Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова. Государственный академический русский хор союза сср Государственный академический русский хор им свешникова

16 февраля в Гимназии Свято-Алексиевской Пустыни состоялся благотворительный концерт Государственного Академического Русского хора имени А.В. Свешникова, по сути – хоровой капеллы, которая многие годы была лидером среди больших коллективов русской традиционной хоровой культуры. Основателем знаменитого Госхора Союза ССР был легендарный русский хоровой дирижёр, выдающийся музыкальный деятель ХХ века — Александр Васильевич Свешников. Окончивший в 1913 году Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического Общества (ныне ГИТИС), заведовавший в 20-е годы вокальной частью Первой студии МХАТа, А.В. Свешников, как никто другой до него, владел искусством сказанного и спетого русского слова и был непревзойдённым мастером слова в хоровом исполнительстве. Такой дикционной и смысловой чёткости не добивался ни один хор в России. В те же 20-тые годы он был одним из самых известных регентов г. Москвы (служил в храме Успения на Могильцах).


Свешников – основатель Московского Хорового Училища (ныне Академия Хорового Искусства), Всероссийского Хорового Общества, более 30 лет (до 1980 года) был ректором Московской Консерватории в самый её «звёздный» период. Но главным его детищем, конечно же, был Госхор. Официальной датой его создания считается 1936 год (указ Правительства СССР), хотя вокальная группа при Радиокомитете была создана им ещё в 1928 году, которая вскоре выросла в Академический Хор Русской Песни, регулярно дававший публичные концерты. В период Отечественной войны хор был распущен, но в конце войны, в 1944 году, он возвратился на концертную эстраду и стал самым популярным пропагандистом и исполнителем русских народных песен. Обработки русских песен Свешникова до сих пор очень популярны и являются классическими в русской хоровой литературе.


Концерт в Пустыни прошёл с большим успехом. Помимо учащихся Гимназии, педагогов и насельников, в зале присутствовали Преосвященнейший Епископ Переславский и Угличский Феодор, Настоятель Обители иеромонах Петр, представители администрации города Переславля-Залесского, многочисленные гости Пустыни. Сильное впечатление на слушателей произвела программа концерта, составленная в традициях самого Александра Васильевича: много замечательных обработок русских народных песен (в том числе и современных), солдатских песен и маршей, сочинения С. С. Прокофьева (Песнь Александра Невского из одноименной кантаты), Валерия Гаврилина, Арама Хачатуряна и Г. В. Свиридова. Благодарностью виртуозному мастерству солистов стали восторженные овации. Солистами были: Александр Николаев (тенор), Марина Коханова (сопрано) и ветеран хора, народный артист России – Сергей Головушкин (баритон). Зрители не упустили из внимания и отточенный высокий профессионализм двух дирижёров хора: его художественного руководителя, лауреата Всероссийского и Международного конкурсов Евгения Волкова (он был и великолепным ведущим концерта) и главного хормейстера, лауреата Международных конкурсов Александра Топлова.


Мы глубоко благодарны всем исполнителям, администрации хора, а также нашим благотворителям – компании «Плеер-ру», которые помогли организовать этот концерт, и надеемся на продолжение сотрудничества! С нетерпением ждём новых встреч с замечательным русским хором имени А.В. Свешникова!

музыкальный коллектив">
Основная информация
Годы с 5 мая 1936
Страна Россия
Город Москва
Язык песен русский
Руководитель Е. К. Волков
russianchorus.org

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова - российский музыкальный коллектив, основу репертуара которого составляют классические и современные произведения хоровой музыки.

История коллектива

В задачи хора входила прежде всего широкая пропаганда советской музыки, активно создаваемой в те годы в самых разных жанрах - от кантат и ораторий до песен и хоровых миниатюр. Значительное место в репертуаре хора отводилось русской и зарубежной хоровой классике, исполнение которой отвечало просветительским задачам коллектива.

Руководство Госхором СССР было поручено двум выдающимся музыкантам - заслуженному артисту РСФСР А. В. Свешникову и профессору Московской консерватории Н. М. Данилину . 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт Государственного хора СССР, которым дирижировал А. В. Свешников. В 1937-39 гг. Госхором руководил Н. М. Данилин, в 1941-80 - А. В. Свешников. В 1971 г. за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства хор был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а его художественному руководителю А. В. Свешникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда - первому среди музыкантов-исполнителей.

После кончины Александра Васильевича Свешникова во главе легендарного хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров:

  • И. Г. Агафонников (худ. рук. в 1980-1987)
  • В. Н. Минин (1987-1990)

Государственный академический русский хор союза ССР

Сов. исполнительский коллектив. Создан в 1942 в Москве как Гос. хор русской песни, в 1955 получил совр. назв. Организатор, бессменный руководитель и гл. дирижёр нар. арт. СССР А. В. Свешников. Первый концерт состоялся 20 июля 1943 в Большом зале Моск. консерватории. Первоначальной задачей коллектива было возрождение старинных нар. песен (крестьянских, городских, фабричных, студенческих, солдатских), развитие нац. вок.-хор. традиций. С именем хора неразрывно связаны такие песни, как "Вечерний звон", "Гибель "Варяга"", "Ах, ты, степь широкая". Большое патриотич. значение имели песенные программы воен. лет. Уже в 1944 в исполнении хора прозвучали произв. рус. классиков: М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева; в сер. 50-х гг. состоялись первые концерты хор. музыки И. С. Баха, затем - итальянских композиторов Н. Йоммелли, А. Лотти и др.
Значит. место в репертуаре хора занимают произв. сов. композиторов, мн. из них исполнены хором впервые, в т. ч. "Песнь о лесах" (1949), "Десять поэм" (на стихи революц. поэтов, 1951) Шостаковича, "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956) и оратория "Владимир Маяковский" (1959) Свиридова, "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1962) и др. В 60-х гг. хор с успехом исполнил циклы произв. а cappella (в т. ч. Р. К. Щедрина на стихи А. Т. Твардовского).
Развитию советского хорового исполнительства, популяризации национального хорового искусства способствовали многочисленные концерты хора с программами старинной русской музыки композиторов 18 в. - Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, В. П. Титова и др. В 1968 хор записал на пластинку "Всенощную" Рахманинова. Впервые в СССР в исполнении хора прозвучали мн. произв. совр. зарубежных композиторов, в т. ч. "Симфония псалмов" Стравинского (1966), "Венгерский псалом" Кодая (1967), оратория "Жанна д"Арк на костре" Онеггера (1968), мн. пьесы М. Равеля, Ф. Пуленка и др.
В репертуаре - хор. музыка всех времён и народов (ок. 1000 произв.), в т. ч. хоры а cappella, сочинения кантатно-ораториального и вок.-симф. жанров ("Реквием" Моцарта, "Реквием" Верди, Девятая симфония и "Фантазия" для фп., хора и оркестра Бетховена и др.), редко исполняемые произв. И. С. Баха, Палестрины, К. Монтеверди, А. Вивальди, рус. нар. песни, песни и гимны др. народов мира, а также песни советских композиторов (более 200). В составе хора (1973) 85 артистов.
Главное внимание коллектив уделяет развитию традиций рус. вок. иск-ва. Совершенное владение стилем а cappella характеризует творч. облик хора, степень его мастерства. Исполнение коллектива отличается монолитностью и стройностью звучания, ему присуще богатство колористич. оттенков. Хор выступает в городах Сов. Союза и за рубежом (Австрия, Бельгия, ГДР, Венгрия, Италия, Норвегия, Румыния, Польша, Финляндия, Швеция, Чехословакия, Япония). Коллектив награждён орденом Трудового Красного Знамени (1970).
Литература : Локшин Д., Хор русской песни, М., 1950; А. В. Свешников. Сб. статей, М., 1970. В. Ф. Балашов.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Государственный академический русский хор союза ССР" в других словарях:

    Государственный академический русский хор Союза ССР - ГОСУДÁРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ РУ́ССКИЙ ХОР СОЮ́ЗА ССР, созд. в 1942 в Москве как Гос. хор рус. песни (на базе организованного в 1936 Гос. хора СССР), задачей к рого было возрождение старинных рус. песен. Организатор, руководитель и гл. дирижёр… …

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший центр сов. и мировой муз. культуры. 7632 тыс. жит. (1975). Наиболее ранние сведения о муз. жизни М. относятся к 15 16 вв. В кон. 15 в. или нач. 16 в. был создан хор Государевых певчих дьяков, к рый… … Музыкальная энциклопедия

    Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

    Сов. муз. иск во качественно новый этап развития муз. иск ва. Окт. революция 1917, освободившая народы СССР от многовековой эксплуатации и установившая равноправие наций, впервые в истории создала реальные условия для полного… … Музыкальная энциклопедия

    МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

    Музыка, исполняемая хором или предназначенная для хор. исполнения. X. м. принадлежит к наиболее демократичным видам иск ва. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. роль в жизни общества. Воспитательные и… … Музыкальная энциклопедия

    Первые сведения о музыкальной жизни Москвы относятся к рубежу XV—XVI вв., когда, предположительно, был создан хор государевых певчих дьяков для участия в царских богослужениях и придворных церемониях. В придворный быт с конца XV в. проникают … Москва (энциклопедия)

    Музыкальный публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. Утверждение в 18 в. К. как формы обществ. музицирования было обусловлено ростом гор … Музыкальная энциклопедия

    - (1890, Коломна 1980, Москва), хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Из рабочей семьи. В 1913 окончил Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества.… … Москва (энциклопедия)

    Свешников А. В. - СВÉШНИКОВ Александр Васильевич (1890–1980), хоровой дирижёр, педагог и муз. деятель, нар. арт. СССР (1956), Герой Соц. Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. Окончил Муз. драматич. уч ще Моск. филармонич. об ва (1913). В годы войны вёл активную… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова.

«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».
Профессор Александр Свешников, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель хора и его художественный руководитель в 1936-37 и 1941-1980 гг.
Художественный руководитель и главный дирижер хора народный артист России Игорь Раевский
Государственный академический русский хор им.А.В.Свешникова - хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив - вот уже более полувека дарит людям свое искусство. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова. «Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями» - так писал о нем Д.Д.Шостакович.
Выдающийся художник современности А.В.Свешников почитал хоровое пение величайшим из искусств, способным объединить людей, сделать их счастливее: «Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».
С древних времен славилась Русская земля своим певческим искусством. Незримые, но прочные нити связали мастеров-распевщиков XVI века и первых русских профессиональных композиторов Николая Калашникова, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Михаила Глинку с авторами, пишущими в наши дни. Хоровая музыка Георгия Свиридова, Родиона Щедрина и других современных отечественных композиторов, исполняемая коллективом, пропитана животворными соками русской певческой традиции, оставляющей место и богатой творческой фантазии, и ярким краскам, и стремительным ритмам современности. В исполнительском стиле хора, теплом и проникновенном, в выразительной фразировке, в выровненном, свободно льющемся вокале мы слышим неустанное стремление постичь великую тайну поющей Руси, постичь и передать ее людям.
История Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова насчитывает более пяти десятков лет. Он был создан в 1936 году на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио, когда в стране начинали свою деятельность многие ныне прославленные музыкальные коллективы. Первыми художественными руководителями хора стали выдающиеся музыканты - заслуженный артист РСФСР А.В.Свешников и старейший профессор Московской консерватории Н.М.Данилин. Буквально с первых дней своего существования Госхор СССР - так именовался он в то время, - показал себя ярким, высокопрофессиональным и универсальным по своим возможностям коллективом, собравшим лучшие исполнительские силы страны. Блестящие концертные программы включали произведения русской и зарубежной классики, современную хоровую музыку, обработки русских народных песен. В исполнении хора звучали сочинения П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Даргомыжского, А.Аренского, М.Мусоргского, С.Танеева, В.Иванникова и других композиторов. Исполнялись монументальные произведения западноевропейской классики: оратория «Самсон» Генделя, Девятая симфония Бетховена, Траурно-триумфальная симфония Берлиоза. Многие сочинения современников: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Ю.Шапорина, В.Мурадели, А.Хачатуряна, Е.Голубева, С.Василенко, А.Гедике и других не раз находили своего первого исполнителя в лице Госхора СССР.
Суровые военные годы внесли свои поправки и в творческий облик коллектива, и в его название: «Государственный хор русской песни» - так он стал именоваться в 1942 году. И действительно, основой репертуара хора стала русская народная песня, которая приобрела в военные годы огромную значимость, стала выразителем патриотического духа народа, его единства и несгибаемой воли. Множество прекрасных забытых песен рабочих и крестьян, солдат и студентов получили свое второе рождение в обработках А.В.Свешникова - великолепного аранжировщика, знатока исполнительских возможностей хора. Такие песни, как «Гибель «Варяга» и «Ермак», «Ах ты, степь широкая», «Однозвучно гремит колокольчик», «Вдоль да по речке» и поныне являются неотъемлемой частью репертуара коллектива. «Мы ездили с концертами по фронтам, и надо было видеть, с каким волнением слушали песни бойцы и командиры, которым нередко в тот же день предстояло идти в бой», - вспоминал А. В. Свешников.
Яркой страницей в истории хора стал концерт в освобожденном от фашизма Берлине. «Русские второй раз завоевали Берлин», - писал о концерте журнал «Иллюстрирт». Это событие положило начало большому «триумфальному шествию» хора по европейским странам. Жители Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Норвегии, Швеции и других государств восторженно встречали искусство русского хора, называя его достижения «неслыханными». «Русская песня, то грустная и задумчивая, то веселая и задорная, покорила зал. И хотя слова не были понятны, смысл песен прекрасно понимали все»,-писала одна из венских газет после концерта хора в австрийской столице. Бельгийская газета «Метрополь» так отзывалась об искусстве коллектива: «Нас поражает артистизм хора, его поразительная дисциплина, восхищают чистота, точность и просветленность женских голосов, теплые тембры мужских, особенно басовой партии».
В 1955 году хору было присвоено звание «академический». Популярность коллектива стремительно растет, расширяются его репертуарные рамки, появляются концертные программы, посвященные хоровой музыке разных стран, а также творчеству выдающихся зарубежных композиторов. Эти программы во многом способствовали укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, расширили музыкальный кругозор. После исполнения хором «Венгерского псалма» Золтана Кодаи автор писал: «Я очень благодарен Вам и Вашему чудесному хору за удивительное представление «Псалма» на венгерском языке». Не менее красноречиво и высказывание японского рецензента: «Когда я прослушал «Колыбельную песню» Ицуки, у меня выступили невольно слезы. Этот хор вновь напомнил нам простоту и атмосферу японских песен». Во время гастрольной поездки хора по Италии состоялся концерт в знаменитом Миланском театре «Ла Скала». «Этот хор, сильный и гибкий, временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способен не только взволновать, но и окончательно потрясти», - писала о коллективе местная пресса. Восторженное признание снискало искусство хора и на японской земле, неоднократно посещаемой коллективом: «Своими выступлениями в Японии хор подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов».
С 1980 по 1987 год художественным руководителем хора являлся народный артист России И.Г.Агафонников, бережно сохранявший традиции своего великого предшественника. В период с 1987 по 1990 год художественное руководство хором осуществлял народный артист России В.Н.Минин, чье имя для любителей музыки прочно связано со знаменитым Московским камерным хором.
За долгие годы существования хором было исполнено в общей сложности более трех тысяч произведений, написанных в самых разных жанрах и принадлежащих разным эпохам и композиторским стилям. Здесь и такие шедевры ораториально-кантатного жанра, как «Реквием» Моцарта, «Торжественная месса» и Девятая симфония Бетховена, «Сотворение мира» Гайдна, монументальные хоровые полотна Баха и Генделя, немеркнущие творения старых европейских мастеров - «Глория» Вивальди, «Глория» Монтеверди, сочинения Палестрины, Орландо Лассо, Жоскена Депре, Лотти, Иомелли.
Но главное место в репертуаре хора неизменно занимает русское классическое наследие, исполнение которого неотделимо от высоких целей духовного возрождения России. Широко и полно представлено хоровое творчество М.Глинки, А.Алябьева, А.Гурилева, А.Варламова, А.Бородина, Ц.Кюи, А.Серова, Н.Римского-Корсакова, обработки народных песен М.Мусоргского и его вокально-симфонические произведения «Царь Эдип», «Поражение Сенахериба», «Иисус Навин». Хором были исполнены и записаны все произведения a capella П.И.Чайковского и его кантата «Москва». За последние годы репертуар коллектива обогатился многими яркими творениями С.Танеева, среди которых кантата «Иоанн Дамаскин», хоры на стихи Я.Полонского, сочинениями А.Аренского, А.Гречанинова, Ю.Сахновского, П.Чеснокова, В.Калинникова, В.Шебалина.
Русская народная песня в обработках А.Свешникова, Д.Шостаковича, Н.Римского-Корсакова неизменно украшает концертные программы коллектива. А такие знаменитые, как «Ах ты, степь широкая» и «В темном лесе», стали своего рода песнями-символами, с них неизменно начинаются концертные программы хора, составленные из произведений русской хоровой музыки.
Постоянный интерес публики вызывает русская духовная музыка, также широко представленная в репертуаре хора. Начиная со знаменитых распевов и фрагментов из "Пещного действа", духовных концертов Н.Калашникова, Д.Бортнянского и М.Березовского, хор знакомит слушателей и с более поздними образцами этого жанра: "Страстной седмицей" А.Гречанинова, "Отче наш" А.В.Александрова, "Запечатленным ангелом" Р.Щедрина. В репертуар хора в разное время вошли непревзойденные шедевры С.Рахманинова - "Литургия", "Всенощная", "Колокола". Исполнение и запись "Всенощной" С.Рахманинова, потрясающее по красоте, не уступает шедевру, весь блеск которого хор передает с полным совершенством", - писала французская "Кайе дю диск". Эта запись была удостоена Гран при французской Академии грамзаписи.
Активная творческая дружба Государственного академического русского хора им.А.В.Свешникова с современными композиторами, заинтересованность в их творчестве продолжает давнюю традицию коллектива, о которой в свое время писал Д.Шостакович: "Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора еще и потому, что он почти во всех случаях является первым исполнителем новых произведений". Многие сочинения этого гениального композитора, среди которых "Десять поэм для хора", оратория "Песнь о лесах", кантата "Над Родиной нашей солнце сияет", впервые прозвучали в исполнении коллектива. Также обязаны хору своим первым исполнением кантата "Александр Невский" С.Прокофьева, поэма "Памяти Сергея Есенина" и "Патетическая оратория" Г.Свиридова, многие хоровые сочинения Р.Щедрина, Р.Бойко, В.Александрова и других композиторов.
Среди сочинений современных зарубежных композиторов, исполненных хором, упомянутый выше "Венгерский псалом" З.Кодаи, кантаты Карла Орфа "Катулли кармина" и "Кармина Бурана", "Три маленькие литургии" Оливье Мессиана, Третья симфония Микиса Теодоракиса и другие.
С 1991 по 1995 год художественным руководителем хора был выдающийся хоровой дирижер Е.С.Тытянко - безвременно ушедший из жизни в июне 1995 года.
Под его руководством коллектив осуществил записи на компакт-диски ряд замечательных русских опер: "Юдифь" В.Серова; "Царскую невесту" и "Майскую ночь" Римского-Корсакова; "Алеко" и "Франческу да Римини" С.Рахманинова.
В настоящее время во главе коллектива стоит известный хоровой дирижер - народный артист России, профессор Игорь Иванович Раевский. Воспитанник хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории.
За последние годы хор приглашался на гастроли в Швецию, Китай, Грецию, Израиль, Египет. Блистательный успех сопутствовал каждому выступлению хора в трех турне по США - январь 1993 г., январь - февраль 1994 г., февраль-апрель 1995 г.
"...Грандиозно, ярко и прекрасно!"; "...это был один из лучших, возможно, самый, самый лучший хор из слышанных нами в жизни."; "...его тембр, текучесть, густота, гладкость и подвижность изумительны."; "...их концерт одно из прекраснейших представлений во все времена." - так сформулирована американская пресса впечатления слушателей от выступлений хора.

Профессиональные традиции Московского хорового училища своими корнями уходят в многовековую историю. В них соединились влияния двух важнейших певческих центров Руси XV−XVI веков − московских хоров Государевых и Патриарших певчих дьяков. В деятельности обоих хоров наряду со взрослыми певцами принимали участие мальчики. В течение нескольких столетий именно эти коллективы составляли славу отечественной музыкально-исполнительской культуры. В начале XVIII века хор Государевых певчих дьяков был преобразован в Придворную певческую капеллу и переехал в Петербург.

В 1937 году при тогда уже Ленинградской певческой капелле была организована детская хоровая школа. А в 1944 году ее юные воспитанники составили основу первого набора Хорового училища, открывшегося в Москве. Основателем и художественным руководителем Московского хорового училища стал виднейший мастер русской хоровой культуры А.В. Свешников (1890−1980). Победный 1945 год стал годом и первого отчетного концерта Хорового училища, и его первого выпуска.

Свешников привлек к работе в Хоровом училище выпускников Синодального училища церковного пения − ветви хора Патриарших певчих дьяков. Н.И. Демьянов, А.А. Сергеев, А.Ф. Гребнев привнесли в Хоровое училище не только традиции своего учебного заведения, но и большой собственный профессиональный опыт. К преподаванию в Училище были привлечены и другие яркие музыканты: фортепианная школа Ф.М. Блуменфельда была представлена профессором Московской консерватории, композитором М.С. Раухвергером и пианистом Я.М. Каабаком, школу В.И. Сафонова представляли В.А. Зиринг и Н.М. Шлыкова, преподавала в Училище ученица А.Б. Гольденвейзера и Г.Р. Гинзбурга В.Д. Ныркова, учеником К.Н. Игумнова был Э.Г. Гельман. Среди первых преподавателей Училища − пианист Г.М. Динор, теоретики К.М. Щедрин, Т.В. Оболадзе, В.В. Соколов, позже − Ф.Ф. Мюллер, композитор М.А. Парцхаладзе. В разное время хоровые дисциплины вели профессора Московской консерватории С.С. Благообразов, С.К. Казанский, К.Б. Птица. Группу воспитателей возглавил В.К. Беляев, бывший воспитатель Московского кадетского корпуса. Традицией Хорового училища были встречи с мастерами искусств: в училище неоднократно выступали К. Игумнов, Л. Оборин, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Э. Гилельс, С. Рихтер, Я. Флиер, Г. Гинзбург, А. Гедике, Д. Ойстрах, Л. Коган, С. Кнушевицкий, во встречах с учащимися принимали участие композитор Д. Сиг (США ), дирижер К. Аренг (Эстония) и многие другие. Жюри училищных конкурсов композиции возглавлял А. Хачатурян.

Хоровое пение - вид искусства, где во многом определяющую роль играет личностный и профессиональный уровень руководителя исполнительского коллектива. Для Московского хорового училища первых десятилетий таким мастером-наставником стал А.В. Свешников. Будучи одной из центральных фигур музыкальной иерархии послевоенного СССР (ректор Московской консерватории, художественный руководитель Государственного хора Союза ССР ), Свешников заложил краеугольный камень в основание всей последующей деятельности Хорового училища, которое ныне носит его имя. Создатель Училища, он оставался его опекуном до конца своих дней, но, естественно, с годами переуступал функции ведущего дирижера-хормейстера своим воспитанникам. При этом с момента основания Училища с хором мальчиков постоянно работала группа хормейстеров из числа выпускников Училища.

С середины 50-х и в 60-х годах их выполнял Ю.М. Уланов (1929−1995), выдающийся ученик и один из верных последователей школы А.В. Свешникова. Тонкий музыкант и прекрасный организатор, за годы своей работы с хором он довел до совершенства тот неповторимый «улановский» звук, который много лет вызывал восхищение у поклонников хорового пения. Ю.М. Улановым были продолжены магистральные пути развития Училища как оплота профессионального музыкального воспитания и ведущего образовательного центра классического хорового искусства.

После ухода в 1969 году Ю.М. Уланова некоторое время обязанности руководителя исполнял А.Д. Кожевников (1933−2011), а с 1970-го года к работе в Училище приступил В.С. Попов (1934−2008).

С приходом В.С. Попова (1934-2008) Хоровое училище открыло новую яркую страницу своей истории. Высокая одаренность, талант организатора, неординарная работоспособность и энтузиазм, воспринятые В.С. Поповым от своих наставников А.В. Свешникова, А.А. Юрлова, А.Б. Хазанова, опыт создания Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения вели мастера по пути плодотворной созидательной деятельности.

В конце 80-х Хоровое училище переезжает в новое здание на Фестивальной улице, дом 2 (до этого оно находилось на Большой Грузинской в доме 4/6). А в 1991 году на базе Хорового училища создается высшее учебное заведение − возникает Академия хорового искусства, объединяющая дирижерско-хоровой и вокальный факультеты. С этого времени Хоровое училище имени А.В, Свешникова входит в состав Академии и, что естественно, активно насыщает ее перспективной студенческой молодежью. Характерно, что и после образования вуза В.С. Попов никогда не оставлял свою работу с хором мальчиков как определяющим звеном в деятельности прославленного учебного заведения.

Благодаря интенсивной концертной практике хор мальчиков постоянно находился в гуще современного творческого процесса. Отличительной чертой Хорового училища было частое сотрудничество с выдающимися дирижерами и солистами. В разное время с хором работали дирижеры Е. Мравинский, С. Самосуд, Г. Абендрот, А. Гаук, И. Маркевич, Е. Светланов, К. Кондрашин, Г. Рождественский, Р. Баршай, Д. Китаенко, В. Федосеев… В составе Академии хорового искусства хоры мальчиков и юношей Хорового училища работали с М. Плетневым, В. Спиваковым, В. Понькиным, В. Синайским, А. Рудиным, Ю. Башметом, П. Коганом, В. Юровским… Партнерами коллективов Хорового училища были виднейшие солисты и среди них И. Козловский, З. Долуханова, Н. Исакова, И. Архипова, Г. Писаренко, Д. Хворостовский, М. Гулегина, М. Кабалье (Испания), Х. Каррерас (Испания).

Наряду с музыкантским становлением своих воспитанников Хоровое училище было призвано обеспечить и общее среднее образование учащихся (по итогам обучения учащиеся получают диплом о среднем профессиональном образовании). В Училище неизменно работали и работают высокопрофессиональные учителя и воспитатели интерната, которые, заинтересованно относясь к судьбе своих музыкально одаренных учеников, совершенствуют методику преподавания в связи с динамичными условиями обеспечения учебно-воспитательного процесса. Своим подвижническим трудом педагоги Училища снискали благодарную память своих питомцев, многие из которых стали авторитетными музыкантами.

Число выпускников Хорового училища к моменту своего 75-летия (2019) пересекло отметку в 700 человек. Даже беглого взгляда на этот перечень фамилий достаточно, чтобы понять ту роль, которую сыграло Хоровое училище имени А.В. Свешникова в развитии отечественной музыки. Впоследствии получившие высшее образование в лучших музыкальных вузах страны его выпускники − это крупные художественные фигуры, руководители виднейших творческих коллективов, авторитетнейших учебных заведений и их художественных и научных подразделений, методических центров, обладатели почетных и ученых званий, степеней и наград − напомним лишь некоторые из этих имен: А. Юрлов, В. Минин, Ф. Козлов, В. Ильин, Ю. Петров, Ю. Уланов, Г. Годзевич, Г. Ковалев, Б. Куликов, А. Кожевников, Б. Ляшко, В. Попов, Н. Садиков, Е. Тытянко, В. Суханов, Э. Леонов, И. Раевский, В. Судаков, Е. Таланов, В. Тусеев, В. Новоблаговещенский, С. Нечаев, С. Калинин, И. Журавленко, Е. Морозов, В. Горюнов, Л. Конторович, Л. Павлов, А. Шишонков, С. Лыков, А. Седов, Н. Азаров, А. Рудневский, М. Турецкий, А. Кисляков, А. Гавдуш, А. Шестов, А. Гранде, А. Цимбалов, Я. Микиртумов, П. Брохин, И. Албанов, А. Петров, А. Риво, А. Герасименко. Известными оперно-симфоническими дирижерами стали Э. Серов, Л. Николаев, В. Яковлев, Л. Гершкович, А. Петухов, И. Дронов, М. Грановский, Д. Власенко, Ф. Чижевский.

Не только хормейстеры и дирижеры, но и известные композиторы − Р. Щедрин, Р. Бойко, А. Флярковский, А. Ушкарев, Э. Артемьев, В. Агафонников, В. Григоренко, В. Кикта, Ю. Евграфов, А. Киселев, С. Соснин, Г. Печенкин − прошли музыкальные университеты в стенах Хорового училища.

Училище выдвинуло, особенно в период деятельности В.С. Попова, и плеяду известных певцов − солистов отечественных и зарубежных оперных театров, обладателей лауреатских званий, среди которых В. Марутаев, М. Никифоров, В. Гривнов, А. Морозов, А. Юденков, А. Ефанов, Н. и О. Диденко, Е. Ставинский, Г. Васильев, Г. Фараджев, Д. Корчак, В. Ладюк, Е. Либерман, А. Немзер, Я. Абаимов, П. Колгатин, И. Морозов и другие.

История Хорового училища имени А.В. Свешникова продолжается.