Дом музей рубенса. Антверпен дом рубенса. Музей изобразительных искусств в Антверпене

Дом Рубенса, открытый в 1946 году, является одним из наиболее популярных музеев в Бельгии. Знаменитый художник Питер Пауэл Рубенс проживал в собственном доме-мастерской, построенном в итальянском стиле, на берегу канала в Антверпене. Гостеприимный хозяин принимал талантливых фламандских живописцев, французскую королеву Марию Медичи, герцога Бекингем и других именитых людей. Рубенс был и заядлым коллекционером, собравшим ценнейшие полотна Тициана, Рафаэля, Яна ванн Эйка, большое количество работ других живописцев, в том числе и своих учеников.

После его смерти было оставлено около 300 картин, скульптуры, монеты, медали, драгоценные камни, статуэтки из слоновой кости, а также книги и рукописи. В 1939 году Дом Рубенса был приобретен администрацией Антверпена, а открытый для посещения музей, обставленный подлинной мебелью XVII в. и работами великого художника, сохранил дух того времени.

Самый интересный экспонат музея –стул Рубенса с золотой надписью, принадлежащий антверпенской гильдии св.Луки. Жилые комнаты, расположенные на втором этаже, соединяются небольшой галереей с сохранившемся камином из черного мрамора. Стены украшают полотна самого живописца – “Благовещение” и “Мавританский царь”, а также его учителей: Отто ванн Веена, Корнелиоса де Воса и Яна Вильденса. Сад с павильоном в стиле маленького античного храма, изображенный мастером на картине “Прогулка” в 1631 году, свидетельствует о высоком художественном вкусе и незаурядной личности Рубенса.

Богатая творческая коллекция художника располагается по многим музеям от Ахена до Цюриха.

Многие известные художники работали в Антверпене в период расцвета города, но Питер Пол Рубенс несомненно является самым известным среди них. Прелестная резиденция и студия, где Рубенс работал и жил с 1616 года до своей смерти в 1640 году, сегодня является одним из самых посещаемых музеев Антверпена.

Почти все созданные в доме Рубенса работы мастера и его учеников были рассеяны по крупным музеям всего мира, но здесь сохранилась по-прежнему впечатляющая коллекция. Помимо картин самого маэстро вы найдете другие произведения искусства и мебели XVII века, а также картины его учеников, в том числе работы Йорданса и Ван Дейка.



Дом Рубенса - большая достопримечательность, позволяющая взглянуть на жизнь и работу мастера. Особняк был не только студией, но и местом встречи для богатых и знаменитых. Среди его клиентов были богатые торговцы, дипломаты и аристократы, в том числе члены королевской семьи, которые часто посещали его студию и смотрели, как продвигается работа. Была даже особая зона просмотра для посетителей, позволяющая увидеть художников в процессе работы.



Палаццо Рубенса

Рубенс купил дом в начале семнадцатого века после своего восьмилетнего пребывания в Италии. Под влиянием итальянской архитектуры он перестроил здание в итальянское палаццо и переехал сюда в 1616 году. В доме также был красивый сад и аркадный вход. После его смерти здание было продано, а новые владельцы значительно изменили строение. К 1937 году, когда здание было передано городу Антверпен, оно уже почти не напоминало первоначальную структуру.



Соединяющий студию и резиденцию симпатичный портик является одной из немногих аутентичных частей, которые сохранились. Другие части были тщательно восстановлены и реконструированы по оригинальным чертежам и картинам дома. Неподалеку находится еще одна известная достопримечательность города — Площадь Гроте-Маркт .


Посещение музея Рубенса

Дом Рубенса расположен на площади Ваппер. В стеклянном павильоне перед домом вы найдете книжный магазин и билетную кассу. Посетители могут пройтись с экскурсией по саду, посетив как студию, так и частные комнаты.

Если бы не стеклянный павильон с красочными афишами, в котором продают билеты на посещение музея и расположена камера хранения, пройти мимо дома Рубенса по улице Ваппера и не заметить парадный вход можно довольно легко. Шедевр архитектуры начала XVII века, а именно так справедливо считать построенное по собственному проекту великого художника здание, зажат среди других домов и не бросается в глаза прохожим. При жизни Рубенса дом выглядел иначе.


Вернувшись в Антверпен в 1608 году из Италии, где он провел восемь лет, Рубенс поселился в доме незадолго до его приезда умершей матери. В 1609 художник женился на восемнадцатилетней Изабелле, дочери Яна Брандта, статс-секретаря города Антверпен. После свадьбы молодые некоторое время жили в его доме. В 1910 купил небольшой болотистый участок земли с домом на берегу у канала, на окраине города , который сильно перестроил для своих нужд и украсил "на античный манер". Он сам сделал эскизы своего будущего дома, эскизы, напоминавшие фантастические декорации к новеллам Боккаччо или Сакетти. Новый особняк должен был стать обителью, достойной грядущей славы. Любопытен тот факт, что бывшие владельцы дома в качестве платы потребовали от художника, кроме денег, бесплатно и вне очереди обучать их сына искусству живописи. После перестройки и украшения молодая семья въезжат в 1616 в новый дом. В письмах к Карлтону от 12 мая 1618 года художник писал: ".. .я истратил несколько тысяч флоринов на украшение моего жилища…". Друг Рубенса, городской секретарь Ян ван ден Ваувер, в 1620 год сообщает о том, что "дом вызывает удивление иностранцев и восхищение приезжающих".

В декорации фасада дома и двора Рубенс использует такие элементы ренессанской архитектуры, как портики и балюстрады, полуциркульные арки и фронтоны. Наиболее замечательной частью постройки стал соединяющий оба здания трёхпролётный портик, выстроенный наподобие античной триумфальной арки и украшенный скульптурными аллегориями Живописи и Минервы - римской богини мудрости. Голландский гравер Якоб Харревейн, глубоко впечатлённый архитектурным оформлением внутреннего дворика, посвятил ему одну из своих работ. В прихожей висят увеличенные фотографии его гравюр, выполненные в 1684 и 1692 годах с видом дома Рубенса и его мастерской, которые помогли реставрации имения.


Павильон в саду был задуман мастером как маленький античный храм. В нише портика стоит статуя Геркулеса по рисунку Рубенса, возможно, работы Лукаса Фейдербе, известного фламандского скульптора той эпохи. Справа от Геркулеса
- статуя Вакха с гроздью винограда в руке. Слева когда-то находилась статуя Цереры, теперь она заменена статуей Венеры работы Вилли Крайца. В саду еще можно видеть стену, отделяющую владение Рубенса от территории Корпорации аркебузьеров, по заказу которой он создал свой шедевр "Снятие со креста", поныне составляющий гордость антверпенского собора Богоматери, а также надгробные плиты с могил его брата Филиппа Рубенса и сына последнего, перенесенные сюда из разрушенной в 1830 году церкви аббатства св. Михаила.

В мастерской же им были созданы самые знаменитые полотна. Сюда приходили работать и учиться многие талантливые живописцы Антверпена. Дом Рубенса посетили такие знатные гости, как правительница Нидерландов эрцгерцогиня Изабелла, французская королева Мария Медичи, герцог Бекингем, маршал Спинола и другие. Дом Рубенса был гостеприимно открыт для ученых, художников, писателей. Его хозяин отличался необыкновенной любезностью и поражал всех широкой эрудицией. Внутренний дворик на удивление тих и спокоен. Летом в нём можно укрыться от солнца в тени, зимой от ветра и уличного шума. Двор замыкает с четвертой стороны портик с тремя арочными пролетами. Если дом с жилыми помещениями внешне выглядит скромно и выстроен в старофламандском духе, то мастерская, портик и павильон в саду выдержаны в стиле барокко и богато декорированы скульптурой.


С середины XVIII века дом стал окружаться пристройками и был сильно переделан во вкусе новых хозяев. После реставрации он приобрел прежний вид, восстановленный детально точно по старинным гравюрам и картинам с его изображением. Только портик и павильон в саду сохранились прекрасно и нуждались лишь в самой минимальной реставрации. Оба неоднократно были воспроизведены Рубенсом в его картинах. Замечательный портик производит величественное впечатление. Он завершает обрамление двора и служит торжественным входом в сад. Если смотреть с центра двора стоя на средней оси, то виден садовый павильон с его полукруглой аркой, который целиком вписывается в средний пролет портика. Портик увенчивают статуи Меркурия и Минервы. Над замковым камнем боковых арок высечены две надписи, текст которых принадлежит древнеримскому поэту Ювеналу (умер в 138 г. н. э.).

Слева можно прочесть: "Предоставим богам решать, что нам необходимо и полезно, ибо они любят человека больше, чем он сам себя". Справа: "Помолимся за здоровый дух в здоровом теле, за мужественную душу, свободную от страха смерти, гнева и суетных желаний". В этих строках Ювенала Рубенс утверждает свое кредо: преклонение перед античным гуманизмом и философией стоицизма. Бюст Сенеки, глазного представителя римского стоицизма, поставлен над входом в мастерскую, наряду с Платоном, Сократом и Марком Аврелием.


Таким образом Рубенс создает ясный архитектурный ритм, который объединяет и организует пространство сада и внутреннего двора. Ритм полукруглых арок продолжен во втором этаже здания его мастерской. Принцип активной организации внешнего пространства архитектурными формами был одним из главных в архитектуре стиля барокко. Второй же принцип - понимание архитектурной формы как упругой, динамической, почти скульптурной массы можно наблюдать в пластическом богатстве форм портика, в его сложно профилированном и раскрепованном карнизе, консолях, гирляндах, нишах, балюстраде, рельефах. Сложная комбинация выступающих и углубленных частей дает игру света и теней, вызывает ощущение жизни и напряжения архитектурного массива.

Антверпен связан с именем Рубенса так же тесно, как Амстердам с именем Рембрандта, Гарлем - Хальса, Венеция - с именами Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Многое напоминает о художнике в городе, прежде всего, его дом - один из множества шедевров, оставленных им потомкам. Дом Рубенса в Антверпене превращен в музей сравнительно недавно, но успел занять прочное место среди бельгийских музеев. Интерес публики к нему огромен. Если хотите, он может быть назван национальной святыней, подобно Ясной Поляне или Михайловскому в России.

В этом доме жила семья Рубенс. От Изабеллы Брант было трое детей: Клара Серена, Альберт, Николас. Дочь родилась в 1611 году, через год после свадьбы. Ей было суждено прожить всего 12 лет. Старший сын Альберт, запись о крещении которого 5 июня 1614 г. есть в Антверпенской церкви Св. Андрея, был очень способным мальчиком. Но прожил он относительно недолго - 43 года. Здесь родился в 1618 году младший сын Николас и скончался в 1626 году от чумы, которая тогда свирепствовала в городе. Здесь же умерла в его отсутствие от чумы первая супруга Изабелла Брант в возрасте 34 лет. После её скоропостижной кончины 20 июня 1626 года,

Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти. Портрет, которой художник написал после кончины супруги в 1626, Рубенс сопроводил словами: " Прекрасный товарищ. Сама доброта, сама честность, и за эти свои добродетели любима". Портрет назван "чудом знаменитой кисти Рубенса" и храница в галерее Уффици итальянского города Флоренция.


По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. Рубенс решается на новый брак. А почему бы и нет? Он красивый мужчина, видный и представительный. К тому же он богат и знаменит. 6 декабря 1630 года художник взял в жёны Елену Фоурман. В этот день колокола Синт-Якобскерк радостно звонили в честь новобрачных, о чём есть запись в церковной книге: "Петр Павел Рубенс, кавалер секретарь тайного совета его величества и комер - юнкер ее высочества принцессы Изабеллы.

Второй женой живописца была младшая дочь его друга, богатого торговца шпалерами и коврами Даниеля Фоурмана. С родителями невесты Рубенс был знаком много лет: сестра Изабеллы Брант, Клара, замужем за братом Елены, Даниелем. У отца Елены одиннадцать детей, Елена - младшая из них. Она родила Рубенсу пятерых детей, причём самый младший родился уже после смерти Рубенса. Елена Фоурман вышла замуж за Яна Баптиста ван Брукховена, которому родила сына Яна.


Сам Рубенс объясняет свой поступок в письме от 18 декабря 1634 года своему другу Пейреску так: "Я решил снова жениться, потому, что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати - гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи. Теперь, слава богу, я спокойно живу с моей женой и детьми и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни".

Многие люди критиковали решение 53-летнего художника. Тот, кто женится на шестнадцатилетней девушке, прекрасно понимает, что это дает повод к насмешкам и сплетням. Но на это Рубенс не обращает внимания - не в том дело, что скажут другие, главное - внутренняя решимость. Шестнадцать лет - это возраст его сына Альберта. Ну что ж, в его доме будет одним ребенком больше, и этот ребенок станет к тому же его женой. Чем она моложе, тем меньше она будет оказывать на него давления, тем больше у него будет внутренней свободы и ему легче будет по своему вкусу направлять их семейную жизнь.

На портретах Рубенс часто кажется утомленным, задумчивым и - безо всякой позы - изящным, как бывают изящны люди независимые, остающиеся самими собой в любом окружении. Тэн писал о Рубенсе: "Как индий-ский бог на досуге, он дает исход своей плодовитости, создавая миры, и, начиная с его несравненных измятых и развевающихся пурпурных симарр и кончая снежной белизной тел или шелковистыми прядями белокурых волос, на его полотнах нет ни одного тона, который не ложился бы сам собой, доставляя наслаждение художнику". Таким он чудится и здесь, у входа в свой дом, им задуманный и построенный.

Дом Рубенса был куплен городом только в 1937 году, хотя в течение двух столетий магистрат города решал вопрос о его приобретении. В 1946 году в июле он был открыт как музей и является ныне филиалом Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Открытию музея предшествовала многолетняя реставрация помещений и наружного вида. Известно, что через девять лет после смерти художника, последовавшей 30 мая 1640 года, в доме поселился Виллиам Кавендиш, герцог Ньюкастл, бежавший из Англии перед казнью Карла I. Он организовал в саду дома школу верховой езды для аристократии и богатых бюргеров, среди его учеников был также будущий король Карл II.

В столовой по вечерам собиралась семья художника. Рубинс работал до пяти часов вечера, потом ездил верхом за городом или по городскому валу или искал средство развлечься другим способом. Когда он возвращался после прогулки, обычно он заставал нескольких друзей, с которыми делил вечернюю трапезу. Стены столовой украшены картинами его друзей, художников Д. Сегерса и Ф. Снейдерса. На шкафу стоит кувшин с датой "1593 год", по старому преданию будто бы принадлежавший хозяину дома. Его племянник Филипп Рубенс рассказывал французскому историку искусства Роже де Пилю: "Так как он больше всего любил свою работу, то построил свою жизнь так, чтобы она была удобной и не причиняла вреда его здоровью.

Небольшая галерея соединяет жилые комнаты с мастерской, высота которой занимает два этажа. Большие окна на уровне второго этажа заливают светом все помещения. Напротив входной двери пробита высокая, узкая дверь, через которую выносили готовые полотна. На стенах висят картины. Несколько из них принадлежат кисти Рубенса - "Благовещение", "Адам и Ева", "Святой Себастьян", "Обращение святого Павла", "Генрих IV в битве при Иври", "Святая Клара Ассизская" и другие.


О раннем творчестве Рубенса перед его отъездом в Италию известно очень мало. Картина на дереве с грехопадением первой человеческой пары Адама и Еву - одна из немногих сохраненных картин из того раннего периода. Работа выполнена в стиле, который ещё сильно опирается на стиль его последнего наставника и учителя Отто ван Веена (1557-1629). Те же цвета с преобладанием холодных оттенков цвета зелёного и синего напоминают о ван Веене (известном также, как Октавиус Вениус и Отто Ван Вен). Рубенс изобразил на этой картине фигуры и ландшафт довольно статично и точно. После возвращения из Италии его художественный стиль становится не таким строгим и Рубенс использует цвета более экспрессивнее.

"Благовещение" Рубенс написал около 1610, однако только левую часть полотна, из-за чего композиция была не полной и продолжала оставаться не законченной по неизвестной причине. Лишь будучи в Мадриде в период с 28 августа 1628 до 29 апреля 1629 Рубенс написал правую половину, а также изменил фигуру Девы Марии. Картину купил командующий испанской артиллерии и конницы, маркиз де Леганьес, Диего Мессио, у которого она долгое время украшала домовую церковь. В коллекции семьи Альтамиры картина хранилась до 1827, после чего была продано в Лондоне, прошла через собрания Смита, Гамлета, барона Каледона в Великобритании, прежде чем стать приобретенной Брюссельским коллекционером Гастоном Дюлье. С 1954 года "Благовещение" находится в Доме Рубенса в Антверпене.

Здесь, в новом доме, Рубенс создал мастерскую. Верхний этаж занимали ученики Рубенса, весь первый этаж принадлежал мастеру. Благодаря сотрудничеству таких помошников, как Ван Дейк, Снайдерс и др., Рубенс мог своевременно выполнять многочисленные заказы. Художник проектировал идею картины, рисуя этюды масляной краской на дереве. Они служили моделями больших полотен, поясняющих замысел клиенту. Если заказчик соглашался, Рубенс часто передавал ”большой формат” ассистентам, которые специализировались на определенных деталях, например, на цветах, животных, ландшафте.



Участие Рубенса "ограничивалось" фигурами на картине и последнимм штрихами мастера. Естественно, он также наблюдал за работами в матерской. Все произведения, которые покидали студию, получали - неважно, кто работал над этим - знак качества "Рубенса". Тот, кто хотел получить от Рубенса написанную им на 100% картину, должен был платить значительно больше. Там, в зале с широкими окнами, через которые поступало много света, Рубенс мог работать одновременно над тремя композициями. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9 метров.

В 1618 году Рубенс заканчивает создание алтарных картин для церкви св. Карла Борромея в Антверпене, которая принадлежала ордену иезуитов. Для нее же в 1620 году он выполняет тридцать девять эскизов для плафонных композиций с изображениями католических святых и персонажей библейской и евангельской легенд. Пожар 1718 года уничтожил все картины, и о новаторском характере росписей, поражавших современников, можно судить лишь по сохранившимся эскизам. У выхода из студии на стене висят четыре доски с написанными маслом сюжетами. Одна из них - дизайн Рубенса для верхней части главного алтаря церкви иезуитов ”Святого Карло Борромео” в Антверпене. В последнее время, однако, предполагают, что этот эскиз был сделан для другого алтаря, а именно, для церкви аббатства Святого Михаила в Антверпене. Этот монастырь был разрушен в девятнадцатом веке. Другая доска посвящена Святой Кларе Ассизской, образ которой символизирует мученицу и борца за возрождение Римско-католической церкви в ответ на протестантскую Реформацию, тема которой была особенно популярна в XVII веке.

Третья работа - ”Мученическая смерть святого Андриануса”. Довольно монохромный, написанный маслом по дереву эскиз, на котором Рубенс показывает, как солдаты принесли обратившегося в христианство римского офицера Адрианус в языческий храм со статуей Аполлона, узнаваемого по его музыкальному инструменту (лира). Его руки были отрублены, но Адриан продолжал доказывать твердость в своей вере и отказался от языческого божества. Палач поднимает топор и отрубил ему ноги. Четвёртая доска - ”Поклонение пастухов”. Неизвестно, для кого писал Рубенс этот масляный эскиз. Ранее он уже создавал другие представления этой темы, такие как большое полотно "Поклонение пастухов" в церкви Святого Павла Антверпена и графики для иллюстрации "бревиарии", изданной в типографии Христофора Плантена. Используя различные источники света, исходящие от младенца Христа и зависших над ним ангелов, световые лучи восходящего солнца на заднем плане, Рубенс создал здесь светло-темный эффект. Отдельные части композиции, в частности, лицо и руки, купаются в ярком свете, в то время как другие окутаны темнотой.

Из мастерской Рубенса вышло около трех тысяч картин. Самым известным и, без сомнения, самым талантливым помощником Рубенса был Антонис ван Дейк (1599-1641). Он стал первым серьезным конкурентом мастера в Антверпене. В течение долгого времени, работая в Италии и Великобритании, Ван Дейк показал себя виртуозным художником портрета. Его понимание эмоционального состояния другого человека и способность демонстрации этого понимания, а также великолепная техника были безупречны. Кртину " Иоанн Евангелист" Антонис ван Дейк написал в начале двадцатых годов XVII века. Она входила в серию изображений апостолов из венской и ганноверской картинных галерей. В Работе чувствуется несомненное влияние его наставника - Рубенса. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Он принадлежал к числу трёх ближайших учеников Христа и был единственным из двенадцати апостолов, умерших своей смертью.


Искусство Якоба Йорданс (1638-1640) привлекает, прежде всего, своей непосредственностью, искренностью и жизнерадостностью. Художник родился в Антверпене, в семье зажиточного торговца. Живописи он обучался у Адама ван Ноорта, учеником которого в своё время был и великий Рубенс. Всю свою долгую жизнь Йорданс провел в родном городе, в среде городского бюргерства и Антверпенской корпорации художников. Характерно, что в противоположность другим современным живописцам он не ездил в Италию для совершенствования своего искусства. Художник довольно скоро завоевал известность.

В своих произведениях он создает образы сильных, здоровых, полных энергией людей, которые, не теряя своей индивидуальности, становятся на его полотнах значительными и монументальными. В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности и искренней веры в чудеса. Он писал алтарные образы для католических церквей и монастырей, картины на мифологические и исторические темы, жанровые сцены и портреты. После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал ведущим и наиболее популярным живописцем Фландрии.


Антверпенский художник Геркулес Сегерс (1591-1651) писал полотна с захватывающими эффектами освещения с помощью ярко выраженных светло-темных контрастов, которые придавали картинам драматический вид. Петр изображён в свете свечи как апостол Иисуса, но он оспаривает это и отрицает своего господина. "Святое семейство с Иоанном Крестителем” написано в 1638-1642. Мария держит на коленях спящего младенеца. За её спиной Иосиф; маленький Иоан Креститель приближается, держа на верёвочке ягнёнка. За каменной стеной открывается вид на поросший деревьми склон, согретый теплом угасающего солнца.


Картина фламандского живописца Яна ван Бокхорст (1604 - 1668) "Ахилл и дочери Ликомеда" написана на тему из ахиллесова цикла, наиболее популярного в западноевропейской живописи. "Крестьяне на пути к рынку" - плод сотрудничества Яна Бокхорст и Франса Снейдерс. Два художника, работающие вместе над одной картиной, не было исключением в мастерской Рубенса. Бокхорст писал людей и пейзаж, в то время как животных с птицей, овощи и фрукты взял на себя Снейдерс.



Адриан ван Утрехт (1599-1652) был известен, главным образом, его пышными натюрмортами с изображением пиршеств, дичи, гирляндами фруктов, рынков, кухонными сценами и описаниями живой домашней птицы в крестьянских дворах. Чудесный "Натюрморт с артишокой, спаржей, зелёной капустой, луком, бобами, морковью и другими овощами” привлекает большое внимание гостей в столовой Дома Рубенса. Полотно ”Дама на рыбном рынке в Антверпене” Утрехт написал при содействии художника из Анверпена Мартина Пепиён (1575-1643). На заднем плане справа хорошо узнаваема городская набережная.


Фламандский живописец Франс Снейдерс (1579-1657) был мастером натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко. В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был женат на сестре братьев-художников Корнелиса и Пауля де Вос. Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 г. приглашавший его к сотрудничеству для работы над изображениями животных. Вместе с тем Снейдерс не любил изображать людей, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.

"Золотым" веком натюрморта стал XVII, когда этот жанр живописи окончательно оформился в качестве самостоятельного изобразительного искусства, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин - ”тихая, застывшая жизнь” (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Фламандский живописец Александр Адриенссен (1587-1661) изображал с большим мастерством влажную рыбу и устриц, световую прозрачность капель воды и стаканы, наполненные жидкостью, а также четкие, сочные фрукты, пушистые перья и бархатистый мех. Его картины, особенно в части охоты и охотничьих трофеев, показывают влияние Франса Снидерса. Этих двух художников считают главными живопистцами жанра роскошного натюрморта (pronkstillevens), т.е. натюрмортов, которые подчеркивали изобилие, изображая разнообразие фруктов, цветов и дичи, часто вместе с живыми людьми и животными.

Фламандский живописец периода Золотого века, ученик Рубенса, известный портретист, парижский придворный художник, один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры Юстус ван Эгмонт (1585-1648) написал масляный эскиз для гобелена, на котором изобразил событие в самой ранней истории Рима. После того, как римляне похитили сабинских девственниц, жители античной Италии подготовились к войне с Римом. Сабинские девственницы вмешались и посредничали в примирении. До середины 1950-х предполагалось, что эскиз был написан Рубенсом. Другая причина того, чтобы обратить более близкий взгляд на эту работу: картины Юстуса ван Эгмонта представлены только в бельгийских музеях. Юстус ван Эгмонт известен преимущественно как портретист, писавший совершенно в стиле Рубенса, но уступавший ему в отношении блеска красок и сочности кисти. Произведения ван Эгмонта находились в Венском музее (портреты испанского короля Филиппа IV и эрцгерцога Леопольда-Вильгельма), в шлейсгеймской галерее (портрет Марии Медичи) и в др. местах.

Клевета Апеллеса - это тема, которую талантливый фламандский художник эпохи Возрождения Мартин де Вос (1532-1603) смог точно описать. Тема открылась заново в начале пятнадцатого столетия. Тогда появлялся текст греческого философа Лукиана Самосатского (125-180), в котором описывается пропавшая картина “Клевета Апеллеса“ и после этого открытия тема стала очень популярна. Её мастерски представили итальянские художники Андреа Мантенья и Сандро Боттичелли. В Нидерландах знаменитый художник античности Апеллес считался олицетворением превосходного живописца. Мартин де Вос представил человеческие пороки в виде живых людей: Глупость, Подозрение, Невежество, Зависть, Клевета, Коварство, Ложь, Невинность и Раскаяние. Король представлен в большинстве с длинными, подобными ослу ушами.

“Генрих IV в битве Иври“ - незаконченный шедевр Рубенса - одна из шести картин серии о жизни французского короля. Работая над полотном, Рубенс был в поисках подходящей композиции, что видно по солдату в шлеме на центральном плане. У него три руки! В его левой руке щит, которым воин атакует противника. Правой рукой он держит меч, а в средней рукой копье. Несколько фигур дальше разработаны полностью, другие лишь обозначены намёком. Произведение очень отчетливо показывает, как мастер создавал свою картину большими, свободными мазками. “Генрих IV в битве Иври“ состоит в списке шедевров Фламандской общности. Это полотно имеет исключительное художественное и культурно-историческое значение для Фландрии.


Пожалуй, самое интересное место в музее - это кабинет с небольшой ротондой, где когда-то размещались его художественные коллекции. Рубенс был страстным коллекционером. В его собрании находились драгоценные полотна Тициана, Рафаэля, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса и многих других-художников, его учеников и современников, около трехсот картин согласно инвентарному описанию, составленному после его смерти.


Кроме того, коллекцию украшали многочисленные произведения античной и современной ему скульптуры, камеи, драгоценные камни, изваяния из слоновой кости, рукописи и книги. Он собирал изделия из металла, античные монеты, которые в те времена обычно называли "медалями", и особенно глиптику - резные камни. О последних он с восторгом писал Пейреску: "Ничто в жизни не восхищало меня так, как геммы"... . По словам Роже де Пиля, "прочитать книгу или заняться разглядыванием своих медалей, своих агатов, сердоликов и других резных камней" было для Рубенса одним из "самых больших удовольствий". В 1614 г. Рубенс был награжден цепью антверпенской гильдии стрелков за оформление алтаря гильдии в Соборе св. Девы в Антверпене.

Античную коллекцию скульптуры он хранил в "ротонде". Как отмечал Беллори, Рубенс "у себя дома в Антверпене... построил круглую залу с единственным окном наверху, наподобие римской Ротонды, чтобы добиться совершенно ровного освещения; там он разместил свое собрание художественных произведений и всяческих чужеземных редкостей". В кабинете находится вырезанная из слоновой кости Йоргом Петелем по рисунку самого Рубенса в 1627 году скульптурная группа "Адам и Ева". На столе можно видеть альбом гравюр с фасадами и планами генуэзских дворцов и церквей, который был составлен Рубенсом и издан в Антверпене в 1622 году.

На втором этаже расположены жилые комнаты. В спальне - деревянная кровать с деревянными ступеньками к ней. Кровать закрывали нарядным балдахином, который хранил тепло. Внушительные сундуки для белья. Комнату отапливал большой камин. На стене висит картина "Мальчик на смертном одре" работы Ван ден Берг около 1658, на которой изображён умерший в своей кровати мальчик. Сорванный цветок в левой руке говорит о смерти в раннем возрасте. Лавровая ветвь в правой руке символизирует защиту от злых духов. Состоятельные родители часто изображали членов их семей. Если дети не были ещё достаточно взрослыми, на память писали их портреты на смертном одре. Картина напоминает о смерти сына Рубенса Николасе.

На этой грустной ноте заканчиваю рассказ о доме Рубенса в Антверпене.

  • Назад

Подходит к завершению моя бельгийская серия, осталось рассказать вам только об Антверпене. Этот город является вторым по величине в Бельгии после Брюсселя, но по оживленности и шикарности не уступает столице. В первой части прогулки пройдемся от пафосного вокзала Антверпена до сердца города - Большой площади. А по пути зайдем в дом Рубенса, где жил и писал своих упитанных "граций" знаменитый фламандский художник.

Театр начинается с вешалки, а город с железнодорожного вокзала. И я вам скажу, что в Антверпене эта вешалка - всем вешалкам вешалка. Это скорее не вокзал, а самый настоящий «железнодорожный собор», именно так его и называют местные. Центральный вокзал Антверпена был построен в начале 20-го века, выполнен в стиле неоклассицизма. Венчают вокзал громадный купол, высотой 75 метров, и восемь башенок. Внутри отделка из 20-ти видов мрамора и других камней. Во всех рейтингах самых шикарных вокзалов антверпенский занимает верхние строки, и вполне заслуженно на мой взгляд.

Внутри просто какое-то безумие, кажется архитектор хотел переплюнуть собор или . Я так ошалел от всего этого великолепия после скромного, чисто функционального , что не удосужился толком заснять собор, пришлось взять одну картинку в интернете.

После последних обновлений вокзал стал многоуровневым, можно долго стоять на одном из верхним балкончиков и наблюдать за спешащими пассажирами и поездами на каждом этаже.

Я добирался до Антверпена на поезде из . Это самый удобный вариант, поезд идет до Антверпена от Северного вокзала Брюсселя всего 30-40 минут. Но даже если вы приехали на машине, то рекомендую все равно дойти до вокзала и обязательно зайти внутрь.

Бытует шутка, что место для вокзала Антверпена было выбрано неслучайно. Якобы, его специально построили в квартале ювелиров. Так покупатели могли затариться бриллиантами и по-тихому, не светясь в самом городе, укатить обратно к себе домой. Шутки-шутками, но прямо напротив вокзала начинаются бесконечные лавки, торгующие лучшими друзьями девушек и прочей ювелиркой. На этом небольшом пятачке продается более половины всех бриллиантов мире! Представляете?

Когда-то центр торговли бриллиантами, поставляемыми из Индии, находился в , но затем его порт обмелел и ювелиры переместились в соседний Антверпен. Затем на некоторое время пальму первенства перехватил . Огранкой алмазов занимались в основном евреи, поэтому во время испанского владычества они переехали из католического Антверпена в более веротерпимый протестантский Амстердам. Однако этот период как раз позволил Антверпену снова занять первое место. Дело в том, что сюда поставляли алмазы более низкого качества и меньшего размера, чем в Амстердам, благодаря чему местные огранщики со временем стали более опытными и в конечном итоге снова обошли амстердамских коллег.

Кроме магазинчиков с бриллиантами и Алмазного квартала, на площади напротив Центрального вокзала находится здоровенный Музей алмазов . По будням там можно наблюдать за процессом огранки бриллиантов.

На этой же площади (Koningin Astridplein) есть еще несколько интересных достопримечательностей. Например, здание отеля Radisson Blue Astrid Hotel в стиле пост-модерна.

Или Зоопарк Антверпена .

Здание у входа в зоопарк украшает огромная статуя двугорбого верблюда. Очень крутая.

И в заключении темы с привокзальным районом пара фотографий из Китайского квартала . Чайнатаун появился в Антверпене сравнительно недавно, в 70-х годах прошлого века. Вход в Китайский квартал украшают ворота, через которые проходит местный трамвай.

Пора продвигаться дальше к центру. Если вы думаете, что на вокзале шик и пафос Антверпена заканчивается, то это совсем не так. Пара минут пешком и вас встречает пышная площадь, названная в честь фламандского художника Давида Тенирса.

Больше всего на площади поражают два здания в стиле нео-барокко. Богато!

Памятник Тенирсу Младшему.

За площадью Тенирса начинается самая адовая часть Антверпена - улица Мейр . Такой толпы народа я не видел даже в столичном . Если приехать в Антверпен сразу из тишайшего Брюгге, то может поплохеть. Мне показалось, что Антверпен даже более оживленный и столичный нежели сам Брюссель.

Разгадка в том, что Антверпен - столица шоппинга и бельгийской моды, и не только бельгийской. Антверпенская шестерка в конце прошлого века прославила бельгийский дизайн и моду на весь мир. Я, правда, никого из них кроме г-на Bikkembergs не знаю, но я еще тот модник. В общем, если вы приехали сюда с прекрасной половиной, то хана вашему кошельку. Сначала в нем пробурит дыру прогулка по Алмазному квартала, а затем его опустошит улица Мейр.

Движуха тут знатная круглые сутки.

Я, как вы знаете, личность высокодуховная (кхе-кхе), бриллиантам и дорогим шмоткам я предпочитаю сокровища иного плана. И, в Антверпене полно мест, где их можно успешно потреблять. Например, Дом Рубенса . В этом доме великий фламандский художник прожил свои последний 29 лет. Ну, ОК, дом не совсем настоящий, его восстановили в середине прошлого века, на тот момент от оригинала мало, что оставалось. Музей позиционирует себя скорее, как центр изучения искусства Фландрии, а не мемориальный музей художника. Но мне все равно понравилось здесь, в немалой степени, потому что на входе выдают весьма подробный и интересный аудиогид.

Оригинальная обстановка времен Рубенса не сохранилась, но музейщики постарались восстановить аутентичные интерьеры той эпохи. На мой взгляд это вполне удалось.

Самая уютная комната дома - семейная столовая. Если не ошибаюсь, над стулом висит портрет второй жены Рубенса - Елена Фурман.

Спальня Рубенса. Меня всегда поражает во фламандских и голландских домах их кровати-шкафы. Самое забавное, что когда Петр I жил в , ему тоже приходилось ночевать в такой коробчонке, с его ростом-то.

Мое внимание привлекла эта картина Йорданса. Не часто встретишь изображение чернокожей святой. Персонаж на первом плане опознается сразу, кто еще может держать каменные скрижали в руках? Конечно, Моисей. А вот девушка-негр оказалась его... женой Сепфорой. Музейный гид окрестил эту картину антирасисткой демонстрацией Йорданса. Якобы художник-протестант подвергался дискриминации в католической Фландрии, и таким образом выразил свое негодование. Ну, не знаю, может ему просто хотелось изобразить чернокожую модель?

Единственная уцелевшая оригинальная часть дома Рубенса, который он сам проектировал по образцу палаццо , это портик во дворе.

Рубенс собрал в своем доме внушительную коллекцию картин. Увы, сейчас они разлетелись по разным музеям и частным коллекциям. Но все-таки бельгийцам удалось достать несколько известных полотен, в частности оригинал картины самого Рубенса "Адам и Ева в Раю".

И, напоследок, главное место в доме Рубенса - его мастерская. Здесь были созданы многие его знаменитые полотна. Помещение весьма просторное, неудивительно, т.к. обычно над одной картиной работало несколько человек. У него в команде были отдельные специалисты по изображению животных, растений или целых пейзажей. Некоторые его помощники потом тоже прославились, например, Ван Дейк.

После дома Рубенса я посетил еще церковь св. Иакова , но о ней расскажу отдельно. А пока продолжим путь к центру Антверпена. Одна из примет улиц Антверпена - многочисленные статуи, изображающие Мадонну с Младенцем.

По пути я заглянул еще в одно интересное место Sint-Nicolaasplaats (площадь св. Николая). Она не отмечена в путеводителях, как нечто достойное внимания, но мне этот тихий и готический уголок Антверпена очень понравился. Расположена площадь не совсем очевидно, идешь такой по улице Lange Nieuwstraat от церкви св. Иакова к собору, и в один момент надо свернуть в ворота рядом с церковью.

Внутри вас ждет очень уютный и старинный дворик, который на самом деле целая площадь.

Когда я ещё только планировала наше бельгийское путешествие и включила в него Антверпен, то определила несколько точек на карте города, которые хотелось бы посетить. Что-то получилось увидеть, а для чего-то не хватило времени, как это обычно и бывает в поездках. Дом Рубенса значился в моём списке где-то в самом конце, то есть, я не собиралась специально туда идти. Но так получилось, что мы совершенно случайно проходили мимо, поэтому было бы глупо не зайти хотя бы во внутренний дворик с садом. Тем более что вход туда совершенно бесплатный, в отличие от самого дома-музея.


Итак, все в сад…

Дом Рубенса расположен вблизи Сада трав, до которого мы тоже не успели дойти. Городские власти приобрели его (дом) в 1937 году. С тех пор он был реконструирован по оригинальным чертежам и стал одной из главных достопримечательностей Антверпена.

Питер Пауль Рубенс в 1608 году обосновался в Антверпене и организовал мастерскую, где за 20 лет работы было создано около 3000 произведений. Разумеется, один человек не мог написать всё это.

Известно, что часто Рубенс создавал эскиз, а после того, как заказчик подтверждал, что эскизом он доволен, художник предоставлял остальную работу своим ученикам, среди которых были такие мастера, как Антонис ван Дейк, после чего осматривал картину и наносил финальные штрихи.
Рубенс не скрывал этой практики, и цена картины часто зависела от степени его непосредственного участия в её создании.

Этот особняк в стиле барокко Рубенс построил в 1612 году, когда ему было 35 лет. Здесь же он умер 28 лет спустя. В садике установлен мемориальный камень с датой рождения художника, датой его смерти и указанием года постройки дома:

Здание разделено на две части: слева находятся жилая часть и картинная галерея, где Рубенс хранил свою коллекцию произведений искусства, справа - мастерская, где художник давал уроки и работал.

Около входа - барочный портик, за которым разбит сад в стиле барокко по планам, разработанным лично художником.

Казалось бы, всё в этом доме-музее должно быть проникнуто духом великого Рубенса, но не всё так просто. Дело в том, что в экспозиции представлены в основном эскизы мастера и копии его картин, а также картины предшественников и современников художника, в том числе портреты деда и бабки Рубенса. Большая часть мебели, которой обставлен дом, относится к эпохе Рубенса, но она никогда не принадлежала его семье.

То есть, назвать это место мемориальным музеем художника было бы неправильно. Видимо, поэтому дом Рубенса позиционирует себя в основном как центр изучения искусства Фландрии от средневековья до барокко.

Именно по этой причине дом-музей Рубенса не был для меня обязательным местом для посещения в Антверпене.
Хотя фасад старинного здания мне очень понравился, а небольшой садик во внутреннем дворе произвёл самое приятное впечатление. Даже несмотря на то, что зелень ещё не распустилась, и некоторые части здания были закрыты реставрационными полотнами.

Этот садик Рубенс в 1631 году изобразил на картине «Прогулка», которая сейчас хранится в Старой Пинакотеке Мюнхена. И эту же картину позже использовали как образец при воссоздании сада.

В садике установлено несколько скульптур:

А вот эту пару, похоже, сняли с портика для реставрации. На фото в интернете я эти две скульптуры видела на здании:

Скульптуры украшают и ниши фасада дома Рубенса:

Ещё на территории садика можно увидеть надгробную плиту с могилы брата Рубенса - Филиппа, перенесённую сюда из разрушенной в 1830 году церкви аббатства св. Михаила:

А вот назначение этой верёвочной петли осталось для меня загадкой. Подскажите, пожалуйста, кто в курсе:

Конечно, в такие уютные садики лучше всего приходить поздней весной или летом, когда будет много зелени, а на маленьких клумбах зацветут цветы. Ранней же весной всё выглядит немного спящим, что ли. Но, главное, что территория чистая и ухоженная:

А внутрь дома-музея я бы всё равно хотела как-нибудь попасть. Если ещё вернусь в Антверпен, то постараюсь прийти сюда снова.

И немного практической информации.
Дом-музей Рубенса находится по адресу Wapper, 9-11.
Часы работы: вт-вс 10.00-17.00, пн закрыт.

И до встречи где-нибудь ещё в Бельгии!