Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе
Цели преподавания дисциплины
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
1.2.Задачи изучения дисциплины
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
уметь
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу труда и к результатам своего труда и других людей.
^
Искусство (ИЗО). Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В. 1 класс. УМК «Перспектива»
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Практическая работа | ^ Тип урока | Информационное сопровождение | Календарные сроки
|
|
планируемые | фактические |
|||||
^ I четверть. Уроки 1-8 Тема четверти: Осень золотая
|
||||||
1 | Какого цвета осень? Творчество И.И.Левитана | Изображение золотой осени (акварель, гуашь) | Урок - путешествие | Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Творчество И.И.Левитана | ||
2 | ^ Земля-кормилица. Натюрморт с натуры | Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь) | Урок - сказка | Сочинение сказки про осень | ||
3 | ^ Щедра осенью земля-матушка. Композиция по представлению | Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь) | Урок- импровизация | Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки | ||
4 | ^ Природа-художница. Техника отдельного мазка | Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь) | Урок- игра | Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка | ||
5 | ^ В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен | Рисование с натуры ветки рябины (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги) | комбинированный | Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение | ||
6 | ^ Осенью капуста - барыня | Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь) | комбинированный | Понятие о силуэте и симметричном изображении | ||
7 | ^ | Рисование золотого петушка (гуашь) | Урок - сказка | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома | ||
8 | ^ В золоте Хохломы - золото осени | Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная) | Урок - сказка | Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы | ||
9 | ^ В золоте Хохломы - золото осени | Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь) | Урок - сказка | Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления в I четверти: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); |
||||||
^ II четверть. Уроки 10-16 Тема четверти: Зимняя сказка
|
||||||
10 | В золоте Хохломы - золото осени | Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь) | Урок - сказка | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла | ||
11 | ^ Краски природы в наряде русской красавицы | Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры) | комбинированный | Ансамбль русского народного костюма | ||
12 | ^ В гостях у зимней сказки | Изображение дома Деда Мороза (графические материалы) | Урок - сказка | Изображение по памяти фигуры человека | ||
13 | ^ Герои русских народных сказок. Творчество В.М.Васнецова | Изображение героев зимних сказок (гуашь) | Урок - сказка | Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова | ||
14 | ^ Снежный пейзаж | Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы) | комбинированный | Основы изобразительного языка графики | ||
15 | ^ Цвет зимы - белый | Рисование снежных цветов на окне (акварель) | комбинированный | Линия и мазок в художественном изображении | ||
16 | ^ В гостях у мастеров каргопольской игрушки
| Роспись силуэтов игрушек (гуашь) | комбинированный | Знакомство с каргопольской игрушкой | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления во II четверти: произведения изобразительного искусства:
Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; |
||||||
^ III четверть. Уроки 17-25 Тема четверти: Весна-красна
|
||||||
17 | В гостях у мастеров каргопольской игрушки | Роспись глиняных игрушек (гуашь) | комбинированный | Импровизация на тему каргопольских игрушек | ||
18 | ^ Богатыри земли Русской | Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер) | комбинированный | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников | ||
19 | ^ Богатыри земли Русской | Портрет русского богатыря (гуашь) | комбинированный | Образ богатыря в живописи и графике | ||
20 | Конь-огонь | Декоративная композиция по представлению (гуашь) | Урок- игра | Изображение по воображению животных. Конь | ||
21 | ^ Весна-красна - праздник света и тепла | Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь) | комбинированный | Использование в своей работе разных приёмов живописи | ||
22 | ^ Дымковская игрушка | Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь) | комбинированный | Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства | ||
23 | ^ Дымковская игрушка | Вариация дымковских узоров (гуашь) | Урок - сказка | Передача настроения ярмарки в декоративной композиции | ||
24 | ^ Красота весенней природы | Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь) | комбинированный | Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте | ||
25 | ^ Вешней воды никто не уймет | Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь) | комбинированный | Использование разных технических приёмов при работе с красками | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления в III четверти: произведения изобразительного искусства:
Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; |
||||||
^ IV четверть. Уроки 26-33 Тема четверти: Разноцветное лето
|
||||||
26 | «У лукоморья дуб зеленый...» | Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь) | Урок - сказка | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | ||
27 | ^ Красуйся, красота, по цветам лазоревым | Рисование с натуры весенних цветов (акварель) | комбинированный | Пропорции и форма различных садовых цветов | ||
28 | ^ Образ приближающегося лета | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь) | комбинированный | Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне | ||
29 | ^ Превращение красочного пятна в дерево | Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь) | комбинированный | | ||
30 | ^ Какого цвета страна родная | | комбинированный | | ||
31 | ^ Пейзаж в разное время дня | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея | ||
32 | ^ Найди краски ясного дня и теплого вечера | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | комбинированный | Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков | ||
33 | Изовикторина | Актуализация знаний | урок- игра | |||
^ Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения изобразительного искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками; произведения народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову. |
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Рисуем русский народный костюм.
Невского района Санкт-Петербурга
Цель :
Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.
Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.
Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.
Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.
Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.
Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.
Беседа и работа с презентацией.
Каким же он был, русский национальный костюм?
Важною «павой», «душой голубицей»Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.
Женская одежда состояла из:
Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».
Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.
Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.
III. Практическая работа.
Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса
Тема: « Русский народный праздничный костюм».
Урок – путешествие. Комбинированный урок.
Цели и задачи:
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
Прививать интерес к русской народной культуре.
Оборудование и материалы:
Фигурки человека,
иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
детские работы,
презентация « Русский народный костюм»,
проект ученика «Русская национальная одежда»
русская народная музыка,
бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,
русские народные костюмы.
Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)
ХОД УРОКА
I . Оргмомент
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
II . Сообщение темы и цели урока
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.
И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».
III . Путешествие.
Итак, в путь!
1. Посещение картинной галереи-просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.
(Просмотр презентации)
1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах
2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.
1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин
2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).
2. Мы в музее русского национального костюма.
Повторение значений элементов русского костюма
1.Итак,что прежде женщины носили?
2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.
3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма
1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.
2. Ответы учеников:
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца
3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»
3. Путешествие на север и юг России.
Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов .
(Просмотр презентации)
1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.
2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?
3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.
4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?
5.Сколько головных уборов было названо и какие?
1.Ответы учеников:
2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.
3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.
4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.
5. Кокошник, венцы, кики – 3
4. Отдых в пути.
Проведение динамической паузы. Физминутка
Говорит и показывает движения
Повторяют движения за учителем
5 . Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).
1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.
2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?
Ответы учеников:
1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.
2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя
6. Подведение итогов путешествия.
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка
– Какой вид костюма вы выбрали?
– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
– О чем вам может рассказать русский народный костюм?
Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.
Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.
Женский костюм
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
Наряды женщин из северных и южных областей
1. И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
2 .Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк ,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(руки накрест перед собой)
5. Практическая работа учеников.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)
Задание дифференцированное:
1 группа : Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа : “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.
Литература:
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна . На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки .
Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.
Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна . На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Русские народные костюмы(мужские) Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.
Русские народные костюмы(женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм
Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.