Древнеегипетские письмена. Египетское письмо

Связана с именем бога Тота.

Тот – бог Луны, наместник Ра. Также считается богом времени. Именно он, согласно преданию, разделил время на годы, месяцы, дни; показал людям правильное летоисчесление, он же создал и письменность, которой и научил египтян.

Древние египтяне верили, что Тот написал их священные книги, покровительствовал всем писцам, защищал архивы и библиотеки. Бог Тот выглядел как человек с головой ибиса.

Основой древнеегипетской письменности являются иероглифы.

Иероглиф – греч. «хиерос» означает «священный», а «глифе» переводится как «вырезанное». Таким образом, иероглиф – это рисунок-значок, соответствующий тому или иному понятию (слову).

В Древнем Египте довольно часто использовали иероглифы для надписей на стенах и рельефах, но главным материалом для написания текста служил папирус – водное тропическое растение.

Как готовили папирус

Чтобы подготовить папирус для письма, стебли папируса разрезали таким образом, чтобы выделить из них сердцевину, которую потом расчленяли на тонкие полосы. Их, в свою очередь, выкладывали в пару слоев перпендикулярно друг другу. Затем смачивали водой, хорошо выравнивали, уплотняли с помощью деревянного молоточка, а потом лощили.

Готовый лист не мялся, если его сгибали, и всегда оставался гладким. Из таких листов делали свитки длиной до 40 м.


Египтяне писали справа налево с помощью тонкой палочки из тростника. Новый абзац обозначали красной краской, кстати, именно отсюда и появилось выражение – красная строка. Затем уже писали черными чернилами.

Со временем на папирусе стали не только писать, но и делать рисунки цветом. Яркий тому пример – «Книга мертвых».

Впервые письменность Древнего Египта смогли расшифровать только в 1822 году. Это сделал египтолог Жан Франсуа Шампольон. До этого иероглифы оставались для ученых умов загадкой.

В Древнем Египте письменность возникла на стыке IV-III тыс. до н.э. Древняя письменность Египта представлена в виде изображений и текстов на стенах гробниц и пирамид.

Ключ к разгадке истории письменности Древнего Египта

Тексты египетского письма стойко хранили тайны. Ключом к разгадке древней письменности Египта стал Розеттский камень, найденный в 1799 году при Розетте недалеко от Александрии. На фрагменте увесистой плиты в 760 кг, высотой 1,2 м, шириной около 1 м и толщиной 30 см разместились три идентичных текста на разных языках письменности Древнего Египта. В верхней части на 14 строках расположились древнеегипетские иероглифы, в середине камня 34 строки занимало демотическое письмо, а в нижней части вытесаны 14 строк текста на древнегреческом языке. Находка стала отправной точкой для исследований истории древней письменности Египта. С 1822 года лингвисты смогли расшифровать надписи на стенах гробниц.

Древний Египет: история письменности

Письменность древнего Египта: иероглифы

Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. Понятие иероглифа происходит от греческого hieros (священная) и glypho.(надпись). «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус. Иероглифические письма использовали в гробницах и для религиозных целей до IV века н.э.

Древний Египет и история письменности: иератические знаки

В истории письменности древнего Египта одновременно с иероглифическим письмом существовало иератическое. Этот вид древнеегипетской письменности, как и демотическое письмо в дальнейшем, было скорописным письмом. Для письма использовали папирус, кожу, глиняные черепки, ткани, дерево. Пометки делали чернилами. Употреблялись иератические знаки для написания хозяйственных документов и литературных трактатов древнеегипетскими жрецами. Письмо «иератика» просуществовало до III века н.э. и отличалось по способу написания: справа налево.


Проект — история древней письменности Египта

История письменности древнего Египта: демотические символы

Постепенно иератическое письмо развилось в демотическое. Это была упрощенная форма иероглифической письменности периода поздней иератики. Дематика считалась народным письмом. Демотические тексты описывали разные сферы деятельности египтян. Периодизации использования демотической письменности датируется VII веком до н.э. — V века н.э. Демотическая письменность – это наиболее прогрессивный вид древней египетской письменности. Постепенно появилось демотическое «слоговое письмо». Сложность демотической письменности заключалась в многозначной трактовке знаков.

(окончание)

Со времени Климента Александрийского «иероглифы» стали техническим термином для обозначения древнеегипетского письма. У Геродота и в греческой версии Розеттской надписи говорится о γράμματα ιερά – термин этот является переводом египетского стоящего на соответствующем месте в иероглифической части той же надписи, уже известного нам «письма слова Божия». Здесь же другое, употреблявшееся у египтян в это время письмо, названо по-гречески γράμματα έγχώρια, по-египетски – «письмо писем», что вполне соответствует γράμματα έπνδτολογραφικα Климента. Этот шрифт, до крайности курсивный, употреблявшийся для обыденных целей, мы теперь называем вместе с Геродотом демотическим. Климент говорит еще о третьем, промежуточном письме – иератическом, подразумевая под ним курсивное письмо более древних эпох, бывшее в употреблении для обыденных потребностей до появления демотического. Благодаря этому он для монументального шрифта надписей употребляет не γράμματα ίερά, а γράμματα ίερογλυφικά – высеченные священные письмена, в отличие от ίερατικά, которые были написаны. Несмотря на неточность этой терминологии, в науке она удержалась, как разграничивающая два, действительно резко различающиеся вида египетского курсива.

Иероглифическая письменность Древнего Египта

Все три вида египетского письма с их разновидностями не представляют чего-либо существенно различного и относятся друг к другу приблизительно так же, как наши печатный шрифт, рукописный и стенографический. Родоначальником их было свойственное первобытным народам идеографическое письмо, в котором с изображениями предметов соединяются пока еще мысли, а не слова или звуки. До недавнего времени такое происхождение египетского письма можно было предполагать только априори и отчасти догадываться о нем по составу знаков или пережиткам – уже при III и IV династиях, с памятников которых египтологи тогда могли проследить египетскую письменность, шрифт имел тот же характер, что и в классическое время Египта. Со времени открытия Амелино, Флиндерсом Питри, Морганом и др. доисторических некрополей наука получила в распоряжение памятники, открывающие доступ к исследованию начал египетского письма.

Раскопки в течение трех последних лет прошлого столетия в центре Верхнеегипетского царства – Иераконполе – обнаружили предметы, которые с полным правом могут быть названы древнейшими историческими памятниками истории, искусства и письменности Египта; это так называемые шиферные пластинки с круглым углублением для растирания краски и с рельефными изображениями. На одной из них изображена охота, на другой – фантастические животные с длинными шеями и разные звери, на обломках третье и – шествие пленных и поверженные тела, четвертая – поле битвы с телами врагов, пожираемых хищными птицами и львами. Далее следуют обломки с рельефами быка, поражающего поверженного египтянина, здесь же стилизованные в виде рук знамена с гербами пяти номов держат канат; на обратной стороне опять поражающий бык и зубчатый картуш с изображением льва и сосуды внутри. Целое собрание подобных картушей находится на одной лондонской шиферной пластинке, и здесь над каждым из них еще помещены сокол и другие животные с мотыгами; обратная сторона этой пластины дает изображение рядом и животных, и леса. Несомненно, здесь перед нами символические картины, подобные, например, мексиканским и представляющие не столько конкретное изображение события, сколько его описание при помощи доступных тогда средств. Если уже на изображении охоты мы находим зачатки идеографизма – во главе охотников идет воин со знаменем-гербом, в стороне стоит фантастический двухголовый бык и условное изображение какого-то здания, то на последующих пластинках символизм и идеографизм мало-помалу совершенно вытесняют реальные изображения. Бык изображает царя, знамена номов, держащие веревку, которой связан враг, – области, бывшие под его начальством или с ним в союзе, зубчатые овалы – стены крепости; животные, сидящие на них с мотыгами, – союзные номы, разрушающие эти крепости. Что же касается изображений внутри этих овалов, то перед нами древнейшие иероглифы, обозначающие имена крепостей. Таким образом, уже была осознана потребность изобразить собственные имена, и это было стимулом для перехода египетского письма ко второй стадии развития, когда изображения начали передавать не только мысль, но и звук, т. е. рядом с идеографизмом появляется фонетизм. До этой ступени поднялись лишь немногие народы. Но еще долго фонетизм играл незначительную, подчиненную роль.

Его движение вперед мы замечаем на булавах и пластинке царей времени объединения Египта. На одной каменной булаве из Иераконполя изображено торжество взрыхления земли. Сам царь присутствует с мотыгой в руках, над ним написано фонетически его имя двумя знаками – звездой и скорпионом, выше представлены виселицы с повешенными символами египтян и иностранцев. Но наиболее характерным памятником этого периода является знаменитая иераконпольская пластинка царя, имя которого изображено рыбой и буравом и условно читается Нармер. На этой пластинке символически представлено покорение верхнеегипетским царем одной из областей Дельты. На одной стороне царь в короне Верхнего Египта поражает булавой представителя этой области; имя его изображено тут в виде иероглифов гарпуна и озера. Выше сокол – символ бога-покровителя царя и Египта – Гора держит за веревку голову, торчащую из шести листов лотоса – указание на 6000 поверженных врагов. В самом низу – два поверженных врага с помещенными около них обозначениями: около первого зубчатый четырехугольник со знаком внутри – очевидно, имя крепости, которую олицетворяет эта поверженная фигура. На другой стороне пластинки изображен царь в сопровождении визиря с письменным прибором и слуги, несущего сандалии, в короне Дельты идет по полю победы, впереди него идут четыре знаменосца с гербами подчиненных ему номов; далее – два ряда обезглавленных врагов – вверху иероглифы; ниже изображение двух египтян, связывающих двух фантастических зверей с длинными шеями; в самом низу символизирующий царя бык разрушает крепость, изображенную в виде зубчатого овала со знаком – именем внутри и в виде символизирующего ее поверженного египтянина. Итак, у нас уже целая хроника победы, написанная пиктографией, смешанной с фонетическими иероглифами. Здесь уже рядом с собственными именами – царя, крепости, покоренного нома, мы видим и нарицательные слова, написанные иероглифами, например «визирь», «служение», а также числительное 1000. Совершенно в таком же роде рельеф на булаве того же Нармера, представляющий его коронацию или празднование его юбилея. Здесь опять штандарты номов, опять визирь, опять цифры. Таким образом, ко времени объединения Египта почти сложилось и его письмо, пока употреблявшееся в скромных размерах. На пластинках из слоновой кости, дошедших от времени Мины (Менеса) и изображавших события его царствования, мы уже видим не только символические обозначения и отдельные иероглифические знаки, но и целые строки, написанные фонетически, правда, для нас еще непонятные, но свидетельствующие, что иероглифическая система была уже в это время готова.

Образец иероглифической письменности Древнего Египта

В конце архаического периода появляются письменные памятники и от простых смертных. Древнейшие метки на сосудах обозначают владельцев; это были условные знаки, кажется, не стоящие в связи с развитием иероглифического письма. Зато изображение на цилиндрах-печатях дают нам почти ту же картину, что и царские пластинки. И здесь мы видим сначала какие-то массовые изображения зверей обыкновенных и фантастических, птиц и т. п., затем следуют символические, для нас большей частью непонятные изображения, наконец, все это переходит в надписи, правда, по своей архаичности весьма трудные, но все же в конце концов возможные для понимания.

Таким образом, сравнительно скоро и на глазах истории египтяне выработали то письмо, которому суждена была великая, более чем трехтысячелетняя будущность, которое на первый взгляд поражает своей сложностью, заключая в себе не менее 700 знаков, представляющих изображения богов, людей, животных, растений, прочих предметов видимого мира, быта, обихода и т. п. Изображения эти в тщательных надписях – настоящие рисунки, указывающие на то, что художественное чутье развилось у египтян раньше письма и последнее воспользовалось первым, иероглифическая строчка при известных графических приемах может быть настоящим орнаментом, и частое употребление письма на обширных плоскостях храмовых стен или на вещах обихода объясняется нередко не литературными или магическими, а именно орнаментальными целями. Несомненно туземное происхождение египетских иероглифов – они передают египетскую природу и египетский быт и приспособлены для туземного языка.

Последнее ближайшим образом видно из того обстоятельства, что развитие египетского письма не прошло стадии силлабизма. В семитских и хамитских языках значение корня зависит от согласных, гласные служат для грамматических изменений, поэтому иероглифическое письмо не могло в них от изображения слов перейти к изображению слогов, отвлекая фонетическое значение первых для передачи вторых (например, если бы у нас изображение ужа употреблялось для слога «уж» или рта для слога «рот», как в ребусах). Если мы это замечаем в ассиро-вавилонской клинописи, то перед нами одно из доказательств несемитического происхождения последней. Египетские иероглифы, изображавшие односложные слова, стали алфавитными знаками для согласных (например, рисунок четырехугольного водоема «ше» – для буквы «ш», рисунок рта «ро» с алефом в конце – для «р» и т. п.); иероглифы, передававшие многосложные слова, стали изображать группы двух или трех согласных без отношения к тому, какие гласные между ними находятся (например, рисунок шахматной доски, передающий сочетание «мин», употреблялся и для «мен», и для «мон», и для «мун» и т. п.); совершенно подобно тому, если бы у нас рисунок моста служил обозначением для понятий «месть», «мести» и т. п.

Таким образом, египтяне нашли способ изображать не только предметы, но и глаголы и отвлеченные понятия. Они составили полный алфавит согласных и отвлекли от изобретений фонетические значения для передачи множества групп согласных. Но отчего они не оценили всей важности изобретения алфавита и не отбросили всего балласта прочих знаков, перейдя на чисто фонетическое алфавитное письмо? Причин было несколько. Происхождение знаков для одной и нескольких согласных было одно и то же, и они с самого начала стали употребляться безразлично; это употребление удержалось и в силу свойственного египтянам консерватизма, и ввиду того, что оно в значительной степени облегчало чтение. Дело в том, что в египетском языке весьма много корней, имеющих общие согласные; текст, написанный без гласных и без разделения слов, был бы совершенно неудобочитаем, и египтяне должны были удержать историческую орфографию, как это при аналогичных условиях делают англичане, так как орфографическая физиономия у отдельных слов оставалась индивидуальна, а пережиток идеографизма, так называемые детерминативы, кроме того, служили и для разделения слов. Эти «детерминативы» по большей части первоначально были знаками, употреблявшимися в своем идеографическом значении (например, рисунок дороги, дерева и т. п.). Им стали предпосылать фонетические знаки, если требовалось указать, какой из синонимов (например, из различных слов, обозначающих «дорога» и «путь») или из различных видов (например, какое дерево имеется в виду). Впоследствии по аналогии и для удобства египтяне сделали это употребление общим, изобретя «определители» для различных родов понятий или слов (например, для отвлеченных понятий – сверток папируса, для глаголов – вооруженную руку) и помещая их почти после каждого написанного фонетически слова. Кроме шрифта, идущего из глубокой древности и бывшего в обычном употреблении, египтяне иногда, а в поздние эпохи своей культуры и преимущественно, пользовались особенным, так называемым «энигматическим» шрифтом, еще в большей степени напоминавшим наши ребусы. Здесь старые знаки выступают с иными значениями, появляются новые знаки; их сочетания нередко основаны на сложной игре остроумия, и для чтения требуется также немало усилий и остроумия.

Самым удобным и обычным материалом для письма в Египте был папирус, приготовлявшийся из сердцевины исчезнувшего теперь в Египте водяного растения (ег. па-пиур – «нильский»). Вынутую сердцевину разрезали на узкие продольные ленты, затем приготовляли из двух рядов перекрещивающихся и положенных под прессом друг на друга лент листы бумаги большей частью (16 на 40 см) светло-желтого или светло-коричневого цвета. Эти листы склеивали в длину, затем свертывали, и получался свиток иногда в несколько десятков метров длиной. Писали в эпоху Древнего и Среднего царств вертикальными, потом горизонтальными строками всегда от правой руки к левой. Только от очень поздней, большей частью от христианской эпохи дошли до нас первые попытки заменить свитки более удобной формой наших книг в кожаных переплетах. На папирусе написана едва ли не большая часть произведений египетской письменности, за немногими исключениями почти вся изящная литература, большинство произведений научного и делового характера. Материал этот был хрупкий, что, впрочем, не помешало ему пережить тысячелетия и дойти до нас; ввиду своей хрупкости он иногда заменялся более плотным и, по представлению египтян, более древним и почтенным – кожей, которая в то время еще не достигала тонкости и изящества пергамента и дошла до нас по меньшей мере не в лучшем виде, чем папирус. Мы знаем, что велел написать свои «Анналы» на коже и передать на хранение в храм, легенды рассказывают о падении с неба кожаных свитков с планами храмов и т. п. Дошло до нас немного египетских рукописей на коже. Отдельные главы «Книги мертвых» писали также на погребальных пеленах, холсте. Наконец, дороговизна папируса заставила прибегать к черепкам сосудов, а в Фивах и их окрестностях до Эдфу – к обломкам прекрасного и удобного для письма и рисования известняка, до сих пор валяющимся здесь в изобилии. Эти так называемые остраконы (остраки) имеются в изобилии в различных музеях и исписаны не только счетами, списками, пробами пера, рисунками, но нередко и интересными литературными и религиозными отрывками, будучи в этом отношении совершенно подобны папирусам. Они дошли до нас от всех эпох, начиная с Нового царства до арабской эпохи включительно. Особенно много среди них писем и деловых документов демотических, греческих и коптских. Камень, в виде отдельных плит или стен храмов, был материалом для документальных иероглифических надписей, для увековечения событий или для религиозных текстов. Иероглифические надписи имеются и на пьедесталах, подставках и даже самих корпусах статуй царей, богов, деятелей и частных лиц.

Этим не исчерпывается перечень предметов, на которых писали египтяне, – они покрывали надписями и саркофаги, и скарабеи, и амулеты, и статуэтки, и ткани, и предметы культа и домашнего обихода, вообще все, что подавало к писанию повод и предоставляло место.

До нас дошло достаточное количество и письменных приборов египетских писцов, клавших их с собой в гроб. Это длинные прямоугольным дощечки с выемкой для тросточек и двумя и более круглыми или овальными углублениями для красок – черной и красной. Первой придавала долговечность и блеск примесь гумми, вторая, употреблявшаяся в «красных» строках, заключала в себе сурик. Перья, подобные нашим, впервые появляются только в римское время. Для разведения краски писец имел при себе еще сосудик с водой, из которого считал своим долгом сделать возлияние богам Тоту и Птаху.

Изображения письменных столов с их содержимым, кабинетов, писцов за их работой и т.п. также дошли до нас в достаточном количестве.

Письменность Древнего Египта

Письменность Древнего Египта - одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали: иероглифами (иероглифическое письмо) и иератикой (иератическое письмо). В 8 в. до н. э. появляется дематическое письмо, которое являлось этапом в развитии иератического письма. Иератика и демотика - это курсивы (своего рода шрифт).

Система письменности сложилась уже к эпохе Древнего царства (3 тыс. до н. э.). Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми (могли выражаться несколькими согласными). Для каждого отдельного звука (согласного, гласные не вписывались) был выработан знак, однако алфавита у египтян не было. При письме использовали смешанную словесно-звуковую систему, к рисуночному знаку приписывали знаки-«буквы».

Иероглифическое письмо чаще использовалось при создании надписей на камнях, памятниках.

Иератическое письмо (жреческое), использовалось в хозяйственных целях, скорописное на нем же писались литературные произведения и научные книги.

Демотическое письмо - вид поздней иератики, на нем создавались и надписи на камнях, и литературные произведения, и религиозные трактаты.

Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому послеслова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель - знак, поясняющий читающему общее значение слова. Например, написано 2 знака. Верхний знак передает звук "с", а нижний - "ш".письменность египет иероглиф чернила

Что это за слово? Ведь это могло произноситься и "сеш" и "саш" и "сиш" и т. д. Сомнений не оставалось, если после такого слова ставится определитель. С определителем - знаком писцового прибора - это означало слово "письмо, запись", а с определителем - знаком куска земли с птицами - слово "гнездо, заводь"; . Сейчас египтологи и то и другое слово условно произносят "сеш", вставляя между согласными звук "е" чтобы как-то произносить эти слова. Древний же египтянин, смотря на определитель и имея согласный костяк слова, правильно произносил оба слова. Из этих примеров видно, что среди иероглифов имелись знаки, которые передавали один звук, т.е. алфавитные знаки. Египтяне первыми в мире составили алфавит - азбуку из 25 букв.

Все иероглифы делились на 4 группы:

  • 1. Алфавитные, иероглифы-буквы. Они обозначают один звук. Их насчитывает 24.
  • 2. Иероглифы-слоги. Состоят из двух или трех иероглифов-букв и представляло собой чтение двух или трех согласных. Гласные не указывались.
  • 3. Иероглифы-слова. Представляют собой рисунки предметов. Употребляли их нечасто, некоторые стали слоговыми иероглифами. Но если они все же используются, то их отделяют вертикальной линией, чтобы читатель понял, что это одно слово.
  • 4. Иероглифы-определения, детерминативы. Они не читаются, но помогают читателю, и ставятся после слова. Например, нарисованные в конце слова шагающие ноги, обозначают глагол, связанный с движением. А головы людей, животных, птиц всегда повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение. Предложения и слова друг от друга никогда не отделялись.

Некоторые коротенькие словечки египтяне писали одними буквами: (П + Н) - пен "этот" . Но были звуковые знаки которые передавали сочетание сразу двух, трёх и даже четырёх согласных. Иероглиф

"перо" передавал сочетание Ш - В, иероглиф "корзина" - И - Б; иероглиф чёрный ибис Г - М; иероглиф "заяц" - В-Н; иероглиф "солнце с лучами" - три согласных - В - Б -Н; иероглиф перекрещенные палочки - Х - С - Б; иероглиф "тесло" - С - Е - П; иероглиф "пестик со ступкой"

Четыре согласных - Ч - С - М - Н и т.д.

Также было много определителей.

Иероглиф "сидящий мужчина" определял слова "человек, писец" и.т.п.; иероглиф "связанный пленник" - слова "пленник, враг"; иероглиф "идущие ноги" - "ходить, бежать"; иероглиф "три горы" - "чужеземная страна"; иероглиф шкура с хвостом - "животное, зверь" и т. д.

В качестве материала для написания иероглифов использовали камень, глиняные черепки, кожаные свитки, дерево. Довольно широкое применение получил папирус. Обучение иероглифическому письму проходило в специальных школах, и было недоступно простым людям.

Самым распространенным писчим материалом был папирус Длинный ствол тростника рассекался сверху донизу на две половины. Затем полоску за полоской отделяли слои растения. На столе, смоченном водой, эти полоски сначала прикладывали одну к другой, а потом накрест.

Равномерно надавливая на полоски тростника круглой палочкой или камнем, можно было получить прочный лист папируса. На папирусе писали камышовой палочкой, которую макали в черную или красную краску. Когда лист папируса был исписан, его сворачивали в трубку и перевязывали шнурком. Такие свитки папируса найдены учеными при раскопках.

Египтяне употребляли для написания косо срезанную камышинку, которую, оборачивая, можно было приспособить для написания тонких или грубых черточек египетского письма. А с III ст. до н.э. начали использовать остро заточенную камышинку, так называемый «каламус», который давал возможность получать точное очертание букв; с того времени каламус, вместе с линейкой, стали повсеместно употребляемым неотъемлемым орудием каждого писца.

Чернила изготавливали из сажи или из древесного угля, воды и живицы. Качество чернил было очень велико, характерно, что оно с тех времен сохранило свой глубокий черный глянец. Для написания титулов и названий разделов использовали также красную краску - натуральную охру.

Писцы хранили свои кисточки и чернила в пенале - изготовленной из дерева принадлежности с двумя вырезами для удержания кисточек и двумя углублениями для мисок с чернилами.

На папирусах, а также на стенах храмов и гробниц записано много литературных произведений. Египтяне любили слушать сказки. В них рассказывалось об удивительных приключениях в далеких странах, о жестоких обидах, которые приходилось выносить от чиновников и надменных богачей. И если в жизни бедняки не находили справедливости, то в сказке герои сторицей вознаграждались за свой труд и терпение.

Некоторые сказки явились отражением религиозных верований. В основе других лежат исторические события.

По мере усложнения письменности и более частого ее использования потребовалось упрощение рисуночных знаков. Так какие-то рисунки стали обозначать не только конкретное понятие, например дом, бык или солнце, но и отдельные слоги и звуковые сочетания, комбинируя которые можно было выразить другие слова и понятия. В дальнейшем несколько знаков стали постепенно сливаться в один, а дальнейшее совершенствование письменности, в конце концов, привело к различению 21 знака, которые изображали отдельные согласные звуки. По сути это был первый алфавит. Однако в Египте алфавитные знаки не смогли вытеснить более привычную иероглифическую систему, они стали употребляться как составная ее часть.

Не может не удивлять своеобразие письма, сложившееся в таком неповторимом мире, как древний Египет, история письменности которого до конца еще не изучена современными египтологами.

При анализе древнеегипетской культуры рассмотрим некоторые аспекты письменности данной цивилизации. Язык древних египтян имеет семитские корни, содержит в себе элементы ряда африканских языков. Древнеегипетский язык принадлежит к афро-азиатской, или хамито-семитской, группе. На родительском языке этой группы разговаривали уже в седьмом тысячелетии до нашей эры как в Африке, так и на Ближнем Востоке. Древнейшие системы письма в Египте были идеографическими (от греч. idea – идея и grapho – пишу ). В Древнем Египте были идеограммы, среди которых, в качестве примеров, выделим следующие, в том числе обозначим их эквиваленты в английском языке:

Прототипами идеограмм чаще всего выступали пиктограммы (рисунчатое письмо, от лат. pictus – нарисованный и grapho – пишу ). Пиктограммы употреблялись почти во всём Древнем мире. По сути, пиктограммы – это письмо в рисунках. По этой причине многие идеограммы иконичны, то есть они напоминают о каких-то предметах, как бы копируют их. Рисунчатая запись передаёт мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. Даже очень маленькие пиктограммы имеют смысловую законченность, как в современном предложении. Однако в пиктограммах нет строгой системы правил и восприниматься они могут неоднозначно даже в среде одной культуры. В принципе символика не характерна для пиктографии, поэтому отдельные рисунки могут однозначно прочитать люди из разных культур. Первые пиктограммы датируют весьма ранним сроком – 40 тыс. лет до н. э. Что же касается иероглифов, то они возникли позднее. Иероглифы (от греч. hieros священный и glyphe то, что вырезано (например, на камне) употреблялись сперва к знакам египетского письма, а затем и к другим знакам, восходящим к рисункам. Они были иконичными на начальном этапе формирования древнеегипетского письма, бывшего в употреблении в период с конца IV-го – начала III-го тыс. до н. э. по III–IV вв. н. э., когда древнеегипетский язык (отдельная ветвь афразийской семьи) сменился возникшим из него же коптским языком.

В основе египетского письма насчитывалось около 500 пиктограмм, связанных с определёнными понятиями. Овладение письмом в древнеегипетской культуре, также как и в любой древней культуре, было делом очень сложным, занимавшим много лет. Лишь некоторые, самые сильные и стабильно развивающиеся государства, могли обладать системой подготовки писцов и образования вообще. Вот так выглядит древнеегипетский текст:

Писали египтяне слева направо и справа налево. Часто направление письма менялось с началом новой строки (такой принцип получил название бустрофедон ).

Иероглифы использовались египтянами, начиная примерно с 3000 г. до н. э., и продолжали употребляться с целью выполнения монументальных надписей на памятниках ещё во время римской колонизации. Последняя иероглифическая надпись датируется 394 г. До греко-римского господства число и форма иероглифов оставались неизменными. С 332 г. количество знаков, прежде всего фонограмм, начало резко возрастать. К V в. египетский язык стал мёртвым. Для развившегося из него коптского языка во II в. создаётся алфавитное письмо, опирающееся на принципы греческой графики и использующее 8 знаков из египетского письма. Оно предназначалось первоначально для перевода библейских текстов с греческого на коптский. В XI–XII вв. коптский язык перестал играть роль общелитературного, уступив место арабскому. Но он сохранился как культовый язык в общинах коптов-христиан.

Египетское письмо во всех его разновидностях отражало жизнь египтян и фиксировало все основные этапы развития древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. Со временем оно было забыто самими египтянами. Опыты по расшифровке египетской письменности первоначально были эпизодическими и окончились неудачно. Ключ к дешифровке дал найденный в 1799 году Розеттский камень с тремя идентичными текстами (иероглифическим, демотическим и греческим). Выдающийся вклад в дешифровку системы египетского языка внёс, будучи ещё в юношеском возрасте, Жан Франсуа Шампольон, создавший египтологию как науку в 20-х гг. XIX в. Главные трудности в дешифровке текстов создавало отсутствие знаков для гласных.

Становление письменности в древнеегипетском языке привело к складыванию литературного древнеегипетского языка. Так, в эпоху первых династий в Египте был основан «Дом жизни». Он находился при дворце фараона и имел отделения в каждом крупном храме. В «Доме жизни» занимались обработкой и редактированием текстов религиозного и политического содержания, создавали гимны и священные песни. Здесь же систематизировались магические книги, в которых содержалось медицинское знание, а также были магические заклинания. Также в «Доме жизни» вырабатывались принципы, каноны деятельности художников и архитекторов. Например, возводя храм, архитектор должен был отразить в нём символичное представление о мире, который был извлечён богом из хаоса и подчинён божественной воле.