Красный рог усадьба толстого адрес. Красный рог, музей алексея толстого. «Праздничная» реконструкция: краеведы vs архитекторы

Адрес: 103001, Москва, ул. Спиридоновка, 2, стр. 1
Телефон: 8 495 690-09-56
Электронный адрес:

График работы:

  • Вт, Пт, Сб, Вс - с 11:00–18:00 (касса до 17:30)
  • Ср, Чт - с 11:00–21:00 (касса до 20:30)
  • Пн - выходной день

Проезд:

Пешком три варианта пути, каждый занимает около 15 минут:

  • от метро «Пушкинская» по Тверскому бульвару до площади Никитских ворот, затем по четной стороне улицы Малая Никитская до улицы Спиридоновки;
  • от метро «Баррикадная» по ул. Баррикадная до Садового кольца, переход через Садовое кольцо, далее по четной стороне ул. Малая Никитская до ул. Спиридоновки;
  • от метро «Арбатская» по четной стороне Никитского бульвара до площади Никитских ворот, затем переход через площадь на улицу Малая Никитская и по четной стороне это улицы до ул. Спиридоновки.

На машине: въезд с бульварного кольца на ул. Спиридоновку; въезд с Бульварного кольца от площади Никитских ворот на Малую Никитскую улицу, поворот на ул. Спиридоновку.

Здание, экспозиция и коллекция

Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого был открыт 20 октября 1987 года. В создании экспозиции принимали участие старейшие сотрудники ГЛМ Е. Е. Миропольская и Е. Д. Михайлова.

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О. Ф. Шехтелем в 1901–1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «История фабрик и заводов». С августа 1941 г. до последних дней своей жизни в этом доме жил писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Людмила Ильинична Толстая.

Экспозиция музея-квартиры была создана на основе мемориальной коллекции А. Н. Толстого, переданной в Государственный литературный музей после смерти вдовы писателя Л. Н. Толстой.

Коллекция А. Н. Толстого - одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного Литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: коллекция русской и западноевропейской живописи XVI–XX вв., предметы декоративно-прикладного искусства (фарфор, кость, металл, осветительная техника и др.), мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя - Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.

У нас работают

Инна Георгиевна Андреева - заведующая отделом с 2001 года, работает в Государственном Литературном музее с 1989 года. Окончила филологический факультет МГПУ имени М. Шолохова и искусствоведческий факультет МГУ. Окончила аспирантуру ИМЛИ АН СССР. Работала в ИМЛИ младшим научным сотрудником. Автор более 50 печатных работ.

Дина Анатольевна Федина - специалист по организации мероприятий. В отделе работает с 2014 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 2006 года. Окончила библиотечный факультет Московского государственного института культуры. Имеет большой опыт музейной работы. С 1980 г. работала в музеях Орла и Москвы.

Людмила Юрьевна Папенина - научный сотрудник отдела с 2012 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 2011 года. Окончила МСХА им. Тимирязева и Высшую Школу культурологи при МГУКиИ. Имеет опыт методической работы.

Елена Александровна Фролова - методист по работе с детьми. Работает в отделе с 2013 года. Окончила филологический факультет Красноярского государственного педагогического университета и Московский институт современного искусства по специальности - «актриса театра и кино». Имеет дипломы курсов Российского Этнографического Музея (Санкт-Петербург) по специальности «Музейная педагогика» и Государственного Центра «Надежда» - «Организация культурно-досуговой работы с людьми с ограниченными возможностями». Имеет опыт музейной работы с детьми более 7 лет (2008-2012, музей-заповедник «Коломенское»).

Наталья Анатольевна Стефани — методист по музейно-образовательной деятельности Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля с апреля 2017 года. Окончила исторический факультет Бурятского государственного университета в 1992 году. Работала менеджером культурно-просветительских проектов Национальной библиотеки Республики Бурятия. С ноября 2015 по декабрь 2016 вела программу «Литературный перекрёсток» на канале ГТРК «Бурятия». Член Союза журналистов России с 2007 года.

Экскурсии и лекции

В отделе происходит постоянное обновление тематики экскурсий и лекций. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются приведенные ниже циклы:

Выставки и научные мероприятия

Наиболее значимые выставочные проекты 2014 года

  • Выставка «Детство Никиты». Иллюстрации к повести А. Н. Толстого художника Виктора Гоппе (20.11.2013–02.03.2014).
  • Выставка «Острова самиздата. Из собрания Е. А. Ламихова» (02.10.2014–06.11.2014).

Наиболее значимые научные мероприятия 2014 года

  • «Творческое наследие Дурылина». II-я научно-практическая конференция (26.09–27.09.2014).
  • Международная научная конференция «Алексей Толстой: личность в контексте эпохи» (20.11.-22.11.2014).
  • Круглый стол «Я - пленник песни. Я - посланник песни». Отражение жизни и творчества В. Д. Берестова в кино и музыке (16.04.2014).

Научные и методические мероприятия, запланированные на 2015 год

  • Берестовские чтения - 2015 (апрель).
  • Круглый стол, посвященный творчеству С. Н. Дурылина (сентябрь).
  • «Учительские мастерские» (сентябрь-октябрь).

February 23rd, 2016 , 11:54 am

1) 21 февраля был очень насыщенным днём в плане изучения Брянской области, тем более расстояние между селом Юдиново с увиденным нами историко-краеведческим музеем и селом Красным Рог с усадьбой писателя Алексей Толстого всего 20 км, поэтому всё это было объединено в программу одного выходного дня.

2) Сама усадьба расположена в 2 км от изображённого на фото храма Успения Пресвятой Богородицы,где находится часовня-усыпальница А.К. и С.А. Толстых, построенная в 1825 году из кирпича.

3) Этот храм был выстроен в 1777 году по заказу последнего гетмана Войска Запорожского, графа Кирилла Разумовского, затем перестроен в 1880-х гг. с портиками и колокольней. Здание рублено из бревен и обшито тесом, основание кирпичное. Крестообразная в плане церковь ярусного типа - один из немногих сохранившихся в юго-западной Брянщине позднебарочных памятников украинской архитектуры XVIII века.

4) Объемно-планировочная композиция здания основана на постепенном нарастании масс к центру, имеющему подчеркнуто вертикальную направленность. Над пониженными прямоугольными в плане угловыми прирубами позднейших приделов возвышаются рукава креста. Последние примыкают к более высокому центральному четверику, который несет глухой восьмерик с узкими диагональными гранями и ложными нарисованными окнами. Над его пологой граненой кровлей поставлен еще один небольшой восьмерик, завершенный шатром со слегка вогнутыми гранями. Такая же форма венчания над алтарной частью подчеркивает продольную ось здания. Выразительность общего построения усиливает двухъярусная колокольня: примыкающий к западному рукаву четверик паперти с восьмериком звона и пологой шатровой кровлей над ним.
Скромное убранство фасадов храма с накладными досками на углах объемов, обшитых горизонтальным тесом, простыми карнизами и обрамлениями прямоугольных проемов относится к 1880 году. Главную роль в нем играют позднеклассицистические портики с фронтонами, украшающие главный, западный и боковые входы на концах рукавов креста. Западный и северный портики поддерживают две пары колонн, раздвинутых в центре, южный портик - четырехколонный с одинаковым интерколумнием.

5)

6)

7) Это воссозданная усадьба поэта в начале 1990-х гг. Изначально ещё царствование Екатерины II окрестные земли, как и сам город Почеп, относились к обширным владениям бывшего малороссийского гетмана Кирилла Разумовского и его сына Алексея. Небольшой усадебный дом называли в обиходе «охотничьим замком», поскольку сюда граф Разумовский выезжал из своей почепской резиденции на охоту. Обстоятельства его возведения неизвестны, равно как и архитектор.
Алексей Разумовский завещал Краснорогскую волость своим детям, рождённым вне брака и получившим фамилию Перовских, - Льву и Василию. В 1825 г. в усадьбах Красный Рог и Погорельцы поселился их брат Алексей - известный литератор, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». После разрыва с мужем сюда приехала воспитывать маленького сына и его сестра, графиня Анна Толстая (1799-1857). Вслед за смертью брата она становится в 1837 г. полновластной хозяйкой Красного Рога.

8) Сын Анны Алексеевны - Алексей Константинович Толстой - своими ранними литературными опытами продолжил «готическую» традицию в русской литературе, основы которой заложил его дядя написанной в этих краях фантастической повестью «Двойник, или мои вечера в Малороссии». В 1841 г. молодой граф публикует под псевдонимом Краснорогский повесть «Упырь», где речь идёт о вампирах, избравших своим логовом дворянскую усадьбу.
Из-за натянутых отношений с матерью Толстой свил невдалеке от Петербурга собственное «дворянское гнездо» с поэтичным названием «Пустынька». Только после смерти матери и выхода в отставку (1861) он переезжает на постоянное жительство в Красный Рог. Здесь он работает над поэмами и драматическими сочинениями на исторические темы.

9) В 1875 г. граф Толстой, страдавший от страшных головных болей, умер в Красном Роге от передозировки обезболивающего и здесь же, в сельском храме, был похоронен. Его вдова Софья Андреевна вернулась в столицу. А ещё через 2 года в 1877году в опустевшем имении побывал философ В. С. Соловьёв.
Сам же «охотничий замок» (главное здание усадьбы) сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года. Брянский архитектор В. Городков (автор Кургана Бессмертия и Партизанской Поляны в Брянске) в 60-е гг. подготовил проект реставрации, который был реализован в 1988-1993 гг. при поддержке брянского писателя Николая Грибачёва.

10) От исторических построек сохранился только флигель, где писатель Алексей Толстой и работал. Тут и был открыт мемориальный музей в 1967 году. К сожалению, его собственных вещей почти не сохранилось, вы увидите копии различных картин и мебель того времени.
Давайте заглянем.

11) Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»).
В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр (МХаТ).

12) Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди в селе Погорельцы. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II, вместе с которым в 1838 году ездил на озеро Комо. Впечатления этой поездки были использованы при работе над повестью «Упырь».

13) В 1834 г. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе, в 1843 г. - придворное звание камер-юнкера.
В конце 1830-х - начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования»

14) Зимой 1850-1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

15) После отставки со службы в 1861 году жил периодически в Европе и в усадьбе Красный Рог. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 году.

16)

17) Он создал пародийный образ Козьмы Пруткова, который был литературной маской, издаваемый в журналах «Современник», «Искра», под которым выступали в 50-60 гг. XIX в. сам Алексей Толстой, братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр), возможно ещё штабс-капитан Александр Аммосов, сын изобретателя системы парового отопления для Зимнего Дворца, т.н. "Аммосовских печей". Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное подражательство.
На фото- бюст Козьмы Пруткова скульптора А. Зубарева.

18) Ему создали даже отдельную биографию, генеалогическое древо Прутковых.
Из «Биографических сведений о Козьме Пруткове»: Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.
Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблизи ж/д станции Саблино.
В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл на этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. В это время и привиделся ему сон. Именно: в ночь с 10 на 11 апреля 1823 г., возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку и не дав ему одеться, повлёк его молча по каким-то длинным и тёмным коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их ему одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к его продрогшему телу. Прутков ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события; но вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй он ощутил во всём теле сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению. Но, часто рассказывая о нём впоследствии, он всегда приходил в большое волнение и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!» - Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти, то есть до 13 января 1863 года".

19) Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом - и Орден Святого Станислава 1 степени., который всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».
Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период подготовления реформ прошлого царствования он как бы растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановременности всяких реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!».
Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он написал мистерию: «Сродство мировых сил».
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою - прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.

20) Его известные цитаты:
- Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.
- Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
- Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
- Бди!
- Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
- Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
- Никто не обнимет необъятного.
- Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
- Если хочешь быть счастливым, будь им.
- Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
- Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
- Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
- Усердие всё превозмогает!
- Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
- Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц - ночью.
- Где начало того конца, которым оканчивается начало?
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Легче держать вожжи, чем бразды правления.
- Не всё стриги, что растет.
- Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
- Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
- И устрица имеет врагов.
- Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего табак нередко пахнет духами.
- Держаться партии народной и современно, и доходно.
- Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
- Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.


26)

«Красный Рог не Рим, но очень красив», – писал Алексей Константинович Толстой. Дворянская усадьба в Красном Роге была основана во второй половине XVIII века графом Кириллом Григорьевичем Разумовским, прадедом писателя.

Алексей Толстой часто бывал в Красном Роге, а после ухода с государственной службы эта усадьба становится его основным и любимым местопребыванием. Здесь написаны исторические баллады, многие лирические стихотворения, драмы «Царь Борис», «Посадник».

Сегодня в Красном Роге можно увидеть усадебный дом (восстановлен в 1993 году по проекту А.В. Городкова) и мемориальный флигель, где останавливались гости усадьбы.

Строения окружены парком, сохранившим старинные аллеи и очаровательные липовые беседки-боскеты.

В нескольких минутах ходьбы от парка находятся уникальная деревянная церковь и усыпальница, в которой покоится прах Алексея Константиновича и его жены Софьи Андреевны.

В главном усадебном доме («Большой дом» – так называл его А.К. Толстой) размещена литературно-мемориальная экспозиция, в которой представлены подлинные предметы из дома Толстых. Это письменный стол и кресло поэта, настольные часы, комод и столик для рукоделия Софьи Андреевны, бокал с выгравированным гербом рода Толстых. В экспозиции музея также представлены типологические предметы мебели, скульптуры, картины, гравюры, редкие книги.

Про то, что Брянская область может похвастаться единственной усадьбой-мемориалом писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого, в регионе знают уже, пожалуй, все - начиная со школьников, которых программа обязывает, и заканчивая людьми абсолютно далекими от культуры в целом и от литературы в частности… Особенно активно брянцам о краснорогской вотчине автора «Князя Серебряного» и одного из «отцов» искрометного Козьмы Пруткова напоминают в преддверии 200-летнего юбилея Толстого.

Шутка ли - из федерального бюджета на реконструкцию этого культурно-исторического памятника пришло более 163 миллионов рублей… Однако, как идет их расходование, насколько быстро продвигается работа и что конкретно происходит в Красном Роге не до конца понимают даже члены общественной группы, следящие за жизнью и восстановлением усадьбы уже несколько десятилетий. Разобраться в непростой ситуации, сложившейся вокруг одного из наиболее значимых литературных мест Брянщины попытался корреспондент NASHBRYANSK.RU.

Дни минувшие

Дворянское гнездо под Красным Рогом имеет богатую историю. До Алексея Константиновича Толстого усадьбой владели внебрачные дети графа Розумовского - Лев и Василий Перовские. В 1834 году ее выкупил их брат Алексей - известный автор, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. А в 1836-м, после смерти литератора, имение получила в наследство его сестра - мать Алексея Константиновича - Анна Толстая. Вступив во владение усадьбой, Анна Алексеевна практически сразу начала ее перестройку. С этого момента - с 1837 года - и начинается мемориальный период дворянского гнезда.

На тот момент в состав усадебного комплекса входили главный дом, в народе называемый «дворцом», три флигеля, прачечная, кузница, садовницкая и старинный парк. За долгие годы часть построек была утрачена. В огне 1 января 1942 года погиб и господский дом.

«При Толстом дом был деревянный с террасами во всю длину по обеим сторонам, как на этой фотографии, - говорит, показывая на копию старинного снимка, исследователь биографии и усадьбы поэта, краевед Валерия Захарова. - Уже новый владелец обложил его кирпичом, убрав террасы. В войну дом сгорел. Потом на пепелище подогнали экскаватор, разрушили основания печей, по которым можно было комнаты восстановить. Это все свалили в грузовик и выбросили на дорогу».

Восстановление главного дома

Тем не менее, остатки фундамента сохранились, по ним в 80-х годах сумел создать свой проект реконструкции «дворца» брянский архитектор Василий Городков. И здание в итоге возвели, однако со значительными отступлениями от плана.




«Оно вышло короче. Внутреннюю планировку вообще по-другому сделали, - поясняет Захарова. - Но на слушаниях, когда уже построили до крыши дом, оказался человек, который бывал в нем до войны. И он скандал поднял: «Что вы делаете? Я там был. И это не то». Я тогда от фонда культуры встала и сказала: «Просим заморозить строительство и проект разработать в соответствии с документацией». На что главный архитектор области - тогда Александр Валентинович Петров - ответил: «Ну, что товарищи, кто будет знать, кроме нас, что так не было при Толстом?»

Позже, как отмечает Валерия Захарова, выяснилось, что сделаны такие корректировки были по просьбе заказчика - брянского краеведческого музея в лице его тогдашнего руководителя Владимира Алексеева - исключительно для удобства ведения экскурсий. При этом оказались допущены достаточно критичные технологические просчеты, которые и повлияли на сегодняшнее состояние здания.


Читайте также

«Фундамент исторический был рассчитан на деревянную конструкцию. Теперь же на него посадили кирпич, вырыли подвал огромный, которого не было при Толстом. А сейчас еще собираются террасы пристроить, чтобы приблизить облик к толстовскому, - сетует краевед. - Я уже три независимые организации просила сделать обследование и дать заключение. Да что говорить? Два года назад дом уже ремонтировали, потому что обнаружилось, что он на 50% изношен». Подвела «дворец» и новая крыша: вода попадает на стены. Треть стены снизу также постоянно была мокрая из-за отсутствия изоляции фундамента. С подвалом - все еще хуже. Там, как рассказывает Захарова, в буквальном смысле стояли лужи и ручьи текли.

В 2014 году, на пять миллионов рублей, выделенных экс-губернатором Николаем Дениным здание худо-бедно подлатали - сделали внешнюю изоляцию фундамента. Однако надолго обезопасить «дворец» от влаги и постепенного разрушения не удалось. Краеведы заговорили о его перестройке по проекту Городкова с учетом прошлых технологических просчетов и соответствию найденной фотографии деревянного дома Толстого.

«Праздничная» реконструкция: краеведы vs архитекторы

В июне того же 2014 года прозвучала и мысль о комплексной реконструкции усадьбы к 200-летию Алексея Константиновича Толстого. На заседании этого торжества была намечена большая программа по воссозданию подлинного исторического облика родового имения поэта. Однако программы-программами, а до 2016 года дело фактически не продвинулось. Сложности и странности возникли уже на стадии проектирования.

Сначала планировалось, что проект усадьбы, как и главного дома, выполнит брянский архитектор Александр Перов, однако его работы вызвали вопросы у краеведов-общественников. Тогда в брянском департаменте культуры было решено обратиться к специалистам из Московского архитектурного института. Так над проектом толстовской усадьбы начал работать представитель научно-исследовательской организации имени Павла Третьякова Руслан Прокопишин.

Его вариант, по мнению краеведов, также оказался крайне далек от исторического облика имения. «Мы долго добивались, чтобы этот проект увидеть. Нам его все не показывали, но в конце концов удалось найти способ достать эти материалы, - вспоминает Валерия Захарова. - И вот тогда, наконец, стало понятно, что-то, что они нарисовали, не в какие рамки не шло». Проект Прокопишина успешно прошел экспертизу. Однако у общественников возникло большое количество вопросов к ее результатам. Региональный департамент культуры, как и Управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области поддержали мнение активистов и от проекта Прокопишина отказались.

«При этом департамент, а собственно заказчик - музей краеведческий - не стали платить деньги фирме Прокопишина, которая два с лишним года проработала. В итоге эта фирма учинила музею иск на 13 с лишним миллионов рублей, - поясняет Захарова. - Тогда музей краеведческий встречный иск подал о расторжении этого контракта, но у музея не оказалось денег заплатить пошлину и суд этот перенесли».









Снос дворового флигеля

А вот здесь начинается самая запутанная часть истории… В августе на территории усадьбы появляется тяжелая техника и начинается демонтаж зданий. Под снос идут бывшие постройки пансионата, долгое время соседствовавшие с толстовскими флигелями и «дворцом», однако, как заверяют краеведы, среди снесенного оказалось и строение времен поэта, значащееся в книге «Списки объектов историко-культурного наследия Брянской области», как вновь выявленный памятник.

«Это был дворовый флигель. Изначально он строился для дворовых людей Анны Алексеевны, матери Толстого, - рассказывает Валерия Захарова. - При Толстом флигель разделили на три помещения. В одном находилась столярная мастерская. Еще два - были жилые. При Толстом там размещался его егерь Денис с охотничьей собакой Доном. Там же находились некоторые дикие животные которых приручал егерь - знаменитая медведица Машка и так далее».

Снос флигеля стал для общественников известной неожиданностью. Их попытка установить, на основе каких разрешительных документов ведутся работы, зашла в тупик. Этих документов просто не оказалось, как и акта о сносе здания. В Управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, которое должно было непосредственно выдать соответствующее разрешение, заявление Захаровой о снесенном флигеле вызвало удивление - там об этом и не слышали. Более того, как пояснил источник, знакомый с ситуацией, на тот момент еще не завершились торги, не были подписаны контракты, сам проект реконструкции не прошел госэкспертизу. Последнее не произошло до сих пор. Соответственно, снос дворового флигеля сложно назвать законным, с какой стороны ни посмотри.

Тем временем в департаменте культуры

В региональном департаменте культуры, который, по сути, управлял делами краеведческого музея, до недавнего времени - пока в должности не утвердили нынешнего директора учреждения - Ирину Кулешову, внятных ответов на вопросы, связанные с реконструкцией музея-усадьбы и сносом флигеля, так и не дали.

В ответе руководителя департамента Елены Кривцовой на официальный запрос редакции NASHBRYANSK.RU среди сложнопереводимых на русский язык конструкций более или менее понятна следующая: «Информация о включении объекта «Дворовый флигель» в перечень выявленных объектов культурного наследия в управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области отсутствует». Проще говоря, в списках не значится. Но почему тогда эти данные расходятся с литературой, сведениями краеведов? Ряд вопросов редакции, как, например, данные подрядчика, состояние торгов на момент начала работ, сроки окончания реконструкции, в департаменте и вовсе предпочли оставить риторическими.


Часть из них уточнила Валерия Захарова. По ее данным, не дожидаясь решения суда о расторжении контракта с Прокопишиным, Брянский краеведческий музей объявил новые торги по реконструкции музея-усадьбы: первый тендер от 8 августа на 98 миллионов 347 тысяч 583 рубля 32 копейки и второй - от 30 сентября на 51 миллион 823 тысячи 618 рублей 82 копейки. На последний все еще принимаются заявки.

Тем временем в Красном Роге, со слов Захаровой, уже хозяйничают две фирмы: ООО «Равелин» занимается демонтажем зданий, а ООО «Профреставрация» готовится к реконструкции. Что примечательно, представителем обеих компаний является один человек - Вадим Линник.

«Фирмы подрядились провести коммуникации к сносимым ими же объектам, объявив их «неисторическими», а на их месте возвести новые. И хотя нет даже эскизных проектов к новым постройкам, их „начинка“ уже расписана в смете», - подчеркивает Захарова.

Что же касается примерной даты окончания реконструкции, она, по информации краеведа, назначена на 20 декабря. Вдумайтесь, 20 декабря уже этого года! «Это не просто не реально, это может нанести серьезный вред. Усадьбу в комплексе можно восстановить в течение не менее десяти лет», - подводит печальный итог Валерия Захарова.

Имя Алексея Константиновича Толстого (родился в С. Петербурге в 1817 году) известно каждому любителю русской словестности. Это и историко - приключенческий роман "Князь Серебряный" и афоризмы Козьмы Пруткова, и драматическая трилогия, и, конечно же, незабываемые строки его стихотворений.
В детстве будущий поэт жил в Красном Роге, до семнадцатилетнего возраста "беспрестанно путешествовал с родными... но постоянно возвращался в имение." Как потом вспоминал Толстой, на его склонность к поэзии повлияла брянская природа: "...Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь..." Сюда, в Красный Рог, он вернулся, оставив службу в конце 50-х годов, здесь же и скончался 28 сентября 1875 года, и похоронен возле сельской церкви.
Будучи человеком европейского образования, Толстой оставался истинно русским патриотом, не отделявшим себя от судьбы Родины. Как написанные сегодня, звучат его слова:

Да, он грустит во дни невзгоды,
Родному голосу внемля,
Что на два разные народа
Распалась русская земля.

Село Красный Рог расположено в 45 км от Брянска в сторону Гомеля, на берегу речки Рожок. По прибытии в Красный Рог посетите часовню-усыпальницу А.К. и С.А. Толстых, древнюю деревянную Успенскую церковь и единственный в стране музей поэта располагающийся в Охотничьем доме — памятнике архитектуры XVIII века, построенном по проекту Б.Растрелли.
Усадьба Толстых в с. Красный Рог является одним из блестящих примеров дворянского культурного гнезда. Под кронами краснорогского парка прошли детские годы А.К. Толстого. Усадьба тогда принадлежала его дяде и воспитателю А.А. Перовскому, вошедшему в русскую литературу под псевдонимом Антоний Погорельский. Старинный парк сохранил свою планировку и редкие породы деревьев, посаженные еще А.А. Перовским.
В усадьбе неоднократно бывали А. Фет, Я. Полонский, Б. Маркевич, братья Жемчужниковы. В мемориальном флигеле, где обычно останавливались братья Жемчужниковы, планируется создание музея Козьмы Пруткова. В настоящее время этому литературному образу посвящена часть экспозиции музея.
Особый интерес представляет посещение Красного Рога во время Всероссийского праздника поэзии «Серебряная лира», посвященного А.К. Толстому, проводимого ежегодно в последнее воскресенье августа.
Живописные окрестности Красного Рога- это неотъемлимая часть поэтического мира, в котором жил и творил Толстой. Жемчужиной толстовского мира в Красном Роге была усадьба с ее уникальным парком. Здесь в Красном Роге Толстым писались исторические баллады, лирические стихотворения, трагедия "Борис Годунов". С 1967 года Красный Рог стал местом празднования областного Дня поэзии, которые ежегодно проводятся в августе.
Проезд до Красного Рога: из Москвы с Киевского вокзала до ж/д вокзала Брянск-I, оттуда до автовокзала, далее любым автобусом, идущим в сторону Почепа, до остановки Красный Рог. Групповую экскурсию можно заказать в Брянском краеведческом музее.
На автомобиле вы легко найдёте усадьбу по указателям. На её территории сейчас также находится пансионат "Красный Рог"
http://museum.bryansk.ru/tolstoy/
http://www.tu-bryansk.ru/bryansk/museum/tol.htm
http://www.bryanskobl.ru/~press/Tolstoy.html
От себя добавлю, если получится пообщайтесь с Трушкиным Михаилом Даниловичем- директором музея вот уже с четверть века. Очень колоритная личность, с удовольствием ответит на все вопросы о музее, порассуждает о России, любую тему сможет дополнить стихами.