Главный бог древнеегипетской культуры. Представления о человеке в культуре древнего египта. Новые элементы в изобразительном искусстве

11.01.2017

С древних времен египетская культура привлекала внимание человечества. Древний Египет выделяется на фоне других стран своей непревзойденной целостностью и нерушимой верностью традициям. Для древних египтян природное богатство страны включало в себя плодородную долину реки Нила, теснимого с востока и запада величественными песками пустынь. На протяжении многих столетий египетская цивилизация придерживалась своих собственных порядков, не похожих ни на какие правила других стран.

Издревле тонкая душа египетской природы дарила вдохновение и силы представителям искусства. Неудивительно, ведь природа Египта это великолепные просторы, сияющий диск солнца, величественная река Нил, удивительные по своей красоте моря и богатый растительный мир.

Древний Египет существовал благодаря приносимому на поля плодородному илу после разливов реки Нил. В связи с этим египтяне тщательно следили за разливами, что и дало толчок развитию строительства. Еще в древности в Египте был изобретен папирус, а затем и первые книги. В точных науках египтяне также совершили множество важнейших открытий. Они составили солнечный календарь, поделили сутки на двадцать четыре часа, вычислили объем усеченной пирамиды.

Изобретение письменности в Древнем Египте

Письменность – одно из величайших открытий в Древнем Египте. Специфическая система письменности появилась на основе простейших рисунков и узоров, с помощью которых древние египтяне пытались объяснить ту или иную мысль. Частое использование письменности в повседневной жизни постепенно привело к упрощению системы письма. Определенные рисунки и узоры, служившие для обозначения того или иного предмета стали использоваться в качестве слогов, которые применялись для обозначения множества слов, состоящих из этих звуков.

Это привело к появлению отдельных алфавитных знаков, которые применялись для обозначения как гласных так и согласных звуков. Таким образом, шаг за шагом система письма стала превращаться в звуковую.

Литература Древнего Египта

История египетской литературы начинается в IV тысячелетии до н.э. Именно тогда появились первые литературные произведения. На протяжении трех тысяч лет египетская литература претерпела различные изменения. Появились новые жанры, литературные формы, разнообразные сюжеты. Однако египтяне славятся своим постоянством и заметным консерватизмом. Поэтому в египетской литературе присутствует удивительная схожесть в плане сюжетов, жанров и форм. Значительную роль в этом постоянстве сыграла и религиозная сущность Древнего Египта, которой пропитано практически каждое произведение того времени.

В Древнем Египте особой популярностью пользовались сказки, сюжеты которых были взяты из повседневной жизни простого народа. Сказки – тот жанр литературы, который наиболее точно отображает ежедневную жизнь и взгляды простых египтян того времени.

Еще один популярный жанр литературы Древнего Египта – истории путешествий. Этот жанр характерен для Египта того времени в связи с тем, что тогда предпринимались первые попытки установления культурных и экономических связей Египта с соседними странами. Мистический характер этих произведений чувствовался в довольно мрачных сюжетах. Бури, которые разбивают корабль и выкидывают моряков на неизвестный остров, странствия главных героев и наконец сказочные образы главных обитателей островов – вот основные моменты жанра путешествий.

Одним из главных жанров литературы Древнего Египта была, несомненно, религиозная поэзия. В то время религия занимала в Египте главную позицию, будучи основной формой тогдашней идеологии. В религиозной поэзии воспевались боги и цари, заупокойные ритуалы передавались с помощью магических заклинаний и текстами религиозного характера.

Постепенно начинала развиваться светская литература, которая противопоставлялась религиозному жанру. В ее основу входили призывы, обращенные к читателям, не верить в загробную жизнь. Светская литература призывала египтян жить полноценной жизнью, радоваться каждому дню и получать от жизни все возможные удовольствия.

Развитие дидактической литературы берет свое начало в основном в Среднем и Новом царстве, но некоторые произведения этого жанра относятся и к Древнему периоду. Основные мысли, о которых логически догадывается читатель, относятся к вопросам тогдашнего управления государством, о роли человека в социуме и о том, что правда и справедливость рано или поздно побеждают зло.

Основные задачи, которые ставили перед собой авторы того времени – создание ритмической формы и ярких художественных образов. Интересные сравнения, пафосные изречения и необычные литературные стили – вот основные моменты литературы Древнего Египта.

Архитектура и изобразительное искусство в Древнем Египте

Искусство как таковое возникло и стало развиваться в Древнем Египте с появлением классового общества. Тогда искусство начало применяться как возможность некого давления на общество с целью восхваления власти фараона и утверждения определенных канонов и традиций того времени. Это передавалось и в рисунках на глиняных сосудах и посредством фигурок различных животных, которые также олицетворяли тот или иной образ.

Скульптура также являлась способом передачи величественных образов, воплощенных в торжественных фигурах. Статуи фараонов и вельмож скульпторы старались передать с помощью гордых, торжественных поз, которые внушали обществу того времени чувство невольного повиновения. С течение времени египетские скульпторы пытаются показать и более реалистичные образы в своем творчестве. Человек в движении – вот основная задача египетских мастеров. Рисунки на гробницах и стенах храма описывают все основные моменты жизни египтян, передавая переживания и проблемы того времени.

Стремление к реализму особенно усиливается в период Среднего царства. Художники пытаются подчеркнуть индивидуальность человека, используя для этого различные приемы, доходя до гротеска и шаржа. Так родилась новая форма искусства, на основе которой продолжилось дальнейшее развитие египетской культуры.

Развитие науки в Древнем Египте

В силу своей природной сущности человек невольно стремится к знаниям. Первые представления о знаниях в Древнем Египте получали благодаря так называемым школам, которые делились на аристократические и школы для простых людей. В последних допускались физические наказания в случае неповиновения сложившимся правилам того времени.

Первые познания в математике стали развиваться во многом благодаря совершенствованию сельского хозяйства и служили для облегчения жизни строителей и землемеров. Сохранившееся записи показывают, что древние египтяне определяли площадь поля, объем зерна, составляли простейшие чертежи местности и зданий, которые планировали построить. Для обозначения чисел использовались различные символы, часто это были определенные части человеческого тела: ладонь, палец, ступня.

Существенный прогресс был сделан в геометрии, которая применялась на практике. Сохранились данные и о значительных знаниях египтян в области алгебры. Так, древние египтяне умели решать уравнения с одним неизвестным, которое они именовали словом «куча», имея в виду скорее всего кучу зерна. Астрономия также достигла определенного прогресса. Древние египтяне умели отличать небесные тела, и даже были предприняты попытки наброска звездного неба. Они создали календарь, поделив год на 12 месяцев, а каждый месяц в свою очередь – на 30 дней.

Важно отметить и прогресс в области медицины. Несмотря на то, что египтяне довольно трудно отходили от магических наклонностей, попытки познать строение человеческого тела предпринимались врачами неоднократно. При вскрытии трупов они могли ознакомиться с человеческими органами, что помогало определить способ лечения в похожей ситуации.

Культура Древнего Египта: подробности, особенности, характеристики, развитие культуры Древнего Египта, письменность и культы Египта.

  • Туры на Новый год в Египет
  • Горящие туры в Египет

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом - культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры - страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры - великая река Нил, а главная идея - вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, - выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта - письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже - на папирус. Читали тексты справа налево.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

Африканская по континенту происхождения, египетская культура обрела свое уникальное лицо «эпохи фараонов» в четвертом тысячелетии до н.э. на пространствах южного и восточного Средиземноморья, т.е. в Африке и Евразии. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Птах создал все вещи и божественные слова, породил богов, создал города, сотворил святилища и поместил туда богов, сотворил их тела ради умиротворения их сердец. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, создают общество и восстанавливают всеобщую гармонию Маат - центральное понятие египетской этики. Порядок понимается как правопорядок, а боги и фараоны как учредители законов и владыки. Иероглифическое, т.е. священное, письмо идет от бога мудрости Тота, Птах считался творцом искусств и ремесел. Храмы стали основой «домов жизни», в которых осуществлялась письменная духовная жизнь египтян. Видимо, в связи с культом фараона как бога при жизни и после смерти связано строительство пирамид, ставших противоречивым символом египетской культуры: с одной стороны, чудо света, с другой - пример деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания при возведении усыпальниц. В период пятой династии становится заметным рост этического элемента в контексте религиозной культуры египтян: заслуги в земной жизни могут оцениваться как угодные фараону и богам в этой и посмертной жизни. Истоки солнечного монотеизма, характерного для

египетской религии, видят в раннем периоде культуры. На фоне политеизма сложилась, в частности, мемфисская концепция единого Птаха, создавшего богов и мир силой своего слова. Идея пророчества о конце мира на основе переживаемых тяжких бедствий прослеживается в знаменитых «Речениях Ипувера». В эпоху рассвета Среднего царства (XXII - XVIII в. до н.э.) оформляется идея посмертного (загробного) воздаяния, включающего просветление и умиротворение сердца, свидетельствуя об углублении нравственных исканий. Ей противостоят подавляемые представления о загробном мире как стране вечного сна, мрака без воды, воздуха и радостей любви. Призывом праздновать прекрасный день, а также напоминанием, что никто из умерших не взял своего достояния в мир иной и не вернулся оттуда, любители осязаемых радостей земного бытия выразили себя в «Песне арфиста».

Среднее царство считается классическим периодом египетской культуры. В это время складывается египетский язык (иероглифическое письмо) преимущественно религиозно-культового назначения. Развивается скоропись (иератическое письмо), свидетельствующее о подъеме хозяйственной жизни. Переосмысливаются архитектурные формы, сочетающие в себе пирамиду и скальную усыпальницу. Пирамиды скромнее по размерам и технике исполнения, зато грандиозны ирригационные системы. Заупокойный храм, названный греками лабиринтом (от греческого произношения имени фараона), поразил воображение Геродота, считавшего, что храм превзошел не только все греческие сооружения вместе взятые, но и сами пирамиды. Не сохранившийся лабиринт стал символом расцвета и единства страны эпохи Среднего царства. От этой эпохи дошли первые математические и медицинские тексты, содержащие теорию (преимущественно магию) и практические знания, в частности, о кровеносных сосудах и мозге. От Среднего царства сохранились древнейшая запись размеров страны, описи созвездий, первый в мире прообраз энциклопедии, найденный в библиотеке гробницы. Египетская папи-

русная библиотека включала религиозную, научную, дидактическую, художественную литературу, а также записи фольклора,

Пережив период владычества гиксосов, египетская культура сохранила преемственность и возродилась в Новом царстве. В период Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) Египет занял господствующее положение в Восточном Средиземноморье. Положение Египта как мировой державы создает величественный стиль в культуре. Египетская культура распространялась в Африке и Азии, но в еще большей степени оказалась способной гибко использовать азиатские элементы культуры и переплавлять их в собственной без изменения специфического облика. Эпоха Нового царства особенно примечательна строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, ювелирного мастерства. Литература периода обогащается новыми жанрами. В текстах возрождаются мотивы военных побед, изображаются пиршества, торжественные церемонии, экспедиции, жертвоприношения богам. На фоне стабильности и процветания кажется неожиданной загадочная революция Аменхотепа IV. Фараон-реформатор порывает с традиционным египетским многобожием и статусом жречества учреждением культа солнечного диска - Атона. Фараон называет себя Эхнатоном - угодным Атону, он становится единственным богом на земле, представляющим единого и единственного бога-Солнце. Строится новая столица Ахетатон, уничтожаются прежние культы. После смерти фараона-реформатора его нововведения искореняются, уничтожается даже его изображение. Религиозная реформа Эхнатона, фрагменты которой стали известны сравнительно недавно, является исключительным явлением в истории культуры Востока. С одной стороны, Эхнатон очистил от мифа, довел до логического конца солярный монотеизм египетской культуры, наметившийся в эпоху Древнего царства. С другой стороны, фараон, провозгласив себя по существу единственным богом, игнорировал тысячелетние традиции культа Ра и мировоззрения египтян, выдержав

шие периоды смуты и господства иноземцев-гиксосов. Загадочность реформы углубляется благодаря информации об искусстве этой эпохи: оно становится реалистичным, многоцветным, впервые появляются светские образы фараона и его семьи, изображенные без гротеска в бытовой обстановке, Любовная лирика Египта, а также реалистический скульптурный портрет значительно отличаются от традиционно сакрального искусства Древнего Востока. Культура Нового царства эпохи заката отражает углубление религиозного чувства, усложнение магического знания и богословия, попытки радикального преобразования культа и мировоззрения на основе традиционных идей. В «Книге мертвых» появляется глава с идеей нравственного загробного суда, в других текстах звучат мотивы религиозного покаяния, растет значение благочестия личности. Параллельно изображаются неофициальный быт царя и его окружения, приземленные образы богов и сооружаются гигантские храмы, величественные статуи фараонов. Величие и упадок империи сосуществуют в нерасторжимом единстве.

С упадком цивилизации Египта с новой силой проявились ее древнейшие черты как результат осознанного стремления египтян отстоять свое бытие. Ускоряющиеся процессы взаимодействия и ассимиляции культур вызывают к жизни архаизацию. Культурным центром страны становится Саис, центр культа богини-воительницы Нейт, почитаемой как матери богов еще в древности. Борьба за очищение культуры, попытка вернуться к идеализируемой древности проявились в восстановлении древних государственных титулов и должностей, возрождении прежних идеалов в искусстве, литературе, противодействии заимствованиям в языке, усилении культа животных. В изображениях этого периода происходит смешение стилей, усиливается синкретизм в религии. В это же время на территории страны возникают греческие поселения, сыгравшие значительную роль в еги- петско-греческом синкретизме и распространении египетской культуры за его пределами Египта. Потеря политической самостоятельности привела к резкому увеличению доли

представителей иных культур в населении страны и перемещении значительной части египтян в пределах той или иной империи, включившей Египет в свой состав. С саисского периода официальным языком Египта становится преемник новоегипетского - демотический язык. Возникнув в период персидского господства, он включает заимствования из арамейского языка, распространенного в империи. Персы отличались терпимостью к египетской культуре, поддерживая ее традиции. Демотическая литература продолжает свое существование вплоть до завоевания Египта римлянами. Нестабильность политической жизни вызвала волну небывалого увлечения мистикой, пророками, привела к усилению апокалипсических настроений. Прекратилось строительство храмов, используются выверенные формы и художественные приемы в искусстве и литературе. Это не означает, что египетская культура нисходит до примитивного уровня. Даже в эпоху своего угасания Египет оставался источником и образцом для культур соседних народов, заслуженно почитаемый за мистический опыт и уникальные знания.

Не случайно так много соответствий находят между текстами Библии и египетскими источниками. Образцы египетской религиозной культуры помогали служителям других конфессий совершенствовать свой культ и переосмысливать собственное этическое, религиозно-мифологическое наследие. Особое значение для соседних народов имела египетская медицина. Ее достижения, в первую очередь в хирургии, ценились знатью, а слава представителей надолго пережила их. В средневековых рукописях христианского Запада и мусульманского Востока оказалось немало рецептов и идей из наследия египетских врачевателей и магов. Задолго до античной цивилизации в Египте были сформулированы Глубокие практические знания в математике и астрономии. Среди них: определение пощади круга и объема усеченной пирамиды, солнечный календарь и деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др. Египетские нормы права и государственного управления в разной мере были усвоены в государствах Ахе- менидов, Сасанидов, а также эллинами, римлянами, визан

тийцами, русскими. Египет стал местом обучения для видных мыслителей Греции: античные источники утверждают, что в Египте побывали Солон, Фалес, Пифагор и другие деятели культуры. Египетское искусство в целом с его монументальной архитектурой и статичной скульптурой было усвоено и переосмыслено в крито-микенской культуре Греции, отдельные элементы египетской культуры прослеживают в искусстве Ближнего Востока. Посредством влияния античной и восточной культуры некоторые черты египетского искусства впоследствии были восприняты в Европе. Родина пророческих сочинений и дидактики, басни, исторического повествования, сказки и любовной лирики, Египет щедро питал литературу соседних народов. Исследователи полагают, что алфавитное письмо египетской культуры усвоено финикийцами и через них европейцами, оказало влияние на письмо синайское и мероитское (африканское). Многие египетские слова проникли в европейские языки посредством греческого, коптского, арабского.

Египетская культура пережила расцвет в составе эллинистической культуры. Храмы птолемеевского Египта превращаются в неисчерпаемые архивы знания, веры, вкуса. Спешно переводятся на греческий язык художественные, философские и религиозно-магические тексты. Египетская религия с ее идеей бессмертия и прихода мессии - избавителя от иноземного ига привлекает греко-римский мир в эпоху его кризиса. На улицах Рима устраиваются пышные культовые празднества в честь Исиды, избавительницы мира. Христианство, пришедшее на смену греко-египетской культуре, использует родившиеся в Египте мистицизм, веками отточенный религиозный текст, пустынножительство. Культура Древнего Египта живет в культуре египетских коптов-хри- стиан, вошла в культуру исламского Египта. Культура Древнего Египта, первоначально приписанная к числу собственных творческих достижений, или полностью отрицаемая во многих культурах соседних народов, сегодня рассматривается всеми египтянами, всем человечеством как неотъемлемая часть духовной традиции.

Обратим внимание на представления о человеке в Древнем Египте. Они были весьма сложными, и их осмысление требовало от человека значительной интеллектуальной и духовной работы, что сильно стимулировало его развитие. В Древнем Египте осмысление сущности человека, значимости его внутреннего мира преломлялось через призму религиозных ценностей. Именно последние и определяли характер аксиологического ряда в Древнем Египте. Конечно, материальные блага всегда приветствовались людьми, но, по сравнению с религиозными идеями, они были второстепенными. Для древнего египтянина самым важным делом являлось то, какое погребение он заслужит своей жизнью. Чем более значимая и нравственная жизнь велась человеком, тем более величественное погребение ожидало его. Основы жизненной стратегии древнего египтянина удачно выражены в «Рассказе Синухе» (Синух является реальным историческим лицом, жившим в ХХ веке до н. э.). Бежавший из страха перед заговором высокопоставленный египетский вельможа, подводя итог своей счастливой судьбе на чужбине, хвалится достигнутыми материальными благами, но готов их отдать для того, чтобы быть погребенным на родине. Об этом он говорит так: «Полз я ползком от голода, а теперь я оделяю хлебом соседа. Бежал человек из страны своей нагим, теперь же щеголяю я в платьях из тонкого льна. Бежал человек без спутников и провожатых, теперь же богат я людьми. Прекрасен мой дом, обширно поместье мое, и помнят обо мне во дворце. О бог, предначертавший мое бегство, кто бы ни был ты, будь милосерд, приведи меня в царский дворец! Быть может, ты дашь мне узреть края, где сердце мое бывает всякий день. Что желаннее погребения в той стране, где я родился?» И заканчивается рассказ не описанием материальных благ, а описанием построенной гробницы, в котором подчеркивается, что всё необходимое для посмертных богослужений уже приготовлено. Главная мысль в этом рассказе заключена в том, что первостепенным является не то, как человек будет жить и выглядеть перед людьми на земле, а то, в каком виде он уйдёт из этой жизни на суд бога Осириса.

По мнению египтологов, египтяне насчитывали не менее 10 составляющих человеческого существа, гармония которых нарушалась в результате смерти человека. Для обеспечения же вечной и радостной жизни необходимо было сохранить единство и гармонию этих составляющих.

Наиболее известные и часто упоминаемые в источниках компоненты человеческой сущности обозначаются как Ка и Ба . Ка представляет собой невидимого духовного двойника, который рождается и растет вместе с человеком. Этот двойник безгрешен и являет собой образ, по которому человек должен организовываться. Ка может жить и вне тела человека, например, в цветке. После смерти человека Ка, благодаря погребальным ритуалам, способен сохранять вечную материальную жизнь. Ка передаёт человеку информацию о его индивидуальности, помогает вспомнить своё «я». Отправиться к своему Ка – означало умереть. Надо отметить, что боги тоже обладают Ка , причём не в единичных количествах. Например, у бога Ра насчитывалось 14 Ка . Считалось, что одно из Ка Осириса живёт в теле фарона. У фараонов также насчитывалось несколько двойников Ка .

Ба – это составная часть человеческой сущности. Ба несёт персональную ответственность за содеянное. Ба отвечает на загробном суде Осириса. Если человек был грешником, то Ба пожирается рядом находящимся чудовищем, что означает окончательную смерть. Праведники же отправляются на блаженные поля Илау. В труде «Беседы» Ба описывается так: «Воистину, кто перейдёт в загробное царство – будет в числе мудрецов, без помехи говорящих с божественным Ра ». Ба изображалась птицей с человеческой головой, напоминавшей этрусских вещих птиц Алконоста и Сирина. Ба понималось как внутренний собеседник человека; если же этот собеседник не отвечал, то человек испытывал страх. В христианстве наиболее близким аналогом Ба является душа. Христианская традиция при отождествлении Ба с душой берёт начало с творчества египетского писателя IV века Гораполлона, который, создавая трактат об египетских идеограммах, перевёл Ба на коптский язык в значении душа ; однако важно учитывать, что разница между этими понятиями существует. Ба изображалась в виде птицы с человеческой головой, а иногда и с руками.

Рен – сокровенное имя человека, способное замещать человека во время отсутствия его самого. Следует подчеркнуть, что придавалось особое значение имени, которое, согласно поверьям, сильно подвержено магическому воздействию. Зная настоящее имя человека, маг мог повлиять на его судьбу, поэтому подлинное имя человека или бога - сокровенная тайна, которую нельзя раскрывать даже в самых критических ситуациях. Это утверждение наглядно иллюстрирует миф о Ра и Исиде. Богиня Исида, которая вела жизнь земной женщины, стала уставать от жизни простых смертных. Она стремилась к тому, чтобы занять место среди всемогущих богов. Для этого ей важно было приобрести силу верховного бога Ра, что являлось возможным лишь при условии знания его настоящего имени. Исида, стремясь узнать подлинное имя бога Солнца, сотворила змея, который ужалил Ра. Спасти Ра от смерти сможет лишь произнесённое богиней заклинание, но для этого она должна назвать его настоящее имя. Ра пускается на всевозможные хитрости для сохранения тайны и выдаёт ей Рен лишь под угрозой неминуемой гибели. Свое признание Ра облекает в следующие слова: «Да обыщет меня Исида, и да выйдет мое имя из моего тела в ее тело» . По другим текстам, Ра открыл своё имя так: «Согласно моей воле, Исиде будет дозволено узнать моё тайное имя, и, покинув моё сердце, оно перейдёт в её» . Вероятно, имя здесь мыслится как материальная субстанция, обладающая способностью перемещения.

Ах – сверкающий дух, проявляющийся лишь после смерти человека и пребывающий рядом со звёздами. Ах воплощает имя человека, уготованное ему прежде рождения, то есть в его предсуществовании. По сути, Ах – это часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает светлый, просветленный, освещенный, блаженный . Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех её видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

Другая часть души – Шуит (Шу) – тень, обладающая собственной индивидуальностью и силой. Шуит считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая тёмная сторона

Секхем – сила, жизненная энергия человека, обитает на небе среди Богов.

Сах – так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освящающих ее обрядов. Это слово можно перевести как мумия , или точнее, священные останки .Главное назначение оболочки Сах – входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим. По состоянию и виду тела посвящённый мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек. Для очищения Сах использовался комплекс мер. Часть мер касалась физических манипуляций, например, обрядовых очищений при помощи воды, солей натрия, мазей. Другая часть была связана с молитвами, пением гимнов, которые могли бы благотворно воздействовать на другие составляющие природы человека, взаимосвязанных с Сах .

К составляющим человеческую природу также относили душу-сердце , вместилище человеческого сознания (др. - егип. Иб , позд. - егип. Эб ). Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвящённых, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб – это бессмертная душа. Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, поскольку сообщало богам всю информацию о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех как добрых, так и злых мыслей человека. Правда, в «Книге мёртвых» предлагались заклинания, побуждающие Эб не говорить богам о злых мыслях человека. Для этого использовались специальные заклинания, а над сердцем в мумии помещался амулет скарабея.

Также необходимо выделить другую составляющую природы человека, но с идентичным названием – Эб – душа-причина, или надсознание. Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.

Другой компонентой природы человека считается Эб как душа-смысл, или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей, человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах ) отделялись от тела (Сах ) и покидали его на 70 дней.Возвращаясь к своему Сах, души Ка, Ба, Эб и Ах обеспечивали магическое Воскресение умершего. Воскреснувший покойник отправлялся на суд Осириса.

Важной чертой религии египтян было то, что целью их религиозных ритуалов, молитв было не удачное перевоплощение, а стремление приобщиться к вечной жизни. Вечное, личное, бессмертное бытие души, в наидревнейшем сознании египтян, представляет следующие пять периодов: 1) предсуществование души без тела; 2) жизнь на земле в теле; 3) жизнь в аменти (загробном мире) без тела; 4) душепереселение – жизнь в телах; и, наконец, 5) жизнь опять со своим человеческим телом. Символом же вечной жизни была птица Феникс. В данном случае важно обратить внимание на то, что периодизация жизни в Древнем Египте была подчинена не стремлению продлить род или изменить собственными человеческими силами окружающий мир, а сохранению человеческой природы и утверждению его места в божественном мироздании. Здесь кроется серьёзное отличие древнеегипетского понимания цели индивида от православного, для которого цель жизни человека заключена в обожении (уподоблении Богу) через стяжание Святого Духа. Религиозная доктрина Древнего Египта учит не делать ничего, что превышало бы необходимый минимум, которого требует хозяйственная жизнь; относиться к другим людям нравственно. Вместе с тем в православии, помимо нравственного отношения к другим людям, постулируется необходимость бережного отношения к собственному духовному облику, а нейтральное отношение к жизни, в которой индивид не приумножает своих затрат более необходимого минимума, оказывается невозможным, что подчёркивает необходимость активной духовной жизни человека, которая могла бы охватить и его хозяйственную деятельность.

Между тем в Египте подчёркивалось значимость счастья и радости, как высших благ. В Древнем Египте считали: «Богатства можно достичь, если их желаешь, но какая польза от богатства, если нет желаний». Поступки древних египтян были обусловлены их стремлением к счастью, которое не требует обоснований. Например, детей египтяне очень любили и воспитывали их не столько ради продления рода, сколько ради радости в жизни.

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом культуры Древнего Египта была вера в индивидуальное бессмертие. Причём речь идёт о бессмертии не только фараона, но и всякого другого человека, который вёл добродетельную жизнь, не нарушал божественных законов, чтил богов и был похоронен согласно ритуалам. Тем не менее в бедных семьях не всегда находились средства на совершение даже самых скромных ритуалов.

Однако египетские обряды и молитвы выходили за рамки заупокойного характера и проводились во время таких праздников, как воскрешение Осириса, разлив Нила. Последний связывался с тем, что Исида, переживая за страдания людей, роняет свои слёзы в воды Нила, и он периодически выходит из своих берегов. В Египте существовал и повседневный цикл богослужений.Молитва у египтян называлась Кекх (обращаться к Богу ), а размышления о духовном назывались Уаа (советоваться с сердцем ). Храмовые соотружения египтяне вседа делали из камня , не из кирпича. Храм имел прямоугольную продолговатую форму. Алтарное место храма понималось как пространство, в котором пристутсвует душа бога, в честь которого построен храм. Храм понимался как место, в котором небо спускается на землю, соединяется с ней, поэтому нахождение в храме обязывало к богоподобному поведению.

Надо отметить, что тексты египетских молитв весьма поэтичны. Вот один из них в переводе Константина Бальмонта, который достоверно передаёт смысл молитвы:

«Вот очищения. Воскурения для Сокровенного, чей облик есть Солнце, для владыки Карнака, для Солнцеликого, великого на месте своём. Фараон здесь с тобою. Жизнь, Здоровье, Сила, Устой, царь Юга и Севера, фараон, повелитель всех живущих вовеки.

Вот дары приготовленные. Возьми их. Чисты и истинны все они. Достоверны. Возьми их, о бог, возлюбивший душистые смолы» .

Подчеркнём, что в данной молитве важной фигурой является фараон, ибо считалось, что он по своей природе максимально приближен к богам и власть получает именно от них. От богов же фараон получает знания о принципах правления страной и организации жизни людей, поэтому власть фараона являлась сакральной и крепкой. Молитвы являлись обязательной частью жизни древних египтян, тем более, как считалось в Древнем Египте, слова воплощают предметы и явления, обладают существенной материальной силой. Речь приводит в порядок слова, а значит, и мироустройство. Это понимание слова отразилось и в искусстве Древнего Египта. Так, любое изображение живого существа непременно сопровождается написанием его имени. Египетская же поэзия (особенно на оригинальном языке) отличается необыкновенной красотой, проникновенностью и глубиной мысли. Причём ошибочно полагать, что поэзия, или какой-либо другой вид искусства, увлекала лишь узкую привилегированную группу людей. Поэзией интересовались и крестьяне, и рыбаки, что делало высокое искусство востребованным, способным к действенному воздействию на духовную и материальную жизнь общества. Более того, тексты папирусов свидетельствуют о высоком уровне грамотности населения, которое, независимо от своего социального положения (если не считать рабов), имело возможность научиться чтению и письму в специальных школах. Поэтому неудивительно, что для народов, соседствующих с Египтом, почти всякий подданный фараона являлся своего рода примером духовного и интеллектуального облика.

Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался в несколько этапов. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины. Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта в тот период.

Быт народа

Повседневная жизнь очень красноречиво говорит о культуре народа в тот или иной период. Известно, что египтяне много внимания уделяли собственной внешности. Детям сбривали волосы до 12 лет. К этому возрасту, мальчикам делалось обрезание. Мужчины избавлялись от любой растительности на теле и тщательно следили за собственной чистоплотностью. Женщины даже в обыденной жизни накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. Глаза подводились черным как мужчинами, так и женщинами.
В связи со сложным географическим положением, для создания адекватных условий для жизни египтянам приходилось тяжело работать. Их ежедневные рацион состоял преимущественно из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.

Архитектура и искусство

Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся.
Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Жилища богов, созданные египетскими зодчими, плохо сохранились, но сегодня археологи имеют возможность изучать развалины храмов Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ. Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют. На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы.
Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам. На сегодня сохранились развалины дворца Эхнатона.

Письменность и язык

Язык и письменность древнего Египта развивались на протяжении всего существования народа и государства. Письменность прошла долгий этап формирования, а благодаря тому, что египтяне писали на камне, путь формирования языка можно проследить.
Считается, что возникла письменность в Египте в IV тысячелетии до н. э. Она появилась на основе рисуночного письма. Ближе к II веку до н. э. рисунки стали упрощаться и получили название иероглифы. К этому моменту насчитывалось не более 700 широко употребляемых иероглифов. Они изображались не только на камнях. Еще материалами для их написания являлись папирус, глиняные черепки и деревянные дощечки.
Постепенно были выделены 21 простой знак. Они передавали согласные звуки и представляли собой привычный современному человеку алфавит. На основе этих знаков начала развиваться письменность соседних государств. Однако само египетское письмо не изменилось. Писцы предпочитали традиционный способ письма.

Литература

Развитая письменность способствовала сохранению и обогащению египетской литературы, самой древней в мире. Благодаря иероглифической письменности произведения могли иметь разноплановый контекст. Устное народное творчество дошло до нас в виде нескольких песен, например, песня погонщика скота, притч или поговорок.
В IV тысячелетии начали формироваться некоторые литературные жанр, например, биографии вельмож, дидактические тексты или поэтические произведения. Позже с развитием литературы создаются произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы, например «Рассказ Синухета».
Огромное внимание в египетской литературе уделено дидактическому жанру. Эти произведения напоминают пророчества. Одним из древнейших произведений дидактического жанра является «Поучение Птахотепа». Тексты мудрецов, которые предостерегали народ от несоблюдения правил предписанных богами, также можно отнести к этому жанру.
Некоторые народные сказки подвергались тщательной обработке, превращаясь в настоящие шедевры. Многие из них оказали значительное влияние на мировую литературу. К этим сказкам относятся «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о правде и кривде» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».