острой характеристики, их объединяет единый, узнаваемый тип красоты. Идеальная правильность черт придает образам определенную отстраненность.

Особенностью афонской иконы является условное светотеневое моделирование формы, лишь отдаленно напоминающее натурную передачу объема. Освещаются наиболее выпуклые части лика и фигуры, а всё остальное с помощью полупрозрачных лессировок постепенно погружается в тень, причем падающие тени сведены к минимуму. Несмотря на использование ярких тонов в изображении одеяний, художники более внимания уделяли мягким светотеневым переходам, а не оттенкам цвета. Но и здесь избирается умеренный путь – объем фигуры уплощается, и складки одежды не обрисовывают, а словно загораживают ее. Такая трактовка формы встречается в произведениях средневековых мастеров и художников Возрождения. Письмо афонской иконы многослойное, очень тщательное, но, несмотря на это, ее поверхность абсолютно однородная, гладкая и ровная.

Бытовавшая в России афонская икона представлена сравнительно небольшим кругом сюжетов, где преобладают списки с почитаемых икон Святой Горы: Божией Матери «Парамифии (Утешение)» Ватопедского монастыря, «Троеручицы» Хиландарского монастыря, «Портаитиссы (Вратарницы)» Иверской обители, «Достойно есть» из Успенского храма Кареи и «Скоропослушницы» обители Дохиар. Особое место в этом ряду занимает образ святого великомученика Пантелеимона, покровителя русского Пантелеимоновского монастыря.

В саратовском Свято-Троицком соборе находится образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы», представляющий наиболее характерные черты поздней афонской иконы второй половины 19 – начала 20 в. Сияние золотого света фона иконы мягко охватывает фигуру Богоматери с Младенцем. Текучие линии контура обрисовывают Ее плавный силуэт. Красный цвет мафория Матери оттеняется ярким зеленым гиматием Сына. Орнаменты одежд сделаны тщательно, но неброско. Лики задумчивы, отстранены, величественны и кротки одновременно. Всё в иконе подготавливает особое, отрешенное от земных забот, молитвенное состояние. Надпись в правом нижнем углу иконы гласит: «СИЯ СВ. ИКОНА ПИСАНА И ОСВЯЩЕНА НА АФОНЕ/ ВЪ РУССКОМЪ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА МОНАСТЫРЕ».

Появление чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушницы» относят к 10 в., ко временам святого Неофита, основателя Дохиарской обители. Характер живописи и техника исполнения произведения подтверждают представление святых отцов о ее древнем происхождении. Иконография иконы восходит к одному из основных типов изображения Пресвятой Богородицы – «Одигитрии (Путеводительнице)».

Первое чудо исцеления от этой иконы произошло в 1664 г. Трапезарь по имени Нил, проходя по обыкновению мимо этой иконы ночью с возженною лучиною, услышал от нее слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиной и не копти Моего образа». Нил счел эти слова за шутку кого-либо из братии и попрежнему ходил мимо иконы, имея в руках зажженную лучину. Пресвятая Богородица рассердилась, и Нил ослеп. Страдая, он день и ночь молился перед иконою и был прощен. Снова услышал он глас Божией Матери, возвестивший, что Она будет являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к Ее образу, именуемому «Скоропослушницей». После чего монахи, благоговейно помолившись, устроили для иконы храм.

Реже появляется в поздней афонской иконописи иконография Божией Матери «Взыскание погибших»; скорее всего, подобный образ из Троицкого собора был выполнен специально, по просьбе заказчика. Иконография иконы восходит к типу изображения Богородицы «Елеуса (Умиление)». Мать нежно прижимается к щеке Сына, приобнявшего Ее за шею. Особенностью этого извода является то, что Христос изображается вставшим в рост, и Он одет не в царские одежды, а в простой белый хитон. Всё в этой иконе говорит о материнской печали: матери молятся перед нею о погибающих детях.

Появилась подобная иконография в 17 в. Название возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» 7 века. Ложно обвиненный эконом возроптал на Бога и заключил союз с дьяволом. Уже на грани гибели он ужаснулся, опомнился и взмолился к Пресвятой Богородице, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была столь горячей, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила. На Руси почитание икон с таким названием началось с 18 в.

Икона Матери Божией «Портаитисса (Вратарница)», известная на Руси как «Иверская», – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Согласно преданию, этот образ, который с начала 11 в. пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, был написан евангелистом Лукой и долгое время находился в малоазиатской Никее. О чудесном появлении иконы у Иверского монастыря рассказывают следующее: в 1004 г. ее увидели в огненном столпе недалеко от чудотворного источника Климентовой пристани. Насельники обители попытались забрать икону, но она удалялась от них. И только благодатный отшельник старец Гавриил, по велению Самой Богородицы, вышел с иконой из воды. Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря, но она несколько раз чудесным образом оказывалась над вратами обители и, явившись преподобному Гавриилу, возвестила, что не хочет быть охраняемой, а сама намерена быть их хранительницей. Образ был оставлен на избранном месте и назван «Вратарницей».

Сразу же икона начала творить чудеса. Во время сарацинского набега один варвар ударил образ своим копьем. Из лика Богородицы потекла кровь, которую можно увидеть и сегодня. Поэтому на списках иконописцы воспроизводят рану Пречистой. По молитве монахов перед иконой буря потопила корабли напавших на Иверскую обитель пиратов. «Вратарница» никогда не покидала обители, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа, заложив тем самым традицию копирования афонских святынь.

Третья афонская икона Троицкого собора, Пресвятой Богородицы «Иверской», была написана специально по заказу его настоятеля игумена Пахомия (ныне Епископа Покровского и Николаевского). О чем на обороте образа имеется соответствующая надпись: «Икона сия написана / На св. горе Афон в келии / св. николая «буразери» / для Свято-Троицкаго / собора города Саратова, / иждивением Р.б. / Владимира и вадима, / по заказу настоятеля / храма – игумена Пахомия / 2010».

Этот образ олицетворяет новый этап в иконописи Святой Горы. Во второй половине 20 в. в Греции и на Балканах происходит новое возрождение духовных традиций и церковного искусства. В настоящее время в скитах св. Николая, Данилее и других скитах и монастырях насельники занимаются писанием икон. Возрождается и обычай заказывать в русские храмы списки с афонских чудотворных образов; многие из них становятся общеправославными святынями. В своих новых иконах греки обращаются к византийскому наследию. Древней иконописью вдохновлялись и авторы образа Божией Матери «Иверской» из Троицкого собора. Икона обрела византийскую монументальность и величественность, мощное колористическое решение, а лики Матери и Младенца – яркие греческие черты. Так неужели ушли в прошлое кротость, простота и лиричность поздней афонской иконы конца 19 – начала 20 в.

Ирина Ильина

Святой Афон почитается в Православной Традиции как земной удел Богородицы. По преданию, сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство. В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную». Не случайно, что именно на Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы…

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

Иверский монастырь - дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской - Вратарницы (Портаитиссы). Первое известие о ней относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Через два века монахи греческого Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем обители. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница», а от имени обители - Иверский монастырь - она получила наименование Иверская. По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРИХЕРУССА»

В русской традиции эта икона носит название «Троеручица». Икона находится в Хилендарском монастыре на Афоне. Образ был личной иконой святого Иоанна Дамаскина. В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсечённой кистью пришёл к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе. В таком виде икона пребывает и поныне. Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход. Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызвали среди братии раздоры. И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор Хилендарским монастырем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена. Празднование иконе совершается 11 июля.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ»

Святыня находится в Успенском храме административного центра Святой Афонской Горы - Кареи. Согласно преданию, в X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному: добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, внезапно исчез. Икона же продолжала сиять таинственным светом.Послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери. С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру - везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Празднование иконе совершается 24 июня.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ГЕРОНТИССА»

В русской традиции эта икона носит название «Старица». Святыня хранится в монастыре Патнократор. Одна из наиболеее почитаемых на Афоне. Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое началось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте нынешнего расположения обители. Так повторялось несколько раз, и тогда люди поняли, что Сама Пресвятая Владычица избирает место для устроения Своей обители. В разные годы от иконы «Геронтисса» было явлено немало чудес. Старец-игумен обители, получивший откровение о своем скором отшествии, желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего, и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса». В XI веке, во время нападения сарацин на монастырь произошло следующее: один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший за дерзость сарацин раскаялся и заповедал своим домочадцам вновь посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители. Празднование иконе совершается 17 апреля.

ИКОНА БОГОМАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Икона написана на Святой горе Афон и хранится в монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила. Предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». Вскоре о чудотворной иконе стало известно по всему Афону. На поклонение святыне стекались многочисленные толпы иноков и паломников. Через икону было совершено множество чудес и исцелений. Многие страждущие получили избавление от одержимости и бесноватости. Святая Дева помогала избежать кораблекрушения и пленения. Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим. Возле иконы стоит двадцать лампад. Шесть из них неугасимые, их пожертвовали христиане в память о чудесных исцелениях. Елей также добавляют страждущие, получившие избавление от недугов благодаря помощи Божией Матери. А в 1783 году на икону была возложена сребропозлащенная риза. Ее сделали русские благотворители. На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования. Празднование иконе совершается 22 ноября.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ»

Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне. Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море - и пустила. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. С этой чудотворной иконой связана следущая история. Во время немецкой оккупации Греции запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец Савва опечалился этому и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Его послушались. Однако по прошествии какого-то времени, когда запасы хлеба практически иссякли, старца стали донимать укорами. Савва им отвечал: «Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас». Через какое-то время к пристани монастыря причалило судно, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога и Божию Матерь. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы. Празднование иконе совершается 30 апреля.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «ВСЕЦАРИЦА»

Чудотворная икона «Всецарица» (Пантанасса) находится в кафоликоне Ватопедской обители. Образ был написан в ХVІІ веке и явился благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам. Сохранился рассказ старца об этой иконе. В ХVІІ веке перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный молодой человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю. Только он пришел в себя, как сразу отправился исповедоваться отцам со слезами на глазах, что он жил далеко от Бога, занимался магией и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне. Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу на человеке, одержимом бесами. Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. В ХVІІ веке она впервые была списана греческим монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы - Всегоспожа, Bсe-повелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар (а ведь волхование, увлечение магией и прочими оккультными «науками» распространилось по Христианскому миру подобно раковой опухоли), Всецарица имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества. Празднование иконе совершается 31 августа.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА»

Икона Божией Матери «Млекопитательница» находится Хилендарский монастырь на Афоне. На образе изображена Пресвятая Дева, кормящая грудью Богомладенца. Первоначально образ находился в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Афоне и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы. Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12) На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. Существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания. Так, в России прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск недалеко от Минска. В середине XIX в. - в 1848 году - прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой. В Харькове от нее было явлено первое чудо - у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве… Празднование иконе совершается 31 августа.

ИКОНА ВАТОПЕДСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОТРАДА», ИЛИ «УТЕШЕНИЕ»

Образ Богоматери «Отрада» («Парамифия») находится в Ватопедском монастыре. Название Ватопедской она получила от того, что в 390 году возле острова Имброс, напротив Святой Горы, упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь наутро нашли его спящим глубоким, спокойным сном под густым кустом, недалеко от разрушенного Благовещенского собора. От этого события и произошло название «ватопед» («куст отрока»). Император Феодосий в благодарность за чудное избавление сына воздвиг вместо разрушенной обители новый храм, где алтарь находился на том самом месте, где был найден спасенный юноша. История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой. И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников». Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников. С того времени чудотворная икона получила название «Отрада», или «Утешение». Очертания иконы остались такими же, как и во время предупреждения, сказанного игумену: Богоматерь уклонилась от простертой десницы Иисуса Христа. Икону украсили сребропозлащенной ризой и поместили в церковь, построенную на хорах собора. В этом месте икона остается и по сей день. В память о чуде в церкви Божией Матери «Отрада» совершается постриг монахов и благодарственное молебное пение Богоматери перед чудотворной иконой. Празднование иконе совершается 3 февраля.

Афон – Святая гора в Греции со статусом автономного монашеского государства, объединяющего 20 православных монастырей. Святой Афон почитается как земной удел Богородицы, находящийся под ее особым покровительством. Поэтому неудивительно, что мир афонской иконы – это, прежде всего, образы Божией Матери. Многие афонские иконы Пресвятой Богородицы насчитывают тысячу и более лет, и списки с них распространились по всему православному миру.

Не раз являли афонские иконы настоящие чудеса. Считается, что молитва перед к Пресвятой Деве исцеляет тело и душу, приносит в нее мир, укрепляет веру.

Чудотворная икона Богоматери Иверская

История этой иконы из Афона поразительна. В 9 веке, когда царило иконоборчество, когда иконы уничтожали, у одной благочестивой вдовы пытались изъять икону Богоматери. Когда воин ударил икону копьем, с иконы полилась кровь. Женщина с молитвой отнесла ее к морю, пустила по волнам, и икона двинулась по ним стоймя.

Спустя два века монахи из афонского Иверского монастыря вновь обрели икону, и она сама оказалась над вратами обители, за что и была названа «Вратарницей» в дополнение к названию «Иверская».

Празднование — вторник Светлой седмицы.

Икона Божией Матери «Трихерусса» («Троеручница»)

Многие образа здесь известны как чудотворные иконы Афона. К ним относится и Троеручница, принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину. Когда по навету клеветников сарацины отрубили ему кисть руки, он обратился за исцелением к иконе, и произошло чудо – кисть приросла к тому же месту. Св. Иоанн в честь этого чуда сделал кисть из серебра и прикрепил ее к иконе.

Впоследствии образ был подарен архиепископу Сербскому, но, когда на Сербию напали враги, чтобы спасти икону, ее положили на ослика и пустили этого ослика одного, куда глаза глядят. Он сам пришел на Афон к Хилендарскому монастырю. Долгое время спустя после смерти игумена никак не могли выбрать нового, и тогда одному затворнику явилась во сне Богоматерь и объявила, что сама станет игуменьей этой обители. До сих пор ею управляет священноинок-наместник, а икона «Троеручица» стоит на игуменском месте.

У этой иконы Афона своя чудесная история. В 982 году рядом с Кареей в пещере обитали старец с послушником. Когда старец ушел на всенощное бдение, ночью в келью явился неизвестных монах и вместе с послушником стал молиться. Когда же они запели молитву «Честнейшую Херувим», монах добавил к песнопению «Достойно есть…» (и далее, ныне эта песнь так и поется).

Монах по просьбе инока записал эти слова, но не на бумаге, а на каменной плите перстом, которая стала подобна воску. Назвав свое имя – Гавриил, монах исчез. Это был архангел Гавриил.

Икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица»)

По преданию, место для строительства монастыря Патнократор Богоматерь выбрала сама и впоследствии являла немало чудес.

Она почитается как покровительница старчества.

Эта икона получила свое название за быстрое исполнение просьб молящихся. С ней также связано множество исцелений, прежде всего, от падучей и одержимости бесами.

Икона Богородицы «Сладкое Лобзание» («Гликофилус»)

По преданию, эта икона – одна из семидесяти, которые написал сам евангелист Лука. Он изобразил Богоматерь, целующую Младенца Иисуса. Икона не раз являла чудеса. Так, во время Второй мировой войны, когда Греция была оккупирована немцами, в Филофеевском монастыре почти закончилась пшеница, нечем было кормить монахов и мирян-богомольцев, но в надежде на помощь Пресвятой Девы монахи испекли из последней муки хлебы.

Вскоре к монастырю причалил корабль, и капитан предложил в обмен на дрова пшеницу, которую везло судно. Так Богоматерь позаботилась о Своих детях.

Икона Богородицы «Всецарица»

Свойство этой чудотворной иконы — противостоять всяческой магии и колдовству, исцелять от самых страшных недугов.

Так же, как Богоматерь кормит грудью Своего Младенца, она питает и души верующих. С иконой связано немало свидетельств о чудесах.

Свое название монастырь получил от слова «ватопед», в переводе с греческого «куст отрока». Как гласит предание, в 390 году с корабля упал в море юный сын императора Феодосия Великого Аркадий, но по милости Богоматери оказался на берегу и заснул под кустом, где его и нашли на следующее утро.