Дом чуковского в переделкино официальный. Дом-музей Чуковского: экскурсии, история. Здание и экспозиция

19 июня 2010 года мы с Катюшей побывали на экскурсии в Переделкино. Вот в этом самом доме с 1938 по 1969 год жил и работал Корней Иванович Чуковский. Дорожка к дому идет мимо парка, где два раза в год проводят костры - в июне встречают лето, в сентябре - провожают. Такая традиция была во времена Чуковского, причем входным билетом на костер служили шишки

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет...
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!" (с)

Эту библиотеку Корней Иванович построил на свои деньги для местных детишек.

В гостиной на столе живет Мойдодыр, тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку. Видите тазик и кувшинчик? Дочка писателя Мурочка не любила умываться, вот он и сочинил для нее сказку, которую мы все знаем - "Мойдодыр".

вот телефон, по которому Чуковский разговаривал с крокодилами, слонами и с другими зверями. Раньше в Москве телефоны были не только с цифрами на диске, но и с буквами. Цифр было 10 и букв тоже 10. И чтобы позвонить, например, Жирафу надо было набрать букву «Ж», Бегемоту – «Б». А вот как позвонить Слону? Ведь буквы «С» нет на диске. Догадались? Правильно, Слон ведь звонил от Верблюда, значит нужно набрать букву "В" и там будет Слон

Мини чудо-дерево на рабочем столе писателя

Комната писателя, в которой он жил и работал. Иногда, если его мучала бессоница, он просил своего старшего сына почитать ему, но читать нужно было грамотно, соблюдая все знаки препинания и правильно расставляя ударения. В противном случае Корней Иванович сильно гневался. Корней Иванович много читал, переводил иностранную литературу. Хотя из гимназии в свое время был исключен, когда по специальному указу учебные заведения "освобождали" от детей "низкого" происхождения. То есть по сути он самоучка.

Этот абажур выполнен из коробки из-под торта. Еще мы познакомились с волшебной музыкальной шкатулкой. Если посмотреть в нее, то станешь добрым и красивым Посмотрели на озорную пружинку, которая сама скачет по лестнице. Прогулялись по парку, в котором очень-очень высокие сосны. Помахали на прощание чудо-дереву. И довольные отправились домой

Дача в Переделкино, где ныне музей Чуковского, — одна из старейших в загородном писательском поселке. Здесь литератор прожил последние 30 лет, пожелав и упокоиться на местном кладбище. Сохранена повседневная обстановка, в которой работал переводчик и филолог, литературный критик и историк, которого большинство знают лишь как детского писателя. Между тем творчество его исключительно многогранно и высоко оценено и властью, и обществом.

Никаких особых изысков в убранстве музей Чуковского не обнаруживает, привычка к простому быту была заложена с детства. Николай был вторым ребенком полтавской крестьянки Екатерины Корнейчуковой от питерского студента Эммануэля Либермана, в доме семьи которого она прислуживала. Пути семейства и отца детей вскоре разошлись. Журналистскую работу начал уже не Николай, а Корней Чуковский, позднее ставший Ивановичем, это узаконил после революции орган ЗАГС.

Как и во многих нынешних загородных домах, на писательской даче собрана бывшая в употреблении мебель и другие вещи. Потертые ковры, слегка обшарпанная обстановка зазорным не считалась. Семья Чуковского была непритязательной, но дружной – женившись в 21 год, он прожил с супругой более полувека, до ее кончины. Сложны и трагичны были жизненные обстоятельства их четверых детей, отозвавшиеся и в переживаниях родителей.

Музей Чуковского, первый этаж

Младшая, Маша, умерла в 11 лет от туберкулеза, сын Борис погиб на войне в 1941 году, перед эвакуацией отца в Ташкент. Второй сын, Николай, пережил блокаду Ленинграда, был писателем. Литературой занималась и старшая, Лидия, разделявшая взгляды бывавших у отца диссидентов, ведь Солженицын даже жил на даче в статусе дворника. Ее исключили в 1974 году из Союза писателей, и отстаивать музей Чуковского пришлось несколько лет.

Общее помещение первого этажа обставлено по-простому, но продуманно. Обыкновенно она служила гостиной, но иногда использовалась для проживания гостей. Именно здесь некоторое время жил опальный Солженицын, талант которого Чуковский оценил одним из первых. О книжных героях хозяина дачи напоминают обыкновенные бытовые предметы, в том числе хрустальные блюдо и кувшин – подарок Агнии Барто, прозванный Мойдодыром.

Сохранившийся здесь старинный телефонный аппарат уже перешел в разряд исторических древностей. Посетители старшего поколения автоматически вспоминают заученные с детства наизусть строки стихотворения о позвонившем слоне и его пожелании шоколада. Все эти бытовые детали, для прошлого века совершенно обыденные, искусно обыгрываются местными экскурсоводами при развлечении посещающих музей Чуковского.

Крепко засевшие в головах нескольких поколений повзрослевших детей советских времен, развлекательные стишки Корнея Чуковского созданы в первой трети XX века. Не всем известно, что вовсе не детские произведения были основной литературной специализацией их автора. Чуковский перевел с английского множество книг, адресованных самым разным возрастным категориям. как литературовед и критик он исследовал творчество многих литераторов, наиболее подробно – Некрасова.

Второй этаж, кабинет-спальня

Личный рабочий кабинет Чуковского был одновременно его спальней, основной меблировкой комнаты служили книжные шкафы, стеллажи и полки. Отдельный статус был у содержимого ныне строго неприкосновенного квадратного столика, сплошь покрытого книгами. Эти произведения не дождались прочтения Чуковским, который непрочитанные книги на полки не ставил. Много здесь и памятных фотографий, в том числе с Гагариным, специально приехавшим в Переделкино к своему детскому кумиру.

Простенькая кушетка с низкой спинкой почти теряется среди книг, половина которых – на иностранных языках. Заметны сувениры и подарки – расшитые подушки с героями сказок, головной убор индейского вождя и другие полюбившиеся хозяину мелочи. Привлекает внимание абажур потолочного светильника, сделанный из упаковки юбилейного торта на 80-летие писателя. Коробка была оформлена картинками с героями стихов Чуковского, сохранена для будущих поколений таким вот необычным образом.

Детали обстановки

Сохраняет музей Чуковского и письменный стол типично чиновничьего вида, которым пользовался литератор, находясь на даче. Набор для письма, телефон и пепельница заядлого курильщика соседствуют с сувенирами, исключительно подарочного происхождения. Памятью о первой сказке является черный крокодил, особое место занимает засохшее деревце на подставке с развешенными копиями детской обуви. Эта поделка школьников имитирует живое дерево из сказки с настоящими башмаками, располагавшееся рядом с домом.

За этим столом были написаны серьезные работы, которые принесли Чуковскому высокие награды – орден Ленина и премию имени вождя, ученую степень доктора филологических наук, признание литераторов всего мира. В то же время великолепные сказки в стихах резко критиковала вдова Ленина, замминистра просвещения Крупская. Она считала сказки отвлечением от воспитания строителей социализма, вредным для детей. Это для многих могло быть приговором, спасло чувство юмора Сталина, любившего цитировать Тараканище.

Более того, ордена Трудового Красного знамени Чуковский получал с неожиданной регулярностью, начиная с грозного для многих 1939 года. Всего таких наград у Корнея Ивановича целых четыре, что встречалось нечасто. Однако превыше официальных наград Чуковский ценил детские игрушки, подаренные юными почитателями, прежде всего их собственноручные поделки. Они располагаются и сейчас среди книжного собрания, насчитывающего около 5 тысяч томов. Книги Чуковский систематизировал, заведя каталог в отдельном шкафу.

Необычная награда

У окошка рабочего кабинета, на двери в смежную комнату висит диковинное двухцветное одеяние свободного покрова. Это не костюм сказочного персонажа, а принадлежность еще одного титула хозяина кабинета – мантия доктора литературы университета Оксфорда. Эта почетная научная награда старейшего учебного и научного заведения получена Чуковским за переводы англоязычных писателей, труды по литературоведению. Из россиян раньше эту награду получали только Жуковский и Тургенев, а позднее – Анна Ахматова.

Английская литература была давним увлечением Чуковского, со времен пребывания в этой стране в качестве журналиста. Языком он овладел самостоятельно, потому что из гимназии был выдворен за незнатное, мягко говоря, происхождение. Именно он познакомил русскоязычных читателей с Робинзоном Крузо и бароном Мюнхгаузеном (это — с немецкого), переводил детские стихи про Робина-Бобина, исследовал философскую притчу о Дориане Грее и трагическую балладу Редингской тюрьмы Оскара Уайльда. И это только начало длинного списка.

Веранда-библиотека и библиотека-гостиная

Первые писательские участки в Переделкино были весьма солидной площади, а дома строились по немецким проектам. Дополнением к жилым помещениям были просторные веранды, оборудованные остеклением. Чуковский использовал эту дополнительную комнату для созерцания природы, а свободное место использовал опять же для размещения книг. Любой современный дачник использовал бы подобную веранду как летний сад, но Чуковский довольствовался подступавшими вплотную деревьями снаружи.

Смежная с кабинетом комната условно именовалась библиотекой, хотя книг в обеих помещениях находится примерно поровну. В библиотеке были все условия для писательской работы, а также уголок для отдыха либо приема гостей. Среди книжных томиков выделяется рисованный портрет Пастернака, которого Чуковский поздравил с Нобелевской премией единственным из советских писателей. Здесь же были написаны строки в поддержку еще одного будущего нобелевского лауреата, Иосифа Бродского, судимого за тунеядство.

Меблировка укрыта белоснежными чехлами, так часто делали не ради уюта, а главное, — для сохранения дефицитной в те времена мебели. Стол с зачехленной пишущей машинкой сохранен в освещенной снаружи зоне, в простенке между оконными проемами – круглый стол в окружении двух кресел и дивана для семейных и дружеских посиделок. Деревья и солнечные блики отражаются в стеклах рамок над диваном, поэтому нужно посмотреть на правую стену с иного ракурса.

При перечислении литературных жанров, в которых проявил себя Корней Чуковский, нами упущена мемуарная литература. Между тем, воспоминания о пережитом и многочисленных значительных личностях составляют важную часть написанного этим литератором. Некоторые знакомые Чуковского названы по ходу обзора, но есть и многие другие, о которых лучше узнавать из увлекательных мемуарных работ хозяина переделкинской дачи, а также при осмотре своеобразной стены памяти.

Стена воспоминаний

Над зачехленным диваном не слишком упорядоченно размещены старые фотографии и рисунки в рамках, а также большие планшеты, напоминающие стенные газеты. Собственно, есть среди них и настоящие стенгазеты, оформленные к юбилеям литератора. Есть несколько карикатур, которых хозяин дачи совершенно не стеснялся и очень ценил. Зарисовку к одной из них Владимир Маяковский сделал сигаретным окурком, уловив характерный профиль буквально одним росчерком.




На стене развешены и детские снимки Чуковского, и фотографии его детей. Много изображений нынешних классиков, в том числе целыми группами. Дружил Корней Иванович со многими, и не только сверстниками. Крепкая дружба связывала его с Ильей Репиным, на момент знакомства уже 70-летним классиком живописи, при том, что Чуковскому при их встрече было только 25 лет.

История чудо-дерева

Стишок про чудо-дерево с детскими чулочками и башмачками Чуковский написал для дочери Машеньки в 1926 году, исключительно для развлечения младшей дочери — последнего своего ребенка.

Однако Мурочка, рожденная после 10-летнего перерыва после старшего и двух других детей, прожила лишь 11 лет. После ее кончины от туберкулеза Корней Иванович забросил так удававшийся ему жанр литературы для самых маленьких, где он остался непревзойденным. А что же с чудо-деревом?

В реальности увешенное обувью малых размеров дерево росло на участке давно, по преданию, сам Чуковский его и посадил, но наряжать – деревце было не его задумкой. Легенда такова: старый клен однажды весной не выпустил листву, и руководитель музея осуществил выдумку уже умершего автора стихотворения. Дерево будто встрепенулось, почки раскрылись, и еще несколько сезонов клен радовал огромными листьями. Однако все конечно в природе, и теперь наряженным встречает детвору более молодое дерево.

Что доподлинно основал сам Корней Иванович, так это детская библиотека для младших обитателей Переделкино. Домик для нее писатель разместил на собственном участке, обеспечив первичными книжными фондами. Сейчас библиотека Чуковского продолжает работать для новых поколений малышей, территория вокруг красочно оформлена и удобна для развлечений детворы и отдыха взрослых.

Теплые осенние дни в 2018 году долго держались. Дома проводить их не хотелось. Решили семьёй один из сентябрьских дней провести интересно, необычно и в особенном месте. Для прогулки предложила своим три варианта на выбор

~ Парк Горького в Москве. Очень давно там не были, после обновления и ремонта хотелось посмотреть на старое место в новом обличье. Этот вариант решили пока отложить по причине, что в Москву можно поехать и позже, в другие дни.

~ Прогулка по писательскому поселку Переделкино и посещение праздника "Прощай, лето!" на даче одного из классиков детской литературы Корнея Ивановича Чуковского. Это предложение показалось самым многообещающим и привлекательным.

Место выбрали. Изучили маршрут. Ехать недалеко. Всего 120 км. Воскресным утром 9 сентября мы двинулись в путь.

Ехали практически без пробок и через 2,5 часа оказались на территории писательского поселка Переделкино.
Переделкино – место необычное. Место, где воздух пропитан литературой. Место со своей атмосферой, со своим микроклиматом. Попадая сюда, будто перемещаешься во времени и оказываешься в другом мире. Дома и домики стоят посреди соснового леса. Здесь долгие годы жили и творили те, на чьих произведениях выросло и повзрослело не одно поколение мальчишек и девчонок. Чуковский, Пастернак, Окуджава, Евтушенко, Солженицын, Кассиль и многие наши замечательные писатели и поэты. В их книгах, романах, песнях, сказках можно найти ответы на многие вопросы.
В гости к двум из них мы попали в это воскресенье.
Первый - один из любимейших детских писателей нескольких поколений - Корней Иванович Чуковский.


На своей даче Корней Иванович прожил чуть более тридцати лет, четырнадцать из которых весной, в конце мая, и осенью, в начале сентября, устраивал праздники для детей. Один – праздник «Здравствуй, лето!», второй – «Прощай, лето!». На второй праздник мы приехали и оказались в душевной атмосфере теплого осеннего праздника. При Чуковском обязательным условием посещения этих детских праздников являлось наличие у каждого гостя нескольких шишек. Их можно было собрать рядом с домом и в прилегающем лесу. Сейчас же это условие можно было выполнить по желанию. Мы не искали шишки, но видели, как другие дети активно их собирали. Особенно этим собиранием нравилось заниматься малышам.
Обязательным атрибутом праздника являлось зажжение большого костра. Об этом свидетельствует деревянная табличка.


Эта традиция сохранилась до сих пор. Дети по-прежнему водят хороводы и рассказывают стихи, а взрослые поют песни. Корней Иванович завел традицию собирать у себя на даче детей не только постоянных жителей писательского поселка, но и со всех окрестностей, а также приглашать известных писателей, поэтов, артистов и художников. В разное время здесь были в гостях Агния Барто, Рина Зеленая, Сергей Михалков, Валентин Берестов, Борис Заходер, Эмма Мошковская. И в этот раз присутствовали известные литераторы. Об этом чуть ниже.
Праздник "Прощай, лето!" был посвящен двум замечательным детским писателям, двум корифеям детской литературы - Корнею Ивановичу Чуковскому и Эдуарду Николаевичу Успенскому. Корнею Ивановичу - как зачинателю замечательной традиции и праздника прощания с летом Эдуарду Николаевичу - как одному из основных защитников праздника, благодаря которому славная традиция не была окончательно запрещена, и душевный, чудесный праздник детства, праздник радости не был окончательно закрыт.
В этот осенний день зажжение костра, как и в предыдущие годы, проходило на поляне рядом с домом Корнея Ивановича.


Здесь собрались почитатели талантов создателей, мне кажется, бессмертных произведений "Тараканища", "Бибигона", "Айболита", "Путаницы", "Простоквашино", "Гарантийных человечков" и "Крокодила Гены".
В празднике принимали участие многие известные лица детской литературы – лауреаты премии имени Корнея Ивановича Чуковского и других литературных премий (те, кого мы успели сфотографировать): поэт, переводчик, автор книг для детей Марина Бородицкая, заведующий отделом Гослитмузея Сергей Агапов, поэт и прозаик Сергей Белорусец,



Композитор, автор песен, вошедших в сборник сто лучших романсов и в энциклопедию авторской песни, основатель группы «Последний шанс» Владимир Щукин и многие другие не менее известные личности.
Многие из участников читали как свои произведения, так и стихи Эдуарда Успенского, рассказывали забавные случаи, связанные с автором "Простоквашино". Совершенно изумительные артисты театра «Игра» исполнили самые-самые знаменитые песни персонажей, придуманных Эдуардом Николаевичем.


Благодаря современным технологиям зрители и участники костра Чуковского смогли посмотреть и послушать, как говорили на празднике, продолжателя литературного дела Корнея Ивановича, автора чудных рассказов о мальчике Федоре и коте Матроскине, мэтра детской литературы, - Эдуарда Николаевича Успенского, но уже, к сожалению, в записи.
В этот день на поляне, на дорожках, ведущих к сцене, при входе, на воротах рядом с портретами Чуковского были также портреты Успенского.



Два чудных, добрых, чувствующих тонкую детскую душу автора были на этом празднике рядом. Находясь внутри праздника в Переделкино, на столь большом событии для детей и взрослых, у меня появилось чувство, что детство не уходит окончательно, не покидает нас навсегда, оно только тихонько замирает где-то глубоко в нас, а потом, в нужный момент, всплывает и помогает нам жить.
Программу вел поэт Сергей Белорусец, который предложил организовать премию имени Эдуарда Успенского. Мне очень хочется, чтобы эта идея воплотилась в жизнь.
Немного в стороне от сцены авторы и издательства продавали разные книжки для маленьких детей и тех, кто постарше.

Я не могла не подойти. Книги покупаю везде, особенно люблю посмотреть и хорошенько повыбирать их, когда никто не пытается подсунуть что-либо ненужное, а дают возможность самой полистать и, если понравится, купить. Это место оказалось именно таким, как я люблю. В результате купила несколько книг. Марта Белкина, автор книг о сыщике Хитрове, подписала Полине свои книги


Это теплое, я бы даже сказала, домашнее, событие снимали несколько телевизионных каналов. «Культура», «Москва 24», «ТВ-центр». Мы впервые находились так близко от съёмочных групп. Непривычное ощущение. Все время находишься в зоне потенциального внимания. Представители телеканалов то и дело появлялись в разных уголках поляны, снимали происходящее вокруг, а также просили знаменитых участников повернуться к гостям (поскольку получалось, что одни смотрели на них спереди, а другие со спины), чтобы было удобно, например, с ними сфотографироваться или просто полюбоваться ими.
Костер горел долго, ярко.




Дети всех возрастов собирали поблизости шишки, подбегали и бросали их в огонь. Взрослые и дети (за ограждением) водили хоровод вокруг костра.


Костер медленно догорал, как бы оповещая, что праздник прощания с летом медленно подходит к концу.
Мы ушли немного раньше всех собравшившихся. А их было, как я потом прочитала, больше тысячи. Хотелось еще погулять немного по Переделкино, попасть в дом Корнея Ивановича.


Я очень хотела посмотреть не столько сам дом, сколько его библиотеку. На фото там столько книг. От пола, до потолка. И все или почти все Чуковский держал в руках.
Когда подошли к входной двери, от сотрудников музея узнали, что в дни таких больших праздников и большого скопления людей дом для посещения, к сожалению, закрыт. Но можно будет подойти примерно к 16 часам, когда все гости и участники разъедутся и разойдутся, и нас пропустят.
Так и решили сделать.
Прошли ворота с портретами Корнея Ивановича и Эдуарда Николаевича. Заглянули рядом на территорию библиотеки, которую автор "Бибигона" открыл на свои деньги и передал на хранение первые 400 книг.




Вышли с улицы Серафимовича, где стоит дача Чуковского, прошли немного вперед, направо и на другой стороне, на улице Павленко, увидели табличку, указывающую на то, что здесь находится дача автора доктора Живаго, одного из лучших переводчиков и крупнейших поэтов 20 века.


Борис Леонидович Пастернак стал вторым, у кого мы побывали в гостях в этот осенний день.
Ноги сами нас вывели к его дому.






Правда, признаюсь честно, перед поездкой у меня была мысль, что если будет немного свободного времени после праздника на даче Чуковского, то можно будет посмотреть и, если получится, посетить дом, где в течение десяти лет создавалось произведение, из-за которого его автору пришлось очень тяжело и непросто.
Дача Чуковского теплого, песочного цвета и окружающая ее территория оставила впечатление уюта, домашности, доброго, доверительного отношения к его хозяину. Дача Пастернака произвела впечатление строгости, серьезного отношения к жизни, глубоких душевных и внутренних переживаний и раздумий. Здесь, в этом доме, Борис Леонидович узнал о присуждении ему Нобелевской премии, от которой впоследствии его заставили отказаться.
Экскурсию по дому решили не брать. Поскольку Полине пока было не очень понятно, кто такой Борис Леонидович. Я просто немного рассказала про него и про его главное детище, роман «доктор Живаго». Впереди прохождение в школе, еще поговорим.
Купили билеты, подождали немного в фойе, пока экскурсионная группа ушла немного вперед. И самостоятельно прошлись по этому дому.
Дом двухэтажный, небольшой.


Несколько комнат.






Обстановка, как, наверное, сейчас сказали бы, аскетичная или простая. Но разве это главное? Дом пропитан духом писателя, его мыслями, творчеством, его жизнью, чувством эпохи. На стенах картины папы Пастернака, живописца и графика Леонида Осиповича.


Сохранилось много вещей семьи: книги, рукописи.
Мы совершили прогулку по дому с большой историей, прогулялись немного по саду, в котором проводятся мастер-классы по живописи. Сад немного запущенный, но зато в нем сохранились пастернаковские яблони.




Несмотря на то, что на улице было безветренно, не по осеннему тепло и солнечно, атмосфера какой-то тихой грусти и печали, внутреннего напряжения, душевного надлома живших здесь людей, и передавшаяся этому дому, подействовала и на нас.
Но мы вышли из дома с мыслью, что надо обязательно вернуться. Обязательно! Взять экскурсию или прочитать историю этой семьи и дома во всех доступных источниках и снова приехать, чтобы уже пройтись по этому месту с более глубоким знанием исторического материала.
Покинув территорию дачи автора одного из лучших переводов Гамлета и Фауста, мы медленно возвращались к дому-даче Корнея Ивановича.


По времени получалось, то до 16 часов еще два с лишним часа надо было гулять. Мы подошли к воротам дачи Корнея Ивановича. Праздник заканчивался. Участники и гости выходили к своим машинам.
Мы немного постояли и ​поняли, что впечатлений уже много на сегодняшний день. Надо ехать домой. Полина набралась впечатлений. На сегодня хватит.


Солнечное настроение, идущее от дома песочного цвета и царящее на сказочной поляне детства, сопровождало нас на обратной дороге.
Вот так недалеко от дома можно окунуться в атмосферу творчества двух писателей, в атмосферу детства, юности и литературы. Получить заряд солнечного позитивного настроения, посетив чудный волшебный праздник «Прощай, лето!», имеющий 62-летнюю историю. И немного погрустить и подумать о переломных моментах жизни в полной душевными переживаниями даче автора романа доктора Живаго.

Полезная информация

Координаты и режим работы:

  • Адрес дачи Корнея Ивановича Чуковского: пос. ДСК Мичуринец, ул. Серафимовича, д. 3.

График работы: Вт. – Вс. - с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30) Пн. - выходной

  • Адрес дачи Бориса Леонидовича Пастернака: пос. ДСК Мичуринец, ул. Павленко, д. 3.

График работы: Вт. – Вс. - с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30) Пн. – выходной

  • Недалеко от поселка теперь открыли новую ветку метро. Добираться стало удобнее. Ближе всего будет метро Рассказовка или Новопеределкино.
  • Парковки как таковой нет. Машину можно оставить вдоль улицы Серафимовича, 3. Если вы приедете в гости, так же как и мы.

Цена билетов:

  • Входные билеты в музей Пастернака: осмотр экспозиции с путеводителем 200 рублей взрослый, дети до 16 лет бесплатно. Получасовая экскурсия для одного человека 450 рублей (от 2 до 5 чел 250 рублей, от 5 до 15 чел 200 рублей) + входные билеты.
  • Входные билеты в музей Чуковского: 200 рублей взрослый, дети до 16 лет бесплатно. Экскурсии проводятся строго по субботам и воскресеньям с 13,30 до 18,00. Набор групп происходит от 15 до 30 мин.

Праздники и мероприятия:

Праздник «Прощай, лето!» проводится в первых числах сентября. В этот раз был 9 сентября. Вход для всех бесплатный. Записываться заранее не нужно.
Праздник «Здравствуй, лето!» проводится в последних числах мая. Мы теперь задумались, не съездить ли еще и на этот праздник.
В домах-дачах и на территориях проводятся разные выставки и мастер-классы. Расписание можно узнать на официальном сайте www.goslitmuz.ru

Добро пожаловать в Переделкино!

Музеи Переделкино: музеи искусств, музеи-заповедники, краеведческие, изобразительных искусств, художественные, современные музеи. Телефоны, официальные сайты, адреса основных музеев и галерей Переделкино.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию
  • Подмосковный дачный поселок Переделкино очень тесно связан с литературой и искусством вообще. Его знают многие, даже далекие от литературы люди, в том числе, за пределами России. Многие известные советские поэты и писатели 30-90-х гг. 20 в. так или иначе имели отношение к Переделкино - жили здесь или бывали в гостях. Среди них были Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров, Николай Заболоцкий, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и др. В бывших домах некоторых из них сегодня организованы музеи.

    Один из самых известных музеев в Переделкино - это дом-музей Бориса Пастернака . В отличие от большинства своих соседей, Борис Львович не просто приезжал сюда на выходные, а жил здесь, более того, именно в этом доме он написал свои лучшие произведения. Поэт сам признавался, что больше нигде в мире у него не было такого вдохновения. Обстановка дома совсем не изменилась с тех пор, как там жил Пастернак: все вещи на своих местах, ничего лишнего, все строго и аскетично - как при хозяине.

    Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкино очень уютный и живой. Здесь тоже все осталось точно в таком же виде, как и при жизни хозяина. Сам Корней Иванович очень любил приглашать в дом детей и читать им сказки, и сегодня этот музей очень тепло относится к детям, которые шумят, играют, трогают все руками и рассматривают картинки.

    Маленькие посетители любят растущее во дворе дома-музея Чуковского «чудо-дерево», на котором висят ботинки, игрушки и другие интересные штуковины.

    Дом-музей Булата Окуджавы , открытый в 1998 г. - место паломничества поклонников его творчества и бардовской песни и всех, кто любил эпоху 60-х гг. Музей разделен на две экспозиции. Одна из них посвящена личности и творчеству поэта, и здесь без изменений сохранилась «окуджавовская» дачная обстановка, а вторая - бардам-шестидесятникам. Здесь постоянно собираются барды, проводят литературные вечера и квартирники, а каждое лето в этом музее проходят «Булатовы субботы» - вечера, посвященные молодым исполнителям бардовской песни.

    Один из самых молодых музеев в Переделкино - дом-музей Евгения Евтушенко - открылся в 2010 г. Здесь можно увидеть не только обстановку дома, в которой творил поэт, но и полноценную выставку живописи. В одном из музейных залов выставлены работы Шагала, Пикассо, Шемякина и др.

    • Где остановиться: для радиальных экскурсий по Подмосковью лучше всего остановиться в одной из гостиниц Москвы .
    • Что посмотреть: щедрую на достопримечательности столицу нашей России, города-жемчужины Золотого Кольца , Кремль в Волоколамске , старинный монастырь в Звенигороде , любимый город Дмитрия Донского Коломну , Сергиев Посад , что знаменит Троице-Сергиевой Лаврой, уникальные земляные валы Дмитрова , Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Подольске . Кроме того, стоит посетить знаменитое Бородино , Кремль и великолепные храмы Зарайска , Дом-музей П. И. Чайковского в Клину , усадьбу Тютчева
  • «Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли… - вспоминала о зарождении музея дочь Чуковского Лидия Корнеевна. - Ни единого объявления в газете или где бы то ни было - но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях».

    О том, как «стихийно», как бы «сам собой», переделкинский дом стал музеем, Лидия Чуковская рассказывала так: «Затея моя - сохранить в неприкосновенности комнаты Корнея Ивановича - повернулась так, как мне и во сне не снилось: говоря по правде, сохранила я их, чтобы иногда приходить туда одной, как прихожу на могилу, - и снова видеть его стол, халат, его радио, его книги... Так же тикают часы на столе, тем же строем стоит на полке собрание Некрасова, в которое вложено им столько труда. Вот-вот и он сам войдет...»



    В течение практически тридцати лет музей не только работал, но и боролся за право на существование. В 1976 году решение о внесении музея в список памятников истории и культуры было отменено, тогда на защиту музея встали Лихачев, Капица, Каверин, Образцов, Райкин, Успенский, Берестов и другие. Эта борьба за музей продолжалась долгие годы. Лишь в июне 1996 года, после капитального ремонта и больших реставрационных работ, проведенных Гослитмузеем, переделкинский дом Чуковского вновь наполнился детскими голосами, в нем начали проводить экскурсии для взрослых и детей.

    Сегодня все выглядит так, как и 5 октября 1969 года, когда Корней Иванович уехал в кунцевскую больницу. Домой он больше не вернулся: писатель скончался 28 октября 1969 года...


    В этом доме Корней Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 года Сказка Бибигон так и начинается: «Я живу на даче в Переделкине...» Здесь Чуковский написал книгу о русском языке «Живой как жизнь», исследование «Мастерство Некрасова», статьи и воспоминания о Чехове, Блоке, Ахматовой, Гумилеве, Брюсове, о переводах на английский язык русской прозы и поэзии. Здесь же он получил известие о присвоении ему звания почетного доктора литературы Оскфордского университета, одного из старейших в Европе. В этом гостеприимном доме бывали Пастернак и Ахматова, Паустовский и Солженицын, Евтушенко, Бродский, Берестов и другие.

    Мы не будем подробно рассказывать обо всех комнатах дома-музея Чуковского, сотрудники музея сделают это намного лучше, глубже и уж точно гораздо интереснее, чем это позволит формат Квартблога. Но без описания кабинета писателя и его библиотеки наша статья была бы неполной.

    О кабинете Чуковского Вениамин Каверин писал: «Эта комната - одушевленная, сложившаяся десятилетиями вещественно воплощенная часть истории русской литературы. В ней все, как было в день его смерти, и для нас, его современников, для тех, кто пришел и еще придет ему на смену. И надо, чтобы все так и осталось, как было».



    В кабинете у огромного окна стоит письменный стол писателя, на нем - его последняя статья, которая так и не была дописана - «Признания старого сказочника». «Чудо-дерево» на письменном столе - подарок учащихся 609-ой московской школы к восьмидесятилетию писателя. Под деревом - фигурки Андерсена и Бибигона, рядом два игрушечных крокодильчика из одноименной сказки Чуковского - английский белый из слоновой кости и африканский черный из железного дерева. Справа фотографии жены Чуковского Марии Борисовны и сына Николая.




    На книжной полке над диваном стоит комплект грампластинок с записями стихотворений Уолта Уитмена в исполнении американских актеров и Шалтай-Болтай, подарок из Англии. Рядом, в шкафу, на полках с книгами, фотографии молодого Александра Солженицына и Юрия Гагарина.






    Шкаф для архива напротив - «штуковина», как называл его сам Корней Иванович, в нем хранились рукописи и письма Александра Блока, Анны Ахматовой, альбомы с фотографиями, множество папок с еще незавершенными исследованиями. На шкафу - игрушки: Говорящий Лев и паровозик.


    Особенно много в этой комнате подарков из Японии: куклы, веер, огромный полотняный карп. Японцы обожали Чуковского: в Японии дважды издавалась его книга «От двух до пяти», которую японские ученые и педагоги считают одним из лучших исследований детской психологии.







    Настоящий головной убор индейского вождя из разноцветных перьев привезен писателю одним из его почитателей из Америки; в этом индейском одеянии Корней Иванович играл с детьми.




    Напротив кабинета дверь в библиотеку, бывшую когда-то комнатой жены Чуковского Марии Борисовны. Зачехленная белой парусиной мебель, стена, увешанная семейными черно-белыми фотографиями и самое дорогое для членов этой семьи - книги, огромное количество книг. Всего в музейной экспозиции насчитывается более пяти тысяч книг. Особенно много на полках сказок - отечественных и зарубежных. Литературоведческие и мемуарные книги Чуковского занимают отдельную полку. Многие книги в доме Чуковского хранят следы его карандаша - отчеркивания, подчеркивания, заметки на полях. Иногда их так много, что книгу можно рассматривать как своеобразную рукопись Чуковского.



    В углу, за дверью, стоит палка - бугристая коряга, которую, по рассказам экскурсовода, Корней Иванович мог поставить на указательный палец и держать, сохраняя в состоянии равновесия. Здесь же один из лучших портретов молодого Чуковского - литография Надежды Войтинской.






    Простенок между кабинетом и библиотекой тоже заполнен книгами, рисунками и фотографиями. Отдельную полку занимает привезенная Чуковским из Англии в 1916 году энциклопедия «Британника».



    Самая нарядная комната в доме - столовая. Она оформлена по вкусу жены Чуковского, Марии Борисовны. Темно-синие стены подчеркивают красоту мебельного гарнитура из карельской березы, который Мария Борисовна купила в комиссионке в 1939 году. На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания - это подарки Сергея Михалкова и Агнии Барто. Дополняют интерьер бронзовая люстра, картины Ильи Репина, близкого друга писателя, и Константина Коровина, рисунки Бориса Григорьева.

    Ножки обеденного стола в виде львиных голов тоже вызывают неподдельный интерес: если смотреть снизу, то львы улыбаются, а при взгляде сверху кажутся грозными и сердитыми. Тут же и черный дисковой телефон с буквами, по которому Корнею Ивановичу в мультфильме звонил Слон.




    Напоследок прогуляемся по участку рядом с домом писателя. Здесь находится костровая площадка. Традицию проводить летние «Костры» - праздники для детей при участии писателей, актеров, певцов и фокусников - придумал сам Чуковский: он собирал детей на поляне и устраивал целые представления для них, входным билетом на которые служили десять шишек. Сейчас эта традиция бережно хранится смотрителями музея.




    У калитки растет знаменитое "чудо-дерево", украшенное старой детской обувью. Рассказывают, что этот клен чуть было не спилили, решив, что он засох. Но директор музея буквально спас его от неминуемой гибели, развесив на нем разноцветные поношенные башмаки. С тех пор эта коллекция только пополняется.


    При подготовке статьи использованы материалы дома-музея Корнея Чуковского, комментарии главного научного сотрудника музея Крючкова Павла Михайловича и информация сайта odintsovo.info.