Конспект урока по изо "русский народный костюм". Конспект урока к презентации русский народный костюм Материалы и оборудование

Пояснительная записка

Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе


    1. Цели преподавания дисциплины
обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предмету «Изобразительное искусство»
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

1.2.Задачи изучения дисциплины

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

уметь
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу труда и к результатам своего труда и других людей.
^ Искусство (ИЗО). Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В. 1 класс. УМК «Перспектива»

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Практическая работа

^ Тип урока

Информационное сопровождение

Календарные

сроки


планируемые

фактические

^ I четверть. Уроки 1-8

Тема четверти: Осень золотая


1

Какого цвета осень? Творчество И.И.Левитана

Изображение золотой осени (акварель, гуашь)

Урок - путешествие

Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Творчество И.И.Левитана

2

^ Земля-кормилица. Натюрморт с натуры

Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь)

Урок - сказка

Сочинение сказки про осень

3

^ Щедра осенью земля-матушка. Композиция по представлению

Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь)

Урок- импровизация

Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки

4

^ Природа-художница. Техника отдельного мазка

Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь)

Урок- игра

Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка

5

^ В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен

Рисование с натуры ветки рябины (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги)

комбинированный

Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение

6

^ Осенью капуста - барыня

Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь)

комбинированный

Понятие о силуэте и симметричном изображении

7

^

Рисование золотого петушка (гуашь)

Урок - сказка

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома

8

^ В золоте Хохломы - золото осени

Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная)

Урок - сказка

Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы

9

^ В золоте Хохломы - золото осени

Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь)

Урок - сказка

Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома

^ Рекомендуемые для ознакомления в I четверти:

Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
произведения народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов).


^ II четверть. Уроки 10-16

Тема четверти: Зимняя сказка


10

В золоте Хохломы - золото осени

Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь)

Урок - сказка

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла

11

^ Краски природы в наряде русской красавицы

Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры)

комбинированный

Ансамбль русского народного костюма

12

^ В гостях у зимней сказки

Изображение дома Деда Мороза (графические материалы)

Урок - сказка

Изображение по памяти фигуры человека

13

^ Герои русских народных сказок. Творчество В.М.Васнецова

Изображение героев зимних сказок (гуашь)

Урок - сказка

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова

14

^ Снежный пейзаж

Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы)

комбинированный

Основы изобразительного языка графики

15

^ Цвет зимы - белый

Рисование снежных цветов на окне (акварель)

комбинированный

Линия и мазок в художественном изображении

16

^ В гостях у мастеров каргопольской

игрушки


Роспись силуэтов игрушек (гуашь)

комбинированный

Знакомство с каргопольской игрушкой

^ Рекомендуемые для ознакомления во II четверти:

произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы).


^ III четверть. Уроки 17-25

Тема четверти: Весна-красна


17

В гостях у мастеров каргопольской игрушки

Роспись глиняных игрушек (гуашь)

комбинированный

Импровизация на тему каргопольских игрушек

18

^ Богатыри земли Русской

Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

комбинированный

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников

19

^ Богатыри земли Русской

Портрет русского богатыря (гуашь)

комбинированный

Образ богатыря в живописи и графике

20

Конь-огонь

Декоративная композиция по представлению (гуашь)

Урок- игра

Изображение по воображению животных. Конь

21

^ Весна-красна - праздник света и тепла

Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь)

комбинированный

Использование в своей работе разных приёмов живописи

22

^ Дымковская игрушка

Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь)

комбинированный

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства

23

^ Дымковская игрушка

Вариация дымковских узоров (гуашь)

Урок - сказка

Передача настроения ярмарки в декоративной композиции

24

^ Красота весенней природы

Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

комбинированный

Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте

25

^ Вешней воды никто не уймет

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

комбинированный

Использование разных технических приёмов при работе с красками

^ Рекомендуемые для ознакомления в III четверти:

произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка;
произведения народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.


^ IV четверть. Уроки 26-33

Тема четверти: Разноцветное лето


26

«У лукоморья дуб зеленый...»

Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь)

Урок - сказка

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

27

^ Красуйся, красота, по цветам лазоревым

Рисование с натуры весенних цветов (акварель)

комбинированный

Пропорции и форма различных садовых цветов

28

^ Образ приближающегося лета

Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь)

комбинированный

Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне

29

^ Превращение красочного пятна в дерево

Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь)

комбинированный



30

^ Какого цвета страна родная



комбинированный



31

^ Пейзаж в разное время дня

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея

32

^ Найди краски ясного дня и теплого вечера

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

комбинированный

Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков

33

Изовикторина

Актуализация знаний

урок- игра

^ Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения изобразительного искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
произведения народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: Рисуем русский народный костюм.

Невского района Санкт-Петербурга

Цель :

Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.

Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.

Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.

Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.

Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.

Ход урока:

    Организационный момент.

Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.

Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.

    Беседа и работа с презентацией.

Каким же он был, русский национальный костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.

По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.

Женская одежда состояла из:

Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».

Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.

Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.

III. Практическая работа.

Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса

Тема: « Русский народный праздничный костюм».

Урок – путешествие. Комбинированный урок.

Цели и задачи:

Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:

Фигурки человека,

иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,

детские работы,

презентация « Русский народный костюм»,

проект ученика «Русская национальная одежда»

русская народная музыка,

бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

русские народные костюмы.

Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)

ХОД УРОКА

I . Оргмомент

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

II . Сообщение темы и цели урока

–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.

И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».

III . Путешествие.

Итак, в путь!

1. Посещение картинной галереи-

просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.

(Просмотр презентации)

1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах

2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.

1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин

2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).

2. Мы в музее русского национального костюма.

Повторение значений элементов русского костюма

1.Итак,что прежде женщины носили?

2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма

1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.

2. Ответы учеников:

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор типа чепца

3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»

3. Путешествие на север и юг России.

Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов .

(Просмотр презентации)

1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.

2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?

3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.

4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

5.Сколько головных уборов было названо и какие?

1.Ответы учеников:

2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.

3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.

4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

5. Кокошник, венцы, кики – 3

4. Отдых в пути.

Проведение динамической паузы. Физминутка

Говорит и показывает движения

Повторяют движения за учителем

5 . Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).

1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.

2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?

Ответы учеников:

1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.

2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя

6. Подведение итогов путешествия.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

– Какой вид костюма вы выбрали?

– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

– О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.

7. Домашнее задание

Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.

Женский костюм

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной,

Орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной

Или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,

Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы –

Детали поясню вам в двух словах.

Наряды женщин из северных и южных областей

1. И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала –

Для свадьбы, сельских праздников, труда,

2 .Крестьянки Юга – те предпочитали.

Поверх рубах понёвы надевать,

Узором по подолу украшались,

Нарядом женским, Девушки носили.

По верх рубахи фартук иль армяк ,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали,

А к юбкам пришивали бубенцы.

Физминутка

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(вращение головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головой в разные стороны)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.

– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

Задание дифференцированное:

1 группа : Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

2 группа : “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

Литература:

Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006

Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.

Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна . На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки .


Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.


Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.


История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна . На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».


Русские народные костюмы(мужские) Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.


Русские народные костюмы(женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм

Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.