Египетская культура. Представления о человеке в культуре древнего египта Основные направления развития древнеегипетской культуры

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Одним из источников, дающем нам представление об особенностях культуры Египта, является "Книга мертвых" - тексты пирамид. Для древних египтян "Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги, безусловно, затерялся в глубине времени).

В основе культуры Египта лежит представление о вечно умирающей и воскресающей жизни , которое наиболее полно отразилось в мифе об Осирисе. Влияние этого культа наиболее ярко отразилось в мировоззренческих представлениях египтян и во всех сферах египетской культуры. Убитый злым Сетом Осирис, с помощью Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал победителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, который хотя и был вечным "нарушителем спокойствия", но в те времена еще не отождествлялся с высшей силой зла и был неоднозначной фигурой. Его божественная ярость настигала с неотвратимостью судьбы, заставляя живых поворачиваться навстречу вечности, и помогала Ра и фараону одерживать верх над иноземцами и змеем бездны. О Сете рождались различные легенды. Так, в одной из них Гор и Сет делили между собой власть над Темной и Красной землями, в другой - Сет стал властелином Юга, а Гор - Севера (неразрывно связанных между собой). Но чаще всего Гор представал изгоняющим Сета и воцаряющимся над теперь уже навсегда упорядоченным миром.

Все эти идеи и образы служили основой обожествления власти фараона. Литература отождествляет фараона с Гором - правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором - победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и, прежде всего, в величайших шедеврах среди них - пирамидах. Властный, невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса.

Какое же место занимали простые смертные в этом мире, где судьба всего сущего определялась взаимодействием между единственным человеком, созданным из плоти и крови, - фараоном, и сонмом богов? В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, жизнь египтян была на редкость "современной". Все люди были здесь равны перед Создателем и, как правило, объясняли свои достижения мудрым выбором фараона. Между государством и отдельной личностью не стояли ни узаконенная аристократия, ни промежуточные инстанции. Человека определяло имя его родителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная роль "хозяйки дома", исполнение которой и становилось ее основным занятием. Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отражение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Детей заводили охотно, о них заботились, причем не с целью продолжения рода, а просто ради счастья, которое они приносили, и, памятуя о том, что когда-нибудь именно они смогут дать своим родителям новую жизнь, исполнив погребальные ритуалы.

В начале Древнего царства только фараоны могли войти в загробный мир, и только гораздо позже это стало доступно всем египтянам. Как свидетельствуют достоверные исторические сведения и заключения ученых, древние египтяне совершили 4,5 тысячи лет назад одну из самых странных среди всех социальных революций. В этой революции не стремились прямо и сознательно ни к земле, ни к власти, ни к новым политическим институтам, не стремились к установлению человеческих условий труда, ее требовали богатства фараонов и жрецов. Успешно завершившаяся народная революция экспроприировала тайны преодоления смерти, магию, надгробные молитвы, ритуалы и их скрытые значения, благодаря которым, по тогдашним представлениям, их владельцы владели загробной жизнью. Революция не против невежества, а во имя и за полное равенство (читай: подчинение) людей перед одной иллюзией - верой в вечную жизнь.

Вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие является фундаментальным принципом древнеегипетской культуры. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всю магическую силу искусства, письма и обряда, старались увековечить свои мумии, имена, свою покидающую тело душу (каи) и свою жизненную силу (ка). Их ждала вечная жизнь, поистине царская (каждый превратится в Осириса) и поистине божественная (каждый станет спутником Солнца). Со времен Среднего царства считалось, что достижение этого блаженства зависит от личных качеств человека. И если в храмах только фараон мог говорить от имени всего общества, зато каждый египтянин, в зависимости от своих средств и заслуг, мог выразить себя, воздвигнув собственную гробницу. Однако положение большинства египтян отнюдь не было столь идиллическим. Привлекательная сторона жизни присуща дворцам фараонов и богатым усадьбам знати, тогда как в домах простых смертных были свои непростые повседневные проблемы, достаточно вспомнить пристрастие к палочным наказаниям в долине Нила. Изучение жалких остатков бедных поселений позволяет историкам взглянуть на повседневную жизнь древних египтян значительно объективнее, чем об этом говорят гробницы и храмы

Древнеегипетская культура обусловила специфическую форму существования науки, которая является особым видом ориентировочной деятельности человека для установления места его и человечества во вселенной. Эта специфика связана с тем, что интеллектуальная элита жрецов облекала специализированное знание в одежды мистики и религии, чтобы сохранить свое господство.

Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накопленные в течение весьма длительного времени систематические наблюдения небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце. Помимо астрономического знания жрецы накапливали также знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии и др. Они использовали гипноз, ясновидение и др., чтобы вызвать страх, возбудить надежду и принудить общество к подчинению. Жрецы применяли специализированные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что они являются посредниками между людьми и богами, что подношением даров богам при помощи жрецов можно получить благосклонность богов.

Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, для них характерен необычайный расцвет. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. Фараоны и высшие сановники окружали себя скульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В более поздний период развивается религиозная драма и появляется светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте существовали даже труппы бродячих актеров. Высокого художественного уровня достигли древнеегипетская живопись, скульптура и монументальная архитектура. До сих пор поражают зрителя мастерством статуя писца Каи, скульптурные портреты царицы Хатшепсут, фараона Эхнатона и удивительный своей одухотворенной красотой образ Нефертити, великолепные аллеи сфинксов и колоссальные храмы в Луксоре, Карнаке и других местах. Неудивительно, что столь высокий уровень искусства и его почетное место в древнеегипетском обществе привели к появлению первых эстетических суждений, зафиксированных в письменных источниках. У древних египтян, видимо, впервые в истории культуры мы находим уже высоко развитое чувство красоты, прекрасного. Искусство как искание и выявление одного только идеально-прекрасного было неизвестно в Древнем Египте. Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. Вот почему предметы обихода в домах богатых людей всюду обнаруживают бессознательную красоту линий и тонкое соблюдение пропорций. Красота в природе и внешней жизни, запечатленная в украшениях, индивидуализировала до известной степени даже самые обыденные вещи. Древние египтяне стремились придать красоту всем предметам, но эти предметы, от первого до последнего, служили какой-нибудь полезной цели; они не были расположены делать прекрасную вещь исключительно ради ее красоты. Так, в скульптуре преобладало практическое начало - великолепные статуи Древнего царства были сделаны не для украшения рыночной площади, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах, где они могли быть полезны для умершего в загробной жизни. Этой же цели служила и настенная живопись в гробницах, и пирамиды. Древний Египет является, по всей видимости, родиной световой религии и эстетики света. Обожествленный солнечный свет (бог солнца Ра, Амон-Ра, Атон) постоянно почитался высшим благом и высшей красотой у древних египтян. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре.

Прекрасное в древнеегипетской эстетике, как и во многих культурах древности и средневековья, теснейшим образом связано с благом, добром. В тексте на саркофаге XXII в. до н.э. Исида восклицает: "Я - Исида, более благая, чем все боги, и более прекрасная (чем все боги)". Часто эти термины взаимозаменяются. За красотой богов, воспеваемой в египетской мифологии, ясно ощущается любовь древних египтян к красоте материального мира, любовь к жизни. Они любовались красотой человеческого тела, лица, стремясь запечатлеть ее в своем искусстве. Физическая красота человека тесно связывалась с наслаждением; древние египтяне не были аскетами и ригористами, не удивительно поэтому, что гедонистический аспект занимал существенное место в их эстетике. "Прекрасноликий" и "сладостноликий" - синонимы в древнеегипетской мифологии и лирике. Следует иметь в виду, что, тесно связав красоту человеческого тела с эротическим наслаждением и любовью, древние египтяне при помощи мифологии и изобразительного искусства опоэтизировали и одухотворили и любовь, и любовное наслаждение, и физическую красоту человека, включив их в сферу собственно эстетического.

Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Здесь, пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Художественный эффект в каноническом искусстве достигался за счет незначительного варьирования форм внутри канонической схемы. Дальнейшее развитие эти приемы найдут в искусстве и эстетике Средневековья.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с "жестко закрепленными" датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно "гуляют" по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита. Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех взывающих к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов. Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами. Древнеегипетских элементов в христианстве очень много, и невозможно их все перечислить. Достаточно указать на то, что в образе архангела Михаила обнаруживаются явные черты древнеегипетского бога мудрости Тота, не говоря уже о концепции могущества слова божества, созидающего мир. Многие древнеегипетские религиозные представления восприняты христианством лишь в слегка измененном виде; таковы, например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, о мучениях и пытках и т.п.

Африканская по континенту происхождения, египетская культура обрела свое уникальное лицо «эпохи фараонов» в четвертом тысячелетии до н.э. на пространствах южного и восточного Средиземноморья, т.е. в Африке и Евразии. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Птах создал все вещи и божественные слова, породил богов, создал города, сотворил святилища и поместил туда богов, сотворил их тела ради умиротворения их сердец. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, создают общество и восстанавливают всеобщую гармонию Маат - центральное понятие египетской этики. Порядок понимается как правопорядок, а боги и фараоны как учредители законов и владыки. Иероглифическое, т.е. священное, письмо идет от бога мудрости Тота, Птах считался творцом искусств и ремесел. Храмы стали основой «домов жизни», в которых осуществлялась письменная духовная жизнь египтян. Видимо, в связи с культом фараона как бога при жизни и после смерти связано строительство пирамид, ставших противоречивым символом египетской культуры: с одной стороны, чудо света, с другой - пример деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания при возведении усыпальниц. В период пятой династии становится заметным рост этического элемента в контексте религиозной культуры египтян: заслуги в земной жизни могут оцениваться как угодные фараону и богам в этой и посмертной жизни. Истоки солнечного монотеизма, характерного для

египетской религии, видят в раннем периоде культуры. На фоне политеизма сложилась, в частности, мемфисская концепция единого Птаха, создавшего богов и мир силой своего слова. Идея пророчества о конце мира на основе переживаемых тяжких бедствий прослеживается в знаменитых «Речениях Ипувера». В эпоху рассвета Среднего царства (XXII - XVIII в. до н.э.) оформляется идея посмертного (загробного) воздаяния, включающего просветление и умиротворение сердца, свидетельствуя об углублении нравственных исканий. Ей противостоят подавляемые представления о загробном мире как стране вечного сна, мрака без воды, воздуха и радостей любви. Призывом праздновать прекрасный день, а также напоминанием, что никто из умерших не взял своего достояния в мир иной и не вернулся оттуда, любители осязаемых радостей земного бытия выразили себя в «Песне арфиста».

Среднее царство считается классическим периодом египетской культуры. В это время складывается египетский язык (иероглифическое письмо) преимущественно религиозно-культового назначения. Развивается скоропись (иератическое письмо), свидетельствующее о подъеме хозяйственной жизни. Переосмысливаются архитектурные формы, сочетающие в себе пирамиду и скальную усыпальницу. Пирамиды скромнее по размерам и технике исполнения, зато грандиозны ирригационные системы. Заупокойный храм, названный греками лабиринтом (от греческого произношения имени фараона), поразил воображение Геродота, считавшего, что храм превзошел не только все греческие сооружения вместе взятые, но и сами пирамиды. Не сохранившийся лабиринт стал символом расцвета и единства страны эпохи Среднего царства. От этой эпохи дошли первые математические и медицинские тексты, содержащие теорию (преимущественно магию) и практические знания, в частности, о кровеносных сосудах и мозге. От Среднего царства сохранились древнейшая запись размеров страны, описи созвездий, первый в мире прообраз энциклопедии, найденный в библиотеке гробницы. Египетская папи-

русная библиотека включала религиозную, научную, дидактическую, художественную литературу, а также записи фольклора,

Пережив период владычества гиксосов, египетская культура сохранила преемственность и возродилась в Новом царстве. В период Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) Египет занял господствующее положение в Восточном Средиземноморье. Положение Египта как мировой державы создает величественный стиль в культуре. Египетская культура распространялась в Африке и Азии, но в еще большей степени оказалась способной гибко использовать азиатские элементы культуры и переплавлять их в собственной без изменения специфического облика. Эпоха Нового царства особенно примечательна строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, ювелирного мастерства. Литература периода обогащается новыми жанрами. В текстах возрождаются мотивы военных побед, изображаются пиршества, торжественные церемонии, экспедиции, жертвоприношения богам. На фоне стабильности и процветания кажется неожиданной загадочная революция Аменхотепа IV. Фараон-реформатор порывает с традиционным египетским многобожием и статусом жречества учреждением культа солнечного диска - Атона. Фараон называет себя Эхнатоном - угодным Атону, он становится единственным богом на земле, представляющим единого и единственного бога-Солнце. Строится новая столица Ахетатон, уничтожаются прежние культы. После смерти фараона-реформатора его нововведения искореняются, уничтожается даже его изображение. Религиозная реформа Эхнатона, фрагменты которой стали известны сравнительно недавно, является исключительным явлением в истории культуры Востока. С одной стороны, Эхнатон очистил от мифа, довел до логического конца солярный монотеизм египетской культуры, наметившийся в эпоху Древнего царства. С другой стороны, фараон, провозгласив себя по существу единственным богом, игнорировал тысячелетние традиции культа Ра и мировоззрения египтян, выдержав

шие периоды смуты и господства иноземцев-гиксосов. Загадочность реформы углубляется благодаря информации об искусстве этой эпохи: оно становится реалистичным, многоцветным, впервые появляются светские образы фараона и его семьи, изображенные без гротеска в бытовой обстановке, Любовная лирика Египта, а также реалистический скульптурный портрет значительно отличаются от традиционно сакрального искусства Древнего Востока. Культура Нового царства эпохи заката отражает углубление религиозного чувства, усложнение магического знания и богословия, попытки радикального преобразования культа и мировоззрения на основе традиционных идей. В «Книге мертвых» появляется глава с идеей нравственного загробного суда, в других текстах звучат мотивы религиозного покаяния, растет значение благочестия личности. Параллельно изображаются неофициальный быт царя и его окружения, приземленные образы богов и сооружаются гигантские храмы, величественные статуи фараонов. Величие и упадок империи сосуществуют в нерасторжимом единстве.

С упадком цивилизации Египта с новой силой проявились ее древнейшие черты как результат осознанного стремления египтян отстоять свое бытие. Ускоряющиеся процессы взаимодействия и ассимиляции культур вызывают к жизни архаизацию. Культурным центром страны становится Саис, центр культа богини-воительницы Нейт, почитаемой как матери богов еще в древности. Борьба за очищение культуры, попытка вернуться к идеализируемой древности проявились в восстановлении древних государственных титулов и должностей, возрождении прежних идеалов в искусстве, литературе, противодействии заимствованиям в языке, усилении культа животных. В изображениях этого периода происходит смешение стилей, усиливается синкретизм в религии. В это же время на территории страны возникают греческие поселения, сыгравшие значительную роль в еги- петско-греческом синкретизме и распространении египетской культуры за его пределами Египта. Потеря политической самостоятельности привела к резкому увеличению доли

представителей иных культур в населении страны и перемещении значительной части египтян в пределах той или иной империи, включившей Египет в свой состав. С саисского периода официальным языком Египта становится преемник новоегипетского - демотический язык. Возникнув в период персидского господства, он включает заимствования из арамейского языка, распространенного в империи. Персы отличались терпимостью к египетской культуре, поддерживая ее традиции. Демотическая литература продолжает свое существование вплоть до завоевания Египта римлянами. Нестабильность политической жизни вызвала волну небывалого увлечения мистикой, пророками, привела к усилению апокалипсических настроений. Прекратилось строительство храмов, используются выверенные формы и художественные приемы в искусстве и литературе. Это не означает, что египетская культура нисходит до примитивного уровня. Даже в эпоху своего угасания Египет оставался источником и образцом для культур соседних народов, заслуженно почитаемый за мистический опыт и уникальные знания.

Не случайно так много соответствий находят между текстами Библии и египетскими источниками. Образцы египетской религиозной культуры помогали служителям других конфессий совершенствовать свой культ и переосмысливать собственное этическое, религиозно-мифологическое наследие. Особое значение для соседних народов имела египетская медицина. Ее достижения, в первую очередь в хирургии, ценились знатью, а слава представителей надолго пережила их. В средневековых рукописях христианского Запада и мусульманского Востока оказалось немало рецептов и идей из наследия египетских врачевателей и магов. Задолго до античной цивилизации в Египте были сформулированы Глубокие практические знания в математике и астрономии. Среди них: определение пощади круга и объема усеченной пирамиды, солнечный календарь и деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др. Египетские нормы права и государственного управления в разной мере были усвоены в государствах Ахе- менидов, Сасанидов, а также эллинами, римлянами, визан

тийцами, русскими. Египет стал местом обучения для видных мыслителей Греции: античные источники утверждают, что в Египте побывали Солон, Фалес, Пифагор и другие деятели культуры. Египетское искусство в целом с его монументальной архитектурой и статичной скульптурой было усвоено и переосмыслено в крито-микенской культуре Греции, отдельные элементы египетской культуры прослеживают в искусстве Ближнего Востока. Посредством влияния античной и восточной культуры некоторые черты египетского искусства впоследствии были восприняты в Европе. Родина пророческих сочинений и дидактики, басни, исторического повествования, сказки и любовной лирики, Египет щедро питал литературу соседних народов. Исследователи полагают, что алфавитное письмо египетской культуры усвоено финикийцами и через них европейцами, оказало влияние на письмо синайское и мероитское (африканское). Многие египетские слова проникли в европейские языки посредством греческого, коптского, арабского.

Египетская культура пережила расцвет в составе эллинистической культуры. Храмы птолемеевского Египта превращаются в неисчерпаемые архивы знания, веры, вкуса. Спешно переводятся на греческий язык художественные, философские и религиозно-магические тексты. Египетская религия с ее идеей бессмертия и прихода мессии - избавителя от иноземного ига привлекает греко-римский мир в эпоху его кризиса. На улицах Рима устраиваются пышные культовые празднества в честь Исиды, избавительницы мира. Христианство, пришедшее на смену греко-египетской культуре, использует родившиеся в Египте мистицизм, веками отточенный религиозный текст, пустынножительство. Культура Древнего Египта живет в культуре египетских коптов-хри- стиан, вошла в культуру исламского Египта. Культура Древнего Египта, первоначально приписанная к числу собственных творческих достижений, или полностью отрицаемая во многих культурах соседних народов, сегодня рассматривается всеми египтянами, всем человечеством как неотъемлемая часть духовной традиции.

Замечание 1

Отличительным качеством египетской культуры на протяжении нескольких тысячелетий было ее самодостаточность и замкнутость. Основными чертами культуры можно назвать консерватизм и приверженность издавна установленным канонам; новые веяния с трудом проникали в культуру, потому что встречали сопротивление. Ключевой образ египетской культуры – образ Нила – Великой реки, и как следствие, идея вечности. Ведь Нил много тысячелетий катит, свои воды к морю, и этот порядок незыблем и таким и останется. Концепт застывшего времени и пространства выразился в своей окончательной форме в пирамидах – величественном памятнике египетского зодчества.

Религиозные верования

Народные верования и культы возникли у древних египтян еще в $6-8$ тысячелетии до н.э. Для них было характерно обожествление всего окружающего мира (растений, животных, сил природы) и особая жизнеспособность животного культа. Египтяне сперва поклонялись самим животным, а позднее они стали воплощениями богов. Так, крокодил олицетворял бога воды и разлива реки Нил Себека, львица воплощала – богиню войны и палящего солнца Сехмет, кошка - богиню радости и веселья Баст, бык с белыми пятнами - бога плодородия Аписа, сокол – бога охоты Гора. Постепенно пантеон очеловечился, но животные черты остались. Отсюда и боги с головами ястреба, ибиса, сокола.

Со временем в каждой общине слодился свой пантеон из местных богов, среди которых выделялся главный, а также боги земледелия и плодородия (например, Амон в Фивах, Сет в восточной Дельте) и т.д. В это же время локальные культы выходят за пределы общин и связываются родственными отношениями с другими богами. С объединением страны возникает необходимость в установлении общеегипетского культа одного бога. Во времена Среднего царства, при возросшей политической и экономической роли Фив, таким богом стал Амон-Ра. В это же время (приблизительно $II$ тыс. до н.э.) в Египте утверждается культ Осириса – бога загробной жизни.

Замечание 2

Египтяне считали загробную жизнь прямым продолжением мирской жизни. Они верили, что человек состоит из тела, души, тени, имени и невидимого двойника. Представление о последнем – невидимом двойнике (ка) – самое древнее. Египтяне верили, что ка не исчезал со смертью человека, а продолжал жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Именно с этими представлениями связаны и все погребальные египетские обряды: создание мумий, постройка гробниц и наполнение их всем необходимым для загробной жизни. Однако единого представления о загробной жизни в Египте не существовало, первые попытки систематизировать их были предприняты в эпоху Нового царства.

Письмо

Письменность у египтян появилась в конце $IV$ тыс. до н.э., и ее возникновение было связано с практическими потребностями: делопроизводством, учетом. Начальной формой письма было рисуночное письмо – пиктография, которое позже упростилось до иероглифического. Число иероглифов колебалось в районе $3$ тысяч, наиболее употребляемыми к середине $ІІ$ тыс. до н.э. были $700$ иероглифов.

Иероглифы читали справа налево, наносили на камень (высекали или рисовали), доски, свитки кожи, а с начала $II$ тыс. до н.э. на папирус. На нем писали палочкой из стебля болотного растения (каламуса) с расщепленным концом чернилами черного, и иногда красного цвета.

Египтяне наносили иероглифы на стены храмов и гробниц, стелы, статуи, саркофаги, сосуды, изображения богов. Подготовкой писцов занимались специальные школы.

В эпоху Древнего царства происходит упрощение иероглифического письма – появляются упрощенные обозначение иероглифов; такая письменность получила название иератической.

В $VIII$ веке до н.э. появилось демотическое (народное) письмо – упрощенная письменность использовалась для повседневного употребления. Иероглифическую письменность была расшифрована в $1822$ году французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном, которые прочитал надписи на Розеттском камне.

Рисунок 1. Фрагмент надписи Розеттского камня

Литература

Египетская литература отражала представления древних египтян о власти фараонов и богов, земной и загробной жизни; испытывала влияние религии, но не была ограничена лишь богословием, наоборот представляла разные жанры.

Замечание 3

Египетская литература возникла в $IV$ тыс. до н.э., а самые ранние из дошедших памятников относят к Древнему царству. Среди них можно назвать «Тексты пирамид» - собрание магических заклинаний и формул.

Тогда же возникает и биографический жанр, который сперва был представлен надгробными надписями, а позднее трансформируется в жизнеописания.

Во время правления $III–V$ династий появляется дидактический жанр – поучения, сказки на фольклорной основе и связанные с жизнью и деятельность фараонов (например, цикл сказок о фараоне Хуфу), гимны.

Расцветом египетской литературы принято считать период Среднего царства. Широко распространяется дидактика («Поучение Аменемхета $I$», «Поучения Ахтоя»), появляется жанр политического пророчества («пророчество Нефертити»), философского диалога («Беседа разочарованного со своей Душой»), и новый тип сказок о заморских путешествиях («Сказка о потерпевшем кораблекрушении»).

Во времена Нового царства продолжаются литературные традиции Среднего царства, это расцвет сказок нравоучительного и фантастического характера – «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», «Сказка об обреченном царевиче». Более высокого уровня достигает любовная лирика, религиозная поэзия, шедевром этого жанра по праву считается гимн богу Атону. Появляется новый жанр – эпическая поэзия («Песнь о битве при Кадеше») историография, представленная анналами Тутмоса $ІІІ$. Все магические заклинания предыдущих эпох собираются в «Книгу мертвых» - своеобразный путеводитель по загробному миру.

Литература Позднего царства представлена фантастическими сказками, наставлениями («Поучение Анхшешонка»), эпическими поэмами. В это время появляются и развиваются различные виды исторической прозы: политическая («Хроника Осоркона», «Стела Пианхи», «Демотическая хроника») и семейная хроника, отчеты о путешествиях, басни.

Архитектура и скульптура

Зодчество было ключевым видом искусства в Древнем Египте, и образцы его величественного искусства дошли до наших дней – это храмы и гробницы.

Замечание 4

Ранняя форма гробниц – мастаба (урезанная пирамида) – состояла из массивного наземного сооружения с залами, молельнями, и подземной части с погребальной камерой для мумии. В мастабах хоронили, и знать, и фараонов, а при $III–VI$ династиях только знать, так как для фараонов начали строить пирамиды.

Пирамида отражала иерархическую систему египетского общества, где фараон возвышался над всеми людьми. Пирамиды строились из каменных блоков, и также имели надземные помещения и погребальные подземные камеры. Пирамиды были ступенчатыми и покатыми.

Ступенчатые пирамиды были хронологически первым видом пирамид, пример – пирамида Джосера архитектора Имхотепа.

При $IV$ династии появился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первая пирамида этого типа – пирамида фараона Снофру в Дашуре.

В период Среднего царства царей хоронили в скальных гробницах, но фараоны $XII$ династии возобновили строительство пирамид, и к потайным каменным гробницам вернулись в эпоху Нового царства.

Примечатльной формой культовых сооружений стали также заупокойные храмы, которые постепенно из элемента погребального ансамбля становятся самостоятельным сооружением.

Скульптура была неотделимой от архитектуры, потому что составляла полноценную часть погребальных сооружений. Для статуй мастера использовали гранит, порфир; каноническими типами статуй были стоящая и сидящая на троне. Статуи фараонов и вельмож требовали портретного сходства, потому что воплощали одну из частей души человека в загробном мире, скульпторы прорабатывали мельчайшие детали складок, морщин, мускул. Статуэтки не отличались тщательностью исполнения, потому что обычно изготавливались для простолюдин.

В период Позднего царства пластическое искусство приходит в упадок – изготавливаются в основном небольшие бронзовые статуэтки.

Рельеф и живопись

Во времена Древнего царства окончательно утвердились основные типы египетского рельефа – важного составляющего египетского искусства – барельеф и врезанный (углубленный) рельеф. Обычно рельефы располагали на царских гробницах, которые должны были прославить земные дела царя, подчеркнуть его родство с богами и обеспечить его существование в загробном мире.

Основные каноны рельефа сформировались в эпоху Нового царства. Так, сцены рельефа располагались одна над другой, имели плоскостной характер, были схематичными, имели максимальное портретное сходство персонажей.

Эти же принципы применялись и к живописи. Тут основные направления определились в Среднем царстве – столичное (воспроизведение образцов прежних лет) и провинциальное, которое ищет новые художественные приемы. Для провинциальногго напрвления характерны естественные позы изображаемых персонажей, реализм, богатство красок.

Рельеф и живопись отделились друг от друга в эпоху Нового царства. В правление $XVIII$ династии появляются новые сюжеты в живописи и рельефе (пиры, военные сцены), меняется на более естественную окраска. При правлении Эхнатона и Тутанхамона появляются изображения запретных доселе тем: царь в повседневной жизни, больше внимания уделяется окружающей обстановке.

Замечание 5

При фараонах $XVIII$ и $XIX$ династий происходит возврат к традиционной композиции, а при Рамсесе $III$ религиозная тематика окончательно подавляет светскую.

Экзаменационная работа

по предмету:

«Мировая художественная культура»

«Шедевры архитектуры Древнего Египта»

Астрахань 2010

План:

1. Введение.

2. Шедевры архитектуры Древнего Египта.

3. Заключение.

4. Список источников.

5. Приложение.

Введение

Египет - волшебная страна. Это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы - эти понятия известны даже самым далеким от истории людям. Надменные фараоны и царица Клеопатра, Александрийская библиотека и священный Нил, жрецы, сфинксы и пирамиды...

Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что «Египет - дар Нила» . Долина великой реки протянулась на полторы тысячи километров с юга, от границы с Суданом, на север, до побережья Средиземного моря, отделяя восточную Аравийскую пустыню от западной, Ливийской. Ширина «полосы жизни» вдоль Нила колеблется от одного километра на юге до 20-25 километров в районе Каира.

Египет был под властью нескольких империй: греческой, римской, арабской и оттоманской, а еще французской и британской.

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа.

У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции.

Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Египет (по-арабски – Misr) древнейшее государство с многовековой историей, интересное для изучения, времяпрепровождения, отдыха. Расположился величественный Египет в северо-восточной части Африки, плюс некоторая территория на Синайском полуострове, что в Азии, также принадлежит Египту.

Египет - это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Египет - страна, где возникло первое государство, где зародились письмо, математика, астрономия, медицина.

Вся территория страны изобилует бесценным наследием Древнего Египта. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет, поэтому сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира.

«Визитная карточка» Египта - пирамиды, которых здесь больше сотни, самых разнообразных форм и размеров. Эти «чудеса света» во времена фараонов представляли собой целые комплексы гигантских храмовых сооружений, пышно украшенных статуями, обелисками, сфинксами, барельефами и настенными росписями.

Даже небольшая часть этих памятников древности, сохранившихся до наших дней, поражает воображение и служит основным «центром притяжения» страны.

Исходя из актуальности данной темы, целью реферата решено обозначить рассмотрение шедевров архитектуры Древнего Египта.

Соответственно в работе поставлены следующие задачи:

1. Определить время возникновения египетской архитектуры.

2. Дать ее историческую характеристику.

3. Дать описание строительным особенностям архитектуры Египта.

4. Классифицировать типы сооружений рассматриваемого периода.

5. Охарактеризовать основные шедевры архитектуры Древнего Египта.

6. Обстоятельно изучить выбранную тему согласно ее содержания.

В методологическом отношении в изучении темы были использованы труды Бадж А., Зайцева А.В., Лаптевой В.Я., Ладыгина М.Б., Ладыгиной О.М., Любимова Л., Перепелкина Ю. Я., Померанцевой Н., Рака И.В., Савельевой Т.Н., Солкина В.В., Шмелева И.П., а также материалы энциклопедий и Интернет-сайтов.

Структура реферата определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, объединенной 4 разделами, заключения, списка источников и приложения.

2. Шедевры архитектуры Древнего Египта

2.1. Возникновение и историческая характеристика

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг.

На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы.

Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара, и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

2.2. Строительные особенности

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться.

Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон. (см. Приложение рис.1.и рис.2.)

Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые «города мёртвых». Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой.

Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16 - 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян.

По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал к ее возведению, как только занимал престол.

Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом.

2.3. Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины (см. Приложение рис.3.)

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.

Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня - вечного материала, или размещаться в скальных массивах.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.

Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

· Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

· Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

· Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

· Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)

· Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее, различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.

Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.

2.4. Основные шедевры

В 1922 г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского некрополя близ современного города Луксора английским археологом Говардом Картером была обнаружена гробница царя Нового Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до н. э. Это единственная из известных древнеегипетских царских усыпальниц, почти не разграбленных охотниками за сокровищами. В ней прекрасно сохранились мумия Тутанхамона в нескольких саркофагах и более трех с половиной тысяч предметов погребального инвентаря. Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения.

Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона (см.Приложение рис.4.)

Обелиск - это монолит, выточенный в виде четырехгранного столба, сужающегося кверху и заканчивающегося маленькой пирамидкой - пирамидионом.

Согласно представлению римского историка Плиния Старшего, обелиски - это изображения в камне солнечных лучей. Вертикальная форма обелиска символизировала устремление ввысь, к вечности.

Египтяне называли их tekhenu, но именно древние греки стали их называть обелисками из-за остроконечной формы.

Слово «обелиск» происходит от древнегреческого «obeliskos», что буквально означает «небольшой вертел», это слово можно перевести как «пика», «копье».

Интересна технология создания и подъема обелисков. В скальные трещины вбивали деревянные клинья, которые долго пропитывали водой. Со временем дерево разбухало и отрывало от скалы каменные глыбы. Камнетесы умели направлять линию отрыва блока камня от материковой скалы. В каменоломнях глыбе придавали форму обелиска.

Затем монолит перевозили по Нилу к месту его окончательной отделки, где шлифовали его грани и высекали на них надписи. Пирамидион покрывали листами позолоченной меди. Затем обелиск тащили на деревянной платформе вверх по песчаному склону к месту его установки.

В 280 км от Асуана, почти на самой границе расположен маленький городок Абу-Симбел. Храмы Абу-Симбела являются неотьемлемой частью древней египетской культуры и архетектуры. В озноменование своей победы над хеттами Рамзес приказал воздвигнуть себе храм в Абу-Симбеле, и в скале были вырублены - большой для фараона и малый храм для его жены Нефертари. В фасадных статуях были вырублены сам фараон и 3, покровительствующих ему и его армии бога - Амон, Ра и Птах, причем богам фараон велел придать собственный облик. И ныне вход в храм украшают четыре 20-метровые изваяния сидящего на троне фараона, у ног которого примостилась многочисленная семья. Малый же, богато украшеный храм, вырубленый для царицы Нефертари посвящен богине Хатор (см.Приложение рис.5.)

Когда-то в египетской пустыне возвышался огромный погребальный комплекс фараона Аменофиса III, по прошествии столетий от храма не осталось ничего, кроме двух исполинских изваяний высотой по 20м, что раньше охраняли покой фараона, а нынче поля сахарного тростника, посреди которого они находятся. Неподалеку расположены и другие знаменитые царские заупокойные храмы - Рамессеум, посвященный памяти Рамсеса II Великого, комплекс Рамсеса III в Мединет Абу, храм Сети I в Курне и, конечно же, террасный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (см.Приложение рис.6.)

Такой знаменитой и привлекательной для туриста Саккару, по большому счету сделала пирамида Джосера самая старейшая в Египте, за что была названа учеными «матерью пирамид». Это первое в мире грандиозное сооружение из камня. Пирамида состоит из 6 уменьшающихся кверху каменных плит и погребальных помещений, расположенных глубоко под землёй. Такой погребальный подарок своему фараону преподнес зодчий Имхотеп, а после пирамиды лишь усовершенствовались и дополнялись.Внутри в пирамиде Джосера под грудой камня расположено несколько помещений, камерного типа, в одном из которых стоял саркофаг с мумией, во всех других размещали вещи, необходимые в загробном мире, и статуи умершего. Сейчас там установлена точная копия небольшой статуи Джосера. А кроме пирамиды, любители достопримечательностей обнаружат здесь, относящиеся практически ко всем эпохам существования древнего Египта (см. Приложение рис.7.)

В истории древнего Египта было много мужчин фараонов, но лишь одна женщина - Хатшепсут. С помощью хитрости, ей удалось не только взойти на престол и получать все подобающие почести, но и править страной на протяжении многих лет, выдавая себя за мужчину. В период своего правления царица в основном занималась внутренними делами Египта, нежели военными походами. Храм Хатшепсут был богато и разнообразно разукрашен скульптурами и рельефами, отделан драгоценными материалами, обширные дворы-террасы оживлялись искусственными прудами и деревьями, и был построен рядом с храмом Ментухотепа, родоначальника фиванских царей (см. Приложение рис.8.)

Вторым по величине храмом Египта, после Карнакского является храм Эдфу. Его несомненное достоинство в том, счто по сравнению с другими египетскими храмами он считается наиболее сохранившимся, не смотря на то, что найден он был в состоянии весьма плачевном. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению. Храм в Эдфу по архитектуре практически не отличается от своих монументальных египетских сородичей. Он был воздвигнут сыну богини Исиды и Осириса богу Хору. Он начинается втором по размеру во всем Египте массивным входным пилоном, в открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние гигантского Хора-сокола из черного гранита. Оба зала - большой и малый, а также светилище, в которое некогда входить могли лишь посвященные - жрецы и сами фараоны, сейчас являют собой одну из достопримечательностей загадочного Египта.

Наряду с Эдфу и Дендерой наиболее сохранившийся храмовый комплекс можно обнаружить на острове Филе, что был самым крупным среди трех островов, формировавшую первый порог Нила.В древности остров носил название Пилак, что означало «угловой» или «крайний». С этого острова когда-то жрецы переправлялись на запретный островок Биге, который считался местом вечного сна бога Осириса и почитался, как особенно священный. Жрецы совершали здесь священные ритуалы на сотнях столов с дарами, символизировавшими место захоронения Осириса. Храмы, воздвигнутые на Филе около 350 г до н.э. были посвящены его супруге Исиде, которая силой своей любви воссоединила рассеянные по земле части тела супруга и воскресила его. было традицией, по крайней мере, раз в году совершать паломничество на священный остров, так как культ этой богини очень почитался. 1972-80 гг. храмы были разобраны и вновь собраны на островке Аджилкия, из-за опасности затопления. И теперь дважды в день в храме можно наблюдать красочные светопредставления (см.Приложение рис.9.)

Заключение

Мифологические и религиозно-магические представления древних египтян стали предпосылкой для создания непревзойденного по силе воздействия искусства. Тысячелетия прошли с тех пор, как в Древнем Египте строились пирамиды и храмы, создавались статуи фараонов, расписывались стены гробниц, а мы и сейчас восторгаемся памятниками этого искусства и ощущаем, что магические веяния из прошлого доходят до нас сквозь столетия, потому что в те далекие времена фараонов творчество, которое мы теперь называем искусством, творчество, преображающее видимый мир, обрело в сознании египтян великую магическую силу. Египетское искусство воссоздавшее в усыпальницах красоту жизни, живо и по сей день. Осирис был мифом, но египетское искусство не миф, и «река времен» бессильно перед властью незыблемой красоты древних сфинксов и пирамид. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, невольно всплывает крылатое выражение: «все на земле боится времени, но время боится пирамид». Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена. В течение тысячелетий многое менялось в долине Нила – человек постепенно овладевал природой, развивалась техника. В стране происходили разные события. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Нередки были грозные народные восстания. Все это находило отклик в памятниках искусства. Одни из них выполнены по строго установленным правилам: мы видим однообразные мощные фигуры фараонов и богов, одинаково нарисованные сцены. В других памятниках эти правила нарушаются, художники и скульпторы становятся смелее, стараются живее и с большей жизненной правдой изобразить все то, что их окружает, передать движение, естественные разнообразные позы людей, пейзаж. Искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре.

Список источников

1. Бадж Эрнест Альфред Уоллис Египетская религия. Египетская магия. / Пер. с англ. – М.: Алетейа, 2000.

2. Всемирная история. / Под ред. Н.А. Алябьева, А.Н. Бадан. – М.: АСТ, 2000.

3. Древние цивилизации. От Египта до Китая. / Сост. А.Н. Павловская. – М.: Ладомир, 1997.

4. Зайцев А.В., Лаптева В.Я., Порьяр А.В. Мировая культура. Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: Олма-Пресс, 2000.

5. История Древнего Востока. / Под ред. М.Е. Ерина, А.И. Кардаша. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Культура Древнего Египта/ Под ред. И. Кацнельсона. - М., 1976.

7. Ладыгин М.Б., Ладыгина О.М. Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.

8. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.

9. Мировая художественная культура. М.: изд-во «Новый диск», 2003.

10. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта/ Под ред. А. Л. Вассоевича. - СПб., 2000.

11. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1985.

12. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб.: Нева, 1997.

13. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М.: ГПИБ, 2000.

14. Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. – М.: Алетейа, 2001.

15. Шмелев И.П. «Золото Древнего Египта», М., ИМА-ПРЕСС, 1990.

Приложение

Рис.1. Пирамида Хеопса.

Рис.2. Храм Амона в Карнаке.

Рис.3. Храм Гора в Эдфу I - II вв. до н.э.

Рис.4. Тутанхамон.

Рис.5. Абу Симбел.

Рис.6. Колоссы Мемнона.

Рис.7. Саккара.

Рис.8. Храм Хатшепсут.

Рис.9. Храмовый комплекс на острове Филе.


Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.-С.18.

Искусство Египта всегда было тесно связанно с мировоззрением. Древние египтяне не верили в смерть, как конец жизни и считали, что душа умершего переправляется в другой мир. Какова будет жизнь в этом потустороннем мире, зависело от того, какие поступки человек совершил в этом.

Они почитали Солнце, которое в образе божества сражалось с ночью и холодом, и каждое утро ликовало, поднимаясь на небосвод в своей колеснице. Они приносили жертвы Нилу, который был не только источником жизни и благополучия, но и обрушивал свой гнев в виде засухи и наводнений в недобрые времена.

Египтяне ценили красоту и воздействие цвета, формы и вкладывали в символические изображения на стенах храмов всю глубину своего мировосприятия.

Древние храмы и пирамиды

Как бы далеко в прошлое мы не заглядывали, из самых древних текстов, из полузабытых мифов и первых географических опытов можно сделать один неоспоримый вывод: архитектура Египта всегда притягивала путешественников. К подножьям храмов, которые тысячи лет украшают пейзажи пустыни, мечтали прикоснуться философы, солдаты и художники.

Археологи и путешественники XX столетия культивировали образ наполовину разбойника, наполовину ученого, для которого культура Египта превратилась в декорации для опасных приключений и мистических загадок. Этот образ живет до сих, не только во множестве книг и фильмов, но и в представлениях об этой стране.

Вид опустевших гробниц, гигантских статуй и стен, колонн, которые не рухнули в песок на протяжении целых эпох, заставляет мурашки бегать по коже. Точно такие же чувства испытывали люди и тысячелетия назад, и даже предшественники этих людей. Пирамиды Египта во все известные нам эпохи считались древними, почти как драконы или Атлантида, с единственной разницей, что сегодня можно подойти и потрогать известняковые блоки, из которых они сложены.

Национальные особенности Египта

Современная египетская культура очень слабо ассоциируется с пирамидами и храмами. Пожалуй, они нашлись в песках только благодаря европейцам. Любознательных греков и римлян сменили предприимчивые французы и англичане.

Сложные отношения связывали Египет и Британию в колониальную эпоху, но именно британцы придумали организованные путешествия по красивым берегам Нила. Несмотря на европейское влияние, навсегда изменившее образ жизни в стране, большая часть ее населения живет или старается жить, соблюдая традиции, которые существуют не одно столетие.

Египтяне живут простой жизнью. Это радушная и по-наивному приветливая страна. Вас обязательно расспросят о семье и городе, откуда вы приехали, и пригласят в свой дом на чашку чая. Отвечая той же теплотой, вы получите поистине бесценный опыт, но необходимо отличать комплименты от хитрых трюков, а искренне восхищение от банального приставания. Необходимые навыки общения вырабатываются быстро, если не прятать голову в песок.

Статистика утверждает, что 80 % населения Египта - крестьяне и 50 % не умеют читать и писать.

Культура Египта испытала на себе влияние новых источников, течений и подводных камней, которые изменили ее облик, но не растворили бесследно. Она может взглянуть из прихожей старого дома, где работает ткацкий станок, из необычного камня, лежащего на песке, или из глаз старика, сидящего в тени у дороги. Несмотря на то, что прошли многие и многие тысячелетия, голоса древних египтян слышаться здесь едва уловимым эхом.

Искусство Египта

Живопись, скульптура, архитектура… Искусство Египта, каким мы представляем его сейчас, отражает влияние и смешение всех культур, которые нашли приют на этой земле. Отсюда христианские фрески, нанесенные на стены в гробницах фараонов и исламские мечети над обломками языческих храмов. В окнах проезжающих машин отражаются то статуи богов со звериными головами, то античные руины, то потрескавшийся французский особняк.

Современное искусство Египта использует тот же принцип. Если взглянуть на картины египетских художников XX в., нельзя не заметить, как внимательно они относятся к мотивам древнеегипетских рельефов и исламскому орнаменту, образам христианства и арабской живописной технике, африканским традициям и школе европейских авангардистов. Современное искусство в Египте то и дело возвращает нас к временам, когда Нил кишел крокодилами и бегемотами.

Религия Египта


Около 93% жителей Египта исповедуют ислам, и менее 7% являются коптскими христианами. При таком единодушии нет ничего удивительного в том, что религиозное воспитание оказывает колоссальное влияние на египетское общество. Европейским туристам, посещающим эту страну, нужно проявить чуткость к исламскому мировоззрению.

Хорошей иллюстрацией взаимного уважения верующих, которое принято сейчас в Египте, служат расположенные рядом мечети и коптские церкви, сходные мотивы в архитектуре, добрососедские отношения. Часть религиозных взглядов христиан и иудеев разделяют и последователи ислама, но при всех общих чертах, есть и различия. Не стоит забывать, что обычаи в этой стране чтят довольно строго.

Если вникнуть в некоторые национальные особенности Египта, становится понятно то, как они формируют образ жизни в этой стране. Пять раз в день муэдзин созывает египтян на молитву. Старайтесь не посещать мечети во время молитвы, есть вероятность вызвать неодобрение.

Подаяние милостыни нуждающимся считается одной из главных обязанностей, поэтому необходимо проявлять терпение, когда кто-то просит у вас чаевые. Для мусульман также очень важно соблюдать пост в течение месяца Рамадана, поэтому в этот период в расписании египтян все становится с ног на голову. Также каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.