Игры с жестами и движениями для детей. Музыкальные игры. Игры с музыкальными инструментами

Многие люди ошибочно считают, что маленькие дети не способны понять красоту музыки. Это неверное утверждение, сильно ограничивающее возможности раннего развития ребёнка. Даже в грудном возрасте младенец реагирует на звуки, причём, набор случайных звуковых обрывков ему явно не нравится, а вот гармонично выстроенный звукоряд приходится по душе. Слыша музыку, малыш замирает и внимательно вслушивается. По этой причине музыкальные игры с движениями и словами весьма эффективны для развития детей. Очевидно, что с годовалым крохой вы вряд ли сможете в них играть, но начиная с 2-х лет – вполне.

В интернет-магазине «Маленькая Страна» вы найдёте широкий выбор различных игрушек с функцией проигрывания музыки, а также и других товаров, использование которых позволит организовать музыкальные игры. Предлагается большое количество компакт-дисков с песнями и известными инструментальными композициями. Кроме того, покупатель сможет выбрать для своего ребёнка детские музыкальные инструменты, в число которых входят следующие:

  • губные гармошки;
  • бубны;
  • ксилофоны;
  • дудочки.

Игрушки предлагаются по привлекательным ценам, что даёт возможность экономить хорошие деньги при покупке качественной продукции для детей. Наши компетентные сотрудники помогут вам в выборе подходящих товаров для музыкального развития вашего малыша.

Музыка и движения

Самым ценным качеством музыки с воспитательной точки зрения является её ритмичность , которую целесообразно использовать для развития координации движений. Специфика гармонического звукоряда состоит в том, что при его прослушивании человек, даже взрослый, непроизвольно начинает двигаться в такт сильным долям. Про маленького ребёнка с его подвижной нервной системой и говорить не приходится – музыка всецело подчиняет его себе. И особенно та, которая нравится.

Двигаясь под музыку, малыш учится координировать движения всех частей тела. Он прыгает, двигает бёдрами, приседает, поднимает руки, поворачивает голову и совершает другие манипуляции. И пусть полноценным танцем это ещё не является, но зато стимулирует работу головного мозга, а именно его двигательных зон, и мышцы, включая те, которые обычно не задействуются или нагружаются недостаточно. Таким образом, ценность музыкальных игр заключается в комплексном развитии ребёнка.




Игровые занятия с движениями под музыку делают детей физически развитыми и пластичными. По статистике, девочки и мальчики, регулярно занимающиеся танцами или просто ритмично двигающиеся под музыкальное сопровождение, меньше сталкиваются с проблемами в опорно-двигательном аппарате и, в частности, со сколиозом. У них всегда идеальная осанка, они постоянно бодры. Как разновидность физкультуры, движения под музыку очень эффективны для развития детей в любом возрасте.

Музыка и слова

Другой положительный момент игровых занятий с использованием музыкального звукоряда состоит в развитии речевых навыков. Здесь развивающий эффект проявляется в том, что ребёнок повторяет слова песенок. В процессе повторения улучшается дикция малыша, он учится правильно и внятно произносить звуки.

И пусть эти музыкальные игры почти не расширяют словарный запас, так как детские поэты при написании стихов оперируют ограниченным набором слов для простоты восприятия их маленькими детьми. Ценность этих занятий заключается в другом. Во время занятий вырабатывается устойчивый речевой навык, то есть способность правильно произносить отдельные звуки, из которых состоят слова. Когда в будущем словарный запас начнёт расширяться, ребёнок уже будет готов правильно пользоваться им, и его речь станет богатой, чёткой и грамотной.

Для того чтобы приучить ребёнка к повторению текстов песен, нужно петь их вместе с ним – хотя бы на первых порах. При этом необходимо чередовать песенки с тем, чтобы разнообразить репертуар. В этом случае песенки не будут надоедать, и малыш с удовольствием станет их петь сначала вместе с вами, а позднее и самостоятельно.



Игры с музыкальными инструментами

Игровые занятия с музыкальными инструментами обладают большим потенциалом в развитии способностей детей к исполнению музыки. Музицирование в сочетании с другими творческими играми расширяет кругозор ребёнка. Предлагаемые интернет-магазином «Маленькая Страна» инструменты просты для освоения практически в любом возрасте. Например, бубенцами может играть даже месячный младенец – они прекрасно исполняют функции погремушки.

Наши товары совершенно безопасны. Они изготавливаются из безвредных материалов, не причиняющих ущерба здоровью ребёнка. Все поверхности игрушек специальным образом обработаны, являются гладкими и приятными на ощупь. В конструкциях отсутствуют острые выступающие части, способные поранить кожу. Мы гарантируем безопасность использования детских музыкальных инструментов.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Игры на координацию речи с движением

«СОЛНЫШКО»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

«СНЕЖИНКИ»

Координация речи с движением, развитие воображения

«СНЕЖОК»

«САД»

«ДЕРЕВО»

«ГРЯДКА»

Я давно ждала весну

У меня свои дела

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела,

Я возьму свою лопатку

Я пойду, вскопаю грядку

Мягкой грядка быть должна

Это любят семена показывают,

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

дети идут по кругу, взявшись за руки

меняют направление движения

останавливаются, показывают, как копают

как рыхлят грядку граблями

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»

«ДОМ»

« ШОФЕР»

«МАШИНА»

«НОЖКИ»

«МЯЧИК»

Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением.

«МЕДВЕЖАТА»

«МЫ ШАГАЕМ»

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ножки выше поднимаем,

Ножки выше поднимаем так!

Если лужа – перепрыгним так!

А потом назад вернемся,

И друг другу улыбнемся,

Вместе все покружимся вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

«ТУЧКА»

«СОЛНЫШКО»

«ЦЫПЛЯТА И КОТ»

«ПАРК АТТРАКЦИОНОВ»

«ЛИСТЬЯ»

Листья осенние тихо кружатся,

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(Движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся)

«УРОЖАЙ»

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем («Таскают»)

И картошки накопаем.

(«Копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками – 3 раза)

Щавеля нарвем немножко

(«Рвут»)

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

«ОВОЩИ»

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки,

в центре круга – водящий с завязанными глазами)

Рассчитались четко тут же:

(Останавливаются, крутят водящего)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

(Разбегаются, приседают, водящий ищет)

«ЛОШАДКА»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

(Поглаживание ладонью по голове воображаемой

лошадки, потом по спинке, по хвостику)

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(Бег по кругу с высоким подниманием колена,

руки держать воображаемые поводья)

«МЯЧИК»

Раз, два, прыгай, мячик.

(Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

(Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

«ПОСУДА»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надули животик: одна рука на поясе,

другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потянулись, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Легли на ковер, вытянулись)

«СНЕГИРИ»

Вот на ветках, посмотри

В красных майках снегири.

(По 4 хлопка руками по бокам и

по 4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

(На первое слово каждой строки – частое

потряхивание руками, на второе – один

хлопок по бокам)

Головой вертят,

Улететь хотят.

(По 2 поворота головы на каждую строку)

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(Дети разбегаются по группе, взмахивая

руками, как крыльями)

«ВОРОБЕЙ»

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(Дети идут по кругу, изображая голубей;

в центре один ребенок – он скачет, как воробей)

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

(Дети встают лицом в круг,

идут приставным шагом. «Воробей»

пытается «вылететь» из круга; «голуби»,

взявшись за руки, не пускают его)

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

(Идут по кругу вперевалочку, подражая

походке уток)

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и

отставив руки-«крылья» назад)

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

(Останавливаются, встают лицом в круг,

Бьют руками по бокам)

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

(Встают спиной в круг, вытягивают шею

вверх, поднимаются на цыпочки)

«ХОЗЯЮШКА»

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка

Моет языком.

(Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку)

Хрюшка собирает

Крошки под окном.

(Присели, наклоняют ритмично голову)

По столу котище

Лапою скребет,

(Встали, правой рукой делают

движения к себе)

Половичку козочка

Веничком метет.

(«Метут» пол)

«ЗАЯЦ ЕГОРКА»

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

(Дети бегут по кругу, взявшись за руки;

в центре на корточках сидит один ребенок)

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

(Дети подбегают к сидящему ребенку

И помогают ему встать)

«МЧИТСЯ ПОЕЗД»

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

Тороплюсь! – гудит. –

Тороплюсь! Тороплюсь!

Тороплюсь!

(Дети бегут друг за другом, положив руки

на плечи впередистоящему. Первый ребенок

делает круговые движения руками, согнутыми

в локтях, и произносят слова паровоза)

«САМОЛЁТ»

Самолёт построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

(Дети бегают по группе, разведя руки в стороны)

«ШОФЁР»

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам – шофёр

И сам – мотор.

(Бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

Нажимаю

На педаль –

И машина

Мчится вдаль.

(Останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу в противоположную сторону)

«ВЕСНЯНКА»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(«Летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,

(Медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(Тянутся на цыпочках, руки вверх)

«ЗИМА ПРОШЛА»

Воробей с березы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

(Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам)

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик-чирик!

(Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом – против)

«НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ»

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

(Дети встают в круг, берутся за руки)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

(Делают 4 шага назад, расширяют круг)

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

(Бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

(Раздвигают круг)

Становитесь в круг опять,

(Смыкают круг)

Будем в солнышко играть.

(Бегут по кругу)

Мы – веселые лучи,

(Тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи.
(Прыгают на носочках, руки на поясе)

«НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ»

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

(Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

(Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны)

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

(Ладони развернуть вверх)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

(Руки соединить над головой, медленно развести в стороны)

«ЛАСТОЧКИ»

Ласточки летели,

Все люди глядели.

(Бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц)

Ласточки садились,

Все люди дивились.

(Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья)

Сели, посидели.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

«МОТЫЛЁК»

Мотылек-витилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот – поворот

Гнать кораблик в ручеек.

(Поворот; бегут в обратную сторону)

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг; взмахи руками, потягиваются)

Гони стружок

С запада на восток.

(Бегут по кругу, взявшись за руки)

«АКВАРИУМ»

Улитки ползут,

Свои домики везут.

(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

(Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

(Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад)

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

(Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

«НА ЛУЖАЙКЕ»

На зеленой на лужайке

Заиграла балалайка.

Заиграла дудочка,

Дудочка-погудочка.

(Изображают игру на дудочке)

В сарафане красненьком

Заплясала Настенька.

(Пляшут)

«ПО ЯГОДЫ»

Мы шли-шли-шли,

(Маршируют, руки на поясе)

Землянику нашли.

(Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Маршируют)

Мы идем искать опять.

(Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги)

«СНЕГОВИК»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снег свой снежок.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!

(Показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

(Медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.

(Пожимают плечами, разводят руками)

«МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК»

Маленький кролик, пушистенький кролик

(Дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперед-назад)

Всех нас смеяться заставил до колик:

(Останавливаются, держатся за животики)

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

(Сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку)

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

(Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу)

Ах, как смешно его уши торчали!

(Делают «ушки» из ладошек)

Мы хохотали, души в нем не чая,

(Опять держатся за животики)

Но, на опушке заметив лису,

(Смотрят из-под руки)

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

(Подмигивают, разбегаются)

«САМОЛЕТ»

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

(Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны)

Правое крыло вперед,

(Поворот через правое плечо)

Левое крыло вперед,

(Поворот через левое плечо)

Полетел наш самолет.

(Бегут по кругу, расставив руки в стороны)

«ТЕПЛОХОД»

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

(Шаг вперед, руки опущены)

Раз, два –

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед –

(Два шага вперед)

Раз, два –

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

(Руки вытянуты вперед и сомкнуты –

Это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками)

«ЛЁТЧИК»

Быть шофером хорошо,

(Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

А летчиком – лучше,

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

(Бегут, расставив руки, как крылья)

Наливаю в бак бензин,

(Остановились, наклонили воображаемый сосуд)

Завожу пропеллер.

(Круговое движение правой рукой)

«В небеса, мотор, вези,

чтобы птицы пели»

(Бегут, расставив руки)

«МАЛЯРЫ»

Маляры известку носят,

(Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра)

Стены кистью купоросят.

(Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз)

Не спеша, разводят мел.

(Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре)

Я бы тоже так сумел.

(«Красят»)

«КРОВЕЛЬЩИК»

То не град, то не гром –

Кровельщик на крыше.

(Стоят кружком, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Бьет он громко молотком –

(Изображают удары молотком)

Вся округа слышит.

(Закрывают уши руками)

Он железом кроет дом,

(Изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нем.

(Наклоняются, достают носки руками)

«КЛЕН»

За окном сосулька тает,

(Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки.

(Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо)

Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки.

(Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку.

(4 прыжка)

И, едва растает снег,

(Наклоны)

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех.

(Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки – рукопожатие)

«ГРЯДКА»

Я давно весну ждала.

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

(Идут в противоположную сторону)

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку.

(Остановились, изображают, как копают)

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.

(Показывают, как рыхлят грядку граблями)

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

(Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена)

«МАШИНЫ»

На улице нашей

Машины, машины,

Машины малютки,

Машины большие.

(Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль)

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

(Сделав разворот, двигаются в другую сторону)

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

(Когда все «машины проехали», один из детей – пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова. Пешеходы – все дети по очереди)

«ГУСЕНИЦА»

Этот странный дом без окон

У людей зовется «кокон».

(Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга)

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем.

(Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щечку)

Спит без просыпа всю зиму.

(Переворачиваются на другой бочок, руки под щечку)

Но зима промчалась мимо –

(Переворачиваются на спину, потягиваются лежа)

Март, апрель, капель, весна…

(Медленно садятся)

Просыпайся, соня-сонюшка!

(Потягиваются сидя)

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

«ДОЖДИК»

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

(Прыжки на одной ноге по кругу)

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

(Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания)

Стали мокрыми кусты,

(Руки вверх, потряхивания кистями)

Стали мокрыми цветы.

(Наклон, руки к полу, потряхивания кистями)

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

(Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

«ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

(Дети идут в хороводе)

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

(Бегут, собирают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

(Скачут стоя, «срывают» грибы)

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой)

«ГДЕ ВЫ БЫЛИ?»

Ножки, ножки, где вы были?

(Ходьба на месте)

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

(Присели, «собирают» грибы)

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

(Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо)

«ИГРА В СТАДО»

Мы вчера играли в стадо,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

И рычать нам было надо.

Мы рычали: «Р-р-р»

(Встали, сделали «коготки» из пальчиков)

И мычали: «Му!»

(Сделали «рожки»)

По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»

(Встали на четвереньки)

Не слыхали замечаний

Анны Николаевны.

(Опять идут по кругу)

А она сказала строго:

Что за шум такой у вас?

(Останавливаются)

Я детей видала много –

Таких вижу в первый раз.

(Слова воспитателя)

Мы сказали ей в ответ.

(Стоят в круге)

Никаких детей тут нет!

(Поворачивают голову из стороны в сторону)

Мы не Пети и не Вовы –

(Загибают пальцы)

Мы собаки

(Встают на четвереньки)

И коровы!

(Делают рожки)

А она в ответ:

Да что вы?

Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух.

И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

(Слова воспитателя. Дети идут по кругу друг за другом)

«НА ВОДОПОЙ»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети спокойно идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок,

(Приседают, медленно двигаются вперед)

За мамой-медведицей шел медвежонок,

(Идут вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

(Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат,

(Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)

«МЕДВЕДЬ»

Как на горке – снег, снег,

(Дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»; руки постепенно поднимаются вверх – вдох)

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

(Опять встают и поднимают руки – вдох)

И под елкой – снег, снег.

(Приседают, опускают руки – выдох)

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь!

(На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей)

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

(Дети изображают ходьбу на лыжах)

А потом – на коньках,

(Изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах!

(«Падают»)

А потом снежки лепили,

(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)

А потом снежки катили,

(Катят воображаемый комок)

А потом без сил упали

(«Падают»)

И домой мы побежали.

(Бегут по кругу)

«С НОВЫМ ГОДОМ!»

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Дети стоят лицом в круг, кланяются)

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес.

(Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече)

На верхушке выше веток

(Стоят лицом в круг)

Загорелась, как всегда,

(Опускают руки, произносят фразу на выдохе)

Самым ярким, жарким светом

Пятикрылая звезда.

«ВЕСНЯНКА»

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

И повсюду золото

Разлило, разлило.

(Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки)

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

(Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе)

Журавли курлыкают

И летят, летят.

(Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев)

«ЯГОДКА-МАЛИНКА»

За малиной в лес пойдем,

В лес пойдем.

(Идут в хороводе, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем.

(Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды)

Солнышко высоко,

А в лесу тропинка.

(Встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон)

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.

(Бегут по кругу, взявшись за руки)

«ЗОЛОТАЯ РОЖЬ»

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

(Бегут по кругу на носочках, руки на поясе; меняют направление бега)

А в ответ колоски шелестят:

(Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны)

Золотые руки растят!

(Два наклона к носочкам)

«ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!»

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

(Идут в противоположную сторону по кругу)

Со льном высоким,

(Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)

С корнем глубоким,

(Приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными.

(Взявшись за руки, бегут по кругу)

«СОЛНЫШКО»

Солнышко,

Колоколнышко,

(Дети стоят в маленьком кругу; шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки)

Ты пораньше взойди,

(Поднимают руки вверх, тянутся на носочках – вдох, фраза на вдохе)

Нас пораньше разбуди.

(Опускают руки – выдох, фраза на выдохе)

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

(Бегут по кругу, взявшись за руки)

«СНЕЖНАЯ БАБА»

Сегодня из снежного мокрого кома

(Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

(«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет.

(Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

(Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка)

«КОЗОЧКА»

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

(Идут по кругу)

Острые рожки,

Тоненькие ножки.

(Показывают «рожки», прыгают на носочках)

На самой макушке –

Бархатные ушки.

(Ладошками показывают «ушки»)

Язык полотняный,

(Показывают язык «лопатой»)

Хвостик конопляный…

(Рукой показывают «хвостик»)

Как прыгну – сразу забодаю.

(Прыгают, «бодаются»)

«НА ЛУЖАЙКЕ»

На зеленой на лужайке

Заиграла балалайка.

(Дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке)

Заиграла дудочка,

Дудочка-погудочка.

(Изображают игру на дудочке)

В сарафане красненьком

Заплясала Настенька.

(Пляшут)

«ЯБЛОНЯ»

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

(Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька»)

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

(Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок-«яблонька» отрицательно качает головой)

Куда они пропали?

(Разводят руками, пожимают плечами)

-Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали!

(Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает»)

Хоровод «БЕРЕЗА»

Береза моя, березонька.

(Дети идут хороводом, взявшись за руки)

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

(Меняют направление движения)

Стоишь ты, березонька,

(Встали, подъем рук вверх, вдох)

Посредь долинушки,

(Опустили руки, выдох)

На тебе, березонька,

(Подъем рук, вдох)

Листья зеленые,

(Опустили руки, выдох)

Под тобой, березонька,

(Подъем рук, вдох)

Трава шелковая.

(Опустили руки, выдох)

ДОЖДИК

Начался дождь -

Указательный палец одной руки постукивает по ладони другой руки

Дождь усиливается, усиливается, усиливается... -

добавляется: стучат по очереди - второй, третий, четвёртый палец

Пошёл сильный ливень -

хлопки двумя ладонями

Загремел гром... -

к хлопкам добавляется топание ногами

Гром затихает...

А дождик всё идёт и идёт... -

остаются только хлопки, без топопта

Дождик становится всё меньше, меньше, меньше -

стучат по ладошке сначала четыре пальца, затем три, два, один

И совсем закончился

ЗВУКИ ЛЕСА

Послушав звуки леса, дети выбирают (или им предлагает педагог) роль, которую они должны озвучить (индивидуально или подгруппами). Педагог выступает в роли дирижёра и жестом показывает на того, кто должен озвучивать. Сначала по очереди, затем все вместе, а в самом конце «выступает ворона» , и все замолкают. (В дальнейшем дирижёром может быть ребёнок)

шуршание травы

(«Шур-шур-шур!» - потирать ладони)

пение птиц

(«Твить-твить»)

журчание ручейка («Брл-брл-брл!» - язык касается верхней губы)

большой филин («Ух! Ух! Ух!...»)

кукушка («Ку-ку!»)

завывание ветра («У-у!...»)

В заключение прилетает ворона и громко каркает («Кар-р-р!»)

ИППОДРОМ

Играющие сидят на стульчиках, спины держат прямо, руки лежат на коленях.

Педагог: Вы знаете, что такое «ипподром»? (Объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме.

Лошадки стоят на старте. - дети сидят на стульях, руки лежат на коленях.

Лошадки скачут. - дети хлопают ладошками по коленям и щёлкают языком

Лошадки перепрыгивают через барьер. - «Ап!» - один хлопок по коленям обеими руками

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер. - «Ап! Ап!» - два хлопка по коленям обеими руками

Лошадки скачут по песочку. - потирают ладоши и произносят «Шур! Шур! Шур!»

Лошадки скачут по камушкам. - «А-а-а!» - кулачками стучат по груди

Лошадки скачут по болоту. - «Чвак! Чвак! Чвак!» - хлопки ладонями по коленям

Лошадки скачут мимо трибуны девочек. - «А-а-а!» - кричат девочки

Лошадки скачут мимо трибуны мальчиков. - «А-а-а!» - кричат мальчики

Лошадки приближаются к финишу. - дети хлопают ладонями по коленкам и щёлкают языком с убыстрением темпа

Лошадки прибыли к финишу. - «Ух!» - выдохнуть воздух

Поздравляю вас! Вы все вместе пришли к финишу! - все хлопают в ладоши

Упражнение «ЗМЕЙКИ»

И.п. - обе руки за спиной, подушечки пальцев каждой руки соединены.

-Жили-были змейки. В одно прекрасное утро проснулась одна из них и выползла из своего домика... (одна рука, делая вращательные движения, выводится из-за спины)

-Посмотрела направо... Нет никого...

-Посмотрела налево... Нет никого...

-Где моя подружка? - удивилась змейка... (запястье поднять вверх, пальцы - вниз)

-Пойду домой, - подумала змейка и уползла...

-В это время проснулась вторая змейка. Выползла она из домика и тоже стала искать свою подружку...

-Выползли обе змейки из своих домиков...

-Здравствуй, змейка! Как дела? Где так долго ты была?

-Я тебя ждала, ждала, я тебя нашла, нашла!

-Давай песенку споём о том, как дружно мы живём!

-Давай!..

-А-а-а-а-а! - поёт одна змейка тоненьким голоском.

-А-а-а-а-а! - поёт другая змейка низким голосом.

-Что-то плохо ты поёшь!

-Это ты плохо поёшь!

-Ты-ты-ты-ты!

Поссорились змейки, обиделись друг на дружку...

«КТО КОГО ОБИДЕЛ ПЕРВЫМ?»

Кто кого обидел первым?

-Он меня!

-Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

-Он меня!

-Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

-Я дружил!

-И я дружил!

Что же вы не поделили?

-Я забыл!

-И я забыл!

И змейки помирились.

А теперь пора нам спать!

Завтра встретимся опять!


Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения малыша.

Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.

6. Песенки-игры Железновых

Профессиональные психологи и педагоги давно установили, что приносят огромную пользу для развития ребенка. А если они еще и под музыку, то им просто нет цены! Мне кажется, сейчас ни в одном развивающем клубе занятия не обходятся без песенок-игр Сергея и Екатерины Железновых, и это неслучайно их музыкальные развивалочки действительно веселые, задорные и очень нравятся деткам. Мы с дочкой тоже с удовольствием играем и танцуем под них с 1 года. Думаю, нет необходимости объяснять, что это за игры такие, проще скачать их. я выложила диски Железновых с инструкциями к песенкам-инсценировкам.

Надо заметить, что игры на дисках не упорядочены по уровню сложности, а я порядок очень люблю Поэтому для себя я все наиболее удачные песенки-игры разделила по возрастам. Если вам так тоже удобнее, то вы можете мою версию сборника по возрастам.

7. Сказки-шумелки

Примерно с 2 лет с ребенком можно пробовать устраивать небольшие музыкальные спектакли. В таких спектаклях основная задача малыша – издавать при помощи подручных средств нужный звук согласно читаемому тексту. Например, под слова «Лошадка бежит, колокольчиком звенит» малыш звенит колокольчиком, а под «Мужик идет по снегу» — малыш шуршит пакетом, имитируя звуки шагов по снегу. Получается очень живо и интересно. Вот здесь можно СКАЧАТЬ аудиосказки с инструкциями.

8. Игра «Морская фигура на месте замри»

Эта всем известная с детства игра учит детей слышать музыку и направлена на развитие скорости реакции, внимания и выдержки. Пока музыка играет, танцуем, прыгаем, бегаем – в общем двигаемся, когда музыка останавливается – нужно замереть и стараться не двигаться, детям постарше можно дать задание еще и изобразить какую-нибудь фигуру. В эту игру можно играть и вдвоем, а можно и целой компанией в детском саду.

9. Игра «Шляпа»

Пока звучит музыка, мы передаем по кругу шляпу (если играете дома, то желательно включить в игру хотя бы трех человек), когда музыка замолкает, тот, у кого шляпа осталась в руках, должен надеть ее на голову и пройтись в ней по комнате. Хорошо, если шляпа «ролевая» (например, шапка Деда Мороза или доктора), тогда вовремя проходки игроку нужно будет еще и вести себя соответственно роли.

10. Игра «Кошки-мышки»

В этой подвижной музыкальной игре ребенок также учится различать громкость и настроение произведения. Заранее нужно подобрать две композиции: одна тихая и настороженная, другая – громкая. Один из игроков назначается котом. Остальные – мыши. Даже если мышь в игре всего одна, не беда, игра от этого ничуть не хуже. Когда звучит тихая музыка, дети подкрадываются к «спящему» коту, когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают от него в разные стороны.

11. Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай». Когда эта игра была у нас на пике популярности, мы прогоняли кругов по 20, прежде, чем Таисия соглашалась ее закончить

12. Слушаем, танцуем, поем

Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни (), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.

Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.

Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!

Раздел с игровыми упражнениями «И расскажем, и покажем» получил такое название за то, что, произнося текст, нужно одновременно выполнять движения, иллюстрирующие его смысл.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко и тесно взаимосвязаны. Когда стимулируется мелкая моторика руки, активизируются не только соответствующие разделы мозга, но и прилегающие к ним зоны, ответственные за речь. Развивая пальчики малыша, вы помогаете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Замечали, когда нам трудно что-то выразить словами, мы делаем движения руками и называем их – жестикуляция . Первые свои слова ребенок тоже сопровождаем движениями: он не просто говорит «Дай сок!», а повторяет: «Дай-дай!», выполняя хватательные движения кистью руки. Это наглядно показывает, что между мелкими движениями руки и речью есть прямая связь.

Развивая движения, мы одновременно развиваем речь, развивая речь, мы одновременно развиваем движения.

Развитие движений – это укрепление крупных и мелких мышц, развитие подвижности суставов, мышечного чувства, координации движений.

Развитие речи – это правильное произношение звуков отдельно и в словах, независимо от места положения звука в слове (в начале слова находится звук, в середине него или в конце), правильное произношение окончаний в словах и умение связывать слова между собой в предложении, постоянное пополнение словарного запаса. А в итоге: умение самостоятельно правильно выразить свою мысль, используя для этого точные (нужные, подходящие) слова и правильно составляя предложения.

«Ребенка нужно любить и побуждать к действию, чтобы его мозг правильно развивался», — отметил ученый Джеральд Шредер. Поэтому родителям так важно использовать все возможности для развития малыша, в том числе и предлагаемые упражнения.

Тексты к упражнениям представляют собой рифмованные подсказки к определенным целенаправленным физическим движениям.

Бараны и я

/Выполнять движение «пальчики здороваются»: соединять одновременно на двух руках сначала большой палец и мизинец, затем большой палец и безымянный, большой палец и средний и, наконец, большой палец и указательный. Затем повторять движение на каждую строчку, опять начиная с соединения большого пальца и мизинца. Слова нужно произносить четко и так же четко и ритмично выполнять движения пальцами. Предварительно ребенку можно объяснить характер движения так: все пальчики хотят поздороваться с большим пальчиком поэтому по очереди к нему подходят и целуются с ним. /

Четыре барана в лесу на полянке

Сидели и дружно жевали баранки.

Бараны жевали

Баранки три дня.

Бараны позвали

На помощь меня.

«Приди и доешь поскорее баранки,

Не то мы всю жизнь просидим на полянке».

(Л. Венгер)

**************************************************************************************************************

Малыши

/Перед упражнением объяснить ребенку, что мы будем с ним вместе рассказывать о 3-х друзьях – мышонке, лягушонке и кукушонке. Мышонком у нас будет большой палец руки, лягушонком – указательный, а кукушонком – средний. Все упражнение сводится к работе только этими тремя пальцами. Нужно следить за тем, чтобы остальные два: безымянный и мизинец всегда были прижаты к ладони, а так же за тем, чтобы выпрямлялся или прижимался к ладони только один нужный палец, изображающий того, о ком речь в стихотворении. Исходное положение: пальцы руки сжаты в кулак./

Один небольшой мышонок,

/Разжать из кулачка только один большой палец – «мышонок»/

И маленький лягушонок,

/Разжать из кулачка второй палец – указательный – «лягушонок»/

И крошечный кукушонок

/Разжать из кулачка третий палец – средний – «кукушонок»/

Пока не встречались нигде.

/Держать три пальца выпрямленными и как можно широко расставленными друг от друга/

Поскольку в норке мышонок,

/Зажать обратно в кулачок только большой палец – «спрятался в норку мышонок»/

Возле реки лягушонок,

/зажать только указательный палец/

И высоко кукушонок

/Зажать средний палец/

Сидит у себя в гнезде.

\Все пальцы крепко сжаты в кулак. Так как начинали зажимать с большого пальца при прижатых к ладони безымянном и мизинце, то большой палец получится прижатый под указательным и средним пальцами./

Но выйдет гулять мышонок,

/Не разжимая остальных пальцев, выставить только большой палец/

Припрыгает лягушонок,

/Выпрямить указательный палец/

И крошечный кукушонок

Спустится к ним из гнезда.

/Выпрямить средний палец/

И с этой поры мышонок,

/Зажать обратно только большой палец/

И маленький лягушонок,

/Зажать указательный палец/

И крошечный кукушонок

/Зажать средний палец/

Подружатся навсегда.

/Резко выпрямить три пальца и соединять их в щепоть и разъединять три раза./

(А. Кондратьев)

/Побеседуйте с ребенком о том, как правильно называются детеныши разных животных и птиц: у коровы – теленок, у индюшки – индюшонок, у белки – бельчонок и так далее./

**************************************************************************************************************

Качели

Все лето

Качели

Качались

И пели,

И мы

На качелях

На небо

летели.

Настали

осенние дни,

Качели

остались

одни.

Лежат

На качелях

два желтых

Листка,

И ветер

Качели

Качает

Слегка.

(В. Данько)

/На первые 4 строки, стоя, качать двумя руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях. На 5 – 8-ю строки – размах движений рук и пружинное движение ног усиливаются. Нужно 2 раза описать руками большие круги. При взлете рук ноги поднимаются на носки. С началом 2 –й фразы спокойно ходить по комнате в свободном направлении, делая восемь шагов. На 3-ю строфу выполнять легкое покачивание руками вперед-назад, пружиня в коленях./

**************************************************************************************************************

Дождь

/Стоя, вытянуть руки вперед ладонями вниз.

На 1-2 –ю строки – свободно встряхивать кистями рук.

На 3, 4, 5-ю строки – продолжать встряхивать кистями рук, ладони повернув вверх.

На 6 – 8-ю строки – движения те же, но с «пружинкой».

На две заключительные строки повторяются движения 1 и 2 строк./

Приплыли тучи дождевые:

— Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут,

Как живые:

— Пей, рожь, пей!

И рожь,

Склоняясь к земле зеленой

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет!

(Я. Дягутите)

**************************************************************************************************************

Строим дом

/Расположить кисть правой руки ладонью к себе, поставив на стол на ребро. Произнося стихотворные строки автора О.Громовой, «строить дом», то есть имитируя кирпичную кладку, приставить левую кисть руки, так же повернув ладонью к себе, ребром к сверху правой, затем перенести правую кисть вверх, то есть расположить ее над левой и так далее – «кирпичная кладка растет вверх»./

Строим дом,

Строим дом

С большой дверью и окном.

Добрались до крыши.

Чья же крыша выше?

/Проверить, у кого руки выше – «чья стена выше»?/

Прорубили мы окошко

/Очертить руками в воздухе квадрат сначала большой – «Окошко для меня», а затем маленький – «окошко для кошки»/

Для меня и для кошки.

/Теперь так же чертим прямоугольники – большой и маленький: двери для людей и для мышей./

Дверь большая –

Для людей.

Маленькая – для мышей.

/Хлопки в ладоши./

Будем дружно в доме жить.

Будет пес дом сторожить. Гав!

/Можно изобразить собаку с помощью пальцев: большой, средний и безымянный вытянуть и сложить вместе – «мордочка», а указательный и мизинец прямые поднять вверх – «ушки». На слово «Гав!» отвести средний и безымянный пальцы вверх, а большой вниз — «открывая рот, гавкнуть»./

**************************************************************************************************************

Десять ребят

/В основу упражнения легло стихотворение О.Громовой «Десять ребят». Кисти рук соединить ладонями, пальцами вверх. Десять пальцев обеих рук – это и есть десять ребят, так как одноименные пальцы обеих рук соединены, то они и представляют собой пары «ребят»./

Вот смотрите:

Это десять маленьких ребят.

Сейчас дети

Очень смирно парами стоят.

/Ритмично стучать друг о друга большими пальцами рук/

Два ребенка

Крепких, толстеньких, здоровых.

/Ритмично стучать друг о друга указательными пальцами обеих рук/

Два ребенка

Хитреньких, всюду влезть готовых.

/Ритмично постучать друг о друга средними пальцами/

Два таких высоких,

Как будто всех взрослее,

/Ритмично постучать друг о друга безымянными пальцами/

И два – неповоротливых,

Всех остальных нежнее.

/Ритмично постучать друг о друга мизинцами обеих рук/

Два маленьких ребенка

Заканчивают строй.

/Ритмично постучать друг о друга одновременно всеми пальцами. При этом кисти рук остаются плотно прижаты друг к другу запястьями. На слово «семьей» сплести все пальцы в «замок»./

Все дети очень дружно

Живут одной семьей.

/Упражнение дает повод побеседовать с детьми о дружбе и о семье, повторить счет до пяти, посчитав пары пальцев, и до десяти, посчитав каждый палец на обеих руках, наглядно объясняет понятие «пара» и «по двое», может служить переходом к занятию по математике, для повторения математических действий./

**************************************************************************************************************

Бревно

/Это игровое упражнение поможет снять эмоциональное напряжение, укрепить мышцы тела, как крупные, так и мелкие, тренировать цепкость пальцев. Одинаково подходит для самых маленьких, и для уже достаточно больших детей. Поставьте ребенка на диван, кровать или любую другую достаточно мягкую и пружинящую поверхность. Ребенок должен стоять во весь рост. Со словами первой строки толкните его нежно, но достаточно сильно, чтобы он упал на мягкую поверхность дивана со всего своего роста прямо, не сгибаясь. Для этого ребенок должен быть расслаблен и доверять вам. Если он боится, то «уроните» его на поверхность, подхватив обеими руками, поддержав за плечи и под коленями. Затем, произнося вторую строку, как бы «поравняйте его»: прижмите поближе к телу руки, выпрямите ноги, возможно потянув их, или погладив, и начинайте катать по кровати, как будто вы катаете бревно: то от себя несколько полных поворотов тела ребенка, то к себе. Когда вы почувствовали, что хватит, прекращаете это действие и произносите «Поровняли». Со словами последней строчки поднимите ребенка за руки. Он должен крепко держаться за ваши руки пальцами, прижав локти к телу, чтобы встать ровно, не сгибаясь, как прямое бревно. Затем можно упражнение повторить любое количество раз./

Повалили мы бревно.

Ох, не ровное оно.

Будем мы бревно ровнять:

Туда-сюда его катать…

Поровняли.

Поставили опять.

**************************************************************************************************************

Десять овечек

/Это веселое упражнение легко запоминается и так же легко способствует тренировке обратного счета в пределах десяти.Автор стихов О.Громова. Исходное положение: кисти рук перед собой, пальцы направлены вверх. /

По мосточку через речку

Шли веселые овечки.

/Шевелить всеми десятью пальцами так, как хочется: по одному, сгибая и разгибая их друг за другом, или сгибая и разгибая все десять одновременно, или по очереди то на одной, то на другой руке./

Десять их скакало…

/Покрутить кистями рук/

Вдруг одна упала.

/Прижать мизинец на правой руке к ладошке — «овечка упала с мостика». Ребенок должен понимать, что овечек осталось только девять. Упражнение повторяется, но теперь все движения выполняются выпрямленными девятью пальцами. Обязательно следить нужно за тем, чтобы мизинец оставался прижатым к ладони. Конечно же, и слова немного меняются: вместо слова «десять» нужно говорить «девять»/

По мосточку через речку

Шли веселые овечки.

/Как и в первом случае, шевелить пальцами, но девятью. Мизинец правой руки плотно прижат к ладони./

Девять их скакало…

/Покрутить кистями рук. Мизинец правой руки плотно прижат к ладони./

Вдруг одна упала.

/Прижать безымянный палец правой руки к ладони. «Овечек» осталось восемь. Упражнение повторяется сначала, но с прижатыми двумя пальцами. И так далее, пока не попадают в речку все овечки и придется сказать: «Всего одна скакала, да и та упала». После этого упражнение заканчивается словами:

Все веселые овечки

Вышли мокрые из речки.

/Шевелить всеми десятью пальцами и в конце стряхнуть кисти рук, как будто стряхиваете воду – «овечки стряхивают с себя воду»./ /Поговорите с ребенком о домашних животных, о том, чем они полезны человеку, о шерсти овец и веществе «ланолин», которое не дает шерсти сильно загрязняться и намокать. А еще можно использовать упражнение для беседы о мостах./

**************************************************************************************************************

Геометрические рисунки

/Указательным пальцем рисовать в воздухе прямую линию, вести рукой справа – налево./

Нарисуем линию

Справа – налево,

/Указательным пальцем рисовать в воздухе волнистую линию. Теперь рука двигается слева- на право./

А теперь волнистую

Проведем мы смело.

/Рисуем пунктирную линию. ведя рукой в обратном направлении /

Линия пунктирная,

Словно вся дырявая.

/Рисуем ломаную линию, двигая рукой слева – на право./

А ломаная линия –

Мятая, корявая.

/Указательным пальцем рисовать в воздухе круг/

Нарисуем мы кружок,

Постараемся плавней,

Постараемся круглей.

Нарисуем побыстрей.

/Указательным пальцем рисовать квадрат: на каждую строчку четверостишья одну сторону квадрата./

Нарисуем мы квадрат,

Будут стороны равны.

Нарисуем мы квадрат,

Четко выведем углы.

/Указательным пальцем рисуем в воздухе треугольник на первые две строчки текста, а затем еще один на последующие две строчки текста./

Нарисуем треугольник:

Всего три стороны.

Нарисуем треугольник,

Будут острые углы.

/Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя и даже в положении лежа; одной рукой и двумя одновременно. Кстати, выполнение упражнения двумя руками одновременно способствует развитию и правого, и левого полушарий мозга. Сначала рисуйте в противоположные стороны, затем в одну, а потом в другую и навстречу. Для примера нарисован квадрат: **************************************************************************************************************

Котик Барсик

/ходить на носочках/

Котик Барсик хочет спать.

Он устал со мной играть.

Я его не разбужу.

Я на цыпочках хожу.

Тихо — тихо пройду мимо,

Пусть поспит мой кот любимый.

Как проснется он, опять

Буду вместе с ним играть.

/Расскажите ребенку о том, что для здоровья кошкам надо спать не менее, чем 18 часов в сутки. Поговорите о том, сколько часов в сутки спит сам малыш. Если ребенок не знает, что такое «сутки», то расскажите ему об этом и о том, что в сутках есть день и ночь, а так же утро и вечер./

**************************************************************************************************************

Музыкальные руки

/Стучать указательными пальцами обеих рук друг о друга: то пальцем левой руки по пальцу правой, то пальцем правой руки по пальцу левой/

Пальчик с пальчиком: «тук-тук» —

Вот какой веселый звук!

/Стучать сжатыми в кулачками друг о друга, ставя сверху то кулачок правой руки, то кулачок левой руки/

Друг об друга застучали

Кулачки, и нет печали.

/Ритмичные хлопки в ладоши/

А теперь в ладошки бей,

Чтобы было веселей!

**************************************************************************************************************

Музыкальный дождь

/ Хлопки в ладоши/

Дождь стучит по окнам и по крыше:

/Постучать друг о друга сжатыми в кулачки пальцами, выстукивая ритм/

/Хлопки в ладоши/

То стучит он громче, то вдруг – тише:

/Отстукивать ритм, ударяя друг о друга сжатыми в кулачки пальцами/

/Хлопки в ладоши/

Но не просто дождь идет

Дождик песенку поет:

сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

В ритме танго он полил дорожку:

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

В ритме вальса постучал в окошко:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Да, не просто дождь идет –

Дождик песенку поет:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Полечку танцуя, мыл травинки:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Маршем он прошелся по тропинке:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Изображать дирижирование оркестром/

Гром фанфарами гремит,

Дождь меняет темп и ритм:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Барабаня, дождик напевает:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Рок-н-ролл, быть может, сочиняет:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/Хлопки в ладоши/

Кто умеет слушать – тот поймет,

Что же дождь сейчас поет:

/Отстукивать ритмический рисунок пальцами, сжатыми в кулачки/

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

— Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук!

/ Это упражнение может служить поводом для проведения музыкального занятия или беседы о явлениях природы: дожде, громе, снеге, молнии. В основу игрового упражнения легло стихотворение О.Громовой./

**************************************************************************************************************

Бутон

/Одной рукой изобразить бутон цветка: соединить кончики всех пальцев, держать кисть руки пальцами вверх./

Нежный маленький бутон –

Туго запеленут он.

/Другой рукой изобразить солнце: широко растопырить пальцы руки – «солнечные личики»/

Солнце луч ему протянет,

/Дотронуться любым пальцем – «лучиком» до бутона, и сразу же разъединить кончики пальцев другой руки – «бутон раскрылся»./

И бутон гвоздикой станет!

/Затем несколько раз соединять пальцы в бутон и разъединять их, изображая раскрытый цветок, приговаривая: «Бутон – гвоздика, бутон – гвоздика и так далее до 5 раз.

Повторите упражнение, сменив руки ролями. А потом потренируйте взаимодействие работы двух полушарий мозга: пальцы одной руки соедините в бутон, а пальцами другой руки изобразите солнышко. Одновременно меняйте руки ролями, старайтесь делать это, как можно, быстрее./

**************************************************************************************************************

Бутон

/Исходное положение: кисть руки лежит на столе тыльной стороной, все пальцы прямые и собраны в щепоть – «бутон»/

Вот бутон,

/пальцы собраны в щепоть/

Вот он раскрылся,

/раздвинуть пальцы, округлив их – «бутон раскрылся в цветок»/

На мир взглянул

И удивился…

/повертеть кистью руки/

Потом опять

Бутон закрылся.

/собрать пальцы в щепоть – «бутон»/

Только солнышко взойдет,

Как бутончик расцветет,

/ «цветок распускается» — раздвигать медленно пальцы, округлив их/

Но лишь начнет оно садиться,

Цветок спешит в бутон закрыться.

/медленно собирать пальцы в щепоть, выпрямив их – «бутон»/

/Упражнение сделайте сначала одной рукой, потом другой, затем научитесь делать его двумя руками одновременно, после чего смените исходное положение: поставьте руку на стол на локоть или вообще держите на весу.

После того, как ребенок освоил это упражнение с произнесением текста, добавьте в конце музыку, под которую в зависимости от музыкальных фраз, ребенок будет изображать раскрывающийся из бутона цветок и закрывающийся цветок в бутон. Такой вариант упражнения хорошо подходит для тренировки кисти руки после перелома, кроме того, способствует развитию музыкальности и успокоению нервной системы.

Побеседуйте с малышом о растениях, объясните, что значит «бутон». Автор стихов О.Громова./

**************************************************************************************************************

Кит и Золотая рыбка

/ Сначала изобразите хвостик золотой рыбки, двигая кистью руки. А затем – хвост кита, сложив вместе обе руки и растопырив пальцы./

Золотая рыбка

с вуалевым хвостом

Плывет, легко ныряет

И тщательно скрывает

Тайну, что в родстве она

с обычным карасем.

Легко в воде скользит

огромный синий кит.

Он глубоко ныряет

И волны поднимает,

когда хвостом вильнет.

Душевную, протяжную,

негромкую и нежную

О любви и верности,

О доброте и смелости,

О том, о чем мечтает сам,

песню нам поет.

/ Уместной будет небольшая беседа о рыбах, в частности аквариумных рыбках, китах и других морских животных. Поучитесь рисовать кита и золотую рыбку./

**************************************************************************************************************

Птица – голубица

/С помощью этого упражнения ребенок научится напрягать мышцы, группироваться при падении, соприкасаясь с землей большей площадью тела, и переходить на перекатывание. Выполнять нужно упражнение на толстом ковре или мате.

1 Вариант: Исходное положение: сидя на полу, ноги прямые, руки на бедрах. Сначала слегка покачаться вперед-назад – «голубица дремлет», затем быстро опрокинуться назад, легко перекатиться на «круглую» спину, ноги подняты вверх или опираются носками о пол за головой, руки положить на пол, подбородок прижать к груди – «упала».

2 Вариант: Исходное положение: сидя на полу, правая рука согнута и лежит на левом плече, подбородок прижат к груди. Слегка раскачиваться влево — вправо – «голубица дремлет», а затем мягко повалиться на правый бок, переходя от правой ягодицы к правому плечу – «упала». /

Сидела птица — голубица,

дремала…

Вдруг уснула и

упала…

**************************************************************************************************************

Отличные пшеничные

Выполнять упражнение сидя. На первые две строчки стихотворного текста ритмично дотрагиваться большим пальцем до каждого, начиная с мизинца – «пальчики здороваются», и опять, начиная с мизинца .

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Одной рукой загибать пальцы на другой руке.

Папа, мама, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

Все придут к нам пробовать

Пироги пшеничные?

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Будут все нахваливать

Пироги пшеничные,

Сжимать пальцы обеих рук в кулачки и разжимать, держа кисти рук параллельно крышке стола, не дотрагиваясь до поверхности стола

Тесто замесили мы,

«Посыпать сахаром тесто», двигая большими пальцами обеих рук по остальным четырем

Сахар не забыли мы,

«Лепить пироги», складывая округлые ладошки то одной рукой вверх, то другой

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Ритмично дотрагиваться большим пальцем до каждого, начиная с мизинца – «пальчики здороваются», два раза

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

Погрозить указательным пальцем одной руки

— Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(Шведская народная песенка)

**************************************************************************************************************

Хозяйство

Русская народная потешка наглядно знакомит детей с названиями домашних животных и птиц в стародавние времена.

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук в кулачки на первые две строчки текста, а потом на каждую строчку загибать один палец, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой. Нужно стараться прижать каждый палец к ладони, не помогая ему другой рукой.

Бегут, бегут со двора,

Гулять, гулять во луга:

Курка-гарабурка – туки-таки,

Утка-поплавутка — таки-кряки,

Гусь-водомусь – гаги-ваги,

Индюк-хрипиндюк – шулды-булды,

Свинка-толстоспинка – хрюки-хряки,

Коза-дерибоза – меке-беке,

Баран-крутороган – беки-бебе,

Корова-комола – трухи-муки,

Конь-брыконь – иги-виги,

И я вслед за ними – эге-гей!

(Русская народная потешка )

**************************************************************************************************************

Бараны

/В основу упражнения легли стихи Сергея Михалкова. Отличительная черта данного упражнения в том, что используется одновременно несколько приемов по развитию мелкой моторики: «пальчики здороваются», массаж пальцев, «диалог большими пальцами» и выразительный показ (инсценировка слов)./

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

/Выполнять движения «пальчики здороваются» обеими руками одновременно: ритмично соединять большой палец с каждым другим на руке, начиная с мизинца./

И сказал барашек белый:

/Массажировать большой палец правой руки пальцами левой, потирая и пожимая его/

— Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти –

Ты стоишь мне на пути.

/Сжать все пальцы правой руки в кулак, а выставить только большой палец. Произносить текст и шевелить пальцем: наклонять его вперед, сгибая в первой и во второй фаланге, вправо-влево, вращать им – это большой палец изображает говорящего барашка./

Черный брат ответил: — Ме,

/Массажировать большой палец левой руки пальцами правой, пожимая его и потирая/

Ты в своем, баран, уме,

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!

/Теперь сжать пальцы левой руки в кулак, а выставить лишь один большой палец левой руки и выполнять им разнообразные движения./

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами не крути,

А вдвоем нельзя пройти.

/Опять выполнять движение «пальчики здороваются» двумя руками одновременно./

Сверху солнышко печет,

/Поднять руки вверх и посмотреть вверх, как будто на солнце./

А внизу река течет.

/Опустить руки вниз, смотреть вниз, выполнять движения кистями рук вправо-влево, расположив их параллельно полу ладошками – «течет вода, бегут волны по воде»./

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

/Покачать головой вправо-влево, обхватив голову руками./

**************************************************************************************************************

Летели кукушки

/Исходное положение: сидя или стоя, руки, согнутые в локтях и в лучезапястных суставах, изображают крылья кукушки. Произносить текст и активно махать руками, согнутыми в локтях. Старайтесь одновременно сгибать и разгибать руки в быстром темпе как в локтевых суставах, так и в лучезапястных./

Летели кукушки

Через три избушки.

Так суетились,

Так торопились,

/К движениям рук добавьте повороты головы вправо-влево.\

Головками вертели,

Крыльями махали –

А куда летели,

Так и не сказали!

/Пожать плечами, как бы говоря, что вы не знаете, куда полетели кукушки./

**************************************************************************************************************

Юла

/Пальцы на обеих руках сжать в кулачки. Кулачки приблизить друг к другу. На первую строчку стихотворения В.Берестова «Юла» выпрямить большие пальцы обеих рук и вращать ими вокруг друг друга. На вторую строчку стихотворения большие пальцы спрятать в кулачки, а выпрямить только указательные пальцы обеих рук и вращать ими друг вокруг друга. На третью строчку выпрямить средние пальцы и так далее. На последнюю строчку сжать все пальцы в кулачки и вращать друг вокруг друга кулачками./

Кукла вальс танцует старый,

Пара кружится за парой,

А юла, юла, юла

Пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится,

Тот совсем закружится.

(Атор В. Берестова )

/Начните разучивать упражнение в медленном темпе. Старайтесь выполнять движения и проговаривать текст как можно быстрее. Всегда большую трудность представляют собой движения безымянных пальцев почти у всех людей любого возраста.\

**************************************************************************************************************

Тепики

Тепики-тепики,

По водице хлопики.

Хлопики ладошками

Да босыми ножками.

(Атор Г. Лагздынь )

/В основу упражнения легло стихотворение Г. Лагздынь. Под проговаривание текста на первые три строчки встряхивать кистями рук, как бы ударяя по воде. На последнюю строчку потопать босыми ногами, переступая с одной ноги на другую.

Если есть возможность, то используйте массажный коврик или выполняйте это упражнение на траве, на земле, на песке и в воде./

**************************************************************************************************************

Веселый счет

/Рассказывать стихотворение и показывать на пальцах число детенышей. Особенность упражнения в том, что числа идут не по порядку. Это хорошо тренирует счет. Проверьте внимательность ребенка, задав ему вопрос: «Какие из чисел повторялись?»/

У черной кошки – Два котенка.

У рыжей кошки – Пять котят.

У белой утки – Три утенка.

У серой утки – Шесть утят.

У овечки Семь ягнят.

У свинки – Восемь поросят.

У гусыни – Четыре гусёнка.

У крольчихи — Четыре крольчонка.

У рябой курицы Девять цыплят .

Десять яиц — под индюшкой лежат.

У лошадки – Один жеребенок.

У мамы – Я один ребенок.

/Побеседуйте с ребёнком о том, как называют детенышей у разных животных , объясните ребенку, зачем яйца лежат под индюшкой./

**************************************************************************************************************

Десять птичек – стайка

/На первые две строчки дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают, сильно растопыривая прямые крепкие пальцы. Можно выполнять более сложное движение: одновременно одна рука сжимается в кулачок, а другая расправляет расставленные в стороны напряженные пальцы. Так тренируется взаимодействие левого и правого полушарий мозга. В конце второй строчки, прежде чем произносить текст дальше, пальцы обеих рук должны быть разжаты и растопырены. С каждой строчкой, в которой упоминается новая птичка, зажимать один палец на руке. К концу стихотворного текста будут упомянуты десять птичек, это означает, что обе руки должны оказаться с пальцами, прижатыми к ладошкам. На последнюю строчку стихотворения покрутите сжатыми кулачками.

Начинайте зажимать пальцы сначала с мизинца на любой руке, а потом при повторении упражнения с большого пальца, а затем с любого другого, только точно следуйте придуманной последовательности./

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

**************************************************************************************************************

Скок-скок-скок

Скок-скок-скок!

/На первое слово «Скок» правую руку сжать в кулак, а на левой одновременно растопырить прямые пальцы. На второе слово «Скок» пальцы правой руки разжать и растопырить, а пальцы левой руки сжать в кулак, на третье слово «скок» опять пальцы правой руки сжать в кулак, а пальцы левой руки растопырить./

Жил-был потолок.

В потолке была дыра.

За дырой была нора.

На норе замок.

/На каждую строчку зажимать пальцы на обеих руках одновременно: сначала мизинцы, потом безымянные и так далее./

Скок-скок-скок!

/Три раза постучать большими пальцами по сжатому кулачку./

Скок-скок-скок!

Жил-был потолок.

А на нем сидел паук,

Много ног и много рук.

Муху он стерег.

/На каждую строчку загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с большого пальца./

Скок-скок-скок!

/ Три раза согнуть и разогнуть мизинцы на обеих руках одновременно./

Скок-скок-скок!

/Повторить движения первого куплета./

Жил-был потолок.

В потолке была дыра.

Филин влез в нее вчера

И с тех пор молчок.

/Загибать пальцы одновременно на обеих руках – по пальцу на каждую строчку, но в отличие от первых двух куплетов, загибать пальцы на одной руке, начиная с мизинца, а на другой – с большого пальца./

Скок-скок-скок!

/Три раза согнуть и разогнуть на одной руке мизинец, на другой руке большой палец./

/Это упражнение на слова И.Токмаковой способствует развитию межполушарных связей головного мозга./

**************************************************************************************************************

Сонный слон

/Выполнение этого упражнения хорошо тренирует взаимосвязанную работу обоих полушарий мозга.

1-й вариант:

— На первое слово «Динь» сжать пальцы правой руки в кулак, а пальцы левой руки выпрямить и напрячь, на второе слово «дон» наоборот – выпрямить пальцы правой руки, а пальцы левой сжать в кулак. И так далее менять положение рук на две первых строчки текста.

— На первое слово третьей строчки стихотворения «Старый» выпрямить пальцы левой руки вверх и подставить к левой ладошке правую ладошку пальцами, расположив правую ладонь параллельно полу. На второе слово «серый» поменять положение рук — выпрямить пальцы правой руки вверх, а к правой ладошке приставить прямые пальцы левой, расположив ее ладонью к полу. И так далее менять положение рук до конца четвертой строчки стихотворения.

— На первое слово пятой строчки «Стало» пожать правой рукой левую так, чтобы пальцы правой руки были сверху, на второе слово пятой строчки текста «В комнате» сменить положение рук – теперь левая пожимает правую, и пальцы левой руки сверху. И так далее до конца шестой строчки стихотворения. При этом большие пальцы не должны быть прижаты к своей ладони, а обхватывать большой палец другой руки.

— На оставшиеся две строчки стихотворения повторить первое или второе движение по выбору.

2-й вариант:

На первое слов «Динь» схватиться правой рукой за мочку левого уха, а левой рукой за кончик носа. Затем на второе слово «дон» сменить положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой за кончик носа. При этом руки перекрещиваются. Далее на каждое слово менять положение рук. Следите, чтобы взятый темп прочтения стихотворения не менялся, а движения выполнялись без суеты точно и ритмично./

Динь — дон. Динь – дон.

В переулке ходит слон.

____

Старый, серый, сонный слон.

Динь – дон. Динь – дон.

____

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

____

Или это снится сон?

Динь – дон. Динь – дон.

**************************************************************************************************************

Оса

/Грозить указательным пальцем правой руки/

Говорят: оса кусается.

/Погрозить указательным пальцем левой руки/

Это – как себя вести.

/Повернуть обе руки вверх ладонями, на лице изобразить просьбу (брови приподнимаются вверх)/

Я сказал:

— Оса-красавица!

Нас в калитку пропусти.

/Каждым пальцем правой руки выполнить одно круговое движение, начиная с большого пальца/

И оса в ответ раз-жуж-жалася:

— Проходите, — говорит –

Пож-жалуйста!

**************************************************************************************************************

Счет

/Для начала упражнения примите исходное положение: пальцы руки выпрямите вверх. Считая, загибайте по одному пальцы руки, прижимая их к ладошке./

/Все пальцы сжаты в кулачок, выпрямите только средний и указательный – «зайкины ушки»/

Вышел зайчик погулять.

/Шевелить средним и указательным пальцами – «зайчик двигает ушами»/

Что нам делать, как нам быть?

/Пальцами другой руки накрыть работающую руку – «хотим поймать зайчика», одновременно выставленные указательный и средний пальцы сжать с остальными пальцами рабочей руки в кулак./

Нужно заиньку ловить!

/Убрать руку, накрывающую рабочую, а на рабочей руке все пальцы выпрямить вверх/

/Загибать пальцы по одному, прижимая их к ладошке, одновременно считая./

Один, два, три, четыре, пять.

**************************************************************************************************************

Стрекоза

/Показать большие газа стрекозы, приставив к своим глазам соединенные в кольцо большие и указательные пальцы обеих рук./

Вот какая стрекоза, как горошины глаза.

/Не убирая руки от своих глаз, выполнять повороты головы в соответствии с текстом/

Влево – вправо, назад – вперед.

/Выполнить круговое вращение головой сначала в одну, а затем в другую сторону/

Ну, совсем как вертолет.

/Поднять руки вверх и привстать на цыпочки, как бы показывая как высоко летает стрекоза, затем присесть на корточки и опустить руки вниз, можно коснуться пола, показывая, как низко летает стрекоза/

То летает высоко, то летает низко,

/Встать и поднять руки вперед, потянуться за руками – «летает далеко», приставить согнутые в локтях руки к груди – «летает близко»/

То летает далеко, то летает близко.

/Показать большие газа стрекозы, приставив к своим глазам соединенные в кольцо большие и указательные пальцы обеих рук. И качать головой вправо-влево/

Стрекоза, стрекоза, как горошины глаза.

**************************************************************************************************************

Copyright © Громова О.Н., 2001. Все права защищены