Основные черты древнеегипетской культуры. Египетская культура Древнеегипетская культура

Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IVтыс. до н.э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть Древним (III тыс. до н.э.). Средним (конец III — начало II тыс. до н.э.) и Новым (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.).

Древний Египет

Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданию единого у централизованного государства.

Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала дополнительные возможности спокойно жить и развиваться, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродоте полным основанием называл страну «даром Нила».

Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлении и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего бога. Однако некоторые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат. К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра , или Алюн-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.

Особое место занимает также бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется, и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствует «Книга мертвых», писавшаяся в течение почти всей истории Древнею Египта.

Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось ими как священное и понималось как «слово бога». Исключительно важная роль при этом принадлежит богу мудрости Тоту, который выступает Владыкой слова и счета, создателем письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей.

Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного и,аря — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.

Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых , что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в до- династический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовав широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.

В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей .

В этот период в Египте утверждается медный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Следует отметить, что именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, появляется первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.

В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства.

Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера вСакка- ре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры.

Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником стали пирамиды Хуфу. Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX-XXVIII вв. до н.э.). Самая большая из них — пирамида (по-гречески - Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн блоков по 2,5-3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. (По последним данным создателем Сфинкса был фараон Джедефра, оставшийся непризнанным в истории.) Всего было построено около 80 пирамид.

Пирамиды стали символом Древнего Египта. В них идея безграничной власти и всеподавляюшей мощи фараона нашла наиболее полное воплощение. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Отсюда арабская пословица гласит: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света.

Пирамиды вызывали весьма разные, порой прямо противоположные оценки и суждения. Римский философ Филон Александрийский дает им весьма скептическую оценку: «Горы камня, воздвигнутые на горах камня». Напротив, у Гёте они вызывают восхищение: «Самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти». Римский писатель Плиний видит в них «тщеславную гордость фараонов, стоившую невиданных денег».

Думается, что такая неоднозначность в суждениях не случайна. Пирамиды не безупречны. Видимо, главный их недостаток — чрезмерность. Они требовали неимоверных, фантастических средств и усилий: их строили десятки тысяч людей в течение десятков лет. Они истощат и надрывали египетскую экономику Все это вынудило фараонов отказаться от них, и после XVII в. до н.э. их уже не строили.

Из других архитектурных памятников заслуживает упоминания храм бога солнца Ра в Абусире. Этот чудесный храм примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа, и сохранился до наших дней.

Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие «египетского стиля», заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас.

Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, широкое распространение получает портретная скульптура , часто связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о характерных чертах и особенностях египетской скульптуры. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египетской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями являются «Сельский староста», «Писец Каи», статуи- портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.

Среднее царство

Вслед за смутным временем, установившимся между царствиями, последовало Среднее царство, которое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия.

В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Изменения происходят и в других областях жизни. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживает наука.

Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.

В художественной культуре Среднего царства архитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными.

В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в котором наряду с заупокойными появляются другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III. названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. Геродот, видевший его и испытавший при этом глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.

Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Хотя литература возникла в Древнем царстве, от этого периода мало что дошло до наших дней. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Среди них — два дидактических сочинения, содержание которых составляют нравственные искания. Среднее царство представляют подлинные шедевры художественной литературы. К их числу относится прежде всего «История Синухета», которая по праву считается настоящим романом. В повести «Беседа разочарованного со своей душой» рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.

Новое царство

В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.

В Новом царстве в Египте развертывается грандиозное строительство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой «Долине царей» египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания. Характерным примером в этом плане может служить заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III — «колоссами Мемнона». В таком же духе был построен пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями правителя.

Наиболее известными стали Карнакский и Луксорский храмы в Фивах. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при участии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Второй уступает по размерам первому, но благодаря четкой планировке и совершенству форм оказал большое влияние на все последующее развитие храмовой архитектуры.

В Новом царстве расцветает искусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. Следует отметить, что в этом жанре пластики за Египтом по праву признается исключительное место в мировом искусстве. Храмовые рельефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В качестве примера можно указать на рельефное украшение оригинального храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

Продолжает успешно развиваться литература , становясь в полном смысле многожанровой. Главным творением религиозно- культовой литературы становится завершенная «Книга мертвых», которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература («Сказка о двух братьях» и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя «песни услаждения сердца».

Особого внимания в Новом царстве заслуживает период правления Аменхотепа IV. Этот фараон предпринимает редкую по смелости попытку провести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на «Эхнатон» («угодный Ато- ну») и стремится возвысить культ царя выше культа самого бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон.

Под его влиянием не менее радикальные изменения происходят и в . Если архитектура Ахетатона в целом остается прежней, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести.

После смерти Эхнатона. при его преемнике Тутанхамоне, столица вернулась в Фивы, старые порядки были восстановлены, а имя фараона-отступника было предано проклятию. Однако возникшие при нем новые формы искусства сохранились.

Что касается Тутанхамона, то найденная в 1922 г. его гробница оказалась единственной, до которой еще не успели добраться грабители. Она содержала огромное количество ценнейших памятников египетской культуры, включая знаменитую золотую маску самого фараона.

В эпоху Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование.

Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».

Одной из самых первых культур, удостоившихся внимания истории, стала египетская, о существовании которой можно было говорить уже с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирующееся в то время государство, уже могло гордиться своими 40 городами, стоящими во главе номов-областей, расположенных по всей протяжённости Нила.

Оросительные системы и централизованное государство

Учитывая близость полноводной реки, культура древнего Египта наглядно демонстрирует характерные черты, свойственные речным культурам. Преимущества обитания в местах разливов, в первую очередь отразились на уровне развития сельского хозяйства, получавшего не только орошение, но и прекрасную, обогащённую илом почву. А природные выгоды, сочетаемые с изобретательностью человека, привели к образованию ирригационных систем, решавших проблемы с орошением плодородных земель.

Но преследуя цель наибольшей эффективности, перед хлеборобами вставала задача единства оросительных систем, что, соответственно, способствовало созданию и укреплению централизованного государства. Были и дополнительные предпосылки самобытного развития, в качестве которых стоит вспомнить о природной защищённости благодатного, расположенного в долине Нила государства. Египет, находившейся в окружении пустынь, был надёжно защищён от проникновения чужеземных захватчиков.

В дополнение к хорошо развитому земледелию, скотоводству, огородничеству, виноделию и ткачеству, в древний период уже могли похвастаться изготовлением папируса и первыми опытами пчеловодства.

Развитие наук

Чтобы рассчитывать на хорошие урожаи, египтяне научились точно определять сроки разлива своей великой реки, для чего приходилось ориентироваться на положение звёзд. Но получение результатов большой важности, не могло обходиться без развития таких наук, как астрономия, математика и пр.

Строительство

Необходимость в постройках для управления государством и обеспечения жилищных условий растущего населения, поставила египтян перед проблемой решения вопроса обеспечения строительными материалами. Но и здесь на помощь приходит Нил, по берегам которого можно было черпать несметные объёмы гранита, мрамора и прочего камня, идеально подходящего для восполнения строительных нужд. Как раз в это время наступает период широкого применения меди - медный век.

Традиционный уклад жизни египтян

Разве могли египтяне, изначально верившие, что к созданию их государства приложили руку сами боги, построить уклад жизни, свободный от подчинения системе религиозно-мифологических культов и представлений? Чуть ли не каждый ном отдавал предпочтение своему верховному божеству. В одних случаях - это был Ра, Амон или Осирис, в иных - Птах, Гор или Тог. По их представлениям, сначала страной правили сами боги, а уже потом - полубоги и цари земного происхождения.

Отдающие дань почтения сонму богов, искоренивших первоначальный хаос и, подаривших ими созданному миру божественный Порядок, Истину и Гармонию, впоследствии жители государства не менее рьяно поклоняются фараонам. Их представление о справедливости, возрождении к новой жизни (на примере Осириса) и посмертной судьбе, передаются в «Книге мёртвых», дополнения в которую вносились на протяжении всего периода Древнего Египта.

В глазах египтян, их боги не только сотворили наш мир, закон, порядок, города и правителей, но кроме того, подарили людям множество всяких ремёсел, искусств, научили письменности, счёту, магии и целому ряду иных знаний. К примеру: письмо посредством иероглифов считалось «словом богов», открывших для человека секреты искусства целителей, магии, а также письменности, исчисления лет. Но пришло время поклонения фараонам, которые признавались исполнителями власти богов, исполняли роль земных божеств и верховных жрецов одновременно. Считалось, что помимо отца земного происхождения, цари были сыновьями небесного отца, которым являлся верховный бог - бог Солнца Ра (рис. 1).

Рис. 1 - Бог солнца Ра

И как только фараон закачивал свой путь земной, он без промедления отождествлялся с Осирисом. Признание бессмертия и бесконечной власти над обычными людьми, воплотилось в величественных пирамидах, построенных во славу того, кто посредством важных ритуалов, якобы обеспечивал процветание государства и его жителей. Не зря же расцвет, пережитый Египтом во времена Древнего царства, считается золотым веком в истории и культуре этого государства.

Помимо того факта, что культура Египта была преисполнена сакрального смысла, также находилось место для тотемизма - поклонения диким и домашним животным, с жуками-скарабеями, пчёлами, змеями и птицами в том числе.

Формирование канонов искусства

Основой искусства Древнего царства считается архитектура, занимающая главное место, в культуре Египта, среди других видов и жанров. Подобный толчок развитию дало особе внимание к заупокойным культам. В качестве примера можно привести такое сооружение, как мастаба над захоронениями умерших. Эти первые конструкции в виде укреплённых кирпичом песчаных насыпей с наклонными стенами, постепенно усложнялись и вырастали в размерах, пока не приняли очертания пирамид, вызывающих восторг и у наших современников.

Архитектурные памятники

Первой пирамидой считается, построенное зодчим Имхотепом 60-метровое ступенчатое сооружение, посвящённое фараону Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.). Вторая пирамида - Хуфу (Снофру в Дашуре,) уже не была ступенчатой, а скорее, представляла собой четырёхгранник с безупречно правильными формами. Самой высокой считается пирамида Хеопса (146 м.). На её постройку пошло не менее 2.3 млн. блоков, каждый из которых достигал веса 2.5-3 тонны. Заставляет восхищаться собой и 57-метровый сфинкс (рис. 2). Но у этого изваяния в подобии льва, имеется портретная голова (скорее всего фараона Хафра).

Рис. 2 - Сфинкс

Неумирающий символ Египта - 80 великих пирамид, стали воплощением идеи неограниченной власти фараона и могущества, подобного богам, для которых не существует времени. До сих пор не разгаданные тайны строительства и величественный вид с философским подтекстом, вынудили человечество причислить пирамиды к 7 выдающимся чудесам света. Их недостаток - это чрезмерность затрат и усилий десятков тысяч людей на протяжении десятков лет. Заслуживает внимания, в культуре Древнего Египта, и выходящий за рамки заупокойного культа храм бога солнца Ра в Абусире.

Скульптура

Славится культура древнего Египта и произведениями пластики, среди которых стоит назвать скульптуру фараона Нармера, имеющую вид плиты в 64 см, с обеими сторонами, украшенными рельефными изображениями и надписями, о победах фараона. Этому изваянию, как и прочим рельефам на стенах гробниц и храмов, свойственно своеобразие стиля, передающего объёмность тела на плоскости, где голова и ноги представлены в профиль, а тело и плечи - в фас.

Истории известна и портретная скульптура Египта. Раскрашенные в красно-коричневые или жёлто-чёрно-белые цвета, статуи сохраняют непоколебимое спокойствие застывших поз, как и строгую симметричность правой и левой сторон тела («Сельский староста» (рис. 3), «Писец Каи», царевич Рахотеп и его жена Нофрет).

Рис. 3 - Скульптура «Сельский староста»

Литература древнеегипетского периода

Первой, известной человечеству литературой считается шумерская и египетская, в основном представленная погребальными текстами, письмами, стихами, памятными записями автобиографического направления и гимнами религиозного характера. Уже позднее своё место заняли такие жанры, как поучения, плачи, беседы, диалоги, пророчества, сказки, рассказы.

Живопись

В период культуры Древнего царства разработаны специальные стандарты и принципы, выраженные в линиях, формах, плоской проекции фигур, что способствовало чувству порядка и композиционного баланса. Красками служили минералы, вот как железная руда, обеспечивающая оттенки красного и жёлтой охры, медная руда, дающая синий и зелёный цвет, чёрная сажа или древесный уголь, белый известняк.

Повседневность

Люди Древнего Египта осознавали значение гигиены, а потому использовали при мытье своего рода мыло, изготовленное из мела и жиров животного происхождения. А чтобы успокоить кожу и не досаждать окружающим неприятным запахом, в ход шли духи и специальные мази. В состав подобных средств входили масла из растительных и животных жиров, приправленных скипидаром, миррой или иными благовониями. Помимо умывания, имел место маникюр и педикюр. А чтобы сделать лицо особенно привлекательным, его украшали с помощью макияжа, для чего использовались специальные приспособления.

Чтобы сделать взгляд выразительным, как мужчины, так и женщины, обводили глаза чёрной краской, а веки веки подкрашивали в зелёный цвет снадобьем, изготовленным на основе малахита. А чтобы кожа выглядела посветлее, на ней наносили жёлтую охру, а щёки и губы нарумянивали. В качестве одежды, у мужчин были всего лишь набедренные повязки, а у женщин - платья из выбеленного льна. Сандалии из кожи или папирусного тростника, были не у каждого. Многие ходили босиком.

А чтобы развлечь себя, египтяне придумали настольные игры. Становилось теплее на душе и от музыкальных мелодий, сыгранных на арфе или флейте. Колокола, бубны, лиры и барабаны, были завезены из Азии уже намного позже.

Египет – президентско–парламентская республика, расположенная в северо–восточной части Африки и на Синайском полуострове Азии. Омывается Средиземным и Красными морями, которые соединены Суэцким каналом.

География Египта

Египет граничит по суше с Ливией на западе, Суданом – на юге, Палестинской автономией, Израилем – на востоке. Есть морская граница с Иорданией и Саудовской Аравией. Египет омывается Средиземным морем на севере, Красным морем – на востоке, которые соединены между собой Суэцким каналом – крупнейшим искусственно сооруженным каналом, кратчайшим путем из Атлантического океана в Индийский.

По территории Египта протекает река Нил – одна из крупнейших по протяженности рек в мире. На долину и дельту реки Нил приходится около 4 % территории Египта, большую же часть (96 %) занимают пустыни.

Страна богата полезными ископаемыми: нефть, газ, фосфаты, железная руда, цинк и др.

Столица Египта

Столица Египта – Каир является одним из крупнейших городов Африки. Город расположен на севере Египта по обоим берегам Нила. Столица разделена Нилом на восточную и западную части. В настоящее время в западной части города находятся правительственные учреждения и сооружения, построенные в современном архитектурном стиле. Восточная часть представляет собой старый город, где много мечетей, узких улочек и других впечатляющих напоминаний древней восточной цивилизации.

Каир главный туристический центр страны. Здесь Вы всецело можете насладиться наследием египетской культуры и истории: увидеть пирамиды Гизы, посетить средневековые рынки Хан эль-Халили, Египетский музей, полюбоваться долиной Нила. Но не нужно думать, что Каир хранит только свидетельства прошлого. В городе много торговых центров, гостиниц на любой вкус от 4-5 звездочных до, небольших, но очень уютных, есть кинотеатры, оперы, театры и многое другое.

Погода в Каире меняется на протяжении года от более комфортной зимой 15 – 20 С, до почти 40 С летом.

Официальный язык

Официальный язык Египта – арабский. При этом широко распространены английский и французский языки.

Государственное устройство

Египет является демократической республикой. Президент – глава государства. Законодательная власть в стране принадлежит Национальному собранию. Главой правительства является премьер – министр. Административно – территориальное устройство Египта включает 28 губернаторств, каждое из которых обычно включает несколько городов и поселков.

Климат и погода

Климат Египта тропический пустынный. Большая часть территории Египта (в основном южная) принадлежит тропическому климатическому поясу, северная часть – субтропическому. Для Египта характерны резкие перепады температур на протяжении суток. Днем столбик термометра может подниматься до 50С выше нуля, а ночью опускаться до 10 С (в пустыне температура ночью еще ниже, возможны заморозки до -5С).

На территории южнее Каира, зимой дневная температура колеблется в пределах 20 – 25 С. Летняя достигает 50С. С апреля по май дует сухой ветер хамсин, приносящий песчаные бури. Влажность воздуха достигает максимума в июле при розливе реки Нил. Неравномерны и нерегулярны осадки. Так, в Каире, среднегодовое количество осадков лишь 28 мм. В среднем по стране менее 100 мм, но бывают увеличение до 400 мм.

На территории севернее Каира, более холодное время года продолжается с октября по апрель. С мая резко увеличивается влажность воздуха, в это же время начинается лето.

Море в Египте

На востоке Египет омывает Красное море. Температура воды здесь достигает 27 С летом, и не опускается ниже 20 зимой. Это прекрасное место для дайвинга. Особенность Красного моря в это удивительной прозрачности. Это объясняется тем, что реки не впадают в море и, соответственно песок, ил не поступают в воды Красного моря.

На севере Египта господствует Средиземное море, общая площадь которого 2 500 тыс.кв.км. На побережье Средиземного моря много заливов. Температура воды значительно холоднее чем в Красном море (летом – 23 С, зимой – лишь 14С). В прибережных водах в районе Александрии находиться знаменитый дворец Клеопатры.

Реки Египта

Нил – несомненно, не просто река для египтян. Это источник воды, а значит и жизни в пустынях Египта. С ней связана вся история древнего государства.

Нил – вторая по длине река в мире. Впадает в Средиземное море. Река питается благодаря осадкам из южных регионов, где берет начало Нил. Вдоль Нила, как и в древние времена проживает около 97% населения Египта. Воды реки позволяют орошать земли сельскохозяйственного значения.

История Египта

Заселение Египта началось около 7-6 тыс. лет назад. В V тысячелетии до н.э. на территории Египта развивалось земледелие как основа экономической жизни местного населения. Приблизительно в 4 тыс. до н.э. существовали два государства на территории современного Египта. На севере – Буто, на юге – Некхен. В 3 тыс. фараон Менес присоединил северное царство и объединил Египет. Огромного расцвета Египет достиг во время Древнего царства, которое начало свою историю в 2700 г. до н.э. В это же время была основана столица Древнего царства Менефер (Мемфис).

Менес является основоположником первой династии египетских фараонов, в которую вошло восем первых правителей. В целом за время правления первых тридцати царей появились иероглифы, политеистическая религия, культ мертвых, календарь.

Период правления фараонов принято делить на Древнее царство, Среднюю и Новую империи. Царствование фараонов прекратилось в 341 г. до н.э., когда Египет был захвачен персами. Чуть позже страна была завоевана Александром Македонским, изгнавшим персов, и основавшим город Александрию.

В разное время Египет принадлежал разным государствам и империям, переживал взлеты и падения. Так, до 395 г. Египет входил в состав Древнего Рима, до 645 г. принадлежал Византийской империи. С 645 г. Египет захватили мусульманские арабы, включившие его в состав Арабского халифата и внедрившие мусульманскую веру – ислам. В этот период в 927 г. основан Каир. Особого могущества Египет достиг после прихода к власти династии мамлюков и присоединения в 1517 г. к Османской империи. Египет пережил нашествие Наполеона в 1798-1799 годах.

После строительства Суэцкого канала под управлением Фердинанда де Лессепса, Египет привлек внимание Британской империи. В 1882 г. началась английская оккупация. До 1914г. страна находилась во власти Турецкой империи. С 1914 по 1922 год Египет был под протекторатом Великобритании.

В 1922 году в результате национально – освободительного движения, провозглашена независимость Египта во главе с королем Фуадом I. Несмотря на это, влияние Англии продолжало ощущаться во внешней политике и военных вопросах страны. Группа военных в 1952 году свергает короля Фарука I. В результате данных действий уже в 1953 Египет был провозглашен республикой, а войска англичан покинули страну. Президентом становится Мохаммед Насер. Важным шагом для Египта стала национализация Суэцкого канала в 1956 году. Два году спустя Египет объединяется с Сирией, образуя Объединённую Арабскую Республику (ОАР), которая существовала не долго. Уже в 1961 году Сирия вышла из состава республики.

В 1971 году ОАР преобразовалась в Арабскую Республику Египет. 1981 год - президентом становится Хосни Мубарак. В начале 2011 году в Египете проходили гражданские восстания сторонников Хосни Мубарака и оппозиционных сил. В результате, 11 февраля 2011 года Хосни Мубарак передал власть Высшему военному совету.

Культура и религия Египта

Египет дарит незабываемые впечатления благодаря своей тысячелетней культуре и древним традициям. Египет смело можно назвать мультикультурной страной, где современные традиции уверенно соседствуют с местными обычаями. Влияние религии в обществе умеренное, но она все равно играет немаловажную роль.

Фольклор и народные танцы - неотъемлемая часть египетской культуры. Особенно славятся нубийские танцы, когда одетые в пестрые костюмы нубийцы зажигательно танцуют под местные песни. Синайские танцы исполняют с саблями и в одежде с вышивкой. На юге весьма знамениты танцы верхом на коне. Чаще всего народные танцы демонстрируют во время религиозных праздников, например, во время Рамадана.

В египетском обществе высоко ценится семья, которую нужно обязательно защищать и оберегать. Египтяне очень любят играть и смотреть футбол. Они дружелюбны, и славятся прекрасным чувством юмора.

Посетив страну, обязательно проникнетесь культурой Древнего Египта. Посетите гробницы, храмы, музеи, погуляйте на рынках, где можно приобрести немало интересных сувениров. Древнеегипетская цивилизация оставила огромный след в мировой истории. Мифы Древнего Египта дошли до наших времен. Источниками мифологических взглядов египтян являются тексты песен, молитв богам, надписи на внутренних стенах пирамид. «Тексты пирамид» - древнейшие тексты погребальных ритуалов фараонов V – VI династий. В каждом регионе складывался свой культ богов. Боги Египта были воплощены, по мнению древних египтян, в деревьях, камнях, змеях, небесных светилах. Наиболее почитаемыми были Амон – бог солнца, «царь всех богов», защитник угнетенных; Анубис – покровитель мертвых, бог погребальных ритуалов и бальзамирования; Апис- бог плодородия в облике быка с солнечным диском и многие другие.

Большая часть населения в современном Египте исповедует ислам суннитского толка, меньшая – копты христиане. Христианская религия появилась на территории Египта (в Александрии) намного раньше ислама. В настоящее время ислам влияет на общество и на семейные ценности значительно больше. Светское законодательство опирается на шариат – свод норм мусульманского права.

Кухня

Особого внимания требует восхитительная египетская кухня. Возможно, она и не так изыскана, как в других арабских странах, но ее без сомнения можно назвать простой и очень вкусной. Основу египетских блюд составляет баранина, курица, различные травы, овощи и фрукты. Кроме того, порции очень щедры. Вы можете найти здесь блюда на любой вкус.

Обязательно попробуйте традиционное египетское блюдо хамам махши (фаршированный голубь). Небольших голубей начиняют рисом или зеленой пшеницей, затем обжаривают. Получается очень сочное блюдо. Нужно заметить, что голубиное мясо имеет более насыщенный вкус и аромат по сравнению с куриным.

Еще одно блюдо очень популярное на Ближнем Востоке и вкусное – Давуд Баша (название блюдо получило в честь выдающегося политика времен Османской империи). Для его приготовления используют измельченное мясо, петрушку, лук, которые скатывают в шарики, а затем варят в густом томатном соусе. Подают с рисом и обжаренными кедровыми орехами.

В Египте в изобилии морепродукты благодаря непосредственной близости двух морей. Вы можете попробовать свежевыловленную, так называемую рыбу «болти» часто употребляемую в Египте. Пользуются популярностью креветки или «гамбари» и кальмары («каламари»). В египте Вы найдете много рыбных ресторанов и кафе.

Прекрасно утолит жажду и насытит организм витамином С чай каркаде, приготовленный из сухих цветов красного гибискуса. Этот чай можно пить и горячим. Также в местных магазинах Вам предложат различные фруктовые соки, смешанные со льдом и сиропом.

Умм Али – восхитительный десерт, обожаемый в восточных странах. Несколько слоев хлеба смачивают в молоке и посыпают изюмом и орехами. Затем ставят в духовку до золотистой корочки. Получается прекрасный кремовый десерт.

Пробуйте, экспериментируйте и получайте истинное наслаждение от местной кухни! Приятного аппетита!

Достопримечательности Египта

Основными достопримечательностями являются древнеегипетские некрополи: Долина Царей и Цариц в Луксоре, пирамиды Гизы, гробницы знати; храмы фараонов в Луксоре и Абу – Симбеле; исламский и Старый Каир.

Города и курорты Египта

В Египте активно развивается туризм. Строятся и модернизируются целые курортные комплексы на морском побережье. Самые известные из них – Хургада и Шарм Эль Шейх.

Хургада – лучший туристический курорт страны, с населением более 200 тыс. человек. Здесь можно найти отель на любой вкус. Прекрасные пляжи, самые чистые лагуны для дайвинга, сафари в пустыне не оставят Вас равнодушными.

Шарм Эль Шейх – неповторимый по своей красоте курорт. Бесподобные равнины, окруженные горами, чистый воздух, море – создают великолепное впечатление. Коралловые рифы Шарм Эль Шейха– идеальное место для дайвинга.

Крупнейший город континента, воплощение культурного наследия древнейшей цивилизации, «Ворота Востока», столица Египта – Каир – поражает разнообразием и красотой. Здесь Вы можете полюбоваться знаменитым Сфинксом, мечетью Мухаммеда Али, посетить цитадель Саладдина, Египетский музей, старейший арабский университет Аль Азар. Музей парфюмерии удивит уникальностью и разнообразием ароматов.

Александрия – второй по величине город – курорт страны – находится на Средиземноморском побережье. Долгое время город был экономическим, культурным центром Восточного Средиземноморья. Привлекательна Александрия, в первую очередь, благодаря форту Кайт – Бейт, где находится одно из семи чудес света: 150-ти метровый маяк и статуя Посейдона.

Кроме перечисленных курортных гигантов, в Египет еще немало относительно молодых и не менее привлекательных курортов: Дахаб – «Восточный Амстердам», курортный город с множеством кафе, ресторанов, дискотек, прекрасных мест для дайвинга; Марса Алам – курорт активно развивающий инфраструктуру для любителей дайвинга.

Обязательным местом в маршруте по Египту, должен быть Луксор (называемый ранее греками - Фивы). Здесь находиться самый большой в мире музей под открытым небом (Карнакский храм).

Сувениры/покупки

В Египте Вы можете приобрести различные сувениры: изделия из серебра, золота, полудрагоценных металлов, кальяны, шахматные доски, изделия из хлопка и шелка, духи, пряности, ароматические масла, изделия из шкур кобры, крокодила и многое другое. Не забывайте, что в Египте как, впрочем, и везде на Востоке любят торговаться. Поэтому смело предлагайте свою цену, и чем настойчивее Вы будете это делать тем большее уважение проявит продавец и обязательно уступит в цене.

Часы работы учреждений

Административные учреждения иногда не работают в пятницу, магазины могут не работать по воскресеньям, музеи работают ежедневно с 9 00 до 18 00. Стоит отметить что все учреждения могут работать по укороченному графику в период религиозных праздников, особенно в Рамадан.

Виза

Для въезда на территорию Египта нужна открытая виза. Получить ее можно в аэропортах или морских портах Египта по прибытию в страну. Данная виза оформляется при предоставлении Вами действующего загранпаспорта и действует в течении одного месяца со дня прибытия.

Валюта

Египетский фунт – официальная валюта Египта. Один фунт (международное обозначение: EGP) приравнивается к 100 пиастрам. В Египте пользуются банкнотами следующих номиналов:

1,5,10,20,50, 100, 200 фунтов;

25 и 50 пиастров.

В денежном обращении также монеты номиналом 25, 50 пиастров и 1 фунт.
В гостиницах и магазинах можно расплачиваться египетскими фунтами, долларами, евро.

Для обмена валюты есть представительства основных банков во многих городах. Чаще всего банки работают с 8 30 до 14 00, с воскресенья по четверг. Для удобства туристов на территории многих отелей и торговых центров есть банковские терминалы, которые работают круглосуточно.

Таможенные ограничения

Введение

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» – «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время…

Сохранившиеся на территории государства уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.


1. Материальная культура Египта

1.1 Архитектура

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества – храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения – древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье – собственно погребальную камеру с одной, реже – с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

Мастабы (приведен на рисунке 1) – прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Рисунок 1 – Египетский мастаб в поперечном разрезе

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид – сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.


Рисунок 2 – Пирамида Джосера

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы – усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех – пирамида Хеопса – представляет собой сооружение высотой сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.

Рисунок 3 – Пирамида Хеопса

Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса (изображение приведено на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота пирамиды – 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды – 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление – от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков – два миллиона триста тысяч. Срок строительства – двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду – по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на «царских работах».

То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.

В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению – проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.

Цивилизация Древнего Египта зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое существование с падением Египетского государства в конце VI в. до н.э. Историю древнеегипетской цивилизации условно делят на следующие периоды: Додинастический (IV тыс. до н.э.), Древнее Царство (3200 - 2400 гг. до н.э.), Среднее Царство (XXI - XIX в. в. до н.э.), Новое Царство (XVI – XII в. в. до н.э.) и Поздний период (XI в.- 332 г. до н.э.).

Деспотический режим централизованной власти египетского царя – фараона, наличие крепкой сельской общины, а также обособленность Египетского государства обусловили неизменность самобытных культурных традиций Египта на протяжении многих веков. Древнеегипетская культура характеризуется верой в бессмертие человеческой души. Главным содержанием мифов является их мировоззренческий смысл – страстное желание бессмертия, сформировавший культурный облик древнеегипетской культуры.

С завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. начинается эллинистический его период. Египетское искусство испытало в этот период сильное влияние греческой и римской культуры. Распространение христианства привело к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э. Египет был завоеван арабами, что привело к изменению не только этнического облика страны, но и образа древнеегипетской культуры.

Мифологическая система

Миропонимание древних египтян определялось мифологическими представлениями, имевшими древнейшее происхождение. Они представляли землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком, плавающим в воде. Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба. В основе космогонии лежали представления о так называемых «холмах творения» – небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами.

На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения, согласно представлениям египтян, и появился бог солнца, который сотворил свои части собственного тела, называя их именами. Вследствие такого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему. Данная космогония излагает акт произнесения нового имени как акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов.



В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амон – Ра. В эпоху Нового царства был недолгий период поклонения богу солнечного диска Атону. Воплощением солнечного божества был бог Гор, сын Осириса. Согласно мифу бог плодородия Осирис некогда был царем Египта, но был убит своим братом Сетом, олицетворяющим силы зла и мрака. Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса и он стал царем мертвых.

К особенностям мифологического мышления древних египтян относится представление о том, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы. У одного явления множество имен. Например, царь мог описываться как солнце, звезда, бык, крокодил, лев, сокол, шакал или как пара богов. Это не столько сравнения, сколько попытка выражения внутренней единой сущности явлений.

Главным следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены. Один элемент с легкостью занимает место другого. Например, умерший регулярно нуждался в хлебе, чтобы не голодать в ином мире. Ему должны были регулярно класть караваи хлеба в могилу. Но хлеб можно заменить на его деревянную модель или дощечку с надписью «хлеб». В представлении древнего египтянина, изображение было равно изображаемому.

Религиозные воззрения

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец. Прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, т. к. умершего ждало воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала сакральные страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис – первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина.

Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, а солнце Ра в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела – искусство бальзамирования. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра – фараону.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца и после смерти он плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Они верили, что Осирис – царь подземного царства, Исида – покровительница плодородия и материнства, а Маат – богиней истины и порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Культовая архитектура

Яркое представление об архитектуре дают пирамиды - царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож. Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. Сооружение пирамид есть яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу фараона (царя), распространявшуюся на подданных и после его смерти.

Средством для сохранения тело умершего было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек обладает вечной жизненной силой «Ка» – бессмертие. Оно приобретается при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Пирамиды сооружали крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязанностью. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

В III-II тыс. до н.э. пирамиды и храмы (постройки для богов) строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее впечатляют - высота 147 м, площадь – около 55000 кв. м.

Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов - каменное изображение существа с телом льва и головой человека – фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Древнейшие египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света.

Письменность и литература

Уже в период Древнего царства фараон, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, регулировал общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль в этом играла письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство. Богу Тоту приписывается создание всей духовной жизни Древнего Египта. Писцы считали его своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо – объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов было культовым и использовалось в качестве атрибута власти.

Иероглифы (рисуночные знаки) использовались в Египте с 3000 года до н. э. Скорописная форма египетского письма, возникшая в VIII - VII веках до н. э., стала официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Письменный текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках изготовляемых из папируса. Знаки располагали горизонтально справа налево.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, – книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.

Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Искусство

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска. Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Части человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н.э. Лучшее, что было создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Портрет Нефертити, в высокой короне из раскрашенного известняка, стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Научные предзнания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Среди научных достижений того времени – солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины. Различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развитие математики выразилось в вычислении поверхности шара и полушария, в определении площади круга, в вычислении объема усеченной пирамиды. Были изобретены древнейшие в человеческой истории водяные и солнечные часы. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура приводила при ознакомлении с ней в изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызывала непонимание, отторжение у других.

Социальная культура

Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную организацию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Египтяне верили в загробную жизнь и были убеждены в том, что в момент смерти рождается новая жизнь человека. Для продолжения жизни «усопшего» потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения или их изображения.

В периоды Древнего и Среднего царств в Египте моральные понятия типа «добро» и «зло» были малоубедительны. Главными определениями человека было «толковый» или «глупый». Существовала уверенность в том, что справедливость заключается в свершении больше положенного, а несправедливость осуждалась как минимальное исполнение долга. Между Средним царством и империей, в период войн и набегов кочевых племен, проявляется тяга к безопасности. Тревожный коллективизм начинает вытеснять самонадеянный индивидуализм.

Ключевым словом для определения человека становится его «молчаливость», что подразумевает хладнокровие, пассивность, спокойствие, смирение, подчинение, покорность. Новое фаталистическое мироощущение выражает себя в идее божественной воли, господствующей над человеком. Ощущение личной неудачи приводит к формированию у человека чувства вины за свою ущербность и греховность. Подобная виновность связывается главным образом с нарушениями ритуала, а не с моральными проступками.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает архетипом (кодом) древнеегипетской культуры?

2. Выделите термины, отражающие сущность культуры Древнего Египта.

3. Постройте системную модель древнеегипетской культуры.