Икона серафима саровского в чем помогает. Икона преподобного Серафима Саровского — значение, в чем помогает

Преподобный — один из самых любимых святых России. Он жил недавно, на рубеже XVIII и XIX веков, и был прославлен в начале ХХ века попечением императора Николая Второго, также прославленного в лике святых царя-страстотерпца. Серафим Саровский — целитель, печальник и молитвенник обо многих нуждах людей: здоровье своем и своих родных, успехах в торговле, счастливом браке. Святой встречал всех, приходящих к нему словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Его душа словно все время была на небесах, рядом с Господом, Которому он полностью посвятил свою жизнь. Сначала он отрекся от мира полностью, пребывая в безмолвии. Не раз на него нападали разбойники или завистники, избивая и пытаясь обокрасть — однако красть у него было нечего, а на злобу он отвечал лишь жалостью и любовью к обидчикам… Когда сподобился он взойти на степень святости, живя праведной жизнью и постоянно пребывая в молитве, Господь призвал его нести свой свет людям: он стал принимать всех желающих услышать его совет.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО

Преподобный преодолел множество трудностей на своем жизненном пути. Он происходил из семьи благочестивого купца. Отец его рано умер, а мать воспитывала его, братьев и еще продолжала торговлю, оставшуюся после мужа. В детстве будущий святой, носивший ребенком имя Прохор, был спасен Господом от смерти поистине чудесным образом: он с матерью поднялся на колокольню сельского храма и нечаянно выпал прямо с верхнего этажа колокольни. Мать, увидевшая падение сына слишком поздно, в страхе побежала вниз… Однако мальчик был жив и невредим! Все увидели в этом Божий знак, да и сам будущий святой с детства начал мечтать о монашестве — о посвящении себя Богу. Вскоре, юношей, Прохор ушел в Саровский мужской монастырь. Проведя там несколько лет на послушаниях, он был пострижен в монахи и получил сан священника — отныне и до смерти он пребывал в сане иеромонаха. Затем принял на себя трехлетний обет молчания, живя в келье у обители. Выдержав испытание молчанием, он взял благословение у настоятеля монастыря на отшельничество. Этот вид подвижничества, его еще называют затвором, берут на себя только очень смелые люди, желающие посвятить себя Богу и молиться за весь мир, оставаясь в неизвестности. По велению Божию через некоторое время, исполнив подвиг молчальничества и молитвы, преподобный вернулся в монастырь. Теперь святой мог помогать людям советом и совершать для них Таинства Церкви. Живя уединенно, постоянно пребывая в молитве, он стал весьма известен в окрестностях обители благодаря своим чудесам. Многие получали от него духовное утешение. Однако для самого преподобного слава означала лишь испытания: злые люди позавидовали ему. Неизвестно, кто конкретно совершил злодеяние, однако старца избили и искалечили. После нападения он едва выжил, до смерти преподобный оставался горбатым и передвигался с посохом, однако не роптал на Господа и не мстил обидчикам. По промыслу Божьему святой продолжал подавать духовные советы и исцелять всех, приходящих к нему, уже неподалеку от монастыря, в малой уединенной келье. За его смирение и незлобие, молитвенные подвиги Господь удостоил его дара чудотворения. Он помогал людям советом и совершал для них Таинства Церкви. Узнав о кротости и незлобии преподобного, столь явно проявившихся, еще больше людей стало приходить к нему. Преподобный благословил женщин, часто посещавших его, чтобы получить советы и духовное утешение, создать Дивеевский женский монастырь. Сам он не жил в этой обители, но наставлял сестер в письмах или беседах, принимал участие в разработке планов и строительстве обители. Он сам ископал так называемую «канавку» — небольшой ров вокруг монастыря, пророчески сказав, что ее будет охранять Сама Богородица и через эту канавку не сможет переступить Антихрист. Кроме того, преподобный предрек свою канонизацию, сказав: «Царя, которые меня прославит, прославлю и я,» — то есть помогу ему стать святым. Он был официально признан святым в царствование императора Николая II, действительно — великого святого, царя-страстотерпца. Молитва Серафиму Саровскому — обращение к чудотворцу и праведнику как к живому, живущемурядом с нами священнику, ведь преподобный действительно носил священный сан. Может быть, и сегодня рядом с нами, в сельской обители живет священник-праведник и чудотворец…

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ УМИЛЕНИЕ СЕРАФИМО ДИВЕЕВСКАЯ

Образ «Невеста Неневестная» — это изображение Богородицы в день, когда Архангел Гавриил по повелению Бога Отца явился к Ней, чтобы возвестить Благую Весть — что именно Она, чистая и целомудренная девушка, зачнет от действия Духа Святого и родит Сына Божьего, Мессию, Который спасет человечество от власти греха. На иконе Пресвятая Дева изображена такой, какой Ее увидел Архангел, рассказавший о Ее предназначении: со сложенными молитвенно на груди руками, опущенным вниз взглядом. Чудотворный образ «Невеста Неневестная» написан на холсте, прикрепленном к иконной кипарисной доске. Вокруг головы Пресвятой Богородицы, по нимбу идет надпись: «Радуйся, Невеста Неневестная». Икона принадлежала старцу. Образ этот постоянно находился в келье (комнате в монастыре) святого, то есть преподобный угодник Божий постоянно молился Пресвятой Богородице перед ним. Известно, что Сама Божия Матерь являлась после молитвы ему. Маслом от лампады, всегда горевшей перед образом, преподобный помазывал больных и скорбящих людей, приходивших к нему. Он также называл Богородицу «Всех Радостей Радость», призывал Ее благословение на все дела и советовал всем другим поступать также. В молитве перед иконой «Невеста Неневестная» святой и скончался 2 января 1833 г. В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, но настоятельница обители, игуменья Александра тайно уехала с чудотворной иконой и несколькими сестрами в Муром. Долгие годы гонений на Православие его хранили сестры обители, а затем — благочестивые миряне. В 1991 году, когда разваливался Советский Союз, образ «Невеста Неневестная» был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Понимая духовную и материальную ценность иконы, он оставил образ в церкви Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Москве (Чистый переулок), и сейчас этот образ выносится для поклонения всех верующих в Богоявленский Елоховский собор только однажды в год, в день памяти иконы.

ГДЕ НАХОДИТСЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА

Свято-Троицкого, Серафимо-Дивеевского храма расположены неувядаемые мощи. В столице. Патриаршего храма Девеевского подворья сберегается фрагмент мощей Пресвятого. Новоспасского, Сретенского, Донского и прочих храмах. Даниловского монастыря на сбережении находятся не только лишь фрагмент мощей, но к тому же и несколько перечней с обликом Непорочного. Основного Елоховского Богоявленского кафедрального храма сохраняется Чудодейственный образ совместно с частичками камня, в коем в собственном тысячедневном стоянии возносился Блаженный, а кроме того часть одежды. Кунцевского храма, наименованного в часть Благородного можно вознести мольбу к облику. Собора в честь образа Матери Божьей также имеется святыня. Серафимовского места вечного упокоения в Старом Петергофе находится храм Чудотворца; Нарвского собора в честь Христа можно осуществлять преклонение пред священной композицией.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ

К иконе Серафиму Саровскому обращаются с молитвой во многих жизненных трудностях. Святого просят

    • об исцелении болезней,
    • о помощи во внезапных бедах,
    • при трудностях со здоровьем у детей,
    • при невозможности самостоятельно избавиться от пороков, вредных привычек,
Мощи преподобного, пребывающие в Дивеевском монастыре, — источник многих чудес, исцелений и нежданных радостей, засвидетельствованных на протяжении нескольких веков. Узнающие житие преподобного, обращающиеся к нему в молитвах люди также свидетельствуют, что святой Серафимушка — так его называли при жизни и называют в народе по сей день — становится словно родным для верующих людей. По молитвам к преподобному совершается множество чудес. Молят о прекращении духовных мучений и о приобретении умиротворенности; Также молитвословием к иконографической композиции взывают с целью возобновления согласия меж наружными и внутренними мирами, подобным способом, обретая в себе искреннюю стойкость. Святой веропроповедник несомненно поможет сконцентрировать богомольного на ход подлинный, в случае если тот заплутал и направился неверной дорогой; Молитвенное настояние имеет возможность посодействовать совладать с унынием и гордыней; Просят у чудодейственной композиции и исцеления от серьезных болезней. Есть доказательство того, что Блаженный еще при существовании имел возможность поднимать на ноги в том числе и от самых критичных заболеваний , а применял для данного молитвословие и воду, взятую из ключа. В случае если воссылать молебен к данному непорочному, он сможет помочь при болезнях суставов, внутренних организаций и отдельных иных вопросах. Само лечение совершается не только лишь в физиологическом плане, но также и душевном: Юным девушкам, что честно и открыто осуществляют чтение мольбе, лик святой несомненно поможет сформировать крепкие взаимоотношения, выйти замуж, поменять собственную жизнедеятельность к лучшему, а тем, кто ранее соединен семейным союзом несомненно поможет укрепить влюблённость и взаимоотношения; Помимо всего перечисленного выше церковная композиция содействует и в продвижении торговли и коммерциала, тем не менее, только лишь в тех вариантах, когда заработанные деньги, станут затрачиваться не только лишь на себя обожаемого, но и распределяться на спонсорство и для помощи родственного человека. Добросердечно посмотри на нас, помоги нам заповеди Господни без греха сохранять, веры Православной крепко держаться, покаяние в грехах наших усердно Богу приносить, в благочестии христианском благодатно преуспевать и достойными быть твоего о нас ходатайства ко Господу Богу. О, угодник Божий, услышь нас, молящихся тебе с верой и любовью, неотвернись от нас, нуждающихся в твоем заступничестве: и сейчас, и во время смерти нашей помоги нам и молитвами твоими охраняй от злобных нападений сатанинских, чтобы не обладала нами сила бесовская, но чтобы удостоились мы с помощью твоей попасть в блаженные обители райские. На тебя только надежду нашу возлагаем, отец и молитвенник наш милосердный: будь нам поистине руководителем спасения, приведи нас к Вечному и немеркнущему Свету жизни вечной ходатайством твоим обо всех людях у Престола Пресвятой Троицы, чтобы вместе с тобой вечно славили мы со всеми святыми Святое Имя Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь».

В православии существует большое количество самых разных икон. Каждая из них имеет уникальную историю и значение, переоценить которое невозможно.

Одной из самых распространенных и известных икон является образ Серафима Саровского . Святой внес огромный вклад в становление христианской веры. При жизни он помогал большому количеству людей, и в наши дни по молитвам к святому Серафиму свершаются чудеса. Помолитесь Серафиму Саровскому перед его иконой, чтобы избавиться от недугов и укрепить свою веру в Господа.

История иконы

Первая икона, посвященная святому, была написана сразу после смерти старца Серафима, который жил в монастыре и принимал людей каждый день, избавляя их от проблем со здоровьем, помогая советом. Святой отличался великой праведностью и милосердием, поэтому и стал примером для всех будущих поколений христиан.

Святой умер в 1833 году, поэтому первые его иконы стали появляться примерно в то же время. Новые иконы святого Серафима, в том числе и самая большая из них, были написаны в 1903 году после того, как Николай II стал инициатором канонизации Серафима Саровского.

Описание иконы

На иконах изображается святой старец в полный рост или по пояс. Его правая рука поднята, а пальцы скрещены. Он как бы осеняет крестным знамением всех, кто смотрит на данную икону. Во второй руке Серафим держит крест.

Где находится икона

Данный образ был и является обязательной иконой не только дома , но и в храме. Практически нет церквей, в которых вы не нашли бы данный образ. Одна из древнейших икон до сих пор находится в Саровском монастыре в Тамбовской области.

В чем помогает икона

Еще при жизни Серафим помогал людям избавляться от проблем самого разного рода. Именно поэтому икону можно ставить где угодно, ведь она универсальна. Они и брак сохранит, и детей вразумит, и здоровья прибавит. Молиться перед ней можно когда угодно — никаких точных указаний со стороны церкви по этому поводу нет. Можно читать Отче Наш или Символ Веры .

  • 15 января — день смерти Серафима Саровского, являющийся днем его почитания.
  • 1 августа — день обретения мощей святого.

Молитва перед иконой

«О преподобный отец наш Серафим! Вознеси благие твои молитвы о нас Господу, чтобы даровал он нам все блага в жизни этой и всё, что спасению души поможет, да оградил он нас от прегрешений всяких и истинному покаянию научил нас, чтобы помог войти нам в Царствие Небесное, где ты сейчас пребываешь и воспеваешь со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь».

Живите согласно христианским заповедям и читайте молитвы ежедневно, вне зависимости от того, хорошо всё или плохо. Умейте благодарить Бога за данные вам светлые дни. Мы желаем вам удачи и благополучия. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Серафим Саровский — покровитель чего?Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно узнать жизненный путь старца. Ведь имя этого святого широко известно во всем мире, особенно почитают его на Руси. Господь даровал ему умение исцелять, а также рассказывать о прошлом, предугадывать будущее. Молитвы с просьбами к святому угоднику творят чудеса: исполняют самые заветные желания, исцеляют, помогают найти выход из трудной ситуации.

Небесный покровитель Серафим Саровский родом из Курска. Известна точная дата его рождения — 19 июля 1759 года. При крещении младенец получил имя Прохор.

Чудеса начали случаться с мальчиком с самого раннего возраста. Был случай, когда Прохор не удержался и упал с колокольни храма. Чудо все увидели в том, что мальчик остался абсолютно невредим.

В 1776 году в Киево-Печерской лавре произошла судьбоносная встреча юного Прохора и старца Досифея, который указал юноше, что тот должен принять постриг в Саровской пустоши.

Уже через 2 года юноша попал в Тамбовскую губернию, где в Саровском монастыре стал послушником. А через 8 лет, в 1786 году, он сделал то, что ему сказал Досифей, — принял постриг и стал монахом Серафимом.

Серафим совсем не нуждался в отдыхе, сам Господь даровал ему силы для служения. В 1794 году он принял безмолвный подвиг и поселился в лесу, чтобы иметь возможность беспрестанно молиться.

Отец Серафим провел 16 лет в пустыне, а в 1810 году вернулся в монастырь, чтобы принять очередной затвор, который продлился до 1825 года. Все изменилось 25 ноября этого же года. Во сне Серафиму Саровскому явилась Матерь Божия и наказала ему прекратить исполнение своих обетов и начать принимать у себя людей, чтобы помогать им своими советами, наставлением и исцелениями.

Чудеса по молитвам отца Серафима

За свою любовь к Богу и подвиги подвижничества Отец Серафим получил от Господа дар исцелять людей, а также предрекать важные события. Он знал все о прошлом и будущем, давал мудрые советы, помогал побороть трудности. Иногда то, что он советовал, казалось людям странным и непонятным, но те, кто в точности исполняли предсказанное, убеждались в дальнейшем, что все, что сказал отец Серафим, имеет смысл.

Серафим Саровский — покровитель чего? К нему шли за советом и с просьбой, он помогал в лечении телесных и душевных хворей, а иногда советом предотвращал беду.

Всем, кто обращался к нему, он помогал молитвой и водой из чудотворного родника. Зафиксировано много случаев излечения безнадежных больных целебной водой отца Серафима.

После смерти святого целебный родник продолжает творить чудеса. Его вода воистину лечебна, она возвращает к жизни, дарит здоровье и душевное спокойствие.

Однако главное чудо, которое осталось после святого Серафима Саровского, — это молитва. Издавна известно, что люди, наделенные определенными способностями, не лечат сами, они через молитву посылают свои просьбы Богу, который, любя их, исполняет прошения. Святой Серафим Саровский и сейчас молится за всех нас перед Богом, поэтому чудотворная молитва этого старца исполняет желания, спасает в трудную минуту, помогает преодолеть беду.

Иконы Серафима Саровского

Сейчас существует много чтимых икон святого старца Серафима Саровского. Его образ рисуют не только на иконах, но изображают и на фресках.

Существуют живописные иконы, которые написаны искусными художниками вскоре после смерти преподобного старца, с привлечением людей, лично знавших его. Сохранился известный портрет Серафима Саровского, который хранится сейчас в Московской Духовной академии.

В христианском мире лик Серафима Саровского почитают, ему молятся, к нему обращаются с просьбами в помощи.

Серафим Саровский — покровитель чего?

Вот мы и подошли к главному вопросу. Память святого отца Серафима почитается верующими дважды в год: 15 января и 1 августа. Но это не означает, что святому молятся только в эти дни. Искренняя молитва будет действенна в любое время, главное — верить и думать о добре.

Чей покровитель Серафим Саровский? К нему обращаются с просьбами о помощи, а также в унынии при греховных обстоятельствах, молят избавить от бесовских искушений. Его просят о милости дарования любви. Он помогает в развитии памяти, избавляет от болезней духа и тела, помогает в решении проблем материального характера.

Молитвы к Серафиму Саровскому действенны, если простить не только за себя, можно молиться за своих близких и за своих врагов.

Молитва о счастливом замужестве

Серафим Саровский — покровитель браков. К этому святому обращаются с просьбой устроить судьбу одинокие девушки. Издавна известно, что, для того чтобы получить помощь, одной молитвы недостаточно. Молитва будет действенной, если ее прочитать на воду. А для этого лучше всего подойдет живая вода — родниковая.

Взяв литр воды, начитайте на нее молитву, при этом поставьте возле сосуда зажженную церковную свечу и иконку Серафима Саровского. Подготовленную таким образом воду нужно пить, а также кропить ее свою кровать и комнату.

Конечно, не стоит забывать, что главный атрибут такой просьбы — вера в Бога и уверенность в том, что чудо произойдет, и вы встретите свою судьбу.

Считается, что Серафим Саровский — покровитель поздних браков, поэтому к нему часто обращаются те, кто уже потерял всякую надежду устроить свою судьбу. Если вам за 30 лет или более, а вы все еще одиноки, обратитесь отцу Серафиму и будьте уверены, что искренняя молитва будет исполнена.

Очень сильной помощью будет молитва матери, которая желает, чтобы ее дочь вышла замуж, ведь Господь принимает любую просьбу матери за своего горячее любимого ребенка.

Как молиться Серафиму Саровскому

Этого святого очень любят и почитают на Руси. Издавна так пошло, что к нему обращались любовно: Серафимушка, старец, батюшка, угодник Божий, отче Серафим, чудотворец.

Обращайтесь и вы в молитве так, как вам больше нравится, главное, чтобы она шла от сердца, была чистой с добрыми помыслами.

Итак, Серафим Саровский — покровитель чего? Наверное, на этот вопрос каждый ответит для себя сам, ведь известно, что вера и почитание старцем Бога сотворили истинные чудеса.

После того как святой умер, православные люди обращались к нему с верой, и чудо происходило. Еще в 1895 году специальная комиссия зафиксировала 94 чудесных исцеления, которые происходили после молитвы к отцу Серафиму. Это лишь маленькая часть реальных случаев помощи святого, который всегда готов поддержать верующего человека.

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец, в миру Прохор Мошнин - подвижник Русской Церкви, основатель и покровитель Дивеевского монастыря.
Родился 19.07.1759 . Преставился 2.01.1833 .
Преподобный Серафим Саровский назван Чудотворцем, потому что и при жизни и после своей кончины почитается народом за чудесные исцеления, пророчества и утешение страждущих.
Причислен к лику святых в июле 1903 года. Произошло это в Саровской и Дивеевской обителях, при огромном стечении людей разных сословий и состояний.
Задолго до Саровских торжеств 1903 года, изображения Серафима Саровского, ставились на божницу и почитались наравне с иконами: множество их разошлось по крестьянским избам, по домам людей состоятельных, по дворцам власть придержащих. Ко времени прославления старца оказалось, что образ святого создан до канонизации и его изображения стали иконами угодника. О чудотворениях Саровского старца в народе жило множество устных преданий и сказов, его жизнеописание создавалось всенародно.
Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. Особенно запоминались людям, наставления преподобного старца.
Мощи Серафима Саровского упокоены в Дивеевской обители. Они даруют чудесное исцеление, душевное просветление, и позволяют ощутить всю радость бытия по воле божией. Мощи были возвращены в Дивеевскую обитель в 1991 году. Это событие - Второе обретение мощей, произошедшее 15 января 1991 года, отмечалось крестным ходом. В торжественном богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору. С того времени мощи святого не покидали стен обители.
В 2003 году православная Русь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного старца в лике святых православия.


На месте явления Божией Матери отцу Серафиму 25 ноября 1825 г. Был устроен колодезь, отличающийся чудотворною силою, и ниже, вблизи его, существует прежний Богословский колодезь. Летом 1826 года, по желанию старца, Богословский родник был возобновлён. Накат, закрывавший бассейн, снят; сделан новый сруб с трубою для истока воды. Около бассейна старец занимался телесными трудами. Собирая в реке Саровке камешки, он выкидывал их на берег и ими унизывал бассейн родника.
9-го декабря 1826 года в Дивеевской общине, по приказанию о. Серафима, состоялась закладка мельницы, а летом, 7-го июля, она замолола.

4. Кончина Преподобного Серафима Саровского.


Незадолго перед кончиной, 25 марта (ст. ст.) 1832 г., Серафиму в двенадцатый (и в последний) раз явилась Божия Матерь в сопровождении святых дев-мучениц и святых и . За два дня до того преподобный поведал о грядущем чудесном событии своей духовной дочери Евпраксии, инокине ближайшего к Сарову женского Дивеевского монастыря. Этот монастырь был основан помещицей Агафией Мельгуновой (в иночестве Александрой) в третьей четверти XVIII в. В последующем устроителем обители стал сам преподобный Серафим. Евпраксия присутствовала при этом необычайном «сошествии Неба на землю», впоследствии свидетельствуя о нем: «Я думала, что уже не живая». Явление Божией Матери завершилось обращением Ее к Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».
Святой старец стал готовиться к смерти. Он уже давно изготовил для себя дубовый гроб-колоду и без всякой боязни, с радостью ожидал перехода в вечность. Преподобный говорил: «Жизнь моя сокращается - духом я как бы сейчас родился, а телом ко всему мертв!.. Когда меня не станет - вы ко мне на гробик ходите! И чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик! Как живому, все и расскажите! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!». Преподобный Серафим Саровский подвижник скончался в ночь на 2 (15) января 1833 г. Незадолго перед тем он предсказал, что кончина его откроется через пожар. Рано поутру в этот день два инока, проходя мимо кельи старца, почувствовали запах дыма - на стук в дверь никто не отвечал. Тогда они взломали ее и обнаружили преподобного стоящим на коленях на молитве перед его любимой келейной , со скрещенными на груди руками, с необычайно мирным и просветленным выражением лица. От свечи, выпавшей у старца из руки, уже начала тлеть его одежда. Серафим предузнал не только близкую свою смерть, но и будущую радость своего прославления.

5. Канонизация Чудотворца. Мощи Святого.


11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. «Нетленности» мощей обнаружено не было, поэтому митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Святейший Синод 29 января 1903 года извещал:
«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, … изложил следующее своё решение:
1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».
Народ почитал старца святым, задолго до официального внесения его в святцы отечественной Православной Церкви, но празднование причисления его к лику святых произошло лишь 19 июля (1 августа) 1903 г. Это событие он тоже предсказал: «…какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» Так и произошло в Сарове и соседнем Дивееве на торжествах его канонизации. Тогда поклониться великому подвижнику приехали тысячи и тысячи православных христиан России, во главе с Государем Николаем II и другими представителями Царской семьи.

5.1. Мощи.


Существует поверье, что перед своей смертью преподобный Старец Серафим передал в руки послушниц обители свечу, наказав, чтобы с этой свечой его и встретили с ней, когда он вернется. Свеча передавалась из поколения в поколение послушницами обители, и лишь 160 лет спустя, последняя и единственная, оставшаяся в живых к возвращению мощей и открытию монастыря схимонахиня Маргарита, передала ее протодиакону для встречи мощей старца.
После Октябрьской Социалистической революции мощи преподобного Серафима, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. В конце 1920-х гг. мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.
Дальнейшая судьба мощей раскрывается в словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. Алексия II сказал следующее:
«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви. Сотрудники музея Казанского собора проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Предположили, что это мощи преподобного Серафима Саровского. История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь. Далее след теряется… И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей - епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи... Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».
Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось странствие мощей по пути из Москвы в Дивеево. Этот был всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха), который останавливался в городах и монастырях по пути следования. Во время остановок Его Святейшество служил Литургию и совершались акафисты преподобному Серафиму.
1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

6. Празднование, дни памяти, богослужение.

Память преподобного Чудотворца служится два раза в год:
- 2/15 января - в день его блаженной кончины;
- 19 июля/1 августа, в день его канонизации и обретения мощей.
Накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского совершается Всенощное бдение.
В день памяти - читается Божественная Литургия.

Акафист преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу.

Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу - это песнопение, прославляющее прп. Серафима Саровского. Акафист исполняется молящимися стоя. Состоит Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу. из чередующихся 13 кондаков и 12 икосов.


Молитва преподобному Серафиму Саровскому.

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.


Тропарь Преподобному Серафиму Саровскому, глас 4.



Кондак Преподобному Серафиму Саровскому, глас 2.



Величание Преподобному Серафиму Саровскому.



7. Иконография.

Иконописный образ преподобного Серафима Соровского восходит к несохранившемуся прижизненному его портрету Д. Евстафьева. Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного. Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова), выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

7.1. Иконографические образы Преподобного Серафима Саровского.

Существует четыре основных иконографических образа Серафима Саровского:
1. С руками, молитвенно сложенными у сердца - только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой,
2. Благословляющий - правая рука благословляет, в левой руке молельные четки,
3. Моление на камне - батюшка Серафим стоит коленнопреклонный на камне, воздев обе руки к небу,
4. Образ, где Серафим Саровский изображен старцем с посохом.
Пишутся поясные иконы и иконы, где Святой Серафим изображен в полный рост. Для "благословляющего образа" на православных иконах присутствует обязательный атрибут: молельные четки в левой руке.
Лик святого на иконах воспроизводит главные черты, присущие преподобному Серафиму Саровскому: доброту, милосердие и смиренный характер чудотворца. На всех иконах особенно выразительны глаза Серафима Саровского, их спокойный, внимательный, самоуглублённый взгляд. Четко очерченные глаза, смотрят в сердце молящегося. Такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.
Многие из образов, написанные в академической манере, передают художественными средствами его дух, мирный и кроткий, который запечатлен в житии преподобного Серафима.

7.2. Житийные иконы.

Житийные клеймы на иконах в основном описывают следующие события из жития Святого:
1. Мать благословляет Прохора в монастырь.
2. Во время болезни.
3. Иночество.
4. Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме.
5. Посещение Серафима Александром I.
6. Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме.
7. Исцеление Серафимом в монастыре.
8. Исцеление Серафимом.
9. Пересдача на попечение прп. Серафиму Дивеевского монастыря. Современная икона из Щелковского собора, с восемью сценами жития, являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима.
Существуем множество икон, мозаичных панно со сценами жития Серафима Саровского.
В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться

8. Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский, преподавал всем следующее молитвенное правило:
1. "Восставши от сна, всякий христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся", также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.
2. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)", а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило.
3. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:"Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)", и это пусть продолжает до самого сна.
4. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

Молитва Господня.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Символ Веры.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

"Держась этого правила", говорит о. Серафим, "можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры".
Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".

9. Чудеса Серафима Саровского.


С 1825 года, после прекращения обета молчания, длившегося 15 лет, Серафим Саровский стал принимать к себе посетителей. К этому периоду относятся многочисленные случаи исцеления больных и прозорливости, явленные праведным старцем.
Умер Серафим Саровский в 1833 году, находясь в коленопреклонной позе. Но и после смерти Святой продолжал творить чудеса. Одним из них является рождение мальчика - престолонаследника царевича Алексея в семье Царственных страстотерпцев Николая II и Александры Фёдоровны. После рождения четырёх дочерей, Николай Второй и его жена обращались с молитвами к образу Серафима Саровского, чтобы Бог даровал им наследника мужского пола. После того, как их просьба сбылась, в рабочем кабинете императора обосновалась икона преподобного Серафима. Надо отметить, что именно по просьбе Николая Второго в 1903 году Серафим Саровский был канонизирован в лике преподобного Святого.
Из глубины веков до наших дней доходят сведения о чудесах исцеления, которые происходили и продолжают происходить.
Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов старца обладали в основном две обители - Саровская и Диееевская. Здесь хранилось множество рукописей, которые переписывались и распространялись в народе, а впоследствии были заимствованы и духовными писателями.

Источники информации.

Http://www.patriarchia.ru/db/text/182687.html
- http://www.diveevo-tur.ru/moshi_serafima_sarovskogo.html
- http://diveevo52.ru/index26.htm
- http://www.temples.ru/iconography.php?TerminID=702 Иконы
- http://www.pravklin.ru/publ/izobrazhenija_prepodobnogo_serafima_sarovskogo/9-1-0-2794 (Автор: Ж. А. Курбатова)
- http://serafimov.narod.ru/bibl/rasnoe/thudesa.htm
- http://www.tsurganov.info/svjatye/svjatoj-serafim-sarovskij-ikona.html