Краеведческий музей в горицком монастыре в переславле-залесском. В стенах Горицкого монастыря. Экспозиции Переславского музея-заповедника Переславль залесский государственный и художественный музей заповедник

История заповедника начинается в 1919 году. К этому времени монастырь был уже полтора века как заброшен и постепенно разрушался. Так что большевики в какой-то мере спасли его здания. Повезло еще и с директором. Руководить поставили Михаила Ивановича Смирнова - краеведа, сына местного священника. Первые экспонаты для музея он искал в опустевших дворянских усадьбах.

Однажды Смирнов отправился в село Гагаринская Новосёлка. Там в маленьком флигеле некогда усадебного дома жили три женщины - княгиня Наталья Гагарина и ее дочери. В самом же доме обосновалась трудовая коммуна «Молот». Когда Смирнов зашел, он увидел, как красногвардейцы прямо на столе режут селедку. А стол был непростой - выполненный из 600 сучков карельской берёзы, подобранных по размеру и склеенных между собой. Красногвардейцы не сопротивлялись и отдали Смирнову стол, который и сейчас хранится в музее.

В другой раз он приехал в одну из деревень. Там был широкий ручей, и мостом через него служили… надгробные плиты. Общими с крестьянами усилиями их перевезли в музей. На плитах - даты смерти, в основном относящиеся к первой половине XIX века.

В Нагорском исполкоме Смирнов нашёл кость мамонта, хранившуюся в архиве земского начальника.

А однажды сотрудников музея чуть не побили. Они перевозили в выставочные залы оружие. Все были в рабочей одежде, и процессию приняли за восстание крестьян.

Вот так и начиналась богатейшая коллекция, которая сейчас насчитывает более 90 тысяч экспонатов. Это один из самых крупных музейных комплексов России, с несколькими филиалами - усадьба «Ботик Петра I» , усадьба Ганшиных , Спасо-Преображенский собор XII века.

Здесь хранятся, без преувеличения, сокровища. Коллекции русских икон, живописи, деревянной резной скульптуры, редкие книги…

Впрочем, было время, когда все эти духовные артефакты не устраивали советскую власть. Она требовала артефактов идеологических, приходилось директору как-то выкручиваться. Помогал ему в этом, например, художник Дмитрий Кардовский. В 1926 году, получив лошадь и тележку от Переславского райисполкома, они отправились в Горки, чтобы сделать эскизы усадебного дома. Пробыв там весь день, Кардовский создал несколько зарисовок. Так появилась знаменитая советская картина «В. И. Ленин в Горках, Переславского уезда». В музее она находится и сейчас.

С 1929 года вектор музейного развития официально меняют - с научно-исследовательского на политико-просветительский. Меняют и директора. Вместо Михаила Смирнова назначают рабочего фабрики «Красное Эхо» Константина Иванова. Спустя два года он отчитается: «Мы превратили музей в действительную кузницу пролетарской культуры, в культкомбинат». Вот названия некоторых отделов того времени: «Природа и производительные силы», «Социалистическое строительство», «Антирелигиозный отдел» (в стенах древнего монастыря!)

Сегодня всё пролетарское стало историей и вспоминается лишь с улыбкой. Пройдет еще какое-то время, и, возможно, также с улыбкой будут вспоминать, что музей в нашей стране когда-то размещался в стенах святой обители. Планируется, что скоро Переславский заповедник покинет стены Горицкого монастыря и здесь возродится монашеская жизнь.

А пока выставочные залы работают в прежнем режиме, всю информацию об экспозициях и экскурсиях можно найти на официальном сайте музея-заповедника.

Дороги России

Отношение к провинциальным краеведческим музеям у меня сложное. Чаще всего они бедные, достаточно скудные на экспонаты и очень похожие друг на друга. Поэтому в глубинке последнее время мы ходим в них крайне редко. А зачем тратить время, если один дублирует по сути другой?

Переславский музей-заповедник стал в этом плане приятным исключением. Очень хороший музей, интересный. Здесь есть что посмотреть и порассматривать. Много достойных экспонатов, есть и шедевры, отлично подобранная разнообразная коллекция древнерусского искусства XV-XVIII вв. (икон) и русской живописи.
Когда я ходила по залам музея, я уже знала, что обязательно напишу о нем.
Во-первых, очень хочу показать вам все, что увидела. Подробно показать, потому что есть такая возможность. Здесь разрешают фотографировать во всех залах.
Во-вторых, хочу пригласить вас побывать здесь лично. Переславский музей-заповедник располагается на территории бывшего Горицкого монастыря. Здесь особенная атмосфера, и все воспринимается по-другому.


Согласны, что музеи, располагающиеся на территории монастырей, кремлей и других исторических мест, имеют особенные? Прочитала, что к 2018 году монастырь передадут церкви. Недавно такую же новость услышала и про Рязанский кремль. У меня к этому отношение сложное. С одной стороны, храм, в котором располагается музей, вызывает внутреннюю боль. Особенно, когда находится в плачевном состоянии. В Переславском музее-заповеднике, к сожалению, так. С другой стороны, мне нравится, что я могу просто купить билет и смотреть старинную архитектуру спокойно. В Переславле-Залесском и так монастырей хватает, из некоторых выгоняют тех, кто пришел без юбки, в очень грубой форме. Создается впечатление, что история (а монастыри - это наша история) только для избранных.

Впрочем, я отклонилась от темы. Сейчас вы можете приехать в Горицкий монастырь , в стенах которого располагается музей, со спокойным сердцем. Купите билеты и ходите, сколько хотите. Будут вопросы, обращайтесь к смотрителям. Редко в каком музее я видела более приятных, открытых, гостеприимных смотрителей, чем в Переславском музее-заповеднике (ну если только в музее-заповеднике в Юрьеве-Польском, который также, как этот, находится в бедственном положении на территории ). Смотрители - лицо музея. Они тоже играют роль в том впечатлении, которое в результате оказывает на посетителей музей.

Итак, Переславский музей-заповедник располагается в бывшем Успенском Горицком монастыре. Подробно о его истории и архитектуре я рассказывала в статье . Поэтому сегодня покажу вам музейные экспозиции и выставки. Располагаются они в нескольких постройках монастыря: Трапезной палате и здании Духовного училища, Всехсвятской церкви и Никольской надвратной церкви. Мы посетили их все. Представляю вам свои фотографии.

Первое место, куда мы пошли, это музей, расположенный в Трапезной и в здании Духовного училища. Вот они на фотографии ниже.

Здания красивые, но их состояние оставляет желать лучшего.

Музею уже почти 100 лет. По ощущениям, вывеска на музее не многим младше.




Иконопись XV - XVIII вв.

Все иконы музея собраны в первые годы советской власти из разоренных храмов и монастырей. Это уникальные экземпляры переславской иконописи. Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим ростово-суздальскую школу.

Иконы на фото ниже - из Федоровского монастыря г. Переславль-Залесский. Иконы очень старые - XVI век, уникальные. "Одигитрия", "Троица", "Федор Стратилат", "Никола".

На стене слева - первая икона апостолы Петр и Павел (XV век). На стене справа - "Иоанн Златоуст", "О тебе радуется", "Одигитрия" (XVI век).

Царские врата несохранившегося Введенского храма, который стоял в устье реки Трубеж напротив храма Сорока Мучеников. Это настоящий шедевр ажурной резьбы по дереву.














Русская живопись XVIII - XX вв.

Следующая экспозиция - живопись XVIII - XIX оставляет также очень приятное впечатление. Этими полотнами пополнился музей еще в первые годы советской власти, когда старинные дворянские усадьбы "освобождались" от всего ценного. Коллекция музея представляет большую художественную и историческую ценность. Есть здесь полотна Шишкина, Поленова, Коровина, Маковского, Бенуа, Семирадского, Дубовского и др. Основу этой экспозиции положила коллекция купца Свешникова.

На этих картинах (1844 г.) изображены дети одной семьи - Темериных - Николай, Александра, Петр. Автор - Павел Колендас.

Есть и картины неизвестных художников.

Генрих Семирадский "Опасный урок".





Константин Маковский "Дети".

Мемориальная экспозиция Ф.И.Шаляпина

В переславских лесах великий певец Федор Шаляпин построил себе дачу, настолько он был покорен красотой здешней природы. В музее устроена небольшая экспозиция, посвященная Шаляпину. Все вещи подлинные, предоставлены музею дочерью певца.









Еще несколько экспозиций.

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Христос в темнице.

Народное искусство



Выставка "Переславль. Сто лет назад"

Экспозиция, посвященная истории Переславля и его жителям, мне очень понравилась.





Грани войны

Извещение-похоронка.



Перед уходом из этого музейного здания сделала вот такой снимок. Пригодится.



Выставка "Венок усадьбам: первые поступления переславского музея"









Картины из усадьбы Самсоновых в Бектышево Переславского уезда.








Переславль-Залесский музей-заповедник располагается в зданиях упраздненного Горицкого монастыря. Это основной музей города Переславль, в который обязательно завозят всех экскурсантов. Экспозиции очень разнообразные, на каждую можно купить отдельный билет, поэтому вы можете выбрать выставки, интересные именно вам, или просто погулять по территории бывшей обители и посмотреть на старинные здания.

В хозяйственных постройках бывшего монастыря располагаются основные экспозиции: «​Древнерусское искусство XV-XVIII веков » - основу коллекции составляют иконы, вывезенные после революции из закрытых и разрушенных церквей и монастырей Переславского района, «​Русская живопись XVIII-XX веков » объединяет картины художников-передвижников, портреты, поступившие в музей в 20-е годы из бывших барских усадеб, «​Деревянная скульптура и резьба XVI-XIX веков » и «​Искусство русской деревни » - традиционные одежда и обувь, предметы быта. Также вы можете увидеть выставку «​Бигль отправляется в плавание », посвященную экспедиции Чарльза Дарвина, краеведческие экспозиции «Удивительный мир природы Залесского края », «​Переславль 100 лет назад ».

В памятнике архитектуры XVII века - церкви Всех святых размещены выставки «​Серебряная кладовая », где представлены сокровища монастырских ризниц XVI-XIX столетий, и «Венок усадьбам » - посетители могут увидеть предметы интерьера из дворянских усадеб.

Заслуживают внимания и здания бывшего монастыря. Прежде всего стоит осмотреть Успенский собор , построенный в XVIII столетии. С севера и с юга он окружен крытыми галереями, а с востока - полукруглой апсидой. В былые века к нему примыкало несохранившееся здание так называемой Гефсимании. Внутри вы увидите роскошный барочный интерьер, богато украшенный лепниной и живописными панно. Образа для иконостаса создавали живописцы Ново-иерусалимского монастыря.

Обратите внимание на крупную колокольню церкви Богоявления над восточной стеной монастыря. Она строилась с перерывами на протяжении XVIII века, поэтому заметно, что нижние и верхний ярусы отличаются. На колокольню можно подняться: с нее открывается красивый вид на город и на Плещеево озеро .

Полюбуйтесь Проездными (Восточными) воротами , сооруженными в середине XVII века: они поражают разнообразием архитектурных деталей и обильно украшены узорочьем, характерным для того времени. Надстройка над воротами появилась гораздо позднее - в XIX веке.

По территории музея-заповедника и по отдельным экспозициям проводятся экскурсии, которые можно заказать предварительно по телефону или по электронной почте.

Переславль-Залесский музей-заповедник - государственный историко-архитектурный и художественный музей, учреждённый в начале XX века на территории бывшего Горицкого Успенского мужского монастыря. Один из самых больших музеев, расположенных в российской глубинке. В фондах музея насчитывается более 80 тысяч экспонатов.

Об истории и экспозициях музея

В начале 1918 года Переславское духовное училище, располагавшееся в зданиях бывшего , было упразднено, а уже в мае 1919 года монастырскому комплексу был присвоен статус Переславского краеведческого музея. Основателем и первым директором музея стал российский историк Михаил Иванович Смирнов - исследователь Переславского края, много сделавший для того, чтобы музей вскоре после основания открылся для посетителей.

Первые экспозиции краеведческого музея располагались в 8 залах бывшего духовного училища и были посвящены истории края. Работал художественно-бытовой отдел, в котором демонстрировались изъятые из дворянских усадеб вещи и предметы быта и церковные ценности из закрытых переславских монастырей и храмов, а также функционировала картинная галерея, произведения живописи для которой специально были привезены из .

В 1922 году музей реорганизовали, в результате чего в нём появились другие отделы - художественный с работами передвижников, культурно-исторический с коллекциями образцов местной флоры и фауны. Начали функционировать метеорологическая станция и естественно-историческая лаборатория, а также библиотека, насчитывавшая более 16 тысяч томов.

Спустя год в музее появился церковный отдел, а ещё через некоторое время - социально-экономический и археологический отделы и ленинский уголок.

Для любителей истории и с целью привлечения новых посетителей в музее была хорошо организована просветительская работа - для всех желающих были открыты краеведческие кружки, работал лекторий, проводились всевозможные конференции. Выступали на этих мероприятиях члены научно-просветительского общества, созданного при музее в 1919 году. Масштабные исследовательские работы первого директора М. И. Смирнова легли в основу печатных материалов о крае, выпускаемых музеем с 1927 по начало 1930-х годов.

Созданный с целью изучения и сохранения памятников культуры и истории Переславского края, в начале 1930-х годов музей претерпел кардинальные изменения. Вместо научно-исследовательской работы его основным направлением стала политико-просветительская деятельность. В 1930 году М. И. Смирнов был арестован и осуждён, а новым директором музея назначен Константин Иванович Иванов, проработавший на этой должности 40 лет (с 1930 по 1970 год).

В соответствии с новыми целями были полностью реорганизованы экспозиционные площадки - появились отделы социалистического строительства, природы и производительных сил, историко-революционный, антирелигиозный, истории развития общественных формаций и художественный. Сотрудниками музея проводились выездные художественные выставки, представлявшие картины переславских художников и сопровождавшиеся рассказами о богатой событиями истории .

На постоянной основе при музее работал музейно-краеведческий совет, в который входили не только штатные сотрудники, но и местные краеведы - учителя, землеустроители, библиографы. Музейными работниками была напечатана серия фотографий, посвящённая памятникам истории, архитектуры и живописным уголкам местной природы, а директором музея К. И. Ивановым составлен «Путеводитель по Переславскому краю».

В 1950 году заработал зал музея, посвящённый Великой Отечественной войне, а в 1958 году открылся отдел природы. В художественных залах демонстрировались картины Заслуженного деятеля искусств РСФСР Д. Н. Кардовского, его супруги и учеников, действовали всевозможные выставки, работали отделы природы и истории края, картинная галерея и отдел истории советского периода.

В феврале 1959 года краеведческий музей был реорганизован в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и его коллекции пополнились произведениями живописи из республиканских фондов, а со временем - образцами деревянной скульптуры XV-XIX веков, лицевого и орнаментального шитья XVI-XVIII веков, коллекциями темперной живописи, икон, керамики, графики, стекла, нумизматики, фотоматериалов, оружия, культового и бытового металла, старопечатных книг и документов.

В настоящее время экспозиции музея размещаются в зданиях бывшего монастыря и насчитывают более 80 тысяч экспонатов, работают отделы: учёта и хранения, научно-исследовательской и экспозиционной работы, экскурсионно-туристический, научно-информационный, музейной педагогики, действует научная библиотека. В одной из деревянных часовен у входа на территорию музея располагается касса.

На улице Ростовской, 10 открыт культурно-выставочный центр, а филиалами музея являются музей-усадьба «Ботик Петра I», расположенный в селе Веськово, музей-усадьба Ганшиных в селе Горки и в Переславль-Залесском.

Научными сотрудниками музея проводятся экскурсии, художественные лекции, циклы занятий и интерактивных уроков для разновозрастных групп школьников об истории и природных особенностях края, об искусстве Древней Руси, о быте крестьян XIX - начала XX столетий, а также праздники «Рождественская сказка», «Сударыня Масленица», «Ночь в музее» и экскурсионно-художественные программы. В экспозиционных залах действуют постоянные и временные выставки.

Информация для посетителей

  • Музей-заповедник находится на территории Горицкого Успенского монастыря по адресу: , город Переславль-Залесский, переулок Музейный, 4.
  • Добраться до Переславля-Залесского из Москвы можно автобусом (автовокзалы у метро «Щёлковская», «Проспект Мира» и «ВДНХ»), потом по городу автобусом № 1 до остановки «Музей».
  • Музей работает ежедневно с 10.00 до 17.00 часов в зимний период (с 1 октября по 30 апреля) и с 10.00 до 18.00 часов в летний период (с 1 мая по 30 сентября). В понедельник экспозиции закрыты, но сама территория доступна для посещений. Последний вторник месяца - санитарный день. Важно знать, что 1 января музей закрыт.
  • Все вопросы, касающиеся заказа экскурсий или стоимости билетов уточнять по телефонам, указанным на официальном сайте музея-заповедника.

Переславский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - музей на территории бывшего Горицкого Успенского монастыря в городе Переславль-Залесский Ярославской области. Уникальный памятник архитектуры и культуры XIV в.

Успенский Горицкий монастырь был основан предположительно в начале XIV в. в период правления князя Ивана Калиты. Информации об истории обители очень мало. Известно, что изначально это был очень влиятельный монастырь, в состав которого входили многие окрестные села.

Известные жители и монахи монастыря: Димитрий Прилуцкий (русский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря), Даниил Переславский (русский святой, основатель Переславского Свято-Троицкого Данилова монастырь).

Монастырь серьезно пострадал от пожара в 1722 г., а в 1744 г. был упразднен. Позже здесь размещалась усадьба Переславского епископа (до 1788 г.)

К началу XX в. постройки бывшего монастыря пришли в запустение. После революции 1917 г. все здания были переданы в ведение Переславского музея-заповедника.

Сейчас в комплекс музея-заповедника входит несколько филиалов: главный - на территории бывшего Горицкого монастыря, музей-усадьба "Ботик Петра I" в селе Веськово, музей-усадьба Ганшиных в селе Горки, Спасо-Преображенский собор в Переславском кремле, картинная галерея имени Д. Н. Кардовского, выставочный зал на Ростовской улице.

Сохранившиеся постройки на территории бывшего Горицкого Успенского монастыря: Успенский собор, храм Богоявления, храм Всех Святых, храм Николая Чудотворца, святые ворота, крепостные стены и башни. Все храмы - не действующие, являются музейными объектами.

Экспозиции музея: живопись, иконопись, деревянная скульптура, искусство русской деревни, природная экспозиция, историческая экспозиция и др. Всего музей насчитывает порядка 80 тыс. экспонатов.